Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 22 августа 2014 г. N 336
(с изменениями от 29 апреля 2016 г.)
Паспорт
Программы социально-экономического развития города Барнаула на период до 2017 года в новой редакции
Наименование Программы |
Программа социально-экономического развития города Барнаула на период до 2017 года в новой редакции (далее - Программа). |
Основание для разработки |
Закон Алтайского края от 09.02.2011 N 19-ЗС "О стратегическом планировании социально-экономического развития Алтайского края"; Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края. |
Заказчик Программы |
Администрация города Барнаула. |
Основные разработчики Программы |
Администрация города Барнаула, органы местного самоуправления. |
Цель и задачи Программы |
Цель: повышение качества жизни населения на основе устойчивого, динамичного развития экономики и создания благоприятной окружающей среды для жителей города. Задачи: создание благоприятных условий для экономического развития города; формирование условий для повышения уровня жизни, всестороннего развития человеческого капитала; разработка механизма привлечения инвестиций в городскую экономику в объеме, необходимом для развития; улучшение качества жизни и обеспечение безопасных комфортных условий проживания; обеспечение интеграционного развития в рамках межмуниципального взаимодействия. |
Сроки реализации Программы |
2013-2017 годы. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Органы местного самоуправления города Барнаула; предприятия, учреждения, организации (по согласованию). |
Объемы и источники финансирования |
Средства федерального, краевого и городского бюджетов, а также внебюджетных источников. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Социально-экономическая эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных в ней целевых индикаторов (приложение 1) и целевых показателей по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (приложение 2). |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляется главой администрации города Барнаула. Текущее руководство возлагается на заместителя главы администрации города по экономической политике. |
1. Цели, задачи и основные мероприятия Программы
Программа является инструментом реализации Стратегии социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года и учитывает приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, Алтайского края на долгосрочный период, задачи, поставленные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Главная цель Программы - повышение качества жизни населения на основе устойчивого, динамичного развития экономики и создания благоприятной окружающей среды для жителей города.
В Программе структурно выделены 5 блоков целей, полностью соответствующих утвержденным в Стратегии социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года и направленных на достижение стратегических приоритетов социально-экономического развития города:
1. Обеспечение динамичного развития экономики города:
1.1. Развитие промышленности;
1.2. Развитие предпринимательства;
1.3. Развитие сферы услуг;
1.4. Развитие туризма;
1.5. Развитие торговли.
2. Развитие человеческого капитала:
2.1. Стабилизация демографических и миграционных процессов;
2.2. Повышение уровня и качества жизни населения;
2.3. Развитие образования и науки;
2.4. Развитие культуры;
2.5. Развитие физической культуры и спорта;
2.6. Реализация молодежной политики.
3. Развитие инвестиционной деятельности:
3.1. Градостроительство (жилищное, коммунальное строительство);
3.2. Повышение инвестиционной привлекательности города;
3.3. Улучшение имиджа города.
4. Развитие инфраструктурной системы:
4.1. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и информационно-коммуникационной системы;
4.2. Развитие транспортной системы.
5. Интеграционное развитие в рамках Ассоциации "Барнаульская агломерация интеграционного развития территорий".
Реализация Программы осуществляется посредством решения задач и выполнения системы мероприятий, способствующих экономическому и социальному развитию города, достижению намеченных целей, основные из которых - крупные инвестиционные проекты и муниципальные программы, выделены в отдельные приложения 3 и 4.
1.1. Обеспечение динамичного развития экономики города
1.1.1. Развитие промышленности
Промышленность занимает важное место в экономике города и обеспечивает более трети производства края. На протяжении последних лет темпы развития отрасли опережают краевые и российские показатели.
Структура промышленного производства носит многоотраслевой характер. При этом доминирующее положение занимает производство пищевых продуктов.
Вместе с тем в сфере промышленности остается ряд проблем:
низкий уровень технической и технологической оснащенности промышленных предприятий;
высокая энергоемкость и трудоемкость производств;
недостаточный уровень инновационной активности предприятий.
Цель развития промышленности в среднесрочном периоде - переоснащение основных производственных фондов и поддержка отраслей-лидеров.
Задачи:
создание условий для модернизации оборудования и технологий, расширения видов продукции промышленного производства;
стимулирование развития приоритетных видов обрабатывающей промышленности: производства пищевых продуктов, текстильного и швейного производства,
производства детского питания, функциональных и специализированных продуктов, прочих детских товаров, энергосберегающих товаров и изделий;
создание условий для внедрения энергосберегающих технологий.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
содействие участию организаций промышленного комплекса в реализации государственных программ;
поддержка предприятий пищевой переработки города Барнаула для участия в конкурсе грантов Губернатора Алтайского края;
реализация Соглашения между Администрацией Алтайского края и администрацией города Барнаула о взаимодействии в области планирования социально-экономического развития, с целью укрепления производственного потенциала;
содействие предприятиям производственной сферы в получении государственной поддержки;
участие в развитии инвестиционной деятельности организаций, производящих для детей текстильную и швейную продукцию;
поддержка промышленных предприятий по техническому перевооружению производства;
реализация энергосервисных контрактов, внедрение энергетического менеджмента на предприятиях, автоматизация процесса потребления энергетических ресурсов и др.;
стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в сфере энергомашиностроения и энергоэффективных технологий.
Ожидаемые результаты:
повышение объемов промышленного производства в 1,3 раза;
повышение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства;
наращивание темпов производства детских товаров;
создание условий по обеспечению промышленного комплекса квалифицированными управленческими и рабочими кадрами.
1.1.2. Развитие предпринимательства
Предпринимательство представлено во всех сферах экономики города, но наиболее привлекательными для малого и среднего бизнеса являются сферы оптовой и розничной торговли, общественного питания, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования, операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.
Развитию малого и среднего бизнеса уделяется особое внимание - сформирована система финансовой поддержки хозяйствующих субъектов.
Несмотря на это остается ряд проблем:
сокращение количества хозяйствующих субъектов, в связи с федеральной фискальной политикой;
сохранение неофициальной выплаты заработной платы некоторыми субъектами бизнеса;
дефицит собственных средств, необходимых для развития бизнеса.
Цель развития предпринимательства в среднесрочном периоде - создание благоприятных условий для устойчивого ведения бизнеса в городе.
Задачи:
создание условий для развития малого и среднего бизнеса в перспективных направлениях производства: пищевом, текстильном, швейном;
снижение доли выплаты неофициальной заработной платы;
использование эффективных инструментов финансовой, информационной и имущественной поддержки.
Мероприятия, направленные на решение задач и достижение цели:
формирование системы сопровождения субъектов малого и среднего предпринимательства от создания до устойчивого уровня деятельности в перспективных направлениях;
информирование населения о возможности предоставления сведений о работодателях, применяющих систему "серой" заработной платы;
сопровождение информационного портала для размещения сведений о потребностях и возможностях деловой среды в городе;
расширение и совершенствование существующих механизмов поддержки субъектов предпринимательства, в особенности инновационно-активных и социально ответственных.
Ожидаемые результаты:
увеличение удельного веса поступлений в доходной части бюджета города от субъектов малого и среднего предпринимательства;
рост удельного веса оборота предприятий неторговой сферы в общем обороте малых и средних предприятий;
повышение инновационной активности предпринимательства;
увеличение размера среднемесячной заработной платы в субъектах малого и среднего бизнеса.
повышение инновационной и деловой активности предпринимательства.
1.1.3. Развитие сферы услуг
Сфера услуг - важная составляющая потребительского рынка. Основная доля платных услуг приходится на обязательные платежи (жилищные, коммунальные, транспорт и связь). Положительная динамика и высокие показатели в данной сфере говорят о ее непрерывном развитии.
Несмотря на это имеется ряд проблем:
недоиспользуется потенциал оказания услуг в электронной форме;
неравномерно территориально размещены объекты инфраструктуры. Цель развития в среднесрочном периоде - повышение качества предоставления услуг в сфере потребительского рынка, развитие его инфраструктуры в соответствии с нормативами обеспеченности.
Задачи:
создание условий для использования IT-технологий государственными, муниципальными структурами и населением;
совершенствование форм предоставления государственных, муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде;
создание условий для увеличения количества предприятий, оказывающих социально значимые услуги.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
формирование программ для внедрения дистанционной работы по предоставлению услуг;
внедрение информационно-коммуникационных технологий в городском хозяйстве;
техническая поддержка и сопровождение портала "Электронный Барнаул";
автоматизация административных процедур при оказании муниципальных услуг;
оказание поддержки предприятиям, предоставляющим услуги социального характера.
Ожидаемые результаты:
перевод 100% муниципальных услуг в электронный вид;
повышение качества предоставления услуг населению;
повышение доступности социальных услуг.
1.1.4. Развитие туризма
Динамика показателей отрасли положительная: увеличивается туристский поток, объем туристских и гостиничных услуг, количество туристических компаний, коллективных средств размещения и номерного фонда, численность занятых в сфере туризма и гостиничного бизнеса.
Вместе с тем, проблемами развития туризма являются недостаточный уровень:
информационно-организационного обеспечения отрасли;
развития туристской инфраструктуры;
качества предоставления туристских услуг.
Цель - создание условий для устойчивого развития туризма в городе.
Задачи:
информационное обеспечение отрасли и оказание поддержки субъектам туристской индустрии;
создание благоприятных условий для развития внутреннего туризма, в том числе делового, событийного, лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного и детского;
восстановление исторической части города;
содействие улучшению гостиничного сервиса и повышению качества предоставляемых услуг.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
издание и распространение информационных, рекламных материалов, сувенирной продукции о городе, объектах туристского показа;
строительство конгрессно-выставочного центра;
строительство новых объектов туристской индустрии, современных гостиниц (отелей);
проведение конкурсов профессионального мастерства;
проведение обучающих семинаров, круглых столов, конференций по вопросам развития сферы туризма, ресторанного и гостиничного бизнеса;
содействие в проведении сертификации гостиничных услуг.
Ожидаемые результаты:
увеличение туристского потока до 390 тыс. человек в год;
расширение экскурсионных и туристских услуг;
увеличение количества мест в коллективных средствах размещения (гостиницы, пансионаты, санаторно-курортные организации и другие).
1.1.5. Развитие торговли
Потребительский рынок города активно развивается, реагируя на изменения уровня жизни населения. Увеличиваются основные показатели: оборот розничной торговли, обеспеченность торговыми площадями и т.д. Созданы благоприятные условия для привлечения в отрасль дополнительных инвестиций не только предприятий города Барнаула, но и других регионов России. Открываются магазины новых форматов с современным дизайном интерьера и широким ассортиментом предлагаемых к продаже товаров.
Несмотря на это имеется ряд проблем:
неравномерность территориального размещения объектов торговой сферы;
недостаточное развитие современной инфраструктуры в строящихся кварталах и в пригородной зоне.
Цель развития отрасли в среднесрочном периоде - создание условий для эффективной работы объектов розничной торговли и максимальное удовлетворение спроса населения на качественные товары.
Задачи:
развитие современных торговых форматов, обеспечивающих высокий уровень сервиса и контроль качества товаров;
содействие продвижению новых товаров местных товаропроизводителей в розничную сеть города;
развитие конкурентной среды на рынке товаров, работ и услуг.
Мероприятия, направленные на решение задач и достижение цели:
развитие розничной торговли в новых кварталах, сельской и пригородной территориях с увязкой к дорожно-транспортной инфраструктуре города;
проведение ярмарок выходного дня с привлечением местных товаро- и сельхозпроизводителей;
оказание информационной поддержки предпринимателям для открытия стационарных магазинов.
Выполнение мероприятий приведет к следующим результатам:
к увеличению оборота розничной торговли в расчете на душу населения;
к росту обеспеченности населения площадью торговых объектов;
к увеличению доли площадей современных торговых форматов в общем количестве стационарных торговых площадей;
к повышению качества обслуживания населения;
к расширению товарного рынка для удовлетворения потребностей различных групп населения.
1.2. Развитие человеческого капитала
1.2.1. Стабилизация демографических и миграционных процессов
В результате принятых государством мер по реализации основных направлений демографической политики закрепились позитивные тенденции: отмечается увеличение продолжительности жизни, рост рождаемости, снижение смертности и т.д.
Несмотря на это остается риск снижения численности населения из-за возможного сокращения уровня рождаемости и повышения уровня смертности.
Цель демографической и миграционной политики в среднесрочном периоде - создание условий для стабильного роста численности населения и увеличения продолжительности жизни.
Задачи:
повышение уровня рождаемости;
снижение смертности и травматизма от внешних причин;
популяризация здорового образа жизни и культивирование навыков здоровьесберегающего поведения;
повышение миграционной привлекательности города для трудовых ресурсов.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
пропаганда сохранения и укрепления репродуктивного здоровья подростков и молодежи;
развитие системы социального обслуживания семей с детьми путем увеличения объема и совершенствования качества услуг (психологических, медицинских, педагогических, юридических);
предоставление единовременных денежных выплат молодым семьям в случае рождения второго, третьего и последующих детей, а также рождения двойни;
пропаганда семейного образа жизни, семейных ценностей, формирование привлекательного образа материнства и отцовства;
реализация комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения;
проведение городских спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий;
создание условий для удержания и привлечения перспективной молодежи, квалифицированных специалистов.
Ожидаемые результаты:
увеличение рождаемости и снижение смертности населения;
повышение ожидаемой средней продолжительности жизни;
сохранение миграционного прироста населения.
1.2.2. Повышение уровня и качества жизни населения
Улучшение качества жизни в городе за последние годы характеризуется не только ростом доходов населения, но и стабилизацией ситуации на рынке труда, увеличением жилищного строительства, повышением комфортности проживания.
Для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения необходимо решение следующих проблем:
отставание среднего уровня доходов от крупных городов Сибирского федерального округа;
дисбаланс спроса и предложения на рынке труда;
недостаточные темпы строительства, высокие цены на недвижимость;
неблагоприятная экологическая обстановка;
недостаточная доступность социально значимых объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель - создание условий для повышения уровня и качества жизни населения.
Задачи:
создание условий для повышения уровня заработной платы;
привлечение на предприятия города квалифицированной рабочей силы, устранение диспропорций на рынке труда;
развитие жилищного строительства, в том числе жилья экономического класса;
совершенствование архитектурного облика города, формирование благоустроенных зон для отдыха, в том числе пляжного;
улучшение экологической обстановки в городе;
обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.
Мероприятия, направленные на решение задач и достижение цели:
обеспечение повышения заработной платы работников посредством заключения соглашения между администрацией города, объединениями работодателей и Алтайским краевым объединением организаций профсоюзов;
проведение заседаний рабочей группы по регулированию выплаты заработной платы;
организация взаимодействия учебных заведений города с промышленными предприятиями в рамках адаптации системы образования к потребностям экономики города;
проведение Праздника труда с целью повышения престижности рабочих профессий;
инженерное обеспечение территорий жилищной застройки;
строительство жилья, в том числе экономического класса для сотрудников и молодых специалистов предприятий и организаций города;
обеспечение различных категорий граждан жилыми помещениями за счет средств из всех уровней бюджетов;
проведение работ по улучшению внешнего облика города, благоустройству и озеленению;
санитарная очистка лесопарковых и водоохранных зон, берегоукрепление малых рек на территории города;
проведение мероприятий по экологическому просвещению (конкурсы, праздники экологического календаря, смотры и т.д.);
приобретение подвижного состава общественного транспорта, приспособленного для маломобильных групп населения.
Ожидаемые результаты:
прирост реальной заработной платы на 3-4% в год;
повышение соотношения среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума до 3,2 раза;
обеспечение рынка труда квалифицированными специалистами;
повышение привлекательности города для жителей и гостей;
улучшение экологической обстановки в городе;
увеличение доступности подвижного состава общественного транспорта, социально значимых объектов для маломобильных групп населения.
1.2.3. Развитие образования и науки
В системе образования происходят позитивные изменения: увеличивается количество детей, охваченных дошкольным образованием, проводится комплексная модернизация сети общеобразовательных учреждений.
Вместе с тем в сфере образования остается ряд проблем:
дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;
недостаточная оснащенность материально-технической базы учреждений образования;
направления подготовки студентов ВУЗов частично не соответствуют требованиям современного рынка труда;
недоиспользуется потенциал научных учреждений.
Цель развития образования в среднесрочном периоде - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего потребностям граждан и перспективным задачам развития экономики города.
Задачи:
расширение сети дошкольных образовательных организаций;
укрепление кадрового потенциала системы образования;
улучшение материально-технического обеспечения образовательных учреждений;
содействие развитию научного и образовательного потенциала ВУЗов.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий под детские сады;
развитие негосударственного сектора дошкольного образования;
повышение уровня профессиональной подготовки педагогических работников;
материальное и техническое оснащение образовательных учреждений;
проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов) с привлечением ведущих специалистов и ученых в сфере гуманитарной и естественнонаучной специализации;
поддержка приоритетных научных исследований в области гуманитарных, естественных наук, агропромышленного производства;
совершенствование системы профессиональной ориентации учащихся, повышение мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
Ожидаемые результаты:
100% охват детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием;
увеличение численности учащихся общеобразовательных учреждений, обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
увеличение доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям;
внедрение разработок научных учреждений в реальный сектор экономики, в том числе в сельскохозяйственное производство.
1.2.4. Развитие культуры
В сфере культуры особое внимание уделяется сохранению культурного наследия, организации музейного и библиотечного обслуживания населения, поддержке творческих коллективов и талантливой молодежи, обеспечению многообразия художественной, творческой жизни в городе.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, заключающихся в недостаточном уровне:
материально-технического оснащения учреждений;
использования компьютерных технологий для популяризации деятельности культурных учреждений, организации широкого доступа жителей и гостей города к фондам музеев, библиотек;
доступности учреждений культуры и искусства для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель развития культуры в среднесрочном периоде - модернизация и развитие сети учреждений культуры и искусства города, развитие фольклорной и фестивально-выставочной деятельности.
Задачи:
создание условий для доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, к музейным предметам и коллекциям, информации и знаниям;
создание условий для реализации творческого потенциала детей;
расширение перечня масштабных мероприятий и культурных акций на территории города, увеличение экспозиционных площадей.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
реконструкция, ремонт, материальное и техническое оснащение объектов культуры и искусства;
реализация проекта "Библиобус" для обслуживания населения, проживающего в пригородной зоне и районах новостроек;
строительство объектов дополнительного образования детей в сфере культуры;
проведение региональных мероприятий: "Дни славянской письменности", фестиваль национальных культур и др.
Ожидаемые результаты выражаются в увеличении:
посещаемости культурно-досуговых мероприятий одним жителем в год;
числа учреждений культуры, укрепивших материально-техническую базу;
количества проводимых концертов муниципальными творческими коллективами города;
доли лауреатов, дипломантов всероссийских и международных конкурсов от общего количества обучающихся.
1.2.5. Развитие физической культуры и спорта
Работа в сфере физической культуры и спорта направлена на укрепление здоровья и воспитание культуры здорового образа жизни населения, организацию физкультурно-спортивной работы по месту жительства, повышение мастерства барнаульских спортсменов, поддержку муниципальных спортивных школ и общественных спортивных организаций, строительство и реконструкцию спортивных объектов.
Основные проблемы развития физической культуры и спорта заключаются:
в слабой обеспеченности города бассейнами, пригородных территорий спортивными объектами;
в недостаточном уровне материально-технического обеспечения спортивных школ;
в нехватке универсальных спортивных залов для развития командных видов спорта;
в недостатке специализированных спортивных сооружений (велотреки, велодорожки, роллерные трассы, роликодромы, скалодромы);
в отсутствии спортивной команды российского уровня в наиболее популярных видах спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол).
Цель развития физической культуры и спорта в среднесрочном периоде - повышение вовлеченности горожан в занятия физической культурой и спортом, развитие спорта высоких достижений.
Задачи:
развитие спортивной инфраструктуры города;
вовлечение в занятия физкультурой и спортом различных категорий граждан;
развитие физической культуры и спорта по месту жительства;
создание условий для развития детско-юношеского спорта;
развитие индивидуальных и командных видов спорта.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
строительство спортивных объектов;
укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования для занятий физической культурой и спортом;
организация спортивных мероприятий для работающего населения;
проведение комплексных спартакиад для различных категорий населения;
проведение городских спортивных мероприятий, чемпионатов и первенств по 60 видам спорта;
участие в реализации государственных программ.
Ожидаемые результаты выражаются в увеличении:
удельного веса населения города, занимающегося физической культурой и спортом;
количества участников городских массовых спортивных мероприятий до 80 тыс. человек;
количества команд предприятий, участвующих в соревнованиях;
количества дворовых площадок в рамках проекта "Дворовый инструктор" в районах города до 75;
охвата детей и юношества услугами дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
1.2.6. Реализация молодежной политики
Молодежная политика в городе реализуется через комплекс мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание, развитие и самореализацию молодежи, включение молодых людей в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества, создание стартовых условий для становления молодой семьи.
Цель реализации молодежной политики в среднесрочном периоде - создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, использование ее потенциала в интересах развития города.
Задачи:
создание условий для поддержки творческой и предпринимательской активности молодежи;
вовлечение молодежи в активную общественную деятельность;
развитие компьютерных технологий в режиме "он-лайн" в сфере реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне;
поддержка института молодой семьи.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
проведение выставок научно-технического творчества молодых ученых;
совершенствование практики поощрения одаренной, талантливой и социально активной молодежи;
организация постоянно действующей площадки для демонстрации разработок молодых ученых представителям промышленного сектора, малого и среднего бизнеса;
вовлечение молодежи в студенческие отряды, увеличение численности молодых людей, принимающих участие в волонтерской деятельности;
поддержка и развитие молодежных общественных объединений;
организация и проведение мероприятий гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания;
создание тематического сайта "Барнаул Молодежный";
участие в реализации государственных программ.
Ожидаемые результаты выражаются в увеличении:
доли молодых людей, вовлеченных в реализацию социальных проектов, от общей численности молодежи;
количества участников конкурса социально значимых проектов за счет привлечения студенческой молодежи к реализации грантовых проектов городского и краевого уровней;
количества молодых семей, улучшивших жилищные условия (с привлечением средств из всех уровней бюджетов).
1.3. Развитие инвестиционной деятельности
1.3.1. Градостроительство (жилищное, коммунальное строительство)
Градостроительная деятельность важное направление в развитии города. Постоянно обновляется рынок жилья, проводится комплексное освоение новых микрорайонов и инженерное обустройство крупнейших строительных площадок.
Основные проблемы в области градостроительной деятельности:
отставание в развитии инженерной и транспортной инфраструктуры;
нехватка подготовленных земельных участков под жилищное строительство.
Цель градостроительной политики в среднесрочном периоде - обеспечение устойчивого развития городской среды - комфортной для проживания и жизнедеятельности населения.
Задачи:
создание условий для развития массового строительства жилья, доступного для различных категорий граждан;
содействие обеспечению земельных участков инженерной, социальной, транспортной инфраструктурой;
улучшение жилищных условий граждан;
совершенствование архитектурно-пространственного облика города;
обеспечение комплексного подхода к благоустройству городских территорий;
нормативное обеспечение строящихся объектов парковочными местами.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач:
вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в рамках осуществления взаимодействия с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (земельный участок от ул. Просторной до Павловского тракта);
корректировка Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края;
комплексное освоение новых микрорайонов многоэтажной жилой застройки;
содействие обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой;
разработка новой и поддержание в актуальном состоянии действующей нормативно-правовой и нормативно-технической базы градостроительной политики;
переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу;
поддержка отдельных категорий граждан в целях улучшения их жилищных условий;
развитие мансардного строительства;
реставрация, восстановление и содержание объектов культурного наследия;
совершенствование форм благоустройства и озеленения.
Ожидаемые результаты:
увеличение годового объема ввода жилья на душу населения;
переселение граждан из аварийного жилого фонда;
благоустройство объектов на территории жилой застройки города;
улучшение архитектурного облика города за счет организации и проведения мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры.
1.3.2. Повышение инвестиционной привлекательности города
Привлечение инвестиций является одним из приоритетных направлений развития города. Ежегодно увеличиваются основные показатели, городскими организациями реализуются сотни инвестиционных проектов по модернизации производственных мощностей, создаются объекты капитального строительства.
Проблемы развития инвестиционной деятельности на территории Барнаула:
отсутствие свободных земельных участков в промышленных зонах города;
неполная реализация возможностей участия города в федеральных и государственных программах Российской Федерации, государственных и ведомственных целевых программах Алтайского края;
отсутствие нормативных документов, регулирующих частно-муниципальное партнерство.
Цель повышения инвестиционной привлекательности в среднесрочном периоде - улучшение инвестиционного климата для привлечения в город инвестиций в объеме, необходимом для стабильного социально-экономического развития Барнаула.
Задачи:
организация системной работы по включению городских объектов в федеральные и государственные программы Российской Федерации, государственные и ведомственные целевые программы Алтайского края;
взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного и частно-муниципального партнерства;
создание механизма привлечения в город инвестиций.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
оказание содействия органам исполнительной власти в подготовке заявок на включение городских объектов в федеральные целевые и государственные программы Российской Федерации, государственные программы и ведомственные целевые программы Алтайского края;
создание нормативно-правовой базы, необходимой для реализации проектов на условиях государственно-частного и частно-муниципального партнерства;
формирование базы данных инвестиционных предложений города Барнаула;
информационная поддержка и сопровождение потенциальных инвесторов;
участие Барнаула в рейтингах инвестиционной привлекательности.
Ожидаемые результаты:
увеличение доли частных (внебюджетных) инвестиций в общем объеме инвестиций;
роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 1,3 раза;
создание системы привлечения средств из вышестоящих бюджетов на городские объекты;
создание условий для реализации проектов на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
1.3.3. Улучшение имиджа города
Положительный имидж способствует привлечению внимания к городу, формированию его устойчивой конкурентоспособности, оказывает влияние на социально-экономическое развитие территории, дает возможность увеличить инвестиционную и социально-культурную притягательность города, повысить его рейтинг.
На сегодняшний день формирование позитивного имиджа Барнаула затруднено сложившимися тенденциями восприятия города как периферийного и малоперспективного.
Цель - обеспечение конкурентоспособности города среди городов Сибири путем преодоления негативных стереотипов о нем и реализации системного подхода в создании позитивного имиджа.
Задачи:
формирование и продвижение позитивного имиджа города;
создание эффективной системы управления информационно-коммуникационными ресурсами.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
проведение событийных мероприятий на территории города;
создание условий для развития въездного туризма;
участие города в кредитных рейтингах и рейтингах инвестиционной привлекательности;
формирование бренда города как культурного, туристического и делового центра и его продвижение;
разработка и проведение информационно-пропагандистской кампании и размещение рекламы о туристском потенциале города Барнаула;
активизация внешних связей города, в том числе участие в межмуниципальном сотрудничестве.
Ожидаемые результаты:
формирование позитивного образа города;
повышение туристической, инвестиционной привлекательности;
наличие утвержденного бренда города.
1.4. Развитие инфраструктурной системы
1.4.1. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и информационно-коммуникационной системы
Жилищно-коммунальное хозяйство - приоритетная сфера, определяющая качество жизни горожан. В городе проводится модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, реализуются меры по повышению надежности и эффективности энергообеспечения, осуществляются мероприятия по поддержанию жилищного фонда в надлежащем техническом состоянии.
Тем не менее, остается ряд нерешенных проблем, сдерживающих развитие отрасли:
высокий уровень износа объектов жилищно-коммунального хозяйства;
неудовлетворительный уровень надежности систем коммунальной инфраструктуры;
низкая энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства города.
Цель - создание максимально комфортных условий для проживания горожан, посредством качественного улучшения сферы жилищно-коммунального хозяйства и информационно-коммуникационной системы.
Задачи:
реализация краевых и муниципальных программ, направленных на проведение капитального ремонта жилищного фонда;
модернизация систем коммунальной инфраструктуры города;
повышение эффективности использования энергетических ресурсов;
развитие газораспределительной системы города;
повышение доступности для жителей и предприятий города современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
проведение капитального ремонта жилых многоквартирных домов;
организация информационной работы с населением по проведению капитального ремонта жилья, в том числе с использованием мансардного строительства;
разработка и утверждение схем водо- и электросбережения;
строительство газопроводов высокого давления;
взаимодействие с Интернет-провайдерами, сотовыми операторами с целью увеличения охвата пространства города бесплатным Интернет-трафиком.
Ожидаемые результаты:
приведение многоквартирного жилищного фонда города в состояние, отвечающее современным требованиям и условиям энергоэффективности;
увеличение уровня газификации жилого фонда;
перевод на газ угольных котельных;
снижение степени износа объектов коммунальной инфраструктуры;
сокращение объема потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями;
увеличение пространства города, охваченного бесплатным Интернет-трафиком.
1.4.2. Развитие транспортной системы
Особое внимание уделяется развитию транспортной системы города: осуществляются меры по модернизации улично-дорожной сети и инженерных сооружений, проводится замощение трамвайных путей, увеличивается протяженность линий наружного освещения. Наряду с этим, продолжается совершенствование системы общественного транспорта: увеличивается парк подвижного состава (в том числе электротранспорта), проводится оптимизация маршрутной сети городского пассажирского транспорта, производится установка новых остановочных павильонов.
Вместе с тем в отрасли существует ряд проблем:
низкое транспортно-эксплуатационное состояние значительной доли автомобильных дорог;
несоответствие уличной дорожной сети города темпам автомобилизации;
недостаточное качество работы общественного транспорта.
Цель развития транспортной системы в среднесрочном периоде - развитие транспортной инфраструктуры с учетом непрерывно растущей автомобилизации города, улучшение качества и надежности пассажироперевозок.
Задачи:
обеспечение комплексного развития дорожно-транспортной инфраструктуры, отвечающего современным потребностям жителей и темпам развития ключевых отраслей экономики;
продолжение работы по привлечению средств из вышестоящих бюджетов на финансирование мероприятий по организации дорожного движения (модернизация светофоров, устройство ограждений, пешеходных переходов), обновлению подвижного состава городского электрического транспорта;
повышение безопасности дорожного движения;
организация транспортного обслуживания населения.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
строительство и реконструкция автомобильных дорог, дорожных сооружений;
ремонт сельских и поселковых дорог, микрорайонов индивидуальной жилой застройки;
строительство и реконструкция линий наружного освещения;
устройство и содержание технических средств организации дорожного движения;
поддержка социально значимых маршрутов с низким пассажиропотоком;
устройство остановочных пунктов;
обновление подвижного состава городского транспорта;
капитальный ремонт и ремонт кабельных линий, тяговых подстанций и контактной сети городского электрического транспорта.
Ожидаемые результаты:
увеличение пропускной способности дорожной сети;
увеличение доли освещенной улично-дорожной сети города;
замена светильников уличного освещения на энергосберегающие;
обновление подвижного состава городского транспорта;
стабилизация обстановки с аварийностью на дорогах.
1.5. Интеграционное развитие в рамках Ассоциации "Барнаульская агломерация интеграционного развития территорий"
Барнаульская агломерация объединяет города Барнаул, Новоалтайск и Первомайский район. Между участниками агломерации сложились экономические, трудовые, транспортные и культурно-бытовые связи. В пределах агломерации сосредоточено более трети населения края и порядка 45% промышленного производства.
Цель развития Барнаульской агломерации - создание комфортных условий для жизнедеятельности населения, проживающего на территории агломерации.
Задачи:
участие в пилотном проекте Министерства экономического развития Российской Федерации по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций;
разработка совместных социально ориентированных проектов;
развитие агропромышленного комплекса;
совершенствование дорожно-транспортной инфраструктуры;
расширение жилищного строительства.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и достижение цели:
разработка Стратегии развития Барнаульской агломерации;
корректировка схемы территориального планирования Барнаульской агломерации;
строительство международного терминала в аэропорту Барнаул имени Г.С. Титова;
развитие троллейбусного сообщения по маршруту Барнаул - Новоалтайск;
реконструкция коммунального моста через реку Обь;
строительство жилья на правом берегу реки Обь.
Ожидаемые результаты:
рост производства промышленной продукции;
повышение транспортной доступности;
обеспечение рынка труда квалифицированными специалистами.
2. Механизм реализации и ресурсное обеспечение Программы
Механизм реализации Программы направлен на обеспечение выполнения всех программных мероприятий в рамках социальной, экономической, финансовой, а также инвестиционной политики и включает следующие элементы:
- определение состава, механизмов координации, организационное обеспечение действий всех органов местного самоуправления, ответственных за исполнение мероприятий Программы;
- нормативно-правовое обеспечение реализации приоритетных направлений Программы;
- экономическое обеспечение реализации Программы, нацеленное на создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности муниципальной экономики, стабильных условий осуществления инновационной и инвестиционной деятельности;
- систему программных мероприятий и инвестиционных проектов.
С позиций организационно-правового обеспечения механизмами решения поставленных задач являются:
- прогнозирование и индикативное планирование развития с корректировкой программных мероприятий в соответствии с изменениями законодательного, экономического и социального характера;
- подготовка и принятие муниципальных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию целевых установок Программы;
- координация деятельности исполнителей по выполнению программных мероприятий.
Реализация Программы предусматривает:
- повышение инвестиционной и инновационной активности на основе стимулирования хозяйствующих субъектов, обеспечивающих их конкурентоспособность на межрегиональных и международных рынках;
- создание информационных, административных и финансовых условий для развития малого и среднего бизнеса, его интеграции с крупным бизнесом;
- формирование энерго- и ресурсосберегающей политики, направленной на повышение эффективности использования различных видов ресурсов за счет снижения потребления и реализации ресурсосберегающих мероприятий в бюджетной и жилищной сферах;
- повышение потенциала экономики города посредством интеграционного развития.
Система программных мероприятий и инвестиционных проектов включает:
- разработку и реализацию мероприятий по привлечению и распределению финансовых и других видов ресурсов, нацеленных на решение поставленных в Программе целей и задач;
- взаимосвязь мероприятий муниципальных программ с целевыми индикаторами Программы;
- организацию подготовки инвестиционных проектов с оценкой затрат и эффективности их выполнения;
- мониторинг реализации мероприятий и инвестиционных проектов Программы, контроль достижения целевых результатов ее выполнения.
Реализация Программы предусматривает использование всех имеющихся инструментов на муниципальном уровне:
механизмов инвестиционного регулирования;
реализацию федеральных, краевых, муниципальных программ;
финансово-кредитных механизмов;
систему стимулирования предпринимательской деятельности;
развитие системы взаимодействия с субъектами хозяйственной деятельности (государственно-частное и муниципально-частное партнерство), взаимодействие с органами исполнительной власти края.
Для успешной реализации Программы необходимо развивать все существующие механизмы привлечения внебюджетных средств: акционирование, создание совместных предприятий, кредитование и другие.
Необходимым условием реализации Программы является взаимодействие администрации города, Барнаульской городской Думы, субъектов хозяйствования и общественности.
Ресурсное обеспечение Программы будет осуществляться за счет федерального, краевого и городского бюджетов, а также средств внебюджетных источников.
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджетов на соответствующий финансовый год.
Финансирование мероприятий муниципальных программ в очередном финансовом году будет осуществляться по результатам мониторинга и оценки эффективности их выполнения в отчетном периоде, что обеспечит необходимую информационно-аналитическую поддержку принятия решений для реализации Программы по годам.
3. Ожидаемые результаты Программы
За период реализации Программы будут заложены основы для дальнейшего развития долгосрочных стратегических направлений экономики и социальной сферы города.
Осуществление предусмотренных в Программе мероприятий позволит создать необходимые условия для достижения устойчивого экономического роста и перехода на качественно новый уровень жизни населения города.
Социально-экономическая эффективность оценивается по степени достижения целевых значений показателей, представленных в Приложении 1 и целевых показателей по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года - Приложение 2.
4. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общее руководство реализацией Программы осуществляется главой администрации города Барнаула.
Текущее руководство возлагается на заместителя главы администрации города по экономической политике.
В полномочия комитета экономического развития и инвестиционной деятельности входят:
текущий контроль за выполнением программных мероприятий;
мониторинг реализации Программы;
оценка выполнения индикаторов Программы, целевых показателей по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и ежегодная корректировка перечня мероприятий в зависимости от изменения социально-экономических условий;
координация действий участников Программы;
проведение работы по включению программных мероприятий города в состав федеральных и региональных программ;
информационное сопровождение реализации Программы.
Утвержденная Барнаульской городской Думой Программа является документом, обязательным к исполнению для всех органов местного самоуправления города. Ответственные должностные лица администрации города вносят коррективы в годовые планы, учитывая цели, задачи и основные мероприятия, принятые в Программе.
Реализация Программы заключается в поэтапном продвижении к поставленной цели путем выполнения программных мероприятий и решения программных задач. Программа считается полностью реализованной при достижении главной заявленной цели.
Общественность города Барнаула ежегодно информируется о ходе реализации Программы.
Программа включает в себя 5 приложений:
Приложение 1. Перечень целевых индикаторов Программы;
Приложение 2. Перечень целевых показателей по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
Приложение 3. Перечень крупных инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории города в период до 2017 года;
Приложение 4. Перечень муниципальных программ, планируемых к реализации с 2015 года;
Приложение 5. Перечень земель, подлежащих переводу из одной категории в другую.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.