Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика экономического развития города Шумерли, прогноз развития
Город Шумерля расположен на Восточно-Европейской равнине, в пределах Чувашского плато (100-167 м), расчлененного долиной р. Суры, в северо-восточной части Приволжской возвышенности у западной границы Чувашской Республики.
Площадь территории города составляет 1328 га.
Расположен город в 110 км от столицы Чувашской Республики г. Чебоксары, имеет удобные транспортные связи. Через его территорию проходит железнодорожная магистраль "Москва - Арзамас - Казань", имеющая важнейшее значение для осуществления пассажирских и грузовых перевозок. Развита автодорожная сеть, связывающая г. Шумерлю со столицей Чувашии, а также с городами Канаш, Алатырь и Ядрин, имеются понтонный мост в Нижегородскую область и водные пути по р. Суре.
Численность населения в г. Шумерле на 1 января 2020 года составила 28,4 тыс. человек, в том числе горожан трудоспособного возраста - 13,7 тыс. человек.
Экономика города Шумерля является монопрофильной, основную роль играет машиностроительный комплекс, включающий производство транспортных средств и оборудования. В городе функционируют два крупных предприятия: АО "Комбинат автомобильных фургонов", АО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей", которые выпускают продукцию специального назначения для силовых структур (кузова-фургоны военного и гражданского назначения).
АО "Комбинат автомобильных фургонов" занимает ведущие позиции на рынке специальной автомобильной техники, производимой для железнодорожной, нефтегазовой и строительной отраслей, а также в интересах силовых структур Российской Федерации.
АО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей" является одним из основных поставщиков спецтехники для МВД России. Предприятие также поставляет технику для Вооруженных Сил Российской Федерации в рамках Государственной программы вооружения, а также изготавливает противоинфекционные отделения модульного типа.
От двух градообразующих предприятий в бюджет г. Шумерли поступает более 25% налогов и сборов.
Среднесписочная численность работников на градообразующих предприятиях более 2500 человек.
По данным Чувашстата на 1 января 2020 года на территории г. Шумерли было зарегистрировано 288 организаций всех форм собственности и 1095 индивидуальных предпринимателей.
За 2019 год на территории г. Шумерли объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленном производстве составил 16027,4 млн. рублей, что на 68,3% больше, чем за 2018 год.
Основной вклад в формирование показателя вносит сфера "Обрабатывающие производства" (95,6% приходится на машиностроительный комплекс).
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" (не относящихся к субъектам малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек), за 2019 год составил 24767,0 тыс. рублей, или 114,5% от уровня 2018 года в сопоставимых ценах.
В 2019 году на территории города за счет всех источников финансирования введено 4946 м2 общей площади жилья, что составляет 111,8% к 2018 году.
В 2019 году в городе Шумерля инвестиции в основной составили 391,1 млн. рублей, что на 28,7% больше 2018 года в действующих ценах.
Кроме организаций машиностроительного комплекса в городе функционируют организации, основными видами экономической деятельности которых являются производство пищевых продуктов, производство швейных изделий.
Наряду с крупным бизнесом развивается малое предпринимательство.
За 2019 год количество субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 14 единиц и составило 1098 единиц, или 101,3% к уровню 2018 года.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами, безусловное выполнение расходных обязательств и соблюдение бюджетного законодательства является базовыми условиями для повышения качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения стратегических целей социально-экономического развития города Шумерля.
В 2019 году на социально-экономическое развитие города Шумерли за счет бюджетов всех уровней направлено 496138,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 15948,8 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 353669,5 тыс. рублей, бюджета г. Шумерли - 126519,9 тыс. рублей, из них осуществлено мероприятий по развитию социальной сферы на сумму 425302,4 тыс. рублей, по развитию экономики - 70835,8 тыс. рублей.
Наличие просроченной кредиторской задолженности местного бюджета, образовавшейся в связи с солидарной ответственностью за поставку газа предприятию - поставщику теплоэнергоресурсов населению и организациям. В связи с невыполнением обязательств по оплате за отпущенный природный газ предприятием - поставщиком теплоэнергоресурсов и возложением по решениям судов обязательств по оплате на Администрацию муниципалитета, у последней возникают дополнительные расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения. Дополнительные доходные источники для оплаты предъявленных исполнительных листов по решениям судов в бюджете отсутствуют. Кроме того, потребители теплоэнергоресурсов в основном не являются муниципальными учреждениями, в связи с чем направление средств местного бюджета на погашение задолженности не обосновано. Практика судебных взысканий приводит к блокировке счетов местного бюджета и невозможности исполнения полномочий, возложенных законодательством Российской Федерации на муниципальные образования.
Для погашения просроченной задолженности муниципальных районов, городских округов за природный газ в 2018 и 2019 годах муниципальным районам и городским округам предоставлялись средства из республиканского бюджета Чувашской Республики (21 млн рублей и 35,8 млн рублей).
Изменить ситуацию по оплате задолженности за газ, отпущенную предприятию - поставщику теплоэнергоресурсов населению и организациям (исключить практику заключения трехсторонних договоров (ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары", теплоснабжающие организации, администрации муниципальных образований), в которых администрации муниципальных образований выступают поручителями за ненадлежащее исполнение теплоснабжающими организациями обязательств по оплате за потребленный природный газ).
Основная проблема города Шумерля - зависимость доходной части местного бюджета, экономической безопасности и социальной стабильности в городе от стабильности работы градообразующих предприятий.
Главной целью развития города являются повышение качества жизни населения города и создание полифункциональной структуры его экономики посредством ее диверсификации за счет внедрения и использования инновационных технологий и создания новых видов производств.
Основными приоритетами являются создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, благоприятной среды жизнедеятельности населения, внедрение инноваций в технологические и организационные процессы.
Политика социально-экономического развития города направлена на непрерывное повышение качества жизни населения города через осуществление структурных преобразований в экономике, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города на основе инновационного подхода. Результатом реализации названной политики будет являться повышение эффективности экономики, качества и уровня жизни населения города, а следовательно будет обеспечено достижение целевых ориентиров, поставленных в Указах Президента Российской Федерации, зафиксированных в национальных проектах и соответствующих региональных проектах Чувашской Республики.
Сфера туризма. Город Шумерля - сравнительно молодой, основан как город в годы индустриализации. В городе действует 4 туристических маршрута: спортивно-оздоровительный маршрут - "Тропа здоровья", водный маршрут - "Сурский экстрим", маршрут по историческому и культурному ландшафту Присурского края "Золотые купола Присурья" и маршрут "Сурский оборонительный рубеж".
Объекты размещения включают 2 гостиницы, работает более 10 объектов общественного питания.
Проводятся фестивали детско-юношеского и молодежного творчества, национальных культур, трудовых коллективов и другие традиционные мероприятия.
Перспективы развития сферы туризма в городе связаны с общим развитием туристско-рекреационного потенциала Чувашской Республики, участием шумерлинских мастеров народных промыслов в торгово-ярмарочных и выставочных мероприятиях, проводимых в Республике.
Социальная сфера города представлена учреждениями культуры, физкультуры и спорта, образования.
Сфера культуры города Шумерли включает развитую сеть учреждений культуры: муниципальное бюджетное учреждение "Городская централизованная библиотечная система", муниципальное автономное учреждение культуры Дворец культуры "Восход", муниципальное автономное учреждение культуры "Городской парк культуры и отдыха", муниципальное бюджетное учреждение "Архив города Шумерля", муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 1" г. Шумерля.
В МАУК ДК "Восход", оказывающем муниципальные услуги по созданию условий для организации досуга и творческой самореализации населения города Шумерля, функционируют около 30 постоянно действующих формирований различной направленности, объединяющих в среднем 400 участников. 6 самодеятельных коллективов имеют звание "Народный самодеятельный коллектив художественного творчества".
Одним из основных ресурсов развития интеллектуального потенциала города Шумерля является централизованная библиотечная система. К услугам жителей города - городская централизованная библиотечная система, включающая 4 объекта: городская центральная библиотека им. Г. Айги и три библиотеки-филиала (в т.ч. одна детская). Услугами библиотек пользуются 10542 читателя. МБУ "Городская централизованная библиотечная система" работает над реализацией проектов, направленных на популяризацию книги и чтения среди шумерлинцев. На базе МБУ "ГЦБС" функционирует 7 клубов различной тематической направленности.
МАУК "Городской парк культуры и отдыха" является памятником природы местного значения. Территория парка многофункциональна, с развитой системой благоустройства, предназначенной для массового отдыха взрослых и детей.
МБУ "Архив города Шумерля" обеспечивает сохранность более 12 тысяч единиц хранения, относящихся к историко-культурному наследию народов, проживающих на территории города. Ежегодно осуществляется прием дел документов муниципального архива города Шумерли. За последние годы наблюдается устойчивый рост обращений граждан за ретроспективной информацией.
Работа Детской школы искусств N 1 города Шумерля направлена на выявление одаренных детей, раскрытие творческого потенциала и формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области культуры и искусства.
Сфера физической культуры и спорта в городе Шумерле представлена двумя учреждениями дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: МАОУ ДО "ДЮСШ" и МАУ ДО "ДЮСШ "Олимп". Оба учреждения осуществляют свою работу по двум направлениям: учебно-спортивное (образовательное) и физкультурно-оздоровительное (направлено на предоставление физкультурно-оздоровительных услуг населению города).
В рамках учебно-спортивного (образовательного) направления проводится работа по развитию детско-юношеского спорта и физкультурно-оздоровительная работа с детьми, подростками и молодежью (учебно-тренировочный процесс, соревновательный процесс). В МАОУ ДО "ДЮСШ" ведётся образовательная деятельность по 6 дополнительным образовательным программам: легкая атлетика, бокс, тяжелая атлетика, футбол, полиатлон, лыжные гонки. МАУ ДО "ДЮСШ "Олимп" реализует также 6 дополнительных образовательных программ: плавание, баскетбол, каратэ, фитнес-аэробика, волейбол, спортивная аэробика.
Основными целями второго направления деятельности спортивных школ города являются: максимально возможное привлечение всех слоев населения к систематическим занятиям спортом и физической культурой, организация здорового досуга для населения города Шумерля, укрепление здоровья жителей города Шумерля путем эффективного использования средств физической культуры и спорта, создание необходимых условий для спортивного совершенствования ведущих спортсменов города Шумерля.
Система образования города Шумерля в рамках моногорода имеет специфический (профессиональный) и социальный аспект. Система дошкольного, общего и дополнительного образования в городе Шумерля охватывает 19 учреждений, в том числе 9 дошкольных образовательных учреждений (1849 воспитанников), 5 общеобразовательных школ (3454 учащихся), 5 учреждений дополнительного образования (3378 воспитанников).
Уровень обеспеченности дошкольным образованием составляет 100%. На учете для получения места в детских садах (отложенный спрос) зарегистрировано 308 детей в возрасте от рождения до 1,5 лет.
С 2017 года по 2019 год в 5 общеобразовательных учреждениях количество обучающихся увеличилось с 2840 до 3454 человек (рост - 17,8%)
В сфере дополнительного образования функционируют две детско-юношеские спортивные школы, Детская школа искусств и Центр детского творчества.
Решению поставленной цели - обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, способствует участие системы образования в реализации национального проекта "Образование".
Наиболее результативными направлениями модернизации муниципальной системы образования являются нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, новая система оплаты труда педагогических работников, ориентированная на результат, внедрение новой системы аттестации руководящих и педагогических кадров, расширение общественного участия в управлении образованием.
К числу достигнутых результатов можно отнести сохранение способности системы образования повышать качество образования. Об уровне подготовки учащихся свидетельствуют стабильные результаты единого государственного экзамена, успешные выступления школьников города на олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях различного уровня.
В сфере образования реализуется комплекс мероприятий по развитию материально-технической базы учреждений общего образования с целью обеспечения всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья.
За последние три года проводится поэтапно капитальный ремонт общеобразовательных учреждений, началась работа по проведению капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Забота о здоровье школьников является приоритетным направлением политики города.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Общая площадь жилищного фонда города Шумерля по состоянию на 01 января 2020 года составляет 850,63 тыс. кв. метров, в том числе в собственности: частной - 97,7%, государственной - 0,30%, муниципальной - 1,98%. 78,8% жилищного фонда оборудовано водопроводом, 76,95% - канализацией, 93,34% - отоплением, 76,95% - ваннами (душем), 90,27% - газом, 73,2% - горячим водоснабжением, 0,76% - напольными электроплитами.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляют 5 управляющих организаций - ООО "Наш дом", ООО "Система управления", ООО "УК СУ N 8", ООО "Коммунальник", ООО "Дом".
Инженерное обеспечение города состоит из систем водоснабжения, водоотведения, электро-, газо- и теплоснабжения. Технические параметры инженерных систем, в частности, физический и моральный износ, мощность и пропускная способность, предопределяют дальнейшее развитие города.
Слабое развитие инженерной инфраструктуры является одним из основных препятствий для развития как существующих производств, так и новых отраслей экономики, так как приводит к дополнительным непроизводительным затратам, которые фактически тормозят рост реального производства.
Ветхость всех систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации требует срочной модернизации. Критический износ сетей и объектов инженерной инфраструктуры - систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации, их большая протяженность, также влияет на снижение инвестиционной привлекательности города.
Теплоснабжение потребителей города в настоящее время осуществляется 15 котельными, 3 центральными тепловыми пунктами (ЦТП) суммарной мощностью 102,0 Гкал, тепловые сети протяженностью 42,3 км.
В 2018 - 2019 годах за счет привлечения средства республиканского бюджета Чувашской Республики построены и введены в эксплуатацию 6 блочно-модульных котельных (по ул. Сурская (7 МВт), Ленина (16 МВт) и Коммунальная (10,25 МВт) К. Маркса (11 МВт), Чайковского (14 МВт), переулку Школьный (9,5 МВт), которые отапливают 139 МКД или 17,2 тысяч жителей. Таким образом, удалось вывести из эксплуатации самые энергозатратные котельные.
В настоящее время требуют немедленной реконструкции все тепловые сети города, 4 котельных, а также необходимо строительство БМК для многоквартирных домов на ул. Строителей, д. 4 и Коммунальная, д. 6 и БМК гимназии N 8. Уровень износа оборудования котельных составляет в среднем 80%, ЦТП - 70%, тепловых сетей - 80%. Неэффективное использование энергетических ресурсов выражается в высоких потерях тепловой энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Потери в тепловых сетях достигают 30% произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 15%. Ветхое состояние тепловых сетей становится частой причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период, а также является факторами, сдерживающими строительство нового жилья в существующих зонах застройки.
Централизованное водоснабжение осуществляется из двух источников, которыми являются:
- источники поверхностных вод - река Сура, водозаборные сооружения производительностью 25 тыс. м3/сут., фактическая - 10,4 т. м3/сут., 3817 т. м3/год;
- источник подземных вод - артезианские скважины, насосная станция II подъема дер. Шумерля, проектная мощность 3,1 т. м3/сут., фактическая 1,2 т. м3/сут., 439 т. м3/год.
Мощность водозаборных сооружений составляет 28,1 тыс. м3/сутки. Данная мощность позволяет обеспечивать потребителей города необходимым количеством воды с учетом перспективы застройки города.
Водозаборные сооружения построены в 1974 году. Подача воды на водоочистную станцию (ВОС) производится по 2-м водоводам d - 400 мм из стальных труб длиной 2,7 км каждый. Год ввода в эксплуатацию - 1989. Естественный износ стенок труб составляет около 90%. По результатам ежегодного прохождения паводка, происходит заиливание правого рукава р. Сура, что ежегодно создает проблему со стабильным водоснабжением населения г. Шумерля. По водозаборным сооружениям на реке Сура необходимо принять комплексное решение (проектные и изыскательские работы) по реконструкции и модернизации в соответствии с современными требованиями и сложившимися условиями забора воды из р. Сура. Для подачи качественной питьевой воды в город необходима реконструкция водопроводных очистных сооружений с учетом современных технологий процесса очистки воды. Протяженность водопроводных сетей г. Шумерля составляет 74 км, из них 22 км нуждаются в замене. Износ водопроводных сетей и очистных сооружений города более 70%.
Протяженность канализационных сетей - 73 км, из них 23 км нуждаются в замене. Мощность водопроводных очистных сооружений составляет 25 т. м3/сут.
Существующие очистные сооружения канализации построены в 1986 году, производительностью 25000 куб. м/сут. Фактическое потребление составляет 5000-6000 куб. м/сут. Нерациональное использование данных сооружений влечет за собой увеличение затрат по себестоимости одного куба сточных вод.
В целях улучшения экологической обстановки в городе необходимо провести полную реконструкцию очистных сооружений канализации, вывести степень очистки стоков на современный уровень.
В 2013 году завершена реконструкция канализационной насосной станции по проезду Заводскому (стоимость проекта 5,0 млн. руб.), что обеспечило безаварийную работу по перекачке стоков на данном участке, а также способствовало улучшению экологической обстановки в городе.
Для обеспечения повышения очистки сточных вод, достижения своевременных требований качества очистки сточных вод и снижение отрицательного влияния сбрасываемых очистных стоков в водоем рыбоохранного значения (р. Сура) необходима реконструкция сооружения биологической очистки сточных вод.
Основным источником электроснабжения города Шумерля является подстанция "Северная" 110/6 кВ и подстанция "Шумерлинская" 110/6 кВ, входящие в систему филиала ОАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго" и подстанция "Венец" 220/110/6 кВ Верхне-Волжской ПМЭС. Протяженность муниципальных электрических сетей составляет 310,1 км, из них 87 км нуждается в замене. Для подключения перспективных потребителей необходима модернизация существующих трансформаторных подстанций, реконструкция и строительство новых электрических сетей.
На территории города Шумерля 104,239 км автодорог, из них с асфальтовым покрытием - 34,774 км, грунтовых - 69,465 км. Ежегодно осуществляется ремонт 3-4 км дорог. В 2020 году на реализацию мероприятий по капитальному и текущему ремонту автодорог предусмотрено 24,8 млн. рублей, в том числе 22,4 млн. рублей средства республиканского бюджета Чувашской Республики, 2,4 млн. рублей средства бюджета города Шумерля. На данные средства запланировано отремонтировать 6 автодорог, протяженностью 3,2 км.
Ежегодное финансирование на капитальный и текущий ремонт автодорог не позволяет полностью удовлетворить существующие потребности.
Значительная протяженность улично-дорожной сети города Шумерля не имеет усовершенствованного покрытия. Доля грунтовых дорог составляет более 60 процентов.
В целях обеспечения безопасности движения и повышения эффективности организации дорожного движения в 2020 году планируется завершить строительство автомобильных дорог по улицам Косточкина - Интернациональная, в 2021 - реконструкцию автомобильной дороги по ул. Заводская (от ул. Горького до ул. Лермонтова) и строительство автомобильной дороги по ул. Лермонтова (от ул. Заводская до ул. Коммунальная).
Для увеличения доли автодорог с асфальтовым покрытием, в том числе для обеспечения инвестиционных площадок дорожной инфраструктурой, необходима разработка проектно-сметной документации с последующим строительством. В настоящее время начата работа по разработке проектов на строительство автомобильной дороги по ул. Пушкина и Банковскому переулку. Для разработки ПСД также привлекаются внебюджетные средства.
К 2025 году предусмотрено увеличение общей протяженности дорог с твердым покрытием до 45 км. (46%) от общей протяженности городских дорог.
В период с 2020 по 2025 годы в рамках программы будет реализовано 18 проектов инфраструктурной направленности и 6 коммерческих проектов.
Проекты инфраструктурной направленности будут профинансированы на общую сумму 2068,30 млн. рублей за счет консолидированного бюджета Чувашской Республики (Таблица 1 Приложения N 3 к муниципальной программе).
Объем финансирования коммерческих проектов составит 1173,25 млн. рублей за счет внебюджетных источников финансирования (Таблица 2 Приложения N 3 к муниципальной программе).
В результате реализации Программы будет существенным образом не только повышена эффективность экономики города Шумерли Чувашской Республики, но и произойдут серьезные сдвиги в качестве и уровне жизни населения, тем самым будет обеспечено достижение всех целевых ориентиров, поставленных в Указах Президента Российской Федерации, зафиксированных в национальных проектах и соответствующих региональных проектах. Существенный импульс получит развитие всех секторов экономики. Вместе с тем, основные прямые эффекты от реализации Программы связаны с сектором обрабатывающей промышленности, социальной сферы жилищно-коммунальным хозяйством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.