Решение Самарского областного суда от 25 сентября 2020 г. N 3а-1270/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1270/2020 по административному исковому заявлению Ш.Ю.И. о признании недействующими в части нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления, установил:
Ш.Ю.И. обратился в Самарский областной суд с административным иском к Думе городского округа Самара, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
- Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года N 61 в редакции решения Думы городского округа Самара от 27 сентября 2012 года N 257 в части нахождения земельного участка с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, в двух территориальных зонах: зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне жилой застройки иных видов (Ж-5).
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанного земельного участка. Из сведений, предоставленных Департаментом градостроительства г.о. Самара, ему стало известно, что земельный участок находится в двух территориальных зонах Ж-1 и Ж-5, а через земельный участок и расположенный на нем жилой дом проходит красная линия улицы Краснодонской, что определено оспариваемыми нормативными правовыми актами. Данные обстоятельства препятствуют в использовании земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", так как в границах красных линий, исходя из предельных параметров разрешенного строительства, запрещено возводить объекты капитального строительства, а кроме того, созданы препятствия в реализации права на перераспределение земельного участка.
Полагает, что нахождение земельного участка в двух территориальных зонах противоречит требованиям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон установлены с нарушением требования о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, без учета существующего землепользования, что влечет неопределенность правового положения. Полагает также, что красные линии должны утверждаться отдельными документами в составе документации по планировке территории и не могут обозначаться на документах генерального плана, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 23, подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, положениям Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, и нарушает его права.
В судебном заседании представитель административного истца Б.В.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Относительно заявленных требований Думой городского округа Самара, администрацией городского округа Самара, Департаментом градостроительства городского округа Самара представлены письменные возражения, в которых ссылаются на то, что красные линии, определяющие границы улиц и дорог, предусмотрены как действующим Генеральным планом, так и ранее разработанной и утверждённой градостроительной документацией - Генеральным планом г. Куйбышева, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июня 1987 года N 226, которым была утверждена Схема планировочных ограничений г. Куйбышева и установлены красные линии на территории города в соответствии с ранее действующим законодательством. Согласно пункту 4.2.8 Приложения "Положение о территориальном планировании, карты и схемы" к Решению Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара", при разработке Генерального плана городского округа Самара использовалась ранее разработанная градостроительная документация: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1987 года, а также "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года. Таким образом, на момент принятия оспариваемого Генерального плана имелась действующая, с учетом статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", градостроительная документация, содержащая красные линии территории города Самары, включая улицу Краснодонскую. Следовательно, красные линии на земельном участке с кадастровым номером N не могут быть признаны произвольно установленными и не подлежащими учету при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности. Решением Думы N 181 красные линии застройки были лишь перенесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", при этом расположение красных линий на спорной территории не изменялось. Оснований для признания Правил застройки недействующими в части не имеется, поскольку они приняты в соответствии с нормами законодательства, имеющего большую юридическую силу. Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах само по себе не создает препятствий в его использовании в силу ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, ч. 4 ст. 85 ЗК РФ.
Считают, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы принятия, порядка опубликования и утверждения, прав и законных интересов административного истца не нарушают, с заявлением о внесении изменений в нормативные правовые акты административный истец не обращался.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Думы городского округа Самары П.А.Ю., представители заинтересованных лиц - администрации городского округа Самара и главы городского округа Самара К.Д.В., Департамента градостроительства г.о. Самары В.Е.Г., Н.С.С. просили отказать в удовлетворении заявленных требований в соответствии с позицией, изложенной в письменных возражениях и пояснениях.
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора А.О.А., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями пунктов 2, 14 части 1 статьи 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований в Самарской области; иные полномочия, предоставленные им федеральным законодательством, законодательством Самарской области, уставами муниципальных образований в Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
На основании статьи 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 г. N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области", муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением.
Согласно пункта "а" части 1 статьи 22, пункта 26 части 1 статьи 7 Устава городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 г. N 294, Дума городского округа Самара является представительным органом городского округа, ей принадлежит право от лица всего населения городского округа принимать решения по вопросам своего ведения, к её полномочиям относится, в частности, утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки.
Установлено, что решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 утверждён Генеральный план городского округа Самара (далее также Генплан).
Документ официально опубликован в издании "Самарская газета" N 59 (3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64 (3857), 10 апреля 2008 года.
Изменения, внесённые решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части удаления красных линий застройки со схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" и нанесения их на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", опубликованы в "Самарской газете", N 29 (4806), 18.02.2012.
Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре (далее также ПЗЗ г. Самары), которые официально опубликованы в издании "Самарская неделя" N 24 от 16 июня 2001 года.
27 сентября 2012 года Думой городского округа Самара принято решение N 257 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61", которым внесены изменения в Приложение N 3 "Карта правового зонирования города Самары", согласно Приложениям 1 и 2 к настоящему Решению. Изменения опубликованы в печатном издании "Самарская газета" 06 октября 2012 года N 183 (4960).
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы, порядка, процедуры принятия муниципальных нормативных правовых актов, подписаны главой городского округа Самара, официально опубликованы и по данным основаниям не оспариваются.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа и карту функциональных зон городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы города Самары от 25.11.1996 N 1595 "О предоставлении гражданам в собственность, аренду и в пожизненное наследуемое владение земельных участков, фактически занимаемых индивидуальным жилищным строительством, садоводством и капитальными гаражами в Промышленном районе" Ш.Ю.И. по ул. Краснодонской, 112-2 был предоставлен земельный участок общей площадью 613,3 кв. м, из которых 300 кв. м - в собственность, 313,3 кв. м - в пожизненное наследуемое владение.
Постановлением Главы города Самары от 13.12.2000 N 1091 "О внесении изменений в постановление от 25.11.1996 N 1595", из земельного участка общей площадью 613,3 кв. м, часть земельного участка площадью 500 кв. м была предоставлена Ш.Ю.И. в собственность, 101,7 кв. м - в аренду с правом выкупа, 11, 6 кв. м - в аренду без права выкупа.
Земельный участок, площадью 500 кв. м, поставлен на государственный кадастровый учет 14.03.2005 с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", ему присвоен кадастровый номер N .
Аренда земельного участка площадью 101, 7 кв. м была оформлена договором N от 29.03.2001, по условиям которого (п. 1.2) земельный участок предоставлен под индивидуальное жилищное строительство. Участок поставлен на кадастровый учет 11.12.2005 с присвоением кадастрового номера 63:01:0721001:538.
Согласно договора купли-продажи от 03.09.1959 Ш.Н.И. являлась также собственником 5/11 доли жилого дома с пристроем, площадью 54, 9 кв. м по тому же адресу. 12.05.1996 администрацией Промышленного района г. Самары ей выдано разрешение на оформление самовольного пристроя к указанному дому размером 5,25 х 4,57.
Как усматривается из материалов дела, после смерти Ш.Н.И., последовавшей 24.04.2013, решением Промышленного районного суда г. Самары от 06.06.2014 за Ш.Ю.И. и Ш.К.И. признано право собственности в порядке наследования на земельный участок, площадью 500 кв. м с кадастровым номером N по ? доле за каждым, а также право собственности по 5/22 долей на жилой дом, площадью 106,2 кв. м с кадастровым номером N , расположенные по адресу: <адрес>.
13.10.2014 по договору дарения Ш.К.И. подарил Ш.Ю.И. 5/22 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 14.04.2016, вступившим в законную силу 21.05.2016, удовлетворены исковые требования Ш.Ю.И.: прекращено право общей долевой собственности Ш.Ю.И. и Е.А.С. на жилой дом с кадастровым номером N , истцу выделена в натуре изолированная часть жилого дома с отдельным входом, площадью 65, 2 кв. м, на которую признано право собственности. Кроме того, указанная часть жилого дома сохранена в перепланированном и переоборудованном состоянии.
Право собственности Ш.Ю.И. на вышеуказанные земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", площадью 500 кв. м, и расположенное на нем жилое помещение с кадастровым номером N (поставлено на кадастровый учет 23.06.2016 в составе жилого дома N ), площадью 65,2 кв. м, подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 31.01.2019, 16.07.2020.
Из материалов дела также видно, что вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Самары от 18.10.2017, с учетом определений об исправлении описок от 20.12.2017 и 25.04.2018, удовлетворены исковые требования Ш.Ю.И. об исправлении реестровой ошибки в части указания координат поворотных точек и установлении границ земельного участка с кадастровым номером N , площадью 500 кв. м, по адресу: <адрес>.
21.03.2019 Ш.Ю.И. обратился с заявлением о перераспределении земельного участка.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 16.04.2019 N в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано со ссылками на то, что:
- земельный участок, образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, частично расположен в границах территории общего пользования;
- образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зона жилой застройки иных видов (Ж-5).
На обращение Ш.Ю.И. об изменении зонирования земельного участка, Департаментом градостроительства городского округа Самара дан ответ от 19.03.2020, согласно которому земельный участок по адресу: <адрес> находится в правовой зоне Ж-5 (зона застройки иных видов). Запрашиваемый в заявлении вид разрешенного использования земельного участка под индивидуальное жилищное строительство согласно статье 30 Правил не соответствует территориальной зоне Ж-5.
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могут обозначаться на документах генерального плана.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) городского округа Самары от 28.07.2020, 13.08.2020, 29.09.2020 часть принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N расположена в границах красных линий.
Судом установлено, что красные линии были исключены из Схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г.о. Самары в оспариваемой редакции решения Думы городского округа Самары от 7 февраля 2012 года N 181.
Представленная в материалы дела Схема N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" в числе условных обозначений содержит "красные линии застройки".
Как видно из выкопировки из ИСОГД городского округа Самары, представленной Департаментом градостроительства, в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара через земельный участок с кадастровым номером N проходят линии, обозначенные красным цветом, что свидетельствует об отнесении оспариваемым нормативным правовым актом части участка к территории общего пользования.
Согласно заключению кадастрового инженера Г.Н.Б. от 05.08.2020, представленному административным истцом, по результатам кадастровых работ установлено, что граница красной линии пересекает границу земельного участка с кадастровым номером N (ул. Краснодонская, 112) и границу жилого дома, расположенного на этом земельном участке. Данное обстоятельство подтверждается также чертежом красных линий, подготовленным Муниципальным предприятием г. Самары "А" от мая 2019 года, схемой расположения земельного участка, выполненной ООО "В" от 17.07.2020.
Таким образом, на часть земельного участка административного истца градостроительный регламент не распространяется.
Суд полагает, что данное обстоятельство нарушает права Ш.Ю.И., поскольку препятствует в реализации прав собственника в использовании земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", так как в границах красных линий запрещено возводить и реконструировать объекты капитального строительства.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Принимая во внимание, что статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий (ст. 42, 43 ГрК РФ), которая в данном случае отсутствует, суд приходит к выводу, что требования Ш.Ю.И. о признании недействующим в части утвержденного решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года N 539 Генерального плана городского округа Самары в редакции решения Думы от 7 февраля 2012 года N 181 заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Ссылки административного ответчика и заинтересованных лиц на то обстоятельство, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плана г. Куйбышева, утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июня 1987 года N 226, и в неизменном виде перенесены в Генеральный план 2008 года, судом не могут быть учтены.
Предоставление спорного участка в пользование физическому лицу имело место в период действия Генерального плана г. Куйбышева 1987 года, однако исследованные доказательства свидетельствуют о том, что земельный участок не являлся частью территории общего пользования в период до принятия Генерального плана от 20.03.2008 г. N 539 и изменений в него от 07.02.2012 г. N 181.
Согласно пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 500 кв. м по ул. Краснодонская, 112 был изначально предоставлен в собственность физическому лицу 13.12.2000, поставлен на государственный кадастровый учет 14.03.2005 и имеет вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Из постановления главы г. Самары от 13.12.2000 N 1091 о предоставлении земельных участков Ш.Н.И. в собственность и аренду следует, что в тот период красные линии были нанесены, ввиду наличия на участке коммуникаций, о чем свидетельствует особая отметка: "по соответствующим коммуникациям, в пределах красных линий не возводить капитальных строений и сооружений", что также подтверждается выпиской из ЕГРН о наличии ограничений (обременений) в пользовании участком КН N в пользу ООО "Средневолжская газовая компания" и муниципального предприятия "Самараводоканал".
При этом, красная линия на плане границ предоставленных Ш.Н.И. земельных участков (приложение к постановлению N 1091 от 13.12.2000) не пересекает земельный участок, площадью 500 кв. м и жилой дом, тогда как в настоящее время, вследствие принятия Думой городского округа Самара оспариваемого решения, красная линия проходит через принадлежащие административному истцу объекты недвижимости, то есть, по существу, вновь установлена, а не перенесена из прежней градостроительной документации (картографического материала Генплана г. Куйбышева), как утверждает административный ответчик.
Поскольку Генеральный план городского округа Самара в оспариваемой части принят после введения в действие Градостроительного кодекса РФ, то в силу ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", не может содержать положений ему противоречащих. В связи с этим не могут быть признаны обоснованными ссылки на ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", содержание которой не предполагает отображение красных линий в Генеральном плане городского округа, а указывает лишь на возможность применения ранее утвержденной градостроительной документации, но только в части, не противоречащей Градостроительному Кодексу РФ, которым, в свою очередь, установлено, что проект красных линий утверждается только отдельными документами в составе документации по планировке территорий.
Утвержденные проекты планировки территории или проекты межевания территории суду не представлены, в связи с чем отображение красных линий в Генеральном плане городского округа Самара противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.
Доказательства, подтверждающие, что красные линии, проходящие через земельный участок и жилой дом административного истца, обозначают фактически существующие в настоящее время улицы, проезды, автодороги, отсутствуют. Согласно заключению кадастрового инженера ФИО1 от 05.08.2020, земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Краснодонская, сформирован и внесен в Единый государственный реестр недвижимости 16.08.2012 с кадастровым номером N с границами, установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства, с уточненной площадью 66 326 кв. м, участок относится к землям общего пользования, его собственником является муниципальное образование городской округ Самара. Однако, граница земельного участка с кадастровым номером N не пересекает границу земельного участка с кадастровым номером N .
Ссылки Думы городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 05.05.2012 года несостоятельны, поскольку вопрос о правомерности установления красных линий на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г. Самары в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 года N 181, предметом разбирательства по ранее рассмотренному делу не являлся.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с требованиями части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с нормами статей 1, 34, 35 ГрК РФ, пункта 3.1.5 Инструкции о порядке, разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года N 150.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
В соответствии с частью 12 статьи 9 ГрК РФ, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.
В силу части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Установлено, что согласно п. 30 текстовой части Приложения N 1 к решению Думы городского округа Самара от 27 сентября 2012 года N 257 в Карту правового зонирования города Самары внесены изменения: в границах улиц Черемшанской, Краснодонской, Ставропольской, Воронежской в Промышленном районе г. Самары (целевое назначение земельного участка по Карте правового зонирования - Ж-5 зона планируемого жилья) изменена часть зоны Ж-5 (площадью 172204 кв. м) на зону Ж-1 (зона малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами), согласно рисунку 30 Приложения N 2 к настоящему решению.
В соответствии с Картой правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара в редакции решения Думы городского округа Самара от 27.09.2012 N 257, земельный участок с кадастровым номером N расположен в двух территориальных зонах: частично в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и частично в зоне жилой застройки иных видов (Ж-5).
Суд полагает, что Правила застройки и землепользования в части установления двух территориальных зон в границах вышеуказанного земельного участка противоречат пункту 2 статьи 85 ЗК РФ, части 4 статьи 30 ГрК РФ, части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В ходе рассмотрения дела по существу административным ответчиком не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" располагается в двух территориальных зонах: зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1) и зоне жилой застройки иных видов (Ж-5).
Однако, в соответствии со статьями 29, 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре в оспариваемой действующей редакции, для территориальной зоны Ж-1 вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" является основным видом, тогда как в зоне Ж-5 такой вид разрешенного использования не предусмотрен ни в качестве основного, ни как условно разрешенный либо вспомогательный вид разрешенного использования.
Таким образом, Правилами застройки и землепользования для указанных зон установлено различное назначение, обусловливающее несовместимость правового режима земельных участков, отнесенных к каждой из названных зон.
Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц об отсутствии нарушения прав административного истца установлением в отношении земельного участка двух территориальных зон являются необоснованными, поскольку данное обстоятельство в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности правового режима земельного участка, что ограничивает право административного истца, как собственника, на его использование в соответствии с видом разрешенного использования.
Суд также учитывает, что расположение участка истца в двух территориальных зонах противоречит Генеральному плану, поскольку в соответствии с выкопировками из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, предоставленными Департаментом градостроительства г. Самары земельный участок административного истца находится в функциональной зоне "планируемые территории многоэтажного строительства".
Доводы административного ответчика о том, что расположение участка в двух зонах могло явиться следствием исправления реестровой ошибки в поворотных точках земельного участка и, следовательно, изменения его границ по решению Промышленного районного суда г. Самары от 18.09.2017, суд полагает необоснованными. Как видно из материалов дела, схемы расположения земельного участка, подготовленной ООО "В" от 25.04.2017, представленной истцом суду и явившейся основанием для вынесения указанного выше судебного решения, а также из аналогичной схемы, имеющейся в материалах реестрового дела ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области и представленной суду административным ответчиком, границы земельного участка КН N были скорректированы не в сторону ул. Краснодонской, а относительно границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами N , N , N , N .
Учитывая, что территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером N не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, суд приходит к выводу, что решение Думы городского округа Самара от 27.09.2012 N 257 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61" в оспариваемой части принято с нарушением действующего законодательства, противоречит Генеральному плану городского округа Самара и ограничивает права административного истца, ввиду неопределенности правового режима земельного участка.
Ссылки Думы городского округа Самара и администрации городского округа Самара на то, что Ш.Ю.И. не обращался в Комиссию по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара с заявлением по вопросу о внесении соответствующих изменений в отношении принадлежащего ему земельного участка в Правила застройки и землепользования либо в Генплан, не могут быть учтены судом, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора для данной категории дел не предусмотрен. Право выбора способа защиты права принадлежит в данном случае административному истцу.
В связи с изложенным, суд полагает, что административные исковые требования Ш.Ю.И. подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", вышеуказанные нормативные правовые акты органа местного самоуправления суд считает необходимым признать недействующими в оспариваемой части со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования Ш.Ю.И. удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года N 61 в редакции решения Думы городского округа Самара от 27 сентября 2012 года, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, к двум территориальным зонам - зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне жилой застройки иных видов (Ж-5).
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Самарская газета" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.10.2020.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 25 сентября 2020 г. N 3а-1270/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании