Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Хабаровского края
от 5 ноября 2020 г. N 462-пр
"Государственная программа Хабаровского края
"Доступная среда"
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2015 г. N 491-пр)
Паспорт
государственной программы Хабаровского края "Доступная среда"
Наименование государственной программы |
государственная программа Хабаровского края "Доступная среда" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
министерство социальной защиты населения Хабаровского края |
Соисполнители Программы |
министерство образования и науки Хабаровского края; министерство здравоохранения Хабаровского края; министерство культуры Хабаровского края; министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края; министерство физической культуры и спорта Хабаровского края; министерство информационных технологий и связи Хабаровского края; комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края; главное управление внутренней политики Правительства Хабаровского края |
Участники Программы |
органы местного самоуправления муниципальных образований края (по согласованию) |
Цель Программы |
повышение уровня доступности (далее также - доступность) приоритетных объектов и услуг*(1) в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения*(2) (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, в получении услуг, необходимой информации) (далее также - МГН) в Хабаровском крае (далее также - край) |
Задачи Программы |
формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в крае; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сферах социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в крае; повышение доступности дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования в крае |
Подпрограммы |
подпрограмма "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" (далее - Подпрограмма) (приведена в Приложении N 9 к Программе) |
Основные мероприятия Программы |
нормативное правовое сопровождение формирования доступной среды для инвалидов и других МГН и организационных механизмов развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, формирования для них доступной среды жизнедеятельности, проведение репрезентативных социологических исследований; адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН; информационно-просветительские и общественные мероприятия; мероприятия, направленные на формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями (приведены в Приложении N 2 к Программе) |
Основные показатели (индикаторы) Программы |
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в крае; доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов в общей численности опрошенных граждан в крае; доля приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в крае; доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности*(3) края по результатам их паспортизации*(4), среди всех приоритетных объектов и услуг в крае; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в крае; доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в крае; доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае; доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае; доля инвалидов, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (по отношению к значению показателя предыдущего года) (показатели (индикаторы) Программы приведены в Приложении N 1 к Программе, методика расчета показателей (индикаторов) Программы приведена в Приложении N 4 к Программе) |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в один этап: 2016 - 2025 годы |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств |
Ресурсное обеспечение реализации Программы составляет: общий объем финансирования реализации Программы составляет 688 170,49 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 111 664,50 тыс. рублей; в 2017 году - 83 708,48 тыс. рублей; в 2018 году - 55 355,67 тыс. рублей; в 2019 году - 87 585,22 тыс. рублей; в 2020 году - 80 155,80 тыс. рублей; в 2021 году - 63 374,97 тыс. рублей; в 2022 году - 61 316,11 тыс. рублей; в 2023 году - 50 696,58 тыс. рублей; в 2024 году - 46 956,58 тыс. рублей; в 2025 году - 47 356,58 тыс. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета (прогнозно) - 51 307,54 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 48 430,10 тыс. рублей; в 2023 году - 2 292,48 тыс. рублей; в 2024 году - 292,48 тыс. рублей; в 2025 году - 292,48 тыс. рублей; из них: предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минтруда России (прогнозно) - 12 627,74 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 11 830,30 тыс. рублей; в 2023 году - 532,48 тыс. рублей; в 2024 году - 132,48 тыс. рублей; в 2025 году - 132,48 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России (прогнозно) - 36 599,80 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 36 599,80 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России (прогнозно) - 480,00 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2023 году - 160,00 тыс. рублей; в 2024 году - 160,00 тыс. рублей; в 2025 году - 160,00 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минздрава России (прогнозно) - 1 600,00 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2023 году - 1 600,00 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета - 636 507,95 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 63 034,40 тыс. рублей; в 2017 году - 83 553,48 тыс. рублей; в 2018 году - 55 355,67 тыс. рублей; в 2019 году - 87 585,22 тыс. рублей; в 2020 году - 80 155,80 тыс. рублей; в 2021 году - 63 374,97 тыс. рублей; в 2022 году - 61 316,11 тыс. рублей; в 2023 году - 48 404,10 тыс. рублей; в 2024 году - 46 664,10 тыс. рублей; в 2025 году - 47 064,10 тыс. рублей; из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета - 121 178,20 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2017 году - 32 928,10 тыс. рублей, из них: предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минтруда России - 7 521,70 тыс. рублей; предоставляемые на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России - 24 748,90 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России - 657,50 тыс. рублей; в 2018 году - 8 956,00 тыс. рублей, из них: предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минтруда России - 2 042,30 тыс. рублей; предоставляемые на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России - 6 869,20 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России - 44,50 тыс. рублей; в 2019 году - 32 655,20 тыс. рублей, из них: в сфере деятельности Минтруда России - 2 878,97 тыс. рублей; предоставляемые на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России - 18 681,00 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России - 202,80 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минздрава России - 10 892,43 тыс. рублей; в 2020 году - 26 558,50 тыс. рублей, из них: в сфере деятельности Минтруда России - 5 049,53 тыс. рублей; предоставляемые на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России - 18 991,89 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России - 265,60 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минздрава России - 830,20 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минкультуры России - 1 421,28 тыс. рублей; в 2021 году - 10 335,20 тыс. рублей, из них: в сфере деятельности Минтруда России - 2 341,87 тыс. рублей; предоставляемые на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России - 2 807,39 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России - 218,40 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минздрава России - 3 546,26 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минкультуры России - 1 421,28 тыс. рублей; в 2022 году - 9 745,20 тыс. рублей, из них: в сфере деятельности Минтруда России - 652,49 тыс. рублей; предоставляемые на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минпросвещения России - 3 481,26 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России - 160,00 тыс. рублей; предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минздрава России - 5 451,45 тыс. рублей; из средств бюджетов муниципальных образований края (прогнозно) - 355,00 тыс. рублей, в том числе: в 2016 году - 200,00 тыс. рублей, в 2017 году - 155,00 тыс. рублей; Объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России (справочно*(5)) - 466,70 тыс. рублей, в том числе: в 2016 году - 466,70 тыс. рублей. Данные о ресурсном обеспечении Программы приведены в Приложениях N 3, 5, 6 к Программе. Правила предоставления и расходования субсидии из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края на реализацию мероприятий по созданию безбарьерной среды в объектах транспортной инфраструктуры приведены в приложении N 7 к Программе. Правила предоставления и расходования субсидии из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов края в целях софинансирования расходных обязательств на реализацию мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других МГН (мероприятия по созданию безбарьерной среды в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей в крае) приведены в приложении N 8 к Программе. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: оценить состояние доступности объектов и услуг путем их паспортизации и формирования карт доступности объектов и услуг; повысить уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Социальная эффективность Программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет: увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, формате их предоставления; преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в мероприятия, проводимые с другими гражданами; проведения информационных кампаний и акций в средствах массовой информации, освещения проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами; повышения уровня доступности и качества услуг, открытых или предоставляемых для населения. К 2025 году планируется достижение следующих значений основных показателей (индикаторов) Программы: увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае (до 78,4 процентов к 2025 году); увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в крае (до 64,9 процента к 2025 году); увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов в общей численности опрошенных граждан в крае (до 84,7 процента к 2025 году); увеличение доли приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в крае (до 100,0 процентов к 2025 году); увеличение доли приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности края по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг в крае (до 100,0 процентов к 2025 году); увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в крае (до 81,2 процентов к 2025 году); увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в крае (до 100,0 процентов к 2025 году); увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае (до 100,0 процентов к 2025 году); увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование в общей численности детей-инвалидов данного возраста в крае (до 55,0 процентов к 2025 году); увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (по отношению к значению показателя предыдущего года) (до 117,0 процентов к 2025 году). |
1. Общая характеристика обоснования разработки Программы
В настоящее время на территории края проживает 70,9 тыс. инвалидов (5,39 процентов населения края). Инвалидов 1 группы - 9,6 тыс. человек (13,5 процентов), 2 группы - 30,1 тыс. человек (42,5 процента), 3 группы - 26,1 тыс. человек (36,8 процентов), дети-инвалиды - 5,1 тыс. человек (7,2 процентов). На 01 января 2019 г. численность инвалидов составляла 73,3 тыс. человек, в течение года сократилась на 2,4 тыс. чел. (3,3 процента). Доля инвалидов в численности населения ниже общероссийской и составляет 5,4 процента (общероссийская 8,3 процента). В течение ряда лет численность детей-инвалидов остается практически неизменной, вместе с тем доля детей-инвалидов в численности детского населения ежегодно снижается, с 2017 года - на 0,1 процента и составляет 1,8 процента.
В структуре по возрасту преобладают инвалиды пенсионного возраста. По гендерному признаку - женщины (54,0 процента), среди детей-инвалидов - мальчики (61,0 процент). За последние три года количество инвалидов уменьшилось на 7,3 тыс. человек (на 9,0 процентов), что соответствует общероссийской тенденции к постепенному снижению количества инвалидов старше 18 лет.
На долю детей-инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности приходится 13,0 процентов. Наиболее выраженные ограничения жизнедеятельности у детей формируют болезни нервной системы.
Хабаровский край находится на 74 месте в Российской Федерации по доле взрослых инвалидов в численности населения и 46 место по доле детей-инвалидов в численности детского населения.
В структуре первичной инвалидности взрослых преобладают злокачественные новообразования и болезни системы кровообращения; детей - психические расстройства и расстройства поведения (среди которых доминирует умственная отсталость) и болезни нервной системы (преобладает детский церебральный паралич). Высокий уровень первичной инвалидности в 2018 году отмечен в Николаевском районе - 98 человек на 10 тыс. населения. Увеличение показателя отмечено в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском районе, районе имени Полины Осипенко.
Среди болезней, формирующих повторную инвалидность, лидирующие позиции принадлежат болезням системы кровообращения, злокачественным образованиям, психическим расстройствам и расстройствам поведения.
Обеспечение доступной среды для инвалидов является одной из важнейших задач общества, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации.
Согласно Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 03 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О Ратификации Конвенции о правах инвалидов" (далее - Конвенция), государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
В связи с ратификацией Конвенции принят Федеральный закон от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрены требования к государственным органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за их неисполнение.
Нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном и краевом уровнях, обозначены приоритеты в решении этой проблемы.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (далее также - примерная программа субъекта).
В целях создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни, а также реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН действует государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
С учетом примерной программы субъекта разработана Программа.
Решение задачи повышения качества оказания реабилитационных услуг инвалидам непосредственно связано с решением проблемы реконструкции, капитального ремонта, оснащения современной реабилитационной техникой учреждений приоритетных социальных сфер.
Многие здания, в которых расположены указанные учреждения, не предусматривают условий беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН. Обустройство указанных учреждений специальными приспособлениями позволит повысить комфортность пребывания в них; компенсировать утраченные функции организма, что будет способствовать полной адаптации инвалидов и других МГН в обществе.
В целях реализации Федерального закона от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" распоряжением Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 г. N 668-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов действующих объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами в Хабаровском крае" утвержден План мероприятий ("дорожная карта"), согласно которому планируется достижение полной доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН к 2030 году.
Программой и "дорожной картой" предусмотрены ряд инновационных мероприятий по повышению доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг. Для их реализации сформирована нормативная правовая база, создана система постоянного мониторинга состояния доступности объектов для инвалидов и других МГН, осуществляется паспортизация приоритетных объектов социальной инфраструктуры, информация о них заносится на карту доступности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проводятся другие мероприятия.
В ходе реализации Программы в 2013 - 2019 годах достигнуты определенные результаты в области комплексного решения проблем по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН.
В крае сформирован реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН края (далее - Краевой реестр), отобранных с участием представителей общественных организаций инвалидов края.
По состоянию на 01 января 2020 г. к потребностям инвалидов и других МГН дооборудовано 160 приоритетных объектов, что составляет 67,8 процента от общего количества объектов, входящих в Краевой реестр (236 объектов).
По состоянию на 01 мая 2020 г. в Краевом реестре числится 241 объект краевой и муниципальной собственности. Информация из утвержденных паспортов доступности занесена на Карту доступности края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте zhit-vmeste.ru.
В целях приспособления жилых помещений к потребностям инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, в рамках Программы предоставляется мера социальной поддержки по адаптации внутриквартирного пространства в форме выплаты компенсации инвалидам и детям-инвалидам, передвигающимся на креслах-колясках, за работы по дооборудованию своего жилья (расширение дверных проемов, ликвидация межкомнатных порогов, установка поручней, а также приобретение стационарных или передвижных подъемников для жилых и ванных комнат). В 2013 - 2019 годах данной мерой социальной поддержки воспользовались 573 инвалида, передвигающихся на креслах-колясках, на общую сумму 26,3 млн. руб.
Дополнительно к федеральному перечню средств реабилитации постановлением Губернатора Хабаровского края от 26 июня 2013 г. N 49 "Об обеспечении средствами реабилитации инвалидов и неработающих граждан пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае" утвержден Перечень средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае, содержащий 22 наименования средств реабилитации и ухода. Средствами реабилитации и ухода ежегодно обеспечиваются более 1,7 тыс. инвалидов и граждан пожилого возраста без группы инвалидности.
Услуги по социальной реабилитации инвалидов оказывают КГБУ "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов" (далее также - Центр социальной реабилитации), три реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и десять отделений социальной реабилитации на дому при комплексных центрах социального обслуживания населения.
Центр социальной реабилитации работает в крае в течение 13 лет и реализует систему комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов. Центр социальной реабилитации осуществляет свою деятельность в соответствии с современными требованиями, внедряя новейшие технологии реабилитации инвалидов. Ежегодно курс реабилитации в учреждении проходят более 1,0 тыс. жителей края.
На базе Центра социальной реабилитации открыто отделение средств реабилитации, которое позволяет проводить индивидуальный подбор и обучение пользованию средствами реабилитации инвалидов, ознакомление специалистов учреждений здравоохранения, медико-социальной экспертизы и социального обслуживания населения края с устройством и принципами работы средств реабилитации.
Методическое обеспечение системы реабилитации в крае осуществляется министерством социальной защиты населения края и отделением приема граждан и методического обеспечения Центра социальной реабилитации по направлениям: разработка методических рекомендаций для реабилитационных учреждений (отделений) социального обслуживания; разработка методических рекомендаций для учреждений социального обслуживания иных типов, в том числе инновационных технологий в сфере социальной реабилитации инвалидов.
Технология социальной реабилитации инвалидов включает методики по песочной, зеркальной терапии, цветотерапии, аудиовизуальной стимуляции, смехотерапии, ароматерапии с элементами социально-психологической коррекции.
В работе краевых государственных казенных (бюджетных) учреждений социального обслуживания населения используются программы по социальной реабилитации и адаптации инвалидов, имеющих нарушения слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, систематически занимающихся физической культурой и спортом, учащихся специализированных учебных заведений; психологическому сопровождению процесса социальной реабилитации; адаптивной физической культуре в позднем восстановительном периоде в зависимости от уровня поражения, при остеопорозе, сахарном диабете и других заболеваниях, разработанные Центром социальной реабилитации. Для инвалидов и членов их семей проводятся лекционные курсы в рамках программ "Школа здоровья", "Школа юридической грамотности".
В 2019 году на базе Центра социальной реабилитации открыт пункт дистанционного сурдоперевода, обеспечивающий возможность для инвалидов по слуху получить государственные услуги в учреждениях социальной защиты населения с сурдопереводом.
В соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 26 августа 2009 г. N 122 "О создании совета при Губернаторе Хабаровского края по делам инвалидов" в крае создан и функционирует совет при Губернаторе Хабаровского края по делам инвалидов. Деятельность совета позволила объединить усилия государственных органов власти, федеральных и краевых государственных учреждений, общественных организаций в решении вопросов по улучшению условий жизни инвалидов, обеспечению их профессионального образования, трудовой занятости, социальной реабилитации.
Одним из направлений системы реабилитации инвалидов является социокультурная реабилитация.
Инструментом привлечения инвалидов к регулярным занятиям спортом являются ежегодные физкультурно-спортивные фестивали для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Одной из важных составляющих общего реабилитационного процесса является создание условий для участия инвалидов и детей-инвалидов в культурной жизни общества, обеспечение инвалидов к информационным ресурсам и услугам учреждений культуры, развитие их творческих способностей.
Около 7,0 тыс. инвалидов ежегодно принимают участие в фестивалях художественного творчества, физкультурно-спортивных фестивалях, выставках изобразительного, прикладного творчества и фотоискусства, издании альманаха художественных произведений инвалидов. Данные мероприятия формируют толерантное отношение общества к инвалидам, способствуют преодолению социальной разобщенности.
В целях повышения качества и доступности предоставления государственных услуг, в рамках создания единой государственной системы социальной защиты населения Хабаровского края с 01 января 2010 г. в структуре краевых государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения края (далее - центры социальной поддержки населения) созданы клиентские службы, работающие в режиме "одного окна".
С 2012 года в предоставлении комплекса государственных услуг в сфере социальной защиты населения участвует КГКУ "Оператор систем электронного правительства Хабаровского края" через сеть филиалов многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Информация о государственных услугах размещена в региональной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг Хабаровского края".
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" созданы официальные сайты органов исполнительной власти края, в том числе адаптированные для слабовидящих. На официальных сайтах органов исполнительной власти края размещается информация об их деятельности. Для населения предоставлена возможность получения доступа к формам документов и направлению обращений.
В крае реализован проект для обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" для лиц с ограниченными возможностями по слуху. В базе данных Системы-112 внесены данные обо всех лицах с ограниченными возможностями по слуху. Для них разработаны пользовательские инструкции и шаблоны SMS-сообщений для различных служб экстренного реагирования.
Возможности дистанционного сурдоперевода реализуются во всех краевых государственных казенных учреждениях - центрах социальной поддержки населения посредством скайп-связи со специалистами Хабаровского краевого отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих".
Серьезную проблему для инвалидов и других МГН представляет передвижение по улицам и пользование общественным транспортом.
Важное значение в создании доступности транспортных услуг имеет адаптация к потребностям инвалидов пешеходных путей, светофоров, парковочных мест, остановок общественного транспорта.
В крае функционирует 1 309 единиц автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования (автобусы, трамваи, троллейбусы), из них 695 (53,1 процента) оборудованы для перевозки инвалидов и других МГН.
Для обеспечения инвалидам транспортной доступности объектов социальной инфраструктуры с 2013 года на базе краевых государственных бюджетных (казенных) учреждений социального обслуживания населения поэтапно развивается служба "Социальное такси", которая в настоящее время обслуживает население на территории двух городских округов и шести муниципальных районов края, автомобильный парк службы составляет 12 машин, из них 7 оснащены подъемниками. Это позволяет увеличить транспортную доступность приоритетных объектов социальной инфраструктуры для инвалидов 1, 2 групп и детей-инвалидов с использованием специально оборудованного для их перевозки транспорта. В среднем услугами службы "Социальное такси" в год пользуются 1,5 тыс. инвалидов.
В дошкольных образовательных учреждениях края обучаются 752 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов. С 2017 года охват детей-инвалидов дошкольным образованием вырос на 14,9 процента и на 01 января 2019 г. составляет 95,5 процентов.
Численность детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных и коррекционных учреждениях края - 2 704 человека, что составляет 1,8 процента от общего числа обучающихся в крае. В зависимости от медицинских показаний с учетом индивидуальных психофизических возможностей дети-инвалиды и инвалиды старше 18 лет обучаются:
- в общеобразовательных школах инклюзивно - 1 163 человека (43,0 процента от общей численности детей-инвалидов);
- в отдельных классах общеобразовательных учреждений - 247 человек (9 процентов от общей численности детей-инвалидов);
- в коррекционных учреждениях - 1 294 чел. (48 процентов от общей численности детей-инвалидов).
Психолого-педагогическое сопровождение, коррекционную работу с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в системе общего образования осуществляют 764 узких специалиста, в том числе 72 тьютора.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Хабаровский промышленно-экономический техникум" и краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса" осуществляют психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения, разрабатывают адаптированные программы, проводят профориентационные мероприятия.
В 2019 - 2020 учебном году в 25 профессиональных образовательных организациях по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения обучаются 917 человек из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, из них 479 человек приняты на обучение в 2019 году.
В 10 профессиональных образовательных организациях края обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, не имеющих основного общего образования или среднего общего образования, осуществляется в отдельных группах по 15 человек по 23 профессиям.
Для профилактики инвалидизации населения, Программой предусмотрено обеспечение отдельных категорий граждан протезами и протезно-ортопедическими изделиями бесплатно (индивидуальными глазными протезами, экзопротезами молочной железы и бюстгальтерами для экзопротезов молочной железы, обувью сложной ортопедической, бандажами на коленный сустав). Ежегодно около 0,3 тыс. жителей края обеспечиваются протезами и протезно-ортопедическими изделиями.
В целях распространения идей, принципов и средств формирования доступной среды в период реализации Программы организуются ежегодные семинары для сотрудников органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и подведомственных организаций, ответственных за обеспечение доступности объектов и услуг для маломобильных групп населения.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать дальнейшему развитию в крае системы социальной реабилитации инвалидов.
В то же время ключевой проблемой остается отсутствие должного внимания общества к созданию доступной среды для инвалидов, что создает следующие социально-экономические последствия:
- препятствия для трудовой и социальной активности инвалидов, которые негативно отражаются на их образовательном, культурном уровне и качестве жизни;
- усиление социальной зависимости, вынужденной изоляции инвалидов, выступающей в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющей возрастание спроса на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях.
Во многом эта проблема вытекает из социальной разобщенности и негативного (либо равнодушного) отношения лиц, не имеющих инвалидности, к проблемам инвалидов.
Формирование уровня доступности объектов и услуг повысит степень экономической активности инвалидов и других МГН, обеспечит более высокий уровень занятости этой категории граждан и приведет к повышению их независимости от социальных выплат, увеличению продолжительности жизни.
Для решения обозначенной проблемы используется программно-целевой метод управления, применение которого должно положительно повлиять на состояние доступности приоритетных объектов социальной, транспортной инфраструктуры, развитие реабилитационных услуг, повышение комфортности пребывания инвалидов и других МГН в учреждениях социального обслуживания.
Инерционный вариант предполагает решение проблемы в соответствии со сложившейся практикой, при которой доступность среды обеспечивается в рамках отдельных мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти и местного самоуправления края.
Без тесной координации задач, решаемых органами исполнительной власти и местного самоуправления края, реализация отраслевых государственных и муниципальных программ на действующей нормативной и ресурсной базе не обеспечивает коренного, комплексного решения проблем в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Программа позволит наиболее рационально и эффективно использовать бюджетные средства.
Программно-целевой метод обеспечит реализацию региональной политики в сфере обеспечения доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН и согласованность всех уровней исполнительной власти в этой сфере, позволит согласовать мероприятия Программы, деятельность исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования, обеспечить контроль за ходом реализации мероприятий и получение ожидаемых результатов.
2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере социальной поддержки инвалидов. Цели и задачи Программы.
Обеспечение доступной среды для инвалидов и других МГН является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства края. Создание условий для равного доступа всех жителей края к образованию, медицинскому и социальному обслуживанию, реализации гражданских прав и обязанностей занимает значительное место в реализации государственной политики края.
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, на формирование равных возможностей для участия их в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.
С учетом текущего состояния доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН Программой определена следующая цель: повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в крае;
- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;
- формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в крае;
- повышение доступности и качества дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования в крае.
Для решения этих задач разработаны мероприятия, проведена оценка потребности в ресурсах, необходимых для их реализации, а также определен комплекс основных показателей (индикаторов).
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Реализация Программы позволит:
- оценить состояние доступности объектов и услуг путем их паспортизации и формирования карт доступности объектов и услуг;
- повысить уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Социальная эффективность Программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
- увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, формате их предоставления;
- преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в мероприятия, проводимые с другими гражданами;
- проведения информационных кампаний и акций в средствах массовой информации, освещения проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;
- повышения уровня доступности и качества услуг, открытых или предоставляемых для населения.
Вместе с тем, вопросы формирования доступной среды для инвалидов и других МГН требуют дальнейшего решения.
Так, к 2025 году запланировано увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае до 78,4 процентов.
Согласно прогнозу, доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в крае к 2025 году увеличится до 29,3 процентов, а доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности края по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг в крае составит 100,0 процентов.
4. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками
На решение задач и достижение целей Программы могут оказать влияние следующие риски:
макроэкономические - риски, связанные с неустойчивостью макроэкономических параметров и возможными кризисными явлениями в экономике (рост инфляции, снижение темпов экономического роста страны, снижение уровня платежеспособности предприятий, населения и др.);
политические - риски, связанные с изменениями проводимой государственной политики и приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и Правительства края;
риски изменений федерального и краевого законодательства в областях, затрагивающих условия реализации Программы;
социальные - риски, связанные с низкой общественной активностью, духовно-нравственным кризисом, отсутствием желания у определенной части населения повышать свой культурный, образовательный и профессиональный уровень;
экологические - риски, связанные с ухудшением состояния окружающей среды;
эпидемические - риски, обусловленные вспышками заболеваний, эпидемиями;
организационные - риски, связанные с возможной неэффективной организацией выполнения мероприятий Программы.
Управление рисками будет осуществляться посредством ежеквартального мониторинга и контроля исполнения мероприятий Программы с учетом анализа политической, социально-экономической, экологической ситуации в Российской Федерации и крае и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих интересы инвалидов и других МГН.
Минимизация рисков зависит от постоянного взаимодействия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников Программы, направленного на применение единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий Программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, своевременной корректировки программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутого состояния и перераспределения финансовых ресурсов.
5. Механизм реализации Программы
Разработка проекта Программы (изменений в Программу), его согласование и внесение в установленном порядке в Правительство Хабаровского края; организация исполнения мероприятий, текущее управление, координация работ соисполнителей Программы и контроль за ходом ее реализации (в том числе оценка достижения показателей (индикаторов) Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы.
Ответственный исполнитель Программы в ходе ее реализации:
1) представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", а также в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство спорта Российской Федерации на бумажных носителях:
а) ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом года, отчет о расходах бюджета Хабаровского края, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из федерального бюджета на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (далее - Субсидия) по форме, предусмотренной соглашением о предоставлении Субсидии, заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Хабаровского края (далее - Соглашение);
б) ежегодно не позднее 15 января года, следующего за годом, в котором была получена Субсидия, отчет о достижении значений показателей результативности по форме, предусмотренной Соглашением;
2) представляет в министерство экономического развития края:
а) ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным, годовой отчет о ходе реализации Программы в соответствии с требованиями постановления Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" (далее - Постановление);
б) ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, результаты мониторинга по формам, согласно приложениям N 12-15 Постановления, пояснительную записку о ходе реализации Программы за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев текущего финансового года соответственно;
в) до 20 июля текущего года сводные сведения о предполагаемых объемах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период для финансирования Программы;
3) проводит интегральную оценку эффективности реализации Программы (экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов; по результатам интегральной оценки эффективности реализации Программы соисполнителями вносятся предложения по корректировке этих мероприятий);
4) запрашивает у соисполнителей и участников Программы сведения, необходимые для мониторинга, интегральной оценки эффективности реализации Программы и подготовки годового отчета;
5) осуществляет проверки хода реализации Программы соисполнителями;
6) разрабатывает проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения мероприятий Программы, ответственным за которые он является, а также организует работу соисполнителей Программы по разработке проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы;
7) организует в целях обеспечения публичности (открытости) информации о Программе размещение в электронном виде на официальном сайте министерства социальной защиты населения Хабаровского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о ходе и результатах реализации Программы;
8) взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы.
Соисполнители Программы в отношении мероприятий Программы по которым они являются соисполнителями:
- участвуют в разработке проекта Программы (изменений в Программу);
- осуществляют реализацию мероприятий, и обеспечивают разработку необходимых нормативных правовых актов, направленных на реализацию мероприятий Программы;
- обеспечивают достижение показателей (индикаторов) Программы при реализации мероприятий;
- представляют ответственному исполнителю предложения по внесению изменений в показатели (индикаторы), ресурсное обеспечение и мероприятия Программы;
- до 05 июля текущего года представляют ответственному исполнителю сведения о предполагаемых объемах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период для финансирования мероприятий Программы;
- ежеквартально не позднее 08 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обобщают и анализируют результаты реализации Программы и представляют ответственному исполнителю Программы отчеты по формам, установленным Постановлением, необходимые для ежеквартального мониторинга, отчет по форме Приложения N 3 к Соглашению (для соисполнителей-получателей федеральной субсидии в рамках Программы);
- ежегодно не позднее 10 января года, следующего за отчетным, представляют ответственному исполнителю отчет по форме Приложения N 4 к Соглашению (для соисполнителей-получателей федеральной субсидии в рамках Программы);
- ежегодно до 01 апреля года, следующего за отчетным, представляют ответственному исполнителю годовой отчет о ходе реализации Программы в соответствии с требованиями Постановления, а также информацию, необходимую для проведения интегральной оценки эффективности реализации Программы;
- несут ответственность за своевременность и полноту реализации мероприятий; достоверность и качество представленных ответственному исполнителю предложений по внесению изменений в мероприятия; сведений для мониторингов и отчетов; достижение плановых значений показателей (индикаторов) и ожидаемых результатов реализации Программы.
Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, сроки ее реализации, осуществляется в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, внесение изменений в объемы бюджетных ассигнований - в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
Организация исполнения мероприятий Программы ее соисполнителями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"."
__________
*(1) Наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги, отобранные с участием представителей (не менее трех) общественных организаций инвалидов.
*(2) Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются сферы: здравоохранение, образование, социальная защита, занятость, физическая культура и спорт, информация и связь, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура.
*(3) Информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" графическим отображением значимых приоритетных объектов и услуг на территории Хабаровского края по степени их доступности для инвалидов и других МГН, с учетом методики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626.
*(4) Технология работы по учету и оценке состояния доступности объектов и оказываемых в них услуг в целях разработки рекомендаций об адаптации для инвалидов и других МГН (предусматривает регистрацию данных в паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры), организованной с учетом методики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627.
*(5) Реализация и финансирование мероприятий в сфере деятельности Минспорта России осуществлялась в 2016 году в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Хабаровского края от 5 ноября 2020 г. N 462-пр "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.