Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава XIV. Организация сохранения человеческой жизни на море, обеспечение живучести судна

Глава XIV. Организация сохранения человеческой жизни на море, обеспечение живучести судна

 

247. Охрана человеческой жизни на море является целью комплекса мероприятий по организации обеспечения живучести судна. Организация обеспечения живучести судна предусматривает:

1) постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;

2) надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;

3) постоянную готовность средств борьбы за живучесть; подготовку экипажа к борьбе за живучесть;

4) постоянное наличие на борту необходимого количества членов экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.

248. Аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь расписываются в заведование членам судового экипажа и должно храниться в штатных местах.

249. На судах должны выполняться требования норм непотопляемости и остойчивости, а также должно вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса. Заполнение, осушение и опрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних цистерн в другие допускается только с разрешения капитана.

250. Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть возглавляет вахтенный помощник капитана.

Главный механик, а на судах, где его нет, - старший механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность к действию технических средств. Для организации борьбы за живучесть из членов экипажа создаются постоянные аварийные партии (группы), которые возглавляются начальниками. Капитан вправе привлечь к борьбе за живучесть всех лиц, находящихся на судне.

251. Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам. Установлены следующие виды судовых тревог:

1) общесудовая тревога - объявляется вахтенным помощником капитана в случаях необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению грозящей ему опасности; обнаружения поступления забортной воды внутрь судна или ее распространения по судну; взрыве, возникновении пожара либо обнаружении его признаков: дыма и запаха гари; других происшествиях, создающих угрозу судну, грузу и экипажу;

2) тревога "Человек за бортом" - объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом;

3) общесудовая тревога по оставлению судна - объявляется только капитаном или другим лицом по его указанию.

Устанавливаются следующие сигналы судовых тревог:

общесудовая тревога - непрерывный звонок громкого боя в течение 25 - 30 сек., повторяемый 3 - 4 раза; при пожаре (взрыве) сигнал сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

тревога "Человек за бортом" - 3 продолжительных сигнала звонком громкого боя, длительностью не менее 5-6 сек. каждый, повторяемый 3 - 4 раза;

общесудовая тревога по оставлению судна - 7 и более коротких сигналов, вслед за ними один продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3 - 4 раза.

Указанные сигналы судовых тревог могут объявляться также в учебных целях.

Для подачи сигналов судовых тревог в качестве дублирующих средств могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства.

Сигналы судовых тревог сопровождаются командами голосом или по судовой трансляции. Отбой судовых тревог, а также слово "учебно" при тренировочных учениях (тревогах) объявляются голосом или по судовой трансляции.

252. Расписания по судовым тревогам определяют обязанности членов экипажа и утверждаются капитаном. Расписание по судовым тревогам должно быть составлено до выхода судна в море. Если после его составления происходят какие-либо изменения в составе экипажа, требующие внесения изменений в расписание по судовым тревогам, старший помощник капитана должен откорректировать имеющееся расписание, либо составить новое расписание. В расписаниях указываются судовые номера, должности, фамилии членов экипажа, места их сбора, обязанности по каждому виду судовой тревоги, а также взаимозаменяемость.

По судовой тревоге определяются обязанности членов экипажа в части: управления судном, осуществления радио- и зрительной связи, наблюдения за окружающей обстановкой, обеспечения водонепроницаемости корпуса судна, борьбы с водой и огнем, использования специальных средств борьбы за живучесть, оказания медицинской помощи и обеспечения порядка.

По судовой тревоге "Человек за бортом" определяются обязанности членов экипажа по спасению человека (людей) и оказания ему (им) медицинской помощи. По этой судовой тревоге смена вахт не производится.

Судовая тревога по оставлению судна определяет обязанности членов экипажа и лиц, находящихся на судне, в части подготовки к спуску и спуска спасательных средств, снабжения их дополнительным имуществом и продовольствием, посадки на спасательные средства, управления ими в море и организации их связи между собой и другими судами и объектами. По этой судовой тревоге в первую очередь обеспечивается посадка на спасательные средства детей, женщин и пожилых людей.

При оставлении судна должны быть приняты все меры по спасению судовых документов, журналов, морских карт с последней прокладкой пути судна, курсограмм, кассы и других ценностей.

253. Расписания по тревогам вывешиваются в наиболее видных общедоступных местах судна, включая ходовой мостик, машинное отделение, а также жилые помещения экипажа. Над койкой каждого члена экипажа вывешивается табличка с его обязанностями по тревогам. У коечных мест пассажиров, других находящихся на судне лиц вывешиваются карточки с указанием сигналов тревог, мест сбора по тревогам, мест нахождения и номеров спасательных средств, на которые они должны высаживаться, способов и приемов надевания индивидуальных средств защиты с иллюстрациями.

254. Для практической отработки действий экипажа по борьбе за живучесть на судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог.

255. На судне должна регулярно проводиться подготовка экипажа судна к действиям в аварийных ситуациях путем индивидуального инструктажа, учебы, планируемой старшим помощником капитана и старшим механиком по заведованиям, а также проведения учебных сборов и учений. Учеба и тренировки экипажа судна должны выполняться в соответствии с СУБ.

256. Индивидуальный инструктаж и обучение по использованию судовых спасательных средств и их снабжения, судовых средств пожаротушения должны проводиться в течение трех суток после прибытия нового члена экипажа на судно.

257. Инструктаж должен включать решение вопросов о приведении в действие и использовании судовых надувных спасательных плотов, о проблемах гипотермии, первой помощи при гипотермии и в других случаях, о приведении в действие и использовании судовых средств пожаротушения, об использовании судовых спасательных средств в тяжелых погодных и морских условиях.

258. Индивидуальный инструктаж вновь прибывших членов экипажа судна обеспечивают старший помощник капитана и старший механик.

259. Занятия и тренировки с экипажем судна по борьбе за живучесть судна проводятся командным составом по заведованию, а также командирами аварийных партий (групп) под руководством старшего помощника капитана и старшего механика.

260. На занятиях изучаются конструктивные особенности судна, инструкции по эксплуатации судовых систем, устройств, механизмов, предупредительные мероприятия по обеспечению водонепроницаемости корпуса, остойчивости и плавучести судна, предотвращению взрывов и пожаров, конструктивные особенности спасательных средств и методы их использования. На тренировках отрабатываются практические навыки использования аварийных средств.

261. Тренировки должны проводиться в местах расположения оборудования или технических средств и сопровождаться практическими действиями по использованию оборудования, технических средств, устройств и имущества, если это не связано с риском повреждения оборудования, ограничением возможности его дальнейшего использования или другим риском.

262. Старший помощник капитана и старший механик должны вести учет проведенных занятий и тренировок в специальных журналах. Общий контроль за проведением занятий и тренировок осуществляет капитан судна.

263. Учения (учебные тревоги) осуществляются с целью подготовки и проверки готовности к действиям членов экипажа судна (и пассажиров, если есть на борту) в аварийных ситуациях в соответствии с СУБ. Учения проводятся по соответствующему сигналу тревоги с обязательным объявлением о том, что тревога является учебной. Каждый член экипажа судна должен ежемесячно принимать участие в одном учении по оставлению судна и в одном учении по борьбе с пожаром. Если в порту отхода более 25% членов экипажа судна было заменено, то учения экипажа судна должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.

264. На каждое общесудовое учение должен оформляется план-отчет по форме, установленной судовладельцем, который должен быть утвержден капитаном судна. Капитан судна дает указание об объявлении учебной тревоги, руководит учением и его разбором. Проведение учебного сбора и учебных тревог с их описанием должны быть зарегистрированы в судовом журнале. Если учебный сбор или учение не были проведены в полном объеме в надлежащее время, то в судовом журнале должна быть сделана запись, поясняющая обстоятельства и объем проведенного учебного сбора или учения.