Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
на проект федерального закона N 1027752-7 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением от 21 октября 2020 г. N 179/2)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1027752-7 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
В соответствии с частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-I) денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий с 1 января 2012 года учитывается в размере 54% ("понижающий коэффициент 0,54") и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100 процентов его размера. При этом с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающим 2%.
Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2022 года действие части второй статьи 43 Закона N 4468-I (седьмой год подряд), сохранив размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, - 73,68 процента.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), в соответствии с которым в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
Проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, на прогнозный уровень инфляции - 3,7% с 1 октября 2021 года, что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 3,7%.
При этом в соответствии со статьей 49 Закона N 4468-I пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона N 4468-I, и их семьям, подлежат пересмотру:
а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (размер денежного довольствия военнослужащих должен увеличиваться (или индексироваться) с учетом уровня инфляции (п. 9 ст. 2 N 306-ФЗ);
б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии (т.е. изменения "понижающего коэффициента"), установленного частью второй статьи 43 Закона (с 1 января 2012 года установлен в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно должен увеличиваться на 2% до достижения 100% его размера).
При этом в соответствии с частью третьей статьи 49 Закона N 4468-1 пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.
Кроме того, подпунктом "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (далее - Указ N 604) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.
Вместе с тем, с 2013 года по 2017 год включительно действие части 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - N ФЗ-306), в соответствии с которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям должны ежегодно увеличиваться (индексироваться) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) приостановлено, а начиная с 2015 года по настоящее время приостановлено также и действие части второй статьи 43 Закона N 4468-1.
Тем самым при реализации, запланированной на 2020 и 2021 годы индексации денежного довольствия военнослужащих те его размеры, которые могли бы быть достигнуты в 2018 году при безусловном исполнении Правительством Российской Федерации указанной нормы об индексации, не будут достигнуты даже в 2021 году.
N п/п |
Воинское звание / должность |
Размеры окладов (в руб.) |
|||||||
Действующий размер |
НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ РАЗМЕРЫ из-за приостановки действия п. 9 ст. 2 N 306-ФЗ |
установленный размер |
Размеры окладов, которые могли быть в 2018 г., при реализации принципов 306-ФЗ |
||||||
2012 г. - 2017 |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
Оклады в соответствии с воинским званием | |||||||||
1 |
Рядовой |
5 000 |
5 280 |
5 544 |
6 220 |
6 386 |
6 563 |
5 200 |
6 825,52 |
2 |
Старший лейтенант |
10 500 |
11 077 |
11 631 |
13 050 |
13 420 |
13 793 |
10 920 |
14 344,72 |
3 |
Майор |
11 500 |
12 132 |
12 739 |
14 293 |
14 675 |
15 083 |
11 960 |
15 686,32 |
4 |
Полковник |
13 000 |
13 715 |
14 401 |
15 158 |
15 563 |
15 996 |
13 520 |
16 635,84 |
Должностные оклады | |||||||||
1 |
Стрелок (1-й т. р.) |
10 000 |
10 550 |
11 077 |
12 428 |
12 760 |
13 115 |
10 400 |
13 639,6 |
2 |
Командир взвода (10 т.р.) |
20 000 |
21 100 |
22 155 |
24 858 |
25 522 |
26 231 |
20 800 |
27 280,24 |
3 |
Зам. командира батальона (17-й т. р.) |
23 000 |
24 265 |
25 478 |
28 586 |
29 349 |
30 165 |
23 920 |
31 371,6 |
4 |
Командир полка (23-й т. р.) |
26 500 |
27 957 |
29 355 |
32 936 |
33 815 |
34 756 |
27 560 |
36 146,24 |
При этом вследствие приостановления в 2012 - 2017 годах вышеуказанной нормы для повышения "военных пенсий" в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 49 Закона N 4468-1, в период с 2014 года по 2016 год был задан более высокий темп роста "понижающего коэффициента", который, по мнению Минфина России, должен был к 1 января 2021 года составить 72% при безусловном исполнении Закона N 4468-1, а вследствие принятых мер составляет 73,68%.
Комитет по обороне не согласен с этим мнением, поскольку даже более высокий темп роста в период с 2014 по 2016 годы "понижающего коэффициента" не покрывал даже уровень инфляции.
Годы |
Коэффициент который планировался (по Закону N 4468-I) |
Установленный коэффициент |
Повышение денежного довольствия военнослужащих |
Повышение военной пенсии на % |
Инфляция |
Повышение которое должно быть в соответствии с Указом N 604 |
Недоиндексация с учетом выполнения Указа Президента РФ N 604 не в полном объеме |
2012 |
54% |
54% |
|
|
|
|
|
2013 |
56% |
58,05% |
0% |
+8,33% |
6,45% |
8,45% |
0,12% |
2014 |
58% |
62,12% |
0% |
+6,19% |
11,36% |
13,36% |
7,17% |
2015 |
60% |
66,78% |
0% |
+7,5% |
12,90% |
14,90% |
7,4% |
2016 |
62% |
69,45% |
0% |
+4,0% |
5,4% |
7,4% |
3,4% |
2017 |
64% |
72,23% |
0% |
+4,0% |
2,8% |
4,8% |
0,8% |
2018 |
66% |
72,23% |
4% |
+4,0% |
3,8% |
5,8% |
1,8% |
2019 |
68% |
73,68% |
4,3% (с 1.10) |
+6,3% (с 1.10) |
4,3% |
6,3% |
0% |
2020 |
70% |
73,68% |
3% (с 1.10) |
+3,0% (с 1.10) |
3,8% |
5,8% |
2,8% |
2021 |
72% |
73,68% |
3,7% (с 1.10) |
+3,7% (с 1.10) |
3,7% |
5,7% |
2,0% |
2022 |
74% |
73,68% |
4% (с 1.10) |
+4,0% (с 1.10) |
4% |
6,0% |
|
2023 |
76% |
73,68% |
4% (с 1.10) |
+4,0% (с 1.10) |
4% |
6,0% |
|
Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой законодатель должен формировать механизм реализации права на пенсионное обеспечение с учетом финансово-экономических возможностей государства при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Приостановление действия части 2 статьи 43 Закона N 4468-I в 2015 - 2017 годах было признано соответствующим Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года N 2347-О). Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что последовательное увеличение в 2015 - 2017 годах размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
При этом Комитет по обороне отмечает, что невыполнение требований подпункта "г" пункта 1 Указа N 604 и вследствие такого бюджетного законотворчества "недоиндексация" "военных пенсий" на текущее время составила более 25% (т.е. четвертую часть от суммы "военных пенсий"). Это привело к тому, что размер "военных пенсий" рядового и сержантского состава военнослужащих практически сравнялся с размером страховых (трудовых) пенсий, а порой и меньше (по состоянию на май 2020 года размер "военной пенсии" по категориям: рядового - 8 312,14 рублей, старшины - 14 576,37 рублей, прапорщика - 15 585,25 рублей, при этом МРОТ в 2020 году составляет 12 130 рублей).
Наряду с этим, за счет законодательно закреплённого учета неполного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении "военной пенсии" (понижающего коэффициента), "экономия" бюджета с 2012 года по 2019 год составила порядка 2,8 трлн.рублей.
В июле 2020 года Комитетом по обороне были направлены обращения Председателю Правительства Российской Федерации и в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, с просьбой недопущения приостановки действия положений Закона N 4468-I и неукоснительного выполнения его требований, а также требований Указа N 604 (в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции) при формировании бюджета на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годы.
Предложения Комитета по обороне в представленном законопроекте были проигнорированы.
Комитет по обороне с сожалением констатирует, что:
за 9 лет существования части 2 статьи 43 Закона N 4468-I (с 1 января 2012 года) ее действие приостанавливалось 6 раз и будет приостановлено и в седьмой раз;
за 9 лет существования подпункта "г" пункта 1 Указа N 604 (с 7 мая 2012 года) он был выполнен только один раз (в 2019 году) и в 2021 году его выполнение не планируется.
Указанные действия федерального законодателя не способствуют формированию у граждан доверия к действиям государства, подрывают престиж военной службы и ведут к нарастанию социальной напряженности среди получателей "военных пенсий".
Комитет по обороне отмечает, что систематическое невыполнение требований Указа N 604 Правительством Российской Федерации является нарушением пункта 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, согласно которого указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и абзаца пятого статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которого Правительство Российской Федерации обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
Наряду с этим, Правительством Российской Федерации постоянно игнорируются требования постановлений Государственной Думы.
Так, было проигнорировано требование Постановления Государственной Думы от 24 ноября 2017 года N 2835-7 ГД, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации предлагалось в течение 2018 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 Указа N 604.
Постановлением Государственной Думы от 19 ноября 2019 года N 7110-7 ГД Правительству Российской Федерации также предлагалось в течение 2020 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 Указа N 604 в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.
Указанное требование Государственной Думы Правительством Российской Федерации было проигнорировано по умолчанию.
В целях исключения нарушения пункта 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, прекращения дискриминации "военных пенсионеров" по отношению к другим пенсионерам, а также исполнения Закона N 4468-I и Указа N 604 Комитет по обороне настаивает на доведении индексации "военной пенсии" с 3,7% до 5,7% (с 1 октября 2021 года на 3,7% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих (на размер инфляции) как и заложено в Законопроекте и на 2% с 1 января 2021 года (на основании пункта "б" части 1 статьи 49 Закона N 4468-I) за счет доведения "понижающего коэффициента" до 75,16%).
В заключении Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов предложений по законопроекту не содержится.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству и Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев законопроект, поддерживает его.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.
Правительство Российской Федерации отмечает, что отсутствие приостановления части 2 статьи 43 Закона N 4468-I в 2021 году окажет отрицательное влияние на сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета в предстоящем году, а так же может привести к неполной выплате пенсий гражданам, уволенных с военной и приравненной к ней службы в установленных законодательством размерах.
Учитывая изложенное, а также позицию комитетов-соисполнителей, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, Комитет Государственной Думы по обороне полагает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта при условии устранения ко второму чтению изложенных в настоящем заключении замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.
Первый заместитель |
А.Л. Красов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.