Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Организационные формы работы городского Совета
13. Заседания городского Совета
1. Основной формой работы городского Совета является его заседание, которое проводится, как правило, в последнюю среду месяца. Время, место, повестка дня очередного заседания определяются и оглашаются председателем городского Совета в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
2. Городской Совет собирается на свое первое заседание не позднее, чем на тридцатый день после дня выборов.
Подготовку регламента первого заседания городского совета нового созыва осуществляет организационный комитет, избранный депутатами на их общем собрании, созываемом по инициативе самих депутатов или председателем городского Совета предыдущего созыва.
До избрания председателя городского Совета первое заседание открывает старейший по возрасту депутат, а ведет председатель городского Совета предыдущего созыва.
3. Заседание городского Совета правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от общего числа депутатов.
Если на заседании присутствует менее 50 процентов от общего числа депутатов городского Совета, то заседание переносится на другое время, а отсутствующим депутатам в письменном виде (либо телефонограммой) сообщается о месте и времени проведения заседания, которые определяются председателем городского Совета с учетом времени для доставки указанного сообщения.
Если на повторно созванном заседании в его работе примет участие менее 50 процентов от общего числа депутатов городского Совета, то заседание считается несостоявшимся, повестка дня не рассматривается, а председателям постоянных комиссий поручается выяснение причин неявки депутатов на повторное заседание городского Совета. Депутатам, не явившимся на повторное заседание без уважительных причин, председателем городского Совета выражается общественное порицание, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации или органы территориального общественного самоуправления.
Повестка дня несостоявшегося повторного заседания городского Совета не может быть внесена на другое заседание городского Совета в том же виде (без изменений), в котором она была представлена на несостоявшемся повторном заседании.
6. Заседания городского Совета носят открытый характер, освещаются средствами массовой информации.
По инициативе председателя городского Совета, а также по инициативе не менее 1/3 от числа присутствующих депутатов, городской Совет вправе принять решение о проведении закрытого заседания. Предложение о проведении закрытого заседания вносится в письменной форме с обязательным указанием вопроса повестки дня и причин, по которым целесообразно рассматривать указанный вопрос в закрытом заседании.
На закрытых заседаниях городского Совета имеет право присутствовать глава города, прокурор города, председатель районного суда.
Решения городского Совета о проведении закрытого заседания и персональном составе приглашенных принимается абсолютным большинством голосов от числа присутствующих депутатов. Содержание закрытых заседаний городского Совета, сведения, составляющие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы депутатами в порядке и пределах, установленных федеральным законодательством, только для их деятельности в городском Совете.
7. Городской Совет может быть созван на внеочередное заседание.
Внеочередные заседания городского Совета могут проводиться по инициативе главы города, председателя городского Совета или не менее 1/3 от общего числа депутатов городского Совета, в письменной форме с указанием причин созыва и перечня вопросов, вносимых на рассмотрение городского Совета.
Внеочередное заседание (место и дата его проведения, повестка дня) назначается председателем городского Совета в срок, не позднее 5 дней после вручения ему письменного уведомления о созыве внеочередного заседания.
Внеочередное заседание городского Совета проводится исключительно в соответствии с вопросами, вынесенными на внеочередное заседание.
14. Порядок посещения заседаний лицами, не являющимися депутатами городского Совета
1. На открытых заседаниях городского Совета и постоянных депутатских комиссий вправе присутствовать глава города, заместители главы администрации города, руководители структурных подразделений администрации города, должностные лица органов местного самоуправления, прокурор города, председатель районного суда.
2. По приглашению городского Совета глава города, его заместители, другие должностные лица администрации города, руководители предприятий, организаций и учреждений города независимо от форм собственности являются на заседания городского Совета для ответов на запросы и обращения депутатов, представления докладов и информации по вопросам, относящимся к полномочиям городского Совета.
3. Требование о присутствии на заседании городского Совета доводится председателем городского Совета до сведения приглашенного должностного лица с указанием времени, места проведения заседания, а также вопроса, по которому указанное должностное лицо приглашается на заседание городского Совета, не позднее, чем за три дня до заседания.
4. Представители общественных объединений и граждане, изъявившие желание присутствовать (выступить) на заседании городского Совета, подают письменные заявления на имя председателя городского Совета не позднее чем за три дня до заседания городского Совета.
5. Список приглашенных на заседание городского Совета составляется на основе предложений комиссий и руководителя аппарата городского Совета и утверждается председателем городского Совета.
Председатель городского Совета перед открытием заседания сообщает о присутствующих на заседании лицах, не являющихся депутатами городского Совета.
6. Приглашенные и присутствующие на заседании лица не имеют права вмешиваться в работу городского Совета (выступать без предоставления слова, делать заявления, выражать одобрение или недовольство). В случае нарушения порядка указанные лица могут быть удалены из зала заседания по решению председателя городского Совета после однократного предупреждения.
15. Порядок подготовки к проведению заседания
1. В порядке подготовки заседания городского Совета председатель городского Совета проводит работу по формированию повестки дня в соответствии с настоящим Регламентом.
2. Не позднее, чем за три дня до заседания председатель городского Совета извещает депутатов о месте и времени проведения заседания, вопросах повестки дня, вынесенных на рассмотрение заседания городского Совета, и организует вручение депутатам городского Совета, главе города, прокурору всех предложений по вопросам повестки заседания и сопутствующие материалы, включая заключения комиссий и проекты решений.
Депутатам городского Совета проекты решений, включенные в повестку дня заседания, и сопутствующие к ним материалы направляются путем передачи документов в электронной форме по каналам электронной почты при наличии у депутата технических средств приема, обработки, хранения и передачи информации (электронно-вычислительной техники) и подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или на бумажном носителе нарочным. О выборе способов вручения депутату проектов решений, сопутствующих к ним материалов, иных документов, в том числе заключений постоянных депутатских комиссий, ответов на депутатские запросы, сообщается депутатом городского Совета в письменной форме на имя председателя городского Совета.
3. В исключительных случаях в повестку дня могут быть включены подготовленные вопросы, не прошедшие предварительного рассмотрения на заседаниях постоянных депутатских комиссий, но требующие немедленного рассмотрения на заседании городского Совета. Таких вопросов может быть не более 3 и рассматриваются они непосредственно в начале заседания.
16. Порядок формирования повестки заседания городского Совета
1. Проект повестки заседания городского Совета формируется аппаратом городского Совета на основе предложений постоянных комиссий городского Совета и представляется председателю городского Совета за семь дней до проведения заседания и за три дня до внеочередного заседания городского Совета.
2. Повестка заседания городского Совета формируется из:
- проектов решений городского Совета, подготовленных субъектами правотворческой инициативы;
- предложений по организации работы городского Совета;
- ответов на письменные запросы депутатов;
- обращений граждан, общественных объединений по вопросам ведения городского Совета;
- предложений и заключений комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению;
- сообщений информационного характера.
3. Проекты решений городского Совета в повестку вносят председатель городского Совета, глава города, депутаты, постоянные депутатские комиссии и рабочие группы.
Проекты решений по вопросам приватизации муниципального имущества; установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ; по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью, принятие решений по которым отнесено к компетенции городского Совета, вносятся главой города.
Проекты решений городского Совета, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета города, вносятся на рассмотрение городского Совета только по инициативе главы города или при наличии его заключения.
4. Проекты решений направляются председателю городского Совета в письменном виде не позднее, чем за две недели до заседания городского Совета.
5. Председатель городского Совета организует регистрацию поступающих проектов. Внесенный в городской Совет проект муниципального правового акта и документы к нему после его регистрации направляются председателем городского Совета для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз юрисконсульту и (при необходимости) в Контрольно-ревизионную комиссию города для проведения экономической экспертизы.
При несоответствии проекта муниципального правового акта требованиям законодательства, Устава города, наличии коррупциогенных факторов, отсутствии необходимых документов, на основании заключения, составленного по результатам экспертизы, председатель городского Совета вправе принять решение о возвращении проекта правового акта на доработку субъекту правотворческой инициативы.
При отсутствии замечаний по проекту нормативного правового акта проект и документы к нему направляются председателем городского Совета в депутатскую комиссию, к ведению которой относится предлагаемый к рассмотрению вопрос.
Комиссия не позднее чем в 7-дневный срок представляет председателю городского Совета свое заключение о целесообразности включения вопроса в повестку очередного или последующего заседаний и свои предложения по проекту решения городского Совета. В случае поступления в комиссию нескольких проектов решений по одному вопросу, комиссия выносит заключение по всем проектам и все их предоставляет председателю городского Совета.
По проектам решений, вносимых главой города, заключение главы города о целесообразности, финансово-экономической и правовой обоснованности проекта является обязательным.
6. Ответы на письменные запросы включаются в повестку дня ближайшего заседания городского Совета по мере их поступления в распоряжение председателя городского Совета.
7. Предложения и заключения комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению, а также предложения комиссий, рабочих групп по результатам рассмотрения ими в порядке контроля хода выполнения принятых ранее решений городского Совета вносятся председателем городского Совета в повестку дня по мере их поступления, но не позднее трех дней до начала заседания.
При установлении очередности рассмотрения вопросов повестки дня преимущество отдается проектам нормативных правовых актов городского Совета и предложениям по совершенствованию правового регулирования на территории города.
8. Повестка дня, сформированная в соответствии с положениями настоящей статьи, выносится председателем для утверждения на заседании городского Совета.
17. Утверждение повестки дня
1. В начале каждого заседания городского Совета после объявления председательствующим о наличии кворума обсуждается и утверждается повестка дня.
2. Предложения и замечания по предложенному проекту повестки дня излагаются депутатами или председательствующим в выступлениях.
3. Председатель городского Совета, комиссия или группа депутатов (численностью не менее 1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании), глава города до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня могут вносить предложения по включению в повестку дня дополнительных вопросов. При этом депутатская группа (председатель городского Совета) обязана предоставить в распоряжение других депутатов, присутствующих на заседании, материалы, необходимые для рассмотрения вопроса, предлагаемого к включению в повестку дня.
4. В случае, если на включении дополнительного вопроса в повестку дня настаивает не менее 1/4 от числа депутатов, присутствующих на заседании, слово для обоснования предоставляется одному депутату.
В случае, если включить дополнительный вопрос в повестку дня предлагает председатель городского Совета, то он обосновывает свое предложение в общем порядке выступления. Предложения оглашаются в порядке их поступления. При этом преимущество перед всеми остальными вопросами по включению в повестку дня имеют актуальные проекты правовых нормативных актов города, а иные письменные проекты - перед устными предложениями.
5. По предложению председателя городского Совета или 1/4 от числа депутатов, присутствующих на заседании, может быть изменен порядок рассмотрения вопросов повестки дня: объединены несколько вопросов или сняты определенные вопросы с повестки дня с ограничениями, установленными настоящим Регламентом.
6. При обсуждении порядка работы заседания, включения дополнительных пунктов в повестку дня, объединения или снятия с повестки дня определенных вопросов, прения ограничиваются выступлениями трех депутатов "за" включение и трех - "против" включения.
7. Вопрос о включении в повестку дня поступивших предложений решается путем открытого голосования по каждому предложению отдельно. Решения принимаются абсолютным большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов городского Совета.
8. Об утверждении повестки принимается решение.
Изменения утвержденной повестки дня принимаются абсолютным большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Повестка заседания городского Совета в целом утверждается городским Советом на заседании по представлению председательствующего абсолютным большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
9. Городской Совет обязан рассмотреть на заседании все вопросы утвержденной повестки либо принять решение о переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание или исключении этих вопросов из повестки. Перенесенные вопросы имеют приоритет в повестке следующего заседания по очередности их рассмотрения.
10. По решению городского Совета из повестки дня не могут быть окончательно исключены вопросы по проектам правовых актов, внесенным в порядке правотворческой инициативы населения, а также органов и должностных лиц местного самоуправления.
Указанные вопросы могут быть оставлены без рассмотрения на заседании городского Совета, в повестку дня которого они были включены, только с условием обязательного рассмотрения их на последующих заседаниях городского Совета. При этом в решении о переносе указанных вопросов указывается причина, по которой вопрос оставлен без рассмотрения, а также дата заседания, в котором его предполагается рассмотреть.
Повторное перенесение указанных в настоящем пункте вопросов повестки возможно только по причине неявки представителей населения, органов местного самоуправления и должностных лиц, по инициативе которых проект был представлен на рассмотрение городского Совета.
18. Председательствующий на заседании городского Совета
1. Председательствующий на заседании городского Совета:
- объявляет об открытии и закрытии заседания;
- ведет заседания в соответствии с настоящим Регламентом;
- информирует депутатов о составе приглашенных на заседание;
- предоставляет слово для доклада, содоклада и выступлений;
- объявляет о начале и прекращении прений;
- руководит работой заседания, обеспечивает соблюдение настоящего Регламента и утвержденного распорядка работы заседания;
- контролирует наличие кворума заседания;
- ставит на голосование проекты решений городского Совета, предложения депутатов по рассматриваемым вопросам, объявляет последовательность их постановки на голосование и результаты открытых голосований;
- обеспечивает порядок в зале заседания;
- при необходимости проводит консультации с депутатами, депутатскими группами и комиссиями, организует работу временных согласительных комиссий с целью преодоления разногласий;
- организует работу аппарата городского Совета на заседании;
- подписывает протоколы заседаний;
- при нарушении положений настоящего Регламента вправе предупредить депутата, а в установленных случаях лишить его слова;
- при нарушении порядка в зале вправе прервать заседание городского Совета либо удалить из зала заседания приглашенных лиц, мешающих работе городского Совета.
2. Председательствующий не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов более того времени, которое установлено настоящим Регламентом для других депутатов, прерывать и комментировать выступления депутатов, если они не противоречат требованиям настоящего Регламента.
3. Заседания городского Совета ведет председатель городского Совета, а в случае его временного отсутствия - заместитель председателя городского Совета. Если председатель городского Совета и его заместитель отсутствуют на заседании городского Совета, временно председательствующим на заседании является старейший по возрасту депутат из числа присутствующих на заседании.
19. Порядок проведения заседания
1. Заседания городского Совета начинаются в 11 часов.
Перерыв объявляется через каждые 2 часа работы, продолжительностью 15 минут.
2. Во время заседания городского Совета индивидуальные средства мобильной связи депутатов и иных присутствующих на заседании лиц должны быть отключены или переведены в бесшумный режим.
3. Время для докладов устанавливается до 20 минут, содокладов - 15 минут. Продолжительность выступлений в прениях устанавливается:
- для обсуждения повестки дня до 5 минут;
- для обсуждения докладов и содокладов до 10 минут;
- для постатейного обсуждения проектов решения до 5 минут;
- для внесения депутатского запроса до 5 минут;
- по порядку ведения заседания до 3 минут;
- по кандидатурам до 5 минут;
- по процедуре голосования до 3 минут;
- для сообщений, заявлений, предложений, вопросов и справок, заключительного
слова до 3 минут;
- для ответа до 3 минут;
- для повторных выступлений до 3 минут.
С согласия большинства присутствующих депутатов председательствующий вправе продлить время для выступлений.
4. Председательствующий может лишить выступающего слова после однократного напоминания о превышении выступающим отведенного для выступления времени. Повторно слово по обсуждаемому вопросу депутату, лишенному слова при выступлении по этому вопросу, не предоставляется.
5. В начале и в конце каждого заседания отводится время, продолжительностью не более 20 минут, для выступления депутатов с заявлениями и обращениями. Прения по этим выступлениям не открываются.
6. Городской Совет в исключительных случаях вправе принять решение об объявлении перерыва для проведения заседаний комиссий. Решение об этом принимается абсолютным большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
20. Порядок предоставления слова в прениях
1. После доклада и содоклада депутатам предоставляется возможность задать вопросы докладчикам. При необходимости городской Совет большинством голосов от числа присутствующих депутатов принимает решение о прекращении вопросов и переходе к прениям по докладу или проекту решения.
2. Председательствующий на заседании предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. В необходимых случаях с согласия городского Совета председательствующий может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого решения.
Депутат может выступать в прениях не более двух раз по каждому обсуждаемому вопросу. Передача права на выступление другому лицу не допускается.
4. При выступлении депутат обязан соблюдать настоящий Регламент, не отклоняться от существа рассматриваемого вопроса. Выступающий на заседании городского Совета не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным и насильственным действиям, использовать недостоверную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. В случае нарушения этих положений председательствующий вправе сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний и призывов; после второго предупреждения выступающий лишается слова.
Лицам, лишенным слова, право для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
4. Никто не вправе выступать на заседании городского Совета без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.
21. Прекращение прений
1. Прекращение прений производится по решению городского Совета, принимаемому открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов, присутствующих на заседании.
2. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе заявивших о выступлении и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
3. При решении вопроса о прекращении прений депутаты, представляющие комиссию либо группу депутатов в количестве не менее 4 человек, вправе настаивать на предоставлении слова одному своему представителю. Если такое требование поддержано абсолютным большинством голосов членов комиссии или квалифицированным большинством голосов состава соответствующей группы депутатов, председательствующий предоставляет слово для выступления представителю этой комиссии или группы.
4. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом.
5. Если депутаты не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, то по просьбе депутатов тексты их выступлений включаются в протокол заседания.
22. Порядок и формы голосования
1. Решения городского Совета принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
2. При проведении открытого голосования подсчет голосов на заседании производится председательствующим.
Перед началом открытого голосования председательствующий уточняет количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет формулировки, напоминает, каким количеством голосов может быть принято данное решение.
При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его "за" предложение, "против" него, либо воздерживается.
После окончательного подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования: общее число проголосовавших, число проголосовавших "за" и "против" предложения, принято предложение или отклонено.
3. По решению городского Совета, принятому абсолютным большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, проводится поименное голосование. Результаты поименного голосования оглашаются на заседании и включаются в протокол заседания.
4. Для проведения тайного голосования и определения его результатов городской Совет избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию.
Решения счетной комиссии утверждаются городским Советом абсолютным большинством голосов от числа присутствующих депутатов. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве; при этом бюллетени должны содержать необходимую для голосования информацию, а также обеспечивать обязательное исключение альтернативных вариантов.
Каждому депутату выдается один бюллетень по решаемому вопросу.
Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами счетной комиссии в соответствии со списком депутатов по предъявлении ими депутатского удостоверения.
Заполнение бюллетеней производится депутатами во время перерыва, специально объявленного в заседании городского Совета для проведения тайного голосования, в специально отведенном для этого помещении, путем зачеркивания в бюллетене фамилии кандидата, против которого он голосует, а в бюллетене по проекту решения - варианта решения; в случае, если голосование осуществляется по единственной кандидатуре - слова "за" либо "против" возле вариантов предлагаемых решений или кандидатуры.
Недействительными считаются бюллетени не установленной формы, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлены две и более кандидатуры на одну должность, при голосовании по проекту решения - бюллетени, где оставлены два и более вариантов ответа.
Результаты тайного голосования отражаются в протоколе счетной комиссии, который подписывается всеми ее членами. По докладу счетной комиссии городской Совет принимает решение об утверждении результатов тайного голосования.
23. Протокол заседания
Ведение протокола, организационно-техническое обеспечение заседаний осуществляет аппарат городского Совета.
После проведения заседания городского Совета протокол заседания подписывается председательствующим городского Совета. Аппарат городского Совета обеспечивает хранение протоколов и стенограмм в течение периода созыва, после чего передает их в установленном порядке в архив.
24. Проведение заседания городского Совета в дистанционном режиме
1. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Тамбовской области и (или) города Моршанска заседание городского Совета может проводиться в дистанционном режиме.
2. Решение о проведении заседания городского Совета в дистанционном режиме принимается председателем городского Совета.
3. Заседание городского Совета в дистанционном режиме проводится в соответствии с настоящим Регламентом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
4. По вопросам, рассматриваемым на заседании городского Совета в дистанционном режиме, проводится дистанционное голосование, которое является открытым.
5. Дистанционное голосование может проводиться:
а) с использованием средств видеоконференц-связи;
б) с использованием листа голосования по форме согласно приложению 2 к настоящему Регламенту.
Решение о способе проведения дистанционного голосования принимается председателем городского Совета.
6. Процедура подсчета голосов при проведении дистанционного голосования определяется председателем городского Совета.
7. В случае дистанционного голосования с использованием листа голосования депутат, участвующий в голосовании, оформляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня в листе голосования и направляет заполненный и подписанный лист голосования в городской Совет посредством электронной почты либо иным способом, подтверждающем аутентичность передаваемого документа. Срок, в течение которого лист голосования должен быть направлен в городской Совет, устанавливается председателем городского Совета.
8. Если в ходе заседания городского Совета проведение дистанционного голосования стало невозможным по техническим причинам, председательствующий вправе объявить перерыв или закрыть заседание городского Совета с перенесением нерассмотренных вопросов на другое заседание городского Совета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.