Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к информации
по безопасности полетов N 11
Ниже приводится перевод (неофициальный) выдержек из статьи "Asleep at the Yoke? Fighting Fatigue in General Aviation"/"Засыпаете за штурвалом? Борьба с утомлением в авиации общего назначения" (автор Дженнифер Карой), опубликованной в журнале "FAA Safety Briefing" (выпуск июль/август 2020 года).
С полным текстом статьи можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной авиационной администрации (ФАА) США:
https://www.faa.gov/news/safety_briefing/2020/media/JulAug2020.pdf
"[...] Что такое утомление?
Мы понимаем это, когда чувствуем это. Утомление - это чувство вялости, усталости, сонливости, которое возникает, когда вы не выспались. [...]
Это человеческое состояние, которое влияет на каждого из нас. Никакая профессия, деятельность или пол не защищены от его воздействия. Будь вы пилот, водитель грузовика или фельдшер, если вы недосыпаете, вы будете испытывать одни и те же физические и умственные ограничения по всем направлениям. Причина утомления не менее важна, чем ее негативное влияние на вашу способность выполнять задачи. Подобно наркотикам или алкоголю, утомление замедляет время реакции, снижает осведомленность и ухудшает суждение.
В большинстве случаев утомление можно легко снять с помощью дневного сна или "выспаться" на следующий день без каких-либо побочных эффектов. Но если вы участвуете в авиационной деятельности, связанной с безопасностью полетов, например, в управлении воздушным движением, пилотировании или техническом обслуживании самолета, последствия утомления могут нести катастрофические последствия.
Как утомление влияет на АОН?
В то время как пилоты коммерческой авиации более склонны к профессиональной утомляемости, которая возникает в результате длительного рабочего дня, изменения расписания полетов или смены нескольких часовых поясов, пилоты АОН тоже могут испытывать утомление. Риск авиационных происшествий выше из-за проблем, связанных с работой только одного пилота и относительно высокой индивидуальной рабочей нагрузкой. Кроме того, пилоты АОН обычно не имеют возможности иметь второго пилота для распределения задач или оказания помощи при подготовке к полету. Исследования показывают, что люди плохо оценивают уровень своего утомления. Семья, друзья и члены экипажа намного более честны - иногда жестоко! - и, не колеблясь, скажут вам, насколько вы устали или больны на самом деле.
"Вы, вероятно, устали больше, чем думаете, и представляете большую угрозу для своей безопасности, чем вы думаете", - говорит доктор Катрина Аверс, научный сотрудник отдела исследования человеческого фактора Гражданского аэрокосмического медицинского института (CAMI) ФАА. Ее исследования специализируются на обучении в области утомления и программам управления рисками, связанными с утомляемостью, для летного экипажа, бортпроводников и специалистов по техническому обслуживанию.
"Мы думаем, что если мы просто пройдем через это и достаточно сосредоточимся, то сможем преодолеть это, или если мы выпьем достаточно кофеина, наши показатели улучшатся. Но это неправда", - говорит доктор Аверс. В конце концов, вы все еще чувствуете утомление, а ваша работоспособность все еще страдает.
Мотивация, кофеин, физическая активность и воздействие окружающей среды могут замаскировать утомление и, возможно, позволить вам на время игнорировать ее симптомы. Но это не устранит неизбежных физических последствий. Снижается координация и настороженность. Производительность падает, суждения и принятие решений ухудшаются, и вы можете пойти на неоправданный риск. Даже самые опытные пилоты делают ошибки, когда летят в состоянии утомления, и никакая маскировка не может преодолеть его последствия.
"Нам намного проще искать факторы риска в условиях полета, чем искать те же факторы риска в себе, но мы должны осознавать себя и осознавать, насколько мы ослаблены, чтобы избегать полетов в состоянии утомления", - поясняет Аверс.
Особо коварный риск переутомления проявляется в виде приступов короткого сна, также известных как микросон. Это короткие периоды сна, когда вы засыпаете внезапно и без предупреждения. Согласно результатам исследований мозговой активности в полете, проведенных в 2001 году, "микросон у пилотов чаще всего возникал на средних и поздних этапах крейсерского полета. Их вероятность во время ночных полетов была более чем в девять раз выше. Несмотря на сильную мотивацию проявлять бдительность на заключительных этапах полета, также было обнаружено, что микрособытия происходят в период от точки начала снижения до посадки". Все это не несет ничего хорошего для пилота, особенно если в самолете нет никого, кто помогал бы пилоту сохранять бдительность.
Пилотировать утомленным
Утомление - это риск не только во время крейсерского полета. Оно представляет наибольший риск на критически важных этапах руления, взлета и посадки. Зарегистрированные события, связанные с утомлением, включали процедурные ошибки, нестабилизированные заходы на посадку, заходы не на ту ВПП, несанкционированные выезды на ВПП, посадку без разрешения и неправильное принятие решений.
"Утомление ухудшает вашу работоспособность и может отрицательно сказаться даже на основных навыках", - объясняет доктор Аверс. Это ставит под угрозу вашу способность быстро реагировать и эффективно общаться. Это настолько негативно влияет на вашу память и координацию глаз и рук, что после 17 часов без сна ваша способность контролировать, управлять и действовать руками очень напоминает человека с содержанием алкоголя в крови от 0,05 до 0,08 процента.
Чтобы увидеть взаимосвязь между сном и уровнем работоспособности, обратите внимание на исследование ограничений сна, приведенное на рисунке 1.
Исследование ограничений сна в течение 14 дней
Результаты показывают, что уровень вашего расстройства увеличивается, когда сон сокращается до менее семи часов в сутки. "Проще говоря, чем меньше вы спите, тем выше риск авиационных происшествий и инцидентов", - говорит доктор Аверс. "Утомление сказывается не только тогда, когда мы не спим всю ночь", - продолжает она. "Человек, который спит шесть часов каждую ночь в течение двух недель, может иметь такой же уровень повышенной утомляемости, как и тот, кто не спал 24 часа подряд".
Если вы летите в утомленном состоянии, еще один риск заключается в том, как вы отреагируете на чрезвычайную ситуацию в полете или любую неожиданную ситуацию, которая вызывает периоды сильного стресса. Один из способов подумать о роли утомления в риске авиационного происшествия - это знать, что утомление вызывает случайные эпизоды невнимательности именно тогда, когда вам нужно все свое внимание, чтобы избежать авиационного происшествия.
Рассмотрим пример отказа двигателя в полете. Ваш первый приоритет - сохранять спокойствие, выполнить действия по памяти и позициям контрольной карты и искать безопасное место для приземления. Но вот что может случиться, если вы летите на "пустом баке для сна". Время реакции замедляется, вы не сосредоточены, а паника нарастает, поскольку вы тратите драгоценное время и высоту на принятие решений. Ваше мышление расплывчато, элементы памяти блекнут, координация глаз и рук нарушена, нарушается ситуационная осведомленность, и вы с большей вероятностью совершите ошибки и проявите рискованное поведение. По мере того как навыки восприятия и передачи информации снижаются, становится все труднее подобрать правильные слова для радиосвязи. Любой из этих сценариев может значительно снизить шансы на успешный исход полета.
Утомление вызывает особую озабоченность по отношению к сменно работающему авиационному персоналу, в том числе диспетчерам и специалистам по техническому обслуживанию. Принято считать, что работающие по сменам со временем адаптируются и не утомляются. Это не так. Измененный график требует работы против внутренних часов организма (циркадного ритма). Естественно регулируемый светом, циркадный ритм говорит вам, что нужно бодрствовать, когда светло, и ложиться спать, когда темно. В этих условиях вы более уязвимы для утомления, потому что ваш цикл сна и бодрствования не синхронизирован. Результат: снижение производительности, увеличение количества ошибок, снижение морального духа и другие риски для безопасности. Компании могут регулировать сменную работу и свободное время, но есть также индивидуальная ответственность за мониторинг и контроль привычек сна.
Так как же бороться с утомляемостью?
"Лучший способ бороться с утомляемостью - это лучше понимать, что ее вызывает, знать связанные с ней риски и применять эффективные меры противодействия", - говорит доктор Аверс.
[...]
Еще несколько советов:
1. Определите утомление. Если вы чувствуете желание вздремнуть каждый раз, когда садитесь, вы, вероятно, утомлены. Обратите внимание на следующие симптомы: зевота, чувство сонливости, снижение внимания, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. Используйте контрольный список IMSAFE*, чтобы оценить свое здоровье, прежде чем заниматься какой-либо деятельностью, связанной с авиацией.
2. Избавьтесь от утомления. Если вы чувствуете утомление, прекратите полеты до тех пор, пока не сможете достаточно отдохнуть. Помните, что кофеин только маскирует усталость и не заменяет сон! Вздремнуть заранее; немного поспать лучше, чем ничего. Даже 10-минутный сон может помочь, но не используйте короткий сон вместо хорошего ночного сна.
3. Предотвратить утомление: выработайте хорошие привычки сна и придерживайтесь распорядка дня. На сайте mxfatigue.com вы можете найти журнал сна, в котором можно отслеживать свой сон, и многие другие меры по борьбе с утомлением".
Примечание 1.
Под контрольным списком IMSAFE имеется в виду рекомендованный авиационной администрацией США список вопросов для самооценки, составленный чтобы помочь пилоту определить свое физическое и психологическое здоровье в ходе подготовки к полету. Акроним "IMSAFE" составлен по первым буквам английских слов Illness (болезнь), Medication (медикамент), Stress (стресс), Alcohol (алкоголь), Fatigue (утомление), Emotion (эмоция).
Список вопросов для самооценки IMSAFE приведен, например, в учебном пособии "Pilot's Handbook of Aeronautical Knowledge" (размещено по ссылке: https://www.faa.gov/regulations_policies/handbookS_manuals/aviation/phak/media/pilot_handbook.pdf) (перевод неофициальный):
"1. Болезнь. Я болен? Болезнь - очевидный риск для пилота.
2. Медикамент. Принимаю ли я какие-либо лекарства, которые могут повлиять на мои суждения или вызвать сонливость?
3. Стресс. Испытываю ли я психологическое давление на работе? Есть ли у меня проблемы с деньгами, здоровьем или семьей? Стресс вызывает проблемы с концентрацией и работоспособностью. Хотя в нормативных документах и указываются медицинские условия, требующие прекращения полетов, стресс не входит в их число. Пилоту следует учитывать влияние стресса на свои действия.
4. Алкоголь. Выпивал ли я в течение последних 8 часов? В течение последних 24 часов? Всего лишь одна унция ликера, одна бутылка пива или четыре унции вина могут ухудшить навыки пилотирования. Алкоголь также делает пилота более подверженным дезориентации и гипоксии.
5. Утомление. Устал ли я или недостаточно отдохнул? Утомление продолжает оставаться одной из самых коварных опасностей для безопасности полетов, поскольку она может быть незаметна для пилота до тех пор, пока не будут сделаны серьезные ошибки.
6. Эмоции. Расстроен ли я эмоционально?".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.