Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению администрации
МР "Бабынинский район"
от 5.10.2020 N 574
Методические рекомендации
для органов местного самоуправления поселений Бабынинского района об организации и порядке обучения населения мерам пожарной безопасности
1. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, в том числе оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 69-ФЗ следует читать как "от 21 декабря 1994 г."
2. На основании постановления Правительства Калужской области "Об обучении населения Калужской области мерам пожарной безопасности" от 9 марта 2007 г. N 66, в целях предупреждения гибели людей, снижения их травматизма при пожарах, организации противопожарной пропаганды органы местного самоуправления поселений организуют обучение населения мерам пожарной безопасности.
Для проведения обучения населения Главами администраций поселений должен быть принят соответствующий нормативный правовой акт (приложение 1 к методическим рекомендациям).
3. Работу по организации обучения населения необходимо разбить на три этапа:
3.1. На первом организационном этапе:
составляется план организации обучения;
составляются списки обучаемых;
оформляются Уголки пожарной безопасности в помещениях городских (сельских) поселений, других помещениях;
анализируются пожары, происшедшие за последние годы в населенных пунктах;
население информируется о проведении обучения.
3.2. На втором подготовительном этапе осуществляется подбор кандидатур, утверждаются списки общественных инструкторов и их подготовка.
Инструкторами могут быть как профессиональные работники пожарной охраны, так и работники добровольных пожарных обществ, актив органов местного самоуправления, техники-смотрители зданий, коменданты и другие работники жилищных организаций, председатели сельских, уличных и домовых комитетов, начальники сельских добровольных пожарных дружин и пожарно-сторожевой охраны коллективных сельскохозяйственных предприятий и совхозов, инженеры по охране труда, технике безопасности и организации пожарной охраны в совхозах.
За каждым инструктором закрепляется определенная группа жилых домов, сельский населенный пункт (их может быть несколько, если они небольшие, и наоборот, это может быть часть крупного населенного пункта).
В поселках и городах за инструкторами закрепляются улицы, кварталы, микрорайоны, домоуправления, ЖКО, ЖСК.
3.3. На третьем этапе проводится непосредственное обучение населения.
Последовательность обучения населения определяется специальными графиками (приложение 2 к методическим рекомендациям), ежегодно составляемыми организаторами обучения совместно с общественными инструкторами. Обучение населения в первую очередь необходимо организовать в тех жилых районах, где наиболее часто происходят пожары.
Особое внимание при обучении и инструктаже необходимо уделять лицам, склонным к злоупотреблению спиртными напитками, одиноким, престарелым, семьям, в которых дети остаются без присмотра. К проведению работы с указанной категорией граждан необходимо привлекать участковых инспекторов милиции.
4. Рекомендуются следующие формы обучения населения мерам и правилам пожарной безопасности по месту жительства:
4.1. Индивидуальное обучение в составе одной или двух-трех семей как основная форма.
Собеседования инструктивного порядка с одним или несколькими жильцами лучше всего проводить непосредственно в квартирах и индивидуальных жилых домах. Жильцам необходимо разъяснять, что обучение правилам пожарной безопасности проводится в их же интересах.
Инструктор должен так строить занятия с населением, чтобы оно проходило в форме непринужденной беседы и в порядке ответов на вопросы.
Если при посещении квартиры, общежития или индивидуального дома обнаруживаются нарушения правил пожарной безопасности, то на это необходимо обратить внимание проживающих, рассказать о последствиях, к которым может привести то или иное нарушение, убедить людей принять немедленные меры к устранению нарушений.
Ответственные квартиросъемщики и владельцы домов должны быть не только проинструктированы, но и предупреждены под роспись в журнале учета о персональной ответственности за допущение нарушений, которые могут привести к пожарам.
Присутствующие на беседе должны быть зарегистрированы в журнале учета обучения населения (приложение 3 к методическим рекомендациям). Всех отсутствующих необходимо обязательно учесть для того, чтобы в последующем дополнительно проводить с ними инструктивные беседы.
4.2. Групповые инструктивные беседы.
Для проведения групповых инструктивных бесед на противопожарные темы с членами семей, не охваченных индивидуальным обучением, рекомендуется оборудовать при помещениях сельских администраций, домоуправлениях, жилищно-эксплуатационных конторах, управляющих компаниях, Домах культуры, школах и т.п. пожарно-технические комнаты или уголки с набором брошюр, плакатов, фотографий и др. наглядных материалов. В сельских населенных пунктах эту работу можно проводить на улице, собирая в одном из дворов жильцов нескольких домов.
Групповые инструктивные беседы рекомендуется устраивать также для людей, проживающих в общежитиях и домах гостиничного типа, где имеется возможность собрать однородную аудиторию слушателей. Владельцев индивидуальных автогаражей также целесообразно инструктировать по группам, обращая их внимание на меры безопасности при обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
О дне и месте проведения противопожарного инструктажа население информируется заранее, вывешиваются объявления.
4.3. Проведение противопожарного инструктажа новоселов.
В качестве дополнительного мероприятия к двум названным формам обучения населения может быть рекомендован противопожарный инструктаж новоселов - ответственных квартиросъемщиков.
5. Основным методом обучения целесообразно избрать беседу, иллюстрируемую примерами. Беседуя с населением, следует иметь в виду время года, помня, что ежедневная деятельность и жизнь человека во многом, а в пожарной безопасности тем более зависит от погоды (мороз, жара), времени суток (день, ночь) и т.д.
Поэтому в осенне-зимний период следует больше касаться вопросов использования отопительных и нагревательных установок и электроприборов, говорить об основных моментах, связанных с нахождением человека на чердаке, в кладовых, сарае, сеновале и других подобных местах со свечой или спичками.
Перед Новым годом необходимо напоминать требования к украшению и освещению новогодней елки и поговорить о других проблемах, связанных с новогодними праздниками.
При приближении весны следует говорить об уборке территории от мусора, скопившегося за зиму, а также о соблюдении мер пожарной безопасности при сжигании мусора, травы и т.д. В этот период будет своевременно напоминать правильные действия в случае возникновения пожара, ознакомить с первичными простейшими средствами и простейшими правилами тушения огня.
Независимо от формы обучения населения очень важно добиваться максимальной убедительности излагаемого материала. Сухая, шаблонная, без характерных примеров беседа трудно воспринимается. И наоборот, собеседование, построенное на фактах реальных пожаров и иллюстрированное наглядными материалами, повышает эффект восприятия.
6. Состав материалов рабочей папки общественного инструктора:
6.1. Копии нормативных правовых актов органов местного самоуправления о проведении обучения населения мерам пожарной безопасности.
6.2. Правила пожарной безопасности (ППБ) в Российской Федерации (ППБ-01-03).
6.3. Программа обучения населения мерам пожарной безопасности.
6.4. Журнал учета обучения населения мерам пожарной безопасности.
6.5. Методические рекомендации по обучению населения мерам пожарной безопасности.
6.6. Примерные тексты различных бесед.
6.7. Перечень пожаров, характерных для жилых домов (рекомендуется периодически обновлять через организаторов обучения или местные органы государственного пожарного надзора).
6.8. Фотографии последствий пожаров, возникших из-за нарушения основных ППБ, с пояснительными текстами.
6.9. Набор плакатов по правилам пожарной безопасности в быту.
6.10. Агитационные материалы (открытки, буклеты, памятки для населения и т.п.), которые после проведения занятий по желанию жильцов оставляют в квартире (доме).
В процессе обучения могут быть использованы также кино- и видеофильмы.
7. Обучение населения по месту жительства целесообразно сопровождать широкой пропагандой мер пожарной безопасности (тематические вечера, выступления работников пожарной охраны, проведение викторин в школах, показ пожарной техники и т.д.). Однако эти мероприятия должны рассматриваться как сопутствующие. Основное внимание должно быть уделено самому обучению.
8. Цели проведения инструктажей - обучение жильцов правилам пожарной безопасности в домах, ознакомление с основными причинами возникновения пожаров в жилом секторе, мерами их предупреждения, правилами вызова пожарной охраны и действиями при пожаре, предупреждение об опасности воздействия высоких температур, продуктов горения, опасности паники.
9. Примерная программа проведения обучения мерам пожарной безопасности квартиросъемщиков, владельцев квартир и частных жилых домов:
9.1. Основные причины возникновения пожаров в жилых домах.
9.1.1. Неосторожное обращение с огнем (курение, разведение костров, применение свечей и спичек при посещении хозяйственных кладовых, подвальных и чердачных помещений).
9.1.2. Детская шалость с огнем.
9.1.3. Использование факелов и паяльных ламп для отогрева замороженных труб центрального отопления.
9.1.4. Неисправность и неправильная эксплуатация электроприборов, печного отопления.
9.1.5. Пожары, связанные с применением предметов бытовой химии и аэрозольных препаратов.
9.1.6. Бенгальские огни, хлопушки, электрогирлянды - основные причины пожаров во время проведения новогодних праздников.
9.2. Предупреждение пожаров от основных причин.
9.2.1. Правила применения открытого огня.
9.2.2. Меры предосторожности при курении.
9.2.3. Недопустимость разведения костров в летний период вблизи строений, высыпания золы и шлака около построек, запрещение применения керосина и бензина для разжигания печей, пользования неисправными печами, перекала печей, сушки дров, одежды, других горючих материалов на печах и возле них.
9.2.4. Недопустимость эксплуатации печей, имеющих трещины, неисправные дверцы, недостаточные разделки и отступки. Опасность топки углем, коксом или газом печей, не приспособленных для этих целей.
9.2.5. Правила эксплуатации бытовых электроприборов, керогазов, керосинок. Меры предосторожности при применении бытовых осветительных и электронагревательных приборов и осветительных сетей.
9.2.6. Сущность явлений короткого замыкания, перегрузки и большого переходного сопротивления.
9.2.7. Правила пользования приборами бытового газа.
9.2.8. Меры предосторожности при применении предметов бытовой химии и аэрозольных препаратов.
9.2.9. Предупреждение пожаров от разрядов статического электричества.
9.2.10. Противопожарный режим в надворных постройках и жилых домах.
9.2.11. Меры пожарной безопасности во время проведения новогодних праздников (применение бенгальского огня, хлопушек, электрогирлянд).
9.2.12. Воспитание у детей навыков осторожного обращения с огнем.
9.2.13. Ответственность граждан за пожарную безопасность жилого сектора.
9.3. Порядок содержания территорий, чердачных и подвальных помещений.
9.3.1. Недопустимость возведения сараев, гаражей, строительства тамбуров, террас и других построек в противопожарных разрывах.
9.3.2. Запрещение устройства в лестничных клетках, коридорах, подвалах и на чердаках кладовых и чуланов, хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Правила посещения подвальных и чердачных помещений.
9.3.3. Содержание в постоянной готовности путей эвакуации. Недопустимость загромождения проездов, дворовых территорий и разрывов между строениями, подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, запасным эвакуационным выводам и наружным пожарным лестницам.
9.3.4. Запрещение хранения в гаражах горюче-смазочных материалов сверх установленных норм, нарушения противопожарного режима, применения открытого огня.
9.4. Специфические особенности противопожарной защиты жилых домов повышенной этажности.
9.4.1. Необходимость знания жильцами особенностей противопожарной защиты высотных домов.
9.4.2. Назначение незадымляемых лестничных клеток. Конструктивные решения дверей, поэтажных тамбуров и лифтовых холлов. Устройство переходов по балконам и подножиям в квартиры смежной секции. Назначение эвакуационных люков на балконах верхних этажей.
9.4.3. Системы дымоудаления и подпора воздуха. Порядок пуска насосов-повысителей. Приведение в действие системы дымоудаления, назначение датчиков автоматического извещения о пожарах в жилых домах.
9.5. Вызов пожарной охраны и действия граждан в случае возникновения пожара.
9.5.1. Средства связи, имеющиеся в жилом доме, места расположения ближайших телефонных аппаратов, порядок вызова пожарной помощи по телефону 01, звуковым сигналом или посылкой нарочного.
9.5.2. Встреча пожарных подразделений.
9.5.3. Тушение пожара (применение внутренних пожарных кранов, огнетушителей, воды, плотного покрывала (кошмы, песка и т.п.).
9.5.4. Эвакуация людей и имущества - правила поведения граждан, застигнутых пожаром (предотвращение паники и неправильной эвакуации, меры предосторожности от поражения электрическим током, отравления дымом, оказание первой помощи пострадавшим).
10. Примерный тематический план группового обучения населения мерам пожарной безопасности по месту жительства приведен в приложении 4 к методическим рекомендациям.
11. Справки о количестве обученных должны представляться общественными инструкторами организатору обучения, который один-два раза в месяц встречается с ними и составляет сведения о ходе обучения населения по своему участку (приложение 5 к методическим рекомендациям). Организатор обучения в согласованные сроки представляет полученные сведения для обобщения специалисту по делам ГОЧС администрации поселения и в районный отдел (отделение) Государственного пожарного надзора.
12. Наиболее добросовестных и активных общественных инструкторов за высокое качество работы целесообразно поощрять. При этом главным критерием оценки работы общественного инструктора является пожарная обстановка на тех участках жилого сектора, где он проводит обучение населения мерам и правилам пожарной безопасности.
13. Работу по обучению населения необходимо проводить в тесном сотрудничестве и взаимодействии с работниками пожарной охраны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.