Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1027751-7 "О внесении изменений в статью 33.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6.1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект внесен в Государственную Думу одновременно с проектами федеральных законов "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и предусматривает внесение изменений в статью 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и статью 6.1 Федерального закона от 04.12.2013 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения".
Согласно положениям законопроекта предлагается пролонгировать на 2023 год установленный в настоящее время порядок учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусматривающий направление полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса (16%) на финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы.
Такой подход реализован в действующем законодательстве в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2014 - 2022 годах.
Понимая, что внесение предложенных изменений в действующее пенсионное законодательство связано с особенностями формирования федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на трехлетний бюджетный цикл, замечаний к концепции законопроекта комитет не имеет.
Вместе с тем, считаем необходимым отметить следующее.
Пояснительная записка к законопроекту содержит информацию, о проведении при его подготовке анализа практики применения Федерального закона N 167-ФЗ, на основании которого был сделан вывод, что направление полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии значительно уменьшает объем трансферта на обязательное пенсионное страхование, передаваемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту направление суммы страховых взносов в полном объеме на финансирование страховой пенсии в 2023 году приведет к уменьшению трансферта на обязательное пенсионное страхование, передаваемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации по предварительной оценке на 669,3 млрд. руб.
Таким образом, из формулировок приложенных к проекту федерального закона материалов следует, что мероприятия по "заморозке" накопительного компонента проводятся исключительно в целях экономии средств федерального бюджета.
Комитет не может согласиться с данным подходом.
Необходимо напомнить, что введение в 2014 году так называемого "моратория" на формирование средств пенсионных накоплений было осуществлено в целях совершенствования механизма управления указанными средствами, а также для обеспечения прав сознательно выбравших формирование накопительной пенсии граждан в переходный период, требовавшийся для создания системы гарантирования прав застрахованных лиц и реформирования организационно-правового статуса негосударственных пенсионных фондов (2014-2015 гг.).
Проведенная в 2015 году пенсионная реформа остро поставила вопрос о целесообразности сохранения накопительного компонента в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем последовали дальнейшие ежегодные пролонгации "моратория", необходимые для принятия взвешенных решений и разработки соответствующих нормативных правовых актов.
Комитет неоднократно отмечал в своих заключениях, что Правительству Российской Федерации необходимо ускорить работу по реформированию накопительной составляющей пенсионной системы, также данная позиция отражена в Постановлении Государственной Думы от 19.07.2017 N 2111-7 ГД.
На протяжении последних четырех лет Министерством финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации ведется разработка концепции "индивидуального пенсионного капитала", затем "гарантированного пенсионного продукта" и "гарантированного пенсионного плана". Однако до настоящего времени имеющиеся разработки не были реализованы в форме внесенного в Государственную Думу проекта федерального закона.
Дальнейшее затягивание решения данной проблемы может поставить под вопрос возможность эффективного внедрения основанной на добровольном участии накопительной системы, так как постоянные пролонгации "заморозки" на формирование средств пенсионных накоплений уже негативно повлияли на уровень доверия граждан к любым изменениям в пенсионном законодательстве.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы правовых замечаний концептуального характера и юридико-технического характера по проекту федерального закона не имеет.
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию законопроекта с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.