Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Ненецкого автономного округа
от 02.11.2020 N 280-п
"Об утверждении
государственной программы
Ненецкого автономного округа
"Оказание содействия
добровольному переселению в
Ненецкий автономный округ
соотечественников,
проживающих за рубежом,
на 2021-2024 годы"
Государственная программа
Ненецкого автономного округа "Оказание содействия добровольному переселению в Ненецкий автономный округ соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021-2024 годы"
I. Паспорт Программы
Наименование программы |
государственная программа Ненецкого автономного округа "Оказание содействия добровольному переселению в Ненецкий автономный округ соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021-2024 годы" (далее - Программа) |
Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 2181-р |
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ненецкого автономного округа, ответственный за реализацию Программы |
Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) |
Цель Программы |
1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее соответственно - Государственная программа, участник Государственной программы), на территории Ненецкого автономного округа. 2. Обеспечение социально-экономического развития Ненецкого автономного округа путем содействия добровольному переселению квалифицированных специалистов из числа соотечественников, проживающих за рубежом. 3. Улучшение демографической ситуации Ненецкого автономного округа |
Задачи Программы |
1. Создание правовых, организационных и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников в Ненецкий автономный округ для постоянного проживания, включению их в трудовые и социальные связи региона. 2. Увеличение числа квалифицированных кадров и сокращение их дефицита. 3. Содействие занятости участников Государственной программы и членов их семей в Ненецком автономном округе. 4. Закрепление переселившихся участников Государственной программы и членов их семей в Ненецкий автономный округ, создание им условий для адаптации и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество |
Исполнители отдельных мероприятий Программы |
Департамент; Казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Центр занятости населения" (далее - КУ НАО "ЦЗН"); Государственное казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Отделение социальной защиты населения" (далее - ГКУ НАО "ОСЗН") |
Этапы и сроки реализации Программы |
2021-2024 годы (этапы не выделяются) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Прогнозные объемы финансирования составляют 740,0 тыс. рублей, в том числе окружной бюджет 380,5 тыс. рублей, федеральный бюджет 359,5 тыс. рублей; из них по годам: 2021 год: окружной бюджет - 68,4 тыс. рублей; федеральный бюджет - 111,6 тыс. рублей. 2022 год: окружной бюджет - 59,4 тыс. рублей; федеральный бюджет - 120,6 тыс. рублей. 2023 год: окружной бюджет - 62,7 тыс. рублей; федеральный бюджет - 127,3 тыс. рублей. 2024 год: окружной бюджет - 190,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 0,0 тыс. рублей. На реализацию мероприятий Программы возможно дополнительное привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Ненецкого автономного округа на обеспечение дополнительных гарантий и оказание мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и Администрацией Ненецкого автономного округа. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и окружном бюджетах на очередной финансовый год |
Основные показатели эффективности Программы |
1. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Ненецкий автономный округ и поставленных на учет в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу (далее - УМВД России по Ненецкому автономному округу). 2. Численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих трех и более детей, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Ненецкий автономный округ и поставленных на учет в УМВД России по Ненецкому автономному округу. 3. Доля согласованных Департаментом здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа заявлений соотечественников - потенциальных участников Государственной программы, от общего числа поступивших заявлений. 4. Количество консультаций для соотечественников по вопросам переселения в Ненецкий автономный округ в рамках реализации Государственной программы. 5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование в общем количестве прибывших в Ненецкий автономный округ участников Государственной программы и членов их семей. 6. Численность участников Государственной программы и членов их семей, получающих среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное профессиональное образование в образовательных организациях Ненецкого автономного округа от числа участников Государственной программы и членов их семей в возрастной категории до 25 лет. 7. Доля занятых участников Государственной программы и членов их семей, включая работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Ненецком автономном округе, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей. 8. Доля участников Государственной программы, получивших финансовую поддержку, в общем количестве участников Государственной программы, обратившихся за данным видом помощи. 9. Доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации и получивших страховой полис обязательного медицинского страхования, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей. 10. Доля расходов государственного бюджета Ненецкого автономного округа на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей в общем размере расходов государственного бюджета Ненецкого автономного округа на реализацию указанных мероприятий |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит обеспечить: 1. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Ненецкого автономного округа: 1.1. Вселение на территорию Ненецкого автономного округа 164 соотечественника, в том числе 84 участника Государственной программы, 80 членов их семей, в том числе по годам: в 2021 год - 21 участник и 20 членов их семей; в 2022 год - 21 участник и 20 членов их семей; в 2023 год - 21 участник и 20 членов их семей; в 2024 год - 21 участник и 20 членов их семей. 1.2. Численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих трех и более детей, от общей численности участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Ненецкий автономный округ и поставленных на учет в УМВД России по Ненецкому автономному округу составит не менее 10 человек, в том числе по годам: в 2021 году - 2; в 2022 году - 3; в 2023 году - 2; в 2024 году - 3. 2. Улучшение обеспечения организаций Ненецкого автономного округа квалифицированными кадрами: 2.1. Доля занятых участников Государственной программы и членов их семей, включая работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность, от общего числа переселившихся участников Государственной программы и членов их семей на окончание срока реализации Программы - не менее 60% ежегодно. 2.2. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование, в общем количестве прибывших в Ненецкий автономный округ участников Государственной программы и членов их семей составит не менее 60% ежегодно. 2.3 Численность участников Государственной программы и членов их семей, получающих среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное профессиональное образование в образовательных организациях Ненецкого автономного округа от числа участников Государственной программы и членов их семей в возрастной категории до 25 лет - составит не менее 20 человек, в том числе по годам: в 2021 году - 5; в 2022 году - 5; в 2023 году - 5; в 2024 году - 5. 3. Повышение уровня удовлетворенности соотечественников условиям, создаваемым для их приема и адаптации в Ненецком автономном округе: 3.1 Доля согласованных Департаментом здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа заявлений потенциальных участников Государственной программы, от общего числа поступивших заявлений, составит не менее 70% ежегодно. 3.2 Проведение не менее 164 консультаций для соотечественников по вопросам переселения в Ненецкий автономный округ в рамках реализации Государственной программы Ненецкого автономного округа, в том числе по годам: в 2021 году - 41; в 2022 году - 41; в 2023 году - 41; в 2024 году - 41. 3.3 Доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации и получивших страховой полис обязательного медицинского страхования, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей не менее 100% ежегодно. 3.4 Доля участников Государственной программы, получивших финансовую поддержку, в общем количестве участников Государственной программы, обратившихся за данным видом помощи, составит не менее 100% ежегодно. 3.5 Доля расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением мер дополнительной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве в общем размере расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий - 92% ежегодно |
II. Общая характеристика сферы реализации Программы
Государственная программа "Оказание содействия добровольному переселению в Ненецкий автономный округ соотечественников, проживающих за рубежом на 2021-2024 годы" разработана в целях реализации Государственной программы.
Программа сформирована как система мер, способствующих обеспечению комплексного подхода к решению проблем содействия добровольному переселению в Ненецкий автономный округ соотечественников, проживающих за рубежом, для проживания, обучения, работы.
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена сложившейся демографической ситуацией в регионе, которая, в целом, характеризуется отрицательной динамикой численности постоянного населения, в том числе находящегося в трудоспособном возрасте.
Одной из основных причин сокращения численности населения в регионе является миграционный отток населения, вследствие чего снижается трудовой потенциал, ощущается дефицит квалифицированных кадров.
Одним из основных путей обеспечения потребности в рабочей силе для экономики региона становится привлечение трудовых ресурсов, в том числе квалифицированной рабочей силы, прежде всего при оказании содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.
Привлечение в регион экономически активных новых жителей является необходимым условием его дальнейшего поступательного развития, поскольку Ненецкий автономный округ является не только регионом, характеризующимся на протяжении ряда лет оттоком населения, но и стратегически важным субъектом Российской Федерации на Крайнем Севере.
Реализация Программы в Ненецком автономном округе будет способствовать обеспечению региональной экономики квалифицированными специалистами во всех сферах экономической деятельности, улучшению демографической ситуации.
Данная Программа разработана с целью реализации на территории Ненецкого автономного округа Государственной программы, соответствует целям, задачам и приоритетам развития Ненецкого автономного округа, определенным Стратегией социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года.
Территориями вселения для переселенцев является 21 муниципальное образование Ненецкого автономного округа.
Предметом регулирования данной Программы является система государственных гарантий и мер дополнительной поддержки соотечественников, направленная на стимулирование и оказание содействия их добровольному переселению в Ненецкий автономный округ, увеличение численности постоянного населения Ненецкого автономного округа.
Экономико-географическое положение Ненецкого автономного округа
Ненецкий автономный округ - субъект Российской Федерации. На западе Ненецкий автономный округ граничит с Архангельской областью, на юге - с Республикой Коми, на востоке - с Ямало-Ненецким автономным округом, с севера - омывается Баренцевым, Белым и Карским морями.
Территория Ненецкого автономного округа составляет 176,8 тыс. км 2. Округ занимает 20 место в России по площади. Регион полностью расположен на территории Арктической зоны Российской Федерации и относится к районам Крайнего Севера.
Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
На природные условия округа влияет, прежде всего, его расположение в холодном арктическом поясе. Выделяются два климатических района: полярный (южная часть территории округа) и субарктический (северная и восточная части). Средняя температура на юго-западе в январе от -12°C, на северо-востоке до -22°C, средняя температура на севере в июле от +6°C, на юге до +13°C. Многолетняя мерзлота занимает почти всю центральную и северо-восточную части округа.
Солнечных дней в году до 100. Часто наблюдаются туманы: от 64 до 100 дней в году на побережье и от 37 до 72 дней в глубине территории.
Ненецкий автономный округ территориально входит в состав Архангельской области, одновременно являясь самостоятельным субъектом Российской Федерации. Взаимодействие органов государственной власти Ненецкого автономного округа и Архангельской области осуществляется на основании областного закона от 20 июня 2014 г. N 138-9-ОЗ "Об утверждении договора между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Ненецкий автономный округ является самым малонаселенным регионом России. Столица Ненецкого автономного округа - г. Нарьян-Мар (в переводе с ненецкого языка - Красный город) располагается в низовьях р. Печора, в 110 км от Баренцева моря. По состоянию на начало 2020 года численность населения г. Нарьян-Мара составила 32,1 тыс. человек или более 73% от общей численности населения округа. Расстояние от г. Нарьян-Мара до г. Москвы по автомобильным дорогам превышает 2,2 тыс. км, по воздуху - 1,5 тыс. км. До ближайшей железнодорожной станции г. Усинск - 350 км.
Административно-территориальное устройство Ненецкого автономного округа включает городской округ (г. Нарьян-Мар), муниципальный район (Заполярный), поселок районного значения (рабочий поселок Искателей), 18 сельских поселений и 41 сельский населенный пункт.
Демографическая ситуация
Географическое положение территории в поясе районов Крайнего Севера, ее отдаленность от других регионов накладывает свои специфические условия на жизнедеятельность и демографическую ситуацию в Ненецком автономном округе. Среди других регионов он отличается этническим составом населения и расселением проживающих на исконных территориях коренных малочисленных народов Севера.
Численность населения Ненецкого автономного округа по состоянию на 1 января 2020 года составила 44,1 тыс. чел., в том числе городское - 32,1 тыс. чел. или 73% и сельское - 11,7 тыс. чел. или 27%.
Оценка численности населения Ненецкого автономного округа приведена в Таблице 1.
Таблица 1
Годы |
Все население, тыс. чел. |
В том числе |
В общей численности населения, процентов |
||
городское |
сельское |
городское |
сельское |
||
2017 |
43,9 |
31,8 |
12,1 |
72 |
28 |
2018 |
43,9 |
32,3 |
11,6 |
73 |
27 |
2019 |
44,1 |
32,5 |
11,6 |
73 |
27 |
Из общей численности постоянного населения численность мужчин составила 21,5 тыс. чел. или 49%, женщин - 22,6 тыс. чел. или 51%.
Численность мужчин и женщин в Ненецком автономном округе приведена в Таблице 2.
Таблица 2
Годы |
Численность населения на 1 января, человек |
В том числе |
Доля общей численности населения, процентов |
||
мужчины |
женщины |
мужчин |
женщин |
||
2017 |
43,9 |
21,4 |
22,5 |
49 |
51 |
2018 |
43,9 |
21,4 |
22,5 |
49 |
51 |
2019 |
44,1 |
21,5 |
22,6 |
49 |
51 |
По состоянию на 1 января 2020 года численность населения по отдельным возрастным группам составляет: моложе трудоспособного возраста 10,8 тыс. чел. или 24,8%, трудоспособного возраста - 24,5 тыс. чел. или 56,0%, старше трудоспособного возраста - 8,4 тыс. чел. или 19,2%.
Численность постоянного населения Ненецкого автономного округа представлена в Таблице 3.
Таблица 3
Годы |
Возраст |
||
Моложе трудоспособного |
Трудоспособный |
Старше трудоспособного |
|
2017 |
10,8 |
25,3 |
7,8 |
2018 |
10,9 |
25,0 |
8,1 |
2019 |
10,8 |
24,5 |
8,4 |
По численности населения Ненецкий автономный округ занимает 11 место среди регионов Северо-Западного федерального округа.
Уровень рождаемости в Ненецком автономном округе находится на стабильном уровне. В 2019 году он составил 13,5 человека, а в 2018 году - 14,07 человека на 1 000 человек населения.
Уровень смертности в округе снижается. Так в 2018 году уровень смертности составлял 8,97 человека на 1 000 человек населения, а к концу 2019 года он снизился до 8,08 человека на 1 000 человек населения.
Оценка смертности и рождаемости населения Ненецкого автономного округа приведена в Таблице 4.
Таблица 4
Годы |
Общий коэффициент рождаемости (на 1 000 человек населения) |
Общий коэффициент смертности (на 1 000 человек населения) |
2017 |
15,22 |
8,60 |
2018 |
14,07 |
8,97 |
2019 |
13,56 |
8,08 |
Исходя из вышеизложенного, Ненецкий автономный округ является регионом с благоприятной демографической ситуацией.
Занятость населения Ненецкого автономного округа
С начала 2019 года в службу занятости населения обратились за предоставлением государственных услуг 8 571 человек, в том числе за содействием в поиске работы - 2 981 человек (1 616 чел. - незанятые граждане).
Уровень регистрируемой безработицы на рынке труда Ненецкого автономного округа в 2019 году изменился с 2,5% до 1,6% от численности экономически активного населения.
За январь-декабрь 2019 года в качестве безработных признано 65 человек из числа обратившихся работников, уволенных в 2018-2019 годах в связи с высвобождением.
Потребность в работниках, заявленная организациями в службу занятости населения, составила 568 единиц.
Численность граждан, снятых с регистрационного учета с начала 2019 года, составила 3 112 человек, из них в связи с трудоустройством 1 754 человека, из них по направлению службы занятости населения 1 493 человека.
Коэффициент напряженности на рынке труда, определяющий численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию на 1 января 2020 года составил 0,7 человека.
Численность рабочей силы в январе-декабре 2019 года составила 22,7 тыс. человек, или 102,2% к показателю 2018 года.
Численность занятых в экономике с 22,2 тыс. человек в 2018 году повысилась до 22,7 тыс. человек. Одновременно происходит и снижение безработицы. Общая численность безработных по методологии организации труда в среднем за январь-декабрь 2019 года составила 1,7 тыс. человек, что на 5,8% меньше, чем в соответствующем периоде 2018 года - 1,8 тыс. человек. Уровень безработицы в 2019 году составил 7,7% (2018 год - 8,1%).
Динамика рабочей силы Ненецкого автономного округа приведена в Таблице 5.
Таблица 5
Годы |
Рабочая сила (экономически активное население) (тыс. чел.), в том числе: |
Уровень безработицы (% к рабочей силе), в том числе: |
|
занятые в экономике (тыс. чел.) |
безработные (тыс. чел.) |
||
2017 |
22,2 |
1,8 |
8,0 |
2018 |
22,2 |
1,8 |
8,1 |
2019 |
22,7 |
1,7 |
7,7 |
Наиболее востребованными на рынке труда Ненецкого автономного округа являются следующие профессии (специальности): строитель, повар, врач различной специализации, медицинская сестра, продавец, водитель спецтехники, охранник, инженер, педагогический работник, пилот, техник авиационный.
Оценка готовности Ненецкого автономного округа к приему участников Государственной программы приведена в приложении 1.
Социально-экономическое положение Ненецкого автономного округа
Экономика Ненецкого автономного округа носит монопрофильный характер, и основной прирост валового регионального продукта (далее - ВРП) обеспечивает добыча нефти.
На территории округа в 2019 году добыто 13,543 млн тонн нефти.
Таким образом, накопленная добыча нефти на территории Ненецкого автономного округа с начала разработки составляет 266,3 млн тонн.
На сегодняшний день в регионе работает 13 нефтедобывающих организаций, которые ведут разработку 48 месторождений. Основной объем добычи в 2019 году обеспечили: ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", ООО "РН-Северная нефть", ООО "СК "Русвьетпетро", ООО "ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга" и ООО "Башнефть-Полюс".
Ненецкий автономный округ является одним из четырех регионов, которые полностью входят в сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296). Среди регионов российской Арктики Ненецкий автономный округ характеризуется наиболее высоким объемом ВРП в расчете на душу населения (5,8 млн рублей), а также относительно высокой плотностью населения - 25 чел. на 100 км 2 (Чукотский автономный округ - 7 чел. на 100 км 2, арктические территории Республики Саха (Якутия) - 4 чел. на 100 км 2).
Важность Арктической зоны для развития страны подчеркивает ряд стратегических документов федерального уровня. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации определяет комплексный подход к развитию Арктики и декларирует необходимость опережающего развития региона. Ненецкий автономный округ, в таком контексте, ввиду своего территориального расположения может оказаться в центре федерального внимания.
Добыча нефти формирует порядка 75% ВРП Ненецкого автономного округа, генерируя 8,7 тыс. рабочих мест (25% от общего числа по балансу трудовых ресурсов). В то же время, на 25% ВРП приходятся все оставшиеся отрасли экономики, создающие 3/4 рабочих мест региона. Данная диспропорция влияет не только на развитие экономики в целом, но и на жизнь граждан: в регионе диагностирован существенный разрыв между уровнем оплаты труда в добывающих отраслях (более 100 тысяч рублей) и других отраслях экономики (порядка 50-70 тысяч рублей). В целях повышения устойчивости экономики Ненецкого автономного округа и повышения качества жизни населения описанные диспропорции должны быть смягчены.
В соответствии с утвержденной Стратегией социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года:
экономическое развитие: создание экономики, способствующей процветанию региона, самореализации граждан и получению жителями высоких доходов во всех отраслях, согласно их интересам и устремлениям;
социальное развитие: обеспечение граждан инфраструктурой для удовлетворения их потребностей;
инфраструктурное развитие: преодоление изолированности региона для обеспечения внутрирегиональной и межрегиональной мобильности населения, усиления культурного обмена;
экология: сохранение уникальной природной среды для следующих поколений жителей округа.
Экономика Ненецкого автономного округа представлена следующими основными видами экономической деятельности: промышленность, строительство, торговля.
Основной традиционной отраслью агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа является оленеводство.
Оленеводство относится не только к высокоперспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.
Ненецкий автономный округ занимает второе место в Российской Федерации по поголовью домашних северных оленей.
По состоянию на 1 января 2020 года в Ненецком автономном округе насчитывается 179,2 тысяч оленей (во всех категориях хозяйств), из них 150,1 тысяч голов принадлежат сельскохозяйственным кооперативам, крестьянским фермерским хозяйствам, семейным родовым общинам (29,1 тысяч находятся в личной собственности оленеводов).
Поголовье оленей в племенных репродукторах округа составляет 66,5 тысяч голов или 37% от общего окружного поголовья.
Аналогичное значение имеет в Ненецком автономном округе и рыбодобыча.
Сегодня рыболовство в Ненецком автономном округе - это отрасль, выполняющая главную функцию в обеспечении населения рыбной продукцией. Рыбохозяйственный фонд Ненецкого автономного округа включает в себя территориальные воды Белого, Баренцева и Карского морей, 161 озеро общей площадью водного зеркала 100 200 га, 1 542 реки протяженностью 26 642 км, из них 22 водотока являются местом нереста семги. Основу рыбного хозяйства округа составляют семь рыболовецких колхозов, имеющих собственный флот и цех с мощностью переработки до 200 тонн сырья в год.
Промышленной переработкой сельхозпродукции в Ненецком автономном округе занимаются четыре предприятия.
Переработкой оленины и мяса крупного рогатого скота занимается АО "Мясопродукты" (в пределах 700 тонн в убойном весе), ООО "Ерв".
Переработкой молока занимается АО "Ненецкая агропромышленная компания" (ассортимент выпускаемой продукции составляет более 20 наименований).
Переработкой рыбы - ООО "Аргус" (ассортимент составляет 39 видов).
Жилищное обустройство
Особое значение для достижения основной цели Программы имеет вопрос жилищного обустройства участников Государственной программы в Ненецком автономном округе, который может быть решен следующими способами:
аренда жилья на рынке недвижимости;
проживание в гостиницах;
приобретение жилья на первичном и вторичном рынках жилья;
для отдельных категорий работников отрасли "образование" и "здравоохранение" возможны варианты предоставления служебного жилья;
строительство индивидуального жилья.
На 1 января 2020 года жилищный фонд Ненецкого автономного округа составлял 1 103,8 тыс. м 2 общей площади, при этом площадь аварийного жилья составляет 76,56 тыс. м 2.
Средняя обеспеченность населения Ненецкого автономного округа жилой площадью составляет 25,2 м 2 на человека.
За последние несколько лет предпринятые Администрацией Ненецкого автономного округа меры по ликвидации аварийного жилья и увеличения темпов жилищного строительства позволили снизить остроту проблемы. Несмотря на положительные результаты, работу в этом направлении необходимо продолжать.
Исходя из ситуации в жилищной сфере Ненецкого автономного округа, вопрос жилищного обустройства решается переселенцами самостоятельно.
Стоимость аренды 1-комнатной квартиры в Ненецком автономном округе составляет в среднем от 10 000 до 30 000 рублей в зависимости от муниципального образования и типа жилого помещения (деревянное либо капитальное исполнение), проживание в гостинице в Ненецком автономном округе в сутки на человека от 2 000 до 8 000 рублей.
В Ненецком автономном округе работодатели, трудоустраивающие участников Государственной программы, могут оказывать содействие в решении вопроса жилищного обустройства путем предоставления жилых помещений либо предоставления проживания в общежитии, а также могут оказывать содействие путем компенсации стоимости аренды в полном объеме либо частично.
Постоянное жилищное обустройство возможно путем приобретения жилья в собственность. Средняя базовая стоимость 1 м 2 общей площади жилья в Ненецком автономном округе (в среднем по Ненецкому автономному округу) по состоянию на 1 января 2020 года составила 67 602 рубля на первичном рынке, 63 403 рубля - на вторичном рынке.
Трудоустройство
Порядок предоставления услуг по трудоустройству участникам Государственной программы и членам их семей, а также организации обучения, переобучения, повышения квалификации и профессиональной адаптации участника Государственной программы и членов его семьи.
Всем участникам Государственной программы и членам их семей, нуждающимся в трудоустройстве, предоставляется возможность получить услуги в области содействия занятости населения в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
информирование о положении на рынке труда;
содействие в поиске подходящей работы;
участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест;
услуги по профессиональной ориентации.
Участники Государственной программы и члены их семей из числа несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет будут иметь право по направлению органов службы занятости населения на временное трудоустройство в свободное от учебы время.
В случае признания участников Государственной программы и членов их семей в установленном порядке безработными, дополнительно им будут оказываться государственные услуги, включающие:
организацию общественных работ;
организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
информирование о возможности профессионального обучения и дополнительного профессионального образование;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Порядки оказания вышеперечисленных государственных услуг определяются соответствующими административными регламентами.
Образование
Сеть образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ненецкого автономного округа, представлена пятьюдесятью тремя образовательными организациями.
Образовательную деятельность осуществляют организации следующих типов: дошкольные образовательные организации - 21; общеобразовательные организации - 26; организации дополнительного образования детей - 3; профессиональные образовательные организации - 3.
В Ненецком автономном округе образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми осуществляют 31 образовательная организация (21 дошкольная образовательная организация и 10 общеобразовательных организаций).
В Ненецком автономном округе созданы необходимые условия для получения общего образования. Программы общего образования в регионе реализуют 26 образовательных организаций, в которых обучается 6 336 человек. В Ненецком автономном округе созданы необходимые условия для качественного успешного обучения. В 10 сельских организациях и 2 организациях, расположенных в г. Нарьян-Маре, функционируют интернаты. Имеющаяся сеть общеобразовательных организаций, в целом, позволяет удовлетворить право граждан на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования. Успешность обучения и качество знаний, обучающихся на протяжении последних лет, остается стабильно высокими. Подтверждением тому служат стабильные результаты успеваемости обучающихся, в том числе результаты государственной итоговой аттестации, ежегодное наличие выпускников, освоивших образовательную программу среднего общего образования, награжденных медалью "За особые успехи в учении" (в 2014 году - 14 человек, в 2015 году - 10 человек, в 2016 году - 11 человек, в 2017 году - 14 человек, 2018 - 18 человек), высокий показатель поступления в образовательные организации высшего образования выпускников, освоивших образовательную программу общеобразовательных организаций округа (в 2014 году - 62%, в 2015 году - 68%, 2016 году - 63%, в 2017 году - 65%).
Продолжается внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (далее - ФГОС). По новым ФГОС начального общего образования обучается 100% обучающихся первой ступени обучения, по ФГОС основного общего образования - 100% от числа обучающихся в 5-7 классах. В 2018-2019 учебном году 100% обучающихся 1-8 классов обучались по ФГОС.
В 71% общеобразовательных организациях, реализующих на территории округа основные общеобразовательные программы среднего общего образования, созданы условия для реализации профильного обучения. В одной из таких организаций, расположенной в городской местности, созданы необходимые условия для проживания выпускников, освоивших образовательную программу, сельских общеобразовательных организаций, желающих получать среднее общее образование на профильном уровне.
Во всех общеобразовательных организациях созданы условия для организации питания обучающихся, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечены бесплатным двухразовым питанием.
Учебно-воспитательная работа в общеобразовательных организациях осуществляется с опорой на национальные традиции ненецкого и коми народов, их культуру, обычаи, традиции; вовлечения учащихся в творческую деятельность по освоению основ национальных ремесел, фольклора; развития творческих и интеллектуальных способностей, обучающихся; патриотического и гражданско-правового воспитания обучающихся.
Особое внимание в регионе уделяется поддержке одаренных детей, развитию олимпиадного движения. За период 2018-2019 годов практически каждый второй обучающийся принял участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях разного уровня, реализуемых в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа "Развитие образования в Ненецком автономном округе". Удельный вес численности обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019 году составил 49%.
Возможность получения дополнительного образования обеспечивают 3 государственных организации дополнительного образования: ГБУ ДО НАО "Детская школа искусств", ГБУ ДО НАО "Детско-юношеский центр "Лидер", ГБУ ДО НАО "Дворец спорта "Норд", а также организации, имеющие лицензию на предоставление услуги дополнительного образования: ГБУ НАО "Спортивная школа олимпийского резерва "Труд", общеобразовательные организации, НКО "Полиглот".
Удельный вес численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, получающих услуги в сфере дополнительного образования составляет 75% (в том числе 88% - в организациях дополнительного образования, 12% - в общеобразовательных организациях).
В организациях дополнительного образования занимается 5 471 ребенок по дополнительным общеразвивающим программам 6 направленностей и по 7 дополнительным предпрофессиональным программам в сфере искусств.
Доля обучающихся по направленностям дополнительного образования составила: физкультурно-спортивной направленности - 60%, художественной направленности - 21,2%, технической направленности - 3,3%, естественнонаучной - 1%, социально-педагогической - 8,4%, туристко-краеведческой - 1%, по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств - 5,1%.
В рамках регионального приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей НАО" приобретено высокотехнологическое оборудование для робоквантума и IT-квантума, которое установлено в образовательных организациях региона, 120 детей приступили к обучению по данным направлениям.
В 2018 году введен в эксплуатацию теннисный корт ГБУ ДО НАО "Дворец спорта "Норд".
На территории Ненецкого автономного округа свою деятельность осуществляют три профессиональные образовательные организации: ГБПОУ НАО "Ненецкое профессиональное училище", ГБПОУ НАО "Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского", ГБПОУ НАО "Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г. Волкова".
С 1 сентября 2017 года профессиональные образовательные организации приступили к внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - СПО) по наиболее востребованным на рынке труда новым и перспективным профессиям и специальностям, требующим СПО ("Топ-50").
На базе ГБПОУ НАО "Ненецкое профессиональное училище" функционирует многофункциональный центр прикладных квалификаций, основные направления которого - обеспечение потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах по направлениям подготовки рабочих профессий путем реализации краткосрочных программ профессионального обучения.
С 2017 года в регионе развивается движение "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия). В 2018 году прошел II Региональный чемпионат "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия), регион принял участие в пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс.
В системе образования Ненецкого автономного округа осуществляют трудовую деятельность 3 380 работников, из них 33% в сфере дошкольного образования, 48% - общего образования, 7% - профессионального образования, 12% - дополнительного образования.
На территории Ненецкого автономного округа отсутствуют организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.
Здравоохранение
Медицинская помощь жителям Ненецкого автономного округа оказывается в 5 медицинских организациях:
больничные учреждения - 1 (окружная больница), в том числе 5 структурных подразделений (участковые больницы);
диспансеры - 1 (противотуберкулезный);
амбулаторно-поликлинические учреждения - 2, в том числе поликлиники - 2 (центральная районная и стоматологическая);
иные - 1 (бюро судебно-медицинской экспертизы).
В настоящее время система здравоохранения региона представлена 1 казенным учреждением здравоохранения и 4 государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, в состав которых входят 5 участковых больниц, 6 амбулаторий, 3 фельдшерско-акушерских пунктов и 25 фельдшерских здравпунктов.
Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается во всех населенных пунктах округа.
Оказание медицинской помощи жителям округа организовано по трехуровневой системе с учетом путей маршрутизации пациентов, этапов оказания медицинской помощи и в соответствии с утвержденными порядками и стандартами медицинской помощи.
Первичная доврачебная и врачебная медико-санитарная помощь оказывается по территориально-участковому принципу согласно законодательству Российской Федерации.
Санитарная авиация в регионе применяется для оказания жителям сельской местности экстренной и консультативной медицинской помощи, для эвакуации больных из населенных пунктов Ненецкого автономного округа, из мест кочевий коренного населения, стойбищ и вахтовых поселков в город Нарьян-Мар в соответствии с заключенным с авиаперевозчиком договором, а также для транспортировки пациентов, нуждающихся в оказании медицинской помощи третьего уровня по экстренным показаниям за пределы округа.
На территории Ненецкого автономного округа отсутствуют учреждения, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь. В соответствии со статьей 25.1 "Оказание медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами округа" закона Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 г. N 382-оз "О здравоохранении в Ненецком автономном округе", постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 27 мая 2008 г. N 76-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальной помощи при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения, использования сложных медицинских технологий и медицинской реабилитации" высокотехнологичная медицинская помощь и реабилитация нуждающимся пациентам округа предоставляются за пределами региона в медицинских организациях г. Санкт-Петербурга, г. Москвы, г. Архангельска и других городов.
С целью привлечения специалистов для работы в Ненецком автономном округе действует комплекс мер социальной поддержки медицинским работникам, а именно:
единовременное пособие в размере двух должностных окладов и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины оклада работника;
оплата стоимости проезда работника и членов его семьи по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа;
оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней для обустройства на новом месте;
выплата молодым специалистам от 10% до 30% оклада в течение 3 лет со дня заключения трудового договора;
ежемесячная денежная компенсация за наем жилых помещений в первые 5 лет работы в размере не более 15 000 руб. на семью (при проживании в г. Нарьян-Мар и п. Искателей), или предоставляется служебное жилое помещение (квартира);
постоянная выплата в размере 25% оклада (при работе в сельской местности);
возмещение расходов по плате за пользование жилым помещением (плата за наем) при работе в сельской местности;
возмещение расходов на оплату коммунальных услуг по теплоснабжению, электроснабжению, газоснабжению с учетом членов семей, проживающих совместно с ними (в сельской местности).
Кроме того, с 1 января 2019 года в целях привлечения специалистов в отрасль здравоохранения вступили в силу изменения в региональное законодательство, предусматривающие предоставление Единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), которые переехали на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок Ненецкого автономного округа, либо город Нарьян-Мар, и заключили трудовой договор с медицинской организацией.
Выплата предоставляется в следующих размерах:
врачам, переехавшим в город Нарьян-Мар, в размере 500 тыс. рублей;
врачам, прибывшим или переехавшим в село, в размере 1 млн рублей;
фельдшерам, переехавшим на работу в город Нарьян-Мар, в размере 250 тыс. руб.;
фельдшерам, прибывшим или переехавшим в село, в размере 500 тыс. руб.
Данные выплаты будут предоставляться дополнительно к выплате по программе "Земский доктор".
Для студентов ординаторов, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с 1 января 2019 года приняты следующие меры поддержки в виде:
ежемесячной стипендии в следующих размерах:
обучающимся на "отлично" - 5 тыс. руб.;
обучающимся на "хорошо и отлично", "хорошо" - 3 тыс. руб.;
ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения в г. Архангельске (для тех, у кого нет там жилья);
компенсации стоимости проезда к месту учебы и обратно два раза в год.
Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в решении экономических и социальных задач Ненецкого автономного округа. Значимость малого и среднего предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность и мобильность, способность гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка.
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, обеспечивает занятость населения, формирует конкурентную среду.
Количество занятых в секторе малого и среднего предпринимательства в 2019 году составляет - 4 446 человек.
В целях развития предпринимательства, повышения престижа предпринимательской деятельности действует государственная программа "Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе", которая включает систему программных методов по поддержке малого и среднего бизнеса, в том числе финансовую, организационную и информационную поддержку предпринимателей. На территории округа создан бизнес-инкубатор.
В целях реализации мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса принят окружной закон от 27 мая 2015 г. N 74-оз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ненецком автономном округе".
В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, соблюдения их органами государственной власти и должностными лицами в Ненецком автономном округе принят закон Ненецкого автономного округа от 15 июля 2013 г. N 67-оз "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе".
Основной целью указанных мер государственной поддержки является формирование благоприятной экономической среды, стимулирующей создание, развитие и устойчивую деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ненецкого автономного округа.
В целях снижения налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории региона, использующих упрощенную систему налогообложения (УСН), законом Ненецкого автономного округа от 13 марта 2015 г. N 55-оз "Об особенностях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения", установлены минимальные налоговые ставки 1% и 5%. При использовании в качестве объекта налогообложения - доходы - ставка составляет 1%, доходы, уменьшенные на величину расходов - 5%.
Программа носит комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потенциала соотечественников, желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с потребностями Ненецкого автономного округа.
Особую актуальность имеет вопрос привлечения в экономику Ненецкого автономного округа соотечественников, в большинстве своем воспитанных в традициях уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Российской Федерацией.
Для дальнейшего подъема экономики Ненецкого автономного округа, повышения его инвестиционной привлекательности, развития малого и среднего предпринимательства, а также реализации крупномасштабных проектов регионального развития необходим качественный кадровый потенциал, люди с активной жизненной позицией и лидерскими способностями.
Актуальной в этой связи остается задача привлечения в Ненецкий автономный округ соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях русской культуры и уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Российской Федерацией, в наибольшей мере способных к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
Реализация Программы в Ненецком автономном будет способствовать обеспечению региональной экономики квалифицированными специалистами во всех сферах экономической деятельности, улучшению демографической ситуации.
III. Цели, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Программы
Целями Программы являются:
Обеспечение реализации Государственной программы на территории Ненецкого автономного округа.
Обеспечение социально-экономического развития Ненецкого автономного округа путем содействия добровольному переселению квалифицированных специалистов из числа соотечественников, проживающих за рубежом.
Улучшение демографической ситуации Ненецкого автономного округа.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Создание правовых, организационных и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников в Ненецкий автономный округ для постоянного проживания, включению их в трудовые и социальные связи региона.
Увеличение числа квалифицированных кадров и сокращение их дефицита.
Содействие занятости участников Государственной программы и членов их семей в Ненецком автономном округе.
Закрепление переселившихся участников Государственной программы и членов их семей в Ненецкий автономный округ, создание им условий для адаптации и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество.
Сроки реализации Программы: 2021-2024 годы.
Этапы реализации Программы не выделяются.
Перечень целевых показателей (индикаторов) Программы представлен в приложении 2 к Программе.
IV. Отдельные мероприятия по реализации Программы
Для достижения целей и решения поставленных в Программе задач необходима реализация определенного комплекса мер:
Для решения задачи, направленной на создание правовых, организационных и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Ненецкий автономный округ для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи округа, предполагается:
принятие нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа, необходимых для реализации Программы, обеспечения участникам Государственной программы и членам их семей равных с жителями Ненецкого автономного округа прав на получение государственных и муниципальных услуг в области содействия занятости населения, медицинского обслуживания, социального обеспечения, среднего общего образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в период адаптации на территории вселения;
предоставление информационных, консультационных, юридических и других услуг участникам Государственной программы и членам их семей;
мониторинг и размещение в информационном ресурсе "Автоматизированная информационная система "Соотечественники" информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами в Ненецком автономном округе, возможности трудоустройства и получения профессионального образования, оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы и членов их семей;
подготовка, издание и распространение информационных материалов по вопросам добровольного переселения в Ненецкий автономный округ соотечественников, проживающих за рубежом (аналитическая информация, буклеты, брошюры и иная аналогичная продукция);
проведение встреч с прибывшими в отчетном месяце участниками Государственной программы и членами их семей по разъяснению положений Программы, регламента приема, оформлению правового статуса и другим вопросам;
организация профессиональной ориентации и психологической поддержки прибывших участников Государственной программы и членов их семей.
Для решения задачи, направленной на увеличение квалифицированных кадров и сокращение их дефицита:
организация мониторинга потребности экономики и социальной сферы Ненецкого автономного округа в квалифицированных кадрах;
размещение в информационно-аналитической системе Общероссийской базе вакансий "Работа в России";
оказание содействия в трудоустройстве участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей;
информирование участников Государственной программы о возможности профессионального обучения (профессиональной подготовке, переподготовке и повышения квалификации);
компенсация расходов по профессиональному обучению (профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации) участников Государственной программы.
Для решения задачи, направленной на содействие занятости участников Государственной программы и членов их семей в Ненецком автономном округе, планируется:
содействие самозанятости участников Государственной программы;
предоставление участникам Государственной программы и членам их семей услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в Ненецком автономном округе в соответствии с действующим законодательством;
оказание консультационной, информационной, образовательной, имущественной, финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств;
оказание содействия в обучении по основным программам профессионального обучения и по дополнительным профессиональным программам участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей.
Для решения задачи по закреплению переселившихся участников Государственной программы и членов их семей в Ненецкий автономный округ, создание им условий для адаптации и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество, планируется:
проведение встреч с прибывшими в отчетном месяце участниками Государственной программы и членами их семей по разъяснению положений Программы, регламента приема, оформлению правового статуса и другим вопросам;
предоставление участникам Государственной программы и членам их семей гарантированного медицинского обслуживания в период адаптации и получивших страховой полис обязательного медицинского страхования, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей:
организация оформления полисов обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организация оказания медицинских услуг амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Ненецком автономном округе.
организация профессиональной ориентации и психологической поддержки прибывших участников Государственной программы и членов их семей;
оказание мер социальной поддержки в период адаптации на территории вселения (выплата подъемных);
компенсация расходов участников Государственной программы и членов их семей на признание ученых степеней, ученых званий, образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;
компенсации расходов соотечественников на медицинское освидетельствование участников Государственной программы и членов их семьей;
информационное содействие в приобретении постоянного жилья, в том числе с использованием ипотечного кредитования;
оказание содействия участникам Государственной программы в подборе вариантов временного жилищного размещения участников Государственной программы (гостиницы, аренда жилья у физических лиц, общежития, служебное жилье);
возмещение части затрат на жилищное обустройство на период не менее 6 месяцев;
предоставление участникам Государственной программы единовременной компенсационной социальной выплаты к учебному году на каждого ребенка, обучающегося в образовательной организации Ненецкого автономного округа, в порядке и размере, установленном нормативным правовым актом Ненецкого автономного округа.
V. Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы
Финансирование и расходование средств бюджета Ненецкого автономного округа на реализацию мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников будет осуществляться в соответствии с законом Ненецкого автономного округа об окружном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
На финансирование мероприятий Программы предполагается направить 740,0 тыс. рублей, в том числе по источникам:
окружной бюджет 380,5 тыс. рублей;
федеральный бюджет 359,5 тыс. рублей.
В том числе по годам:
2021 год:
окружной бюджет - 68,4 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 111,6 тыс. рублей.
2022 год:
окружной бюджет - 59,4 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 120,6 тыс. рублей.
2023 год:
окружной бюджет - 62,7 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 127,3 тыс. рублей.
2024 год:
окружной бюджет - 190,0 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 0,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется Департаментом. Объемы финансирования Программы уточняются ежегодно в установленном порядке в процессе формирования окружного бюджета на предстоящий финансовый год и плановый бюджетный период.
Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, определенных Программой.
На основании соглашения между МВД России и Администрацией Ненецкого автономного округа бюджету Ненецкого автономного округа за счет средств федерального бюджета может предоставляться субсидия на поддержку реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
Целевое расходование бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Программы, обеспечивается путем осуществления финансового контроля в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства Ненецкого автономного округа.
Средства на оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных гарантий, получение образования в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, услуг в дошкольных образовательных организациях, учреждениях культурно-досугового и спортивного типа, предоставление гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, государственных услуг в области содействия занятости населения участникам Государственной программы переселения и членам их семей, а также обеспечение жильем предусматриваются в рамках иных программ Ненецкого автономного округа по соответствующим статьям окружного бюджета. Участники Государственной программы и члены их семей имеют возможность получать весь перечень социальных услуг, оказываемых населению, в рамках действующего законодательства.
Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы представлены в приложении 5 к Программе.
VI. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы
Для ежегодной оценки эффективности Программы используются целевые показатели (индикаторы), приведенные в приложении 3 к Программе.
Программа считается эффективной при достижении плановых значений всех целевых индикаторов, предусмотренных Программой.
Эффективность реализации Программы определяется на основании расчетов по следующей формуле:
где:
En - планируемая эффективность хода реализации отдельного направления Программы (процентов), характеризуемого n-м индикатором (показателем);
T fn - фактическое значение n-го индикатора (показателя), характеризующего реализацию Программы;
T pn - плановое значение n-го индикатора (показателя);
n - номер индикатора (показателя) Программы.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
где:
E - эффективность реализации Программы (процентов);
N - количество индикаторов Программы.
Степень реализации мероприятий Программы Ненецкого автономного округа (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) определяется на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации отдельных мероприятий Программы Ненецкого автономного округа по годам.
Риски реализации Программы
Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в регионе социально-экономических проблем.
Возможные риски и мероприятия по их снижению представлены в Таблице 6.
Таблица 6
Риски |
Мероприятия, направленные на снижение рисков |
Жилищная необустроенность |
информирование соотечественников, желающих переселиться в Ненецкий автономный округ, об условиях временного найма и стоимости жилья, условиях ипотечного кредитования и ценах на строительство и приобретение постоянного жилья. |
Несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, указанных в заявлении соотечественника |
информирование участников Государственной программы о возможности профессионального обучения (профессиональной подготовке, переподготовке и повышения квалификации); компенсация расходов по профессиональному обучению (профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации) участников Государственной программы. |
Безработица среди участников Государственной программы |
согласование кандидатуры будущего участника Государственной программы на предмет соответствия специальности и уровня квалификации соотечественника заявленной потребности потенциального работодателя; подбор вариантов подходящей работы по заявленным в центр занятости населения Ненецкого автономного округа вакансиям, в том числе предварительный подбор вариантов работы для трудоспособных членов семьи участника Государственной программы в соответствии с заявленным профессионально-квалификационным уровнем до прибытия на территорию вселения; предоставление возможности открытия собственного дела; ежемесячное обновление базы данных вакансий для соотечественников. |
Неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы |
организация работы с участниками Государственной программы и членами их семей, коренными жителями территорий вселения по разъяснению целей и задач Государственной программы и настоящей Программы; содействие в социальной и культурной адаптации и интеграции участников Государственной программы и членов их семей, в том числе при участии общественных организаций и диаспор; организация и проведение мониторинга в сфере межнациональных и межконфессионных отношений. |
Выезд участников Государственной программы и членов их семей из территории вселения ранее, чем через пять лет |
организация работы по разъяснению положений Государственной программы и особенностей Программы. |
Иные риски: трудности климатической адаптации в территории вселения; затруднения в получении услуг в сферах здравоохранения; дошкольного образования, пенсионного обеспечения. |
размещение в информационных материалах сведений об особенностях природно-климатических условий Ненецкого автономного округа, а также указание перечня заболеваний, препятствующих осуществлению трудовой деятельности в районах Крайнего Севера; предоставление выплат и компенсаций за счет средств окружного бюджета для возможности получения государственных услуг в сферах здравоохранения, дошкольного образования, пенсионного обеспечения |
В целях снижения рисков реализации Программы предполагается проведение соответствующих мероприятий по их снижению, которые приведены в разделе VI. "Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы".
Требования к участнику Государственной программы
В целях минимизации возможных рисков при реализации Программы устанавливаются требования к участнику Государственной программы.
Для участия в Программе соотечественник должен находиться в трудоспособном возрасте и достичь 18 лет, обладать дееспособностью и соответствовать требованиям Государственной программы, а также:
1) иметь образование, не ниже среднего профессионального (в данном случае не применяются требования к соотечественникам, предусмотренные пунктами 2, 4);
2) обучаться на последних курсах в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Российской Федерации, в случае отсутствия соответствующего образования (в данном случае не применяются требования к соотечественникам, предусмотренные пунктами 1, 3-4);
3) иметь опыт работы и квалификацию, соответствующие требованиям по вакансиям, востребованным на рынке труда на территории планируемого вселения (в данном случае не применяются требования к соотечественникам, предусмотренные пунктами 2, 4);
4) осуществлять предпринимательскую деятельность, желательно в приоритетных сферах развития малого и среднего предпринимательства, утвержденных нормативными актами в территориях вселения, и иметь опыт предпринимательской деятельности на территории Ненецкого автономного округа не менее 1 года до момента подачи заявления на участие в Программе (в данном случае не применяются требования к соотечественникам, предусмотренные пунктами 2, 3).
Подтверждением сведений об образовании, опыте работы, квалификации являются документы об образовании и (или) о квалификации, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются).
Несоответствие требованиям Программы является основанием для отказа соотечественнику в участии в Программе. Соотечественник может подать повторно заявление.
Также участниками Государственной программы на территории Ненецкого автономного округа могут быть соотечественники, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью, прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации.
Свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случаях, предусмотренных пунктами 25, 26 и 29 Государственной программы.
Организация управления Программой и контроль за реализацией Программы
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации направлены на координацию выполнения мероприятий Программы, включая ежеквартальный мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, подготовку отчетов о реализации Программы, внесение предложений по корректировке Программы.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется губернатором - Ненецкого автономного округа и Уполномоченным органом - Департаментом.
Основные функции Уполномоченного органа:
мониторинг и размещение на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники" информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий, возможности трудоустройства и получения среднего профессионального образования, оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы;
управление реализацией Программы;
общая координация деятельности исполнителей мероприятий Программы в пределах их компетенции;
обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления в Ненецком автономном округе, с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти;
подготовка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Программы, в пределах своих полномочий и контроль за разработкой и принятием нормативных правовых актов исполнителями мероприятий Программы;
осуществление взаимодействия с организациями, отобранными в установленном порядке для исполнения работ, предусмотренных Программой;
проведение мониторинга и оценки эффективности результатов реализации мероприятий Программы и соответствия результатов запланированным значениям показателей ожидаемых результатов реализации программных мероприятий;
осуществление информирования населения и общественности о ходе реализации Программы в средствах массовой информации.
Для достижения целей и конечных результатов в случае необходимости Программа подлежит корректировке с учетом выделяемых на ее реализацию средств и уточнению целевых индикаторов (показателей) и затрат по мероприятиям.
Оценка реализации Программы определяется в соответствии с показателями и критериями, установленными в Программе.
Анализ хода реализации мероприятий проводится на основе сопоставления прогнозно-целевых показателей Программы и фактически достигнутых результатов, а также оценки влияния результатов реализации Программы на уровень экономического и социального развития Ненецкого автономного округа.
В качестве мер государственного регулирования реализации Программы на территории Ненецкого автономного округа разработаны нормативные правовые акты Ненецкого автономного округа, которые указаны в Приложении 4 к Программе.
Описание проектов переселения приведено в Приложении 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.