Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 2 ноября 2020 г. N 3.5-03/1705
по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"
(проект N 991147-7)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 21 октября 2020 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в связи с созданием национальной системы прослеживаемости товаров.
Создание национальной системы прослеживаемости товаров предусмотрено Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Соглашение), которое было заключено в г. Нур-Султане 29 мая 2019 года и ратифицировано Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 386-ФЗ. Целью Соглашения является подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на территорию другого государства-члена, обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров, что должно создать условия, исключающие использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей.
Согласно Соглашению под прослеживаемостью понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости. Для обеспечения контроля за оборотом товаров государства-члены ЕАЭС обеспечивают обмен сведениями из национальных систем прослеживаемости.
В целях реализации Соглашения Закон вносит дополнения в Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (новая статья 6.2). Согласно Закону Федеральная налоговая служба обеспечивает создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров; сбор и хранение сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров; обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости и иными государственными информационными системами; контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.
Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и критерии, применяемые при их отборе для включения в данный перечень, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Закон также вносит изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, будут обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с этими товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (статья 23 Кодекса).
При проведении камеральной налоговой проверки единой (упрощенной) налоговой декларации, налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), по упрощенной системе налогообложения и системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, а также документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости (статья 88 Кодекса). Устанавливаются условия истребования указанных документов, право доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки и право проведения осмотра (статьи 91, 92 Кодекса).
Закон вносит изменения в Кодекс в части НДС. Так как счета-фактуры служат основанием для принятия покупателем товаров (работ, услуг) предъявленных продавцом сумм НДС к вычету, устанавливается обязанность предоставления счетов-фактур в электронном виде при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости (статья 169 Кодекса). Исключением являются случаи реализации товаров физическим лицам для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, и плательщикам налога на профессиональный доход, реализации и перемещения товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта), а также в пределах территории ЕАЭС.
Законом уточняется перечень сведений, указываемых в счете-фактуре и необходимых для идентификации товаров, подлежащих прослеживаемости.
Реализация Закона потребует принятия или изменения большого количества нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим изменения в Кодекс вступают в силу с 1 июля 2021 года.
Учитывая вышеизложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.