Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(рекомендуемое)
Пример
расчета максимального нормального давления при помощи универсальной характеристики шины
Таблица В.1 - Исходные данные по трактору тягового класса 1,4 для расчета максимального нормального давления ("Беларус 82.1")
Наименование показателя, обозначения |
Размерность |
Значения показателя |
|
Масса трактора эксплуатационная |
кг |
4000,0 |
|
Размер задней шины |
|
15,5R38 |
16,9R38 |
Вертикальная нагрузка на заднюю шину, Gк |
кН |
15,0 |
|
Внутреннее давление воздуха (в задней шине), pw |
кПа |
150,0 |
|
Посадочный диаметр обода, d |
м |
0,965 |
0,965 |
Наружный диаметр, D |
м |
1,570 |
1,675 |
Ширина профиля, В |
м |
0,394 |
0,429 |
Высота профиля, Н |
м |
0,303 |
0,355 |
Норма слойности, n |
|
8 |
8 |
Статический радиус, r0 |
м |
0,730 |
0,750 * |
Допустимый статический прогиб, [f] |
м |
0,055 |
0,088 |
Примечание - r0 = 0,750 м - принят условно для демонстрации возможности согласования с помощью предлагаемого метода уровня воздействия движителей на почву с требованиями ГОСТ Р 58655. |
Нормы нагрузок и давление в шинах 15,5R38 и 16,9R38 (таблица В.2), позволяют представить наглядно совмещение нагрузки шин с исходным рабочим режимом Gк = 15 кН при pw = 150 кПа (рисунок В.1).
Универсальные характеристики шин 15,5R38 и 16,9R38 представлены в таблице В.3 и на рисунке В.2.
Таблица В.2 - Нормы нагрузок и давлений в шинах для выбора режима работы шин при различных условиях эксплуатации
Размер шины |
Норма слойности |
Нагрузка на шину, кН при скорости до 30 км/ч, при давлении, кПа |
||||||||||
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
||
15,5R38 |
8 |
|
|
13,92 |
14,90 |
15,88 |
16,81 |
17,74 |
18,38 |
19,36 |
20,14 |
20,78 |
16,9R38 |
8 |
12,74 |
14,70 |
16,66 |
17,74 |
18,82 |
19,29 |
20,97 |
22,00 |
23,08 |
24,16 |
25,24 |
- нагрузочная характеристика шины 15,5R38;
- нагрузочная характеристика шины 16,9R38;
- исходный режим Gк = 15 кН, pw = 150 кПа
Рисунок В.1 - Совмещение нагрузочной характеристики шин с исходным рабочим режимом
Значения постоянных коэффициентов для определения нормального прогиба шин f по формуле (12) и максимального нормального давления с учетом формулы (6) представлены в таблице В.4.
Таблица В.3 - Универсальная характеристика шин 15,5R38 (точки А'1 и B'1) и 16,9R38 (точки А'2 и В'2)
Показатель |
Порядок числа, размерность |
Тип шины |
|||
15,5R38 |
16,9R38 |
||||
А'1 |
B'1 |
A'2 |
B'2 |
||
1,45 |
2,03 |
1,8 |
2,57 |
||
2,60 |
3,88 |
3,23 |
4,86 |
- универсальная характеристика шины 15,5R38;
- универсальная характеристика шины 16,9R38;
- исходный режим Gк = 15 кН, pw = 150 кПа для шины 15,5R38;
- исходный режим Gк = 15 кН, pw = 150 кПа для шины 16,9R38;
- универсальная характеристика шины 15,5R38;
- универсальная характеристика шины 16,9R38;
- исходный режим Gк = 15 кН, pw = 150 кПа для шины 15,5R38;
- исходный режим Gк = 15 кН, pw = 150 кПа для шины 16,9R38;
- линейная (универсальная характеристика шины 15,5R38);
- линейная (универсальная характеристика шины 16,9R38);
- линейная (универсальная характеристика шины 16,9R38)
Рисунок В.2 - Универсальные характеристики шин 15,5R38 и 169R38
Таблица В.4 - Значения постоянных коэффициентов для определения нормального прогиба шин f (12) и максимального нормального давления с учетом формулы (6)
Наименование показателя |
Размерность |
Размер шины |
|
15,5R38 |
16,9R38 |
||
С1 |
0,259 |
- 0,077 |
|
С2 |
1 м |
0,455 |
0,721 |
р0 |
кПа |
51,65 |
48,95 |
С3 |
- |
1,655 |
1,666 |
K1 |
- |
1,1 |
1,1 |
Постоянные коэффициенты, представленные в таблице В.4, позволяют в соответствии с предложенной структурой номограммы произвести расчетное определение нормального прогиба шин f и соответствующих значений максимального нормального давления (таблица В.5, рисунок В.3).
Таблица В.5 - Изменения нормального прогиба шин f и максимального нормального давления в зависимости от внутреннего давления воздуха pw в шинах 15,5R38 и 16,9R38 при постоянной вертикальной нагрузке Gк = 15 кН
Показатель |
Размерность |
Внутреннее давление воздуха |
|||||
pw |
кПа |
150 |
140 |
130 |
120 |
110 |
100 |
15,5R38 | |||||||
f |
м |
0,0429 |
0,0444 |
0,046 |
0,0479 |
0,050 |
0,0524 |
кПа |
206,89 |
200,43 |
193,67 |
186,59 |
179,19 |
171,45 |
|
16,9R38 | |||||||
f |
м |
0,0521 |
0,0551 |
0,0584 |
0,0621 |
0,0663 |
0,0709 |
кПа |
155,24 |
147,32 |
139,51 |
131,79 |
124,17 |
116,63 |
Проведенные расчеты показывают, что изменение внутреннего давления воздуха с pw = 150 кПа до pw = 100 кПа позволяет для шины 15,5R38 уменьшить максимальное нормальное давление на 35,44 кПа (17,1 %) с 206,89 кПа до 171,45 кПа, что соответствует допустимому уровню давления на почву при влажности почвы в слое 0-30 см 0,5 НВ и менее в весенний период и влажности 0,5 НВ - 0,6 НВ в летне-осенний период.
В случае применения шины 16,9R38 максимальное нормальное давление уменьшается с = 155,24 кПа до = 116,63 кПа, то есть на 24,9 %, причем допустимые нормы соответственно смещаются из диапазона влажности почвы 0,5 НВ и менее в летне-осенний период в диапазон до 0,6 НВ.
- прогиб шины 15,5R38;
- прогиб шины 16,9R38;
- максимальное нормальное давление на почву под шиной 15,5R38;
- максимальное нормальное давление на почву под шиной 16,9R38
Рисунок В.3 - Зависимость изменения максимального нормального давления и нормального прогиба шины f от внутришинного давления pw в шинах 15,5R38 и 16,9R38 при постоянной вертикальной нагрузке Gк = 15 кН
Универсальная характеристика шины (6), для наглядности и удобства использования в хозяйственных условиях, может быть представлена в виде номограммы, состоящей из трех квадрантов, на рисунке В.4.
В квадранте I располагается семейство зависимостей f = f(Gк, pw), рассчитанных для конкретной шины, исходя из формулы (12):
.
С уменьшением давления pw крутизна зависимостей нормального прогиба шин f от вертикальной нагрузки Gк возрастает.
В квадранте II располагается одна кривая, представляющая связь для данной шины между нормальным прогибом шин f (ось ординат) и контурной площадью контакта Fк, рассчитанной по формуле (5)
,
где ;
;
,
где D, S - наружный диаметр и ширина профиля шины, м;
d - посадочный диаметр обода, м;
Н - высота профиля шины, м;
n - норма слойности.
В квадранте III представлено семейство гипербол, описывающих изменение максимального нормального давления на почву в зависимости от контурной площади Fк и нормальной нагрузки на колесо Gк по формуле (4):
,
где K2 = 1,5 - коэффициент продольной неравномерности распределения давления;
K1 - коэффициент приведения площади контакта протектора шины колеса к условиям работы на почвенном основании, зависящий от диаметра шины колеса.
Чем меньше нагрузка Gк, тем ближе проходит гипербола к центру координат 0.
Номограмма, представляющая универсальную характеристику шины (6) в виде соответствующих уравнений (5) и (12), приведена на рисунке В.4.
В соответствии с универсальной характеристикой шины (6) представленная номограмма позволяет наглядно рассматривать влияние нагрузки и внутреннего давления воздуха в шине на величину максимального нормального давления.
Так при постоянной нагрузке Gк2 снижение внутреннего давления воздуха в шине от pw1 до pw3 позволяет уменьшить максимальное давление на почву от (см. линия ) до (см. линия ).
При постоянном внутреннем давлении воздуха pw2 увеличение вертикальной нагрузки от Gк1 (см. линия ) до Gк3 (см. линия ) максимальное нормальное давление увеличивается от до (индексы при максимальном давлении: первая цифра - уровень вертикальной нагрузки (1 = Gк1; 2 = Gк2; 3 = Gк3), вторая цифра - уровень внутреннего давления воздуха в шинах (1 = pw1; 2 = pw2; 3 = pw3).
Рисунок В.4 - Номограмма для определения влияния внутреннего давления воздуха в шине pw и вертикальной нагрузки Gк на максимальное нормальное давление
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.