Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1027750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), в соответствии с которыми Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) наделяется отдельными полномочиями страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам федеральными медицинскими организациями в соответствии с новым договором на реализацию базовой программы обязательного медицинского страхования, заключаемым между такими организациями и Федеральным фондом. При этом нормативы объемов предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, а также нормативы финансовых затрат на такую помощь предлагается устанавливать Правительству Российской Федерации в составе базовой программы обязательного медицинского страхования. В законопроекте уточнены источники формирования и направления расходования нормированного страхового запаса Федерального фонда, предусмотрено уменьшение нормативного размера средств, предоставляемого страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, а также продление действия положений Федерального закона N 326-ФЗ о предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда в бюджеты территориальных фондов.
Проектируемые изменения в статью 15 Федерального закона N 326-ФЗ о создании единого реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - единый реестр), в который Федеральным фондом будут включаться создаваемые федеральные медицинские организации, следует соотнести с положениями названной статьи об уже созданном и действующем реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - реестр), а также положениями части 8 статьи 33 Федерального закона N 326-ФЗ, предусматривающей полномочия Федерального фонда только на ведение единого реестра. Кроме того, следует изменить наименования указанных реестров (единый реестр и реестр) исходя из их функционального наполнения.
Из части 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ предлагается исключить запрет для медицинской организации на отказ застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Пояснительная записка не содержит соответствующих пояснений. Исключение указанных положений из закона нарушает такие основные принципы охраны здоровья, как социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, заложенные в статьях 4, 8, 10, 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Также полагаем нарушающими основополагающие принципы охраны здоровья и ущемляющими конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь проектируемые в пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 326-ФЗ положения о правах застрахованных лиц. Так, указанные лица имеют право на выбор федеральной медицинской организации, включенной в единый реестр медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в соответствии с частью 3.1 статьи 35 указанного закона, при наличии направления лечащего врача медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, или врача федеральной медицинской организации, выданного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, то есть застрахованные лица могут обратиться за медицинской помощью в любую медицинскую организацию за помощью вне зависимости от территориального расположения.
Согласно пункт 2 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинской организации предоставлено право на обжалование заключения страховой медицинской организации и территориального фонда по оценке объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии со статьей 42 данного закона, в которой речь идет о порядке обжалования заключений страховой медицинской организации и решений территориального фонда. Законопроектом в указанный пункт 2 добавляется Федеральный фонд, что потребует соответствующих изменений в статью 42, в том числе по определению принимаемого Федеральным фондом акта, подлежащего обжалованию, а также в статью 33 данного закона, устанавливающую полномочия Федерального фонда (с учетом функций Федерального фонда в качестве страховщика и контролирующего лица).
Положения пункта 5 части 2 статьи 7 Федерального закона N 326-ФЗ, определяющие, что порядок осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам (далее - порядок) устанавливается Федеральным фондом, следует соотнести с проектируемой частью 1 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ, согласно которой названный порядок устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проектируемые положения части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ следует соотнести с положениями пункта 11 части 8 статьи 33 данного закона в части порядка ведения федерального и территориального реестров экспертов качества медицинской помощи, который устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с порядком ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи, ведение которого осуществляет Федеральный фонд.
Замечания юридико-технического характера по законопроекту переданы в Комитет Государственной Думы по охране здоровья в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.