Приложение
Муниципальная программа
городского округа "Город Хабаровск" "Обеспечение качества и доступности образования в городском округе "Город Хабаровск" на 2014 - 2020 годы"
С изменениями и дополнениями от:
30 января, 16 октября 2014 г., 24 февраля, 18 сентября 2015 г., 25 марта 2016 г., 20 марта 2017 г., 28 марта, 8 октября, 3 декабря 2018 г., 1 апреля, 23 мая, 12 июля 2019 г., 25 марта 2020 г.
Паспорт
муниципальной программы городского округа "Город Хабаровск" "Обеспечение качества и доступности образования в городском округе "Город Хабаровск" на 2014 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель программы
|
управление образования администрации города Хабаровска (далее - управление образования)
|
Соисполнители программы
|
управление информационных технологий администрации города Хабаровска (далее - управление информационных технологий);
департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (далее - департамент архитектуры, строительства и землепользования)
|
Подпрограммы и (или) основные мероприятия
|
- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений образования;
- обеспечение качества образования;
- развитие кадрового потенциала;
- развитие единой информационно-коммуникационной среды отрасли;
- обеспечение исполнения образовательных услуг;
- обеспечение исполнения переданных государственных полномочий;
- организация отдыха детей в городских оздоровительных лагерях;
- участие в реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа";
- участие в реализации мероприятий федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет";
- участие в реализации мероприятий приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников"
|
Цель программы
|
обеспечение доступности качественных образовательных услуг
|
Стратегическая цель муниципального управления и задача(-и) социально-экономического развития города
|
стратегическая цель муниципального управления - укрепление социальной стабильности и развитие социального партнерства;
задача социально-экономического развития города - формирование нового качества образования
|
Задачи программы
|
- развитие материально-технической базы учреждений отрасли "Образование", в том числе за счет создания новых мест в образовательных учреждениях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения и воспитания;
- оснащение муниципальных учреждений образования современными техническими средствами обеспечения безопасности;
- увеличение охвата дошкольным образованием детей города Хабаровска за счет расширения сети дошкольных образовательных учреждений;
- создание условий для выявления, сопровождения и развития интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей;
- увеличение охвата детей услугами дополнительного образования, организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в каникулярные периоды;
- повышение уровня профессионализма педагогических кадров;
- создание единого информационного образовательного пространства отрасли
|
Индикаторы программы
|
- доля образовательных учреждений, где проведен комплексный капитальный ремонт, %;
- доля учреждений дошкольного образования, где проведена работа по благоустройству и обновлению территорий, %;
- доля учреждений отрасли "Образование", в которых проведен текущий ремонт, %;
- доля муниципальных образовательных учреждений, в которых установлены современные системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, %;
- доля образовательных учреждений, оснащенных современными системами наружного видеонаблюдения, %;
- доля муниципальных образовательных учреждений, оснащенных системами охранной сигнализации, контроля доступа, %;
- доля муниципальных образовательных учреждений, оснащенных современными электробезопасными системами и устройствами, %;
- доля образовательных учреждений, имеющих современные спортивные стадионы, %;
- доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет, %
- доля детей, получающих коррекционную помощь, от общего количества детей, охваченных услугой дошкольного образования в муниципальных ДОУ, %;
- доля детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования), в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет, %;
- доля педагогов учреждений дополнительного образования, прошедших в течение трех лет повышение квалификации или профессиональную подготовку, в общей численности педагогов муниципальных учреждений дополнительного образования, %;
- доля педагогов, прошедших стажировку по направлению "Одаренные дети", в числе педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, %;
- доля участников Всероссийской олимпиады школьников в общем числе учащихся 8 - 11-х классов общеобразовательных учреждений, %;
- доля участников интеллектуальных соревнований и творческих конкурсов в общем числе учащихся и воспитанников в образовательных учреждениях, %;
- отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений за текущий год к предыдущему году, %;
|
Индикаторы программы
|
- отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования за текущий год к предыдущему году, %;
- отношение среднемесячной заработной платы педагогов муниципальных учреждений дополнительного образования детей за текущий год к предыдущему году, %;
- доля педагогов с высшей и первой квалификационными категориями, %;
- удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций, %;
- доля учителей с высшим образованием, %;
- доля педагогов дошкольного образования с высшим образованием, %;
- доля педагогов дополнительного образования с высшим образованием, %;
- доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, оснащенных современным периферийным оборудованием, %;
- доля муниципальных учреждений образования, включенных в единую многофункциональную телекоммуникационную сеть, %;
- доля учреждений дошкольного и дополнительного образования, имеющих доступ к скоростному интернет-каналу, %;
- доля учреждений дошкольного и дополнительного образования, оснащенных внутренними локальными сетями (не менее одного рабочего места), %;
- доля учебных кабинетов общеобразовательных учреждений, включенных в общешкольную локальную сеть, %;
- доля учреждений образования, охваченных специализированной системой электронного документооборота (СЭД), %;
- доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, %;
- доля муниципальных образовательных учреждений, оснащенных элементами систем безопасности, в общем количестве муниципальных образовательных организаций, %;
- доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных элементами систем безопасности, в общем количестве муниципальных образовательных организаций, %;
- доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств, %;
- доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, %.
|
Объемы финансового обеспечения программы, в том числе по годам реализации, тыс. рублей
|
прогнозируемый объем финансового обеспечения программы 50 612 115,90 тыс. руб., в том числе:
- 2014 г. - 6 288 331,90 тыс. руб.;
- 2015 г. - 5 785 748,29 тыс. руб.;
- 2016 г. - 6 383 477,56 тыс. руб.;
- 2017 г. - 7 347 428,77 тыс. руб.;
- 2018 г. - 7 891 172,90 тыс. руб.;
- 2019 г. - 8 793 889,21 тыс. руб.;
- 2020 г. - 8 122 067,27 тыс. руб.
|
Ожидаемые результаты реализации программы
|
достижение к 2020 году:
- увеличения количества образовательных учреждений, где проведен комплексный капитальный ремонт, до 39%;
- проведения текущего ремонта во всех учреждениях отрасли ежегодно;
- увеличения доли учреждений дошкольного образования, где проведена работа по благоустройству территорий, с 67% до 100%;
- увеличения доли образовательных учреждений, обеспеченных современными системами охранной сигнализации и контроля доступа, до 60% от общего числа учреждений отрасли "Образование";
- увеличения доли образовательных учреждений, обеспеченных современными системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, до 74% от общего числа учреждений;
- увеличения доли образовательных учреждений, оснащенных современными системами наружного видеонаблюдения, до 100%;
- увеличения доли муниципальных образовательных учреждений, оснащенных современными электробезопасными системами и устройствами, до 70%;
- увеличения доли общеобразовательных учреждений, имеющих современные спортивные стадионы, до 45,5%;
- роста доли охвата детей услугами дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях с 68,3% до 81,5% от общего количества детей в возрасте от 1 до 6 лет;
- увеличения доли детей, получающих коррекционную помощь, от общего количества детей, охваченных услугой дошкольного образования в муниципальных ДОУ, от 5,7% до 15%;
- увеличения к 2020 году доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста с 77,5% до 85,0%;
- увеличения доли педагогов учреждений дополнительного образования, прошедших в течение трех лет повышение квалификации или профессиональную подготовку, в общей численности педагогов организаций дополнительного образования с 70% до 95,7%;
- увеличения доли участников Всероссийской олимпиады школьников (городской, региональный, российский этапы) от общего числа учащихся 8 - 11-х классов от 5% до 8,5%;
- увеличения доли участников интеллектуальных соревнований и творческих конкурсов в общем числе учащихся и воспитанников в образовательных учреждениях до 30%;
- увеличения доли педагогов с высшей и первой квалификационной категорией до 49,4%;
- увеличения доли педагогов, прошедших стажировку по направлению "Одаренные дети", от числа работающих с одаренными детьми до 25%;
- роста удельного веса численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений до 25,3%;
- увеличения доли учителей с высшим образованием до 92,3%;
- увеличения доли педагогов дошкольного образования с высшим образованием до 60,6%;
- увеличения доли педагогов дополнительного образования с высшим образованием до 80,9%;
- оснащения 100% дошкольных учреждений периферийным оборудованием;
- включения 100% учреждений образования в единую многофункциональную телекоммуникационную сеть;
- предоставления скоростного интернет-канала 100% учреждений дошкольного и дополнительного образования;
- создания в 100% учреждений дошкольного и дополнительного образования внутренних локальных сетей (не менее одного рабочего места);
- включения всех учебных кабинетов в общешкольную локальную сеть в 100% общеобразовательных учреждений;
- охвата 100% учреждений образования системой электронного документооборота (СЭД);
- увеличения доли обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях до 89,9%;
- увеличения доли муниципальных образовательных организаций, оснащенных элементами систем безопасности, в общем количестве муниципальных образовательных организаций до 1%;
- увеличения доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств, до 50%;
- увеличения доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, до 0,4%.
|
1. Характеристика текущего состояния отрасли, основных проблем, на решение которых направлена программа
По состоянию на 01.09.2013 в отрасли 181 образовательное учреждение с контингентом более 70 тысяч обучающихся.
Система реализации с 2009 года программ отрасли "Образование" общим финансированием более 6 млрд рублей способствовала ее социально-экономической эффективности.
За этот период сеть муниципальных детских садов увеличилась на 28 учреждений (30 зданий). Дополнительно открыто 86 групп на 1720 мест.
По сравнению с 2011 годом втрое увеличилось количество индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по присмотру и уходу, и составило 70 человек.
Вышеперечисленные мероприятия позволили в полном объеме обеспечить услугами дошкольного образования детей в возрасте от 4 до 7 лет и детей льготной категории.
В системе дополнительного образования детей заняты около 60 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе: в учреждениях дополнительного образования - 25,2 тысячи, в ДОУ - 7,2 тысячи, в школах - 27,6 тысячи.
Охват детей услугами дополнительного образования в подведомственных учреждениях вырос с 70% до 77%.
В отрасли сложилась система работы, обеспечивающая условия для поиска и поддержки талантливых детей. В 53% школ организовано углубленное изучение отдельных предметов учебного плана; в 62% - профильное обучение на старшей ступени по 16 направлениям.
В 48 общеобразовательных учреждениях (67%) созданы школьные научные общества.
В учреждениях образования отрасли более 5 500 педагогических работников, из которых высшее образование имеют 90% учителей и все руководители общеобразовательных учреждений.
Среднемесячная начисленная заработная плата педагогических работников школ в 2012 году составила 22,006 тыс. рублей, детских садов - 18,5 тыс. рублей, учреждений дополнительного образованиям - 18,040 тыс. рублей.
Организована работа "Школы заместителя директора по УВР", "Школы резерва", "Школы управленческого мастерства", "Школы молодого специалиста".
Ежегодно проводятся городские конкурсы профессионального мастерства: "Педагогический звездопад", "Маленькая страна", "Самый классный классный", "Сердце отдаю детям", "Мастер "Физкульт-Ура!", "Лучший учитель ОБЖ".
Результатом кадровой политики, реализуемой в отрасли, является практическое отсутствие вакансий в школах города (только за три последних года в городскую систему образования пришли более 300 молодых специалистов), рост на 3% количества учителей, имеющих высшее образование.
За пять лет на исполнение мероприятий программы по модернизации материально-технической базы образовательных учреждений было направлено более 2 млрд рублей. Это позволило капитально отремонтировать здания 5 школ, оснастить все учреждения автоматической пожарной и охранной сигнализациями, оборудовать в соответствии с требованиями санитарного законодательства 100% школьных медицинских кабинетов, установить в 80% образовательных учреждений новейшие системы видеонаблюдения.
В 100% школ созданы условия для реализации федеральных государственных стандартов начального общего образования, обеспечена безопасность образовательного процесса.
Из 78 общеобразовательных учреждений имеют:
- типовые спортивные залы - 67 (86%);
- приспособленные помещения под спортивные залы - 11 (14%);
- стадионы - 33 (42%);
- спортплощадки - 78 (100%).
Все муниципальные образовательные учреждения обеспечены компьютерной техникой, 50% учреждений отрасли присоединены к единой многофункциональной телекоммуникационной сети, практически в 10% образовательных учреждений создана зона свободного доступа в Интернет. Продолжается поэтапная модернизация внутришкольных локальных сетей.
60% предметных кабинетов общеобразовательных учреждений оснащены автоматизированным рабочим местом учителя.
Все дневные общеобразовательные учреждения используют сервисы и возможности всероссийской образовательной сети "Дневник.ру", проект "Электронный журнал" реализуется на базе школы N 39.
100% образовательных учреждений отрасли имеют свои сайты.
В 2013 году открыта школа цифровых технологий.
Для повышения качества электронных образовательных услуг все педагоги городских школ обеспечены планшетными компьютерами.
В итоге уровень оснащенности компьютерной техникой в 2013 году составил один компьютер на 11 учеников (для сравнения: 2008 год - 34 уч./компьютер).
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования для детей в городском округе "Город Хабаровск" с 2019 года реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования, подразумевающая предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования. Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимся муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования именных сертификатов дополнительного образования управление образования руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
Помимо реализуемого механизма персонифицированного финансирования в городском округе "Город Хабаровск" реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образование за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
Вместе с тем существует ряд проблем, решение которых требует дальнейшего продолжения программных мероприятий:
- сохранение потребности в предоставлении услуг дошкольного образования во вновь строящихся районах города, где проблемы по обеспечению детей местами в детских садах возможно решить только при строительстве новых дошкольных образовательных учреждений;
- 20,6% школьников, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимаются во вторую смену;
- 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. С целью создания условий, способствующих полноценному физическому и психическому развитию детей, возникает необходимость в пополнении спортивными комплексами и тренажерами спортивных залов дошкольных учреждений;
- сохранение контингента обучающихся из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию и требующих принятия необходимых мер по реабилитации;
В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) возрастает необходимость увеличения охвата детей услугами дополнительного образования, организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в каникулярные периоды.
- отсутствие специальной курсовой переподготовки кадров, работающих с одаренными детьми;
- старение педагогических кадров;
- недостаточный приток молодых специалистов;
- 50% износа имеют свыше 46% зданий и сооружений, задействованных под ведение образовательного процесса;
- несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг учреждений дополнительного образования детей и изменяющихся потребностей населения;
- на низком уровне остается контроль за технической эксплуатацией, содержанием зданий, территорий, инженерных систем, выполнением профилактических мероприятий, соблюдением санитарных норм и правил;
- существует потребность оснащения еще 20% образовательных учреждений локальными системами видеонаблюдения, объединения данных систем в единое информационное пространство и подключения к аппаратно-программному комплексу "Безопасный город";
- общее ухудшение физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения;
- большинство школ города не могут в полном объеме обеспечить процесс спортивной подготовки, так как не имеют достаточно развитой спортивной базы;
- необходимо оснащение компьютерным и презентационным оборудованием вновь открывающихся дошкольных образовательных учреждений;
- необходимо завершить подключение к сети ЕМТС учреждений дошкольного и дополнительного образования;
- необходимо в соответствии с современными требованиями обеспечить антитеррористическую защищенность муниципальных образовательных организаций отрасли.
2. Основные цели и задачи программы
Целью программы является обеспечение доступности качественных образовательных услуг.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- развитие материально-технической базы учреждений отрасли "Образование", в том числе и за счет создания новых мест в образовательных учреждениях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения и воспитания;
- оснащение муниципальных учреждений образования современными техническими средствами обеспечения безопасности;
- увеличение охвата дошкольным образованием детей города Хабаровска за счет расширения сети ДОУ;
- увеличение охвата детей услугами дополнительного образования, организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в каникулярные периоды;
- создание условий для выявления, сопровождения и развития интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей;
- повышение уровня профессионализма педагогических кадров;
- создание единого информационного образовательного пространства.
3. Краткая характеристика намеченных мероприятий
3.1. Развитие материально-технической базы муниципальных учреждений образования:
- строительство и реконструкция объектов отрасли включает строительство и реконструкцию учреждений дошкольного и общего образования, стадионов, проведение мероприятий по закреплению земельных участков и изготовление ПСД;
- проведение комплексного капитального и текущего ремонтов муниципальных учреждений образования включает организацию и проведение комплексного капитального и текущего ремонтов зданий учреждений отрасли "Образование", ранее используемых не по назначению, школьных стадионов и спортивных площадок, изготовление проектно-сметной документации, проведение государственной экспертизы;
- приобретение зданий и помещений, строительных материалов, оборудования, мебели;
- обеспечение безопасности муниципальных учреждений образования, а также реализация мероприятий по повышению уровня обеспеченности элементами систем безопасности в МАДОУ N 165, МАОУ СШ "Успех" с необходимым общим объемом финансирования на их реализацию в 2019 году - 3 000 000,00 руб., в том числе за счет средств бюджета города - 300 000,00 руб., за счет межбюджетных трансфертов - 2 700 000,00 руб. В 2020 году обеспечение безопасности муниципальных учреждений образования, а также реализация мероприятий по повышению уровня обеспеченности элементами систем безопасности в МБОУ СОШ N 32, МАДОУ N 71 с необходимым объемом финансирования на их реализацию за счет средств бюджета города - 1 400 000,00 руб.
3.2. Обеспечение качества образования:
- расширение доступности дошкольного образования, создание равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе;
- повышение качества начального общего, основного общего, среднего общего образования, поддержка талантливых и одаренных детей;
- реализация современных моделей организации дополнительного образования, в том числе модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, вовлечение обучающихся в проектную, исследовательскую деятельность, развитие образовательных программ международного и межрегионального сотрудничества.
3.3. Развитие кадрового потенциала: реализуется комплекс мер, направленных на создание условий и стимулов для профессионального развития и карьерного роста учителей, привлечение в образовательные учреждения молодых талантливых педагогов.
3.4. Развитие единой информационно-коммуникационной среды отрасли направлено на создание условий для внедрения новых форм обучения и принципов организации учебного процесса с использованием современных ресурсов электронно-информационных технологий.
3.5. Обеспечение исполнения образовательных услуг включает реализацию организационно-управленческих и финансово-экономических моделей и механизмов, стимулирующих повышение эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений.
3.6. Обеспечение исполнения переданных государственных полномочий направлено на исполнение законов Хабаровского края, наделяющих органы местного самоуправления государственными полномочиями.
3.7. Организация отдыха детей в городских оздоровительных лагерях включает создание условий для каникулярного отдыха детей на базе муниципальных образовательных учреждений города Хабаровска, в том числе организации питания, медицинского обеспечения, безопасности пребывания.
4. Индикаторы для оценки результативности намеченных целей и задач (по годам), методика их количественного (формульного) исчисления
N показателя
|
Полное наименование индикаторов
|
Методика расчета индикаторов
|
1.
|
Доля образовательных учреждений, где проведен комплексный капитальный ремонт
|
(К учр кап рем / Кмунучр) x 100%,
где:
- К учр кап рем - количество муниципальных образовательных учреждений, в которых выполнен комплексный капитальный ремонт;
- К мун учр - общее количество муниципальных образовательных учреждений.
На основании дефектных ведомостей составляются сметы в рамках оценки готовности образовательного учреждения к новому учебному году
|
2.
|
Доля учреждений дошкольного образования, где проведена работа по благоустройству и обновлению территорий
|
(К учр ДОУ благ / К учр ДОУ) x 100%,
где:
- К учр ДОУ благ - количество учреждений дошкольного образования, где проведена работа по благоустройству и обновлению территорий;
- К учр ДОУ - общее количество образовательных учреждений дошкольного образования.
На основании дефектных ведомостей составляются сметы в рамках оценки готовности образовательного учреждения к новому учебному году
|
3.
|
Доля учреждений отрасли "Образование", в которых проведен текущий ремонт
|
(К учр тек рем / К мун учр) x 100%,
где:
- К учр тек рем - количество учреждений отрасли "Образование", в которых проведен текущий ремонт;
- К мун учр - общее количество муниципальных учреждений образования, в которых запланирован текущий ремонт.
На основании дефектных ведомостей составляются сметы в рамках оценки готовности образовательного учреждения к новому учебному году
|
4.
|
Доля муниципальных образовательных учреждений, в которых установлены современные системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре
|
(К учр ПС / К мун учр) x 100%,
где:
- К учр ПС - количество муниципальных образовательных учреждений, в которых установлены современные системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре;
- К мун учр - общее количество муниципальных учреждений образования.
Федеральная статистическая отчетность (форма ОО-2). Муниципальный мониторинг о состоянии МТБ образовательной организации
|
5.
|
Доля образовательных учреждений, оснащенных современными системами наружного видеонаблюдения
|
(К учр НН / К мун учр) x 100%,
где:
- К учр НН - количество образовательных учреждений, оснащенных современными системами наружного видеонаблюдения;
- К мун учр - общее количество муниципальных учреждений образования.
Федеральная статистическая отчетность (форма ОО-2). Муниципальный мониторинг о состоянии МТБ образовательной организации
|
6.
|
Доля муниципальных образовательных учреждений, оснащенных системами охранной сигнализации, контроля доступа
|
(К учр ОС / К мун учр) x 100%,
где:
- К учр ОС - количество муниципальных образовательных учреждений, оснащенных системами охранной сигнализации, контроля доступа;
- К мун учр - общее количество муниципальных учреждений образования.
Федеральная статистическая отчетность (форма ОО-2). Муниципальный мониторинг о состоянии МТБ образовательной организации
|
7.
|
Доля муниципальных образовательных учреждений, оснащенных современными электробезопасными системами и устройствами
|
(К учр ЭС / К мун учр) x 100%,
где:
- К учр ЭС - количество муниципальных образовательных учреждений, оснащенных современными электробезопасными системами и устройствами;
- К мун учр - общее количество муниципальных учреждений образования.
Муниципальный мониторинг о состоянии МТБ образовательной организации
|
8.
|
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих современные спортивные стадионы
|
(К учр стад / К мун учр) x 100%,
где:
- К учр стад - количество общеобразовательных учреждений, имеющих современные спортивные стадионы, скорректированное с учетом мероприятий по оптимизации сети;
- К мун учр - число муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих стадион, скорректированное с учетом мероприятий по оптимизации сети.
На основании дефектных ведомостей составляются сметы в рамках оценки готовности образовательного учреждения к новому учебному году.
Федеральная программа "Развитие физической культуры и спорта" от 24.05.2012 N 169-пр
|
9.
|
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет
|
где:
- Д мун - численность детей в возрасте 1 - 6 лет в муниципальных образовательных учреждениях, получающих услугу дошкольного образования;
- Д общ - численность детского населения, скорректированная на численность детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
- Д нег и вед - численность детей в негосударственных дошкольных учреждениях и детских садах Министерства обороны РФ.
Форма 85-К. Сведения о деятельности дошкольной образовательной организации
|
10.
|
Доля детей, получающих коррекционную помощь, от общего количества детей, охваченных услугой дошкольного образования в муниципальных ДОУ
|
Для определения показателя используется следующая формула:
где:
- Д мун - численность детей в муниципальных образовательных учреждениях, получающих услугу дошкольного образования;
- Д мун К - численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, охваченных коррекционной услугой.
Форма 85-К. Сведения о деятельности дошкольной образовательной организации (раздел 2.1, строка 2 "Дети с различными нарушениями здоровья)
|
11.
|
Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования), в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет
|
(К дет ДОД / К дет мун) x 100%,
где:
- К дет ДОД - количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования, в том числе занимающихся в двух и более кружках, научных обществах, в муниципальных образовательных учреждениях отрасли "Образование";
- К дет мун - количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории городского округа "Город Хабаровск" по состоянию на 01 января текущего года (по данным Хабстата).
Федеральное статистическое наблюдение (форма 1-ДОП)
|
12.
|
Доля педагогов учреждений дополнительного образования, прошедших в течение трех лет повышение квалификации или профессиональную подготовку, в общей численности педагогов муниципальных учреждений дополнительного образования
|
(К пед учр ПК / К пед учр ДОД) x 100%,
где:
- К пед учр ПК - количество педагогов учреждений дополнительного образования, прошедших в течение трех лет повышение квалификации или профессиональную подготовку;
- К пед учр ДОД - общая численность педагогов муниципальных учреждений дополнительного образования. Мониторинг министерства образования и науки Хабаровского края (таблица N 3 "Переподготовка и повышение квалификации персонала")
|
13.
|
Доля педагогов, прошедших стажировку по направлению "Одаренные дети", в числе педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений, работающих с одаренными детьми
|
(К пед стаж / К пед мун) x 100,
где:
- К пед стаж - количество педагогов, прошедших стажировку по направлению "Одаренные дети";
- К пед мун - количество педагогов муниципальных образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
Протоколы МАУ "Центр развития образования", содержащие информацию о количестве педагогов, прошедших стажировку по направлению "Одаренные дети"
|
14.
|
Доля участников Всероссийской олимпиады школьников в общем числе учащихся 8 - 11-х классов общеобразовательных учреждений
|
(К уч О / К уч мун учр) x 100,
где:
- К уч О - количество участников Всероссийской олимпиады школьников из учащихся 8 - 11-х классов;
- К уч мун учр - количество учащихся 8 - 11-х классов в общеобразовательных учреждениях.
Итоговые протоколы мероприятий
|
15.
|
Доля участников интеллектуальных соревнований и творческих конкурсов в общем числе учащихся и воспитанников в образовательных учреждениях
|
(К уч ИС / Куч) x 100%,
где:
- К уч ИС - количество участников интеллектуальных соревнований и творческих конкурсов;
- Куч - общее количество школьников, обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях.
Итоговые протоколы мероприятий
|
16.
|
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений за текущий год к предыдущему году
|
(ЗП ср пед ДОУ т г / ЗП ср пед ДОУ пред г) x 100%,
где:
- ЗП ср пед ДОУ т г - средняя зарплата педработников дошкольного образования за текущий год;
- ЗП ср пед ДОУ пред г - средняя зарплата педработников дошкольного образования за предыдущий год.
Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала (форма N ЗП-образование)
|
17.
|
Отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования за текущий год к предыдущему году
|
(ЗП ср пед СОШ т г / ЗП ср пед СОШ пред г) x 100%,
где:
- ЗП ср пед СОШ т г - средняя зарплата педработников общего образования за текущий год;
- ЗП ср пед СОШ пред г - средняя зарплата педработников общего образования за предыдущий год.
Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала (форма N ЗП-образование)
|
18.
|
Отношение среднемесячной заработной платы педагогов муниципальных учреждений дополнительного образования детей за текущий год к предыдущему году
|
(ЗП ср пед ДОД т г / ЗП ср пед ДОД пред г) x 100%,
где:
- ЗП ср пед ДОД т г - средняя зарплата педработников дополнительного образования за текущий год;
- ЗП ср пед ДОД пред г - средняя зарплата педработников дополнительного образования за предыдущий год.
Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала (форма N ЗП-образование)
|
19.
|
Доля педагогов с высшей и первой квалификационной категорией
|
(К пед В и П кат / К пед) x 100%,
где:
- К пед В и П кат - количество педагогов с высшей и первой квалификационной категорией;
- К пед - количество педагогов общеобразовательных учреждений.
Федеральная статистическая отчетность (форма ОО-1)
|
20.
|
Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций
|
(К учит / К общ числ) x 100%,
где:
- К учит - численность учителей в возрасте до 35 лет;
- К общ числ - общая численность учителей в общеобразовательных учреждениях.
Федеральная статистическая отчетность (форма ОО-1)
|
21.
|
Доля учителей с высшим образованием
|
(К учит ВО / К общ числ) x 100%,
где:
- К учит ВО - количество учителей с высшим образованием;
- К общ числ - общая численность учителей в общеобразовательных учреждениях.
Федеральная статистическая отчетность (форма ОО-1)
|
22.
|
Доля педагогов дошкольного образования с высшим образованием
|
(К пед ВО ДОУ / К пед ДОУ) x 100%,
где:
- К пед ВО ДОУ - количество педагогов дошкольного образования с высшим образованием;
- К пед ДОУ - общее количество педагогов дошкольного образования.
Форма 85-К. Сведения о деятельности дошкольной образовательной организации
|
23.
|
Доля педагогов дополнительного образования с высшим образованием
|
(К пед ВО ДОД / К пед ДОД) x 100%,
где:
- К пед ВО ДОД - количество педагогов дополнительного образования с высшим образованием;
- К пед ДОД - общее количество педагогов дополнительного образования.
Федеральное статистическое наблюдение (форма 1-ДОП)
|
24.
|
Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, оснащенных современным периферийным оборудованием
|
(К учр ПО / К учр ДОУ) x 100%,
где:
- К учр ПО - количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений, оснащенных современным периферийным оборудованием;
- К учр ДОУ - количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Мониторинг по информатизации (министерство образования и науки Хабаровского края): "Информация о наличии средств информатизации организаций дошкольного образования детей (по состоянию на отчетную дату)" (графа 17 "Количество периферийного оборудования")
|
25.
|
Доля муниципальных учреждений образования, включенных в единую многофункциональную телекоммуникационную сеть
|
(К учр ЕМТС / К мун учр) x 100%,
где:
- К учр ЕМТС - количество учреждений отрасли "Образование", которые подключены к ЕМТС в текущем году;
- К мун учр - общее количество муниципальных учреждений образования, в которых запланировано подключение к ЕМТС в текущем году.
Сведения, предоставляемые МУП "Стрела" на основе заключенных договоров с учреждениями отрасли "Образование"
|
26.
|
Доля учреждений дошкольного и дополнительного образования, имеющих доступ к скоростному интернет-каналу
|
(К учр СК / К учр ДОУ и ДОД) / x 100%,
где:
- К учр СК - количество новых учреждений дошкольного и дополнительного образования, имеющих доступ к скоростному интернет-каналу;
- К учр ДОУ и ДОД - количество новых муниципальных учреждений дошкольного и дополнительного образования.
Мониторинг по информатизации (министерство образования и науки Хабаровского края): "Информация о наличии средств информатизации организаций дошкольного образования детей (по состоянию на отчетную дату)" (графа 10 "Скорость подключения"), "Информатизация учреждений дополнительного образования" (раздел "Сведения о максимальной скорости доступа к сети Интернет)
|
27.
|
Доля учреждений дошкольного и дополнительного образования, оснащенных внутренними локальными сетями (не менее одного рабочего места)
|
(К учр ЛВС / К учр ДОУ и ДОД) / x 100%,
где:
- К учр ЛВС - количество учреждений дошкольного и дополнительного образования, оснащенных внутренними локальными сетями (не менее одного рабочего места);
- К учр ДОУ и ДОД - количество учреждений дошкольного и дополнительного образования.
Мониторинг по информатизации (министерство образования и науки Хабаровского края): "Информация о наличии средств информатизации организаций дошкольного образования детей" (по состоянию на отчетную дату)" (графа 7 "Количество компьютеров в составе ЛВС"), "Информация о наличии средств информатизации в организациях дополнительного образования" (раздел N 6 "Сведения о локально-вычислительной сети организации")
|
28.
|
Доля учебных кабинетов общеобразовательных учреждений, включенных в общешкольную локальную сеть
|
(Уч 11ааб ЛВС / Уч 11ааб СОШ) x 100%,
где:
- Уч 11ааб ЛВС - количество учебных кабинетов общеобразовательных учреждений, включенных в общешкольную локальную сеть;
- Уч 12ааб СОШ - количество учебных кабинетов общеобразовательных учреждений.
Мониторинг по информатизации (министерство образования и науки Хабаровского края): "Информация о наличии средств информатизации в общеобразовательном учреждении" (раздел N 6 "Сведения о локально-вычислительной сети организации")
|
29.
|
Доля учреждений образования, охваченных специализированной системой электронного документооборота (СЭД)
|
(К учр СЭД / К учр) x 100%,
где:
- К учр СЭД - количество учреждений образования, охваченных специализированной системой электронного документооборота;
- К учр - количество учреждений образования. Мониторинг по информатизации (министерство образования и науки Хабаровского края): "Информация о наличии средств информатизации организаций дошкольного образования детей" (графа 12 "Системы электронного документооборота), "Информация о наличии средств информатизации в организациях дополнительного образования" (раздел N 8 "Сведения об используемом программном обеспечении"), Федеральная статистическая отчетность (форма ОО-2)
|
30.
|
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях
|
(Ч об МОУ осм / ОЧ об МОУ) x 100%,
где:
- Ч об МОУ осм - численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в одну смену;
- ОЧ об МОУ - общая численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Федеральная статистическая отчетность (форма ОО-1)
|
31.
|
Доля муниципальных образовательных учреждений, оснащенных элементами систем безопасности, в общем количестве муниципальных образовательных организаций
|
(К учр ОЭСБ / К учр) x 100%,
где:
- К учр ОЭСБ - количество муниципальных образовательных учреждений, оснащенных элементами систем безопасности;
- К учр - всего муниципальных образовательных организаций.
Мониторинг министерства образования и науки Хабаровского края по эксплуатации имущественного комплекса и обеспечения деятельности аппарата: "Сведения о состоянии комплексной безопасности и антитеррористической защищенности"
|
32.
|
Доля муниципальных образовательных организаций, оснащенных элементами систем безопасности, в общем количестве муниципальных образовательных организаций
|
( ОЭСБ / ) x 100%, где:
- ОЭСБ - количество муниципальных образовательных организаций, оснащенных элементами систем безопасности;
- - всего муниципальных образовательных организаций.
Мониторинг министерства образования и науки Хабаровского края по эксплуатации имущественного комплекса и обеспечения деятельности аппарата: "Сведения о состоянии комплексной безопасности и антитеррористической защищенности"
|
33.
|
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств
|
Спдо = (Чспдо / Чобуч 5-18) x 100%, где:
Чспдо - численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих для получения дополнительного образования сертификаты дополнительного образования;
Чобуч 5-18 - общая численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование по программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств (пообъектный мониторинг).
Федеральная статистическая отчетность (форма 1-ДО).
Информация о численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих для получения дополнительного образования сертификаты дополнительного образования, портала персонифицированного дополнительного образования Хабаровского края
|
34.
|
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования
|
Рассчитывается по формуле: Спф = (Чдспф / Ч5-18) x 100%, где:
Чдспф - общая численность детей, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования;
Ч5-18 - численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципалитета.
Информация об общей численности детей, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, портала персонифицированного дополнительного образования Хабаровского края.
Информация Хабстата о численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципалитета, на 1 января ежегодно
|
5. Финансовое обеспечение муниципальной программы с распределением по годам реализации и источникам финансирования
Мероприятия программы осуществляются за счет средств бюджета городского округа "Город Хабаровск", межбюджетных трансфертов с ежегодным уточнением объемов финансирования.
Источники финансирования мероприятий программы
|
Всего, тыс. руб.
|
В том числе по годам реализации:
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
Бюджет города
|
19 733 210, 19
|
2 482 982,21
|
2 303 569,67
|
2 431 335,06
|
2 878 751,67
|
3 066 066,56
|
3 228 608,21
|
3 341 896,81
|
Межбюджетные трансферты
|
30 878 905,71
|
3 805 349,68
|
3 482 178,62
|
3 952 142,50
|
4 468 677, 10
|
4 825 106,35
|
5 565 281,00
|
4 780 170,46
|
Всего
|
50 612 115,90
|
6 288 331,90
|
5 785 748,29
|
6 383 477,56
|
7 347 428,77
|
7 891 172,90
|
8 793 889,21
|
8 122 067,27
|
6. Ожидаемые результаты реализации программы
Результат реализации программы, ее эффективность и результативность представляются следующими значениями:
- увеличение количества образовательных учреждений, где проведен комплексный капитальный ремонт, до 39%;
- проведение текущего ремонта во всех учреждениях отрасли ежегодно;
- увеличение доли учреждений дошкольного образования, где проведена работа по благоустройству территорий, с 67% до 100%;
- увеличение доли образовательных учреждений, обеспеченных современными системами охранной сигнализации и контроля доступа, до 60% от общего числа учреждений отрасли "Образование";
- увеличение доли образовательных учреждений, обеспеченных современными системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, до 74% от общего числа учреждений;
- увеличение доли образовательных учреждений, оснащенных современными системами наружного видеонаблюдения, до 100%;
- увеличение доли муниципальных образовательных учреждений, оснащенных современными электробезопасными системами и устройствами, до 70%;
- увеличение доли общеобразовательных учреждений, имеющих современные спортивные стадионы, до 45,5%;
- рост доли охвата детей услугами дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях с 68,3% до 81,5% от общего количества детей в возрасте от 1 до 6 лет;
- увеличение доли детей, получающих коррекционную помощь, от общего количества детей, охваченных услугой дошкольного образования в муниципальных ДОУ, от 5,7% до 15%;
- увеличение к 2020 году доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста с 77,5% до 85%;
- увеличение доли педагогов учреждений дополнительного образования, прошедших в течение трех лет повышение квалификации или профессиональную подготовку, в общей численности педагогов организаций дополнительного образования с 70% до 95,7%;
- увеличение доли участников Всероссийской олимпиады школьников (городской, региональный, российский этапы) от общего числа учащихся 8 - 11-х классов от 5% до 8,5%;
- увеличение доли участников интеллектуальных соревнований и творческих конкурсов в общем числе учащихся и воспитанников в образовательных учреждениях до 30%;
- увеличение доли педагогов с высшей и первой квалификационной категорией до 49,4%;
- увеличение доли педагогов, прошедших стажировку по направлению "Одаренные дети", от числа работающих с одаренными детьми до 25%;
- увеличение доли учителей с высшим образованием до 92,3%;
- увеличение доли педагогов дошкольного образования с высшим образованием до 60,6%;
- увеличение доли педагогов дополнительного образования с высшим образованием до 80,9%;
- рост удельного веса численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений до 25,3%;
- оснащение 100% дошкольных учреждений периферийным оборудованием;
- включение 100% учреждений образования в единую многофункциональную телекоммуникационную сеть;
- предоставление скоростного интернет-канала 100% учреждений дошкольного и дополнительного образования;
- создание в 100% учреждений дошкольного и дополнительного образования внутренних локальных сетей (не менее одного рабочего места);
- включение всех учебных кабинетов в общешкольную локальную сеть в 100% общеобразовательных учреждений;
- охват 100% учреждений образования системой электронного документооборота (СЭД);
- увеличение доли обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях до 89,9%;
- увеличение доли муниципальных образовательных организаций, оснащенных элементами систем безопасности, в общем количестве муниципальных образовательных организаций до 1%;
- увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств, до 50%;
- увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, до 0,4%.
7. Методика оценки результативности муниципальной программы
7.1. Для оценки результативности (R) Муниципальной программы городского округа "Город Хабаровск" "Обеспечение качества и доступности образования в городском округе "Город Хабаровск" на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) применяются 3 критерия (табл. 1).
7.2. Каждому критерию (К) соответствует весовой коэффициент (G), определяющий уровень значимости критерия в итоговой оценке, которая равна 1.
Таблица 1
Критерии оценки результативности программы
N п/п
|
Критерии (, , )
|
Весовой коэффициент критерия (, , )
|
1.
|
Степень выполнения мероприятий, предусмотренных программой
|
0,4
|
2.
|
Доля фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам
|
0,2
|
3.
|
Уровень достижения запланированных индикаторов
|
0,4
|
|
Итого
|
1,0
|
7.3. Расчет каждого критерия (Rмероприятия, финансы, индикаторы) производится путем умножения его весового коэффициента (G) на полученный параметр каждого критерия (К).
Rм = Gм x Км,
Rф = Gф x Кф,
Rи = Gи x Ки,
где:
- оценка степени выполнения мероприятий, предусмотренных Программой;
- оценка доли фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам финансового обеспечения Программы, %;
- оценка уровня достижения запланированных целевых показателей Программы, %.
7.4. Итоговая количественная оценка результативности Программы рассчитывается в процентах путем сложения всех расчетных параметров критериев:
Rитоговая = (Gм x Км) + (Gф x Кф) + (Gи x Ки).
7.5. Методика расчета критериев оценки результативности Программы.
7.5.1. Степень выполнения мероприятий, предусмотренных Программой (Км).
Параметр критерия рассчитывается как отношение количества выполненных мероприятий к количеству запланированных, умноженное на 100%.
Км = Мф : Мп x 100%.
7.5.2. Доля фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам (Кф).
Параметр критерия рассчитывается как отношение фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам, умноженное на 100%.
Кф = Фф : Фп x 100%.
7.5.3. Уровень достижения запланированных индикаторов программы (Ки).
Расчет критерия определяется как сумма всех расчетных параметров индикаторов (Р1 + Р2 + Р3 + ... + Рn), деленная на количество индикаторов.
Ки = (Р1 + Р2 + Р3 + ... Р29) : Ри.
Для сравнения величин, измеряемых в процентах, используется единица измерения "процентный пункт" (п.п.).
Каждое значение индикатора, измеряемое в процентных пунктах, имеет несколько параметров оценки (W).
Таблица 2
Методика
расчета значений индикаторов результативности программы
N п/п
|
Наименование индикатора
|
Единица измерения
|
Описание методики расчета значения показателя
|
Наименование параметра (W)
|
Количественная оценка
|
1.
|
Индикатор относительной величины ( - )
|
%
|
Р1 = ,
где:
- фактическое достигнутое значение в отчетном году;
- плановое значение, утвержденное программой
|
при отсутствии отклонения или его положительное значение
|
100%
|
при отклонении в пределах от 0,1 п.п. до 2 п.п.
|
85%
|
при отклонении в пределах от 2 п.п. до 5 п.п.
|
50%
|
при отклонении более 5 п.п.
|
0%
|