Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 изменено. - Постановление Администрации города Хабаровска от 25 апреля 2019 г. N 1315
Приложение N 1
к постановлению Мэра города
от 25 сентября 2006 г. N 1198
Концепция
развития информационно-коммуникационной инфраструктуры г. Хабаровска
5 июля 2012 г., 1 августа 2014 г., 25 апреля 2019 г.
1. Общие положения
Концепция развития информационно-коммуникационной инфраструктуры г. Хабаровска (далее - Концепция) определяет перспективы и первоочередные цели и задачи по дальнейшему функционированию существующего информационного пространства города Хабаровска и учитывает построенные и сформированные объекты и линии связи. В данной концепции предусматривается дальнейшее функционирование единой многофункциональной телекоммуникационной сети (далее - ЕМТС) на территории города.
За период с 2006 года по настоящее время была сформирована ЕМТС, которая решает задачи, стоящие перед администрацией в части обеспечения взаимосвязи между муниципальными объектами, а также организациями, обеспечивающими функционирование городского хозяйства и являющимися участниками различных городских программ. Построенная сеть является технической основой для функционирования механизма управления бюджетными процессами и позволяет организовать обработку операций в процессе кассового обслуживания бюджета города с использованием средств удаленного взаимодействия Федерального казначейства с главными распорядителями бюджетных средств и муниципальными учреждениями. Одновременно с обеспечением деятельности муниципального сектора экономики построенная ЕМТС удовлетворяет и коммерческие интересы операторов связи - участников программы ЕМТС, позволяя охватывать их инженерной инфраструктурой удаленные районы города в кратчайшие сроки, чем расширяет возможность доступа населения города к различным информационным ресурсам.
Внедрение передовых технологий в области информационных и коммуникационных услуг является важнейшим процессом в социально-экономическом развитии города. Их применение позволяет добиться повышения эффективности управления и производительности труда, создания новых рабочих мест и экономического роста, повышения качества жизни.
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
а) волоконно-оптическая линия передачи (ВОЛП) - совокупность линейных трактов волоконно-оптических систем передачи, имеющих общий оптический кабель, линейные сооружения и устройства их обслуживания;
б) волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) - оптический кабель в комплексе с линейными сооружениями и устройствами для их обслуживания, по которому передаются все виды сигналов ВОЛП. Включает базовую линию, точку перехода или консолидации, оптоволоконный кабель и гнездо коммутационной оптоволоконной панели;
в) локальная вычислительная сеть (ЛВС) - программно-аппаратный комплекс, включающий в себя серверы, компьютеры, принтеры, коммуникационное оборудование, кабельную систему и сетевые операционные системы;
г) объект связи - совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи;
д) оптический кросс - коммутационное поле врезных контактов для оптического подключения и механической фиксации окончаний оптоволоконных кабелей, оптоволокна, обеспечивающих коммутацию;
е) оптоволокно - элемент оптоволоконного кабеля, обеспечивающий передачу инфракрасных сигналов благодаря эффекту полного внутреннего отражения;
ж) оптоволоконный кабель - кабельное изделие, содержащее оптические волокна, заключенные в одну оболочку (в настоящее время наибольшее распространение получили 16-, 24-, 32- и 48-жильные оптоволоконные кабели, имеющие в оболочке соответствующее маркировке количество оптоволокон), объединенные в единую конструкцию, обеспечивающую передачу световых сигналов в заданных условиях эксплуатации.
Термины "Информация", "Информационные технологии", "Информационная система", "Информационно-телекоммуникационная сеть" использованы в значении, определенном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
2. Текущее состояние дел по строительству и развитию ЕМТС
ЕМТС стала результатом уникального и плодотворного сотрудничества администрации города и операторов связи, осуществляющих свою деятельность на территории города. Отправной точкой взаимодействия сторон в развитии сети является заключаемое соглашение об участии в строительстве волоконно-оптической линии связи на территории города Хабаровска.
При строительстве ВОЛС операторами связи определенная часть оптоволокон на всем протяжении линии на основании договоров пожертвования передается в муниципальную собственность для нужд администрации города.
В настоящее время по программе создания и развития ЕМТС общая протяженность согласованных и построенных операторами связи волоконно-оптических линий связи составляет 889 км, из которых под нужды ЕМТС используется более 400 км, магистральными сетями ЕМТС охвачена практически вся территория города площадью 386 кв. км. Скорость передачи данных в ЕМТС достигает 10 Гбит/с - сегодня такая скорость доступна на уровне ядра сети, однако в дальнейшем планируется увеличить пропускную способность каналов уровня распределения (с существующего 1 Гбит/с до 10 Гбит/с).
Таким образом, уже построенной кабельной инфраструктуры достаточно для охвата всей территории города и создания сети с предельно допустимым уровнем отказоустойчивости.
На настоящий момент обеспечена возможность подключения более 450 социально значимых муниципальных объектов, из которых 409 уже подключены - это учреждения образования, социальной работы с населением и жилищно-коммунального хозяйства, культуры и физической культуры и спорта и др.
Создание ЕМТС позволило решить одну из главных проблем при предоставлении муниципалитетом услуг населению - информационную разобщенность структурных подразделений администрации города, а также подведомственных муниципальных учреждений, расположенных в разных районах города.
Посредством ЕМТС предусмотрено оказание муниципальных услуг в электронном виде для всех жителей города. Численность населения города Хабаровска - 618 тыс. человек.
Операторам связи - участникам программы ЕМТС предоставляются технические помещения и конструктивные элементы зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности. В результате в городе увеличилось количество жителей, имеющих возможность воспользоваться такими услугами, как высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровое телевидение и многими другими из широкого спектра предоставляемых услуг в области телекоммуникаций.
3. Цели и задачи
Основной целью реализации Концепции является удовлетворение информационных потребностей органов местного самоуправления, общественных организаций, муниципальных и иных организаций, развитие городской телекоммуникационной инфраструктуры и создание единого информационно-коммуникационного пространства г. Хабаровска.
Для достижения вышеозначенных целей необходимо выполнение следующих задач:
- создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры города и формирование на нормативной правовой основе городских информационных систем, объединенных в единое информационное пространство;
- создание и развитие интегрированной информационной системы управления муниципальными финансами;
- управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
- создание условий для автоматизированного централизованного контроля электро-, тепло-, газо- и водоснабжения бюджетных организаций и учреждений;
- мониторинг использования и загрузки, автомобильных дорог в границах города;
- создание условий для автоматизированного учета, контроля и предоставления социальной помощи в рамках действующего законодательства;
- создание условий для автоматизированного контроля за эффективным использованием муниципального подвижного состава;
- создание условий для получения оперативной информации в автоматизированном режиме для предупреждения и ликвидации последствий пожарных и чрезвычайных ситуаций на территории города;
- интеграция существующих информационных систем и ресурсов в целях развития единой распределенной информационной системы, содержащей данные, необходимые при выработке стратегически важных для города решений;
- обеспечение информационного взаимодействия администрации города с органами, осуществляющими контроль за состоянием экологической обстановки на территории города, и своевременное предоставление нужной информации населению города;
- обеспечение реализации прав граждан на полную и объективную информацию о деятельности администрации г. Хабаровска, муниципальных учреждений и предприятий;
- создание условий для организации единой информационной системы отрасли образования;
- создание условий для развития и обеспечения жителей города информацией об услугах связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- создание условий для развития информационной системы библиотечного обслуживания населения;
- создание условий для обеспечения жителей города информацией об объектах культурного наследия;
- создание условий для обеспечения жителей города информацией о физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
4. Развитие инфраструктуры
Развитие городской телекоммуникационной инфраструктуры должно соответствовать общемировым тенденциям. Создание в городе интегрированной сети позволит обеспечить доступ органов местного самоуправления и организаций к общественно значимым информационным ресурсам.
Внедрение новых информационных технологий открывает новые возможности для муниципального управления, обеспечения правопорядка, расширения возможностей в отрасли образования. Повышается качество жизни граждан, их информированность о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Современная телекоммуникационная сеть должна соответствовать ожиданиям клиентов и свести затраты пользователей к минимуму, обеспечивая при этом максимальную многофункциональность. Внедрение в ЕМТС таких сервисов, как передача данных, доступ к сети Интернет и телефония, позволит повысить ее конкурентоспособность по сравнению с коммерческими операторами связи.
Уже сейчас рассматривается возможность предоставления услуг доступа к сети Интернет и IP-телефонии всем объектам подключения ЕМТС. Для реализации предложенной возможности необходимо подключение ЕМТС к сетям операторов связи, предоставляющих магистральные каналы в сеть Интернет.
Социальный эффект от использования созданной инфраструктуры наиболее наглядно проявляется во внедрении всевозможных информационных систем городского масштаба и охватывающих все сферы жизнедеятельности жителей города: здравоохранение, городское хозяйство, образование, охрана правопорядка, культура и др. Использование этой сети позволяет в кратчайшие сроки создать все условия для удовлетворения информационных потребностей населения и получения качественно отработанных результатов предоставления услуг органами местного самоуправления.
4.1. Муниципальное управление
4.1.1. Официальный сайт администрации города
Администрация города в своей деятельности интенсивно использует информационные технологии. Широко применяются локальные сети, справочно-правовые системы, базы данных общего пользования. Однако информирование граждан о деятельности администрации ограничивается, как правило, новостными телерадиопрограммами и статьями в печатных изданиях.
Для повышения эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов управления необходимо обеспечение доступности информации для граждан, развитие информационных ресурсов, предназначенных для общего пользования, создание механизмов общественного контроля деятельности администрации.
На данный момент создан официальный сайт администрации города Хабаровска. Это мощная информационно распределенная система, позволяющая с любого рабочего места, используя только знакомые редакторы, самостоятельно актуализировать нужный раздел. Создание корпоративной сети администрации города посредством ЕМТС разрешило тот круг вопросов, который не давал в полном объеме запустить функционирование сайта.
Основная стратегия работы сайта заключается в том, что каждое структурное подразделение самостоятельно заполняет и следит за содержанием закрепленных за ним разделов.
Наряду с осуществлением информативной функции сайт администрации города предусматривает возможность проведения опросов общественного мнения и приема обращений граждан с вопросами в администрацию города и Хабаровскую городскую Думу, полностью отвечает требованиям Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а также является информационной системой, позволяющей оказывать муниципальные услуги в электронном виде.
4.1.2. Корпоративная телефонная связь
На сегодняшний день корпоративная телефонная связь между структурными подразделениями администрации города Хабаровска организована посредством ЕМТС на базе ядра, расположенного в здании по ул. Дикопольцева, 17. Сформированное ядро IP-телефонии и приобретенные IP-шлюзы, позволяющие трансформировать сигнал аналоговых телефонов в цифровой, обеспечивают возможность организации IP-телефонии без замены существующих телефонных аппаратов на специализированные с сохранением существующих номеров.
Развитие корпоративной телефонной сети позволяет оперативно решать вопросы, экономить время и бюджетные средства за счет рационального использования рабочего времени сотрудников администрации.
4.2. Образование
Информатизация отрасли "Образование" является одной из сильных сторон муниципальной системы. Ряд реализованных муниципальных программ позволил обеспечить все муниципальные образовательные учреждения компьютерной техникой, провести во всех учреждениях общего образования локальные вычислительные сети, обеспечить школы комплектами интерактивного оборудования, подключить к ЕМТС более 200 учреждений образования.
В каждом общеобразовательном учреждении, наряду с организацией доступа к информационному пространству сети Интернет, электронным образовательным ресурсам федерального и регионального уровня, создана и регулярно пополняется медиатека, включающая в себя не только электронные издания, но и методическое сопровождение к ним.
С целью активизации инновационной, научно-педагогической, познавательной деятельности педагогов, обеспечения методического сопровождения в городе на базе ЕМТС функционирует сеть межшкольных ресурсных центров.
Министерство образования Хабаровского края подписало с администрацией города соглашение, в соответствии с которым на территории города все муниципальные учреждения отрасли образования подключены к ЕМТС, при этом школам и другим учреждениям отрасли предоставлен федеральный контент по образовательным программам. Подключение обеспечило формирование интегрированной информационной системы по ЕГЭ между управлением образования, школами и министерством образования Правительства Хабаровского края.
4.3. Культура
В разных областях культуры появляются новые типы потребителей.
Огромную роль в процессе повышения интереса публики к библиотекам играет возможность относительно простого доступа к различным носителям информации;
- оцифрованные фонды библиотек разного уровня: от федеральных до муниципальных;
- копии печатных изданий;
- кино- и телефильмы;
- мультимедийные материалы;
- документы, существующие только в электронном виде;
- электронные версии средств массовой информации.
В связи с этим библиотеки, повышая социально-культурную активность, все сильнее связывают свою деятельность с потребностями различных групп населения, выступая в роли незаменимого источника информации.
Понимая это, администрация города проводит большую работу по модернизации муниципальных библиотек.
Для обеспечения предоставления услуг организации доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек и к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, на базе ЕМТС поэтапно ведется создание Единой городской электронной системы "Библиотека" (ЕГЭСБ).
В период с 2011 по 2019 год на базе Центральной городской детской библиотеки имени А. Гайдара, массовой библиотеки имени П. Комарова создано ядро системы, посредством ЕМТС к нему подключено 20 библиотек-филиалов. Также посредством ЕМТС организован доступ с созданных АРМ к каталогам и оцифрованным изданиям Дальневосточной государственной научной библиотеки.
Внедрение электронной библиотеки станет решающим фактором в повышении качества библиотечного обслуживания и в расширении видов библиотечных услуг. Мониторинг изучения потребности населения показал, что электронная система активизирует работу библиотек и привлечет дополнительных постоянных читателей.
4.4. Единая городская автоматизированная система инженерных коммуникаций (ЕГАСИК)
Процесс создания ЕГАСИК завершен. Система содержит сведения о хозяйствующих субъектах, характеристики инженерных коммуникаций, детализированные технические характеристики и особенности расположения оборудования.
Муниципальные предприятия и структуры администрации города Хабаровска имеют возможность ежедневного мониторинга своих слоев инженерных коммуникаций, а при необходимости - их незамедлительного обновления.
Проведена работа по интеграции ЕГАСИК с ЕДДС города с целью организации доступа диспетчерской службы ЕДДС к оперативной информации об инженерных коммуникациях города для сокращения сроков согласования проведения земляных работ при возникновении аварийных ситуаций.
4.5. Городское хозяйство
В городе создана и функционирует информационная система ежесуточного мониторинга потребления тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения. Внедрение данной системы в эксплуатацию позволяет в 286 бюджетных организациях проводить автоматизированный сбор и анализ данных о потреблении энергоресурсов и оперативно выявлять нештатные ситуации, а также принимать своевременные меры.
Обработка полученной информации осуществляется на серверах администрации города, откуда посредством ЕМТС передается конечным учреждениям, а также управлению энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города.
Создана и развивается навигационно-информационная система г. Хабаровска. Система предназначена для обеспечения диспетчеризации и управления транспортом и спецтехникой в режиме on-line с применением результатов космической деятельности ГЛОНАСС. Все муниципальные предприятия и учреждения, участники программы посредством ЕМТС соединяются с серверами ядра системы, установленными в межотраслевом навигационно-информационном центре.
Уже сейчас у любого жителя города есть возможность контролировать движение муниципального пассажирского транспорта посредством web-сайта www.bus27.ru, что позволяет сократить время его ожидания на остановках.
Внедрение системы на предприятиях жизнеобеспечения города (МУП г. Хабаровска "Водоканал", МУП г. Хабаровска "Тепловые сети", МУП г. Хабаровска "Горсвет", АО "Хабаровская горэлектросеть", МКУ "Центр проведения спасательных работ" и др.) позволяет сократить время прибытия спецтехники на вызов или место происшествия, повысить качество и сократить сроки выполнения ремонтных работ, реализовать логистику транспортных средств в конкретных условиях с минимальными затратами, ликвидировать возможность использования муниципального спецтранспорта в личных целях, контролировать объемы и сроки развоза питьевой воды по частному сектору, повысить уровень безопасности перевозки опасных грузов посредством контроля скорости и маршрута движения.
Завершена работа по созданию единой дежурной диспетчерской службы города Хабаровска с единым номером вызова 112. ЕМТС является единственным средством обмена оперативной информацией между территориально удаленными подразделениями ЕДДС г. Хабаровска, а также между ЕДДС и диспетчерскими пунктами предприятий жизнеобеспечения города. Выполнено подключение посредством ЕМТС ДДС Правительства Хабаровского края к ЕДДС г. Хабаровска. Такая интеграция позволяет эффективно распределять поступающие по номеру 112 звонки в зависимости от нахождения пострадавшего в городе или за его пределами.
4.6. Телевидение и радиовещание
Телерадиовещание относится к тем сферам жизнедеятельности общества, без которых невозможны нормальное функционирование производства и обращение товаров и услуг, а также социальная жизнедеятельность людей. Телевидение и радиовещание играют исключительную роль в передаче и доведении до каждого члена общества политической, общественной, культурной, образовательной и другой информации, включая информирование населения, объектов управления, экономики и других социально-экономических сфер о мобилизационной деятельности, чрезвычайных ситуациях.
Развитие телерадиовещания является важнейшим фактором подъема экономики, роста интеллектуальной активности, повышения качества жизни граждан. Телерадиовещание играет важную социально-политическую функцию, обслуживая в общедоступной форме население и реализуя потребности людей в получении информации, повышении их образования и культуры.
В результате работы муниципального бюджетного учреждения "Информационно-просветительский центр "Хабаровская студия телевидения" функционирует телевизионный канал "Хабаровск", предназначенный для освещения социально значимых тем и новостей жизни города.
4.7. Муниципальные услуги
В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части предоставления муниципальных услуг в электронной форме на базе ЦОД и ЕМТС администрацией города созданы условия перехода на новый качественный уровень предоставления муниципальных услуг в электронном виде.
В настоящее время населению города в электронной форме организовано предоставление 65 услуг - с Единого портала государственных услуг (gosuslugi.ru). Информация об услугах размещена также на сайте администрации города Хабаровска.
4.8. Муниципальные финансы
На базе ЕМТС и Городского центра обработки данных ведется работа по созданию распределенной системы управления муниципальными финансами города. К специализированным программным комплексам, размещенным на серверах в ЦОД, подключено более 300 участников бюджетного процесса, внедрен безбумажный документооборот с использованием электронных подписей, позволяющий оформлять все финансовые документы в единой системе в электронном виде.
5. Информационная безопасность
ЕМТС - открытая сеть передачи данных. Передача информации ограниченного доступа по каналам ЕМТС без соблюдения требований безопасности запрещена.
Передача информации ограниченного доступа посредством ЕМТС осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативных документов ФСТЭК России, ФСБ России.
Контроль за выполнением требований безопасности при передаче информации возложен на Рабочую группу для проведения проверок состояния дел по защите информации в структурных подразделениях администрации города Хабаровска, муниципальных предприятиях и учреждениях, состав которой утвержден председателем постоянно действующей технической комиссии по защите информации администрации города.
6. Механизм построения ВОЛС в рамках ЕМТС
В построении ЕМТС города Хабаровска участвуют заинтересованные операторы связи. На добровольной основе устанавливается сотрудничество операторов связи и администрации города посредством подписания соответствующего соглашения с администрацией города, предполагающего дальнейшую передачу части оборудования ВОЛС, построенных в рамках ЕМТС, в муниципальную собственность.
Администрация города муниципальную часть построенной ЕМТС использует для решения вопросов местного значения в пределах своих полномочий.
Координатором данного проекта является администрация города Хабаровска в лице первого заместителя мэра города по инвестиционному развитию, председателя Координационного совета по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры и построению ЕМТС города Хабаровска.
Для реализации проекта сформированы Координационный совет, Рабочая группа, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с данным постановлением.
Муниципальные предприятия и учреждения, имеющие на своем балансе объекты муниципальной недвижимости, где по согласованным администрацией города проектам строительства проходит ВОЛС, в рамках своих полномочий и на основании договорных отношений предоставляют конструктивные элементы, места для размещения оборудования ВОЛС, технические помещения в соответствии с действующим законодательством.
При наличии в ВОЛС оператора связи доли оптоволокон, переданных в муниципальную собственность по договору пожертвования, независимо от размера этой доли, муниципальные предприятия и учреждения предоставляют оператору связи конструктивные элементы находящегося на балансе имущества по имеющимся тарифам, утвержденным в соответствии с приказами отраслевых структурных подразделений, с применением понижающего коэффициента, равного 0,3.
В остальных случаях до момента передачи оператором связи в муниципальную собственность части оборудования ВОЛС, строительство которых было согласовано в рамках развития ЕМТС, конструктивные элементы имущества, находящегося на балансе муниципальных предприятий и учреждений, предоставляются оператору связи с применением полноразмерных тарифов, утвержденных приказами отраслевых структурных подразделений.
При строительстве и эксплуатации ВОЛС в рамках ЕМТС муниципальными предприятиями и учреждениями другие муниципальные предприятия и учреждения предоставляют для размещения линии связи конструктивные элементы находящегося на балансе имущества по имеющимся тарифам, утвержденным приказами отраслевых структурных подразделений, с применением понижающего коэффициента, равного 0,03.
Структура муниципальной части ЕМТС определяется поставленными перед органами местного самоуправления задачами.
Полномочия и решение основных вопросов по эксплуатации, модернизации и развитию муниципальной части ЕМТС определяет администрация города в соответствии с действующим законодательством.
При подключении муниципальных предприятий, учреждений и других организаций должны выполняться технические требования, определенные Регламентом обеспечения взаимодействия с объектами ЕМТС и доступа к сетевым ресурсам.
7. Заключительные положения
Пользователями сети являются муниципальные учреждения и предприятия, различные городские службы и другие предприятия и организации, обеспечивающие функционирование городского хозяйства и реализацию социальных программ города Хабаровска. ЕМТС позволяет осуществлять взаимодействие администрации города с органами государственной власти, предприятиями и учреждениями различных форм собственности в рамках решения задач, возложенных на органы местного самоуправления.
Строительство ЕМТС дало толчок к развитию всей отрасли связи и позволит городу не отставать от мировых тенденций в области информационных технологий, стать основой для реализации задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации по созданию информационного общества.
Несмотря на достигнутые результаты, существует ряд направлений, требующих принятия дополнительных мер, ориентированных на развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры города для ее использования в качестве технологической основы для внедрения масштабных проектов, направленных на улучшение качества жизни жителей города как потребителей сервисов и услуг, предоставляемых органами государственной власти, местного самоуправления.
Среди основных направлений дальнейших действий администрации города по созданию и развитию единой информационно-коммуникационной инфраструктуры:
- дальнейшее развитие ЕМТС, выведение сети на качественно новый уровень для пользователей путем ее наполнения новыми сервисами и услугами, что повлечет за собой модернизацию аппаратной платформы узлов связи и программного обеспечения центра мониторинга сети, мероприятия, направленные на повышение надежности сети;
- развитие Городского центра обработки данных, наращивание его производственной мощности для дальнейшего использования его технологической платформы для реализации масштабных проектов;
- создание единой системы защиты информации, так как постоянно обновляющееся законодательство в области защиты информации предъявляет все более высокие требования к обеспечению ее сохранности и целостности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.