Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Суда А.К. Тлехатука, судей З.Р. Биржева, А.Г. Петрусенко,
заслушав в заседании заключение судьи З.Р. Биржева, проводившего на основании статьи 41 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" предварительное изучение жалобы гражданина Кидакоева Беслана Аслановича, установил:
1. 24 сентября 2020 года в Конституционный Суд Республики Адыгея поступило письменное обращение в форме жалобы от гражданина Кидакоева Беслана Аслановича на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
В своей жалобе гражданин Кидакоев Б.А. просит Конституционный Суд Республики Адыгея признать положение части 1 статьи 4 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2002 года N 106 "О транспортном налоге" не соответствующим Конституции Республики Адыгея, ее статьям 15, 20, 35.
Оспариваемая норма Закона определяет перечень субъектов, которым предоставляются льготы по уплате транспортного налога. По мнению заявителя, отсутствие в данном перечне такой социально-значимой для государства категории, как многодетные семьи, нарушает его конституционные права, а также конституционный принцип равенства и социальной справедливости, поскольку в пределах одного субъекта разные категории граждан находятся в различном правовом положении в части предоставления налоговых льгот. Тем самым нарушается провозглашаемый Конституцией Республики Адыгея принцип равенства всех перед законом.
Кроме того, поскольку Налоговым кодексом субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельного определения льготных категорий граждан и многие субъекты Российской Федерации реализовали данное право, предоставив многодетным семьям налоговые льготы, освободив их полностью или частично от уплаты транспортного налога, заявитель указывает на необходимость внесения соответствующих изменений в Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге" в целях практической реализации конституционных положений.
На основании изложенного гражданин Кидакоев Б.А. просит признать часть 1 статьи 4 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2002 года N 106 "О транспортном налоге" не соответствующей статьям 15, 20, 35 Конституции Республики Адыгея, а также обязать Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея внести в часть 1 статьи 4 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2002 года N 106 "О транспортном налоге" изменения, добавив такую категорию граждан как "многодетные семьи".
2. Конституционный Суд Республики Адыгея, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Согласно статье 72 (пункт "и" части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3).
В силу статей 14 и 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам, он устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Транспортный налог на территории Республики Адыгея установлен оспариваемым Законом Республики Адыгея от 28 декабря 2002 года N 106 "О транспортном налоге" и введен в действие с 1 января 2003 года.
Таким образом, как уже ранее отмечал Конституционный Суд Республики Адыгея (Постановление от 27 марта 2003 года N 1-П), принимая данный закон, законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Адыгея исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и основанное на положениях подпункта "б" пункта 1, подпункта "г" пункта 3 статьи 70 Конституции Республики Адыгея, согласно которым к ведению Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея относится законодательное регулирование по предметам ведения Республики Адыгея и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Адыгея в пределах полномочий Республики Адыгея, а также установление налогов и сборов, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Республики Адыгея, а также порядок их взимания.
2.2. В соответствии с положениями статьи 48 Конституции Республики Адыгея каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное требование закреплено статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Конкретизируя данный конституционный принцип федеральный законодатель делегировал законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных налогов право самостоятельно определять как основные элементы налогового обязательства - налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, так и устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 12 Налогового кодекса).
Реализуя данное правомочие, Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея в статье 4 рассматриваемого Закона предусмотрел льготы по уплате транспортного налога для различных категорий налогоплательщиков. Тем самым было установлено различное законодательное регулирование налогообложения граждан - владельцев транспортных средств, которое предполагает дифференциацию при уплате транспортного налога в зависимости от категории налогоплательщиков.
При этом в данный перечень региональным законодателем не были включены многодетные семьи (семьи, имеющие трех и более детей). В своей жалобе заявитель фактически ставит перед Конституционным Судом Республики Адыгея вопрос об изменении порядка и основания освобождения от обязанности по уплате транспортного налога. Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, являющаяся исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57), в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льгота адресована определенной категории налогоплательщиков, и ее установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Льготы по налогу и основания их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и, поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (Постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П; Определения от 7 февраля 2002 года N 37-О, от 2 ноября 2011 года N 1478-О-О).
Следовательно, вопросы установления налоговых льгот для субъектов налогообложения, в том числе - освобождения отдельных категорий граждан от уплаты транспортного налога, относятся к дискреционным полномочиям законодательного органа государственной власти Республики Адыгея и решается им по своему усмотрению исходя из имеющихся у субъекта Российской Федерации на данном этапе социально-экономического развития финансовых возможностей. Нераспространение данной налоговой льготы на отдельные категории налогоплательщиков основано на исключительном праве республиканского законодателя самостоятельно определять субъектов данного налогообложения и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы человека и гражданина.
При этом, оценка целесообразности предоставления льгот той или иной категории налогоплательщиков в полномочия Конституционного Суда Республики Адыгея, как они определены статьей 101 Конституции Республики Адыгея и статьей 3 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", не входит. Изменение данного перечня возможно лишь путем внесения самим законодателем соответствующих изменений в Закон Республики Адыгея "О транспортном налоге".
3. Поскольку законоположения, принятые в рамках полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Адыгея, определяющие круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы по транспортному налогу, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, Конституционный Суд Республики Адыгея не усматривает какой-либо неопределенности в оспариваемой гражданином Кидакоевым Б.А. норме закона. В силу этого жалоба, как не отвечающая требованиям допустимости обращений в Конституционный Суд Республики Адыгея, не может быть принята к рассмотрению.
В случаях, если обращение в соответствии с требованиями Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея не является допустимым, Конституционный Суд Республики Адыгея согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 43, статьей 91 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кидакоева Беслана Аслановича на нарушение конституционных прав и свобод граждан, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Республики Адыгея признается допустимой.
2. Уплаченную при подаче жалобы в Конституционный Суд Республики Адыгея государственную пошлину вернуть заявителю в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Определение Конституционного Суда Республики Адыгея по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея.
Конституционный Суд
Республики Адыгея
N 4-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Адыгея от 1 октября 2020 г. N 4-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кидакоева Беслана Аслановича на нарушение конституционных прав и свобод граждан"
Текст определения размещен на сайте Конституционного суда Республики Адыгея (http://www.ksra.ru)