На основании пункта 3 статьи 2, части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", частей 2, 5-17 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статей 3 и 7 закона Алтайского края от 11.05.2011 N 53-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Алтайского края.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Алтайского края Локтева С.А.
Временно исполняющий |
А.Б. Карлин |
Порядок
осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Алтайского края
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 16 сентября 2014 г. N 427)
I. Общие положения
1.1. Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Алтайского края (далее - "Порядок") разработан с целью установления порядка деятельности, требований к организации и осуществлению уполномоченным органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства на территории Алтайского края, определения перечня должностных лиц указанного органа и их полномочий.
1.2. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства на территории Алтайского края (далее - "контроль (надзор) в области долевого строительства") осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края - Государственной инспекцией Алтайского края (далее - "Инспекция").
1.3. Задачами контроля (надзора) в области долевого строительства являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 214-ФЗ") и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (далее - "обязательные требования").
1.4. Контроль (надзор) в области долевого строительства осуществляется посредством:
а) организации и проведения мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц Инспекции и лиц, деятельность которых связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Инспекции;
б) организации и проведения проверок выполнения обязательных требований лицами, деятельность которых связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
в) принятия мер воздействия для пресечения и (или) устранения выявленных нарушений (направление предписания об устранении нарушений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, производство по делам об административных правонарушениях) и иных мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) обращения в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, с заявлением о ликвидации лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства, в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц, связанных с нарушениями Федерального закона N 214-ФЗ;
е) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
1.5. Контроль (надзор) в области долевого строительства осуществляется Инспекцией в отношении деятельности лица, связанной с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, осуществляемой им до даты окончания последнего квартала, в течение которого действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный этим лицом с участником долевого строительства, или если у него имелись неисполненные обязательства по договору с участником долевого строительства, и завершается проверкой соответствующей ежеквартальной отчетности застройщика.
Все документы, составленные либо полученные при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства, подлежат включению в дело, формируемое Инспекцией.
1.6. В случае выявления при проведении проверки нарушений действующего законодательства, по которым принятие мер реагирования не входит в компетенцию Инспекции, должностное лицо Инспекции, выявившее указанные нарушения, направляет материалы проверки в правоохранительные и иные органы в соответствии с их компетенцией.
II. Перечень должностных лиц Инспекции, имеющих право на осуществление контроля (надзора) в области долевого строительства, их полномочия
2.1. Должностными лицами, имеющими право на осуществление контроля (надзора) в области долевого строительства (далее - "уполномоченные должностные лица Инспекции"), являются: руководитель Инспекции, заместитель руководителя Инспекции, курирующий направление деятельности по осуществлению контроля (надзора) в области долевого строительства, начальник, заместитель начальника, консультанты, главные, ведущие специалисты, специалисты 1 категории отдела контроля и надзора в области долевого строительства Инспекции.
Перечень должностных лиц Инспекции, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях от имени Инспекции, устанавливается нормативным правовым актом Инспекции.
2.2. Уполномоченные должностные лица Инспекции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов сведения и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) проводить мероприятия по контролю, в том числе плановые и внеплановые документарные и (или) выездные проверки;
3) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) Инспекции о назначении проверки входить в здания и другие служебные помещения организации, в отношении которой проводится выездная проверка, пользоваться необходимыми для проверки техническими средствами;
4) получать копии документов, заверенные подписью руководителя организации и в случаях, предусмотренных законодательством, подписью главного бухгалтера или лиц, их замещающих, и оттиском печати субъекта проверки;
5) осуществлять копирование документов для приобщения к материалам проверки, проводить их исследования, а также испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
6) получать доступ к автоматизированным информационным системам субъекта проверки, в отношении которого проводится выездная проверка, в режиме просмотра и выборки необходимой информации;
7) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
8) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
9) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом N 214-ФЗ.
2.3. Уполномоченные должностные лица Инспекции при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лиц, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Инспекции в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа руководителя (заместителя руководителя) Инспекции, копии документа о согласовании проведения проверки (если оно требуется);
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лица, проверка которого проводится, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лица, проверка которого проводится, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя лица, проверка которого проводится, с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц, государства, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов лиц, в отношении которых проведена проверка;
9) доказывать обоснованность своих действий (решений) при их обжаловании лицами, проверка которых проводится (проводилась), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные статьей 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - "Федеральный закон N 294-ФЗ");
11) не требовать от лица, в отношении которого проводится проверка, документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя лица, в отношении которого назначена проверка, ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
2.4. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Инспекции обязаны принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры воздействия для пресечения и (или) устранения выявленных нарушений:
выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом интересам граждан, юридических лиц, государства;
принять меры, необходимые для привлечения виновных лиц к ответственности, установленной Федеральным законом N 214-ФЗ и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.5. Уполномоченные должностные лица Инспекции при осуществлении полномочий по контролю (надзору) в области долевого строительства соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15-18 Федерального закона N 294-ФЗ, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
2.6. Уполномоченные должностные лица Инспекции имеют служебные удостоверения единого образца, установленного нормативным правовым актом Инспекции.
III. Порядок организации и проведения мероприятий по контролю соблюдения обязательных требований
3.1. К отношениям, связанным с осуществлением Инспекцией контроля (надзора) в области долевого строительства, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьей 23 Федерального закона N 214-ФЗ.
3.2. Положения Федерального закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие Инспекции и лиц, деятельность которых связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Инспекции, в том числе:
получение и анализ ежеквартальной отчетности застройщиков;
получение и анализ проектной декларации, изменений в проектную декларацию застройщика;
получение и анализ обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
анализ соблюдения установленного срока исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданного Инспекцией.
3.3. В целях осуществления контроля (надзора) в области долевого строительства Инспекция в пределах установленных полномочий организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона N 294-ФЗ, частями 8-13 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ.
3.4. Основанием для проведения Инспекцией плановой проверки является истечение одного года с даты выдачи лицу, привлекающему денежные средства граждан для строительства, разрешения на строительство либо с даты окончания проведения последней плановой проверки такого лица на территории Алтайского края.
3.5. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) неисполнение в установленный срок лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства, выданного Инспекцией предписания об устранении нарушения требований Федерального закона N 214-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - "уполномоченный орган");
2) выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) поступление в Инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о фактах нарушений требований Федерального закона N 214-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа, актов органов местного самоуправления;
4) приказ руководителя (заместителя руководителя) Инспекции о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо высшего исполнительного органа государственной власти Алтайского края в случае выявления нарушений обязательных требований Федерального закона N 214-ФЗ и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
5) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
3.6. Проверка соблюдения обязательных требований включает в себя следующие действия:
формирование ежегодного плана проведения плановых проверок;
организация проверок;
проведение плановых и (или) внеплановых документарных и (или) выездных проверок;
оформление результатов проверок;
составление и направление предписаний об устранении нарушений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, контроль за исполнением выданных предписаний.
3.7. Объектом проверки является деятельность, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Алтайского края.
3.8. Предметом проверок (мероприятий по контролю) является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства граждан для строительства, обязательных требований, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе обязательных требований:
к наличию и соответствию проектной декларации требованиям законодательства об участии в долевом строительстве, проектной и разрешительной документации, экспертному заключению;
к порядку размещения и (или) представления проектной декларации, внесения изменений в проектную декларацию;
к основаниям привлечения денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - "участники долевого строительства"), связанного с возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости;
к договорам участия в долевом строительстве (соответствию заключенных с участниками долевого строительства договоров требованиям Федерального закона N 214-ФЗ);
к соблюдению порядка передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства;
к ежеквартальной отчетности застройщика, представляемой в Инспекцию (срокам представления ежеквартальной отчетности застройщика, составу и достоверности сведений, представляемых в составе отчетности);
к порядку учета и отражения на счетах бухгалтерского учета привлеченных денежных средств, в том числе наличию аналитического учета активов и обязательств, обеспечивающего получение необходимой информации у застройщика по каждому участнику долевого строительства и договорам долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств (включая жилищные сертификаты) участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по активам застройщика, считающимся находящимися в залоге, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства и обязательствам участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором период, об оплате жилых помещений после завершения и признании выручки от продажи;
к целевому использованию застройщиком привлеченных денежных средств участников долевого строительства;
к соблюдению застройщиком нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности (норматива обеспеченности обязательств, норматива целевого использования средств, норматива безубыточности);
других обязательных требований.
3.9. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства устанавливаются административным регламентом.
3.10. Решения и действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц Инспекции при проведении мероприятий по контролю могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Порядок раскрытия информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, об эффективности государственного контроля (надзора) в области долевого строительства
4.1. Инспекция размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию о своей деятельности:
а) ежегодный план проведения плановых проверок (информация размещается в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок);
б) сведения о результатах плановых и внеплановых проверок с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных (ежеквартально);
в) ежегодные доклады об осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства и эффективности такого контроля (надзора) (первый квартал года, следующего за отчетным периодом);
г) тексты рекомендаций и информацию, способствующие выполнению обязательных требований (по мере необходимости).
V. Порядок взаимодействия Инспекции с органами государственной власти и местного самоуправления при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства
5.1. При реализации полномочий по осуществлению контроля (надзора) в области долевого строительства Инспекция взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами по вопросам, связанным с защитой прав и законных интересов участников долевого строительства.
5.2. Задачами взаимодействия Инспекции с органами государственной власти и местного самоуправления являются:
укрепление законности и правопорядка;
защита прав и законных интересов участников долевого строительства;
соблюдение гарантий защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства;
повышение эффективности контроля (надзора) в области долевого строительства.
5.3. Взаимодействие Инспекции с органами государственной власти и местного самоуправления осуществляется в следующих формах, не противоречащих законодательству, в том числе:
1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам регулирования отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства, контроля (надзора) в области долевого строительства;
2) информирование о лицах, нарушающих требования законодательства Российской Федерации в области долевого строительства;
3) информирование о результатах проводимых проверок, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства, состоянии соблюдения обязательных требований;
4) подготовка предложений о совершенствовании законодательства, регулирующего отношения в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;
5) создание совместных координационных и совещательных органов с привлечением к их работе экспертов, экспертных организаций, в том числе для разработки документов по вопросам организации и осуществления контроля (надзора) в области долевого строительства, мероприятий, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства, повышения квалификации специалистов;
6) проведение совместных информационно-консультационных мероприятий, посвященных соблюдению обязательных требований и порядку участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для граждан и организаций;
7) обмен информацией.
5.4. При осуществлении своих полномочий Инспекция в рамках взаимодействия:
а) получает от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
б) получает от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, а также от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
в) получает от органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (в том числе документы, связанные со строительством многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости);
г) уведомляет органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о вступлении в силу решения суда о ликвидации лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства, или приостановлении осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
5.5. Принципами взаимодействия Инспекции и органов государственной власти, местного самоуправления являются:
соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и граждан;
проведение проверок в строгом соответствии с компетенцией Инспекции, органов государственной власти и местного самоуправления;
независимость и самостоятельность должностных лиц Инспекции, органов государственной власти и местного самоуправления при реализации их полномочий.
5.6. Инспекция осуществляет взаимодействие с объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, гражданами путем участия в совместных совещаниях, работе "круглых столов", конференциях с целью защиты прав и законных интересов участников долевого строительства, обмена информацией, выработки единого подхода к правоприменительной практике в сфере долевого строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 16 сентября 2014 г. N 427 "Об утверждении Порядка осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов на территории Алтайского края"
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 19 сентября 2014 г., в газете "Алтайская правда" от 27 сентября 2014 г. N 206
Постановлением Правительства Алтайского края от 22 декабря 2021 г. N 481 настоящий документ признан утратившим силу с 22 декабря 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Алтайского края от 25 июня 2020 г. N 276
Изменения вступают в силу с 26 июня 2020 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 21 августа 2019 г. N 316
Изменения вступают в силу с 22 августа 2019 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 21 ноября 2017 г. N 419
Изменения вступают в силу с 23 ноября 2017 г. и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.