Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу АО "***" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "***" (далее - Заказчик), конкурсной комиссией ГКУ "***" (далее - Конкурсная комиссия), Департамента *** (далее - Уполномоченный орган), АО "***" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "***" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ***) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии, Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии, Оператора электронной площадки неправомерно продолживших определение поставщика (подрядчика, исполнителя) после вынесения Арбитражным судом города Москвы определения о принятии обеспечительных мер по делу N А*** от 12.10.2020 (далее - Определение).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Конкурсная комиссия, Оператор электронной площадки действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки 23.10.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 26.10.2020.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.08.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) источник финансирования - за счет бюджетных средств, КБК - 806040901Д0100000414;
4) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.10.2020;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ООО "***" с предложением о цене государственного контракта в размере *** рублей.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки неправомерно продолжено определение поставщика (подрядчика. исполнителя) после вынесения Арбитражным судом города Москвы Определения.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии ФАС России от 15.09.2020 N 20/44/105/1581 (далее - Решение) по результатам рассмотрения жалобы ООО "***" в действиях Оператора электронной площадки выявлено нарушение части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном возврате Оператором электронной площадки заявки ООО "***" на участие в Конкурсе.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки для устранения указанного нарушения выдано предписание от 15.09.2020 N 20/44/105/1581 (далее - Предписание), согласно которому в срок до 29.09.2020 необходимо, в том числе, отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 04.09.2020 N ***, протокол подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 04.09.2020 N *** (далее - Протоколы) и назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новую дату рассмотрения и оценки первых частей заявок, подачи окончательных предложений, рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе.
На заседании Комиссии установлено, что 22.09.2020 Заказчиком, Уполномоченным органом отменены протоколы, составленные в ходе проведения закупки, назначена новая дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, новая дата рассмотрения и оценки первых частей заявок, подачи окончательных предложений, рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, Заявитель, не согласившись с Решением и Предписанием обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными указанных Решения и Предписания.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Арбитражным судом города Москвы 12.10.2020 вынесено Определение следующего содержания: "Приостановить исполнение предписания ФАС России, вынесенного 15.09.2020 на основании решения ФАС России от 15.09.2020 по делу N 20/40/105/1581 до вступления в законную силу судебного акта по рассмотрению настоящего дела по существу".
Кроме того, указанное Определение направлено в ФАС России для принятия мер, направленных на исполнение Определения.
Вместе с тем, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что Определение не поступило в адрес Заказчика, Уполномоченного органа, в связи с чем Заказчик, Уполномоченный орган по независящим от них обстоятельствам не могли знать или быть уведомлены о вынесении Определения, а также принять меры, направленные на исполнение указанного Определения.
При этом, представители Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснили, что на момент рассмотрения жалобы Заявителя действия, направленные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не осуществляются.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии, Оператора электронной площадки не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с документацией о проведении Конкурса:
1) "Цена контракта" - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2) критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1), в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок, а именно: "Оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к линейным объектам капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки.
При оценке предложений участника закупки учитывается опыт выполнения работ в качестве генерального подрядчика за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе по контрактам (договорам), каждый из которых заключен на сумму не менее 25 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка (оцениваются только исполненные контракты (договора)).
Сведения об опыте выполнения работ предоставляются в любой удобной форме или в соответствии с рекомендованной Заказчиком формой 2 раздела VI. образцы рекомендуемых форм и документов для заполнения участниками закупки и подтверждаются представлением копий следующих документов:
- контрактов (договоров) на выполнение работ, в которых указан установленный срок выполнения работ и их стоимость, а также дополнительные соглашения к контрактам (договорам) в части изменения сроков и стоимости выполнения работ (при наличии);
- актов приемки и/или иных документов, предусмотренных контрактами (договорами) на выполнение работ, подтверждающих приемку законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (промежуточные акты приемки и/или иные промежуточные документы не считаются такими актами (документами)), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненных контрактов (договоров);
- разрешений на ввод объектов в эксплуатацию по указанным контрактам (договорам) (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При отсутствии хотя бы одного из перечисленных документов данный объект не учитывается при оценке заявки участника".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 12.10.2020 N ***, участнику закупки с идентификационным номером "***" (Заявитель) присвоено 19,7 баллов.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Заявителя представлен, в том числе государственный контракт на выполнение подрядных работ по строительству объекта: "***" с ценой *** рублей.
Кроме того, в составе заявки Заявителя по данному контракту представлены акты, подтверждающие стоимость выполненных работ на общую сумму *** рубля, акты приемки объектов капитального строительства, разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию. При этом, последний акт приемки объекта капитального строительства (этап 1.7) подписан 08.10.2018, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено 24.05.2019.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что по указанному контракту Конкурсной комиссией учтена сумма выполненных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе, а именно *** рублей, в связи с чем Конкурсной комиссией по Показателю N 1 Критерия N 1 Заявителю присвоено 19,7 баллов.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки Заявителя по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку присвоение баллов в отношении части выполненных работ, а также их стоимости (вместо учета полной стоимости исполненного контракта) не предусмотрена Постановлением N 1085 и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сере закупок.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии не соответствуют части 6 статьи 54.7 и нарушают часть 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 26.10.2020 по делу N 20/44/105/1816 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 октября 2020 г. N 20/44/105/1816 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был