Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Главного
управления образования и
молодежной политики
Алтайского края
от 13 ноября 2014 г. N 5995
Положение
о независимой оценке качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере образования Алтайского края
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о независимой оценке качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере образования Алтайского края (далее - "Положение"), определяет порядок и методику оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, на основе единых требований к оценке качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, учета мнений общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств, экспертов в сфере образования (далее - "Общественное мнение"), в целях повышения качества работы организаций, оказывающих в сфере образования Алтайского края.
1.2. Деятельность независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, строится в соответствии с:
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги";
Методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций от 14.10.2013;
Методическими рекомендациями Минтруда России по организации и проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ;
Распоряжением Администрации Алтайского края от 9 января 2014 г. N 1-р "Об утверждении Плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в Алтайском крае, на 2014-2015 годы".
1.3. К потребителям информационных услуг независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, относятся педагогическое сообщество, родители (законные представители), обучающиеся, представители предприятий, организаций экономики региона, профсоюзы, управляющие, попечительские советы образовательных организаций, Общественный совет по развитию образования Алтайского края.
1.4. В Положении используются следующие определения и термины:
мониторинг системы образования - форма организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности образовательной системы.
контроль качества образования - деятельность уполномоченного органа, направленная на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательной организации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.
независимая оценка качества работы - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
- потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
- потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
- учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.
экспертиза качества образования - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
2. Основные цели, задачи и принципы формирования независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги
2.1. Целями формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, являются:
получение объективной информации о состоянии отрасли "Образование", тенденциях ее изменения;
повышение качества и доступности образовательных услуг для населения;
повышение информированности потребителей о качестве работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
стимулирование повышения качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
установление диалога между организациями, оказывающими образовательные услуги, и гражданами - потребителями образовательных услуг.
2.2. Основными задачами формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, являются:
формирование единого понимания проблем качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, и подходов к его измерению;
прогнозирование и сравнительный анализ эффективности различных организационных моделей и образовательных систем;
разработка систем и механизмов управления и государственно-частного партнерства в сфере образования;
координация и консолидация усилий органов управления образованием, родительской общественности и экспертного сообщества в ускорении процессов модернизации образования;
информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования в Алтайском крае;
разработка единой информационно-технологической платформы независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;
оценка качества повышения квалификации педагогических и руководящих работников, специалистов системы образования по вопросам обеспечения лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации кадров, мониторинга и образовательной статистики региональной системы образования, индивидуальных достижений обучающихся;
подготовка общественных экспертов, принимающих участие в экспертных процедурах;
реализация механизмов общественной экспертизы, обеспечения гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования;
представление информации заинтересованным категориям пользователей в установленных форматах с учетом их информационных потребностей;
разработка рекомендаций для принятия управленческих решений по повышению качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги.
2.3. В основу независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, положены следующие принципы:
реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытость, прозрачность процедур независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
доступность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа.
3. Субъекты независимой оценки
3.1. Субъектами независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, являются:
Общественный совет по развитию образования в Алтайском крае;
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края;
краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования";
краевое государственное бюджетное учреждение образования "Алтайский краевой информационно-аналитический центр";
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию);
образовательные организации (по согласованию);
некоммерческие негосударственные организации (по согласованию);
общественные институты (по согласованию).
3.2. Функциональная характеристика.
3.2.1. Общественный совет по развитию образования в Алтайском крае:
формирует единые концептуальные подходы к независимой оценке качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
формирует перечень организаций, оказывающих образовательные услуги, для проведения оценки качества их работы на основе изучения результатов общественного мнения;
осуществляет нормативное - правовое регулирование процедур независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, в части установления порядка и формы его проведения;
определяет критерии эффективности работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
устанавливает порядок проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, включающей определение показателей оценки и периодичность проведения мониторинга, формирование рейтинга организаций, оказывающих образовательные услуги;
организует работу по выявлению, обобщению и анализу общественного мнения и рейтингов о качестве работы организаций, в том числе сформированных общественными организациями, профессиональными сообществами и иными экспертами;
взаимодействует с рейтинговыми агентствами, независимыми социологическими организациями;
проводит обсуждение результатов оценки и предложений по повышению качества образовательных услуг;
направляет в Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края информацию о результатах оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, предложения об улучшении качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
участвует в мероприятиях (публичные слушания, конференции, круглые столы) по результатам независимой оценки качества образования.
3.2.2. Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края:
утверждает состав Общественного совета по развитию образования в Алтайском крае, при формировании которого обеспечивает отсутствие конфликта интересов;
утверждает перечень организаций, оказывающих образовательные услуги, для проведения оценки качества их работы на основе изучения результатов общественного мнения;
определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования;
принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе;
направляет организациям, оказывающих образовательные услуги, рекомендации об улучшении качества их работы, подготовленные с учетом изучения результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности, предложений Общественного совета;
организует проведение открытых конкурсов на выявление лучшей организации, оказывающей образовательные услуги;
организует публикацию информации о качестве образования в средствах массовой информации;
разрабатывает и утверждает мониторинг выполнения планов по независимой оценке качества образования;
организует мероприятия (публичные слушания, конференции, круглые столы) по результатам независимой оценки качества образования.
3.2.3. Краевое государственное бюджетное учреждение образования "Алтайский краевой информационно-аналитический центр" осуществляет:
организационно-методическое и технологическое сопровождение независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
организационно-методическое и технологическое сопровождение проведения мониторинга по уровням, типам и видам организаций, оказывающих образовательные услуги;
сбор и анализ показателей независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, на основе изучения результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности, мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов;
предоставление анализа результатов независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, в Общественный совет по развитию образования в Алтайском крае;
формирование и ведение банка диагностического инструментария для проведения мониторинговых исследований;
предоставление информации о качестве образования, в соответствии с запросом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края;
разработку программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Алтайском крае;
сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии системы образования в Алтайском крае в соответствии с сетевым графиком, анализ результатов оценки качества образования;
проведение мониторинга международных сравнительных исследований;
организационное сопровождение независимых исследований качества образования в РФ;
информационную поддержку независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги.
3.2.4. Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" осуществляет:
научно-методическое обеспечение независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
методическое сопровождение проведения Общественным советом по развитию образования в Алтайском крае независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
подготовку общественных экспертов по независимой оценке качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
содействие в проведении социологических исследований по проблемам качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
подготовку аналитических материалов по результатам независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
организацию мероприятий (публичные слушания, конференции, круглые столы) по результатам независимой оценки качества образования.
3.2.5. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), могут:
обеспечивать проведение диагностических процедур в муниципальных организациях, оказывающих образовательные услуги;
определять из числа управленческих и педагогических кадров, представителей общественных структур круг лиц, участвующих в экспертных процедурах и мониторинговых исследованиях;
учитывать при принятии управленческих решений результаты независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
определять способы организации информационных потоков для пользователей независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, на муниципальном уровне;
производить сбор, обработку и передачу информации о муниципальной системе образования на региональный уровень;
участвовать в проведении социологических исследований по вопросам качества образования на муниципальном уровне;
обеспечивать информационную поддержку независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, в городских округах и муниципальных районах;
осуществлять внутреннюю оценку качества образования, мониторинг результатов, перспектив развития муниципальных образовательных организаций.
3.2.6. Организации, оказывающие образовательные услуги (по согласованию):
обеспечивают совместно с общественными организациями сбор информации по показателям, установленным Общественным советом по развитию образования в Алтайском крае;
разрабатывают на основе рекомендаций Общественного совета по развитию образования в Алтайском крае план об улучшении качества работы организации;
размещают обзоры мнений граждан-потребителей услуг и профессиональных экспертов на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.2.7. Общественные институты (профсоюзы, Общественная палата, управляющие, попечительские советы, Советы образовательных организаций и др.) могут принимать участие:
в общественной экспертизе качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги;
в обсуждении системы показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в Алтайском крае;
в обсуждении результатов проведенной независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги.
3.2.8. Регулирование отношений, возникающих при осуществлении обмена информацией между субъектами независимой оценки, осуществляется в соответствии с законодательством.
4. Организационно-технологическая характеристика независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги
4.1. Проведение независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, предусматривает три уровня (уровень организации, оказывающей образовательные услуги, муниципальный и региональный) и включает системы сбора и первичной обработки данных, анализа и оценки качества образования, адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.
Объектами независимой оценки являются государственные и муниципальные организации соответствующего уровня, типа и вида, оказывающие образовательные услуги.
4.2. Система сбора и первичной обработки данных представляет собой единое для отрасли образования информационное пространство, в которое включены все государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность в Алтайском крае.
Структура, формат собираемых данных, порядок сбора информации определяются циклограммой сбора информации.
Основными информационными источниками для независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, выступают:
материалы процедур лицензирования, государственной аккредитации организаций, оказывающих образовательные услуги;
государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования;
мониторинговые исследования достижений обучающихся по отдельным предметам на различных ступенях обучения, направлениям деятельности дополнительного образования детей;
социологические исследования в системе образования;
данные государственной образовательной статистики и ведомственной статистики;
материалы открытых источников (официальные сайты организаций, оказывающих образовательные услуги, средства массовой информации);
процедуры текущего контроля организаций, оказывающих образовательные услуги;
процедуры профессиональной аттестации педагогических работников организаций, оказывающих образовательные услуги;
профессиональные конкурсы;
данные федеральных мониторингов качества образования;
данные международных исследований качества образования (PISA, PIRLS, TIMSS и др.);
результаты мониторинговых исследований, интернет-опросов, направленных на изучение общественного мнения о качестве работы организаций, оказывающих образовательные услуги.
4.3. При независимой оценке качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, основными методами установления фактических значений показателей являются наблюдение, опрос, экспертиза, иные методы исследования.
Процедуры проведения независимой оценки организаций, оказывающих образовательные услуги, устанавливаются Общественным по развитию образования в Алтайском крае.
Опросы общественного мнения, экспертные опросы с участием специалистов системы образования проводятся с использованием интернет- технологий. В качестве информационно-технологической платформы используется краевое государственное бюджетное учреждение образования "Алтайский краевой информационно-аналитический центр".
4.4. Получаемая информация формируется:
по вертикали: как сверху вниз (международные, общероссийские, региональные мониторинги), так и снизу вверх (от отдельной организации, оказывающей образовательные услуги, к муниципальному и далее региональному уровням через соответствующее объединение показателей);
по горизонтали: для обеспечения информационно-аналитической основы принятия эффективных управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях, уровне организации, оказывающей образовательные услуги.
4.5. Информация, полученная в результате независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа и интерпретации.
4.6. Система анализа и оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, предполагает стандартизацию показателей оценки качества применительно к каждому уровню, типу и виду организаций, оказывающих образовательные услуги, основана на методиках интерпретации первичных данных образовательной статистики.
Вся информация, собираемая из первичных источников, не должна противоречить требованиям Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и должна быть доступна для официального использования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Информация о независимой оценке качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, публикуется в ежегодных докладах соответствующего уровня, на сайте Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.
4.7. Периодичность проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, определяется в соответствии с планом мероприятий по независимой оценке, который утверждается приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.
5. Система показателей, индикаторов независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги
5.1. Независимая оценка качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, осуществляется на основе разработанной АКИПКРО системы показателей и индикаторов, определяемых Общественным советом по развитию образования в Алтайском крае, исходя из приоритетов государственной (региональной) образовательной политики, запросов других заказчиков и потребителей образовательных услуг в Алтайском крае.
5.2. Требования к системе показателей, индикаторов:
полнота охвата в сочетании с относительной простотой инструментария оценки;
необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам системы оценки качества);
оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений);
экономическая целесообразность (процесс измерения и расчета показателей/индикаторов должен быть относительно дешевым по трудозатратам);
универсальность (система показателей должна быть инвариантной относительно социально-экономических особенностей Алтайского края в целях технологического обеспечения сравнительного анализа мониторинговой информации на федеральном уровне);
однозначность интерпретации значений показателей (информация, которую обеспечивают показатели, не должна допускать возможности многозначного ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений);
открытость системы показателей мониторинга для пользователей (как условие инвестиционной привлекательности региональной системы образования и эффективного использования ее ресурсов);
соответствие международным стандартам и общероссийской системе оценки качества образования (при прочих равных условиях содержание и форма представления индикатора (показателя) должны обеспечивать сопоставимость и сводимость получаемой на его основе статистической информации);
доступность (по возможности, индикаторы должны быть представлены в составе регулярных федеральных статистических наблюдений, ведомственной (образовательной) и вневедомственной (других отраслей) статистики, собираемой в регионе);
цикличность (необходима для оценки динамики развития системы с целью стратегического и оперативного планирования, прогнозирования развития отрасли).
6. Принятие управленческих решений на основании информации о результатах независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги
6.1. Виды решений, принимаемых потребителями образовательных услуг на основе информации о результатах независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, дифференцируются на три группы:
организационно-управленческие решения, связанные с развитием образовательной системы;
личные решения, обусловленные выбором типа и вида организации, оказывающей образовательные услуги, формы получения образования, профиля на старшей ступени общего образования, уровня профессионального образования, профессиональной образовательной программы, условий обучения, гарантирующих безопасность и комфортность обучающихся, студентов, и т.д.;
организационно-профессиональные решения, связанные с учетом качества образования, полученного потребителем образовательных услуг на предыдущем уровне образования, в целях оптимизации процесса обучения на последующем уровне образования.
6.2. Характер информации о качестве работы организаций, оказывающих образовательные услуги, и процедурах оценки качества работы, определяется направленностью на группы потенциальных потребителей образовательных услуг, имеющих собственные потребности в отношении качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги.
6.3. Формат представления данных определяется уровнями готовности различных целевых групп к восприятию такого рода информации: публичный аналитический доклад, серия статей в средствах массовой информации, брошюры и т.д.
6.4. Доведение информации до общественности Алтайского края о принятых решениях по результатам независимой оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, осуществляется с привлечением средств массовой информации посредством публикаций, аналитических докладов о качестве работы организаций, оказывающих образовательные услуги, на региональном и муниципальном уровнях, на сайте Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.