Решение Калининградского областного суда от 14 августа 2020 г. N 3а-33/2020
Калининградский областной суд в составе: председательствующего судьи Ш.А.В. при секретарях Л.М.Ю., К.И.А., с участием прокурора Б.А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "А." об оспаривании в части Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, установил:
АО "А." как арендатор земельного участка с кадастровым номером N, предоставленного из земель населенных пунктов для эксплуатации находящегося у него на праве аренды административного здания с кадастровым номером N и собственник земельного участка с кадастровым номером N с разрешенным использованием под существующее здание котельной обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела (т.2 л.д. 89-94, 231-233), о признании не действующими Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 г. N 225 (в редакции на день вынесения судом решения) (далее - Генеральный план), и Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 г. N 339 (далее - Правила землепользования и застройки), в части установления в границах земельных участков с кадастровыми номерами N расположенных по адресу: <адрес> соответственно, зоны с особыми условиями использования территорий Н-3 (зона санитарной охраны источников водоснабжения, II пояс), что препятствует приобретению им в собственность первого земельного участка, а также ввиду необходимости согласования работ с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы создает препятствия в осуществлении ремонта инженерных коммуникаций административного здания и влечет излишние финансовые расходы, связанные с таким согласованием, ограничивает ведение хозяйственной деятельности на обоих земельных участках.
В обоснование заявленных требований АО "А." указало, что в оспариваемой части названные нормативные акты не соответствуют статье 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) и постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены АО "Д.", Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, Управление Роспотребнадзора по Калининградской области (т.2 л.д. 45-46), Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, государственное предприятие Калининградской области "Водоканал", Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления в Калининградской области.
В судебном заседании представители ООО "А." С.В.Д., Ф.Н.М. заявленные требования поддержали.
Представители Городского совета депутатов Калининграда Я.Ю.А., Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области С.Е.А., Ж.И.Ю., государственного предприятия Калининградской области "В." С.Е.С., Г.И.Н., Д.К.С. полагали требования не подлежащими удовлетворению, поддержали позицию, изложенную в письменных возражениях (т.1 л.д. 183-188, т.2 л.д. 78-85).
Представители Правительства Калининградской области В.М.А., Ж.И.Ю. просили в удовлетворении административных требований отказать, указав, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не противоречат закону, имеющему большую юридическую силу, и прав административного истца не нарушают.
Представители администрации городского округа "Город Калининград" Р.Е.В., АО "Д." Г.И.К., Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области просили рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц, представителем Р.Е.В. принесены возражения на административный иск (т.1 л.д. 189-190, т. 2 л.д. 179, л.д.75-76).
Представитель Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в судебное заседание не явился, направлен письменный отзыв, в котором приведены доводы о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов закону, имеющему большую юридическую силу (т.2 л.д. 141-143).
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1, 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительный орган городского поселения принимает муниципальные правовые акты.
Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397 муниципальное образование "Город Калининград" наделено статусом городского округа.
Частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ.
Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 г. N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" (далее - Закон N 19) утверждение документов территориального планирования муниципальных образований и правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в такие документы отнесено к полномочиям Правительства Калининградской области.
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 19 предусмотрено, что документы территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, документы градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области, документация по планировке территории муниципальных образований Калининградской области, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу этого закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Решениями городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 и от 25 декабря 2017 года N 339 утверждены соответственно Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", которые действуют до настоящего времени.
При этом Генеральный план городского округа принят, а правила землепользования и застройки разрабатывались до вступления в силу вышеупомянутого Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 (во исполнение Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 1 февраля 2016 года N 99 "О подготовке проекта правил землепользования и застройки территории городского округа "Город Калининград").
Оспариваемые административным истцом муниципальные нормативные правовые акты размещены на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград" и опубликованы в газете "Гражданин" (специальные выпуски N 33-с от 15 июля 2016 года и N 1 от 9 января 2018 года).
Таким образом, Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, а также процедуры их официального опубликования, и по этому основанию административным истцом не оспариваются.
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, помимо иных, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 4 части 1 ГрК РФ).
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела, АО "А." владеет на праве аренды на основании договора от 11.11.1999 N 002740 земельным участком с кадастровым номером N, площадью 1480 кв. м, предоставленным из земель населенных пунктов для эксплуатации находящегося у него на праве аренды на основании договора от 25.06.1999 N 969 административного здания с кадастровым номером N, площадью 861,6 кв. м (т.1 л.д. 16).
Названное административное здание - Вилла начала ХХ века - является памятником истории и культуры регионального значения (номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации: N) (паспорт объекта культурного наследия (т.2 л.д. 29-31), охранное обязательство от 02.08.1999 г. (т.2 л.д.124-128).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером N и на административное здание с кадастровым номером N зарегистрировано за Российской Федерацией соответственно 24.11.2009 года и 31.05.2011 года (т.1 л.д.16, т.2 99, 111).
Соглашением от 18.01.2010 года администрация ГО "Город Калининград" передала Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом права и обязанности по вышеназванному договору аренды земельного участка с кадастровым номером N, а соглашением от 05 мая 2017 года в связи с изъятием в казну Российской Федерации административного здания с кадастровым номером N ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности" передала Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом права и обязанности по договору аренды от 25.06.1999 N 969 (т.2 л.д. 99-123).
Как следует из пункта 13.4 протокола заседания от 26 февраля 2019 года, Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, приняла решение считать целесообразным совершение единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе и сделок, в качестве агента Российской Федерации в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером N с расположенным на нем находящимся в федеральной собственности объектом недвижимости (т.1 л.д. 85-120).
На официальном сайте АО "Д." размещена информация о планируемом в четвертом квартале 2019 года конкурсе по продаже земельного участка с кадастровым номером N с расположенном на нем административным зданием.
Как следует из содержания административного искового заявления и пояснений представителей С.В.Д., Ф.Н.М., АО "А." планировало принять участие в конкурсе с целью приобретения в собственность по конкурсу арендуемых им с 1999 года объектов недвижимости, на содержание которых с учетом проведенных ремонтных и реставрационных работ здания Виллы начала ХХ века израсходованы значительные финансовые средства.
Однако, согласно Карте границ зон с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия, входящей в состав Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 г. N 339, земельный участок с кадастровым номером N расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения (Н-3).
В соответствии с Картой ограничений градостроительной деятельности на территории городского округа и результатов комплексного анализа территории, которая входит в состав Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 г. N 225, названный земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения (Н-3).
АО "А." получен градостроительный план земельного участка от 04.07.2019, который содержит информацию о вышеуказанных ограничениях земельного участка.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность. (часть 2, пункт 14 части 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ).
Кроме нарушения прав административного истца невозможностью в силу закона приобрести в собственность за плату указанный земельный участок, АО "А." в уточненном административном исковом заявлении указывает на создание препятствий в осуществлении ремонта инженерных коммуникаций здания ввиду необходимости согласования работ с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы, что влечет излишние финансовые расходы, связанные с таким согласованием, ограничивает права правообладателя на ведение хозяйственной деятельности на земельных участках с кадастровыми номерами N , N .
Материалами дела, подтверждено, что АО "А." является собственником земельного участка, площадью 1058 кв. м, с кадастровым номером N с разрешенным использованием под существующее здание котельной, смежного с указанным выше земельным участком, и здания котельной, площадью 43,3 кв. м (т.2 л.д. 236-237).
Данный земельный участок также расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения (Н-3) в соответствии с оспариваемыми нормативными правовыми актами.
Здание котельной было построено на земельном участке, площадью 1058 кв. м, с кадастровым номером N в целях модернизации отопительной системы здания Виллы.
На основании акта комиссии от 04.09.2008 года Вилла присоединена через котельную по смонтированному наружному водопроводу к городским сетям. При этом водопроводный ввод от врезки в городской водопровод до здания Виллы обслуживается АО "А." (т.2 л.д. 235).
В обоснование своих доводов административным истцом представлен акт гидравлического испытания теплотрассы от 27.04.2020 года, согласно которому трубопровод Т1 не герметичен, в видимой части (в котельной и административном здании) разрывов и отпотеваний не обнаружено, требуется выполнение раскопки испытуемого участка тепловой сети для обнаружения и ремонта (замены) трубопровода Т1, трубопровод Т1 признан не выдержавшим гидравлическое испытание (т.2 л.д. 238).
В связи с необходимостью проведения названных земляных работ АО "А." обратилось за разъяснением в Управление Роспотребнадзора по Калининградской области о необходимости согласования их проведения в связи с нахождением земельных участков с кадастровыми номерами N во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения (Н-3).
Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, специальный режим и комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, в границах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения регламентирован СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Мероприятия по второму поясу ЗСО подземных источников водоснабжения предусматривают обязательное согласование с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора бурения новых скважин и нового строительства, связанного с нарушением почвенного покрова (п. 3.2.2.2. СанПиН 2.1.4.1110-02).
Аналогичные мероприятия по второму поясу ЗСО поверхностных источников водоснабжения данными санитарными правилами не предусмотрено (т.2 л.д. 250).
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 21.02.2020 N 1562-ОС, названным органом, уполномоченным на установление границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, на земельном участке с кадастровым номером N зона санитарной охраны источников водоснабжения не установлена (т.2 л.д. 75-76).
Из возражений Управления Роспотребнадзора по Калининградской области следует, что в настоящее время проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения города Калининграда не разработан, заключения Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора не имеется. За нарушение требований санитарного законодательство ГП КО "В." неоднократно привлекалось к административной ответственности (т. 2 л.д. 141-143).
Административный истец считает, что Правила землепользования и застройки и Генеральный план в оспариваемой части не соответствуют статье 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", поскольку отображение в названных документах территориального планирования и градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования территории осуществлено без их установления компетентным органом в предусмотренном законом порядке, к компетенции органа местного самоуправления установление ЗСО законом не отнесено.
Суд полагает заявленные административные требования обоснованными, а доводы о нарушении прав административного истца оспариваемыми нормативными правовыми актами в указанной выше части заслуживающими внимания.
При этом суд отклоняет возражения представителя Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Ж.И.Ю. о том, что земельные участки с кадастровыми номерами N расположены во втором поясе зоны санитарной охраны пруда Нескучного, т.е. поверхностного водоема, а, соответственно, права административного истца не нарушены, поскольку СанПиН 2.1.4.1110-02 предписывает согласовывать мероприятия по второму поясу ЗСО только подземных источников водоснабжения.
Как следует из сообщения министра природных ресурсов и экологии Калининградской области О.А. Ступина, на расстоянии 1678 м от земельного участка с кадастровым номером N расположен пруд Нескучный.
Однако, в ситуации, когда проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения города Калининграда не разработан и не установлены границы такой зоны, невозможно сделать вывод о том, что земельные участки с кадастровыми номерами N располагаются в зоне санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения - пруда Нескучный, а не иного источника.
Оспариваемые нормативные правовые акты обуславливают возложение на административного истца обязанностей и ограничений, связанных с нахождением названных выше земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения, что напрямую влияет на его права.
Частью 3 статьи 4 ГрК РФ предусмотрено, что в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3 статьи 18 Закона N 52-ФЗ).
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 18 Закона N 52-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Пунктом 5 статьи 18 Закона N 52-ФЗ в редакции, действовавшей в период подготовки и принятия оспариваемых Генерального плана и Правил землепользования и застройки также устанавливалось предписание о том, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Как следует из пунктов 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Из приведенных норм, а также положений Закона N 131-ФЗ и Закона N 52-ФЗ следует, что вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
В картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки отображение границ II пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения произведено в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Нормативный правовой акт органа исполнительной власти Калининградской области, устанавливающий в городском округе "Город Калининград" зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует.
Постановление администрации Калининградской области от 18 июля 1995 г. N 348 "Об утверждении зон санитарной охраны водоисточников и сооружений Калининградского водопровода и комплекса мероприятий по улучшению санитарного состояния этих зон" утратило силу с 3 декабря 2015 года в связи с изданием постановления Правительства Калининградской области от 3 декабря 2015 года N 673.
Поскольку ранее установленные названным постановлением администрации Калининградской области от 18 июля 1995 г. N 348 зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения прекратили свое действие, а действующим законодательством не предусмотрена возможность установления зон санитарной охраны непосредственно документами территориального планирования и градостроительного зонирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения, Генеральный план в части отображения на карте ограничений градостроительной деятельности на территории городского округа и результатов комплексного анализа территории в составе материалов по обоснованию зоны санитарной охраны источников водоснабжения II пояса в границах земельного участка с кадастровым номером N и Правила землепользования и застройки в части отображения на Карте границ зон с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия зоны с особыми условиями использования территорий Н-3 (зона санитарной охраны источников водоснабжения, II пояс) в границах земельных участков с кадастровыми номерами N не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и подлежат признанию не действующими с даты принятия настоящего решения (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление АО "А." об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать не действующими с даты вступления решения суда в законную силу:
Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 в части отображения на Карте ограничений градостроительной деятельности на территории городского округа и результатов комплексного анализа территории в составе материалов по обоснованию зоны санитарной охраны источников водоснабжения II пояса в границах земельных участков с кадастровыми номерами N;
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, в части отображения на Карте границ зоны с особыми условиями использования и территорий объектов культурного наследия зоны с особыми условиями использования территорий Н-3 (зона санитарной охраны источников водоснабжения, II пояс) в границах земельных участков с кадастровыми номерами N.
Решение суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ "Город Калининград".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2020 года.
Судья |
А.В.Ш. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 14 августа 2020 г. N 3а-33/2020
Текст решения опубликован в газете "Гражданин" от 10 декабря 2020 г. N 74