Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 2 ноября 2020 г. N 3.5-03/1706
по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(проект N 990129-7)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 21 октября 2020 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, Л.Я. Симановским, В.М. Резником, Г.Я. Хором, А.А. Ремезковым и направлен на совершенствование порядка налогообложения контролируемых иностранных компаний в связи с отсутствием единообразия правоприменительной практики.
Законом вносятся изменения в часть первую и три главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законом уточняются понятия иностранной холдинговой компании, а также иностранной субхолдинговой компании. Теперь к таким компаниям относятся компании, в отношении которых одновременно выполняются определенные условия в части долей участия российских организаций в иностранных организациях.
Активной иностранной холдинговой компанией в целях налогообложения признается иностранная холдинговая компания, у которой доходы отсутствуют либо доля доходов не превышает 5% в общей сумме доходов. При этом при определении размера доходов не учитываются следующие виды доходов:
- дивиденды от активных иностранных компаний и активных иностранных субхолдинговых компаний;
- дивиденды от иностранных организаций, в отношении которых выполняется хотя бы одно из условий, предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 5-8 пункта 1 статьи 25.13-1 Кодекса;
- доходы от реализации или иного выбытия акций активных иностранных компаний, активных иностранных субхолдинговых компаний и иностранных организаций, в отношении которых выполняется хотя бы одно из условий, предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 5-8 пункта 1 статьи 25.13-1 Кодекса.
Законом установлено, что при определении доли доходов налогоплательщик имеет право исключить дивиденды от иностранных организаций при условии, что доля прямого участия этой иностранной холдинговой компании в уставном капитале каждой иностранной организации, дивиденды от которой подлежат исключению, составляет не менее 50% в течение периода, составляющего не менее чем 365 последовательных календарных дней.
Согласно Закону Кодекс дополняется новой статьей, в соответствии с которой устанавливается порядок истребования у налогоплательщиков - контролирующих лиц документов в отношении контролируемых ими иностранных компаний в целях подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании (далее - КИК) от налогообложения. К таким документам относятся налоговая декларация по налогу, финансовая отчетность, аудиторское заключение по финансовой отчетности. Установлено, что такие документы налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика - контролирующего лица не более чем за три календарных года.
Документы представляются в течение одного месяца с даты получения требования и подлежат переводу на русский язык. Непредставление контролирующим лицом истребуемых документов признается правонарушением и влечет ответственность.
Законом для налогоплательщиков - контролирующих лиц уточняются сроки представления документов в целях подтверждения размера прибыли. Так налогоплательщики - организации представляют такие документы вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций, а налогоплательщики - физические лица вместе с уведомлением о КИК.
Изменяются сроки для приостановления операций налогоплательщика - организации по счетам в банке и его переводов электронных денежных средств с 10 до 20 дней в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган. Также устанавливается штрафа в размере 1 млн рублей для контролирующего лица за непредставление налоговому органу истребуемых документов в установленные сроки.
Законом вносятся изменения в части налога на добавленную стоимость, уточняющие перечень услуг по международным перевозкам товаров, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями и облагаемых налогом по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы соответствующих документов.
Законом вводится механизм исчисления сумм налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с фиксированной прибыли КИК. Данный механизм позволит упростить порядок налогообложения доходов от деятельности таких компаний. Для его применения налогоплательщик вправе представить в налоговый орган уведомление о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли. Такое уведомление должно быть подано по месту жительства налогоплательщика в срок до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого он осуществляет уплату НДФЛ с фиксированной прибыли, а для налогового периода 2020 года - до 1 февраля 2021 года. При этом указанное уведомление одновременно признается отказом налогоплательщика от уменьшения суммы налога, исчисленного с фиксированной прибыли, на суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов.
Фиксированная сумма прибыли устанавливается Законом в размере 38,46 млн рублей за налоговый период 2020 года и 34 млн рублей за последующие налоговые периоды начиная с 2021 года вне зависимости от количества КИК, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом.
Законом предусматривается минимальный срок обязательного применения нового механизма - пять налоговых периодов. Если уведомление о переходе на уплату налога с фиксированной прибыли представлено в течение 2020 или 2021 года, данный срок составляет три налоговых периода.
Законом установлено, что к средствам целевого финансирования, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, теперь относятся средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Использованием по целевому назначению таких средств признается возмещение ими расходов застройщика.
Согласно новому положению Закона в части переноса убытков на будущее организация налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка, полученного в составе консолидированной группы налогоплательщиков, и ранее неучтенного. При этом налоговая база не может быть уменьшена на сумму убытка более чем на 50%.
В соответствии с Законом налогоплательщик имеет право уменьшить в текущем налоговом периоде суммы налога (авансового платежа), которые подлежат зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, на инвестиционный налоговый вычет (далее - ИНВ) текущего налогового периода, а также на неиспользованный ИНВ предыдущих налоговых периодов, но не более чем на сумму предельной величины ИНВ.
Законом предоставлено право субъектам Российской Федерации своими законами устанавливать предельные размеры расходов, учитываемых при определении размера ИНВ текущего налогового периода, а также размер ставки налога, применяемой для расчета предельной величины ИНВ.
Уточняется порядок зачета сумм налога, исчисленного и уплаченного в отношении прибыли КИК в соответствии с законодательством иностранных государств. Также устанавливаются особенности налогообложения прибыли КИК в случае, если налогоплательщиком - контролирующим лицом, является физическое лицо, которое перешло на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли КИК.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки их вступления в силу.
Комитет полагает, что реализация предлагаемых Законом изменений может привести к уменьшению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также может повлечь необходимость возврата налогоплательщикам сумм ранее уплаченного налога на прибыль за периоды с 2015 - 2019 годов в связи с приданием отдельным положениям Закона обратной силы.
В пояснительной записке к законопроекту авторы отмечают, что реализация его положений направлена на совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и создание конкурентных условий для развития бизнеса.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.