Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается согласно пояснительной записке создание и обеспечение функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности в целях обеспечения взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".
Замечаний концептуального характера по законопроекту не имеется. Вместе с тем отмечаем следующее.
В проектируемом пункте 9 части 6 статьи 46.1 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) говорится об информационном взаимодействии информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности с "единым окном" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, создаваемым в Российской Федерации в соответствии с принятыми в рамках Евразийского экономического союза решениями. При этом из Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года N 68 "Об Основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности" и Решения Высшего Евразийского экономического совета от 08 мая 2015 года N 19 "О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности" следует, что под "единым окном" понимается механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками внешнеэкономической деятельности, который позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности. В связи с указанным и отсутствием в законопроекте определения "единого окна" не ясно, каким образом должно осуществляться взаимодействие информационной системы "Одно окно" и "единого окна" как механизма взаимодействия. Проектируемая норма потребует соответствующих уточнений.
Проектируемую часть 2 статьи 17 Закона N 164-ФЗ, предусматривающую обязанность оператора информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности обеспечивать защиту информации и документов, обрабатываемых в этой информационной системе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, следует согласовать с проектируемой частью 3 данной статьи, согласно которой в указанной информационной системе запрещается размещать, обрабатывать и хранить информацию и документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
В связи с проектируемыми законопроектом изменениями в часть 8.1 статьи 23 Закона N 164-ФЗ, в соответствии с которыми не признается нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны представление и передача документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, акционерным обществом "Российский экспортный центр" органам валютного контроля и (или) агентам валютного контроля потребуется внесение соответствующих изменений в статью 26 "Банковская тайна" Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и статью 102 "Налоговая тайна" Налогового кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "часть 8.1 статьи 23 Закона N 164-ФЗ" следует читать "часть 8.1 статьи 23 Закона N 173-ФЗ"
Кроме того, обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект N 1025663-7 "О внесении изменения в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в части обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности", исключающий отдельные сведения из состава налоговой тайны (внесен Правительством Российской Федерации).
Поскольку термин "ведомство" не предусмотрен системой и структурой органов государственной власти, значение этого термина в законодательстве Российской Федерации не определено, то его употребление по тексту законопроекта некорректно.
Учитывая положения статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которой проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России, а также положения данного законопроекта, определяющие ряд полномочий Банка России, законопроект следует направить в Банк России для получения заключения.
Замечания юридико-технического характера по законопроекту переданы в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.