Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 29 сентября 2020 г. к решению Комитета N 211/1
на проект федерального закона N 1005788-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Новым банком развития о размещении Евразийского регионального центра Нового банка развития в Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее -Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1005788-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Новым банком развития о размещении Евразийского регионального центра Нового банка развития в Российской Федерации" (далее - законопроект) и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Новый банк развития - международный финансовый институт, учрежденный 15 июля 2014 года по итогам саммита БРИКС соглашением между Российской Федерацией, Бразилией, Индией, Китаем и ЮАР (далее -Банк). Целью деятельности Банка является мобилизация ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также других странах с формирующимся рынком и развивающихся странах посредством предоставления в рамках государственных и частных проектов займов, гарантий, участия в капитале и иных финансовых инструментов.
Соглашение о Новом банке развития было ратифицировано Российской Федерацией 8 марта 2015 года.
Рассматриваемым законопроектом предлагается ратифицировать соглашение о создании регионального отделения Банка в Российской Федерации - Евразийского регионального центра (далее - Соглашение).
Соглашение в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" подлежит ратификации, поскольку содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Целью создания Евразийского регионального центра Банка в Российской Федерации является содействие дальнейшему укреплению и развитию отношений и сотрудничества между Новым банком развития и Российской Федерацией.
Для достижения указанной цели Соглашением предлагается сформировать наиболее благоприятные условия для деятельности Банка на территории Российской Федерации: признать статус, изъятия, привилегии и иммунитеты Банка и Евразийского регионального центра, членов Совета управляющих и Совета директоров, а также их должностных лиц, сотрудников, экспертов и консультантов.
Так, рассматриваемым Соглашением предусматривается следующее:
- активы, доходы и имущество Банка пользуются иммунитетом от любого налогообложения, от всех ограничений и таможенных сборов;
- имущество и активы Банка развития обладают иммунитетами от ареста, обыска, реквизиции, отчуждения, конфискации;
- помещения и архивы неприкосновенны и находятся под исключительным управлением Банка;
- управляющие, директора, их заместители, должностные лица и сотрудники Банка имеют иммунитет от правового преследования, иммиграционных ограничений, уплаты налогов на заработную плату, вознаграждения и иные компенсации и выплаты по социальному обеспечению;
- Евразийский региональный центр не подлежит государственной регистрации на территории Российской Федерации;
- деятельность Банка не требует специального разрешения (лицензии) и не подлежит регулированию уполномоченными органами государственной власти или Центральным банком Российской Федерации;
- Банк освобождается от финансового контроля, правил или мораториев любого вида.
Финансирование основной деятельности Евразийского регионального центра будет осуществляться за счет средств Банка. При этом Правительство Российской Федерации несет ответственность за первичный ремонт помещения, предоставленного для размещения Евразийского регионального центра, а также за единоразовое обеспечение мебелью, инвентарем и другим оборудованием, необходимым для его функционирования.
Комитет, поддерживая целесообразность создания регионального отделения Банка в Российской Федерации, по тексту Соглашения отмечает следующее.
1. Статьей 3 Соглашения "Правосубъектность и правоспособность" предусматривается, что Евразийский региональный центр обладает полной правосубъектностью юридического лица и, в частности, полной правоспособностью заключать договоры, приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им, инициировать процессуальные действия.
При этом статьей 12 Соглашения "Финансовые процедуры" определено, что Банк может приобретать любое имущество (за исключением имущества, изъятого из оборота или ограниченного в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В связи с чем неясно, почему изъятие о невозможности приобретения имущества, изъятого из оборота или ограниченного в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, не сделано в отношении правоспособности Евразийского регионального центра.
2. Статьей 7 "Неприкосновенность Помещений и Архивов Банка" предусматривается, что помещения Банка неприкосновенны и любое вступление на территорию помещений должно быть согласовано с Банком. При этом такое согласие может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, представляющего непосредственную угрозу для жизни человека.
Вместе с тем следует отметить, что перечень ситуаций, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы и ущерб здоровью людей, значительно шире, чем указывается в Соглашении, и включает в себя как ситуации природного характера, так и техногенного (Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
С учетом изложенного, Комитет поддерживает заключение Соглашения о размещении Евразийского регионального центра Нового банка развития в Российской Федерации и его ратификацию.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.