Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 4. Порядок взаимодействия в рамках платежной системы Банка России в спорных и чрезвычайных ситуациях, включая информирование Банком России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы, участниками платежной системы Банка России о событиях, вызвавших операционные сбои, об их причинах и последствиях

Приложение 4
к Положению Банка России
от 24 сентября 2020 года N 732-П
"О платежной системе Банка России"

 

Порядок
взаимодействия в рамках платежной системы Банка России в спорных и чрезвычайных ситуациях, включая информирование Банком России, операционным центром, платежным клиринговым центром другой платежной системы, участниками платежной системы Банка России о событиях, вызвавших операционные сбои, об их причинах и последствиях

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2021 г., 9 января 2024 г.

 

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 апреля 2022 г. - Указание Банка России от 23 декабря 2021 г. N 6030-У

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

1. В случае возникновения спорной или чрезвычайной ситуации при осуществлении перевода денежных средств участники платежной системы, ОПКЦ СБП информируют Банк России, Банк России информирует участников платежной системы, ОПКЦ СБП о возникновении операционных сбоев, их причинах и последствиях.

Банк России уведомляет участников платежной системы, ОПКЦ СБП об особенностях предоставления сервисов платежной системы Банка России в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе:

о регламенте функционирования платежной системы Банка России;

об использовании резервных автоматизированных систем с указанием даты и времени перехода на их использование;

о перечне сервисов платежной системы Банка России, предоставляемых с использованием резервных автоматизированных систем;

о перечне и форматах используемых электронных сообщений Альбома ЭС;

о настройках ЭСП участниками обмена;

о порядке получения Справочника БИК;

о дате возобновления функционирования платежной системы Банка России в штатном режиме после устранения операционного сбоя.

2. Информирование при возникновении чрезвычайной ситуации осуществляется с использованием электронных сообщений и путем размещения информации на официальном сайте Банка России.

В случае отсутствия возможности обмена электронными сообщениями с использованием транспортной системы Банка России информирование осуществляется с использованием возможных средств связи через подразделение Банка России, указанное в договоре об обмене, а также путем направления информационного сообщения на бумажном носителе в подразделение Банка России, обслуживающее счет участника, а в случае невозможности обмена электронными сообщениями по всем счетам участника обмена - путем направления информационного сообщения на бумажном носителе в подразделение Банка России, обслуживающее участника.

Направление информационного сообщения на бумажном носителе осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления невозможности обмена электронными сообщениями.

3. В случае отсутствия возможности обмена электронными сообщениями с использованием каналов связи взаимодействие между Банком России и клиентом Банка России при переходе на обмен электронными сообщениями с использованием возможных средств связи или отчуждаемых машинных носителей информации, а также при прекращении обмена осуществляется через подразделение Банка России, обслуживающее счет участника.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 апреля 2022 г. - Указание Банка России от 23 декабря 2021 г. N 6030-У

См. предыдущую редакцию

4. При взаимодействии в условиях чрезвычайной ситуации осуществляется обмен между Банком России и участником платежной системы, между Банком России и ОПКЦ СБП информацией для выверки, в том числе о сумме денежных средств клиента Банка России, доступных для перевода денежных средств в рамках платежной системы Банка России, а также о перечне распоряжений по счету клиента Банка России, извещения об исполнении которых были направлены ему в течение текущего операционного дня.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 октября 2024 г. - Указание Банка России от 9 января 2024 г. N 6656-У

См. предыдущую редакцию

5. Прямой участник направляет уведомление о причинах и последствиях возникновения операционного сбоя (далее - уведомление), если данный сбой привел к невозможности предоставления услуг по переводу денежных средств в соответствии с требованиями пунктов 5.31 и 5.32 настоящего Положения, пункта 22 приложения 1 к настоящему Положению.

Прямой участник не позднее 10 рабочих дней после дня возникновения операционного сбоя направляет уведомление с использованием личного кабинета в подразделение Банка России, обслуживающее счет участника, а при невозможности такого направления - на бумажном носителе.

Уведомление составляется в произвольной форме, подписывается руководителем прямого участника либо лицом, его замещающим, и содержит следующую информацию:

дату и время прекращения и возобновления услуг по переводу денежных средств в соответствии с требованиями пунктов 5.31 и 5.32 настоящего Положения, пункта 22 приложения 1 к настоящему Положению вследствие операционного сбоя с указанием сервиса перевода денежных средств в платежной системе Банка России;

причины и последствия операционного сбоя; информацию из документов прямого участника, подтверждающую проведение прямым участником мероприятий, направленных на недопущение подобных ситуаций в будущем.

Косвенный участник направляет уведомление, если операционный сбой привел к невозможности предоставления услуг по переводу денежных средств в соответствии с требованиями подпунктов 22.1 и 22.4 пункта 22 приложения 1 к настоящему Положению, своему прямому участнику не позднее 10 рабочих дней после дня возникновения операционного сбоя.

Прямой участник не позднее 10 рабочих дней после дня получения уведомления от косвенного участника направляет с использованием личного кабинета в подразделение Банка России, обслуживающее счет участника, письмо в произвольной форме, которое подписывается руководителем прямого участника либо лицом, его замещающим, и содержит информацию о дате и времени прекращения и возобновления услуг по переводу денежных средств косвенным участником, причины и последствия операционного сбоя, информацию о мероприятиях, проведенных прямым участником совместно с косвенным участником, направленных на недопущение подобных ситуаций в будущем.

ОПКЦ СБП направляет уведомление не позднее 10 рабочих дней после дня возникновения операционного сбоя в Банк России в электронном виде либо на бумажном носителе.

6. При возникновении спорной ситуации взаимодействие участников платежной системы осуществляется в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению.

Информация об изменениях:

Приложение 4 дополнено пунктом 7 с 1 октября 2024 г. - Указание Банка России от 9 января 2024 г. N 6656-У

7. В случае приостановления оказания расчетных услуг увеличение и уменьшение суммы ликвидности для быстрых платежей на сумму исполненных поручений для СБП, предусмотренное абзацем первым подпункта 17.3 пункта 17 приложения 1 к настоящему Положению, на сумму исполненных поручений для ТПСБП, предусмотренное подпунктами 17.3.1 и 17.3.2 пункта 17 приложения 1 к настоящему Положению, выполняется после восстановления оказания расчетных услуг, но не позднее операционного дня, следующего за днем устранения операционного сбоя.