Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 29 октября 2020 г. N 685-р
Региональная программа
"Повышение финансовой грамотности населения Орловской области на 2021 - 2023 годы"
24 ноября 2021 г.
Паспорт
региональной программы "Повышение финансовой грамотности населения Орловской области на 2021 - 2023 годы"
Наименование |
Региональная программа "Повышение финансовой грамотности населения Орловской области на 2021-2023" годы (далее также - Региональная программа) |
Основания создания и реализации Региональной программы |
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р (далее - Стратегия) |
Заказчики Региональной программы |
Правительство Орловской области |
Координатор Региональной программы |
Комиссия по реализации мероприятий в области повышения финансовой грамотности населения Орловской области (далее - Комиссия); региональный центр по повышению уровня финансовой грамотности населения Орловской области (далее - РЦФГ Орел) |
Основные исполнители и участники Региональной программы |
Департамент финансов Орловской области; Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области; Департамент образования Орловской области; Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области; Управление пресс-службы и взаимодействия со средствами массовой информации Администрации Губернатора и Правительства Орловской области; Отделение по Орловской области ГУ Банка России по ЦФО (далее - Отделение Орел); Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области; Отделение Пенсионного фонда по Орловской области; общественная организация "Орловское областное общество потребителей"; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области; некоммерческая организация "Фонд поддержки предпринимательства Орловской области"; Союз "Орловская торгово-промышленная палата"; "ОПОРА РОССИИ" - Орловское региональное отделение; Региональное объединение работодателей "Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области"; Управление федерального казначейства по Орловской области; Орловское отделение N 8595 ПАО "Сбербанк"; АО "Корпорация развития Орловской области"; Уполномоченный по правам человека в Орловской области; Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области; ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева"; Орловский филиал ФГБОУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"; ФГБОУ ВО "Орловский государственный институт культуры"; РООО "Орловский областной центр волонтерства"; ОО "Орловский" ПАО "Промсвязьбанк" |
Цели Региональной программы |
Оказание содействия формированию у населения и субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) Орловской области грамотного финансового поведения и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Орловской области |
Задачи Региональной программы |
- Повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения Орловской области, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий. - Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения Орловской области и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка. - Проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Орловской области, включая субъекты МСП, а также мероприятий, направленных на информирование о способах и механизмах защиты прав потребителей финансовых услуги, популяризацию финансовой культуры у населения Орловской области. - Создание системы мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности населения Орловской области |
Направления деятельности Региональной программы |
- Содействие внедрению образовательных программ финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования, а также создание необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества. - Реализация программ и проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности и развитию у населения Орловской области навыков использования знаний с участием органов исполнительной власти Орловской области и местного самоуправления, Отделения Орел, образовательных, финансовых, общественных и иных организаций, представителей научного и экспертного сообщества. - Обеспечение регулярного информирования населения Орловской области по вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг. - Повышение уровня доступности для населения Орловской области информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах Орловской области. - Формирование нормативной правовой базы Орловской области, обеспечивающей эффективное выполнение задач Региональной программы и внедрение задач по повышению финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг в иные программы (документы) Орловской области. - Развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей Орловской области. - Организация мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Орловской области. - Участие и поддержка мероприятий в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне. - Обеспечение информационной поддержки реализации Региональной программы |
Важнейшие целевые показатели реализации Региональной программы |
- Количество участников, охваченных мероприятиями по повышению финансовой грамотности населения Орловской области просветительского, образовательного и информационного характера (чел.). - Количество методических элементов обучения (программ, учебных дисциплин или их разделов, модулей, лекций и т. д.), созданных (адаптированных) участниками Региональной программы, обеспечивающих повышение финансовой культуры населения Орловской области (ед.). - Количество обученных волонтеров финансового просвещения (чел.). - Количество преподавателей разных уровней, прошедших подготовку и повышение квалификации по программам финансовой грамотности (чел.). - Количество образовательных организаций, проводящих мероприятия и реализующих программы повышения финансовой грамотности (ед.). - Доля граждан, понимающих соотношение "риск - доходность" (%). - Доля граждан, располагающих запасом средств для непредвиденных жизненных ситуаций (%). - Средний балл по базовой финансовой грамотности в области финансовых вычислений (балл). - Доля граждан, сравнивающих условия предоставления финансовых услуг в различных компаниях при выборе финансовой услуги (%). - Доля граждан, осведомленных о государственной системе страхования вкладов, включая информацию о максимальном гарантированном размере страховой выплаты (%). - Доля граждан, правильно называющих признаки финансовой пирамиды (%). - Доля граждан, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке (%) |
Сроки реализации Региональной программы |
2021 - 2023 годы |
Объемы и источники финансирования Региональной программы |
7 932 тыс. рублей, за счет средств участников Региональной программы |
Ожидаемые результаты реализации Региональной программы |
- Разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, образовательных, просветительско-информационных и иных мероприятий (в том числе с использованием онлайн-формата), направленных на повышение уровня финансовой грамотности. - Обеспечение межведомственного подхода к решению проблем недостаточного уровня финансовой грамотности населения Орловской области и субъектов МСП Орловской области. - Обеспечение получения гражданами и субъектами МСП Орловской области доступной, объективной и качественной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг. - Проведение оценки уровня финансовой грамотности населения Орловской области на основании целевых показателей реализации Региональной программы для мониторинга результатов достижения ее целей и задач |
Целевые группы |
- Население, составляющее потенциал будущего развития России: обучающиеся всех уровней образования, в том числе по программам дополнительного образования. - Население, формирующее основы финансовой грамотности обучающихся: педагогические работники всех уровней образования, в том числе дополнительного образования. - Население, имеющее потенциал формировать основы финансовой грамотности на добровольной основе - волонтеры финансового просвещения. - Население, склонное к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах: граждане с низким и средним уровнем доходов. - Население, испытывающее трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту: граждане пенсионного и предпенсионного возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. - Субъекты МСП, а также граждане, интересующиеся вопросами создания своего бизнеса. - Военнослужащие и гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации. |
1. Характеристика сферы реализации Региональной программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Региональная программа Орловской области "Повышение финансовой грамотности населения Орловской области" разработана в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р (далее - Стратегия), и будет способствовать достижению стратегической цели органов исполнительной государственной власти Орловской области, Банка России по снижению уровня бедности граждан, предотвращению противоправных действий на финансовом рынке, а также повышению доверия граждан к финансовым организациям и более активному использованию финансовых инструментов для повышения благосостояния населения Орловской области.
Региональная программа разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности (или региональных программ (подпрограмм) с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг Орловской области) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (утверждены решением Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы на заседании 22 ноября 2019 года).
Понятия и термины, используемые в Региональной программе, применяются в значениях, закрепленных в Стратегии.
В качестве одного из важнейших факторов развития финансового рынка Российской Федерации, влияющего на повышение стабильности финансовой системы и общей конкурентоспособности российской экономики на государственном и региональном уровнях, рассматривается повышение финансовой грамотности населения.
Сегодня на территории Орловской области работа, направленная на повышение финансовой грамотности населения и субъектов МСП, ведется заинтересованными организациями с различной целевой аудиторией по разным программам и методикам. Системная работа по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс ведется только в организациях общего образования, при этом с другими целевыми группами, в том числе малозащищенными и малообеспеченными, проводятся разовые мероприятия, не обеспечивающие в полной мере потребность общества в информации о современных финансовых инструментах, способах защиты от мошенничества на финансовых рынках.
Необходимо проводить системную работу с участием большого числа заинтересованных лиц: органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных организаций, финансовых институтов и иных организаций.
Важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения. Объединенные усилия на систематической основе необходимо направить на формирование у жителей Орловской области знаний, практических навыков и установок по распоряжению личными и семейными финансами.
Повышение уровня финансовой грамотности населения и субъектов МСП Орловской области позволит расширить возможности более эффективного пользования финансовыми услугами в целях улучшения собственного благосостояния и роста сбережений и, как следствие, окажет влияние на ускорение темпов роста региональной экономики.
В случае скоординированной работы всех заинтересованных лиц удастся добиться повышения финансовой грамотности на всей территории Орловской области, в том числе в отдаленных труднодоступных населенных пунктах, улучшить конкурентоспособность финансового рынка и инвестиционную привлекательность отдельных муниципалитетов, так как высокий уровень финансовой грамотности населения и субъектов МСП Орловской области позволит органам исполнительной государственной власти Орловской области создавать условия для развития территорий, введения новых продуктов и услуг, способствующих повышению благосостояния граждан и развитию бизнеса в отдельно взятых муниципальных районах Орловской области.
В связи с вышеизложенным целесообразно повышать уровень финансовой грамотности населения Орловской области, используя программно-целевой метод, скоординировав усилия всех заинтересованных организаций.
2. Анализ уровня финансовой грамотности населения Орловской области
По результатам участия жителей Орловской области во втором Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности, организованном Банком России и Агентством стратегических инициатив, прошедшем с 15 мая по 7 июня 2019 года, можно сделать выводы об общем уровне финансовой грамотности населения Орловской области: из 875 попыток сдать зачет успехом увенчалось лишь 13% (114). Данный показатель ниже общероссийского на 4,3 процентных пункта.
По результатам исследования уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации за 2019 год, проведенного Аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований, Орловская область так же, как и в 2018 году, отнесена к группе С "средний". При этом показатели "Навыки" (умение человека принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни) и "Установки" (ориентация человека на достижение долгосрочных финансовых целей, понимание необходимости соблюдения разумного баланса трат и сбережений) не изменились относительно 2018 года и остались в группе С "средний". Показатель "Знания" (понимание базовых свойств финансовых продуктов (вкладов и займов), инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности) снизился и перешел из группы В "выше среднего" в группу С "средний".
Население Орловской области сегодня активно осваивает финансовые услуги, предоставляемые микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами, а также новые инвестиционные продукты. Это сопровождается ростом финансового мошенничества, в том числе с использованием банковских карт, сети Интернет, средств мобильной связи и компьютерной техники, а также наличием жалоб на действия финансовых организаций.
Так, за первое полугодие 2020 года общее количество жалоб составило 531, это несколько ниже данных аналогичного периода 2019 года (614). При этом значительная часть жалоб по кредитам и займам: 346 - на действия кредитных организаций и 54 - на действия микрофинансовых организаций. На действия страховых компаний поступило 66 жалоб, на деятельность других финансовых организаций - 65.
Вместе с тем, согласно данным УМВД России по Орловской области, по итогам первого полугодия 2020 года число зарегистрированных преступлений, совершенных дистанционным способом, увеличилось на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составило 512 случаев. Половина из них (254 случая) - так называемое "телефонное" мошенничество. Причем в последнее время наблюдается всплеск случаев данного вида мошенничества: количество зафиксированных фактов телефонного мошенничества в 2019 году выросло почти в 3 раза по сравнению с 2018 годом. А в первой половине 2020 года их количество увеличилось на 60% по сравнению с первым полугодием 2019 года.
Рост числа вышеуказанных преступлений формирует предпосылки к росту социальной напряженности и недоверию потребителей финансовых услуг к организациям, предоставляющим финансовые услуги. При этом наиболее эффективный и доступный способ профилактики данного вида преступлений - это информирование граждан о способах и видах финансового мошенничества.
Анализ вышеперечисленных фактов говорит о низком уровне финансовой грамотности населения Орловской области, о недостаточности знаний у отдельных групп населения Орловской области основных финансовых продуктов, необоснованной доверчивости при выборе финансовых агентов и, следовательно, о необходимости проведения предупредительно-профилактических мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Орловской области.
3. Цели, задачи и основные ожидаемые результаты
Цели и задачи реализации Региональной программы Орловской области обусловлены приоритетами, определенными Стратегией.
Основной целью Региональной программы является оказание содействия формированию у населения и субъектов МСП Орловской области грамотного финансового поведения и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Орловской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- повысить охват и качество финансового образования и информированности населения Орловской области, а также обеспечить необходимую институциональную базу и методические ресурсы образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;
- разработать механизмы взаимодействия государства и общества, обеспечивающие повышение финансовой грамотности населения Орловской области и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка;
- провести мероприятия по повышению финансовой грамотности населения Орловской области, включая субъекты МСП, а также мероприятия, направленные на информирование о способах и механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг и популяризацию финансовой культуры у населения Орловской области;
- создать систему мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности населения Орловской области.
Для эффективного решения задач Региональной программы необходимо обозначить следующие направления деятельности:
- содействие внедрению образовательных программ финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования, а также создание необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества;
- реализация программ и проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности и развитию у населения Орловской области навыков использования знаний с участием органов исполнительной государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, Отделения Орел, образовательных, финансовых, общественных и иных организаций, представителей научного и экспертного сообщества;
- обеспечение регулярного информирования населения Орловской области по вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
- повышение уровня доступности для населения Орловской области информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах Орловской области;
- формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное выполнение задач Региональной программы и внедрение задач по повышению финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг в иные программы (документы) субъекта Российской Федерации;
- развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом региональной специфики;
- организация мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Орловской области;
- участие и поддержка мероприятий в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне;
- обеспечение информационной поддержки реализации Региональной программы.
Ожидаемым результатом реализации Региональной программы является достижение главной цели Стратегии - создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения Орловской области как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста.
В соответствии с поставленными задачами Региональной программы будет обеспечено достижение следующих результатов:
разработан и реализован комплекс финансовых, организационных, образовательных, просветительско-информационных и иных мероприятий (в том числе с использованием онлайн-формата), направленных на повышение уровня финансовой грамотности;
обеспечено межведомственное взаимодействие в решении проблем недостаточного уровня финансовой грамотности населения и субъектов МСП Орловской области;
обеспечено получение гражданами и субъектами МСП доступной, объективной и качественной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;
проведена оценка уровня финансовой грамотности населения Орловской области на основании целевых показателей реализации Региональной программы для мониторинга результатов достижения ее целей и задач.
Итогом реализации Региональной программы станет сформированная инфраструктура для обеспечения постоянного процесса повышения финансовой грамотности населения Орловской области, повышение качества финансового образования и информирования граждан по вопросам управления личными финансами, личной финансовой безопасности и защиты прав потребителей финансовых услуг, формирование ответственного типа поведения на финансовом рынке и приобретение населением финансовых компетенций, в том числе по осуществлению долгосрочного планирования личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного пути.
4. Сроки и контрольные этапы реализации Региональной программы
Сроки реализации Региональной программы: 2021 - 2023 годы. Сроки реализации Региональной программы могут быть продлены в случае принятия данного решения Комиссией.
Раздел 5 изменен с 24 ноября 2021 г. - Распоряжение Правительства Орловской области от 24 ноября 2021 г. N 727-Р
5. Основные мероприятия Региональной программы
Решение вышеперечисленных задач будет осуществляться путем выполнения плана реализации региональной программы "Повышение финансовой грамотности населения Орловской области на 2021 - 2023 годы" (далее - План мероприятий), представленного в приложении 1 к Региональной программе.
План мероприятий реализации Региональной программы формируется на каждый календарный год в течение срока ее действия.
При возникновении необходимости оперативного информирования и обучения населения по актуальным "горящим" темам изменения в действующий План мероприятий не вносятся и осуществляются следующие действия:
1) участник Региональной программы - инициатор направляет на электронный адрес РЦФГ Орел rcfg.orel@gmail.com сообщение с просьбой об информировании участников Региональной программы об актуальной "горящей" теме и оказании с их стороны содействия в реализации соответствующих мероприятий;
2) РЦФГ Орел в течение трех рабочих дней со дня получения сообщения, указанного в абзаце четвертом настоящего раздела, направляет сообщение на электронные адреса участников Региональной программы;
3) участники Региональной программы оказывают содействие участнику Региональной программы - инициатору в проведении мероприятий на приоритетной основе и без дополнительного уведомления представляют отчет о проделанной работе в адрес РЦФГ Орел в составе отчета о реализации региональной программы "Повышение финансовой грамотности населения Орловской области на 2021 - 2023 годы".
6. Механизм управления Региональной программой
Региональная программа реализуется уполномоченными органами исполнительной государственной власти Орловской области и Отделением Орел на условиях системного партнерства и паритета.
К реализации Региональной программы привлекается широкий круг участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении целей Региональной программы, по согласованию.
Общее руководство действиями участников реализации Региональной программы, в том числе определение стратегических направлений работы, общий контроль за реализацией Региональной программы, контроль и оказание содействия в реализации мероприятий Региональной программы, осуществляется Комиссией.
Полномочия по контролю за реализацией мероприятий Региональной программы и оценке эффективности ее исполнения делегированы РЦФГ Орел.
Предложения об изменении Региональной программы, поступившие от участников и соисполнителей Региональной программы, выносятся на рассмотрение Комиссии и утверждаются в соответствующем порядке.
С целью повышения уровня доступности для населения Орловской области информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг в малых городах, сельской местности и труднодоступных населенных пунктах Орловской области мероприятия по реализации Региональной программы распространяются на все муниципальные образования Орловской области.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов и источников финансирования, необходимых для реализации Региональной программы
Финансирование мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности, предусмотренных Региональной программой, обеспечивается участниками Региональной программы в соответствии с объемом финансовых ресурсов, необходимых для реализации Региональной программы, представленном в приложении 2 к Региональной программе.
Содержание и объемы финансирования мероприятий уточняются и корректируются ежегодно на очередной финансовый год и на плановый период с учетом Плана мероприятий.
8. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации Региональной программы
На реализацию Региональной программы могут повлиять различные факторы риска, которые могут оказывать влияние как на ход, так и на результат реализации:
- Риски, связанные с законодательной и нормативной базой, нарушение сроков принятия необходимых нормативных правовых актов Орловской области на региональном уровне для обеспечения реализации Региональной программы.
Меры управления риском: организация взаимодействия между всеми участниками и исполнителями Региональной программы: заказчиком, координатором, основными исполнителями и участниками Региональной программы; своевременное внесение на рассмотрение комиссии предложений по изменению Региональной программы.
- Недостаточный уровень развития образовательной структуры, отсутствие необходимых правил и порядка при планировании, выполнении, учете и контроле мероприятий, слабая мотивация участников реализации Региональной программы по выполнению ее задач.
Меры управления риском: подготовка педагогического состава образовательных организаций всех уровней образования; наличие разработанных программ повышения квалификации педагогических работников; наличие системы мотивации для исполнителей мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Орловской области.
- Недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий Региональной программы.
Меры управления рисками: участие в обучающих программах исполнителей, привлекаемых к реализации проектов по повышению финансовой грамотности, в том числе прохождение дистанционных обучающих курсов финансовой грамотности, разработанных Банком России; отбор исполнителей мероприятий, обладающих опытом и соответствующими компетенциями, в том числе межведомственного взаимодействия; привлечения компетентных консультантов мероприятий Региональной программы.
- Организационные и управленческие риски, связанные с работой системы управления реализации Региональной программы, слабая координация между исполнителями Региональной программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий.
Меры управления рисками: проработка регламента взаимодействия и плана проведения заседаний комиссии по реализации мероприятий в области повышения финансовой грамотности населения Орловской области, мониторинг эффективности реализации Региональной программы и своевременное принятие мер по недопущению невыполнения задач Региональной программы, организация взаимодействия РЦФГ Орел и всех участников реализации Региональной программы на территории Орловской области.
- Социальные риски, связанные с сопротивлением общественности предлагаемым изменениям в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках плана Региональной программы результатов.
Меры управления рисками: обеспечение постоянного и оперативного мониторинга реализации Региональной программы, а также ее корректировки на основе анализа данных мониторинга; учет возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп при проведении мероприятий Региональной программы; презентация Региональной программы на региональных и муниципальных мероприятиях и в средствах массовой информации; широкое привлечение общественности к обсуждению целей, задач и механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичное освещение хода и результатов реализации Региональной программы.
- Недостаточность ресурсного обеспечения мероприятий Региональной программы.
Меры управления рисками: осуществление качественного планирования и распределения бюджетных средств с учетом потребностей на методическое обеспечение педагогических работников, обучающие и информационные материалы, меры по популяризации мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности.
9. Перечень действующих региональных программ (подпрограмм), соглашений, направленных на повышение финансовой грамотности населения Орловской области, включая субъекты МСП, а также на защиту прав потребителя финансовых услуг
На территории Орловской области действует ряд стратегических документов, определяющих деятельность по повышению финансовой грамотности на региональном уровне либо частично включающих в себя вопросы повышения финансовой грамотности населения и субъектов МСП Орловской области и защиты прав потребителей:
- В ноябре 2017 года заключено Соглашение о сотрудничестве Департамента образования Орловской области и Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения Орел в области повышения финансовой грамотности населения Орловской области от 13 ноября 2017 года N 6-1/6129-1/ДТ-154-4/1689-17 (далее - Соглашение), подписан Перечень мероприятий на 2017 - 2021 годы по реализации данного Соглашения, который предусматривает ряд мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций.
Ответственные исполнители Перечня мероприятий: Отделение Орел, Департамент образования Орловской области.
- Постановлением Правительства Орловской области от 9 сентября 2019 года N 508 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области" утверждена государственная программа Орловской области "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области", в рамках которой действует подпрограмма 2 "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области". Одним из основных мероприятий указанной подпрограммы - 2.7 "Региональный проект "Популяризация предпринимательства" - предусмотрено обучение основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности.
Ответственный исполнитель подпрограммы: Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области, срок реализации - с 2020 по 2025 год.
- Распоряжением Губернатора Орловской области от 25 декабря 2019 года N 636-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в Орловской области на период до 2021 года и определен перечень мероприятий, направленных на повышение доступности финансовых услуг для субъектов экономической деятельности.
В рамках вышеуказанного Плана мероприятий ("дорожной карты") предусмотрены организация, проведение и участие в мероприятиях, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения (потребителей), субъектов МСП и обучающихся образовательных организаций Орловской области.
Ответственные исполнители (соисполнители) мероприятий: Департамент образования Орловской области, Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области, Отделение Орел, органы исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Орловской области.
- Действует межведомственный координационный совет по обеспечению и защите прав потребителей при Правительстве Орловской области, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 15 февраля 2018 года N 68 "О создании межведомственного координационного совета по обеспечению и защите прав потребителей при Правительстве Орловской области", деятельность которого направлена на обеспечение взаимодействия органов исполнительной государственной власти в Орловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и юридических лиц в сфере защиты прав потребителей, создание благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, просвещения населения Орловской области в сфере защиты прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей.
Таким образом, работа по финансовому просвещению населения и субъектов МСП Орловской области и защите прав потребителей на территории Орловской области осуществляется в рамках разных утвержденных и согласованных документов, имеющих в своей основе достижение общих целей.
Вместе с тем реализация в полной мере мероприятий по финансовой грамотности в рамках вышеуказанных документов говорит о том, что у органов исполнительной государственной власти Орловской области, Отделения Орел и иных заинтересованных организаций накоплен определенный опыт в реализации мероприятий по повышению финансовой грамотности на территории региона.
10. Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения Региональной программы
Мониторинг хода реализации Региональной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации Региональной программы от запланированного.
Мониторинг осуществляется РЦФГ Орел 1 раз в полугодие; при недостаточной результативности мероприятий в рамках реализации Региональной программы осуществляется оперативное взаимодействие с ее исполнителями и участниками с целью выяснения причин невыполнения мероприятий, либо оперативной координации действий исполнителей Региональной программы.
Оценка результативности выполнения мероприятий Региональной программы осуществляется РЦФГ Орел на основе годовых отчетов о реализации Плана мероприятий.
Оценка эффективности исполнения Региональной программы проводится ежегодно РЦФГ Орел на основе оценки степени достижения цели и решения задач Региональной программы путем сопоставления значений показателей текущего года и их предыдущих значений согласно методике оценки результативности и эффективности исполнения Региональной программы, представленной в приложении 3 к Региональной программе, и включается в состав отчета о результатах реализации Региональной программы.
Кроме того, для оценки эффективности целесообразным представляется использование результатов социологических и статистических исследований.
11. Порядок направления и состав отчетности о реализации Региональной программы в межведомственную координационную комиссию по реализации мероприятий Стратегии
Отчеты о результатах реализации Региональной программы подготавливаются участниками и исполнителями Региональной программы и представляются в РЦФГ Орел 1 раз в полугодие (за полугодие - не позднее 15 июля, за год - не позднее 15 января) по форме согласно приложению 4 к Региональной программе.
РЦФГ Орел не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, подготавливает сводный отчет (за полугодие/год) и представляет его на рассмотрение и утверждение в Комиссию.
При необходимости РЦФГ Орел вправе запросить у участников и исполнителей Региональной программы дополнительную информацию о реализации Региональной программы. Утвержденный Координационным советом сводный отчет за год направляется в Министерство финансов Российской Федерации и Банк России в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
В случае отклонений от сроков реализации Региональной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры Региональной программы, в годовой отчет могут включаться предложения по дальнейшей реализации Региональной программы и их обоснование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.