Заслушав в соответствии со статьей 81 Устава (Основного Закона) Алтайского края отчет Губернатора Алтайского края о результатах деятельности Администрации Алтайского края за 2015 год, Алтайское краевое Законодательное Собрание отмечает, что Администрацией Алтайского края в 2015 году приняты меры по реализации стратегических задач социально-экономического развития Алтайского края в контексте выполнения основных положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Алтайском крае, по приведению системы стратегического планирования в соответствие с федеральным Законодательством, продолжена работа по оптимизации бюджетной сети государственных и муниципальных учреждений и повышению эффективности использования бюджетных средств.
Усиление внешнеполитической напряженности, ухудшение состояния российской экономики повлекли замедление темпов роста реального сектора экономики Алтайского края в 2015 году. Вместе с тем реализованные за последние годы мероприятия по технологическому обновлению и созданию конкурентных производств в промышленности, в сельском хозяйстве, в малом и среднем бизнесе, проведение государственной политики импортозамещения и поддержки экспорта позволили сохранить стабильность в экономике региона.
Меры по государственной поддержке сельского хозяйства обеспечили 7,5 процента прироста производства (по России - 3 процента). В промышленности его объемы сохранены на уровне 2014 года (по России - снижение на 3,4 процента). В ключевых секторах обрабатывающей промышленности обеспечены устойчивые темпы развития: объемы производства пищевых продуктов увеличились на 5,2 процента, фармацевтической продукции - на 35,5 процента, химических веществ - на 13,3 процента, резиновых и пластмассовых изделий - на 10,3 процента, машин и оборудования - на 23,8 процента, в том числе машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства - на 56,1 процента. Темп роста валового регионального продукта оценивается в размере 100,4 процента. На развитие экономики и социальной сферы края направлено 91,7 миллиарда рублей. Ввод в эксплуатацию жилья увеличился на 16,4 процента и достиг 878,9 тысячи квадратных метров.
Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда, позволили сохранить более шести тысяч рабочих мест на крупных предприятиях края, не допустить роста безработицы.
Среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 12,9 процента (по России - на 10,1 процента). Контроль роста цен на социально значимые товары, реализация мероприятий по их стабилизации обеспечили более сдержанные по сравнению со среднероссийскими показателями темпы роста потребительских цен (114,8 процента против 115,5 процента соответственно) и минимальные темпы снижения реальных располагаемых доходов населения - на 0,8 процента (по России - на 4,0 процента).
С 2008 года в крае ежегодно рождается более 30 тысяч детей (в 2015 году - 30065 человек). Доля третьих и последующих родившихся детей в сравнении с 2014 годом возросла на 5,8 процента, количество семей с четырьмя детьми увеличилось на 9,3 процента. Суммарный коэффициент рождаемости по последним данным составляет 1,841 и на 5 процентов превышает целевой показатель, обозначенный в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (1,753). Число умерших граждан уменьшилось на 157 человек.
В 2015 году консолидированный бюджет Алтайского края оставался сбалансированным и устойчивым. Объем собственных доходов края увеличился в сравнении с 2014 годом на 3,4 процента и составил 56,8 миллиарда рублей. Их удельный вес в бюджете края достиг 59 процентов (на 1 процентный пункт больше, чем в 2014 году). Алтайский край сохранил низкий уровень государственного долга (6 процентов от собственных доходов) и социальную направленность бюджета, на финансирование отраслей социальной сферы направлено 66 процентов его расходов, обеспечена выплата всех социальных обязательств и заработной платы работников бюджетной сферы. Расходы на национальную экономику увеличились на 29 процентов и превысили 21 миллиард рублей. На развитие дорожного хозяйства направлено более 11 миллиардов рублей (дорожный фонд Алтайского края увеличен в 1,7 раза до 8,9 миллиарда рублей), на поддержку сельского хозяйства - 6,3 миллиарда рублей, в том числе за счет федеральных субсидий - 5,3 миллиарда рублей (рост в 1,6 раза).
В 2015 году продолжена работа по социальному и инженерному обустройству сельских территорий, созданию условий для работы и проживания молодых специалистов в сельской местности. Реализован комплекс мер по профилактике и снижению смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний, совершенствованию медицинской помощи матери и ребенку, улучшается социальное обслуживание граждан пожилого возраста, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья. К началу 2016 года обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Выполнены намеченные на 2015 год мероприятия по строительству и реконструкции социальных объектов инвестиционной программы "80x80", по модернизации действующих объектов здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства. Реализованы меры по организации пригородного транспортного обслуживания населения, улучшению экологической ситуации, развитию водохозяйственного комплекса региона, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по газификации, строительству дорог, мостов. Реализованы крупные инфраструктурные проекты, позволяющие дать импульс развитию курортного и туристического бизнеса. Успешная реализация программ по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса позволила увеличить объемы привлекаемой федеральной государственной поддержки по приоритетным направлениям деятельности.
Вместе с тем в Алтайском крае остаются проблемы, в том числе связанные с макроэкономической нестабильностью в мировой и российской экономике. Сократились инвестиционные возможности государственных и муниципальных бюджетов, бизнеса. Высокие темпы жилищного строительства не компенсировали снижения темпов общего объема строительных работ. В зоне риска находится ведущее предприятие края - АО "Алтайвагон", где падение производства обусловлено системными проблемами технологического обновления на российском рынке железнодорожного подвижного состава. Несмотря на то, что в 2015 году в крае из неформального сектора удалось вывести более 35 тысяч работников, показатели доходов граждан уступают среднероссийским значениям. Наблюдается отрицательная динамика показателей потребительского рынка, характерная и для России в целом.
В соответствии со статьей 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края Алтайское краевое Законодательное Собрание постановляет:
1. Принять к сведению отчет Губернатора Алтайского края о результатах деятельности Администрации Алтайского края за 2015 год.
2. Поддержать действия Администрации Алтайского края по выполнению комплекса мер, направленных на реализацию стратегических задач социально-экономического развития Алтайского края в контексте выполнения основных положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, обеспечению устойчивого развития экономики края, социальной стабильности.
3. Считать первоочередными задачами социально-экономического развития Алтайского края на 2016 год:
исполнение основных ориентиров в демографической политике, социальной сфере, обозначенных в майских указах 2012 года;
поддержку семей с детьми и многодетных семей для решения задач демографической политики;
поддержку граждан с низкими доходами, наиболее уязвимых категорий граждан;
реализацию мер по преобразованию сети медицинских учреждений с учетом необходимости их оптимального размещения;
внедрение сетевых форм реализации дополнительных образовательных программ, обеспечение поддержки детского творчества, занятий спортом, доступного и качественного дополнительного образования через оптимизацию сети и внедрение государственно-частного партнерства в системе дополнительного образования;
обеспечение стратегических отраслей экономики края необходимыми трудовыми ресурсами, развитие их кадрового потенциала;
активизацию экономического роста, увеличение налогового потенциала края, в том числе за счет привлечения инвестиций, реализации приоритетных инвестиционных проектов, развития человеческого капитала;
эффективное применение действующих инструментов промышленной политики, прежде всего для обеспечения импортозамещения и поддержки экспорта, укрепление и развитие кооперационных связей;
развитие агропромышленного комплекса, увеличение объемов производства продукции животноводства, восстановление плодородия почв, техническое перевооружение и модернизацию, диверсификацию сельскохозяйственного производства, развитие сельскохозяйственной кооперации, эффективное применение новых мер государственной поддержки (по возмещению части прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию молочных комплексов, тепличных хозяйств, картофеле-, плодо- и овощехранилищ, оптово-распределительных центров, грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов);
ускорение разработки и внедрения современных биотехнологий;
создание условий для развития конкуренции на рынке туристских и сопутствующих услуг в целях улучшения качества их предоставления, содействие развитию сельского туризма;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства, принятие мер по снижению налоговой и неналоговой нагрузки, устранение административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого предпринимательства;
развитие многоформатной торговли с целью формирования комфортной потребительской среды для жителей региона;
повышение экономической доступности товаров для населения, в том числе через реализацию соглашений, заключенных с крупными торговыми сетями, увеличение доли продукции местных производителей, а также расширение ярмарочной торговли на региональном потребительском рынке;
повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;
повышение качества и эффективности управления государственными и муниципальными финансами, в том числе за счет оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях расходов, передачи несвойственных для органов управления и государственных и муниципальных учреждений функций предприятиям;
недопущение необоснованного роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги;
обеспечение эффективного планирования и реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы;
принятие мер по недопущению снижения уровня заработной платы работников бюджетной сферы;
сохранение финансовой поддержки местных бюджетов.
4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Алтайская правда".
Председатель |
И.И. Лоор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 19 февраля 2016 г. N 39 "Об отчете Губернатора Алтайского края о результатах деятельности Администрации Алтайского края за 2015 год"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 5 марта 2016 г. N 39