Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 октября 2020 г. N 03-07-08/90463
Вопрос: Просим Министерство финансов Российской Федерации:
- Разъяснить порядок налогообложения услуг по предоставлению доступа к просмотру физическим лицам в странах ЕАЭС, оказываемых налоговым резидентом РФ, при распространении Кодов доступа к данным услугам посредством привлечения дистрибьюторов в соответствующих странах ЕАЭС;
- Разъяснить порядок взимания налога у источника с доходов от продажи Кодов доступа в странах ЕАЭС с учетом действующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения. В случае, если налог у источника подлежит удержанию в стране местонахождения Дистрибьютора, просим разъяснить порядок зачета сумм налога, удержанных в иностранном государстве, в счет уплаты налога Компанией в РФ с учетом положений п. 3 ст. 311 НК РФ.
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций Департамент налоговой политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг в электронной форме, оказываемых в рамках торговых отношений государств - членов Евразийского экономического союза сообщаем, что пунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года определено, что взимание косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, при выполнении работ, оказании услуг в торговых отношениях государств - членов ЕАЭС осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.
На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Место реализации для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно пункту 29 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола.
Поскольку услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подпунктах 1-4 пункта 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно подпункту 5 пункта 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.
Учитывая изложенное, местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых российской организацией покупателям, находящимся в государствах - членах ЕАЭС, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Вместе с тем, следует отметить, что в случае, если российской организацией в электронной форме оказываются виды услуг, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола признается территория государства - члена ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность покупатель услуг, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Что касается налога на прибыль организаций, то порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Все соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные между Российской Федерацией и иностранным государством, содержат статью, регулирующую налогообложение доходов от авторских прав и лицензий, которая также определяет термин "доход от авторских прав и лицензий".
При этом в соответствии с пунктом 10.1 Комментариев к пункту 2 статьи 12 Модельной конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал, на основе которой Российской Федерацией заключаются с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, а также имеющейся практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения термин "доходы от авторских прав и лицензий" не включает платежи, которые производятся исключительно в качестве вознаграждения за получения прав на эксклюзивное распространение продукта или услуги на определенной территории, так как они не осуществляются в качестве вознаграждения за использование или за право использования элемента собственности, указанного в определении. Такие платежи, которые можно охарактеризовать как направленные на увеличение выручки от продаж, соответствуют скорее положениям статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности".
Таким образом, в случае если указанный в обращении вид дохода может быть квалифицирован в качестве дохода от авторских прав и лицензий в соответствии с положениями соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, то с такого дохода может быть удержан налог у источника в соответствии с положениями указанной статьи соглашения.
При этом в Российской Федерации при уплате налога с указанного вида дохода сумма налога, уплаченного на территории иностранного государства, подлежит зачету в соответствии с нормами статьи "Устранения двойного налогообложения" соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения и статьи 311 Кодекса. Зачет может быть произведен в случае, если доходы, полученные российской организацией за пределами Российской Федерации, были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно пункту 3 статьи 311 Кодекса зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.
При этом если данный вид дохода не признается доходом от авторских прав и лицензий, то такой доход квалифицируется как прибыль данной компании от осуществления предпринимательской деятельности и подлежит налогообложению в соответствии с положениями статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения на территории Российской Федерации, если деятельность российской организации не приводит к образованию постоянного представительства на территории иностранного государства.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российская организация оказывает электронные услуги покупателям из государств ЕАЭС. Как пояснил Минфин, местом реализации услуг признается территория России и они облагаются НДС в нашей стране.
Если оказываются такие виды электронных услуг, местом реализации которых признается государство покупателя, они не облагаются НДС в России.
Если доход может быть квалифицирован в качестве дохода от авторских прав и лицензий в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения, то с такого дохода может быть удержан налог у источника. При этом в России сумма налога, уплаченного на территории иностранного государства, подлежит зачету.
Если доход не признается доходом от авторских прав и лицензий, он квалифицируется как прибыль компании от бизнеса, если деятельность российской организации не приводит к образованию постоянного представительства за рубежом.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 октября 2020 г. N 03-07-08/90463
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 30 октября 2020 г. N 43, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 14 декабря 2020 г. N 23