Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации г. Коврова
от 10 ноября 2020 г. N 2088
(с изменениями от 28 апреля 2021 г.)
Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Коврове (далее Программа). |
Координатор |
Первый заместитель главы администрации, начальник управления по экономической политике, стратегическому развитию и инвестициям. |
Ответственный исполнитель |
Управление по экономической политике, стратегическому развитию и инвестициям. |
Соисполнители |
- Администрация города Коврова; - Управление имущественных и земельных отношений. |
Участники |
- Координационный Совет в области развития малого и среднего предпринимательства города Коврова; - ГАУ Владимирской области "Бизнес-инкубатор" ( г. Ковров). |
Цель |
Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - предпринимательство) в городе Коврове, а также обеспечение условий для более полного раскрытия потенциала предпринимательства в городе. |
Задачи программы |
- оказание финансовой, информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП); - развитие производственного сектора субъектов предпринимательства с привлечением инвестиций в экономику города; - развитие сотрудничества МСП на муниципальном, областном и межрегиональном уровнях. |
Целевые показатели (индикаторы) |
- количество субъектов МСП (в расчете на 1 тыс. населения города); - количество субъектов МСП, получившие финансовую поддержку; - количество субъектов МСП, получившие информационную поддержку; - количество работающего населения по патентной системе; - количество созданных рабочих мест субъектами МСП, получивших финансовую поддержку. |
Сроки и этапы реализации |
Программа реализуется с 2021 по 2023 год. Этапы реализации программы не выделяются. |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы |
Финансирование Программы осуществляется за счет областного бюджета (на условиях софинансирования), местного бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы составляет 300 тыс. руб., в том числе: - средства местного бюджета - тыс. руб.: - 2021 год - 100 тыс. руб. - 2022 год - 100 тыс. руб. - 2023 год - 100 тыс. руб. - средства областного тыс. руб.: - 2021 год - 0 тыс. руб. - 2022 год - 0 тыс. руб. - 2023 год - 0 тыс. руб. - внебюджетные источники - ** тыс. руб.: - 2021 год -** тыс. руб. - 2022 год -** тыс. руб. - 2023 год- ** тыс. руб. Примечание: ** расходы на реализацию мероприятий подлежат согласованию. |
Ожидаемые конечные результаты, оценка планируемой эффективности |
- увеличение количества субъектов МСП, которым оказана поддержка за счет средств Программы; - создание новых рабочих мест, созданных субъектами МСП, получивших финансовую поддержку, а также обеспечение занятости трудоспособного населения и предотвращение роста числа безработных граждан; - обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых технологий; - создание условий для дальнейшего увеличения объема выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции; - возможность дальнейшего улучшения условий жизнедеятельности населения города Коврова; - активизация участия малого и среднего предпринимательства в жизни города; - увеличение количества информационных мероприятий по популяризации предпринимательства. |
Ответственные лица для контактов |
Т.В. Жаринова - экономист управления по экономической политике, стратегическому развитию и инвестициям тел. 3-19-78 |
1. Характеристика сферы реализации Программы: текущее состояние, проблемы и прогноз развития малого и среднего предпринимательства города Коврова
Программа направлена на развитие перспективного и социально значимого сектора экономики города, который помогает решать вопросы занятости и конкурентоспособности.
Малый и средний бизнес является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования и обладает высоким потенциалом: придает экономике необходимую гибкость, мобилизует финансовые, трудовые и производственные ресурсы, решает многие социальные проблемы рыночных отношений, касающиеся занятости населения и повышения эффективности производства. Его динамичное развитие является одним из важнейших факторов устойчивого развития всех отраслей экономики муниципального образования и оказывает большое влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности общества.
За последнее десятилетие как в целом по Российской Федерации, так и по городу Коврову усилилась тенденция к диверсификации производства. По мере роста производительности труда на крупных предприятиях, откуда высвобождается рабочая сила, происходит увеличение числа малых предприятий, растет число индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица.
Субъекты малого бизнеса активно участвуют в жизнедеятельности нашего города, обеспечивают развитие конкуренции во многих отраслях экономики, как в сфере потребительского рынка, в сфере управления недвижимым имуществом, так и в сферах производства, участвуют в реализации социальных программ, в благоустройстве города.
Развитие субъектов предпринимательства благоприятно влияет не только на развитие конкуренции в той или иной сфере, на расширение ассортимента и качества предлагаемых товаров и услуг, но и на увеличение доходов городского бюджета.
Вместе с тем мониторинг состояния предпринимательства города показывает, что многие малые предприятия, предприниматели еще нуждаются в помощи органов власти, что указывает на необходимость реализации мер, направленных на финансовую, инвестиционную, имущественную и информационную поддержку малого и среднего предпринимательства. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства особенно в условиях мирового финансового кризиса приобретает важнейшее значение, и в первую очередь для муниципального уровня, так как взаимосвязь малого и среднего бизнеса с хозяйством этого уровня наиболее тесна и основана на взаимных интересах.
Программа направлена на стратегическое развитие малого и среднего предпринимательства города Коврова. В этой связи основным направлением деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Ковров в отношении малого и среднего предпринимательства является создание для них благоприятных условий развития, обеспечение условий для более полного раскрытия потенциала предпринимательства в городе, особенно в инновационной сфере, а также повышения уровня конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Этап первоначального становления вновь созданного субъекта предпринимательства, в виду ограниченности собственных средств, требует государственной поддержки, выраженной в предоставлении следующих услуг: в сфере финансов; предоставления информации; консалтинга; имущественной поддержки; иной поддержки "выращивания" субъектов предпринимательства.
2. Приоритеты, цели и задачи Программы
Реализация мероприятий настоящей Программы способна оказать положительное влияние на предпринимательский климат в городе, способствует развитию этого сектора экономики. Мониторинг состояния развития предпринимательства города Коврова показывает необходимость осуществления мер, направленных на дальнейшее развитие поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основной целью Программы является содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ковров, а также обеспечение условий для более полного раскрытия потенциала предпринимательства в городе.
Основными задачами Программы являются:
- оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- развитие производственного сектора субъектов предпринимательства с привлечением инвестиций в экономику города;
- содействие сокращению административных барьеров для предпринимательства;
- развитие сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном, областном и межрегиональном уровнях;
- содействие улучшению инвестиционного климата в регионе;
- обеспечение занятости населения, в том числе молодежи и социально-уязвимых слоев, за счет увеличения числа рабочих мест на уже действующих и вновь создаваемых малых предприятиях, а также за счет расширения возможностей в сфере самозанятости населения.
Для решения поставленных задач необходимо:
- разработка и реализация мер по формированию благоприятной инвестиционной среды;
- реализация мер по модернизации технологических процессов и росту фондовооруженности субъектов предпринимательства;
- реализация мер по развитию инновационного малого и среднего предпринимательства;
- реализация мер по содействию вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность.
При заключении договоров аренды в отношении муниципального имущества, включенного в перечень, с субъектами малого и среднего предпринимательства, являющимися сельскохозяйственными кооперативами или занимающимися социально значимыми видами деятельности, иными, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности, предусматриваются следующие условия:
1. срок договора аренды составляет не менее пяти лет;
2. арендная плата вносится в следующем порядке:
в первый год аренды - 40 процентов размера арендной платы;
во второй год аренды - 60 процентов размера арендной платы;
в третий год аренды - 80 процентов размера арендной платы;
в четвертый год аренды и далее - 100 процентов размера арендной платы.
При установлении фактов использования муниципального имущества не по назначению, порчи имущества, несвоевременного внесения арендной платы льготы подлежат отмене.
К социально значимым и приоритетным видам деятельности относятся: инновационная деятельность; научно-техническая деятельность; развитие народных художественных промыслов; строительство и реконструкция объектов социального значения; обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; оказание коммунальных и бытовых услуг населению (кроме дверного производства, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты).
Особое внимание необходимо уделить молодежной составляющей предпринимательского сектора экономики.
Реализация администрацией города четкой и последовательной муниципальной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства как значимого сектора экономики, позволит противодействовать росту безработицы, способствовать поддержанию в городе социальной стабильности.
3. Целевые показатели (индикаторы) Программы
Основными показателями реализации Программы являются:
- количество субъектов МСП (в расчете на 1 тыс. населения города);
- количество субъектов МСП, получившие финансовую поддержку;
- количество субъектов МСП, получившие информационную поддержку;
- количество работающего населения по патентной системе;
- количество созданных рабочих мест субъектами МСП, получивших финансовую поддержку.
Реализация мероприятий, направленных на развитие механизмов финансовой поддержки субъектов предпринимательской деятельности позволит:
- увеличить количество субъектов МСП, которым оказана поддержка за счет средств Программы;
- создать новые рабочие места, созданные субъектами МСП, получившие финансовую поддержку;
- обеспечить интенсивное технологическое обновление массовых производств на базе новых технологий;
- увеличить количество информационных мероприятий по популяризации предпринимательства.
Реализация мероприятий Программы позволит создавать условия для дальнейшего увеличения объема выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, обеспечивать занятость трудоспособного населения и предотвращать рост числа безработных граждан, а также будет способствовать дальнейшему улучшению условий жизнедеятельности населения города Коврова.
Мероприятия Программы повлияют не только на показатели конечной результативности Программы, но и на активизацию участия малого и среднего предпринимательства в жизни города.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации программы рассчитан на период с 2021 года по 2023 год.
Этапы реализации программы не выделяются.
5. Основные мероприятия Программы
Поставленные Программой задачи, каждая из которых имеет взаимообусловленные связи с другими, решаются по следующим направлениям:
1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.1. Оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
1.2. Поддержка начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства - гранты начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, в т.ч. инновационной сферы (при условии финансирования).
1.3. Извещение субъектов предпринимательства о проводимых в рамках государственной (областной) программы конкурсах.
1.4. Размещение на сайте администрации в разделе "Предпринимательство" объявлений, информации и т.д.
1.5. Ведение реестра субъектов предпринимательства - получателей поддержки.
Оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства со стороны органов власти является одним из факторов, влияющим на развитие предпринимательства, особенно на начальной стадии занятия предпринимательской оригинальностью, на реализацию инвестиционных проектов, в первую очередь связанных с инновациями, а также на оказание доверия органам власти.
В финансовой помощи нуждаются в первую очередь те субъекты предпринимательства, которые занимаются реализацией инвестиционных проектов, обновлением и приобретением основных фондов, а также вновь образованные субъекты предпринимательства.
Меры по реализации направления:
а) оказание финансовой, информационной и консультационной поддержки субъектам МСП;
б) развитие производственного сектора субъектов предпринимательства с привлечением инвестиций в экономику города;
в) развитие сотрудничества МСП на муниципальном, областном и межрегиональном уровнях.
Ожидаемые результаты:
- увеличение количества субъектов МСП, которым оказана поддержка за счет средств Программы;
- создание новых рабочих мест, созданных субъектами МСП, получивших финансовую поддержку, а также обеспечение занятости трудоспособного населения и предотвращение роста числа безработных граждан;
- обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых технологий;
- создание условий для дальнейшего увеличения объема выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции.
2. Содействие конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства и реализация мероприятий, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата.
2.1. Привлечение субъектов предпринимательства к участию в поставке товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд
2.2. Оказание содействия субъектам предпринимательства в поиске инвестиционных площадок, необходимых для создания или развития бизнеса
2.3. Разработка и реализация мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата и повышение инновационного потенциала города.
Активное развитие малого и среднего бизнеса определило необходимость создания благоприятных условий не только для начального этапа становления субъектов малого и среднего предпринимательства, но и поддержания ряда действующих субъектов предпринимательства.
Положительная динамика развития малого предпринимательства достигается при использовании малыми предприятиями незначительной доли стоимости основных фондов, находящихся на территории муниципального образования. В основном субъекты работают на арендованном имуществе. По сравнению с крупными и средними предприятиями фондовооруженность субъектов малого предпринимательства, особенно в сфере промышленного производства, в несколько раз ниже. Основной причиной, сдерживающей увеличение фондовооруженности, а, следовательно, и развитие малых предприятий, является отсутствие у большинства достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей предпринимательства в основной капитал.
Ограниченность собственных материальных ресурсов не позволяет предпринимателю для динамичного своего развития воспользоваться финансовыми, информационными, консультативными и бухгалтерскими услугами, что определяет необходимость реализации механизмов "выращивания" предпринимателя, предоставление государственной поддержки при реализации задач Программы развития предпринимательства.
С развитием инфраструктуры поддержки предпринимательства на территории города предприниматели получат возможность своевременно получать информацию о реализуемых программах на всех уровнях и в отраслях экономики.
Меры реализации направления:
а) организация мероприятий по стимулированию субъектов предпринимательства на производство и реализацию продукции;
б) содействие конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
в) привлечение субъектов предпринимательства к участию в поставке товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд;
г) разработка и реализация мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата;
д) участие средствами городского бюджета в организации создания в городе инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Ожидаемые результаты:
- расширение номенклатуры и увеличение объема выпускаемой продукции, в том числе товаров народного потребления;
- вовлечение и увеличение числа субъектов предпринимательства в тех отраслях, где конкуренция не достаточно развита;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал;
- создание условий для развития начинающим предпринимателям;
- участие субъектов предпринимательства в федеральных и региональных программах.
3. Создание условий для устойчивого развития бизнеса, расширение деловых контрактов, расширение рынка сбыта продукции и налаживание кооперативных связей
3.1. Участие субъектов предпринимательства в региональных, межрегиональных презентационных мероприятиях с демонстрацией потенциала города в рамках единой экспозиции
3.2. Содействие проведению региональных и межрегиональных деловых встреч с субъектами предпринимательства (конференции, круглые столы, форумы и т.д.)
3.3. Содействие развитию городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубатор, фонды, союзы)
В настоящее время многие субъекты предпринимательства города Коврова нуждаются в расширении рынков сбыта произведенной ими продукции, оказываемых услуг. Однако для устойчивого и конкурентоспособного сотрудничества необходимо постоянно повышать качество производимой продукции (работ, услуг). Одним из путей продвижения продукции, поиска поставщиков сырья и комплектующих изделий, а также внедрение передовых технологий и привлечения инвесторов является развитие межмуниципальных, межрегиональных и международных связей. Решение данного вопроса возможно путем участия субъектов предпринимательства в форумах, конференциях, выставочно-ярмарочных мероприятиях, конкурсах, проводимых на различных уровнях.
Меры по реализации направления:
а) регулярное информирование субъектов предпринимательства через СМИ, официальный сайт администрации города Коврова в сети Интернет, Координационный Совет в области развития малого и среднего предпринимательства, ГАУ "Бизнес-инкубатор" о конкурсах, выставках, ярмарках, проводимых на различных уровнях;
б) через инфраструктуру поддержки предпринимательства содействовать в организации коллективных стендов от муниципального образования.
Ожидаемые результаты:
- дальнейшее развитие предпринимательства на территории города;
- создание условий для развития конкуренции;
- повышение качества выпускаемой продукции (оказываемых услуг);
- расширение рынка сбыта производимой продукции.
Программа предусматривает поэтапное выполнение намечаемых мероприятий муниципальной поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства.
Условием оказания поддержки является наличие факта государственной регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства на территории города Коврова.
6. Взаимодействие с организациями в реализации Программы
В рамках данной Программы предусматривается участие:
- ГАУ "Бизнес-инкубатор" ;
- Координационный Совет в области развития малого и среднего предпринимательства;
- Местное отделение межрегиональной общественной организации "Ассоциация молодых предпринимателей" .
Активное вовлечение вышеназванных организаций в процессы реализации мероприятий Программы должно оказать существенное влияние на развитие экономики города.
7. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Финансирование Программы осуществляется из областного и местного бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы составляет 300 тыс. руб., в том числе:
- средства местного бюджета - 300 тыс. руб.
- средства областного бюджета - 0 тыс. руб.
- внебюджетные источники - 0 тыс. руб.
Основой финансирования Программы являются средства местного бюджета.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при корректировке бюджета на текущий год и плановый период.
8. Риски реализации Программы и меры по управлению рисками
Реализация Программы подвержена влиянию следующих групп рисков и негативных факторов.
1. Рост конкуренции на рынке высокотехнологичной продукции, динамичное развитие в сфере рынка труда и условий ведения бизнеса может ограничить эффект от реализации мероприятий Программы, направленных на стимулирование внедрения инноваций в экономику города.
С учетом сложившейся относительно низкой доли на рынке высокотехнологичной продукции данный риск является значительным, однако он может быть снижен на основе реализации мероприятий Программы, направленных на формирование благоприятной инвестиционной среды.
Важным фактором снижения данного риска является отбор приоритетных, наиболее перспективных направлений инноваций для государственной поддержки в рамках Программы, выявление рыночных ниш, в которых высокотехнологичная продукция может успешно конкурировать с наиболее развитыми аналогами, производимыми в других странах.
2. Низкий уровень развития инфраструктуры, кадрового потенциала на муниципальном уровне может снизить общий эффект от предпринимаемых мер по развитию предпринимательской деятельности.
Минимизация данного риска возможна на основе обеспечения активного участия предпринимательства в реализации Программы.
9. Конечные результаты и оценка эффективности реализации Программы
Для оценки экономического эффекта от реализации мероприятий, включенных в Программу, следует учитывать не только непосредственные результаты каждого отдельного мероприятия (раздел 5), но и общий эффект от реализации Программы в целом. Отсутствие статистических данных по малому и среднему бизнесу на муниципальном уровне в настоящее время не позволяет провести полный экономический расчет рентабельности выполнения мероприятий данной Программы.
Основными результатами реализации Программы являются:
- увеличение количества субъектов МСП, которым оказана поддержка за счет средств Программы;
- создание новых рабочих мест, созданных субъектами МСП, получивших финансовую поддержку, а также обеспечение занятости трудоспособного населения и предотвращение роста числа безработных граждан;
- обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых технологий;
- создание условий для дальнейшего увеличения объема выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции;
- возможность дальнейшего улучшения условий жизнедеятельности населения города Коврова.
- активизация участия малого и среднего предпринимательства в жизни города.
- увеличение количества информационных мероприятий по популяризации предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.