Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Свердловской области
на среднесрочный период 2021 - 2023 годов
Пояснительная записка
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2021 - 2023 годов (далее - Прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе с применением среднероссийских индексов потребительских цен, а также с учетом Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474), Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", программы "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы, утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 31.10.2017 N 546-УГ "О программе "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы", основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области.
Прогноз сформирован исходя из анализа статистических данных за 2019 год, январь - август 2020 года и прогнозных расчетов по основным видам экономической деятельности, представленных исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области.
Прогноз разработан в трех вариантах.
Вариант 1 Прогноза (пессимистичный) (далее - вариант 1) основан на предпосылке о сохранении низких темпов роста мировой экономики, рисках повторного введения ограничений экономической деятельности в связи с угрозой возникновения второй волны роста заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) (далее - инфекция) как в России, так и в странах - партнерах России в период эпидемии гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, введении новых санкций или других осложнениях международных отношений. Вариант 1 предполагает сдержанный объем государственного финансирования мер поддержки населения и экономики в связи с образовавшимся бюджетным дефицитом.
В случае развития экономики Свердловской области по варианту 1 в 2021 году индекс физического объема валового регионального продукта (далее - ВРП) прогнозируется на уровне 99,6% по сравнению с предыдущим годом, в 2022 году - 101%, в 2023 году - 101,7%.
Вариант 2 Прогноза (консервативный) (далее - вариант 2) основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации из-за последствий распространения инфекции, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе.
В случае развития экономики Свердловской области по варианту 2 в 2021 году рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 103% по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах, в 2022 году - 102,3%, в 2023 году - 102,8%.
Вариант 3 Прогноза (базовый) (далее - вариант 3) описывает наиболее вероятный сценарий социально-экономического развития Свердловской области с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию пакета антикризисных мер, направленных на поддержку занятости и доходов населения, а также восстановление экономической активности в целом. Вариант 3 предполагает достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
В случае развития экономики Свердловской области по варианту 3 в 2021 году рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 104,2% по сравнению с предыдущим годом, в 2022 году - 103,6%, в 2023 году - 103,8%.
Для разработки проекта областного бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов предлагается использовать вариант 3.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Свердловской области
В начале 2020 года внешние и внутренние условия социально-экономического развития Свердловской области существенно изменились. Распространение инфекции стало масштабным вызовом.
Под влиянием ограничительных мер, введенных в связи с угрозой распространения инфекции, произошли значительные изменения макроэкономической ситуации в Свердловской области: замедление темпов роста основных социально-экономических показателей в связи с приостановкой деятельности организаций ряда отраслей, снижение доходов и покупательской способности населения, рост безработицы.
В январе - августе 2020 года объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области (далее - организации), составил 1493,7 млрд. рублей, или 97,4% к уровню января - августа 2019 года в действующих ценах. По итогам января - сентября 2020 года индекс промышленного производства по полному кругу организаций составил 100,6% к уровню января - сентября 2019 года, в том числе в обрабатывающих производствах - 100,9%.
В сельском хозяйстве объем продукции, произведенной хозяйствами всех категорий, в январе - июне 2020 года составил 29,5 млрд. рублей, или 104,1% к уровню января - июня 2019 года в сопоставимых ценах.
В перевозках автомобильным транспортом по кругу крупных и средних организаций отмечен рост. В январе - августе 2020 года перевезено 22,4 млн. тонн грузов, или 101,9% к уровню января - августа 2019 года.
Оборот розничной торговли в Свердловской области в январе - сентябре 2020 года сложился в сумме 824,2 млрд. рублей, или 92,5% к уровню января - сентября 2019 года в сопоставимых ценах. В январе - августе 2020 года объем платных услуг населению составил 205,1 млрд. рублей, или 74,7% к уровню января - августа 2019 года в сопоставимых ценах.
По итогам января - июля 2020 года прибыль прибыльных крупных и средних организаций составила 162,2 млрд. рублей, или 59,7% к уровню января - июля 2019 года.
В январе - июне 2020 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций (с учетом малых предприятий и оценки неформальной деятельности) составил 177,5 млрд. рублей, или 105,8% к уровню января - июня 2019 года в сопоставимых ценах. В общем объеме инвестиций 65,2% освоено крупными и средними организациями, что составило 115,8 млрд. рублей.
Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "строительство", в январе - августе 2020 года составил 135,6 млрд. рублей, или 100,7% к уровню января - августа 2019 года в сопоставимых ценах.
В январе - августе 2020 года введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 1014 тыс. кв. метров, или 99,1% к уровню января - августа 2019 года.
По итогам января - июня 2020 года внешнеторговый оборот Свердловской области составил 5612,9 млн. долларов США, в том числе экспорт - 3351,3 млн. долларов США, импорт - 2261,6 млн. долларов США. Основу экспорта Свердловской области в январе - июне 2020 года составляли металлы и изделия из них, машиностроительная продукция, а также продукция химической промышленности.
По итогам января - июля 2020 года фонд начисленной заработной платы в Свердловской области составил 432,6 млрд. рублей, или 104,4% к уровню января - июля 2019 года.
Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций в январе - июле 2020 года составила 42 104 рубля, или 104,9% к уровню января - июля 2019 года.
Уровень регистрируемой безработицы на 1 октября 2020 года составил 5,65% (на 01.10.2019 - 1,03%).
Среднегодовая численность населения Свердловской области в 2019 году составила 4313,2 тыс. человек. По численности постоянного населения среди субъектов Российской Федерации Свердловская область занимает пятое место. В январе - августе 2020 года естественная убыль населения Свердловской области составила 11 852 человека, родилось 29,2 тыс. человек, умерло 41 тыс. человек. Рождаемость в Свердловской области составила 92,5% к уровню января - августа 2019 года, смертность - 105,7%.
В целом Свердловская область сохраняет свои позиции в первой десятке субъектов Российской Федерации по показателям объемов отгруженной промышленной продукции, инвестиций в основной капитал, оборота оптовой и розничной торговли, предоставления платных услуг населению, ввода в эксплуатацию жилья.
При этом динамика большинства основных показателей социально-экономического развития Свердловской области в 2020 году складывается ниже значений прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2020 - 2022 годов, одобренного постановлением Правительства Свердловской области от 30.10.2019 N 743-ПП "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2020 - 2022 годов".
Факторы и ограничения экономического роста Свердловской области на среднесрочный период 2021 - 2023 годов
Возможности и ограничения социально-экономического развития Свердловской области формируются под влиянием факторов внешней и внутренней среды, в том числе внеэкономического характера. Траектория развития в кратко и среднесрочной перспективе будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.
В начале 2020 года введенные многими странами карантинные меры, направленные на борьбу с распространением инфекции, привели к снижению экономической активности в крупнейших экономиках до уровня ниже исторического минимума.
Неравномерность выхода стран из карантина и длительное сохранение ограничений будут сдерживать глобальный рост мировой экономики. При этом существенным риском остается вторая волна эпидемии инфекции.
Сбалансированная макроэкономическая политика и значительный объем накопленных резервов позволили Свердловской области ограничить влияние ухудшения внешней конъюнктуры на внутренний рынок.
В 2022 году ожидаются восстановление экономики и выход на траекторию устойчивого роста, который продолжится на среднесрочном горизонте. Вместе с тем скорость и сроки восстановления экономики в настоящее время характеризуются высокой степенью неопределенности, связанной с эпидемиологическими факторами.
Восстановление инвестиционной активности государственного и частного секторов экономики обеспечит основу для увеличения темпов экономического роста. На федеральном уровне запланирован комплекс мер по улучшению условий для ведения предпринимательской деятельности и делового климата, созданию механизмов поддержки и реализации инвестиционных проектов.
Тенденции в инвестиционной деятельности будут способствовать росту производительности труда в секторах, которые наиболее активно осуществляют модернизацию основных фондов.
В целях поддержки бизнеса и населения в период ограничений на федеральном и региональном уровнях власти были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленных на поддержание доходов как работающего населения, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми, снижение текущих издержек бизнеса, создание стимулов для сохранения занятости.
Вместе с тем меры социальной поддержки и поддержки бизнеса позволят ограничить, но не исключить в 2020 году высвобождение рабочей силы, снижение реальных денежных доходов населения вследствие приостановки деятельности организаций и мер по оптимизации издержек в период карантинных ограничений.
Учитывая значительное снижение в 2020 году реальной заработной платы и реальных доходов населения, ожидается, что в 2021 году данные показатели покажут компенсационный рост с последующим выходом на траекторию стабильного роста в среднесрочной перспективе.
Росту промышленного производства на территории Свердловской области в среднесрочной перспективе будет способствовать участие предприятий в реализации крупных российских проектов, а также в мероприятиях, предусмотренных государственными программами Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Приоритетами развития транспортного комплекса Свердловской области станут создание стабильной транспортной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности транспортных коридоров, в том числе международных, развитие Екатеринбургского железнодорожного узла и международного хаба на базе публичного акционерного общества "Аэропорт Кольцово", развитие дорожной сети, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, доведение их состояния до нормативных требований и повышение пропускной способности, а также реализация крупнейших проектов, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р.
На социально-экономическое развитие Свердловской области существенное влияние оказывают общероссийские демографические тенденции, отличительными особенностями которых являются изменение возрастной структуры населения, высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте, снижение численности женщин в репродуктивном возрасте.
Демографическая политика в Свердловской области в среднесрочной перспективе ориентирована на достижение национальных целей по обеспечению устойчивого роста численности населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Основным инструментом для достижения целевых ориентиров будет являться реализация региональных проектов в рамках национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение".
К основным ограничениям экономического роста Свердловской области относятся:
1) сохранение санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий, что ведет к росту текущих издержек бизнеса;
2) рост рисков возникновения цепочек взаимных неплатежей организаций, рост объемов дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий;
3) зависимость уровня инвестиционной активности от продолжительности ограничительных мер, связанных с распространением инфекции;
4) нарастающее отставание заработной платы в отраслях реального сектора экономики Свердловской области относительно среднероссийских показателей.
Ключевым риском Прогноза является недостаточный темп восстановления экономического роста в период после снятия всех пандемических ограничений. Вероятность данного риска существенно снижается в результате реализации мер государственной политики по поддержке граждан и экономики.
Валовой региональный продукт
Ключевой задачей в экономической сфере на ближайшие годы является дальнейший рост экономики, что создаст надежную основу для достижения сопряженных целей в области развития человеческого потенциала, технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения.
В 2020 - 2023 годах ключевые отрасли будут определять дальнейшую динамику ВРП, в связи с чем значительных структурных сдвигов в экономике не ожидается.
В структуре ВРП Свердловской области к 2023 году доля основных отраслей составит:
1) обрабатывающие производства - 32-32,8%;
2) оптовая и розничная торговля - 15,5%;
3) транспорт и связь - 11,1-11,2%.
При реализации варианта 1 ВРП к концу прогнозного периода (2023 год) составит 97,5% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах, в том числе:
1) промышленность - 96,7%, в том числе в обрабатывающих производствах - 95,6%;
2) сельское хозяйство - 102%;
3) розничная торговля - 96,5%.
При реализации варианта 2 ВРП к концу прогнозного периода (2023 год) составит 103,3% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах, в том числе:
1) промышленность - 104%, в том числе в обрабатывающих производствах - 104,3%;
2) сельское хозяйство - 102%;
3) розничная торговля - 98,5%.
При реализации варианта 3 ВРП к концу прогнозного периода (2023 год) составит 106,9% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах, в том числе:
1) промышленность - 108,6%, в том числе в обрабатывающих производствах - 108,6%;
2) сельское хозяйство - 104,5%;
3) розничная торговля - 106,6%.
Росту производства также будут способствовать дальнейшее развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Титановая долина", реализация комплекса мер государственной поддержки, нацеленных на стимулирование развития индустриальных парков на территории Свердловской области.
В среднесрочной перспективе предполагается реализация дополнительных мер экономической политики, направленных на обеспечение технологического развития и цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления.
Крупнейшие компании Свердловской области продолжат реализацию программ инновационного развития, что будет способствовать повышению производительности труда в Свердловской области.
Ожидается, что в 2023 году производительность труда в экономике (по добавленной стоимости) увеличится на 11,7-19,9% к уровню 2019 года в действующих ценах и по варианту 1 составит 1326,8 тыс. рублей в расчете на одного занятого в экономике, по варианту 2 - 1406,2 тыс. рублей, по варианту 3 - 1424,5 тыс. рублей.
Промышленное производство
На протяжении всего прогнозного периода ожидается рост промышленного производства, который будет базироваться на реализации инвестиционных проектов в лидирующих для Свердловской области видах экономической деятельности: металлургии, машиностроении, химическом производстве.
В 2023 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами по полному кругу промышленных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, прогнозируется по варианту 1 на уровне 2598,7 млрд. рублей, по варианту 2 - 2817,1 млрд. рублей, по варианту 3 - 2909,5 млрд. рублей, что в действующих ценах на 8-20,9% выше уровня 2019 года.
Индекс промышленного производства в 2023 году по варианту 1 составит 96,7% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 104%, по варианту 3 - 108,6%.
Рост промышленного производства будет базироваться на реализации инвестиционных проектов в лидирующих для Свердловской области видах экономической деятельности. Крупнейшими инвестиционными проектами являются:
1) реконструкция химико-металлургического производства с внедрением технологии Ausmelt акционерного общества "Святогор";
2) расширение мощности по производству колес акционерного общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат";
3) модернизация производства алюминиевых пудр и порошков (2 очередь) открытого акционерного общества "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов";
4) развитие производства электровозов нового поколения общества с ограниченной ответственностью "Уральские локомотивы";
5) создание модельного ряда карьерных гидравлических экскаваторов с вместимостью ковшей от 7 до 28 куб. метров публичным акционерным обществом "Уральский завод тяжелого машиностроения";
6) реконструкция III очереди цеха электролиза меди акционерного общества "Уралэлектромедь";
7) освоение Собственно-Качканарского месторождения акционерного общества "ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат";
8) увеличение мощностей по производству крепежных изделий обществом с ограниченной ответственностью "НЛМК-Метиз";
9) строительство новой технологической линии обществом с ограниченной ответственностью "Уральский завод многогранных опор".
В целях развития системы импортозамещения и внутрироссийской кооперации будет продолжена работа по расширению использования потенциала организаций промышленного комплекса Свердловской области, развитию гражданской промышленности.
Сельское хозяйство
По вариантам 1 и 2 предполагается сохранение темпов развития сельского хозяйства на достигнутом уровне. В результате в 2023 году объем продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, вырастет на 2% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах и составит 102,5 млрд. рублей.
По варианту 3 планируемому развитию сельскохозяйственного производства будут способствовать внедрение в производство новых технологий, проведение технической и технологической модернизации производства, применение инновационных составляющих и элементов цифровизации в организациях агропромышленного комплекса Свердловской области, сохранение тенденций к импортозамещению, а также увеличение объемов государственной поддержки и рост экспортного потенциала. Объем продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, в 2023 году составит 104,1 млрд. рублей, или 104,5% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.
В сфере животноводства с участием государственной поддержки будет продолжена реализация мероприятий по модернизации и строительству животноводческих ферм с использованием современного оборудования, создание новой технологической базы, внедрение современных ресурсосберегающих технологий.
Положительные тенденции в отрасли растениеводства будут связаны с наращиванием объемов производства овощей закрытого грунта, а также стимулированием развития новых направлений: грибоводство, выращивание эфиромасличных культур.
В целях сохранения качества произведенной сельскохозяйственной продукции и увеличения срока ее реализации будет продолжена работа по строительству хранилищ и складов для хранения овощей и зерна.
Рынок товаров и услуг
В 2020 году введение режима нерабочих дней, а также дополнительных ограничений привело к существенному спаду уровня экономической активности в потребительском секторе. В 2021 - 2023 годах прогнозируется восстановление траектории роста потребительского рынка. Одновременно сохранятся результаты положительной трансформации бизнеса - развитие дистанционной формы торговли и обслуживания, бесконтактной доставки, выдачи и оплаты товаров.
В основу прогноза развития потребительского рынка по варианту 1 заложен темп роста потребительского спроса, не обеспечивающий восстановление показателей до докризисного уровня. Оборот розничной торговли в 2023 году составит 1336,5 млрд. рублей, или 96,6% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.
По варианту 2 развитие торговли после отмены режима самоизоляции будет сдерживать недостаточно высокая динамика денежных доходов населения. В 2023 году оборот розничной торговли составит 1365 млрд. рублей, или 98,6% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.
По варианту 3 показатели потребительского рынка вернутся на докризисный уровень во второй половине 2021 года. Восстановление потребительского спроса будет происходить высокими темпами на фоне роста объемов потребления непродовольственных товаров за счет реализации эффекта отложенного спроса, положительной динамики денежных доходов населения, развития потребительского кредитования, роста объемов интернет-торговли. Согласно варианту 3 оборот розничной торговли в 2023 году составит 1477,2 млрд. рублей, или 106,5% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.
Аналогичные факторы будут определять тенденции развития рынка платных услуг. В 2023 году платные услуги населению по варианту 1 прогнозируются на уровне 457,5 млрд. рублей, или 97,2% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 475,6 млрд. рублей, или 101,1%, по варианту 3 - 484,2 млрд. рублей, или 102,9%.
Финансы
Учитывая значительные финансовые потери организаций в условиях действия карантинных ограничений в 2020 году и медленное восстановление в 2021 году, прогнозируемый компенсационный темп роста прибыли прибыльных организаций в период 2022 - 2023 годов в среднем 104,6-108% в год по вариантам 1-3 не позволит достичь докризисного уровня.
В 2023 году прибыль прибыльных организаций прогнозируется по варианту 1 в размере 335,8 млрд. рублей, или 63,6% к уровню 2019 года, по вариантам 2 и 3 - 371,1 млрд. рублей и 418,8 млрд. рублей соответственно, или 70,3-79,4% к уровню 2019 года. Улучшение конъюнктуры мировых рынков, восстановление внешнего и внутреннего спроса, стабилизация ситуации в основных отраслях промышленности Свердловской области (металлургии, машиностроении, химическом производстве), реализация мер, направленных на развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства, будут способствовать восстановлению положительной динамики финансово-экономических показателей деятельности организаций.
Инвестиции
По вариантам 1 и 2 предполагается невысокая инвестиционная активность, обусловленная неопределенностью относительно развития мировой экономики, продолжительности ограничительных мер, связанных с распространением инфекции, ухудшением финансово-экономического положения ряда организаций.
В 2023 году объем инвестиций в основной капитал по варианту 1 ожидается в размере 464,3 млрд. рублей, или 87,6% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.
По варианту 2 индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2023 году составит 91,2% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах. В результате в 2023 году объем инвестиций в основной капитал составит 482,9 млрд. рублей.
По варианту 3 в условиях стабилизации макроэкономических условий, реализации на федеральном и региональном уровнях власти комплекса мер поддержки и стимулирования капитальных вложений, улучшения делового климата прогнозируется восстановительный рост инвестиционной активности. В 2023 году объем инвестиций в основной капитал увеличится на 3,6% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах и составит 545,2 млрд. рублей. Указанные тенденции будут способствовать достижению целевых ориентиров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
В Свердловской области положительной динамике инвестиций в основной капитал в среднесрочном периоде будет способствовать реализация следующих комплексных мер:
1) развитие существующих инструментов поддержки инвесторов и внедрение новых, включая меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности;
2) развитие инструментов привлечения частных инвестиций в социальную сферу (образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт) и развитие инфраструктуры (коммунальной, транспортной);
3) развитие территорий опережающего социально-экономического развития и объектов инвестиционной инфраструктуры - особой экономической зоны "Титановая долина" и индустриальных парков с применением инструментов государственной поддержки;
4) развитие системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" и продвижение инвестиционного потенциала Свердловской области на российском и международном уровнях;
5) инициативное участие Свердловской области в реализации государственных программ Российской Федерации, расширение взаимодействия с институтами развития и фондами;
6) эффективное содействие реализации приоритетных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Свердловской области;
7) создание условий для увеличения объема товаров, ввезенных на территорию Свердловской области в целях их переработки и вывезенных для дальнейшей реализации за пределы Свердловской области;
8) повышение доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства;
9) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и обеспечение ее деятельности;
10) комплексная система поддержки малых и средних предприятий;
11) формирование брендовых маршрутов по территории Свердловской области, специальных туристских программ для отдельных категорий граждан (детские, социальные, молодежные), продвижение туристских продуктов Свердловской области и формирование имиджа региона как территории, благоприятной для развития туризма, повышение качества туристских услуг в Свердловской области, развитие гостиничного хозяйства Свердловской области.
Значительное содействие в повышении деловой активности, расширении торгово-экономического сотрудничества и привлечении инвестиций окажет развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение международных мероприятий, в том числе XXXII Всемирной летней Универсиады 2023 года в городе Екатеринбурге. Крупнейшим конгрессно-выставочным мероприятием, проводимым ежегодно в Свердловской области, является Международная промышленная выставка "ИННОПРОМ".
Устойчивый рост инвестиций в основной капитал обеспечит восстановительную динамику экономики Свердловской области.
Жилищное строительство
В связи с введением ограничительных мер в условиях распространения инфекции в первом полугодии 2020 года снизились количество выданных разрешений на строительство и темпы регистрации построенного населением жилья. С учетом сдвига сроков ввода объектов в эксплуатацию и снижения доходов населения по итогам 2020 года ожидается снижение объема жилищного строительства до 2205 тыс. кв. метров, или 91,3% к уровню 2019 года.
В 2023 году объем введенного в эксплуатацию жилья прогнозируется по вариантам 1 и 2 на уровне 2516 тыс. кв. метров, или 104,2% к уровню 2019 года, по варианту 3 - 3031 тыс. кв. метров, или 125,5% к уровню 2019 года.
Рост объемов жилищного строительства предполагается в рамках реализации региональных проектов "Жилье" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Жилье и городская среда", в том числе:
1) строительство объектов социальной сферы и автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья;
2) стимулирование спроса на первичном рынке жилья;
3) реализация мероприятий по повышению доступности ипотечного жилищного кредитования для большинства российских семей, в частности поддержка семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам);
4) содействие в реализации инвестиционных проектов по развитию предприятий промышленности строительных материалов, включая предоставление мер государственной поддержки;
5) ликвидация аварийного жилищного фонда, переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Внешнеэкономическая деятельность
В 2021 - 2023 годах ожидается постепенное наращивание темпов роста внешнеторгового оборота Свердловской области, связанное с неравномерностью выхода стран-партнеров из карантина, постепенным снятием ограничений, сохранением разрыва торговых и логистических связей.
Улучшение конъюнктуры мировых рынков, восстановление внешнего и внутреннего спроса, снятие торговых барьеров и улучшение условий выхода российских товаров на внешние рынки будут способствовать увеличению экспорта.
В 2023 году объем экспорта по вариантам 1 и 2 прогнозируется в сумме 6,9 млрд. долларов США, или 94,3% к уровню 2019 года в текущих ценах, по варианту 3 - 7,9 млрд. долларов США, или 107,2%.
Создание новых производств и обновление основных фондов на предприятиях Свердловской области будут способствовать выпуску конкурентоспособной продукции и повышению эффективности производства. Это позволит наращивать несырьевой экспорт, который станет существенным фактором ускорения темпов экономического роста. Выпуск конкурентоспособной продукции позволит сдерживать расширение импорта.
В период до 2023 года товарная структура внешнеторгового оборота кардинально не изменится в силу сложившейся структуры экономики Свердловской области и закрепления распределения производительных сил на мировых рынках. Основными видами экспортных товаров останутся металлы, черные и цветные, и изделия из них. Вследствие этого сохранятся риски и ограничения внешней торговли, характерные для 2019 и 2020 годов.
Малое предпринимательство
В 2020 году субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) оказались наиболее подвержены негативному влиянию принятых ограничительных мер, направленных на недопущение распространения инфекции.
В 2020 году ожидается сокращение значений основных показателей, характеризующих развитие сферы МСП, по сравнению с уровнем 2019 года. Так, в 2020 году прогнозируется снижение на 12% количества малых и средних предприятий (включая микропредприятия), а также среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия). Сокращение оборота малых и средних предприятий (включая микропредприятия) в связи с приостановкой деятельности существенной доли субъектов МСП прогнозируется на уровне 20%.
В период 2021 - 2023 годов прогнозируется планомерное увеличение темпов роста показателей. В 2023 году количество малых и средних предприятий (включая микропредприятия), а также среднесписочная численность работников на этих предприятиях по варианту 1 составят 93% к уровню 2019 года, по варианту 2 - 96,2%, по варианту 3 - увеличатся на 19,8%, оборот малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 составит 91,2% к уровню 2019 года, по варианту 2 - 94,3%, по варианту 3 - 100,8%, или 1567,3-1732,6 млрд. рублей соответственно.
Восстановлению показателей деятельности субъектов МСП будет способствовать реализация в Свердловской области комплекса антикризисных мер поддержки бизнеса, введенных в связи с угрозой распространения инфекции, а также мероприятий в рамках региональных проектов, входящих в состав национального проекта "Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Труд и занятость
На развитие ситуации на рынке труда Свердловской области в 2020 году будет влиять высвобождение рабочей силы.
Рост числа высвобождаемых работников и работников, находящихся в простое или работающих в режиме неполного рабочего времени, на предприятиях наиболее пострадавших отраслей в 2020 году способствовал значительному росту числа граждан, обратившихся в органы службы занятости населения Свердловской области в поиске работы.
К концу 2020 года регистрируемая безработица в Свердловской области увеличится до 6%.
В прогнозном периоде 2021 - 2023 годов в условиях вариантов 1 и 2 менее благоприятные макроэкономические условия могут привести к сохранению регистрируемой безработицы на уровне 4,5-2,5% и 3-1,9%.
Вариант 3 предусматривает развитие новых форм занятости и обучения, в том числе дистанционных, создающих потенциал для кардинальных структурных изменений на рынке труда, что повлечет снижение уровня регистрируемой безработицы к 2023 году до 1,3%.
В среднесрочной перспективе на ситуацию на рынке труда и занятость в Свердловской области существенное влияние окажет поэтапное повышение пенсионного возраста. Расширение границ трудоспособного возраста будет способствовать изменению структуры трудовых ресурсов, в которой будет снижаться удельный вес работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста и увеличиваться удельный вес трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Наиболее выраженными эти изменения будут после 2021 года.
В прогнозном периоде 2021 - 2023 годов в условиях по вариантам 1 и 2 предполагается рост численности трудовых ресурсов на 0,09% к уровню 2019 года, что составит 2542,1 тыс. человек в 2023 году. В условиях варианта 3 к 2023 году численность трудовых ресурсов увеличится до 2554,1 тыс. человек (или 0,6%).
По вариантам 1 и 2 численность занятых в экономике в 2023 году снизится по сравнению с 2019 годом на 6,8 тыс. человек и составит 2021,2 тыс. человек. По варианту 3 предполагается рост численности занятых в экономике к уровню 2019 года на 20,1 тыс. человек, в 2023 году показатель составит 2048,1 тыс. человек.
Уровень жизни населения
Прогноз показателей уровня жизни населения Свердловской области на период 2021 - 2023 годов учитывает достижение целевых показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
Так, в 2023 году среднемесячная заработная плата в Свердловской области по варианту 1 достигнет 47 240 рублей, или 115% к уровню 2019 года, по варианту 2 - 49 025 рублей, или 119,3% к уровню 2019 года, по варианту 3 - 49 905 рублей, или 121,4% к уровню 2019 года.
Денежные доходы населения Свердловской области к 2023 году прогнозируются в сумме от 2139,3 до 2294 млрд. рублей, что на 5,9-14% выше уровня 2019 года.
Рост реальной заработной платы, ежегодное увеличение пенсий неработающим пенсионерам выше уровня инфляции, реализация новых мер социальной поддержки семьям с детьми позволят выйти в положительную область значений реальных располагаемых денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения Свердловской области к 2023 году составят по варианту 1 - 100,3%, по варианту 2 - 101%, по варианту 3 - 101,6%.
В рамках выполнения национальной цели по снижению в два раза уровня бедности в Российской Федерации, установленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474, запланировано постепенное сокращение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Свердловской области. Этому будет способствовать реализация ряда мер по увеличению денежных доходов населения (индексация заработной платы работников бюджетной сферы, рост минимального размера оплаты труда, равного величине прожиточного минимума трудоспособного населения, реализация мер по поддержке положительной динамики основных показателей развития реального сектора). В 2023 году доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизится до 6,8-6,2% от общей численности населения Свердловской области.
Фонд начисленной заработной платы
С учетом планируемых мер, направленных на рост доходов населения Свердловской области, к 2023 году фонд заработной платы по варианту 1 прогнозируется на уровне 829,3 млрд. рублей, или 113,2% к уровню 2019 года, по варианту 2 - на уровне 866 млрд. рублей, или 118,2% к уровню 2019 года, по варианту 3 - 900,1 млрд. рублей, или 122,8% к уровню 2019 года.
Демографические показатели
Основные тенденции демографического развития Свердловской области в среднесрочной перспективе будут соответствовать общероссийским.
В 2021 - 2023 годах прогнозируется сокращение численности населения Свердловской области, обусловленное сохранением естественной убыли населения. Часть естественной убыли населения Свердловской области будет компенсирована миграционным приростом населения.
Государственная политика Свердловской области направлена на недопущение ухудшения демографической ситуации, преодоление негативных тенденций снижения рождаемости и сокращения абсолютного числа родившихся, обусловленных сокращением численности женщин репродуктивного возраста. Одновременно будут проводиться мероприятия, направленные на снижение смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте, а также увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Основным инструментом для достижения целевых ориентиров демографической политики будет являться реализация региональных проектов в рамках национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение".
Варианты 1 и 2 базируются на предположении о сохранении негативных демографических тенденций в Свердловской области, обусловленных сложившейся половозрастной структурой населения. Среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2023 году уменьшится и составит 4243,8 тыс. человек, или 98,4% к уровню 2019 года. Общий коэффициент рождаемости составит 9,2 родившихся живыми на тысячу населения.
Вариант 3 основан на реализации комплекса мер по улучшению демографической ситуации в Свердловской области, достижении целей по обеспечению устойчивого роста численности населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474. Среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2023 году составит 4290,9 тыс. человек, или 99,5% к уровню 2019 года. Общий коэффициент рождаемости составит 11,6 родившихся живыми на тысячу населения.
Финансовое обеспечение государственных программ Свердловской области
В соответствии с Перечнем государственных программ Свердловской области, утвержденным распоряжением Правительства Свердловской области от 31.10.2014 N 1355-РП "Об утверждении Перечня государственных программ Свердловской области", на территории Свердловской области реализуется 33 государственные программы Свердловской области (далее - государственные программы).
Государственные программы можно объединить в 3 блока:
1) "Социальное развитие";
2) "Модернизация и инновационное развитие";
3) "Государственное управление".
Основной объем расходов областного бюджета приходится на блок "Социальное развитие", который составляет более 60% общего объема бюджетных средств, направляемых на реализацию государственных программ (таблица).
Расходы на финансирование государственных программ Свердловской области на 2020 - 2023 годы за счет средств областного бюджета*(2)
Номер строки |
Наименование блока |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||||
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
||
1. |
Расходы по государственным программам, всего в том числе по блокам: |
256,9 |
100 |
255 |
100 |
243,1 |
100 |
223,9 |
100 |
2. |
"Социальное развитие" |
159,0 |
61,9 |
163,3 |
64,0 |
167,5 |
68,9 |
154,9 |
69,2 |
3. |
"Модернизация и инновационное развитие" |
53,3 |
20,7 |
57,8 |
22,7 |
44,1 |
18,1 |
37,7 |
16,8 |
4. |
"Государственное управление" |
44,6 |
17,4 |
33,9 |
13,3 |
31,5 |
13,0 |
31,3 |
14,0 |
В блок "Социальное развитие" включены следующие государственные программы:
1) "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года";
2) "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года";
3) "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года";
4) "Развитие культуры в Свердловской области до 2024 года";
5) "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года";
6) "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года".
Учитывая, что вышеперечисленные государственные программы направлены на выполнение социальных обязательств, развитие человеческого потенциала, блок "Социальное развитие" имеет приоритетное значение для реализации государственной политики.
При прогнозировании учтены расходы областного бюджета по блоку "Социальное развитие" ежегодно на уровне 155-168 млрд. рублей (в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области об утверждении государственных программ Свердловской области).
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Социальное развитие", по итогам прогнозного периода 2021 - 2023 годов можно отнести следующие:
1) по окончании прогнозного периода в Свердловской области планируется увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 73,76 до 75,39 года;
2) к 2023 году планируется увеличение в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2020 года доли граждан старше трудоспособного возраста, охваченных профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию;
3) смертность населения трудоспособного возраста снизится с 510 случаев на 100 тысяч населения до 451 случая на 100 тысяч населения;
4) доля образовательных организаций, в которых созданы необходимые условия для совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, увеличится с 41% в 2020 году до 52,1% по итогам 2023 года;
5) по итогам прогнозного периода (2023 год) доля учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в одну смену, составит 100%;
6) доля граждан, имеющих доступ к федеральной государственной информационной системе Федеральной службы по труду и занятости "Работа в России", увеличится с 83% в 2020 году до 89% к концу 2023 года;
7) доля муниципальных учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, возрастет с 71% в 2020 году до 74% к концу прогнозного периода (2023 год).
Государственные программы блока "Модернизация и инновационное развитие" оказывают непосредственное влияние на темпы экономического роста Свердловской области.
Блок "Модернизация и инновационное развитие" включает следующие государственные программы:
1) "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года";
2) "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года";
3) "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года";
4) "Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года";
5) "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года";
6) "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года";
7) "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года";
8) "Формирование современной городской среды на территории Свердловской области на 2018 - 2022 годы".
Объем расходов областного бюджета на государственные программы по блоку "Модернизация и инновационное развитие" составляет от 37 до 58 млрд. рублей.
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Модернизация и инновационное развитие", по итогам прогнозного периода 2021 - 2023 годов можно отнести следующие:
1) объем протяженности построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального значения в 2021 - 2023 годах составит 50,523 километра;
2) доля выбросов загрязняющих веществ на один пассажиро-километр по автомобильному транспорту снизится с 68% в 2020 году до 55% к 2023 году;
3) объем экспорта продукции агропромышленного комплекса к 2023 году увеличится до 200 млн. долларов США, что превысит уровень 2020 года на 45%;
4) в 2021 - 2023 годах количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, составит 5177 единиц;
5) планируемый в 2023 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит не менее 507,8 млрд. рублей;
6) доля городов с благоприятной средой от общего количества городов Свердловской области возрастет с 28% в 2020 году до 47% к 2023 году;
7) по итогам 2023 года объем экспорта промышленной продукции организациями, расположенными на территории Свердловской области, планируется на уровне 8,5 млрд. долларов США;
8) годовой объем ввода жилья прогнозируется увеличить на 379 тыс. кв. метров общей площади, что составит не менее 3,031 млн. кв. метров общей площади жилья по итогам 2023 года.
Доля государственных программ, объединенных в блок "Государственное управление", составляет 13-17,4% от общего объема программных расходов.
Блок "Государственное управление" включает следующие государственные программы:
1) "Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2024 года";
2) "Управление государственными финансами Свердловской области до 2024 года";
3) "Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области до 2024 года";
4) "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2024 года";
5) "Обеспечение деятельности мировых судей Свердловской области до 2024 года";
6) "Охрана, надзор и регулирование использования животного мира Свердловской области до 2024 года";
7) "Совершенствование механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Свердловской области до 2024 года";
8) "Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2024 года";
9) "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области до 2024 года";
10) "Осуществление регионального государственного жилищного и строительного надзора на территории Свердловской области до 2024 года";
11) "Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления Свердловской области до 2024 года";
12) "Обеспечение деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов, находящихся в государственной собственности Свердловской области, до 2024 года";
13) "Развитие деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в Свердловской области до 2024 года";
14) "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Свердловской области до 2024 года";
15) "Государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, до 2024 года";
16) "Информационное общество Свердловской области до 2024 года";
17) "Реализация основных направлений внутренней политики Свердловской области и развитие гражданского общества до 2025 года";
18) "Обеспечение эффективности системы информирования населения Свердловской области до 2025 года";
19) "Противодействие коррупции в Свердловской области до 2025 года".
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, включенных в блок "Государственное управление", по итогам прогнозного периода 2021 - 2023 годов можно отнести следующие:
1) долю граждан Свердловской области, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, в период 2021 - 2023 годов планируется поддерживать на уровне 95%;
2) доля государственных услуг, переведенных в электронный вид, увеличится с 90,9% в 2020 году до 100% к 2023 году;
3) доля федеральных проектов, в реализации которых принимает участие Свердловская область, возрастет с 77% в 2020 году до 83% к 2023 году.
При формировании проекта закона об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов в приоритетном порядке необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на реализацию государственных программ, направленных на достижение целей, показателей и результатов национальных проектов и региональных составляющих национальных проектов, обеспечивая тем самым концентрацию ресурсов на ключевых направлениях развития экономики и социальной сферы, взаимосвязь ресурсов и получаемых результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.