Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1010252-7 "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан в целях реализации поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 16 января 2019 года N Пр-44 и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова от 12 февраля 2019 года N ЮБ-П10-1036.
Для реализации указанной цели законопроектом предусматриваются нормативные правовые механизмы, направленные на:
снижение размеров ущерба и потерь от происшествий и чрезвычайных ситуаций;
разграничение полномочий в области эксплуатации и развития системы-112 между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в создании и эксплуатации системы-112;
предоставление Минкомсвязи России дополнительных полномочий исключительно в сфере обеспечения вызова экстренных оперативных служб согласно абзацу 3 пункта 7 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с учетом межведомственного и территориального характера создания систем-112;
финансовое обеспечение расходов, связанных с вызовом экстренных оперативных служб;
защиту информации, содержащуюся в системе-112.
Кроме того, проектом федерального закона предусмотрены коррелирующие изменения Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС".
Комитет отмечает, что 15 января 2019 года Счетной палатой Российской Федерации были представлены информация об основных итогах и отчет о результатах совместного экспертно-аналитеческого мероприятия "Анализ расходования Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и субъектами Российской Федерации средств, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы".
Анализ нормативной правовой базы в сфере создания, эксплуатации и развития системы-112 показал:
Во-первых, в настоящее время законодательно полномочия по созданию системы-112, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", закреплены только за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Вместе с тем в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочия по координации работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы-112 как между федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, возложены на МЧС России.
Во-вторых, в создании системы-112 в субъектах Российской Федерации принимают участие не только федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, но и организации, в ведении или во владении которых находятся сети газораспределения, газоснабжения и соответствующие дежурно-диспетчерские службы, а также операторы связи. При этом нормативно полномочия указанных организаций при создании, эксплуатации и развитии системы-112 урегулированы не в полной мере.
Кроме того, проведенный анализ показал недостаточность нормативных правовых актов Российской Федерации в области эксплуатации и развития системы-112, а также недостаточность действующего механизма координации действий органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, что может привести в дальнейшем к невозможности разработки единых каталогов, баз данных и протоколов межведомственного взаимодействия, и как следствие к невозможности интеграции с ведомственными сервисами в автоматическом режиме передачи данных для ускорения реагирования.
Представленный проект федерального закона разрешает указанные вопросы. Он установит единые принципы, требования, временные параметры, регламенты создания, функционирования и развития системы-112, регулирование которых в настоящее время осуществляется на основании методических рекомендаций, совместных писем и обращений МЧС России и Минкомсвязи России, поручений Правительства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает представленный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета октября 2020 года.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.