Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 1026326-7 "О внесении изменений в статьи 35 и 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросам возмещения затрат на военную подготовку или специальную подготовку и определения порядка и условий командирования)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(утв. Решением от 14 октября 2020 г. N 178/2.2)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1026326-7 "О внесении изменений в статьи 35 и 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Как следует из пояснительной записки, указанный законопроект подготовлен в целях совершенствования порядка прохождения военной службы.
Законопроектом предлагается:
1. Расширить перечень "негативных" оснований досрочного увольнения граждан, проходивших военную службу по контракту (далее - граждане), с военной службы, устанавливающих обязательное возмещение расходов, затраченных на их военную или специальную подготовку.
В настоящее время в соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) граждане, окончившие военные профессиональные образовательные организации, военные образовательные организации высшего образования или военные учебные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, на сегодняшний день возмещению подлежат средства, затраченные на военную и специальную подготовку граждан, уволенных с военной службы по следующим основаниям:
в связи с лишением воинского звания;
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении права занимать воинские должности в течение определенного срока;
в связи с невыполнением условий контракта;
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности.
По мнению авторов законопроекта, вышеуказанный перечень не является исчерпывающим и нуждается в дополнении иными уже предусмотренными в статье 51 Федерального закона "негативными" основаниями увольнения граждан с военной службы, что и предлагается сделать в пункте 1 законопроекта.
Таким образом, к включению в указанный перечень предлагаются следующие основания увольнения с военной службы:
в связи с утратой доверия (подпункты "д.1" и "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
в связи с нарушением (неисполнением) установленных запретов, ограничений и обязанностей (подпункты "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);
в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (подпункт "к" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);
в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (подпункт "л" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).
Кроме того, к включению в указанный перечень предлагается такое основание увольнения с военной службы, как "в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска" (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), но только в той части, которая касается военнослужащих, лишенных допуска за совершение "виновных действий, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации о государственной тайне".
Такая формулировка соответствует предусмотренной в пункте 11 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237.
Вместе с тем, как представляется, указанная формулировка нуждается в соотнесении со статьями 22 и 23 Закона Российской Федерации от 22 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне";
2. В пункте 2 законопроекта предлагается наделить руководителей федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, полномочиями по определению условий и порядка командирования военнослужащего.
Комитет по обороне отмечает, что концептуально данное предложение возражений не вызывает.
Вместе с тем, целесообразность внесения предлагаемых изменений именно в статью 37 Федерального закона с учетом предмета ее правового регулирования, как представляется, нуждается в дополнительном обсуждении.
Кроме того, по нашему мнению, необходимо конкретизировать, что именно понимается под условиями и порядком командирования военнослужащих.
В частности, пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон N 306-ФЗ) установлено, что военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Как видится, если производство указанных выплат относится к условиям командирования (а для государственных гражданских служащих, лиц, работающих по трудовому договору, и сотрудников органов внутренних дел это так), возникает конкуренция указанной нормы Федерального закона N 306-ФЗ и проектируемой нормы пункта 2 законопроекта.
Высказанные Комитетом по обороне замечания не носят концептуального характера.
С учетом предназначения рассматриваемого законопроекта Комитет по обороне полагает целесообразным его поддержать и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Заместитель председателя Комитета |
Ю.Н. Швыткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.