Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 октября 2020 г. N 5.1-01/2479
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Новым банком развития о размещении Евразийского регионального центра Нового банка развития в Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 21 октября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 12 августа 2020 года (N 1005788-7).
Ратифицируемое Соглашение, подписанное в ходе 11-го саммита БРИКС в городе Бразилиа 13 ноября 2019 года (далее - Соглашение), предусматривает открытие на территории Российской Федерации в городе Москве Евразийского регионального центра (далее - Центр), который по условиям Соглашения является региональным отделением Нового банка развития (далее - Банк) на территории Российской Федерации. Предусмотрено, что Центр будет осуществлять свою деятельность в соответствии с положениями Соглашения о Новом банке развития от 15 июля 2014 года (далее - Соглашение о Банке) и Соглашения. В случае противоречий между Соглашением и Соглашением о Банке последнее имеет преимущественную силу (статьи 2, 23).
Согласно статье 3 Соглашения Центр обладает правосубъектностью юридического лица, а также независимостью и свободой действий, аналогичными тем, которыми обладают другие международные организации, действующие на территории Российской Федерации, и не подлежит государственной регистрации.
Правительство Российской Федерации оказывает Банку содействие в подборе подходящих служебных помещений для размещения Центра в городе Москве и в доступе к объектам материально-технического характера, необходимым для его функционирования (статья 5).
В соответствии со статьёй 6 Соглашения имущество и активы Банка освобождаются от ограничений, предписаний, контроля и мораториев любого характера. Помещениям Центра предоставляется та же защита, которая предоставляется дипломатическим представительствам в Российской Федерации (статья 8).
В отношении своей официальной деятельности Банк, его активы, доходы и имущество в Российской Федерации освобождаются от всех форм прямых и косвенных налогов, таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей на федеральном, региональном и местном уровнях в Российской Федерации. Кроме того, Банк освобождается от финансового контроля, правил или мораториев любого вида в той степени, в какой это необходимо для выполнения его функций (статьи 11 и 12).
Также положениями Соглашения (статьи 15, 16 и 17) определены: привилегии и иммунитеты Членов Совета управляющих и Членов Совета директоров Банка, представителей Государств-членов; иммунитеты и привилегии Генерального директора, Персонала Банка, Экспертов и консультантов, осуществляющих работу на контрактной основе.
Соглашение в соответствии с его статьёй 23 вступает в силу с даты получения Банком письменного уведомления Правительства Российской Федерации о выполнении Российской Федерацией внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.
По Соглашению отмечаем, что в его статье 12 содержится формулировка "предусмотрено статьёй 26 Соглашения о Новом банке развития", вместо которой следовало бы употребить формулировку "предусмотрено статьёй 26 Статей соглашения" (в данном случае имеются в виду Статьи соглашения Нового банка развития, поскольку в Соглашении о Банке только 4 статьи).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся установления юрисдикционных изъятий в отношении Банка, а также его должностных лиц и персонала на территории Российской Федерации, содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 5 ноября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Временно исполняющий |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.