Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Наименование изменено. - Постановление Администрации города Хабаровска от 29 марта 2019 г. N 958
Приложение
Муниципальная программа
городского округа "Город Хабаровск"
"Улучшение экологического состояния городского округа "Город Хабаровск" на 2014 - 2020 годы""
(утв. Постановлением администрации города Хабаровска от 1 ноября 2013 г. N 4440)
16 апреля, 20 июня, 12 августа, 6 октября 2014 г., 1 октября 2015 г., 6 апреля, 10 октября 2016 г., 30 марта, 27 октября 2017 г., 27 марта 2018 г., 29 марта, 1 ноября 2019 г., 11 марта 2020 г.
Паспорт изменен. - Постановление Администрации города Хабаровска от 11 марта 2020 г. N 823
Паспорт
муниципальной программы городского округа "Город Хабаровск" "Улучшение экологического состояния городского округа "Город Хабаровск" на 2014 - 2020 годы"
Наименование изменено. - Постановление Администрации города Хабаровска от 29 марта 2019 г. N 958
1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы экологического состояния
Город расположен в центре обширной заболоченной Среднеамурской низменности на высоте 32 - 50 м над уровнем моря на берегу р. Амур, что предопределяет повышенную экологическую уязвимость города от различных природных факторов, обусловленных, прежде всего физико-географическими особенностями территории. Среди них - влияние наводнений и подтоплений, оползни, размывы берегов, лесные и луговые пожары в окрестностях, сильные ветры, трансграничное загрязнение природных вод и многие другие негативные для комфортного проживания горожан природные процессы и явления. Ежегодно они проявляются, принося неудобства, а иногда и прямой ущерб различным отраслям хозяйства и населению.
На экологическое состояние города, его природных комплексов большое влияние оказывает все возрастающая урбанизация. Анализ экологической ситуации в городе выявил тенденцию к улучшению некоторых показателей состояния окружающей среды. Так, например, сократились объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города, уменьшился объем сточных вод, сбрасываемых в бассейн реки Амур, увеличился объем переработки и утилизации отходов производства и потребления. Город стал чище и комфортней для проживания. Однако проблемы, решение которых будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе и большему комфорту проживания населения, остаются.
1.1. Атмосферный воздух
Начиная с 2005 года наблюдается динамика снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города, что позволило исключить город Хабаровск из списка городов России с наиболее высокими уровнями загрязнения.
Если в 2005 году суммарный выброс загрязняющих веществ от стационарных источников составлял 59,9 тысячи тонн, то в 2013 году он снизился до 36,87 тысячи тонн.
Основной вклад в выброс загрязняющих веществ от стационарных источников вносят предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, поэтому существенным фактором снижения выбросов стало выполнение мероприятий по переводу хабаровских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 на газовое топливо.
Уменьшение выбросов в атмосферный воздух города также достигнуто за счет реализации воздухоохранных мероприятий Хабаровским нефтеперерабатывающим заводом, ООО "Авторемзавод N 2", ОАО "Хлебозавод-7", МУП города Хабаровска "Дорремстрой".
Однако, в последнее десятилетие транспортное воздействие, создающее высокую плотность и токсичность загрязнения, выходит на первый план. В определенном смысле автомобильный транспорт становится "выравнивающим фактором" экологической напряженности городской среды.
Контроль за состоянием воздушного бассейна в Хабаровске осуществляется на четырех стационарных станциях Дальневосточным межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ГУ "Хабаровский ЦГМС-РСМЦ") по основным (взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксид и диоксид азота) и специфическим (сероводород, фенол, аммиак, формальдегид, хром) веществам. Производится отбор проб воздуха на определение тяжелых металлов и бенз(а)пирена, с дальнейшим их анализом в ГУ "НПО "Тайфун", г. Обнинск. Всего определяется 25 показателей.
Уровень загрязнения воздуха в Хабаровске продолжает оставаться высоким, определяется значением индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) 10,0, обусловленного повышенным средним содержанием формальдегида и бенз(а)пирена. В соответствии с существующими методами оценки уровень загрязнения считается повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким при ИЗА от 7 до 13 и очень высоким при ИЗА больше 14.
Большое влияние на уровень загрязнения воздушного бассейна на территории Дальнего Востока оказывают климатические условия. В целом территория, включая город Хабаровск, отнесена к зоне высокого и очень высокого потенциала загрязнения атмосферы с особенно неблагоприятными условиями для рассеивания примесей. Высокая повторяемость приземных и приподнятых инверсий, слабых скоростей ветра, застоев затрудняют рассеивание вредных примесей и способствуют их накоплению.
1.2. Поверхностные водные объекты
Река Амур имеет огромное значение для социально-экономического развития города Хабаровска, являясь мощной водной и транспортной артерией региона, объектом развития туризма, рекреации, и используется для нужд населения и промышленности.
Река Амур является главным источником питьевого водоснабжения г. Хабаровска. В 2013 году объем забранной из реки воды составил 109,8 млн. куб. метров. В разрезе отраслей традиционно наибольшие объемы забора воды осуществляют предприятия жилищно-коммунального хозяйства (МУП города Хабаровска "Водоканал") - 63% и предприятия теплоэнергетики - 37%. Ежегодно 79% от суммарного объема забираемой из реки Амур и подземных источников свежей воды сбрасываются в реку Амур. По данным федерального государственного статистического отчета, в 2012 году 99% объема сброшенной воды относится к категории "загрязненная", включая сточные воды, очищаемые до проектных показателей на городских очистных сооружениях канализации. Кроме того, из-за неполного централизованного канализования города в малые реки Черная, Чернушка, Полежаевка и бассейн реки Амур ежегодно сбрасывается более 3,2 млн. куб. м неочищенных сточных вод (жилмассивы по улицам Связной, Трехгорной, Восточному шоссе, пос. им. Горького, ДОС и т.д.).
Для сточных вод, сбрасываемых предприятиями города, характерными загрязнителями являются органические вещества, азотсодержащие соединения, фосфаты, нефтепродукты, железо, соединения тяжелых металлов, фенолы.
Серьезным источником загрязнения поверхностных водотоков в черте города являются ливневые и талые воды, образующиеся на городской территории и напрямую сбрасываемые в водные объекты.
Исследованиями, проведенными Институтом водных и экологических проблем ДВО РАН, установлено, что на всей площади города максимальный мгновенный расход воды составляет 830 тыс. куб. м в сутки, что практически в 3 раза превышает весь образуемый в городе за сутки объем хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод.
Отбор проб поверхностных сточных вод, произведенный управлением по охране окружающей среды совместно с лабораторией МУП города Хабаровска "Водоканал" на сбросе из ливневых коллекторов на стадионе им. Ленина и ул. Салтыкова-Щедрина, показал, что в реку Амур сбрасываются талые сточные воды, содержащие загрязняющие вещества с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК), в том числе: нефтепродукты - 12 ПДК, взвешенные вещества - 10 ПДК, аммоний солевой - 62 ПДК, БПК полный - 40 ПДК, железо - 9 ПДК.
Кроме антропогенной нагрузки, влияние на химический состав воды оказывают физико-географические факторы, характерные для Дальневосточного региона, гидрологические условия, сток четырех крупнейших притоков: рек Зеи, Уссури, Буреи и Сунгари. Водосбор р. Сунгари целиком находится на территории Китайской Народной Республики. Качественный состав вод этого притока формируется под влиянием сточных вод населенных пунктов КНР и поверхностного стока с территории, активно используемой сельскохозяйственными предприятиями.
Природным фоном в воде р. Амур обусловлено наличие солей марганца и железа общего в концентрациях, значительно превышающих предельно допустимые нормы. Вода реки Амур, как и в течение всех предшествующих лет, осталась маломинерализованной.
Характерными загрязняющими веществами воды р. Амур по-прежнему остаются соединения марганца и железа, соединения тяжелых металлов (медь, свинец), азот аммонийный, органические вещества и нефтепродукты.
У города Хабаровска гидрохимические наблюдения осуществляются в створах Амурской протоки и р. Амур. По отношению к 2012 году в химическом составе воды протоки Амурской и реки Амур больших изменений не наблюдалось. По качеству вода оценивается как "загрязненная" (3-й класс, разряд "а").
Для поддержания и улучшения состояния водных объектов в черте города необходимо выполнить следующие основные мероприятия:
- строительство и реконструкция канализационных сетей и сооружений по очистке сточных вод с применением современных технологий очистки, обеспечивающих очистку сточных вод до нормативных показателей;
- организация очистки поверхностных сточных вод с территории города и промышленных предприятий;
- внедрение систем оборотного водоснабжения и водосберегающих технологий на предприятиях;
- проведение мероприятий по предотвращению вредного воздействия вод, в том числе ликвидация последствий загрязнения и захламления земель в водоохранных зонах.
Пункт 1.3 изменен. - Постановление Администрации города Хабаровска от 27 октября 2017 г. N 3624
1.3. Обращение с отходами производства и потребления
Отходы производства и потребления относятся к одному из факторов, негативно воздействующих на качество окружающей среды, приводящих к деградации почв, зеленых насаждений, водных и других природных ресурсов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Объем ежегодно образуемых на территории города отходов оценивается в 300 тысяч тонн промышленных отходов и до 204 тысяч тонн бытовых отходов.
В последние годы в значительной степени возросла антропогенная нагрузка на окружающую среду и, прежде всего, именно в части увеличения отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения города и в результате технологических циклов. Произошло не только количественное, но и качественное изменение состава отходов.
В результате производственной деятельности и жизнедеятельности образуются отходы 1 - 4-го классов опасности от высокоопасных (ртутьсодержащие отходы) до малоопасных (отходы пластмассовой тары, пленки, отработанные пневматические шины и т.д.).
Одними из основных проблем в области обращения с отходами являются:
- значительный объем направляемых на захоронение отходов производства и потребления, низкий уровень извлечения из отходов вторичных ресурсов, что во многом связано с трудностями сортировки, смешанных с пищевой фракцией остальных отходов;
- недостаточное участие в сфере утилизации и переработки отходов субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие единой системы учета производителей отходов;
- отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов производства и потребления.
Многие аспекты, связанные с решением проблемы отходов в городе Хабаровске, в том числе вовлечение отходов во вторичную переработку, были реализованы в рамках целевых городских экологических программ. За период с 2001 года создано около 30 предприятий, осуществляющих утилизацию и переработку отходов.
Видовой состав собираемых вторичных материальных ресурсов города Хабаровска включает макулатуру, автошины, отработанные аккумуляторы, стеклянный бой, полимерные, ртутьсодержащие и другие отходы.
В 2013 году доля утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме отходов, вывезенных на городскую свалку для захоронения, в сравнении с предыдущими годами увеличилась.
Доля утилизированных в 2001, 2008 - 2015 годах бытовых и промышленных отходов.
Годы |
2001 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Доля утилизированных отходов (%) |
1,07 |
5,8 |
6,1 |
6,65 |
7,7 |
8,3 |
8,9 |
11,78 |
12,65 |
На территории МПС "Северная" в 2013 году завершен монтаж оборудования комплекса конвейерно-контрольной сортировки отходов и механизированной обработки вторичных ресурсов обществом с ограниченной ответственностью "Радуга". Планируемый объем переработки отходов на сортировочном комплексе - 30 тыс. тонн в год, что составит 50% от проектной мощности МПС "Северная". В результате сортировки извлекаются полимеры всех видов, полиэтилентерефталаты (ПЭТФ), макулатура, текстиль, металлолом черный и цветной, стеклобой смешанный. Для обеспечения надежности и непрерывности предоставления услуги по вывозу ТБО с территории г. Хабаровска ведется проектирование и строительство МПС "Южная", МПС "Центральная", 2-й очереди полигона ТБО.
С 01.07.2011 выведена из эксплуатации свалка твердых бытовых отходов в отработанном карьере "Березовый", расположенном в черте города, что позволило обеспечить экологическую безопасность населения и снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду.
В 2013 году проведены работы подготовительного периода рекультивации свалки - строительство линии электропередачи, закрытие тела свалки грунтом, в 2013 году выполнены строительно-монтажные работы по устройству системы дегазации.
В целях обеспечения рациональной системы сбора, хранения, удаления, обезвреживания и переработки бытовых и приравненных к ним отходов администрацией города разрабатывается Генеральная схема очистки территории городского округа "Город Хабаровск".
1.4. Зеленые насаждения города. Особо охраняемые природные территории местного значения
Озелененные пространства города являются неотъемлемым элементом оптимизации экологической среды и входят в систему его жизнеобеспечения. Основными элементами системы озеленения Хабаровска являются парки, сады, бульвары, скверы, уличные посадки, газоны, озеленение жилых районов, санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.
Вопросы озеленения города основаны на научных разработках, тщательно продуманных и строго выполняемых мероприятиях всеми структурными подразделениями администрации, промышленными предприятиями и организациями, населением.
Ведутся плановые работы по оценке состояния и восстановлению городских зеленых насаждений, ежегодно высаживается более 11 тыс. кустарников и крупномерных саженцев деревьев дальневосточных пород, создается новый парк "Северный" площадью свыше 42 га.
Научно-исследовательская работа, выполненная в 2012 году в рамках муниципального контракта по оценке (определению площадей) зеленых насаждений города с использованием материалов космической съемки территории г. Хабаровска 2006 и 2011 годов, позволила определить для г. Хабаровска такие показатели озеленения как "удельный вес озелененных территорий" и "обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования на одного жителя" и сравнить их с установленными нормативами. Так, удельный вес озелененных территорий в целом по городу составляет 58,54% (нормативный показатель, в соответствии со СНиП - 40%), а уровень озелененное урбанизированной и общедоступной части г. Хабаровска (без учета левобережной части города, промышленных территорий, территорий аэропортов, кладбища и других) - 83,2%.
Удельный вес озелененных территорий в целом по городу
Район |
Площадь района, кв. км |
Площадь зеленых насаждений, кв. км |
Уровень озелененное, % |
Центральный |
52,59 |
34,04 |
64,73 |
Краснофлотский |
69,06 |
40,94 |
59,28 |
Железнодорожный |
99,12 |
68,49 |
69,10 |
Кировский |
39,81 |
22,29 |
55,99 |
Индустриальный |
128,14 |
61,80 |
48,23 |
Всего по городу |
388,72 |
227,55 |
58,54 |
При норме 16 кв. м на человека суммарной площади озелененных территорий общего пользования для крупнейших, крупных и больших городов, этот показатель для г. Хабаровска составляет 156,1 кв. м на человека. Сравнительный анализ зеленых насаждений города по состоянию на 2006 и 2011 годы не выявил сокращения площади зеленых насаждений по городу в целом.
Создана и совершенствуется система муниципального управления и контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством городских лесов, лесов особо охраняемых территорий местного значения (далее - ООПТ), имеющих для города особое природоохранное и рекреационное значение и являющихся основой зеленого фонда города. В городе Хабаровске выделено 27 таких территорий, из них 6 - краевого значения и 21 - местного значения. Общая площадь всех особо охраняемых природных территорий составляет 528,7 га, или 1,4% общей площади города. На основе комплексного обследования ООПТ и других природных комплексов города разработана и утверждена постановлением администрации города от 03.12.2009 N 4308 "Схема развития и размещения ООПТ местного значения городского округа "Город Хабаровск" (далее - Схема). В целях создания новых парковых зон отдыха на территории города, территория вдоль береговой зоны в границах ул. Ангарской - ул. Бийской (бывший золоотвал) внесена в раздел Схемы "Перечень планируемых к созданию ООПТ".
В рамках целевых экологических программ начаты работы по поэтапному восстановлению зеленых насаждений и реконструкции отдельных ООПТ - подготовлены проекты реконструкции ООПТ "Парк им. Гагарина", "Парк ОДОРА", ведется поэтапная реконструкция зеленых насаждений на ООПТ "Сквер им. Горького", "Парк ОДОРА", Парк Дома офицера флота, "Парк им. Гагарина", "Сквер у памятника погибшим воинам-арсенальцам", на четырех ООПТ установлены информационно-предупредительные щиты с разъяснением режима особой охраны.
Основные проблемы ООПТ - это высокий процент старовозрастных зеленых насаждений (80%), загущение посадок, факты вандализма, заключающиеся в уничтожении зеленых насаждений, малых архитектурных форм, разрушении имеющихся сооружений, а также захламление мусором, разведение костров и т.д. Критическое состояние большинства этих территорий обусловлено их "бесхозностью" из-за отсутствия специализированных предприятий или организаций, непосредственно отвечающих за их охрану, использование, уход и содержание.
1.5. Экологическое воспитание, просвещение и информирование
Приоритетность и законодательная основа развития экологического образования и просвещения населения определена Конституцией Российской Федерации в части прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, наносимого их здоровью и имуществу экологическими правонарушениями.
На этой основе в Российской Федерации создана и продолжает совершенствоваться правовая база для формирования системы всеобщего экологического образования и просвещения населения, организация которой является компетенцией Правительства Российской Федерации, специально уполномоченных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и органов местного самоуправления.
Система экологического образования в городе Хабаровске включает 4 основных уровня: дошкольное, школьное и дополнительное, профессиональное образование (вузовское) и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций.
Наиболее широко различными формами экологического образования охвачены учащиеся образовательных учреждений города. В 182 образовательных учреждениях города непрерывное экологическое образование и воспитание детей осуществляется по трем направлениям:
- реализация программ общего и дополнительного образования экологической направленности;
- воспитание экологической культуры учащихся через организацию научно-исследовательской деятельности, мероприятий различного уровня, практической занятости в рамках каникулярного отдыха;
- развитие международных связей по обмену экологическими экспедициями школьников.
В основной школе в рамках предпрофильной подготовки в 22% общеобразовательных учреждений организованы элективные курсы экологической тематики. На старшей ступени в половине школ открыты химико-биологический, биолого-географический и другие профили с углубленным изучением предметов экологической направленности.
Развивается социальное партнерство в решении вопросов экологического воспитания и образования детей. Образовательные учреждения города взаимодействуют с государственными и общественными организациями по охране окружающей среды и природных ресурсов, Хабаровским краевым отделением "Всероссийское общество охраны природы", муниципальным предприятием "Водоканал", Большехехцирским заповедником, зоосадом имени Сысоева. В 64% образовательных учреждений значимым ресурсом по пропаганде экологической культуры является:
- школьные газеты;
- вестник "Школьный курьер" (центр внешкольной работы "Планета взросления");
- детская студия телевидения (детский юношеский центр "Поиск"), которые освещают экологические проблемы, ведут разъяснительную работу о бережном отношении к природе, сохранении дальневосточной флоры и фауны, о рациональном использовании воды, электроэнергии, о соблюдении чистоты в городе.
Реализация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся осуществляется через работу научных обществ, конференций, летних экологических практикумов и экспедиций.
Традиционным стало проведение городской научно-практической конференции "Шаг в науку", природоохранных акций: "Помоги зимующим птицам", "Дни защиты от экологической опасности" и различных конкурсов на экологическую тематику.
Во всех образовательных учреждениях организована внеклассная работа по экологии: экологические олимпиады, кружки, факультативы, элективные курсы экологической направленности, работа в школьных теплицах, живые уголки, 112 объединений юных экологов, детские экологические отряды. Разработана основная образовательная программа начального общего образования, в содержание которой входит "Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни".
Значительное место в системе непрерывного экологического образования в городе Хабаровске занимают учреждения дополнительного образования детей - МБОУ ДОД "Детский эколого-биологический центр", экологические центры "Поиск", "Косатка", "Импульс" и т.д.
Воспитание сознательного, экологически образованного и культурного гражданина невозможно без привлечения его к участию в практических делах. МБОУ ДОД "Детский эколого-биологический центр" под руководством управления образования администрации города при участии управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города ежегодно организует и проводит такие мероприятия как трудовой десант юных экологов в защиту окружающей среды, экологические рейды по очистке береговой зоны Амура, акции "Сохраним природу родного края", "Чистый город", "Дни защиты от экологической опасности", "Двор моего детства" и другие.
В период летних каникул на социально значимых объектах города организована работа трудовых отрядов старшеклассников и экологических отрядов "Защитники природы". Ими озеленяются и облагораживаются парковые зоны, набережная реки Амур, городские бульвары, ведется активная экологическая пропаганда среди сверстников и взрослого населения, призывающая к бережному отношению к природе, соблюдению чистоты и порядка в местах проживания и отдыха горожан.
В 2013 году на работах по благоустройству города были задействованы около 2 тыс. школьников.
Систему экологического образования в высших учебных заведениях города можно представить как четырехуровневую:
- общетеоретический курс "Экология" (блок естественнонаучных дисциплин, федеральный компонент);
- специализированные природоохранные курсы (в блоке специальных дисциплин или национально-региональный компонент);
- экологизация учебных предметов, в первую очередь спецдисциплин;
- подготовка специалистов-экологов.
Подготовкой специалистов-экологов в г. Хабаровске занимаются Тихоокеанский государственный университет (специальность "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" (ООС), квалификация инженер-эколог, подготовка начата в 2000 г.) и Дальневосточный государственный гуманитарный университет ("Экология", квалификация - эколог, подготовка ведется с 2002 г.).
Повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций города в области охраны окружающей среды и экологической безопасности осуществляют ГОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет" и КГУ ДПО "Хабаровский институт повышения квалификации кадров в области экологии и природопользования" по следующим программам:
- обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами;
- обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля;
- обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления.
Систему экологического образования населения города Хабаровска дополняют мероприятия, реализуемые администрацией города - осуществляется поддержка деятельности детских, молодежных общественных природоохранных организаций, издание печатной продукции, публикация в средствах массовой информации материалов по вопросам состояния окружающей среды города, проведение семинаров по вопросам обеспечения экологической безопасности для специалистов предприятий и организаций города, проведение Дней защиты от экологической опасности и других мероприятий экологической направленности.
Раздел 2 изменен. - Постановление Администрации города Хабаровска от 27 марта 2018 г. N 905
2. Основные цели и задачи
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение на соответствующих территориях благоприятной окружающей среды и экологической безопасности как состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Направления экологической политики администрации города определены Стратегией социально-экономического развития городского округа "Город Хабаровск" на период до 2030 года.
Основная цель в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности заключается в поддержании и повышении качества жизни населения, стабилизации и развитии экономики без увеличения нагрузки на окружающую среду.
Проводимая на территории города экологическая политика основана на следующих базовых принципах:
- устойчивое развитие города, предусматривающее равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим;
- обеспечение экологической безопасности не как отдельной обособленной области деятельности, а как составляющей части всех сфер городского хозяйства;
- развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения через комплекс увязанных между собой муниципальных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и природопользования, градостроительства, землепользования, благоустройства, административных правонарушений и других;
- обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий накопленного экологического ущерба, выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- учет и предотвращение негативных экологических последствий;
- повышение экологической культуры населения и профессиональных знаний в области экологии;
- поддержка экологических и общественных движений, направленных на сохранение и улучшение среды обитания.
Экологические приоритеты учитываются администрацией города в принимаемых нормативных правовых актах органов местного самоуправления и в муниципальных экологических программах.
Основные цели Программы:
- стабилизация и оздоровление экологической обстановки в городе;
- обеспечение экологической безопасности населения.
Поставленные Программой цели достигаются путем решения следующих задач:
- сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города - за счет совершенствования технологических процессов предприятиями города, перевод теплоисточников и муниципального транспорта на более экологически чистое топливо - газ, снижение влияния выбросов автомобильного транспорта;
- уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты - за счет подключения к городским сетям канализации жилого фонда и ряда учреждений, строительства и реконструкции очистных сооружений ливневых стоков предприятий, ликвидации загрязнения и захламления в водоохранных и прибрежных зонах;
- совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления путем создания новых производств по переработке вторичного сырья, увеличения мощности действующих предприятий-переработчиков, организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов;
- охрана и воспроизводство городских зеленых насаждений, восстановление и развитие сети особо охраняемых природных территорий местного значения, обеспечение их устойчивого функционирования - за счет увеличения площади особо охраняемых природных территорий местного значения, создания зеленых зон, предназначенных для организации отдыха населения, осуществления мероприятий по охране, организации, функционированию и использованию озелененных территорий;
- привлечение предприятий, организаций, общественных экологических объединений города к решению проблем сохранения природной среды города;
- совершенствование экологической культуры горожан посредством реализации мероприятий по привлечению населения города к практическим природоохранным мероприятиям, пропаганды через средства массовой информации экологических знаний, информации об экологическом состоянии города;
- ликвидация объектов прошлого экологического ущерба путем строительства полигона твердых бытовых отходов, сокращения площади и количества несанкционированных свалок мусора, проведения работ по рекультивации городской свалки бытовых отходов.
Раздел 3 изменен. - Постановление Администрации города Хабаровска от 29 марта 2019 г. N 958
3. Краткая характеристика намеченных мероприятий
Мероприятия программы разработаны с учетом предложений предприятий и организаций города, структурных подразделений администрации города, материалов исследований Института водных и экологических проблем ДВО РАН, данных наблюдений Государственной службы наблюдений ГУ "Хабаровский ЦГМС - РСМЦ" за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши по гидрохимическим и гидробиологическим показателям и радиационному загрязнению на территории города Хабаровска. Мероприятия программы в зависимости от характера решаемых вопросов структурированы по пяти направлениям:
- мероприятия по охране атмосферного воздуха направлены на совершенствование технологических процессов предприятиями города, перевод теплоисточников и автотранспорта на более экологически чистое топливо - газ;
- мероприятия по охране водных объектов направлены на уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты за счет подключения к городским сетям канализации жилого фонда и ряда учреждений;
- мероприятия по охране земель направлены на защиту земель от загрязнения отходами производства и потребления - ликвидацию несанкционированных навалов мусора, ликвидацию загрязнения и захламления участков земель в водоохранных и прибрежных зонах водных объектов;
- мероприятия по развитию природных комплексов города направлены на организацию использования охраны, защиты, воспроизводства особо охраняемых природных территорий местного значения и развитие природных комплексов города для сохранения рекреационных ресурсов с целью создания условий для отдыха населения, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- мероприятия по повышению уровня экологической культуры населения города направлены на эколого-просветительскую работу на базе особо охраняемых природных территорий местного значения, обеспечение населения города информацией о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов города, совершенствование системы экологического воспитания, информирование населения.
Раздел 4 изменен. - Постановление Администрации города Хабаровска от 29 марта 2019 г. N 958
4. Индикаторы для оценки результативности намеченных целей и задач, методика их количественного исчисления
Перечень индикаторов программы с расшифровкой плановых значений по годам приведен в приложении N 2 к настоящему постановлению.
1. Индекс загрязнения атмосферного воздуха города, единиц.
Значение индикатора является показателем качества воздуха и учитывает несколько примесей, величина ИЗА рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций загрязняющих веществ.
Источник данных - ежегодная докладная записка Центра мониторинга загрязнения окружающей среды ФГБУ "Хабаровский ЦГМС - РСМЦ" о загрязнении природной среды на территории города Хабаровска.
2. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. т.
Источник данных - Федеральная служба государственной статистики, база данных показателей муниципальных образований.
3. Количество предприятий, переведенных на использование природного газа, единиц.
Источник данных - годовые отчеты соисполнителей программы.
4. Класс качества воды в реке Амур в черте города, единиц.
Качество поверхностных вод оценивается методом комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям. Наиболее информативной комплексной оценкой является "класс качества воды", по качеству воды поверхностные воды разделяются на 5 классов в зависимости от степени их загрязненности (от 1-го "условно чистая" до 5-го "экстремально грязная").
Источник данных - ежегодная докладная записка Центра мониторинга загрязнения окружающей среды ФГБУ "Хабаровский ЦГМС - РСМЦ" о загрязнении природной среды на территории города Хабаровска.
5. Количество ликвидированных выпусков загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, единиц.
Источник данных - информация о фактическом вводе данных объектов в эксплуатацию в отчетном году, полученная от соисполнителей программы.
6. Ликвидированный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемый в водные объекты, тыс. куб. м.
Источник данных - информация о фактическом вводе данных объектов в эксплуатацию в отчетном году, полученная от соисполнителей программы,
7. Доля утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме вывозимых на захоронение отходов, %.
Рассчитывается как отношение объема ТКО утилизированных, переработанных и использованных в качестве вторичного сырья к объему отходов, размещенных на полигоне ТКО (значения объемов отходов принимаются на основании данных предприятий - переработчиков отходов и специализированной организации, эксплуатирующей полигон ТКО, представляемых по итогам отчетного года по запросу управления по охране окружающей среды и природных ресурсов).
8. Прирост площади особо охраняемых природных территорий местного значения, %.
Рассчитывается как отношение площади особо охраняемых природных территорий местного значения в отчетном году к площади особо охраняемых природных территорий местного значения предыдущего года в процентах.
9. Количество созданных особо охраняемых природных территорий местного значения в год, единиц.
Источник данных - нормативно-правовые акты администрации городского округа "Город Хабаровск".
10. Площадь особо охраняемых природных территорий местного значения, га.
Источник данных - нормативно-правовые акты администрации городского округа "Город Хабаровск".
11. Площадь зеленых зон города, созданных для организации отдыха населения, га.
Источник данных - годовые отчеты соисполнителей программы.
12. Прирост мероприятий по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды на 10% к предыдущему году;
Рассчитывается как отношение количества мероприятий отчетного года к количеству мероприятий предыдущего года в процентах.
13. Количество публикаций экологической направленности, размещенных в средствах массовой информации, сети Интернет, в год, единиц.
Источник данных - журнал учета материалов, опубликованных в средствах массовой информации в номенклатуре дел управления по охране окружающей среды и природных ресурсов.
14. Количество проведенных тематических семинаров (конференций) экологической направленности в год, единиц.
Источник данных - отчет о работе управления по охране окружающей среды и природных ресурсов, фотоотчеты, публикации в средствах массовой информации.
15. Количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин в год, единиц.
Источник данных - отчеты исполнителей мероприятий, фотоотчеты, публикации в средствах массовой информации.
Раздел 5 изменен. - Постановление Администрации города Хабаровска от 11 марта 2020 г. N 823
5. Финансовое обеспечение муниципальной программы с распределением по годам реализации и источникам финансирования
Финансовые затраты на реализацию программы составят 6 899 181,14 тыс. рублей.
Структура финансирования по годам и источникам:
Источники финансирования мероприятий программы |
Всего, тыс. руб. |
В том числе по годам реализации: |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Бюджет города |
1189686,30 |
464889,37 |
333657,99 |
131197,72 |
82466,83 |
81605,42 |
27296,051 |
68572,92 |
Межбюджетные трансферты |
127,24 |
0 |
0 |
0 |
0 |
127,24 |
0 |
0 |
Частные инвестиции |
5709367,6 |
5046176,6 |
64221 |
49000 |
11550 |
115204 |
329068 |
94148 |
Всего |
6899181,14 |
5511065,97 |
397878,99 |
180197,72 |
94016,83 |
196936,66 |
356364,051 |
162720,92 |
Раздел 6 изменен. - Постановление Администрации города Хабаровска от 1 ноября 2019 г. N 3601
6. Ожидаемые результаты реализации
Экологическая результативность программы определяется снижением действия негативных факторов на окружающую среду города.
В результате реализации программы планируется:
а) достижение к 2015 году:
- перевода одного предприятия на использование природного газа;
б) достижение к 2017 году:
- обеспечения прироста площади особо охраняемых природных территорий местного значения до 33%;
- обеспечения создания шести особо охраняемых природных территории местного значения;
в) достижение к 2019 году:
- увеличения площади зеленых зон города, предназначенных для организации отдыха населения, до 12,1 га;
г) достижение к 2020 году:
- непревышения значения индекса загрязнения атмосферного воздуха города (ИЗА) до показателя 13;
- сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города с 36,87 до 36,7 тыс. тонн в год;
- непревышения значения показателя "Класс качества воды в реке Амур в черте города" до показателя 3А;
- ликвидации трех выпусков загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты;
- ликвидации сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы в объеме 4 436,1 тыс. куб. м;
- увеличения доли утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме вывозимых на захоронение отходов с 11,78% до 17,3%;
- обеспечения прироста площади особо охраняемых природных территорий местного значения до 33,67%;
- обеспечения создания семи особо охраняемых природных территорий местного значения;
- увеличения площади природных территорий местного значения, имеющих особо охраняемый статус, с 268,9 га до 363,45 га;
- обеспечения прироста мероприятий по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды на 10% к предыдущему году;
- обеспечения количества публикаций экологической направленности, размещенных в средствах массовой информации, сети Интернет, >= 255;
- обеспечения количества проведенных тематических семинаров (конференций) экологической направленности >= 5;
- обеспечения количества проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин >= 75.
Раздел 7 изменен. - Постановление Администрации города Хабаровска от 29 марта 2019 г. N 958
7. Методика оценки результативности муниципальной программы
7.1. Для оценки результативности (R) муниципальной программы применяются 3 критерия (табл. 1).
7.2. Каждому критерию (К) соответствует весовой коэффициент (G), определяющий уровень значимости критерия в итоговой оценке, сумма которых равна 1.
Таблица 1. Критерии оценки результативности муниципальной программы
N п/п |
Критерий () |
Весовой коэффициент критерия () |
1. |
Степень выполнения мероприятий, предусмотренных программой |
0,4 |
2. |
Доля фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам (за счет средств бюджета города и межбюджетных трансфертов) |
0,2 |
3. |
Уровень достижения запланированных индикаторов |
0,4 |
|
Итого |
1,0 |
7.3. Расчет оценки каждого критерия () производится путем умножения его весового коэффициента () на полученный параметр каждого критерия ().
7.4. Итоговая количественная оценка результативности программы рассчитывается в процентах путем сложения всех расчетных значений критериев ().
7.5. Методика расчета критериев оценки результативности муниципальной программы:
7.5.1. Степень выполнения мероприятий, предусмотренных программой ().
Параметр критерия рассчитывается как отношение количества выполненных мероприятий к количеству запланированных, умноженное на 100%.
7.5.2. Доля фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам ().
Параметр критерия рассчитывается как отношение фактически освоенных финансовых средств к запланированным объемам, умноженное на 100%.
7.5.3. Уровень достижения запланированных индикаторов ().
Расчет критерия () определяется как отношение количества выполненных индикаторов к общему количеству индикаторов на текущий год, умноженное на 100%.
8. Методика оценки результативности муниципальной программы
Исключен. - Постановление Администрации города Хабаровска от 29 марта 2019 г. N 958
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.