Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава VII. Судомеханическая служба

Глава VII. Судомеханическая служба

 

95. Судомеханическая служба обеспечивает эксплуатацию судовых технических средств, находящихся в ее ведении. В судомеханическую службу входят судовые механики, электромеханики, механики рефрижераторных установок, механики по судовым системам, механики по ремонту оборудования, механики по крановому хозяйству, механики-наладчики и машинная команда.

В машинную команду входят мотористы, котельные машинисты, помповые машинисты, слесари, токари, электрогазосварщики, электрики, машинисты рефрижераторных установок и машинисты рыбомучной установки.

96. Главный механик подчиняется капитану и является начальником судомеханической службы.

Главный механик ведает энергетической установкой, вспомогательными механизмами, судовыми системами, электрооборудованием, рефрижераторными установками, технологическим оборудованием, палубными механизмами и устройствами, техническими средствами борьбы за живучесть судна, средствами предотвращения загрязнения моря (своего заведования), средствами автоматизации и внутритрюмной механизации, средствами герметизации и затемнения машинных помещений, помещениями судомеханической службы.

Указания и распоряжения главного механика по вопросам эксплуатации технических средств обязательны для всех членов экипажа.

97. Главный механик устанавливает режим работы энергетической установки в соответствии с правилами ее эксплуатации. Никто не имеет права увеличивать установленный предел нагрузки энергетической установки, за исключением команд с мостика капитана, старшего помощника капитана, вахтенного помощника капитана о форсировании хода.

98. Главный механик выполняет распоряжения капитана в части использования технических средств судомеханической службы. Если выполнение распоряжения капитана может вызвать аварийную ситуацию, угрозу жизни или здоровью членов экипажа, повреждение технических средств, главный механик должен предупредить капитана о возможных последствиях и действовать по его указанию. О таких распоряжениях и предупреждениях должна быть сделана соответствующая запись в машинном журнале.

99. Вывод из действия или изменение режима работы технических средств, вызывающие нарушение режима безопасной эксплуатации судна либо производственного процесса, производится только с разрешения капитана. Если необходимость таких действий связана с предотвращением выхода из строя или исправлением повреждений, главный механик обязан доложить об этом капитану и действовать по его указанию. В экстренных случаях, при наличии угрозы безопасности судну и отсутствии возможности своевременного получения разрешения капитана, главный механик вправе действовать по своему усмотрению, поставив об этом в известность вахтенного помощника капитана.

100. Если действия или бездействие кого-либо из подчиненных угрожают выходом из строя технических средств, главный механик вправе отстранить его от исполнения обязанностей, доложив об этом капитану.

101. Главный механик обязан:

1) руководить работой специалистов судомеханической службы, обеспечивать правильную эксплуатацию технических средств указанной службы и поддержание их в надлежащем техническом состоянии; за 2 часа до выхода в рейс доложить капитану о состоянии готовности судна и за 15 минут до отхода судна - о готовности судна к отходу, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц;

2) обеспечивать постоянную готовность всех технических средств борьбы за живучесть судна;

3) контролировать соответствие применяемых топлив, смазочных материалов, а также присадок к топливам, маслам, котельной и охлаждающей воде;

4) планировать профилактические и ремонтные работы, организацию вахтенного обслуживания технических средств, контролировать своевременное предъявление технических средств к освидетельствованию надзорными органами;

5) обеспечивать организацию и подготовку всех членов судомеханической службы к борьбе за живучесть судна, во время судовых тревог непосредственно руководить действиями по борьбе за живучесть в помещениях указанной службы;

6) осуществлять контроль за своевременным составлением ремонтных ведомостей, снабжением аварийным имуществом, инвентарем, материалами, сменно-запасными частями;

7) выполнять конвенционные требования по предотвращению загрязнения морской среды;

8) планировать проведение технической учебы;

9) контролировать ведение машинного журнала, отчетной документации судомеханической службы.

102. При приеме дел главный механик обязан:

1) потребовать от командного состава судомеханической службы письменные рапорты о состоянии их заведовании;

2) принять все технические средства и помещения, находящиеся в ведении судомеханической службы;

3) ознакомиться с составом и укомплектованностью судомеханической службы, состоянием технических средств, наличием запасных частей и другого имущества, топлива, масел, котельной воды, ходом ремонта, имевшими место аварийными случаями и их последствиями;

4) совместно со сдающим дела лицом и в присутствии лиц, в чьем ведении находятся соответствующие технические средства, произвести их осмотр; при необходимости потребовать вскрытия, проверки в действии любого механизма или устройства;

5) при необходимости потребовать подтверждения технического состояния гребных винтов, кормового дейдвудного уплотнения и руля путем водолазного осмотра или другими способами;

6) проверить комплектность судовой отчетной и нормативной технической документации;

7) прием-сдачу дел зафиксировать в машинном журнале за подписями сдающего и принимающего дела. Вновь назначенный главный механик вступает в должность с момента подписания машинного журнала с записью о приеме-передаче дел капитаном судна.

103. В период эксплуатации судна главный механик обязан:

1) обеспечить подготовку судомеханической службы к выходу в море, включая состояние технических средств и комплектацию специалистами;

2) следить за всеми изменениями условий плавания и принимать по судомеханической службе меры предосторожности;

3) в сложных условиях плавания находиться на посту управления энергетической установкой и руководить машинной вахтой. Если такое плавание длится продолжительное время (длительное плавание свыше 12 часов), он может, с разрешения капитана, временно уйти из машинного отделения, оставив за себя старшего или второго механика;

4) по вызову вахтенного механика немедленно прибыть на место и находиться там до тех пор, пока этого требует обстановка;

5) при аварийных ситуациях находиться в машинном отделении на посту управления и руководить действиями судомеханической службы.

104. При постройке и ремонте судна главный механик обязан:

1) при приемке нового судна обеспечить прием специалистами судомеханической службы технических средств, документации, сменно-запасных частей, имущества, инструмента и инвентаря по заведованиям, руководствуясь условиями договора (контракта) на постройку, спецификацией, материалами приемной комиссии и документами классификационных обществ и надзорных органов;

2) после постановки судна в док (подъем на слип) и перед выходом из дока (спуска со слипа) совместно с капитаном и старшим помощником произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий и арматуры, движителей, дейдвудных уплотнителей, рулевого устройства, устройств коррозийной защиты;

3) по своей службе принять все меры для обеспечения живучести судна, обеспечить контроль качества работ и соответствие их ремонтным ведомостям, проектам и чертежам, распределить специалистов судомеханической службы для наблюдения за ремонтом, обеспечить приемку работ от судоремонтного предприятия и специалистов;

4) лично присутствовать при пробных пусках главной энергетической установки после ремонта, а также обеспечить надлежащий контроль специалистов судомеханической службы в период обкатки установки.

105. Старший механик является заместителем главного механика.

В его ведении находятся главные и вспомогательные двигатели, главные редукторы, валопроводы, движители, котлы, опреснители, системы энергетической установки и общесудовые системы, вспомогательные механизмы, клинкетные двери в машинных отделениях, механическая и гидравлическая части приводов, средства предотвращения загрязнения морской среды, механическая часть палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механические средства бытового назначения, система кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия перечисленного оборудования, материально-техническое снабжение и аварийное имущество машинного отделения, тоннели валопроводов и трубопроводов, румпельное отделение, механические мастерские, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения, помещения: машинные, аварийного дизель-генератора, вентиляторов, для производства электрогазосварочных работ и хранения баллонов, сепараторов и обработки сточных вод, опреснителей, насосные, а также противопожарные и грузоподъемные средства в указанных помещениях.

Старший механик является непосредственным начальником механиков, за которыми закреплены в заведование вышеперечисленные технические средства.

106. Старший механик обязан:

1) обеспечивать надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств своего заведования, постоянную готовность технических средств обеспечения живучести судна;

2) распределять подчиненных по вахтам и работам, вести учет рабочего времени; обеспечивать безопасную организацию работ;

3) контролировать наличие запасов топлива, смазочных масел, воды, снабжения для нужд судомеханической службы;

4) планировать и проводить техническую учебу;

5) контролировать качество ремонта технических средств, выполняемого предприятиями и судовыми специалистами;

6) обеспечивать ведение технической документации, контролировать ведение машинного журнала и представлять их на подпись главному механику.

Старший механик вахт не несет.

На судах, где нет главного механика, старший механик выполняет его обязанности.

107. Второй механик в необходимых случаях замещает старшего механика.

Второй механик является начальником машинной команды и обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние главных двигателей с обслуживающими их техническими средствами, воздушных компрессоров, систем сжатого воздуха и воздухоохладителей, главных валопроводов и редукторов с эластичными и разобщительными муфтами неэлектрического действия, движителей, механической части рулевого устройства, систем пожаротушения, находящихся в машинном отделении; аварийного оборудования (включая противохимическую вентиляцию, средства затемнения и герметизации), масляной системы и системы вдувной и вытяжной вентиляции, систем и устройств автоматизации перечисленного оборудования неэлектрического (неэлектронного) действия, грузоподъемных механизмов и устройств, клинкетных дверей и механической части их привода.

В его ведении находятся шланги и фильтры для приема смазочных масел, лаборатория анализа нефтепродуктов.

108. Второй механик обязан:

1) руководить подчиненными, распределять их по вахтам и работам, вести учет рабочего времени, обеспечивать безопасную организацию работ и проведение технической учебы;

2) производить приемку (выдачу) смазочных масел, проводить водоподготовку и контроль качества охлаждающей воды главного или всех двигателей при объединенной системе охлаждения;

3) составлять ремонтные ведомости, контролировать сроки и качество ремонтных работ, при ремонтах в машинном отделении лично руководить подъемом тяжеловесов, присутствовать при закрытии цилиндров главных двигателей, корпусов турбин и редукторов, сборе механизма изменения шага винта регулируемого шага, установке гребного вала, подшипников и уплотнений, закрытии ступицы винта регулируемого шага и других главных механизмов, а также при их проворачивании и пробных пусках после ремонта, вести техническую и отчетную документацию по своему заведованию.

На судах, где нет механика по ремонту оборудования и рефрижераторного механика, второй механик выполняет их обязанности.

109. На судах с постоянной вахтой в машинном отделении или в центральном посту управления (далее - ЦПУ) второй механик несет ходовую вахту с 0 до 4 часов и с 12 до 16 часов, стояночные вахты. На автоматизированных судах (без постоянной вахты) он несет ходовые и стояночные вахты согласно графику.

110. Вахтенный механик (третий механик) в необходимых случаях замещает второго механика.

Третий механик обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние вспомогательных установок, цистерн котельной воды (при паровой главной энергетической установке), топливной системы и сепараторов, технических средств по очистке нефтесодержащих вод, средств автоматизации перечисленного оборудования неэлектрического (неэлектронного) действия.

В его ведении на судах с паровыми главными энергетическими установками находятся шланги для приема котельной воды, инструмент и приспособления котельной установки, лаборатории водоконтроля, топливные шланги (при любом типе главной энергетической установки).

111. Третий механик обязан руководить работой подчиненных, обеспечивая безопасность работ, составлять ремонтные ведомости, контролировать сроки и качество ремонтных работ, на судах с паровыми главными энергетическими установками производить прием котельной воды, учет ее расхода, контроль качества воды и ее подготовку, вести учет сменно-запасных частей, инструмента и приспособлений, производить прием (передачу) топлива, вести документацию по своему заведованию.

На судах, где нет должностей электромеханика и четвертого механика, третий механик выполняет их обязанности.

112. На судах с постоянной вахтой в машинном отделении или ЦПУ третий механик несет ходовую вахту с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов, стояночные вахты. На автоматизированных судах (без постоянной вахты) третий механик несет ходовые и стояночные вахты согласно графику.

113. Вахтенный механик (четвертый механик) в необходимых случаях замещает третьего механика.

Четвертый механик обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надежное техническое состояние вспомогательных котельных установок с обслуживающими их техническими средствами, опреснительных установок (при дизельных главных энергетических установках), механической части палубных и промысловых механизмов, лебедки контроля приборов хода орудий добычи (вылова), механического машинного телеграфа, систем пожаротушения, балластно-осушительной, орошения и обмыва, спецобработки с эжекторами, насосами и арматурой, механического оборудования камбуза, прачечной, пекарни и медицинского пункта, двигателей спасательных шлюпок, установок уничтожения твердых отходов и обеззараживания сточных вод, средств автоматизации перечисленного оборудования неэлектрического (неэлектронного) действия.

На судах с дизельными главными энергетическими установками в его ведении находятся лаборатории водоконтроля, шланги приема котельной воды, специальный инструмент, приспособления и сменно-запасные части котельной установки.

114. Четвертый механик обязан руководить работой подчиненных, обеспечивая безопасную организацию работ, составлять ремонтные ведомости, контролировать сроки и качество ремонта, осуществлять совместно с четвертым электромехаником руководство по подготовке, контролю и работе фильтровентиляционных установок и системы вентиляции помещений, работающей в режиме герметизации по замкнутому циклу.

На судах, где нет механика по судовым системам, механика-наладчика по технологическому оборудованию, механика по крановому хозяйству, четвертый механик выполняет их обязанности.

115. На судах с постоянной вахтой в машинном отделении или ЦПУ четвертый механик несет ходовую вахту с 8 до 12 часов и с 20 до 24 часов, стояночные вахты. На автоматизированных судах (без постоянной вахты) он несет ходовые и стояночные вахты согласно графику.

116. Механик по ремонту оборудования является начальником судовой ремонтной бригады и других выделенных ему специалистов.

В его ведении находятся судовые ремонтные мастерские, кузнечное и электрогазосварочное оборудование, материалы, запасные детали и документация.

117. Механик по ремонту оборудования обязан обеспечивать безопасную организацию и выполнение ремонтных работ на судне и обслуживаемых в море судах, вести техническую и отчетную документацию по своему заведованию.

118. Механик по судовым системам обеспечивает правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние систем приема, перекачки и выдачи топлива и пресной воды, систем питьевой и мытьевой воды, систем судового отопления, паропроводов, производственных помещений, балластной, фановой и сточной систем с обслуживающими их насосами, фильтрами, теплообменными аппаратами, контрольно-измерительными приборами и средствами автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия, соответствующее их эксплуатационным характеристикам.

В его ведении находятся шланги для приема воды и топлива.

119. Механик по судовым системам обязан: руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ, составлять ремонтные ведомости на ремонтные работы, выполняемые собственными силами или силами судоремонтных предприятий, и контролировать сроки и качество ремонта, следить за наличием запасных частей и инструмента по заведованию и составлять заявки на их пополнение, вести документацию по своему заведованию.

В необходимых случаях механик по судовым системам замещает четвертого механика.

120. Механик по крановому хозяйству подчиняется главному механику, а если на судне нет главного механика, - старшему механику. В части производства он выполняет указания второго помощника капитана и помощника капитана по производству.

Механик по крановому хозяйству обеспечивает, правильную техническую эксплуатацию и поддержание технического состояния судовых кранов, самоходных и переносных средств внутритрюмной механизации и технических средств, обслуживающих их (исключая электрооборудование), средств автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия, соответствующего их эксплуатационным характеристикам.

121. Механик по крановому хозяйству обязан руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ, составлять ремонтные ведомости на работы, выполняемые собственными силами либо силами судоремонтных предприятий, и контролировать сроки и качество ремонта, следить за наличием запасных частей и инструментов по заведованию и составлять заявки на их пополнение и вести документацию, относящуюся к его заведованию.

122. Старший электромеханик подчиняется главному механику, а если на судне нет главного механика, - старшему механику, и является начальником электротехнического персонала.

В его ведении находятся источники электроэнергии - основные (главные и вспомогательные генераторы на судах с электродвижением, генераторы с автономным приводом и валогенераторы на судах без электродвижения), аварийные станции электропитания с берега, гребная электрическая установка, главный и аварийный распределительные щиты, другие распределительные устройства, электрооборудование постов и пультов управления, электрические (электронные) части систем и устройств автоматики, в том числе систем дистанционного автоматического управления (далее - ДАУ) и дистанционного управления (далее - ДУ), всех видов сигнализации и защиты, сети канализации тока, размагничивающие устройства, электроприводы с пускорегулирующей и защитной аппаратурой механизмов машинно-котельного отделения, общесудового и производственного назначения, электрическая часть рулевой установки (включая авторулевой), машинные телеграфы и аксиометры, внутрисудовая телефония, аккумуляторы с зарядными устройствами и электроизмерительные приборы, освещение, электрооборудование бытового назначения, материально-техническое снабжение и отчетность по вопросам установленного заведования.

123. Старший электромеханик обязан:

1) обеспечивать безопасную организацию работ, надежную работу и поддержание в надлежащем техническом состоянии механизмов, устройств, систем, оборудования, правильную эксплуатацию электрооборудования и средств автоматизации, следить за режимом работы электромеханизмов, обеспечивать проведение технической учебы, контролировать ведение электротехнического журнала, вести учет рабочего времени;

2) в сложных условиях плавания находиться в ЦПУ или у главного распределительного щита (далее - ГРЩ) и руководить электромеханической вахтой. На судах, объем автоматизации которых позволяет эксплуатацию механической установки без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и в ЦПУ (далее - суда со знаком автоматизации AUT1), а также на судах, объем автоматизации которых позволяет эксплуатацию механической установки судна с помощью главных механизмов не более 2250 киловатт без постоянного присутствия в обслуживающего персонала в машинных помещениях и ЦПУ (далее - суда со знаком автоматизации AUT3), находиться в ЦПУ или у пульта на мостике. Если такое плавание длится продолжительное время, он может с разрешения начальника судомеханической службы временно покинуть пост, оставив за себя ответственного специалиста;

3) перед отходом судна в рейс, не позднее чем за 2 часа до отхода, докладывать начальнику службы о готовности заведования;

4) при подходе к промыслу обеспечить готовность к работе электротехнической части производственного оборудования;

5) по вызову вахтенных (помощника, механика, электромеханика, электрика) немедленно прибыть на место и находиться там, пока этого требует обстановка;

6) при назначении на судно принять от сдающего электрооборудование и средства автоматизации, сменно-запасные части, инструмент, инвентарь и документацию своего заведования. О приеме-сдаче составляется акт, и передача дел фиксируется в электротехническом журнале;

7) при нахождении судна в ремонте обеспечить электробезопасность при снабжении береговой электроэнергией, при постановке в док или к причалу убедиться в заземлении заводом корпуса судна, контролировать параметры берегового напряжения и судовой сети.

124. На судах, где есть четвертый электромеханик, старший электромеханик вахт не несет, а где нет четвертого электромеханика, старший электромеханик несет ходовые вахты с 8 до 12 и с 20 до 24 часов.

125. Старший электромеханик по согласованию с начальником службы составляет расписание по заведованиям и имеет право на перераспределение обязанностей между своими подчиненными. На судах со знаком автоматизации AUT1, а также на судах со знаком автоматизации AUT3 при отсутствии электротехнической вахты в машинном отделении или ЦПУ старший электромеханик по согласованию с администрацией судна устанавливает режим работы электротехнического персонала.

126. Второй электромеханик по судовой автоматике в необходимых случаях замещает старшего электромеханика.

127. Второй электромеханик по судовой автоматике обязан:

1) обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние электрических (электронных) частей систем ДАУ, средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами и устройствами машинно-котельного отделения, производственных цехов и рефрижераторных установок, средств автоматизации систем и пультов управления механизмами общесудового назначения, систем централизованного контроля, всех устройств сигнализации, дистанционного измерения и защиты, обнаружения неисправностей и диагностирования, аппаратуры и приборов, регистрирующих ход технологических процессов, рулевой установки (включая авторулевой), машинных телеграфов и аксиометров, внутрисудовой телефонии. В его ведении находятся помещения, запчасти, аппаратура, инструменты и имущество, относящиеся к электрооборудованию судна;

2) руководить подчиненными, обеспечивать безопасную организацию работ и проведение технической учебы;

3) планировать проведение ремонтов электрооборудования и средств автоматизации с составлением необходимой документации, составлять заявки на материально-техническое снабжение, обеспечивать его получение и хранение, вести документацию по вопросам своего заведывания.

128. Второй электромеханик по судовой автоматике ходовых вахт не несет, работает по графику, установленному старшим электромехаником; несет стояночные вахты (кроме судов со знаком автоматизации AUT1 и судов со знаком автоматизации AUT3).

129. На судах, где электромеханика по судовой автоматике нет, его обязанности распределяются следующим образом:

1) второй электромеханик на судне со знаком автоматизации обеспечивает надлежащее техническое состояние электрических (электронных) частей: систем ДАУ, средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами и устройствами машинно-котельного отделения, системы централизованного контроля, всех устройств сигнализации, дистанционного измерения и защиты, относящихся к энергетической установке, систем обнаружения неисправностей и диагностирования, регистрирующих приборов; рулевой установки, включая авторулевой, машинных телеграфов и аксиометров;

2) третий электромеханик обеспечивает работу и надлежащее техническое состояние электрических (электронных) частей: средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами рефрижераторных установок, средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами общесудового назначения, палубными и промысловыми механизмами, устройств сигнализации, дистанционного управления и измерения, относящихся к механизмам общесудового назначения, палубным и промысловым механизмам;

3) четвертый электромеханик обеспечивает работу и надлежащее техническое состояние электрических (электронных) частей средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами производственных цехов, всей судовой телефонии.

130. Второй электромеханик на судне со знаком автоматизации в необходимых случаях замещает второго электромеханика по судовой автоматике.

131. Второй электромеханик обязан обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние основных источников электроэнергии (главных генераторов на судах с электродвижением, генераторов с автономным приводом систем, пультов управления, электромеханизмов и устройств гребной установки, электромагнитных муфт, электрооборудования подруливающих устройств, главного распределительного щита с сетями канализации тока, электрооборудования и электромеханизмов машинно-котельного отделения (без систем и средств автоматизации), руководить судовыми специалистами, обеспечивая безопасную организацию работ.

132. Второй электромеханик несет ходовые вахты с 0 до 4 часов и с 12 до 16 часов, стояночные вахты. На судах со знаком автоматизации AUT1 и судах со знаком автоматизации AUT3 он вахт не несет и работает по графику, установленному старшим электромехаником.

133. Электромеханник# (третий электромеханик) в необходимых случаях замещает второго электромеханика по судовой автоматике и второго электромеханика.

134. Третий электромеханик обязан обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние вспомогательных (на судах с электродвижением) и аварийных генераторов с распределительными устройствами и сетями канализации тока, станций электропитания с берега (включая кабели), электроприводов аварийных средств борьбы за живучесть, электрооборудования палубных и промысловых механизмов (включая лебедки), внутритрюмной механизации, рефрижераторных установок (без систем и средств автоматизации), электрооборудования станков, устройств и механизмов мастерских (со сварочным оборудованием); осуществлять прием электроэнергии с берега или с другого судна; руководить подчиненными, обеспечивая безопасность работ.

135. Третий электромеханик несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов, стояночные вахты. На судах со знаком автоматизации AUT1 и судах со знаком автоматизации AUT3 он вахт не несет и работает по графику, установленному старшим электромехаником. На судах, где нет электромеханика четвертого разряда, электромеханик третьего разряда выполняет его обязанности.

136. Электромеханик (четвертый электромеханик) в необходимых случаях замещает второго электромеханика по судовой автоматике и третьего электромеханика.

137. Четвертый электромеханик обязан обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние электрооборудования производственных цехов (без систем и средств автоматизации, сетей основного и аварийного освещения, сигнально-отличительных огней и их коммутаторов, дверных выключателей, прожекторов, электрооборудования кондиционеров и вентиляторов (включая работающих в режиме герметизации), централизованного выключения систем вентиляции и кондиционирования, аккумуляторов с зарядными устройствами (своего заведования), переносного и бытового электрооборудования; руководить подчиненными, обеспечивая безопасность работ. В ведении четвертого электромеханика находятся аккумуляторные помещения своего заведования и электромастерские производственных цехов.

138. Четвертый электромеханик несет ходовые вахты с 8 до 12 часов и с 20 до 24 часов и стояночные вахты. На судах со знаком автоматизации AUT1 и судах со знаком автоматизации AUT3 он вахт не несет и работает по графику, установленному старшим электромехаником.

139. Рефрижераторный механик первой категории подчиняется главному механику, а на судах где нет главного механика-старшему механику и является начальником персонала рефрижераторных установок (далее - РУ).

В его ведении находятся холодильные установки производственного и бытового назначения, льдогенераторы (без оборудования транспортировки), холодильные части морозильных аппаратов и другого технологического оборудования, системы кондиционирования воздуха с их механизмами, аппаратами, приборами, трубопроводами, арматурой, системами и устройствами автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия, производственные средства защиты (системы основной и аварийной вентиляции, орошения, аварийного выпуска хладагента, индивидуальной защиты), материально-техническое снабжение и отчетность.

140. Рефрижераторный механик первой категории обязан:

1) осуществлять руководство и распределять обязанности по заведованиям между специалистами РУ;

2) обеспечивать, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние своего заведования; контролировать режим работы холодильных установок, обеспечивать заданный температурный режим в охлаждаемых помещениях, морозильных аппаратах и других охлаждающих устройствах, обеспечивать герметичность систем холодильных установок, контролировать ведение журнала холодильной установки, вести документацию по своему заведыванию;

3) при невозможности поддержания режима холодильных установок доложить об этом начальнику судомеханической службы и действовать по его указанию.

141. На судах, где есть механик РУ четвертой категории, старший механик РУ вахт не несет, в остальных случаях он несет ходовые вахты с 8 до 12 часов и с 20 до 24 часов. На судах без постоянной вахты в рефрижераторном отделении режим рабочего времени старшего механика РУ определяется должностной инструкцией.

Если в штате только один механик РУ, он выполняет обязанности старшего механика РУ.

142. Рефрижераторный механик второй категории в необходимых случаях замещает рефрижераторного механика первой категории.

В его ведении находятся запасные части, приспособления, инструмент и имущество холодильного оборудования. Он обеспечивает надежную работу, правильную технологическую эксплуатацию находящегося в его заведовании оборудования, получение и хранение материально-технического снабжения и запасных частей; ведет документацию по своему заведованию.

143. Рефрижераторный механик второй категории несет ходовые вахты с 0 до 4 часов и с 12 до 16 часов и стояночные вахты. На судах без постоянной вахты в рефрижератном отделении режим его рабочего времени определяется должностной инструкцией.

144. Рефрижераторный механик третьей категории в необходимых случаях замещает рефрижераторного механика второй категории.

Рефрижераторный механик третьей категории обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние оборудования своего заведования.

145. Рефрижераторный механик третьей категории несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов и стояночные вахты. На судах без постоянной вахты в рефрижераторном отделении режим его рабочего времени определяется должностной инструкцией.

146. Судовой рефрижераторный механик в необходимых случаях замещает судового рефрижераторного механика третьей категории.

Он обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние оборудования своего заведования.

147. Судовой рефрижераторный механик несет ходовые вахты с 8 до 12 часов и с 20 до 0 часов и стояночные вахты. На судах без постоянной вахты в рефрижераторном отделении режим его рабочего времени определяется должностной инструкцией.

148. Старший механик-наладчик подчиняется главному механику, а на судах, где нет главного механика, - старшему механику и является начальником персонала по обслуживанию технологического оборудования. В части производства продукции он выполняет указания помощника капитана по производству водных биоресурсов.

В ведении старшего механика-наладчика находятся технологическое оборудование для обработки водных биоресурсов, вспомогательное оборудование и механизмы, средства внутрисудовой транспортировки, а также относящиеся к ним системы трубопроводов, системы и устройства автоматики неэлектрического (неэлектронного) действия (на судах, где нет механика по автоматике), механическая часть оборудования морозильных установок, ремонтная мастерская и материально-техническое снабжение.

149. Старший механик-наладчик обязан обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние технологического оборудования, устанавливать и контролировать режим его работы; до прихода в район промысла обеспечивать подготовку оборудования цехов к работе; руководить персоналом по обслуживанию технологического оборудования и распределять его по заведованиям; обеспечивать безопасность работ.

150. Старший механик-наладчик имеет право выводить из действия оборудование при угрозе аварии или травматизма. В этих случаях он обязан доложить об этом главному механику, а на судах, где нет главного механика, - старшему механику и помощнику капитана по производству.

На судах, где нет старшего механика-наладчика, его обязанности выполняет механик-наладчик.

151. Механик-наладчик в необходимых случаях замещает старшего механика-наладчика и обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние оборудования своего заведования.

152. Вахтенный моторист в течение вахты самостоятельно управляет главными двигателями и другими техническими средствами. В его ведении, кроме главного двигателя, находятся технические средства осушения и системы, обеспечивающие работу главного двигателя. Вахтенный моторист несет вахту, посменно чередуясь со своим помощником.

153. Квалифицированный моторист подчиняется вахтенному мотористу и выполняет его обязанности на своей вахте.

154. Вахтенный моторист (старший моторист) подчиняется второму механику.

Старший моторист обязан обслуживать главные и вспомогательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу, механическую часть палубных и промысловых механизмов, рулевого устройства, судовые системы и обслуживающие их механизмы и устройства, управлять всеми механизмами энергетической установки и системы, участвовать в обслуживании и ремонте всех технических средств, выполнять слесарно-монтажные работы, руководить работой мотористов (машинистов), нести вахту по расписанию.

На судах с многодвигательной главной установкой старший моторист несет вахту под руководством вахтенного механика.

На судах, где нет четвертого механика, он допускается к самостоятельной вахте в машинном отделении или ЦПУ под контролем и под ответственность старшего механика.

155. Моторист подчиняется второму механику. Моторист обязан обслуживать главные, вспомогательные механизмы и технические средства, их обслуживающие, и уметь управлять ими; знать расположение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими, участвовать в обслуживании и ремонте всех технических средств, нести вахту по расписанию.

156. Моторист (старший котельный машинист) подчиняется четвертому механику.

Он обязан управлять котельной установкой и обслуживающими ее техническими средствами, обслуживать системы, механизмы, контрольно-измерительные приборы и средства автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия, обслуживающие котельную установку, участвовать в обслуживании и ремонте котельной установки и технических средств, ее обслуживающих, руководить работами котельных машинистов, нести вахту по расписанию.

157. Котельный машинист подчиняется четвертому механику.

Он обязан знать устройство и уметь обслуживать главные и вспомогательные котельные установки и технические средства, их обслуживающие, принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки, нести вахту по расписанию.

158. Помповый машинист (донкерман) подчиняется механику по судовым системам, а на судах, где его нет, - главному (старшему) механику. В части грузовых операций подчиняется второму помощнику капитана. Он обеспечивает надежную работу и надлежащее техническое состояние грузовых и зачистных насосов, трубопроводов с соответствующей арматурой, системы запора уровня жидкого груза в танках, систем обогрева груза. В его ведении находятся грузовые и топливные шланги, шланговые лебедки, запасные части и специальный инструмент. Он обязан знать устройство и управление техническими средствами своего заведования; принимать участие в обслуживании и ремонте технических средств.

159. Слесарь-наладчик технологического оборудования подчиняется старшему механику-наладчику, а на судах, где его, нет - четвертому механику. Он обязан знать устройство технологического оборудования, его регулировку и ремонт; докладывать о неисправностях и принимать меры по их устранению; нести вахту по расписанию.

160. Слесарь подчиняется механику по ремонту оборудования, а на судах, где его нет, - второму механику. Он обязан содержать в надлежащем техническом состоянии инструменты и другое слесарное оборудование, выполнять слесарные и монтажные работы, участвовать в работах по обслуживанию и ремонту технических средств.

161. Токарь подчиняется механику по ремонту оборудования, а на судах, где его нет, - второму механику. Он обязан обеспечивать надежную работу и надлежащее техническое состояние станков, оборудования механической мастерской и инструментов, выполнять станочные и слесарные работы, участвовать в работах по обслуживанию и ремонту технических средств.

162. Электрогазосварщик подчиняется механику по ремонту оборудования, а на судах, где его нет, - второму механику. Он обязан обеспечивать надежную работу и надлежащее техническое состояние сварочного оборудования (без электрооборудования) и инструментов, выполнять электрогазосварочные работы, участвовать в работах по обслуживанию и ремонту технических средств.

163. Судовой электрик (старший электрик) подчиняется одному из электромехаников. Судовой электрик (старший электрик) обязан выполнять правила эксплуатации электрооборудования и средств автоматизации; знать устройство и обслуживать генераторы, электродвигатели, распределительные устройства сети и канализации тока, станции управления электроприводом, системы управления защиты и сигнализации, телефонию, аккумуляторное хозяйство с зарядными устройствами, уметь управлять гребными электродвигателями, выполнять электромонтажные работы и ремонт электрооборудования, нести вахту по расписанию.

На судах, где нет четвертого электромеханика, старший электрик под ответственность возглавляющего электротехнический персонал может допускаться к несению вахты электромеханика. На судах, где должности электромеханика нет, старший электрик выполняет его обязанности и подчиняется третьему механику.

164. Судовой электрик (электрик 1-го класса) подчиняется одному из электромехаников.

Он обязан выполнять правила эксплуатации электрооборудования и средств автоматизации; знать устройство и уметь обслуживать генераторы, электродвигатели, распределительные устройства и сети канализации тока, станции управления электроприводами, электрооборудование бытового назначения, выполнять электромонтажные работы и ремонт электрооборудования, при необходимости нести вахту.

На судах, где должности электромеханика нет, электрик 1 класса выполняет его обязанности и подчиняется третьему механику.

165. Судовой электрик (электрик) подчиняется одному из электромехаников.

Судовой электрик (электрик) обязан выполнять правила эксплуатации электрооборудования, знать устройство и уметь обслуживать генераторы, электродвигатели, распределительные устройства и сети канализации тока, станции управления электроприводами, электрооборудование бытового назначения, выполнять электромонтажные работы и ремонт электрооборудования, при необходимости нести вахту. В сложных условиях плавания он несет вахту в месте, определенным старшим электромехаником.

На судах, где должность электромеханика не предусмотрена, электрик выполняет его обязанности и подчиняется третьему механику.

166. Судовой рефрижераторный машинист подчиняется одному из судовых рефрижераторных механиков, а на судах, где их нет, - второму механику. Он обязан знать устройство и обслуживать холодильные установки и входящее в их состав оборудование, выполнять ремонтные работы и обязанности по своему заведованию, нести вахты в соответствии с расписанием. На судах без постоянной вахты в рефрижераторном отделении режим его рабочего времени определяется должностной инструкцией.

167. Машинист рыбомучной установки подчиняется старшему механику-наладчику, а на судах, где его нет, - четвертому механику. В части обеспечения технологических процессов и качества продукции он подчиняется помощнику капитана по производству. Он обязан обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние рыбомучной установки, знать ее устройство, процесс выработки муки и жира; производить ремонт и наладку установки; контролировать качество сырья и готовой продукции; вести учет продукции и складирование согласно правилами хранения 24, участвовать в ее сдаче.