Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1008377-7 "О ратификации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза",
внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1008377-7 "О ратификации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза" и отмечает следующее.
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Соглашение) подписано 20 декабря 2019 года в городе Санкт-Петербурге.
Сторонами данного Соглашения являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.
Соглашение основано на пропорциональном принципе и предусматривает распределение финансовой ответственности государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства - члены ЕАЭС) по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные (приобретаемые) на их территории.
Указанное Соглашение распространяется на трудящихся государств - членов ЕАЭС и под действие указанного Соглашения в Российской Федерации подпадают:
1) страховая пенсия по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
2) фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, если иное не предусмотрено настоящим Соглашением;
3) накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений.
Каждое государство - член ЕАЭС определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.
Назначение и выплату пенсии предлагается осуществлять в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы, а за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение СНГ от 13 марта 1992 года) и Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (для Республики Беларусь и Российской Федерации). При этом пояснительная записка к законопроекту не содержит каких-либо пояснений и аргументации необходимости и целесообразности сохранения и продолжения применения норм Соглашения СНГ при осуществлении пенсионного обеспечения граждан государств - членов ЕАЭС.
При определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае недостаточности для возникновения права на пенсию величины индивидуального пенсионного коэффициента, учитывается 1 пенсионный балл за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств - членов ЕАЭС.
В целом положения ратифицируемого Соглашения, соответствуют сложившемуся в подходу к осуществлению пенсионного обеспечения лиц, имеющих пенсионные права, приобретенные за границей, который реализован в международных договорах Российской Федерации, заключаемых на протяжении последних лет.
Вместе с тем Соглашение имеет ряд отличительных особенностей.
В частности, установление и выплата фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения и увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии, доплаты к страховой пенсии, а также валоризации пенсионных прав в денежном выражении осуществляется только при условии проживания на территории Российской Федерации. Вместе с тем указанные выплаты устанавливаются в полном размере, независимо от фактической продолжительности российского стажа.
Определение права на пенсию по законодательству Российской Федерации будет определяться с учетом стажа, выработанного не только на территории Российской Федерации, но и на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик.
Понятие "доплаты к страховой пенсии", содержащееся в Соглашении, носит неопределенный характер. В случае если данный термин предполагает установление социальных доплат к пенсиям (федеральной и региональной), то данные меры социальной поддержки граждан не могут являться предметом договора о пенсионном обеспечении.
Впервые в международном договоре о пенсионном обеспечении полномочия по принятию рекомендаций по вопросам применения Соглашения передаются Евразийской экономической комиссии, которая наряду с этим вправе запрашивать у государств - членов ЕАЭС информацию, относящуюся к предмету регулирования Соглашения. Кроме того, по вопросам, связанным с реализацией настоящего Соглашения, уполномоченные органы и компетентные органы будут взаимодействовать друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза), в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм настоящего Соглашения, утверждаемым Советом Евразийской экономической комиссии.
Споры, связанные с применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
При этом в Соглашении отсутствуют положения о статусе и полномочиях Евразийской экономической комиссии в целях осуществления пенсионного обеспечения и в целом, не предусматривается ни установление порядка его применения, ни заключение уполномоченными органами сторон административного соглашения по применению норм Соглашения.
Полагаем необходимым отметить, что положения Соглашения не содержат норм, предусматривающих, что при определении права на пенсию и при исчислении ее размера, учитываются члены семьи, рожденные и (или) воспитанные на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР. Данный вопрос особенно актуален для Российской Федерации в условиях правового регулирования, предоставляющего право на досрочное пенсионное обеспечение матерей, родивших трех, четырех и пятерых детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста.
Согласно пояснительной записке к законопроекту Соглашение направлено на обеспечение равных прав трудящихся в сфере пенсионного обеспечения. Вместе с тем, учитывая направленность трудовых миграционных потоков в Российскую Федерацию, наличие в Соглашении нормы о применении к правоотношениям, имевшим место до вступления его в силу, норм Соглашения СНГ от 13 марта 1992 года, его реализация не позволит достичь заявленной цели.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту реализация Соглашения не потребует дополнительных ассигнований федерального бюджета. При этом финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит ни предварительных расчетов, ни примерной численности лиц, которые будут претендовать на назначение пенсии в соответствии с рассматриваемым Соглашением, в том числе с применением норм Соглашения СНГ от 13 марта 1992 года.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает законопроект с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.