Рассмотрев протест прокурора г. Златоуста N 32-2020 от 21.08.2020 г. на решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 30.12.2005 г. N 106-ЗГО "Об утверждении Положения об обеспечении охраны окружающей среды и экологическом контроле в границах Златоустовского городского округа" (далее - Положение), Собрание депутатов Златоустовского городского округа отмечает следующее.
Прокурор города Златоуста полагает, что отдельные пункты Положения подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством, в связи с их противоречием законодательству об охране окружающей среды.
В связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон N 7-ФЗ), предусматривающие осуществление экологического контроля, утратили силу с 01 августа 2011 года, взамен данного понятия введено понятие государственного экологического надзора, полномочиями по осуществлению которого наделены уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законом Челябинской области от 4 декабря 2015 г. N 268-ЗО "О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области охраны окружающей среды" прекращено осуществление соответствующих государственных полномочий органами местного самоуправления с 01 января 2016 г.
Таким образом, регулирование вопросов осуществления экологического надзора находится вне компетенции органов местного самоуправления.
В связи с чем, подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством отдельные пункты Положения, предусматривающие перечень вопросов местного значения в области охраны окружающей среды, осуществление экологического контроля, отдельные мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа, определение содержания экологического контроля и входящих в него мероприятий, определение расходных обязательств муниципального образования в сфере охраны окружающей среды.
Ст. 16 Федерального закона РФ от 06.03.2006 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ), ст. 7 закона N 7-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относит организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 закона).
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
Таким образом, мероприятия по охране окружающей среды включают в себя сохранение и восстановление, среди прочего, компонентов природной среды, к которым отнесены земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Лесной кодекс Российской Федерации (ст. 60.12) устанавливает: леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Ст. 84 Лесного кодекса, ст. 16 закона N 131-ФЗ относит к полномочиям органов местного самоуправления в сфере лесных отношений, среди прочих, осуществление муниципального лесного контроля.
Статья 60.15 Лесного кодекса РФ устанавливает, что охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Ст. 5 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относит контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно п. 3 положения, организацию работы по обеспечению охраны окружающей среды на территории ЗГО осуществляет, в том числе, Управление по экологии и природопользованию Администрации округа.
Распоряжение Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 26.12.2011 г. N 1929-р "О реорганизации Муниципального учреждения "Управление по экологии и природопользованию Златоустовского городского округа" и утверждении положения об Управлении по экологии и природопользованию Администрации Златоустовского городского округа", устанавливая основной сферой деятельности Управления решение вопросов местного значения по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, к числу задач и функций относит организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, осуществление муниципального лесного контроля, контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, к полномочиям органов местного самоуправления по охране окружающей среды в границах городского округа относятся, в том числе, иные мероприятия по охране окружающей среды, призванные своей целью сохранить, восстановить, использовать рационально и не допускать негативного воздействия на природные компоненты, в том числе муниципальный лесной контроль, контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, которые п.2 положения отнесены к вопросам местного образования Златоустовский городской округ в области охраны окружающей среды.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и Уставом Златоустовского городского округа, принимая во внимание протест прокурора города Златоуста Е.А. Шумихина от N 32-2020 от 21.08.2020 г. (вх. N 1384 от 30.12.2005 г.), Собрание депутатов Златоустовского городского округа решает:
1. Внести в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 30.12.2005 г. N 106-ЗГО "Об утверждении Положения об обеспечении охраны окружающей среды и экологическом контроле в границах Златоустовского городского округа" (в редакции решений: от 26.12.2007 г. N 124-ЗГО, от 24.04.2012 г. N 19-ЗГО) изменения согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Златоустовского городского округа в сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию по социальной защите, здравоохранению и экологии.
Председатель Собрания депутатов |
А.М. Карюков |
Глава Златоустовского городского округа |
М.Б. Пекарский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 2 ноября 2020 г. N 68-ЗГО "О рассмотрении протеста прокурора г.Златоуста на решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 30.12.2005 г. N 106-ЗГО "Об утверждении Положения об обеспечении охраны окружающей среды и экологическом контроле в границах Златоустовского городского округа"
Вступает в силу с 2 ноября 2020 г.
Текст решения опубликован в газете "Златоустовский рабочий" от 13 ноября 2020 г. N 64 (24972), спецвыпуск N 42