Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Примеры исследований HAZOP
В.1 Общие сведения
Примеры, приведенные в данном приложении, иллюстрируют установленные в настоящем стандарте принципы применения исследований HAZOP (4.2, 6.4 и 6.5) в различных отраслях промышленности и видах деятельности. Однако для большей наглядности в этих примерах использованы существенные упрощения и не отражены технические детали реальной ситуации.
В.2 Вводный пример
Цель этого примера заключается в том, чтобы познакомить читателя с основами метода исследования HAZOP. Пример основан на оригинальной публикации исследования HAZOP.
Рассмотрим схему производства, изображенную на рисунке В.1. Вещества А и В непрерывно перемещаются при помощи насоса из соответствующих резервуаров в реактор для соединения и формирования продукта С. Предположим, что для того, чтобы избежать опасности взрыва в реакторе, должно быть больше вещества А. При полном описании проекта схема должна была бы включать много не приведенных здесь деталей (воздействие давления, температуры, колебаний, времени реакции, совместимости насосов и т.д.). Исследуемая часть процесса выделена на рисунке В.1 полужирной линией.
Примечание - Реакция: А + В = С. Чтобы избежать взрыва, вещества А должно быть всегда больше, чем вещества В.
Рисунок В.1 - Упрощенная схема процесса
Часть системы, выбранная для исследования, изображена в виде линии от резервуара, содержащего вещество А, до реактора, включая насос А (см. таблицу В.1). Целью проекта для этой части является непрерывное перемещение вещества А из резервуара в реактор с более высокой скоростью перемещения, чем скорость перемещения вещества В. В соответствии со свойствами, предполагаемыми в 4.2, цель проекта должна быть указана в шапке таблицы В.2.
Таблица В.1 - Свойства исследуемой системы
Вещество |
Действие |
Источник |
Место назначения |
А |
Перемещение вещества с большей скоростью, чем скорость перемещения вещества В |
Резервуар для вещества А |
Реактор |
Каждое из руководящих слов, приведенных в таблице 3 [а также любое другое, согласованное в процессе предварительной работы (6.3.3)], применяют к каждому из этих свойств, а результаты регистрируют в рабочих таблицах HAZOP. Примеры возможных выводов исследования HAZOP приведены в таблице В.2. При составлении таблицы В.1 использован частичный способ регистрации и зафиксированы только значащие отклонения. После исследования каждого управляющего слова для каждого свойства этой части системы переходят к другой части (например, линии перемещения вещества В) и процесс повторяют. В конечном счете исследуют все части системы, а результаты регистрируют.
Таблица В.2 - Рабочая таблица HAZOP для вводного примера
Наименование исследования: ПРИМЕР ПРОЦЕССА |
Лист: 1 из 4 |
||
Чертеж (номер): |
Пересмотр (номер): |
Дата: 17 декабря 1998 г. |
|
Состав группы: |
LB, DH, EK, NE, MG, JK |
Дата заседания: 15 декабря 1998 г. |
|
Рассматриваемая часть: |
Линия перемещения вещества А от резервуара до реактора |
||
Цель проекта: |
Вещество: А |
Действие: непрерывное перемещение вещества А с большей скоростью, чем скорость перемещения вещества В |
|
Источник: резервуар для вещества А |
Место назначения: Реактор |
Порядковый номер |
Управляющее слово |
Элемент |
Отклонение |
Возможные причины |
Последствия |
Существующие элементы управления |
Примечание |
Требуемые действия |
Ответственный за выполнение действий |
1 |
НЕТ |
Вещество А |
Нет вещества А |
Резервуар пуст |
Нет потока вещества А в реактор. Взрыв |
Нет |
Недопустимая ситуация |
Рассмотреть возможность установки сигнала тревоги низкого уровня вещества, а также реле сверхнизкого уровня для остановки насоса В |
MG |
2 |
НЕТ |
Перемещение вещества А со скоростью, большей перемещения вещества В |
Вещество А не перемещается |
Насос А остановлен, линия перекрыта |
Взрыв |
Нет |
Недопустимая ситуация |
Необходимо измерять скорость перемещения вещества А, обеспечить сигнал низкой скорости потока и установить реле скорости потока для остановки насоса В |
JK |
3 |
БОЛЬШЕ |
Вещество А |
Резервуар заполняется сверх установленной нормы |
Заполнение резервуара из танкера |
Резервуар переполнен, вещество попало в область рядом с резервуаром |
Нет |
Ситуация была бы обнаружена при исследовании резервуара |
Рассмотреть возможность установки сигнала высокого уровня вещества А при отсутствии предварительной идентификации |
EK |
4 |
БОЛЬШЕ |
Перемещение вещества А |
Перемещено большее количество вещества А |
Неправильный размер рабочего колеса насоса |
Возможно сокращение производительности |
Нет |
- |
Проверить поток и характеристики насоса в течение ввода системы в действие. Пересмотреть процедуру ввода системы в действие |
JK |
Превышение скорости потока вещества А |
Неправильно установлен насос |
Продукция будет содержать избыток вещества А |
|||||||
5 |
МЕНЬШЕ |
Вещество А |
Меньшее количество вещества А |
Низкий уровень вещества А в резервуаре |
Неисправная всасывающая головка насоса. Возможно завихрение потока, приводящее к взрыву. Нарушение потока вещества А |
Нет |
Недопустимая ситуация |
Рассмотреть возможность установки сигнала тревоги низкого уровня вещества А, а также реле сверхнизкого уровня для остановки насоса В |
MG |
6 |
МЕНЬШЕ |
Перемещение вещества А со скоростью, меньшей перемещения вещества В |
Снижение скорости потока вещества А |
Линия частично блокирована, утечка вещества А, снижение производительности насоса |
Взрыв |
Нет |
Недопустимая ситуация |
Необходимо измерять скорость перемещения вещества А и установить сигнал низкой скорости потока и реле скорости потока для остановки насоса В |
JK |
7 |
ТАК ЖЕ, КАК |
Вещество А |
Имеется другой жидкий материал, аналогичный веществу А, также перемещаемый в накопительный резервуар |
Вещество в резервуаре загрязнено |
Неизвестны |
Содержание всех резервуаров проверяют и анализируют до загрузки в резервуар |
Приемлемая ситуация |
Проверить эксплуатационные действия персонала |
LB |
8 |
ТАК ЖЕ, КАК |
Перемещение вещества А |
В случае перемещения вещества А происходят коррозия, эрозия, кристаллизация или разложение |
Необходимо провести более детальное исследование |
NE |
||||
9 |
ТАК ЖЕ, КАК |
Реактор |
Утечка в реактор |
Неисправность линии клапана или уплотнения |
Загрязнение окружающей среды |
Принятый способ установки трубопровода |
Условно-приемлемая ситуация |
Установить датчик, обеспечивающий отключение потока, как можно ближе к реактору |
DH |
10 |
ЗАМЕНА |
Перемещение вещества А |
Потоки вещества от реактора к накопительному резервуару (обратное направление потока) |
Давление в реакторе выше необходимого для нормальной работы насоса |
Загрязнение резервуара материалом из реактора |
Нет |
Неудовлетворительная ситуация |
Рассмотреть возможность установки невозвратного клапана на трубопроводе |
MG |
11 |
ДРУГОЙ, ЧЕМ |
Вещество А |
В резервуаре находится другое вещество (не вещество А) |
В резервуаре находится опасное вещество |
Неизвестны. Зависят от свойств вещества |
Содержимое резервуара проверяют и анализируют до разгрузки |
Приемлемая ситуация |
- |
- |
12 |
ДРУГОЙ, ЧЕМ |
Реактор |
Внешняя утечка. В реактор не поступают вещества |
Поломка линии |
Загрязнение окружающей среды. Возможен взрыв |
Обеспечение целостности трубопровода |
Ситуация может быть опасной. Необходимо перепроектирование трубопровода |
Установить реле потока со скоростью срабатывания, достаточной для предотвращения взрыва |
MG |
В.3 Процедуры
Рассмотрим небольшое серийное производство по изготовлению безопасных пластмассовых компонентов, которые должны соответствовать требованиям как по свойствам материала, так и по цвету. Последовательность обработки следующая:
a) взять 12 кг порошка А;
b) поместить порошок А в смеситель;
c) взять 3 кг красящего порошка В;
d) поместить порошок В в смеситель;
e) начать смешивание;
f) смешивать в течение 15 мин;
g) пересыпать смесь в три мешка по 5 кг;
h) вымыть смеситель;
i) подать 50 л смолы на смешивающие лопасти смесителя;
j) добавить в смеситель 0,5 кг отвердителя на смешивающие лопасти;
k) добавить 5 кг смеси порошков (А и В);
l) перемешивать в течение 1 мин;
m) залить смесь в формы на 5 мин.
Исследование HAZOP проводят для анализа способов, которыми материал, не удовлетворяющий требованиям технических условий, может быть изготовлен. Исследуемыми частями в процессе исследования HAZOP являются соответствующие инструкции. Фрагменты исследования HAZOP последовательности операций с частичной регистрацией приведены в таблице В.3.
Таблица В.3 - Рабочая таблица HAZOP для примера исследования процедур
Наименование исследования: процедуры |
Лист: 1 из 2 |
||
Наименование процедуры: производство компонента X |
Пересмотр (номер): |
Дата: |
|
Состав группы: BK, JS, LE, РА |
Дата заседания: |
||
Рассматриваемая часть: |
Инструкция 1: Взять 12 кг порошка А |
Порядковый номер |
Свойство |
Управляющее слово |
Отклонение |
Возможные причины отклонения |
Последствия |
Существующие элементы управления |
Примечание |
Требуемые действия |
Ответственный за выполнение действий |
1 |
Отбор порошка А |
НЕТ |
Нет порошка А |
Ошибка оператора |
Заключительный материал не будет соответствовать требованиям |
Оператор должен видеть, что массы в смесителе слишком мало, а цвет вещества слишком ярок |
Вероятность отсутствия вещества не рассматривается |
- |
- |
2 |
Отбор порошка А |
ТАК ЖЕ, КАК |
В порошок А добавлено дополнительное вещество |
Порошок А загрязнен примесями |
Не могут быть выполнены требования по цвету. Заключительная смесь не соответствует требованиям |
Выборку из всех поставок порошка А проверяют до использования |
- |
Проверить процедуры обеспечения качества на предприятиях-поставщиках |
BK |
3 |
Отбор порошка А |
ДРУГОЙ, ЧЕМ |
Отобрано другое вещество |
Оператор использует мешок с другим веществом |
Смесь не может использоваться. Финансовые потери |
Около смесителя должны храниться только мешки с порошками А, В и их смесь |
- |
Применять уникальную окраску мешков для каждого вещества и их смеси. Еженедельные проверки |
BK |
4 |
Отбор 12 кг порошка А |
БОЛЬШЕ |
Отобрано слишком много порошка А |
Ошибка оператора при взвешивании |
Цветовая спецификация не будет выполнена |
Техническая проверка весового оборудования каждые 6 мес. Еженедельная проверка взвешивания |
- |
Обратить внимание операторов на необходимость соблюдения точности при взвешивании |
JS |
5 |
Отбор 12 кг порошка А |
МЕНЬШЕ |
Отобрано слишком мало порошка А |
Ошибка оператора при взвешивании |
Цветовая спецификация не будет выполнена |
Техническая проверка весового оборудования каждые 6 мес. Еженедельная проверка взвешивания |
- |
Обратить внимание операторов на необходимость соблюдения точности при взвешивании |
JS |
6 |
Смеситель |
ДРУГОЙ, ЧЕМ |
В смеситель помещено другое вещество |
Ошибка оператора |
- |
Применять только один смеситель |
- |
Рассмотреть порядок использования дополнительных смесителей (при необходимости) |
BK |
7 |
Добавка отвердителя |
НЕТ |
Отвердитель не добавлен |
Ошибка оператора |
Заключительная смесь не будет соответствовать требованиям ТУ. Финансовые потери |
Оператор должен подписывать журнал, подтверждающий, что отвердитель добавлен. Контроль |
- |
Провести анализ необходимости дополнительных гарантий |
BK |
8 |
Добавка отвердителя |
ТАК ЖЕ, КАК |
Вместе с отвердителем добавлен другой материал |
Отвердитель загрязнен примесями |
Смесь не пригодна к употреблению |
Обеспечение гарантий качества от поставщика. Выборочные испытания для всех поставок |
- |
- |
|
9 |
Добавка отвердителя |
ДРУГОЙ, ЧЕМ |
Вместо отвердителя добавлено другое вещество |
- |
Смесь не пригодна к употреблению |
Проверки оператором выделения отвердителя |
При идентификации мешков возможность их перепутать уменьшается |
Провести анализ закупок |
JS |
10 |
Добавка 0,5 кг отвердителя |
БОЛЬШЕ |
Добавлено много отвердителя |
Ошибка при взвешивании. Ошибка оператора |
Компонент будет слишком хрупким |
Процедуры взвешивания. Контроль механизма взвешивания каждые 6 мес. Еженедельная проверка |
Некоторые гарантии не являются адекватными |
Выборочная проверка поставки |
JS |
11 |
Добавка 0,5 кг отвердителя |
МЕНЬШЕ |
Добавлено мало отвердителя |
Ошибка при взвешивании. Ошибка оператора |
Смесь не будет соответствовать установленным требованиям. Финансовые потери |
Процедуры взвешивания. Контроль механизма взвешивания каждые 6 мес. Еженедельная проверка |
Некоторые гарантии не являются адекватными |
Выборочная проверка поставки |
JS |
В.4 Автоматическая система защиты поезда
В.4.1 Описание
Целью данного примера является представление типового исследования HAZOP системы автоматической защиты поезда, иллюстрирующего некоторые положения настоящего стандарта. Пример состоит из двух частей:
- краткого описания системы с помощью ее структурной схемы;
- выборки некоторых рабочих таблиц HAZOP с использованием частичного способа регистрации (таблица В.4).
Необходимо отметить, что используемая в данном примере схема системы имеет ограниченный уровень детализации. Схема системы и выборка рабочих таблиц HAZOP приведены только для иллюстрации.
В.4.2 Применение HAZOP
В.4.2.1 Цель системы
HAZOP направлен на исследование системы автоматической защиты поезда (АТР), которая используется в поездах метро и некоторых других поездах. Система АТР контролирует скорость движения поезда, сравнивает его с установленной безопасной скоростью движения и автоматически инициирует критическое торможение при превышении допустимого значения. На всех системах АТР на поезде и полосе отчуждения имеется оборудование, посредством которого информация с полосы отчуждения передается на поезд. Существует много систем АТР, однако они отличаются лишь деталями выполнения основных требований.
В.4.2.2 Описание системы АТР
На поезде установлена одна или большее количество антенн, которые получают сигналы с оборудования, установленного на полосе отчуждения, дающего информацию относительно безопасных скоростей или пунктов остановки. Эта информация проходит обработку перед поступлением в программируемую электронную систему. Другой главный вход в программную электронную систему - вход от тахометров или других средств измерения фактической скорости движения поезда. Главный выход программируемой электронной системы - сигнал на реле безопасности, управляющем чрезвычайным тормозом. На рисунке В.2 изображена упрощенная блок-схема системы.
Рисунок В.2 - Блок-схема системы АТР
Наименование исследования: АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПОЕЗДА |
Лист: 1 из 2 |
||
Ссылка на чертеж N: Автоматическая защита системы поезда |
Пересмотр (номер): 1 |
Дата: |
|
Состав группы: DJ, JB, ВА |
Дата заседания: |
||
Рассматриваемая часть: |
Вход от оборудования с полосы отчуждения |
||
Цель проекта: |
Обеспечить подачу через антенны информации о безопасных скоростях и пунктах остановки |
Таблица В.4 - Рабочая таблица HAZOP для автоматической защиты поезда
Порядковый номер |
Часть |
Свойство части |
Управляющее слово |
Отклонение |
Возможные причины |
Последствия |
Существующие элементы управления |
Примечания |
Требуемые действия |
Ответственный за выполнение действий |
1 |
Входной сигнал |
Амплитуда |
НЕТ |
Нет сигнала |
Отказ передатчика |
Рассмотрены в отдельном исследовании HAZOP оборудования полосы отчуждения |
- |
Рассмотреть результаты исследования оборудования полосы отчуждения |
DJ |
|
2 |
Входной сигнал |
Амплитуда |
БОЛЬШЕ |
Амплитуда сигнала больше, чем установлена в проекте |
Передатчик установлен слишком близко к рельсу |
Может быть повреждено оборудование |
Проверки, выполняемые в процессе установки |
- |
Проводить проверку оборудования в процессе его установки |
DJ |
3 |
Входной сигнал |
Амплитуда |
МЕНЬШЕ |
Амплитуда сигнала меньше, чем установлена в проекте |
Передатчик установлен слишком далеко от рельса |
Сигнал может быть не принят |
Проверки, выполняемые в процессе установки |
- |
Проводить проверку оборудования в процессе его установки |
DJ |
4 |
Входной сигнал |
Частота |
ДРУГОЙ, ЧЕМ |
Обнаружена другая частота |
Получение сигнала со смежной дорожки |
На процессор передано неправильное значение |
- |
- |
Обеспечить защиту антенны от прикасания к рельсам |
DJ |
5 |
Антенна |
Расположение |
ДРУГОЙ, ЧЕМ |
Антенна установлена в неправильное положение |
Отказ установок |
Возможно прикасания антенны к рельсам и ее разрушение |
Кабель должен обеспечивать дополнительную защиту |
- |
Обеспечить защиту антенны от прикасания к рельсам |
JB |
6 |
Антенна |
Напряжение |
БОЛЬШЕ |
Напряжение большее, чем ожидалось |
Антенна касается рельса под напряжением |
Антенна и другое оборудование попадают под напряжение |
- |
- |
Проверить, имеется ли защита от прикасания антенны к рельсу |
DJ |
7 |
Антенна |
Сигнал выхода |
ДРУГОЙ, ЧЕМ |
Передан другой сигнал |
Прием сигналов со смежного кабеля |
Неправильный сигнал может привести к неверным действиям системы |
- |
- |
Наличие адекватной защиты от передающего кабеля |
JB |
8 |
Тахометр |
Скорость движения |
НЕТ |
Обнаружена неправильная скорость движения |
Внезапная блокировка колес |
На тахометре могут быть показания нулевой скорости движения |
- |
- |
Проверить защиту от внезапной блокировки колес |
DJ |
9 |
Тахометр |
Скорость движения |
ДРУГОЙ, ЧЕМ |
Обнаружена неправильная скорость движения |
Внезапный запуск блокированных колес дает неверный сигнал |
Тахометр показывает неправильную скорость движения |
- |
- |
Проверить защиту от неверных показаний скорости движения |
ВА |
10 |
Тахометр |
Скорость движения |
ТАК ЖЕ, КАК |
Указано много скоростей |
Внезапные изменения в выходе, вызванные вращением колеса |
Может вызвать действие, основанное на неправильной скорости движения |
- |
- |
Проанализировать возможность появления этого отказа на практике |
ВА |
11 |
Тахометр |
Выходное напряжение |
НЕТ |
Нет выхода |
Тахометр блокирован |
На тахометре могут быть показания нулевой скорости движения |
- |
- |
Проанализировать возможность появления этого отказа на практике |
DJ |
12 |
Тахометр |
Выходной сигнал |
ТАК ЖЕ, КАК |
Выходной сигнал смазан |
Наложены другие сигналы |
На тахометре могут быть показания нулевой скорости движения |
- |
- |
Проанализировать возможность появления этого отказа на практике |
ВА |
В.5 Пример применения HAZOP для планирования действий в чрезвычайных ситуациях
Организация планирует действия в случае возможных опасных ситуаций. Эти критические ситуации могут быть различными: от бытовых ситуаций до угрозы взрыва бомбы. Правильность планирования составления таких планов может быть проверена различными способами. Учения могут быть дорогостоящими, они, как правило нарушают нормальную работу, могут охватывать воздействие на окружающую среду. Кроме того, учения не могут охватить все возможные ситуации.
Исследования HAZOP предлагают относительно недорогой путь идентификации многих неточностей, которые могут быть в плане действий в случае чрезвычайных ситуаций, как дополнение опыта, полученного в результате относительно редких учений или еще более редких фактических критических ситуаций.
На изолированной нефтегазовой платформе должны быть предусмотрены эффективные меры для эвакуации и спасения людей (EER) в случае инцидентов, потенциально угрожающих жизни. Эти меры должны гарантировать, что персонал будет быстро приведен в готовность при возникновении опасной ситуации, быстро доберется до безопасного места сбора, будет эвакуирован с платформы управляемым способом (на вертолете или спасательной шлюпке) и затем доставлен в безопасное место. Эффективные меры по эвакуации и спасению людей являются существенной частью изолированной системы. Такие меры обычно состоят из следующих стадий:
a) подача сигнала общей тревоги GPA автоматическими приборами или вручную оператором;
b) передача сообщения о ситуации на локальное резервное судно и на береговые чрезвычайные пункты спасения;
c) помощь персонала, помогающего добраться до точки сбора;
d) проверка, включающая регистрацию присутствия работников;
e) облачение в защитные средства выживания;
f) подготовка к покиданию опасной платформы (PAPA), которая инициализируется администратором изолированной системы (OIM) или его представителем;
g) выход, который включает путь персонала от места сбора до места эвакуации;
h) эвакуация обычно на вертолете или на спасательных шлюпках;
i) выход в море вплавь, если необходимые средства эвакуации недоступны;
j) спасение персонала, находящегося в спасательной шлюпке и непосредственно в море, и доставка в безопасное место.
В таблице В.5 представлен пример рабочей таблицы HAZOP для планирования действий в чрезвычайной ситуации.
Таблица В.5 - Рабочая таблица HAZOP для планирования действий в чрезвычайных ситуациях
Рассматриваемая часть: СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
|
Цель проекта: ПОДАЧА СИГНАЛА ОБЩЕЙ ТРЕВОГИ GPA |
Части: ИНИЦИИРОВАНИЕ СИГНАЛА Входы: ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ Мероприятия: ГЕНЕРАЦИЯ СЛЫШИМОГО СИГНАЛА И ПЕРЕДАЧА ЕГО ПЕРСОНАЛУ Источники: ВСЕ ИСТОЧНИКИ СИГНАЛА Адресаты: ВЕСЬ ПЕРСОНАЛ НА ПЛАТФОРМЕ |
Порядковый номер |
Свойство части |
Управляющее слово |
Отклонение |
Возможные причины отклонения |
Последствия |
Существующие средства управления |
Примечание |
Требуемые действия |
Ответственный за выполнение действий |
1 |
Подача сигнала GPA и электрической энергии |
НЕТ |
Нет входов |
1) Приборы или персонал не подают сигнал GPA |
Ошибки аварийного персонала |
Нет |
Маловероятно, но возможно |
- |
|
2) Персонал пытается подать сигнал GPA, но сигнала нет |
То же |
Дублирование отказоустойчивой логики включения сигнала |
Маловероятно |
- |
|||||
3) Нет электрической энергии |
" |
Установка источника бесперебойного питания |
То же |
- |
|||||
2 |
Подача сигнала GPA и электрической энергии |
БОЛЬШЕ |
Большее количество входов |
1) Ложная тревога |
Персонал излишне напряжен |
Нет |
Возможно |
Включение сигнала должно обеспечиваться двумя кнопками (выключателями) |
|
2) Тревога из хулиганских побуждений |
То же |
Соблюдение дисциплин и правил |
Маловероятно |
||||||
3 |
Входы |
БОЛЬШЕ |
Большее количество входов |
Большее количество электрической энергии |
Повреждение сигнальной системы |
Выделенное защищенное электропитание |
Маловероятно |
- |
|
4 |
Входы |
МЕНЬШЕ |
Меньшее количество включений |
Импульс включения достигает только некоторых источников сигнала |
Не весь персонал приведен в готовность |
Регистрация стандартных сигналов |
- |
- |
|
5 |
Входы |
МЕНЬШЕ |
Меньше электрической энергии |
Потеря мощности электропитания |
Не включаются сигналы тревоги |
Выделенное электропитание |
Маловероятно |
- |
|
6 |
Входы |
ТАК ЖЕ, КАК |
Действие, аналогичное включению |
Включение сигнала вызывает другие последствия |
- |
Ситуация невозможна при наличии выделенной встроенной схемы |
- |
- |
|
7 |
Входы |
ТАК ЖЕ, КАК |
Подача электрической энергии другого качества |
Нарушение качества электрической энергии, например, скачки напряжения |
Возможно повреждение сигнальной системы |
Закрытая схема передачи сигнала |
- |
- |
|
8 |
Входы |
ЧАСТЬ |
Часть входов |
Есть сигнал, но нет энергии или есть энергия, но нет сигнала |
Персонал не приведен в готовность |
- |
См. пункт 4 |
- |
|
9 |
Входы |
ЗАМЕНА |
Замена входов Замена электрической энергии |
Неверное включение сигнала Неверное конструктивное решение |
- |
- |
Система не включает звуковой сигнал "отбой" |
Разработать систему звукового сигнала "отбой" |
|
10 |
Входы |
ДРУГОЙ, ЧЕМ |
Другие входы |
Много причин |
Зависят от входов |
Ситуация маловероятна при наличии выделенных защищенных схем |
Возможно необходима специальная система проверки |
Рассмотреть возможность проведения специальной проверки |
|
11 |
Действия по передаче сигнала тревоги персоналу |
НЕТ |
Не прозвучал сигнал тревоги |
Отказ звукового оборудования. Повреждение кабеля |
Персонал не приведен в готовность |
Наличие дублирующих способов покидания опасной платформы, резервных кабелей источников питания, динамиков |
Маловероятно |
Нет |
|
12 |
Действия по передаче сигнала тревоги персоналу |
БОЛЬШЕ |
Большая мощность сигналов |
Слишком мощное звуковое оборудование |
Персонал может получить повреждение слуха |
Установка звукового оборудования, соответствующего установленным требованиям к допустимым уровням звуковой мощности |
- |
Нет |
|
13 |
Действия по передаче сигнала тревоги персоналу |
МЕНЬШЕ |
Меньшая мощность сигналов |
Слишком слабое звучание сигнала |
Не весь персонал приведен в готовность |
- |
- |
Сигнал должен быть не менее 15 дБ выше фона |
|
14 |
Действия по передаче сигнала тревоги персоналу |
ТАК ЖЕ, КАК |
Передается сигнал, похожий на сигнал тревоги |
Искажение сигнала тревоги шумами |
Персоналу не ясен сигнал |
- |
- |
Рассмотреть необходимость акустического анализа |
|
15 |
Действия по передаче сигнала тревоги персоналу |
ЧАСТЬ |
Передается часть сигнала |
Есть сигнал, но он неадекватный |
Персонал не получает сигнала тревоги |
- |
- |
- |
|
16 |
Действия по передаче сигнала тревоги персоналу |
ЗАМЕНА |
Передается противоположный сигнал |
- |
- |
- |
- |
- |
|
17 |
Действия по передаче сигнала тревоги персоналу |
ДРУГОЙ, ЧЕМ |
Передается сигнал GPA |
Ошибочное включение сигнала подготовки к покиданию опасной платформы |
Замешательство среди персонала. Люди могут покинуть платформу по ошибке |
- |
- |
Сигнал подготовки к покиданию опасной платформы должен звучать только после GPA |
|
18 |
Действия по передаче сигнала тревоги персоналу |
СКОРЕЕ |
Сигнал GPA передается и звучит слишком рано |
GPA включается прежде, чем этого требует ситуация |
Ненужная тревога и нарушение работы |
- |
- |
Установка четких рекомендаций для персонала платформы |
|
19 |
Действия по передаче сигнала тревоги персоналу |
ПОЗЖЕ |
Сигнал GPA передается и звучит слишком поздно |
GРА включается позже, чем этого требует ситуация |
Часть персонала может оказаться в ловушке или использовать менее желательный маршрут эвакуации |
- |
- |
Установка четких рекомендаций для персонала |
|
В.6 Система управления пьезоклапаном
Данный пример показывает, как исследование HAZOP может быть применено к электронной системе на рисунке В.3 (см. таблицы В.6 и В.7). Когда на элемент пьезоклапана подают напряжение, он удлиняется. Пьезоклапан под напряжением закрыт, а в противном случае - открыт. Если элемент не теряет заряд, состояние клапана сохраняется.
Система управления пьезоклапаном предназначена для распыления огнеопасной и взрывчатой жидкости в реактивном двигателе судна. Обычно система с реактором (судна, трубопроводы, насосы и т.п.) является частью отдельного исследования HAZOP. В данном примере приведено исследование HAZOP электронного модуля управления пьезоклапаном.
Пьезоклапан может находиться в двух состояниях: закрытом состоянии 1 и открытом состоянии 2.
Электрическое напряжение от конденсатора С1 подается через транзистор Т1 на конденсатор С2 и через провод - на пьезоклапан для его закрывания. В этом случае транзисторы Т2 и Т3 закрыты (высокое сопротивление).
Конденсатор С2 разряжается через транзистор Т2, чтобы клапан открылся. Чтобы предотвратить асимметричную зарядку пьезоклапана, например механическим или тепловым напряжением, подключают нулевой потенциал транзистора Т4 к заземлению.
Экранирование кабеля предотвращает влияние электромагнитных полей на клапан.
Рисунок В.3 - Система управления пьезоклапаном
Описание состояния 1: клапан закрыт.
Рассматриваемая часть: кабель от AC/DC преобразователя и от конденсатора С1 через транзистор Т1, диод D1, конденсатор С2 к стороне высокого потенциала клапана и от стороны нулевого потенциала клапана через транзистор Т4 и резистор R к заземлению.
Описание состояния 2: клапан открыт.
Рассматриваемая часть: кабель от стороны высокого потенциала клапана через транзистор T3, диод D3 и резистор R к заземлению.
Цели проекта описаны в таблице В.6. Рабочая таблица HAZOP для диагностики системы управления пьезоклапаном приведена в таблице В.7.
Таблица В.6 - Цели проекта
Вход |
Действие |
Источник |
Место назначения |
Состояние 1: клапан закрыт 1 Конденсатор С1 заряжен |
1 Заряд передается через транзистор T1, диод D1 и конденсатор С2 |
Конденсатор С1 и преобразователь |
Напряжение на стороне высокого потенциала клапана |
Характеристики: напряжение; емкость |
2 Заряд передается через транзистор T4 и резистор R на землю |
Сторона нулевого потенциала клапана |
Сторона нулевого потенциала клапана к заземлению |
2 Сигналы управления к транзисторам T1, T3 и T4 |
3 Управление транзисторами T1 и T4 4 Отключение транзистора T2 5 Защита от перегрузки транзистора T3 |
Сигнал с контроллера |
Транзисторы T1, T3 и T4 Перезарядка конденсатора С2 для заземления |
|
6 Изменение потока через диод D2 |
Сторона высокого потенциала клапана |
|
Состояние 2: клапан открыт 1 Сторона высокого потенциала клапана |
1 Отключение конденсатора С1 и преобразователя через транзистор T1 |
Сторона высокого потенциала клапана и конденсатора С2 |
Заземление |
Характеристики: напряжение; емкость |
2 Передача заряда через резистор D2 и транзистор T2 3 Передача заряда через диоды D3, D4 и резистор R |
||
2 Сигналы управления к транзисторам T1, T2 и T4 |
4 Изоляция стороны нулевого потенциала клапана через транзистор T4 |
Сигналы с контроллера |
Транзисторы T1, T2 и T4 |
Таблица В.7 - Пример рабочей таблицы HAZOP для диагностики пьезосистемы управления клапаном
Наименование исследования: СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЬЕЗОКЛАПАНОМ |
Лист: 1 из 2 |
||
Чертеж N: |
Пересмотр (номер): |
Дата: |
|
Состав группы: ИНЖЕНЕР ПО РАЗРАБОТКЕ, СИСТЕМНЫЙ ИНЖЕНЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ ПО КАЧЕСТВУ |
Дата заседания: 04.11.97 |
||
Рассматриваемая часть: |
Состояние 1: КЛАПАН ЗАКРЫТ |
||
Цель проекта: |
ПЕРЕДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА НА ПЬЕЗОПРИВОД ГОЛОВОК, ЧТОБЫ КЛАПАН ЗАКРЫЛСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ |
Свойство части |
Управляющее слово |
Отклонение |
Возможные причины |
Последствия |
Существующие элементы управления |
Примечание |
Требуемые действия |
Фамилия ответственного за выполнение действий |
Вход: Заряд в конденсаторе С1 |
НЕТ |
Нет напряжения в системе, поэтому включение не происходит |
Отключение питания. Отказ преобразователя AC/DC. Отказ конденсатора С1. Транзистор Т1 постоянно закрыт. Транзистор Т2 постоянно открыт. Дефект транзистора Т1. Отказ диодов (D1, D3): - в диоде D1 разрыв цепи; - диод D3 закорочен через D4 к стороне нулевого потенциала пьезоклапана или через резистор R на землю. Отказ конденсатора С2. Обрыв проводов. Отказ транзистора Т4. Отказ резистора R. Отказ транзистора Т3 |
Нет потока через конденсатор С2 в пьезоклапан. Клапан не закрывается (постоянно открыт). Реактивный материал попадает внутрь судна |
Нет |
Неприемлемая ситуация. Требуется изменение проекта |
Тревога высокого уровня. Регулярные испытания, проверки |
Дж. Смит |
Вход: Заряд в конденсаторе С1 |
БОЛЬШЕ |
Большее количество заряда, чем определено |
Заряд в конденсаторе С2 слишком высокий. Дефект преобразователя. Транзистор Т1 не закрывается вовремя. Отказ конденсатора С2. Преобразователь AC/DC поставляет слишком высокое напряжение. Транзистор Т1 не закрывается вовремя. Дефект защиты транзистора Т3 |
Пьезоклапан закрывается раньше, чем необходимо. Повреждение пьезоклапана |
Измерение тока позволяет идентифицировать слишком высокое значение. Пьезоклапан разряжается транзистором Т3. |
Неприемлемая ситуация |
Рассмотреть вариант тревоги высокого уровня |
Питер Петерсон |
Вход: Заряд в конденсаторе С1 |
МЕНЬШЕ |
Меньшее количество заряда, чем необходимо |
Недостаточная емкость конденсатора С1. Повреждены изоляция, кабель, заряд исчезает. Транзистор Т1 закрывается слишком рано. Транзистор Т2 частично открыт |
Недостаточный заряд в конденсаторе С2. Клапан закрывается позже, чем необходимо |
Нет |
Неприемлемая ситуация |
Подать сигнал тревоги |
Дж. Смит |
Вход: Заряд в конденсаторе С1 |
ТАК ЖЕ, КАК |
Открыты оба транзистора Т1 и Т2 |
Недостаточный заряд конденсатора С2. Клапан не закрылся. Реактивный материал попадает внутрь судна. Горючее попадает в двигатель не в нужный момент |
Безостановочная химическая реакция |
Нет |
Приемлемы незначительные отклонения в зарядке конденсатора |
Определение границ приемлемых отклонений |
Дж. Смит |
В.7 Исследование HAZOP для процедуры звукового оповещения железнодорожной сортировочной станции
Поезда на сортировочных станциях должны подавать звуковой сигнал перед началом движения. Процедура была изменена в связи с планируемым введением ограничений уровня шума. Реализация новой процедуры требует привлечения соответствующего квалифицированного персонала, дополнительного к бригаде поезда, для проверки пространства вокруг поезда до его движения, для обеспечения безопасности.
Процедура включает следующие действия:
1 Начало процедуры
1.1 Машинист осматривает индикаторы СТОП-сигнала, находясь в кабине локомотива.
1.2 Уполномоченное лицо стоит рядом с кабиной локомотива.
1.3 Машинист должен подтвердить уполномоченному лицу, что подготовка к движению завершена или машинист изменил направление и можно начинать процедуру проверки.
1.4 Машинист подает сигнал готовности (внутреннее РА) к началу проверки.
2 Процедура проверки уполномоченным лицом
2.1 QP проверяет первые четыре вагона с левой стороны поезда:
2.1.1 Если есть препятствия, то необходимо их удалить/убрать, затем снова проверить первые четыре вагона с левой стороны поезда;
2.1.2 Если все чисто, QP дает один длинный, громкий сигнал, чтобы предупредить об отправлении поезда.
2.2 QP проверяет первые четыре вагона с правой стороны (RH) поезда:
2.2.1 Если есть препятствия, то необходимо их удалить/убрать, затем снова проверить первые четыре вагона с правой стороны поезда;
2.2.2 Если все чисто, QP дает один длинный, громкий сигнал, чтобы предупредить об отправлении поезда.
2.3 QP сообщает машинисту, что обе стороны были проверены, препятствий нет.
3 Процедура проверки охраной
3.1 Охранник открывает двери с обеих сторон поезда.
3.2 Необходимо сделать следующее внутреннее и внешнее объявление с обеих сторон поезда: "Поезд отправляется со станции с пути N х".
3.3 Необходимо проверить последние четыре вагона с правой стороны поезда:
3.3.1 Если есть препятствия, то необходимо их удалить/убрать, затем снова проверить последние четыре вагона с правой стороны;
3.3.2 Если все чисто, охранник дает один длинный, громкий сигнал, чтобы предупредить об отъезде поезда.
3.4 Необходимо проверить последние четыре вагона с левой стороны поезда.
3.4.1 Если есть препятствия, то необходимо их удалить/убрать, затем снова проверить последние четыре вагона с левой стороны.
3.4.2 Если все чисто, охранник дает один длинный, громкий сигнал, чтобы предупредить об отъезде поезда.
3.5 Необходимо закрыть двери с обеих сторон и проверить все ли в порядке путем визуального осмотра, а также проверить, чтобы индикатор открытия двери погас.
3.6 Необходимо дать водителю оповестительный сигнал.
4 Процедура отправления поезда
4.1 Машинист сообщает QP, что охранник завершил осмотр перед процессом отправления.
4.2 QP связывается со службой оповещения, чтобы сообщить оператору оповещения, что поезд готов к отправлению.
4.2.1 Если оповещение (сигнал) не могут быть сделаны в течение приблизительно 1 мин, то необходимо дать сигнал на остановке и сообщить QP примерное время для восстановления возможности оповещения, чтобы QP и охрана могли перезапустить процедуру проверки.
4.2.2 После получения подтверждения от QP о готовности поезда к отправлению, необходимо дать соответствующие сигналы.
4.3 Машинист подтверждает указание продолжить движение и выполняет измененное движение.
5 Машинист отправляет поезд по звуковому сигналу и проверяет звуковое оповещение поезда
Матрица разбивки операций приведена в таблице В.8. Пример управляющих слов исследования HAZOP приведен в таблице В.9.
Таблица В.8 - Поэтапная рабочая матрица для процедуры отправления поезда
Порядковый номер |
Этап |
Начальные условия |
Требуемая информация |
Взаимодействия: Кто? Зачем? Когда? |
Контрольные точки |
Конечные условия |
1 |
Запуск процедуры Машинист осматривает индикаторы сигнала СТОП, находясь в кабине локомотива. Уполномоченное лицо стоит рядом с кабиной локомотива. Машинист должен подтвердить уполномоченному лицу, что подготовка к движению машинистом завершена и можно начинать процедуру проверки. Машинист подает сигнал готовности к началу проверки |
Поезд стоит в депо с включенным сигналом остановки; QP стоит рядом с машинистом; охранник находится в отделении охраны |
Начальный инструктаж и осведомленность о требованиях безопасности; обучение (машиниста, охранника, оператора оповещения, QP); нет других поездов и проезд открыт |
Машинист вербально сообщает QP о завершении подготовки к отправлению поезда или о дополнительном времени, необходимом для подготовки к отправлению поезда; машинист сообщает охраннику по внутренней связи о завершении подготовки к отправлению поезда или о дополнительном времени, необходимом для подготовки к отправлению поезда |
Машинист осматривает индикатор остановки поезда |
Локомотив стоит в депо с включенными сигналами остановки; QP стоит рядом с кабиной; - охранник находится в поезде в отделении охраны |
2 |
Процедура проверки уполномоченным лицом QP проверяет первые четыре вагона с левой стороны поезда: - если есть препятствия, то необходимо их удалить/убрать, затем снова проверить первые четыре вагона с левой стороны, - если все чисто, QP дает один длинный, громкий сигнал, чтобы предупредить об отправлении поезда; QP проверяет первые четыре вагона с правой стороны поезда: - если есть препятствия, то необходимо их удалить/убрать, затем снова проверить первые четыре вагона с правой стороны поезда, - если все чисто, QP дает один длинный, громкий сигнал, чтобы предупредить об отправлении поезда; QP сообщает машинисту, что обе стороны были проверены, и все чисто, препятствий нет |
Поезд стоит в депо с включенным сигналом остановки; QP стоит рядом с машинистом; охранник находится в отделении охраны |
Начальный инструктаж и осведомленность о требованиях безопасности; обучение (машиниста, охранника, оператора оповещения, QP) |
QP подает сигнал с каждой стороны поезда, когда все чисто и препятствий нет; QP вербально сообщает машинисту о завершении проверки (все чисто) с обеих сторон |
QP способен видеть первые четыре вагона с любой стороны и ему необходимо пройти некоторую дистанцию с одной стороны поезда; путь свободен, если нет никаких препятствий для движения поезда (свободны пути и пространство вокруг) |
Локомотив стоит в депо с включенными сигналами остановки; QP стоит рядом с кабиной экипажа; охранник находится в поезде в отделении охраны; путь свободен для первых четырех вагонов |
3 |
Процедура проверки охраной Охранник открывает двери с обеих сторон поезда. Необходимо сделать следующее внутреннее и внешнее объявление с обеих сторон поезда: "Поезд отправляется со станции с пути N х". Необходимо проверить последние четыре вагона с правой стороны поезда: - если есть препятствия, то необходимо их удалить/убрать, затем снова проверить последние четыре вагона с правой стороны, - если все чисто, охранник дает один длинный, громкий сигнал, чтобы предупредить о движении поезда. Необходимо проверить последние четыре вагона с левой стороны поезда (LH): - если есть препятствия, то необходимо их удалить/убрать, затем снова проверить последние четыре вагона с левой стороны, - если все чисто, охранник дает один длинный, громкий сигнал, чтобы предупредить о движении поезда. Необходимо закрыть двери с обеих сторон и проверить все ли в порядке путем визуального осмотра, а также проверить, чтобы индикатор открытия двери погас. Необходимо дать водителю оповестительный сигнал |
Поезд стоит в депо с включенным сигналом остановки и открытыми дверями |
Начальный инструктаж и осведомленность о требованиях безопасности; обучение (машиниста, охранника, оператора оповещения, QP); знания о типе проверяемого поезда |
Охранник дает внутренний и внешний оповестительный сигнал после открытия дверей; охранник дает свисток, если нет препятствий и все чисто с каждой стороны; охранник оповещает машиниста, если нет препятствий и все чисто для последних 4 автомобилей |
Первоначально все двери открыты с обеих сторон поезда (горит индикатор открытия дверей и визуальная проверка самих дверей); охранник способен видеть конец поезда с обеих сторон; путь свободен, если нет никаких препятствий для движения поезда (свободны пути и пространство вокруг) |
Локомотив стоит в депо с включенными сигналами остановки с закрытыми дверями |
4 |
Процедура отправления поезда Машинист сообщает QP, что охранник завершил осмотр перед процессом отправления. QP связывается со службой оповещения, чтобы сообщить оператору оповещения, что поезд готов к отправлению. Если оповещение (сигнал) не могут быть сделаны в течение приблизительно 1 минуты, то необходимо дать сигнал на остановку и сообщить QP примерное время для восстановления возможности оповещения, чтобы QP и охрана могли перезапустить процедуру проверки. После получения подтверждения от QP о готовности поезда к отправлению, необходимо дать соответствующие сигналы. Машинист подтверждает указание продолжить движение и выполняет измененное движение. |
Поезд стоит в депо с включенным сигналом остановки и закрытыми, открытыми дверями; QP стоит рядом с машинистом в кабине экипажа; охранник находится в отделении охраны |
Начальный инструктаж и осведомленность о требованиях безопасности; обучение (машиниста, охранника, оператора оповещения, QP) |
Машинист вербально сообщает QP о подаче охранником сигнала оповещения; QP сообщает оператору оповещения по рации (мобильному телефону, или сигнальному телефону в качестве резервных копий), когда машинист сообщит, что процесс отправления завершен |
Включенный индикатор движения должен запустить звуковой сигнал движения; машинист должен услышать от QP и охранника, что путь свободен до момента отправления поезда |
Поезд движется, при этом продолжает подавать звуковой сигнал |
5 |
Машинист отправляет поезд по звуковому сигналу и тестирует звуковое оповещение поезда. |
Поезд начинает движение, при этом продолжает подавать звуковой сигнал |
Начальный инструктаж и осведомленность о требованиях безопасности; обучение (машиниста, охранника, оператора оповещения, QP) |
Отсутствует |
Процедура завершена, когда успешно звучат звуковые сигналы со всех сторон |
Поезд покидает депо |
Таблица В.9 - Пример рабочей таблицы HAZOP для диагностики процедуры звукового оповещения на железнодорожной сортировочной станции
Наименование исследования: СИСТЕМА ЗВУКОВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ ДЕПО |
Лист: 1 из 2 |
||
Чертеж N |
Пересмотр (номер): |
Дата: |
|
Состав группы: МАШИНИСТ, QP, ОХРАННИК |
Дата заседания: |
||
Рассматриваемая часть: |
Состояние 1: Начало процедуры |
||
Цель проекта: |
ПОДГОТОВКА ПОЕЗДА И ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРОЦЕКИ |
Свойство части |
Управляющее слово |
Отклонение |
Возможные причины |
Последствия |
Существующие элементы управления |
Примечание |
Требуемые действия |
Фамилия ответственного за выполнение действий |
Начало процедуры |
НЕВЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
|
QP, машинист, охранник не начали выполнение процедуры |
Технологический простой - поезд не может начать движение |
Соблюдение процедур, связанных с обеспечением работы поезда без отклонений; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Начало процедуры |
ИЗЛИШНЕЕ ДЕЙСТВИЕ |
|
QP получает звонок по мобильному телефону |
Технологический простой - поезд не может начать движение |
Соблюдение процедур, связанных с защитой от ошибочного отправления поезда; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Начало процедуры |
ЧИСТОТА |
|
Процедура ссылается на правую и левую сторону поезда |
Путаница, связанная с непониманием того, на какую сторону ссылается процедура |
|
|
Для исключения возможности путаницы необходимо изменить процедуру так, чтобы правая и левая сторона были определены относительно машиниста |
Дж. Суффиелд |
Начало процедуры |
БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ |
|
Оператору необходимо больше времени, для завершения действия, чем ожидалось |
Технологический простой - поезд не может начать движение |
Соблюдение процедур, связанных с обеспечением работы поезда без отклонений; обучение; бдительность персонала |
|
Инициирование другой процедуры Обучение, бдительность персонала |
|
Начало процедуры |
НЕВЕРНЫЕ УСЛОВИЯ |
|
Отказ системы оповещения |
Данная процедура должна быть остановлена и должна быть инициирована другая процедура, связанная с действиями при отказе системы оповещения |
Инициирование другой процедуры; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Процедуры проверки со стороны QP |
НЕТ ДЕЙСТВИЯ |
|
QP не проводит проверку поезда с обеих сторон |
Технологический простой - поезд не может начать движение |
Соблюдение процедур, связанных с защитой от отправления поезда; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Процедуры проверки со стороны QP |
НЕТ ДЕЙСТВИЯ |
|
QP начинает проверку поезда, но не завершает выполнение задачи |
Текущие последствия остаются без изменений (некоторые могут быть добавлены в связи с внутренней работой сети) |
Соблюдение процедур, связанных с защитой от отправления поезда; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Процедуры проверки со стороны QP |
БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ |
|
QP выполняет дополнительные действия, которые не являются частью процедуру (что мешает ему завершить процедуру) |
Технологический простой - поезд не может начать движение |
Соблюдение процедур, связанных с защитой от отправления поезда; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Процедуры проверки со стороны QP |
БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ |
|
QP необходимо больше времени, чем ожидалось, для проверки поезда |
Технологический простой - поезд не может начать движение |
Соблюдение процедур, связанных с защитой от отправления поезда; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Процедуры проверки со стороны QP |
МЕНЬШЕ ВРЕМЕНИ |
|
QP завершает выполнение своей процедуры и сообщает регулировщику до получения обратной связи от машиниста о его осведомленности о проверке охраной |
Регулировщик освобождает путь и машинист начинает движение, или машинист ждет сигнала охраны. Изменение текущих последствий отсутствуют |
Толчковое движение (отправление); сигнал опасности; ограничение скорости 8 км/ч; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Процедуры проверки со стороны QP |
НЕВЕРНЫЕ УСЛОВИЯ |
|
Отказ системы оповещения |
Данная процедура должна быть остановлена и должна быть инициирована другая процедура, связанная с действиями при отказе системы оповещения |
Инициирование другой процедуры; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Процедуры проверки со стороны QP |
НЕВЕРНЫЕ УСЛОВИЯ |
|
Ветреная погода, темнота, плохая освещенность, QP находит способ преодолеть препятствие |
QP поскальзывается, спотыкается или падает. Соблюдение процедур, связанных с защитой от движения поезда и привлечение иного персонала для преодоления проблем. Технологический простой |
Индивидуальные средства защиты; использование фонаря; обучение; бдительность машиниста и регулировщика; процедура; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Процедуры проверки охраной |
ЦЕЛЬ |
|
Неясно почему эта процедура применяется в данном случае и проводиться в других местах |
Открытые двери создают риск, что люди могут впрыгнуть в поезд и их может затянуть дверями или они могут упасть на землю. Открытые двери создают риск несанкционированного доступа в поезд и на железнодорожные пути |
Охрана и QP следят за несанкционированным доступом; обучение; бдительность персонала; дополнительный штат сотрудников проверяет поезд до его отправления в депо и управляет людьми в поезде |
|
Следует рассмотреть возможность изменения процедуры, чтобы двери по возможности были закрыты. Если двери открыты, то необходимо оценить риск и проверить уровень риска при текущей процедуре |
Дж. Суффиелд |
Процедуры проверки охраной |
ЦЕЛЬ |
|
Т.к. двери с обеих сторон открываются и закрываются периодически, то охрана не может знать о том, вышел или вошел кто-то в поезд (если охранник проверяет противоположную сторону) |
Человек может впрыгнуть в поезд или выпрыгнуть из поезда, что создает опасность (особенно для инфраструктуры) |
|
|
Следует рассмотреть возможность изменения процедуры, чтобы двери по возможности были закрыты. Если двери открыты, то необходимо оценить риск и проверить уровень риска при текущей процедуре |
Дж. Суффиелд |
Процедуры проверки охраной |
НЕТ ДЕЙСТВИЯ |
|
Система звукового оповещения вышла из строя |
Процедура не обеспечивает руководство для охраны, как действовать в такой ситуации |
Обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
Дж. Суффиелд |
Процедуры проверки охраной |
НЕТ ДЕЙСТВИЯ |
|
Охранник ошибся при проведении процедуры |
Нет последствий для остальной структуры вследствие отсутствия звукового оповещения |
Толчковое движение (отправление); сигнал опасности; ограничение скорости - 8 км/ч; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Процедуры проверки охраной |
НЕВЕРНОЕ ДЕЙСТВИЕ |
|
Охранник использует звонок согласно процедуре |
Машинист неправильно интерпретирует звонок охранника и направляет сигнал. Опасность для жизни QP |
Толчковое движение (отправление); сигнал опасности; ограничение скорости - 8 км/ч; обучение; бдительность персонала |
Изменение процедуры, которое включает замену звонков на использование внутренних систем связи (рация, телефон и т.д.) |
|
|
Процедуры проверки охраной |
БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ |
|
Охраннику необходимо больше времени, чем ожидалось для завершения действия |
Технологический простой - поезд не может начать движение |
Соблюдение процедур, связанных с защитой от отправления поезда; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Процедуры проверки охраной |
НЕВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
|
Охранник и машинист находятся на другом поезде |
QP применяет процедуры для проверки неверного поезда. Технологический простой. Может быть отправлен неверный поезд. (Большое технологическое воздействие) |
Оператор должен сообщить QP, что это неверный поезд |
|
Отсутствуют |
|
Процедуры проверки охраной |
НЕВЕРНЫЕ УСЛОВИЯ |
|
Отказ системы оповещения |
Данная процедура должна быть остановлена, и должна быть инициирована другая процедура, связанная с действиями при отказе системы оповещения |
Инициирование другой процедуры; обучение; бдительность персонала |
|
Отсутствуют |
|
Процедуры проверки охраной |
НЕВЕРНЫЕ УСЛОВИЯ |
|
Охранник не в состоянии увидеть последние четыре вагона и это не требуется |
Последние четыре вагона не проверены, следовательно нет гарантий, что там нет препятствий и все чисто. Процедура не содержит конкретных требований |
Толчковое движение (отправление); сигнал опасности; ограничение скорости - 8 км/ч; обучение; бдительность персонала; процедура |
|
Анализ процедуры и рекомендация соответствующих действий (могут возникнуть противоречия при определении роли QP) |
Дж. Суффиелд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.