Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждено
распоряжением
Администрации Томской области
от 16.10.2020 N 686-ра
Описание
предполагаемого центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование"
Отличительной особенностью Томской области является наличие мощного научного и инновационного потенциала. Томская область обладает высоким кадровым потенциалом и развитой сетью образовательных организаций, способных обеспечить его воспроизводство и развитие.
На территории Томской области образовательная деятельность осуществляется в 597 дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования (278 058 обучающихся). В их числе 10 новых общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций, открытых в период с 2018 по 2020 год.
Образовательный процесс в образовательных организациях общего и дополнительного образования детей обеспечивают 18 276 педагогов. Прирост молодых педагогов за три года составил 24% от общего числа педагогических работников системы общего образования Томской области (2 526 молодых педагогов), что увеличивает актуальность внедрения непрерывного повышения профессионального мастерства для эффективной адаптации новых педагогических кадров к профессиональной деятельности.
Управление образовательными потоками (обеспечение организации подготовки педагогических кадров, в том числе на основе сетевого взаимодействия) осуществляет Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее - ТОИПКРО) - оператор функционирования и развития системы повышения квалификации педагогов, которое является также базовым региональным учреждением дополнительного профессионального образования педагогических работников.
Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки педагогов осуществляется в регионе также ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Томский государственный университет", ФГБОУ ВО "Томский государственный педагогический университет", ОГБУ "Региональный центр развития образования", МАУ ЗАТО Северск "Ресурсный центр образования", МАУ ИМЦ.
Региональная система повышения квалификации обеспечивает адресное персонифицированное повышение квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок.
Повышению результативности региональной системы повышения квалификации послужит создание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (особенно для педагогов сельских, труднодоступных и малокомплектных школ). Практически каждый второй учитель работает в сельской местности (43%). Доля учителей моложе 30 лет составляет 16,5%, в возрасте от 31 до 35 лет - 10,06%, старше 55 лет - 27,9%. 16% педагогов имеют стаж от 5 до 15 лет, являясь основным кадровым ресурсом системы общего образования, который обладает познавательным, мотивационным, эмоциональным и социальным капиталом для повышения качества образования. У большинства работников системы общего образования региона за плечами солидный опыт: свыше 60% учителей имеют стаж педагогической работы более 20 лет.
Поддержка и дальнейшее развитие образования в Томской области в динамично изменяющихся условиях современного общества обеспечит построенная по-новому система непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Актуальные задачи центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Томской области:
1. Обновление содержания программ дополнительного профессионального образования, включая мотивацию профессионального роста педагога, профилактику профессионального выгорания.
2. Построение индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов в контексте потребностей региона.
3. Реализация программ профессиональной переподготовки педагогической направленности.
4. Выявление уровня освоения программ дополнительного профессионального образования педагогами.
5. Подготовка адресных рекомендаций педагогам по преодолению профессиональных дефицитов и стимулированию профессионального роста.
6. Проведение конкурсов профессионального мастерства.
7. Организация обмена опытом и лучшими педагогическими практиками на уровне региона и Российской Федерации.
Создание на базе ТОИПКРО центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников является эффективным решением, способным вывести процессы профессионального сопровождения педагогов на принципиально новый уровень, интегрировать усилия по модернизации системы образования и сформировать инновационную систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
2. Создание и деятельность центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Томской области
Мероприятия по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Томской области реализуются в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование", направленного на формирование национальной системы учительского роста, охватывающей не менее 50% педагогических работников системы общего, дополнительного и профессионального образования.
В рамках реализации регионального проекта "Учитель будущего" будет организована системная работа по непрерывному развитию профессионального мастерства работников системы образования и существенно обновлено и усовершенствовано содержание программ повышения квалификации педагогических работников.
Повышение квалификации планируется проводить посредством использования различных форм сетевого взаимодействия: обучения на стажировочных площадках, деятельности областных методических объединений, стажировок на базе организаций высшего образования, стажировок на базе предприятий в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования "Детский технопарк "Кванториум", Томским государственным педагогическим университетом, Центром цифрового образования "IT-куб" МАОУ "Томский Хобби-центр", Центром развития современных компетенций НИ ТГУ.
Активно внедряется формат корпоративного обучения, направленного на работу с проектными и управленческими командами, внедрение игровых, адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Участие педагогических работников Томской области в конкурсах профессионального мастерства "Воспитатель года России", "Учитель-дефектолог России", "Педагог-психолог России", "Классный классный руководитель", "Лучшие практики наставничества", "Лидер образовательной организации", "Воспитать человека", "Методист года", "Учитель года России", "Сердце отдаю детям" является неотъемлемой частью новой модели повышения квалификации в регионе. В рамках организации и проведения конкурсов формируется профессиональное педагогическое сообщество, обсуждаются проблемы, возможные пути и решения, организуются мастер-классы, открытые уроки, дискуссионные площадки, создаются цифровые ресурсы. Данный комплекс мероприятий будет представлять систему непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования, что позволит повысить социальный статус педагогических и руководящих работников системы образования Томской области, станет дополнительным стимулом для привлечения молодых и амбициозных педагогических работников, повышения качества образования в целом.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников планируется создать по модели "стандарт" на базе областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования".
Далее представлено зонирование центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, общая площадь которого составит 813 м. В том числе:
медиатека (площадь 48 м), количество мест для посетителей не менее 15;
помещение для коворкинга (площадь 60 м), количество мест для посетителей не менее 15;
2 лектория (площадь первого лектория 152 м, площадь второго лектория 82 м), количество мест для посетителей не менее 100;
помещение для проектной деятельности (площадь 80 м), мест для участников должно быть оборудовано не менее 16;
5 многофункциональных учебных аудиторий (общая площадь 309 м), включая 2 аудитории-трансформера, мест для участников должно быть оборудовано не менее 15;
административные зоны: рецепция, помещения для персонала (общая площадь 82 м), рабочих мест сотрудников должно быть не менее 12.
В приложении N 1 к настоящему Описанию представлена таблица индикаторов.
В приложении N 2 к настоящему Описанию представлена Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
В приложении N 3 к настоящему Описанию представлено примерное штатное расписание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
В приложении N 4 к настоящему Описанию представлена информация о предполагаемом центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.