Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Указу Главы
Республики Башкортостан
от 29 октября 2020 г. N УГ-474
Порядок
формирования и использования резерва управленческих кадров Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет принципы и процедуру формирования резерва управленческих кадров Республики Башкортостан, а также порядок организации работы с ним.
1.2. Формирование резерва управленческих кадров Республики Башкортостан осуществляется в рамках реализации общей концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации, одобренной Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров (протокол от 29 ноября 2017 года N 5), а также в целях обеспечения преемственности и повышения качества кадрового обеспечения системы государственного и муниципального управления в Республике Башкортостан.
1.3. Резерв управленческих кадров Республики Башкортостан (далее - Резерв, Резерв управленческих кадров) формируется из граждан Российской Федерации, обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами для назначения на целевые управленческие должности в системе государственного управления, местного самоуправления, а также должности руководителей и заместителей руководителей государственных предприятий и государственных учреждений Республики Башкортостан в соответствии с номенклатурой должностей Резерва управленческих кадров (приложение N 1 к настоящему Порядку) и включает в себя:
высший уровень;
базовый уровень;
перспективный уровень.
Высший уровень Резерва формируется из граждан, имеющих опыт руководящей работы на должностях высшего управленческого звена, соответствующих требованиям, установленным настоящим Порядком, способных занять резервируемые должности без дополнительной подготовки.
Базовый уровень Резерва формируется из граждан, имеющих опыт руководящей работы на должностях высшего и среднего управленческого звена, соответствующих требованиям, установленным настоящим Порядком, профессионально готовых к замещению резервируемых должностей.
Перспективный уровень Резерва является начальным уровнем системы формирования резерва и формируется из граждан, обладающих потенциалом для развития и мотивацией к управленческой деятельности, способных в перспективе по результатам работы и дополнительной подготовки замещать руководящие должности в сфере государственного и муниципального управления, в различных отраслях экономики.
1.4. Резерв управленческих кадров формируется с учетом потребности в резерве на указанные целевые должности на основании мониторинга кадрового состава руководителей.
По решению Комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Республики Башкортостан (далее - Комиссия) Резерв может быть сформирован и на иные должности.
1.5. Резерв формируется на 3 года. Ежегодно состав Резерва управленческих кадров обновляется в связи с выбытием состоящих в нем лиц, а также изменением текущей и перспективной потребности в кадрах управления.
1.6. Формирование Резерва управленческих кадров не является препятствием для участия в установленном законодательством порядке в процедурах замещения должностей, указанных в приложении N 1 к настоящему Порядку, лицами, не включенными в Резерв управленческих кадров.
1.7. Списочный (персональный) состав Резерва управленческих кадров размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на портале "Кадры республики" (rezerv.openrepublic.ru).
2. Принципы формирования резерва
Формирование Резерва осуществляется на основе принципов:
1) законности;
2) единства подходов к формированию требований и критериев отбора лиц, включенных в резерв управленческих кадров, к их подготовке и личностно-профессиональному развитию, направлениям и способам эффективной реализации Резерва управленческих кадров;
3) планомерности подбора и подготовки кандидатов для замещения целевых управленческих должностей;
4) комплексного подхода к оценке личностно-профессиональных ресурсов лиц, включенных в Резерв управленческих кадров, на основе анализа совокупности всех составляющих управленческого потенциала, а также факторов, влияющих на его развитие, с учетом как текущей эффективности и результативности, так и потенциала личностно-профессионального развития;
5) постоянного совершенствования личностно-профессиональных ресурсов лиц, включенных в Резерв управленческих кадров.
3. Формирование Резерва управленческих кадров
3.1. В Резерв управленческих кадров включаются лица, имеющие управленческий опыт, успешно проявившие себя в сфере профессиональной и общественной деятельности, обладающие необходимыми профессиональными и личностными качествами и успешно прошедшие конкурсный отбор на основании установленных критериев.
3.2. Организация формирования, подготовки и исключения из Резерва управленческих кадров осуществляется Комиссией по формированию и подготовке Резерва управленческих кадров.
3.3. Включение кандидатов в Резерв управленческих кадров осуществляется распоряжением Главы Республики Башкортостан на основании:
1) предложений Комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Республики Башкортостан, сформированных в соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 настоящего Порядка;
2) результатов конкурсов в Резерв управленческих кадров, кадрового проекта Республики Башкортостан "Лидеры Башкортостана", Всероссийского управленческого конкурса "Лидеры России".
3.4. Предложения для Главы Республики Башкортостан по включению кандидатов в Резерв управленческих кадров Комиссия формирует на основании представления:
1) Главы Республики Башкортостан;
2) Руководителя Администрации Главы Республики Башкортостан - в отношении лиц, состоящих в Кадровом резерве Республики Башкортостан для замещения должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан;
3) руководителей республиканских органов исполнительной власти Республики Башкортостан, государственных органов Республики Башкортостан;
4) глав администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
5) председателя Общественной палаты Республики Башкортостан;
6) руководителя программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, реализуемую на территории Республики Башкортостан.
3.5. Выдвижение кандидатов в Резерв управленческих кадров осуществляется с учетом результатов их профессиональной деятельности и профессионального развития, участия в специальных программах, проектах и мероприятиях, реализуемых на федеральном, региональном или местном уровнях, управленческих и лидерских качеств, потенциала профессионального и карьерного роста.
3.6. Требования, предъявляемые к кандидатам на включение в Резерв управленческих кадров:
1) наличие гражданства Российской Федерации;
2) наличие высшего образования не ниже уровня специалитета или магистратуры;
3) наличие стажа работы на руководящих должностях в организациях (учреждениях) не менее 3 лет;
4) отсутствие судимости (не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке);
5) возраст до 55 лет.
Подпункты 2, 3 и 5 пункта 3.6 настоящего Порядка не применяются при включении кандидата в перспективный уровень.
Перспективный уровень управленческих кадров формируется из числа лиц не моложе 18 лет и не старше 35 лет, имеющих или получающих среднее профессиональное или высшее образование. Для лиц, претендующих на включение в перспективный уровень управленческих кадров, требования к стажу работы не предъявляются.
3.7. Кандидат на включение в Резерв управленческих кадров представляет в Комиссию следующие документы:
1) личное заявление о включении в Резерв управленческих кадров по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
2) представление по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
3) заполненную анкету кандидата в Резерв управленческих кадров по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку;
4) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы копию паспорта гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа;
6) копию документа, подтверждающего наличие высшего образования, трудовой книжки, диплома (дипломов) о профессиональном образовании.
Кандидат вправе дополнительно представить копии документов о дополнительном профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания, знаков отличия и признания заслуг перед государством.
При заполнении анкеты кандидат дает письменное согласие на проверку предоставляемых им сведений, на обработку и опубликование персональных данных, а также уведомляется о том, что предоставление им ложных сведений служит основанием для отказа во включении в Резерв.
3.8. Участники полуфинального этапа Всероссийского управленческого конкурса "Лидеры России" от Республики Башкортостан, победители кадрового проекта Республики Башкортостан "Лидеры Башкортостана" включаются в Резерв без конкурсных процедур.
Участники полуфинального этапа Всероссийского управленческого конкурса "Лидеры России" от Республики Башкортостан, победители кадрового проекта Республики Башкортостан "Лидеры Башкортостана" представляют в Комиссию документы, указанные в подпунктах 1, 3 и 6 пункта 3.7 настоящего Порядка, и требования, установленные подпунктами 2 и 3 пункта 3.6 настоящего Порядка, к указанным лицам не предъявляются.
3.9. Комиссия в течение 15 календарных дней со дня окончания срока, предусмотренного пунктом 4.4 настоящего Порядка, рассматривает представленные документы кандидатов на соответствие требованиям, установленным пунктами 3.6 и 3.7 настоящего Порядка.
3.10. В случае несоответствия кандидата требованиям, установленным пунктом 3.6 настоящего Порядка, либо отсутствия документов, предусмотренных пунктом 3.7 настоящего Порядка, Комиссия в течение 7 календарных дней направляет заявителю письмо с указанием мотивированного обоснования причин отказа в приеме документов и предоставляет 7 календарных дней с момента его получения для устранения причин, послуживших основанием для отказа в приеме документов.
Нарушение срока подачи заявления и документов, предусмотренного пунктом 4.4 настоящего Порядка является основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для включения в Резерв.
3.11. Временно неработающие лица (за исключением лиц, претендующих на включение в перспективный уровень управленческих кадров) могут принять участие в конкурсе, если они находятся в этом статусе не более 1 года и обладают подтвержденным стажем работы на руководящих должностях.
3.12. Повторное включение в Резерв управленческих кадров лиц, исключенных ранее в связи с назначением на вышестоящую должность или на должность с большим объемом полномочий, возможно не ранее чем через один год в случае успешного исполнения управленческих обязанностей на новом месте работы.
3.13. В случае направления представлений на кандидатов в Резерв должностными лицами, указанными в п. 3.4 настоящего Порядка, они считаются лицами, рекомендующими данных кандидатов в Резерв управленческих кадров (рекомендателями).
4. Порядок проведения конкурса на включение в Резерв управленческих кадров
4.1. Резерв управленческих кадров на основе проведения открытого набора (конкурсного отбора), формируется в соответствии с настоящим Порядком и Методическими рекомендациями по работе с резервом управленческих кадров, разработанными в целях реализации общей концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации, одобренной Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров (протокол N 5 от 29 ноября 2017 года) (далее - Методические рекомендации по работе с резервом управленческих кадров).
4.2. При формировании Резерва управленческих кадров рассматриваются кандидатуры всех граждан, изъявивших желание принять участие в конкурсе.
4.3. Решение о проведении конкурса принимается Комиссией и не позднее чем за 5 дней до начала конкурса публикуется в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на портале "Кадры республики" (rezerv.openrepublic.ru).
4.4. Прием документов от кандидатов, изъявивших желание участвовать в конкурсе, осуществляется в течение 21 календарного дня со дня размещения объявления о конкурсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на портале "Кадры республики" (rezerv.openrepublic.ru).
4.5. Для организации и проведения оценки кандидатов Комиссия формирует Экспертную группу из числа специалистов, имеющих опыт и соответствующую квалификацию в области оценки и отбора руководителей сферы управления. Создание Экспертной группы может осуществляться на базе научных, образовательных и иных организаций, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.6. Отбор кандидатов в Резерв управленческих кадров осуществляется в два этапа - заочный этап и очный этап.
4.7. Оценка кандидатов осуществляется с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки личностно-профессиональных качеств кандидатов в соответствии с Методическими рекомендациями по работе с резервом управленческих кадров.
4.8. В ходе заочного этапа отбора комиссия в течение 30 календарных дней после окончания срока приема документов, представленных кандидатами для участия в отборе, и завершения оценочных процедур, осуществляет первичное ранжирование кандидатов в зависимости от уровня развития профессионального и управленческого опыта и управленческой готовности в соответствии с представленными ими данными на основании Методических рекомендаций по работе с резервом управленческих кадров.
4.9. По результатам первичного ранжирования Комиссия составляет протокол о допуске группы кандидатов, продемонстрировавших на данном этапе наиболее высокий уровень профессионального и управленческого опыта и управленческой готовности, к очному этапу отбора.
4.10. Очный этап отбора представляет собой углубленную диагностику кандидатов в соответствии с Методическими рекомендациями по работе с резервом управленческих кадров.
Экспертная группа осуществляет углубленную диагностику и оценку кандидатов не позднее, чем в течение 20 календарных дней со дня допуска кандидатов к очному этапу отбора.
4.11. По результатам углубленной диагностики в течение 14 календарных дней, со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 4.10 настоящего Порядка, члены экспертной группы:
- составляют экспертное заключение в отношении каждого кандидата, допущенного к очному этапу отбора;
- формируют рейтинг кандидатов в зависимости от уровня развития личностно-профессиональных ресурсов.
4.12. Кандидаты, принявшие участие в очном этапе конкурса, представляют в Комиссию справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.
А также заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы копии:
- документа (документов) о высшем образовании с приложением (приложениями). По желанию кандидата могут быть представлены копии документов о дополнительном профессиональном образовании;
- трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую (служебную) деятельность и стаж работы;
- документов о присвоении ученой степени, ученого звания, почетного звания (при наличии);
- иных документов по желанию кандидата.
Прием документов осуществляется уполномоченным органом в течение 14 календарных дней с момента завершения углубленной диагностики и оценки кандидатов.
4.13. Комиссия в течение 7 календарных дней после получения экспертных заключений, рейтинга кандидатов и документов, предусмотренных пунктом 4.12 настоящего Порядка, принимает решение о включении в Резерв управленческих кадров кандидатов, продемонстрировавших наиболее высокий уровень развития личностно-профессиональных ресурсов.
4.14. Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о его результатах в письменной форме в течение месяца со дня принятия Комиссией решения о включении либо об отказе включения в Резерв управленческих кадров.
4.15. С целью учета информации о лицах, включенных в Резерв управленческих кадров, данные о них с указанием рейтингового балла, кратким описанием профессионального и управленческого опыта и отраслевой направленности такого опыта вносятся в Единую информационную систему управления кадровым составом государственной службы (ЕИСУКС).
4.16. Документы, представленные кандидатами, изъявившими желание участвовать в конкурсе и не включенными в Резерв, хранятся в течение одного года со дня завершения конкурса либо возвращаются кандидатам по их письменному заявлению.
4.17. Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса, проживание, пользование услугами средств связи), осуществляются кандидатами, изъявившими желание участвовать в конкурсе, за счет собственных средств.
4.18. Сведения о лицах, включенных в Резерв, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на портале "Кадры республики" (rezerv.openrepublic.ru) в течение 10 рабочих дней со дня его утверждения Главой Республики Башкортостан.
5. Подготовка, лиц включенных в Резерв и использование Резерва управления кадров
5.1. Подготовка и личностно-профессиональное развитие лиц, включенных в Резерв включает в себя следующие формы работы:
1) разработка планов индивидуальной подготовки лиц, включенных в Резерв;
2) участие в специальных программах подготовки, включая образовательные программы;
3) планируемые должностные перемещения;
4) участие лиц, включенных в Резерв, в мероприятиях, проводимых государственными органами Республики Башкортостан, в том числе работа в составе рабочих, экспертных групп, подготовка и проведение конференций, форумов, семинаров, совещаний;
5) организация краткосрочных стажировок в государственных органах Республики Башкортостан, органах местного самоуправления Республики Башкортостан, организациях, находящихся в ведении Республики Башкортостан;
6) участие в иных мероприятиях, обеспечивающих приобретение теоретических и практических навыков, необходимых для замещения соответствующих должностей (индивидуальное и групповое консультирование (коучинг), участие в наставнической деятельности, самоподготовка).
Для реализации программ подготовки лиц, включенных в Резерв, в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекаются образовательные и иные организации.
5.2. Основными направлениями использования Резерва управленческих кадров являются:
- назначения на вакантные вышестоящие должности, в том числе перемещения между должностями для оптимального распределения кадровых ресурсов в системе государственного управления и местного самоуправления в Республике Башкортостан;
- реализация с привлечением лиц, включенных в Резерв управленческих кадров, наиболее значимых проектов и мероприятий, направленных на совершенствование государственной политики Республики Башкортостан;
- привлечение лиц, включенных в Резерв управленческих кадров, для подготовки резервов управленческих кадров иных уровней.
В случае появления вакантных должностей из числа должностей, являющихся целевыми при формировании Резерва, назначение на эти должности осуществляется преимущественно из Резерва.
Назначение лиц, включенных в Резерв, в преимущественном порядке осуществляется на государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской службы категории "руководители" и руководящие должности муниципальной службы, замещение которых не предусматривает использование конкурсных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. При образовании вакантной целевой должности, назначение на которую производят Глава Республики Башкортостан, Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан и руководители государственных органов Республики Башкортостан без проведения конкурса или иных отборочных мероприятий, уполномоченным органом формируется список кандидатов для замещения данной должности из числа лиц, включенных в Резерв, соответствующих квалификационным требованиям к вакантной целевой должности.
5.4. Список согласовывается с Руководителем Администрации Главы Республики Башкортостан или с заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, курирующим деятельность органа исполнительной власти, где имеется вакансия.
5.5. В ходе согласования проводится дополнительный анализ кандидатов в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. С учетом результатов анализа кандидатов принимается решение о рекомендации кандидата для назначения на соответствующую вакантную целевую должность.
5.6. В случае если замещение вакантной целевой должности осуществляется на конкурсной основе, претендентам из числа лиц, включенных в Резерв управленческих кадров, предлагается принять участие в конкурсе.
5.7. Выдвижение лиц из Резерва для назначения осуществляется при наличии вакантной целевой должности.
5.8. Исключение лица из Резерва осуществляется по следующим основаниям:
1) истечение срока нахождения в Резерве;
2) назначение на целевую управленческую должность, в резерве на которую лицо состоит;
3) отказ от замещения должности, в резерве на которую лицо состоит;
4) неисполнение плана индивидуальной подготовки;
5) по личному заявлению;
6) систематический отказ от прохождения программ повышения квалификации, дополнительного образования, участия в мероприятиях в рамках работы в Резервом# управленческих кадров;
7) предоставления кандидатом недостоверных сведений при включении его в Резерв управленческих кадров;
8) увольнение по инициативе работодателя (представителя нанимателя) по виновным основаниям;
9) по прочим обстоятельствам, делающим пребывание в Резерве или назначение из Резерва невозможным (потеря гражданства, признание недееспособным, вступление в законную силу обвинительного приговора суда по уголовному делу, смерть и иные обстоятельства).
5.9. В отношении каждого лица, включенного в Резерв, ведется персональное дело, в которое включаются:
1) документы, предусмотренные пунктом 3.3 настоящего Порядка;
2) информация о результатах участия в конкурсе;
3) планы индивидуальной подготовки лица, отчеты об их исполнении;
4) документы об участии в специальных программах подготовки, включая образовательные программы, стажировки;
5) иные документы по желанию лица, включенного в Резерв.
Персональные дела лиц, исключенных из Резерва, хранятся в течение одного года со дня исключения.
5.10. Уполномоченным органом по организации подготовки и работы с Резервом является Управление Главы Республики Башкортостан по вопросам государственной службы и кадровой политике.
6. Оценка эффективности работы с Резервом управленческих кадров
6.1. По результатам работы с Резервом уполномоченным органом не реже одного раза в год, а также нарастающим итогом за два и три года, осуществляется оценка эффективности такой работы.
6.2. Основными показателями и критериями эффективности работы с Резервом являются:
- доля лиц, назначенных из Резерва, по отношению к общему количеству лиц, включенных в Резерв в течение календарного года (при количестве лиц, включенных в Резерв и назначенных из Резерва до 10% - низкая эффективность; от 10 до 20% - средняя эффективность; от 20 до 30% - высокая эффективность; свыше 30% - очень высокая эффективность);
- доля целевых должностей, на которые назначены лица из Резерва, по отношению к общему количеству ставших вакантными целевых должностей в течение календарного года (при замещении из числа всех вакантных целевых должностей, лицами из Резерва управленческих кадров до 30% - низкая эффективность; от 30 до 50% - средняя эффективность; от 50 до 70% - высокая эффективность; свыше 70% - очень высокая эффективность);
- доля лиц, включенных в Резерв управленческих кадров и принявших участие в реализации приоритетных республиканских проектов, проектов, реализуемых органами исполнительной власти Республики Башкортостан в течение календарного года (при количестве лиц, включенных в Резерв и принявших участие в проектах в составе рабочих групп (проектных команд) менее 50% - низкая эффективность; от 50 до 65% - средняя эффективность; от 65 до 80% - высокая эффективность; свыше 80% - очень высокая эффективность).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.