Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2024 г. N 17АП-11091/24 по делу N А50-16154/2024
г. Пермь |
|
25 декабря 2024 г. |
Дело N А50-16154/2024 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яринского С.А.,
без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле,
в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Теплосети" (ООО "Теплосети")
на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 сентября 2024 года, принятое в порядке упрощённого производства по делу N А50-16154/2024,
по иску Муниципального унитарного предприятия "Красновишерское водопроводно-канализационное хозяйство-1" (МУП "Водоканал-1") (ОГРН 1025902266169, ИНН 5941949576)
к ООО "Теплосети" (ОГРН 1075919001278, ИНН 5919007347)
о взыскании задолженности за услуги по отпуску питьевой воды и приёму сточных вод, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Водоканал-1" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к ООО "Теплосети" (далее - ответчик) о взыскании 864 688 руб. 61 коп. задолженности по оплате отпущенной по договору N 47 от 17.06.2019 питьевой воды и приёму сточных вод за май 2024 года, 15 218 руб. 52 коп. неустойки, начисленной за период с 06.06.2024 по 08.07.2024 в соответствии с пунктом 8.4. договора N 47 от 17.06.2019 с дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24 сентября 2024 года (резолютивная часть от 10 сентября 2024 года) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик приводит довод о том, что при принятии расчета пени, судом первой инстанции не учтены положения Постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 в части применения в расчёте ставки ЦБ РФ. Полагает, что расчёт следует производить исходя из ставки 9,5% годовых, в связи с чем требования в данной части подлежали удовлетворению в размере 9 036 руб.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу, согласуются с выводами суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о порядке и сроках рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Поскольку лицами, участвующими в деле, не заявлено возражений относительно проверки законности и обоснованности судебного акта только в обжалуемой части, законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между МУП "Водоканал-1" (ОВКХ) и ООО "Теплосети" (абонент) заключён договор N 47 на отпуск питьевой воды и приём сточных вод от 17.06.2019.
Во исполнение договора МУП "Водоканал-1" в марте 2024 оказало ООО "Теплосети" услуги по отпуску питьевой воды и приём сточных вод, на общую сумму 864 688 руб. 61 коп.
Предъявленная истцом счёт-фактура ООО "Теплосети" не оплачена.
В рамках досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 723 от 06.06.2024 с требованием об оплате задолженности, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований претензии послужило основанием для обращения с исковым заявлением в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Факт оказания истцом в спорный период услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод, подтвержден материалами дела.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с 3 условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что доказательств надлежащего и своевременного исполнения обязательств по оплате стоимости оказанных истцом услуг ответчиком в материалы дела не представлено исковые требования в части долга удовлетворил в полном объёме.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании неустойки.
В соответствии с пунктом 8.4 договора в случае нарушения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Учитывая, что факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате оказанных в спорный период услуг водоснабжения и водоотведения подтвержден материалами дела, суд первой инстанции, проверив расчёт неустойки за период с 06.06.2024 по 08.07.2024 в сумме 15 218 руб. 52 коп., признав его правильным, соответствующим требованиям закона, принимая во внимание также, что арифметическая правильность расчёта размера неустойки ответчиком не оспорена, контррасчёт не представлен (статьи 9, 65 АПК РФ), требования в данной части также признал обоснованными.
Требование истца о начислении неустойки на сумму долга до даты его полного погашения соответствует пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Довод апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрен и подлежит отклонению в связи со следующим.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016, указано, что при взыскании неустойки подлежит применению ставка ЦБ РФ, действующая на день вынесения судебного акта.
Статья 9 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474, уполномочивает Правительство Российской Федерации устанавливать особенности регулирования жилищных отношений, определяя, таким образом, сферу применения изменённого правового регулирования.
Статьей 2 Федеральный закон от 01.05.2022 N 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, статья 7358) дополнен статьей 42.1 следующего содержания:
"Статья 42.1. Особенности правового регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения в 2022 и 2023 годах.
1. В период до 31 декабря 2022 года включительно Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, услуг по водоотведению, услуг по транспортировке горячей или холодной воды, сточных вод.
2. В случае установления Правительством Российской Федерации особенностей начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, услуг по водоотведению, услуг по транспортировке горячей или холодной воды, сточных вод вместо ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, применяемой в соответствии с частями 6.2 - 6.4 статьи 13 и частями 6.2 - 6.4 статьи 14 настоящего Федерального закона, начиная с 28 февраля 2022 года применяется величина, определенная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, предусматривающие неприменение в 2022 и 2023 годах положений части 7 статьи 40 настоящего Федерального закона о не превышении объёма финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ, над объёмом таких потребностей, определённым в соответствии с утверждёнными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, укрупненными нормативами цены создания различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры".
Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления N 474 до 01.01.2024 начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки ЦБ РФ из следующих значений: ключевая ставка ЦБ РФ, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на день фактической оплаты".
Таким образом, Постановление N 474 регулирует жилищные отношения, одной из сторон которых является специальный субъект, приобретающий коммунальный ресурс для его предоставления либо потребления как коммунальной услуги.
Указанное подтверждается также принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 20.05.2022 N 912 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 912), которым были установлены аналогичные особенности начисления пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств в электроэнергетике, тепло-, газо-, водоснабжении и водоотведении для иных субъектов гражданского оборота, не подпадавших под сферу действия Постановления N 474.
При этом срок действия Постановления N 912 был установлен с 28.02.2022 по 31.12.2022 и не продлён в установленном порядке на 2023 - 2024 г.г.
В подпункте "г" пункта 2 Постановления N 912 установлено, что при применении порядка начисления пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, оплате услуг водоотведения, предусмотренного частями 6.2 - 6.4 статьи 13 и частями 6.2 - 6.4 статьи 14 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", а также при начислении пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате услуг по транспортировке горячей или холодной воды, сточных вод взамен ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, используется минимальное значение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.
Таким образом, названные постановления Правительства Российской Федерации имеют различную сферу применения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 N 912 распространяется на обязательства, возникающие на оптовом и розничных рынках электрической энергии, в то время как Постановление N 474 применяется исключительно к жилищным правоотношениям с участием собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также управляющих организаций, товариществ собственников недвижимости, потребительских кооперативов.
При разрешении вопроса о порядке начисления неустойки в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате соответствующих ресурсов и услуг в отношении лиц, не являющихся участниками жилищных отношений, действуют положения Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 N 912, которыми было предусмотрено использование минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в период по 31.12.2022.
Срок использования минимального значения ключевой ставки Банка России при исчислении размера пени в отношении данных субъектов, не являющихся участниками жилищных отношений, по Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 N 912 продлён не был.
В настоящем деле между сторонами сложились правоотношения по договору водоснабжения и водоотведения, по которому услуги оказывались не для удовлетворения собственных потребностей ответчика, в связи с чем, положения Постановления N 474, предусматривающие льготное значение ключевой ставки Банка России при расчёте размера ответственности, применению не подлежали.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объёме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 сентября 2024 года по делу N А50-16154/2024 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
С.А. Яринский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 30 октября 2020 г. N 1136 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 09.07.2015 N 576 "О расчете арендной платы и ставках арендной платы по видам использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, расположенных в границах муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", о расчете платы за место для стоянки для технических средств и других средств передвижения, и признании утратившими силу некоторых правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону" (ред. от 30.03.2020)"
Вступает в силу с 5 ноября 2020 г.
Текст постановления опубликован в информационном бюллетене "Ростов официальный" от 5 ноября 2020 г. N 45