Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Ижевска
Удмуртской Республики
от 12 ноября 2020 г. N 1719
Прогноз социально-экономического развития
г. Ижевска на 2021 - 2023 г.
15 марта 2021 г.
Предварительные итоги социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2020 г. и ожидаемые итоги социально-экономического развития города Ижевска за 2020 г.
1. Введение
Предварительные итоги социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2020 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития города Ижевска за 2020 год подготовлены на основе статистических данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике (далее - Удмуртстат) на момент разработки указанных материалов.
Кроме того, при оценке основных показателей социально-экономического развития города Ижевска за 2020 год учтена информация 42 организаций города Ижевска, являющихся основными плательщиками налогов в бюджет города, в том числе 27 промышленных предприятий, доля которых в объеме отгруженной продукции промышленного производства по полному кругу предприятий города Ижевска за 2019 год составила 54,5%. Также учтена информация казенного учреждения Удмуртской Республики "Республиканский центр занятости населения" (далее - Республиканский ЦЗН).
2. Основные тенденции социально-экономического развития города в 2020 году
В 2020 году социально-экономическая ситуация, как в целом по России, так и в городе Ижевске, развивалась под воздействием эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Введенные для борьбы с эпидемией ограничительные меры по самоизоляции, социальному дистанционированию, максимальному переходу на удаленную работу, прекращению или ограничению работы предприятий и организаций, длительному периоду нерабочих дней обусловили сдерживающий эффект на развитие экономики города.
Производство товаров и услуг
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по крупным и средним промышленным предприятиям города Ижевска значительно снизился.
Сократились объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами на предприятиях, занимающихся обрабатывающими производствами; добычей полезных ископаемых; обеспечением электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха; водоснабжением, водоотведением, организацией сбора и утилизацией отходов, деятельностью по ликвидации загрязнений.
Финансовые результаты
Объём прибыли, полученной прибыльными организациями города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, уменьшился. Сумма убытка значительно увеличилась.
Инвестиции
Объем инвестиций в основной капитал, освоенных организациями, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в действующих ценах увеличился.
Строительство
Площадь введённого жилья в городе Ижевске за 9 месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) снизилась.
Численность безработных
Численность официально зарегистрированных безработных увеличилась значительно и превышала потребность предприятий в работниках.
Потребность предприятий в работниках по сравнению с АППГ снизилась.
Заработная плата
Среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, увеличилась.
Темп роста среднемесячной заработной платы в городе Ижевске в 1 полугодии 2020 года был выше темпа роста потребительских цен на товары и платные услуги в Удмуртской Республике.
Демографическая ситуация
Число родившихся уменьшилось. По итогам 9 месяцев 2020 года отмечен рост смертности.
Сохраняется естественная убыль населения.
По итогам 9 месяцев 2020 года сложился миграционный прирост населения - число прибывших граждан было больше, чем выбывших из города Ижевска.
3. Итоги социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2020 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития города Ижевска за 2020 год
Таблица 1
Показатели |
1 квартал 2020 г. *(1) |
1 полугодие 2020 г. *(1) |
9 месяцев 2020 г. *(1) |
оценка 2020 г. |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды (по чистым видам экономической деятельности) по полному кругу организаций производителей, млн. руб. |
51 267,1 *(2) |
89 919,2 *(2) |
146 021,0 *(2) |
267 000 |
Темп роста, % |
67,8 *(2) |
62,0 *(2) |
66,5 *(2) |
69,3 |
Розничный товарооборот (с учетом всех источников реализации), млн. руб. |
...*(3) |
....*(3) |
...*(3) |
146 200 |
Темп роста, % |
... |
... |
... |
97,6 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций, млн. руб. |
6 644,8 *(2) |
15 681,9 *(2) |
... |
67 384 |
Темп роста, % |
101,4 |
104,0 |
... |
100,9 |
Ввод жилых домов, тыс. кв. м. |
96,6 |
130,8 |
268,2 |
450,0 *(2) |
Темп роста, % |
70,2 |
53,5 |
78,6 |
107,9 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета по полному кругу организаций, млн. руб. |
14 199,1 *(2) |
18 402,1 *(2) |
... |
71 180 |
Темп роста, % |
56,6 |
42,1 |
... |
68,6 |
Фонд оплаты труда организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, млн. руб. |
21 915,7 |
45 105,3 |
... |
89 749 |
Темп роста, % |
108,1 |
106,4 |
... |
102,1 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, руб. |
41 351,4 |
42 662,6 |
... |
42 303 |
Темп роста, % |
107,1 |
105,2 |
... |
102,5 |
Среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, тыс. чел. |
176,7 |
176,2 |
... |
176,8 |
Темп роста, % |
101,0 |
101,1 |
... |
99,6 |
Среднегодовой сводный индекс потребительских цен (индекс инфляции): |
|
|
|
|
в Российской Федерации, % |
... |
... |
... |
103,2 *(5) |
в Удмуртской Республике, % |
102,0 |
102,5 |
102,9 |
103,0 *(6) |
Численность постоянного населения на начало года, чел. |
648 146 |
х |
х |
647 166 *(7) |
Рождаемость, чел. |
1 470 |
3 061 |
4 736 |
6 300 |
Темп роста, % |
98,1 |
99,2 |
96,4 |
97,4 |
Смертность, чел. |
1 755 |
3 484 |
5 721 |
7 450 |
Темп роста, % |
101,6 |
99,7 |
109,8 |
107,3 |
Естественная убыль населения, чел. |
- 285 |
- 423 |
- 985 |
- 1 150 |
Миграционный прирост (убыль) населения, чел. |
440 |
-435 |
943 |
170 |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода, чел. *(8) |
2 379 |
12 694 |
14 472 |
12 000 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец периода, % *(8) |
0,68 |
3,65 |
4,16 |
3,4 |
____________________
*(1) - оперативные данные Удмуртстата;
*(2) - по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства;
*(3) - с 2019 года квартальное статистическое наблюдение по розничному товарообороту, обороту общественного питания Удмуртстатом не проводится;
*(4) - в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 18.03.2020 г. N 294-р "Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике в 2020 году" и постановлением Администрации города Ижевска от 23.04.2020 г. N 627 "Об утверждении планового задания по вводу жилых домов в городе Ижевске в 2020 году";
*(5) - по данным среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 - 2023 годы, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации (базовый вариант);
*(6) - по прогнозу социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов;
*(7) - оценка на начало 2021 года;
*(8) - информация Республиканского ЦЗН;
...- информация на момент разработки прогноза Удмуртстатом не предоставлена.
Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2021 - 2023 годы
1. Введение
Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2021 г. и плановый период 2022 - 2023 г.г. подготовлен в соответствии со ст. 172, 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации; ст. 11, 39 Федерального закона от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"; Положением о стратегическом планировании в муниципальном образовании "Город Ижевск", утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 14.04.2016 г. N 151; ст. 4 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Ижевск", утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 29.11.2010 г. N 19; постановлением Администрации города Ижевска от 08.06.2016 г. N 193 "Об утверждении Порядка составления проекта бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на очередной финансовый год и плановый период"; распоряжением Администрации города Ижевска от 29.08.2011 г. N 357 "Об утверждении Порядка разработки и корректировки, а также осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития города Ижевска на среднесрочный период".
2. Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Основные показатели прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов, анализа тенденций развития экономики города Ижевска, сложившихся в 2019 году и в течение 2020 года, обобщения прогнозных материалов организаций, осуществляющих деятельность на территории города Ижевска, отраслевых (функциональных) органов - структурных подразделений Администрации города Ижевска.
Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели Прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Показатели |
ед. изм. |
2019 год, факт *(1) |
2020 год, оценка |
2021 год, прогноз |
2022 год, прогноз |
2023 год, прогноз |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды (по чистым видам экономической деятельности) по полному кругу организаций производителей |
млн. руб. |
385 456 |
267 000 |
330 300 |
345 100 |
364 200 |
Темп роста |
% |
106,8 |
69,3 |
123,7 |
104,5 |
105,5 |
Розничный товарооборот (с учетом всех источников реализации) |
млн. руб. |
149 745,5 |
146 200 |
157 210 |
167 320 |
178 100 |
Темп роста |
% |
104,6 |
97,6 |
107,5 |
106,4 |
106,4 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций |
млн. руб. |
66 783 |
67 384 |
70 753 |
75 887 |
82 212 |
Темп роста |
% |
114,5 |
100,9 |
105,0 |
107,3 |
108,3 |
Ввод жилых домов |
тыс. кв. м. |
417,2 |
450,0 *(2) |
431,2 *(2) |
477,6 *(2) |
514,0 *(2) |
Темп роста |
% |
104,0 |
107,9 |
95,8 |
110,8 |
107,6 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета по полному кругу организаций |
млн. руб. |
103 747 |
71 180 |
76 050 |
79 800 |
83 960 |
Темп роста |
% |
91,0 |
68,6 |
104,2 |
104,9 |
105,2 |
Фонд оплаты труда организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства |
млн. руб. |
87 872,4 |
89 750 |
92 386 |
96 210 |
100 565 |
Темп роста |
% |
104,7 |
102,1 |
102,9 |
104,1 |
104,5 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства |
руб. |
41 265 |
42 303 |
43 496 |
45 093 |
46 949 |
Темп роста |
% |
107,1 |
102,5 |
102,8 |
103,7 |
104,1 |
Среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства |
тыс. чел. |
177,5 |
176,8 |
177,0 |
177,8 |
178,5 |
Темп роста |
% |
97,7 |
99,6 |
100,1 |
100,5 |
100,4 |
Среднегодовой сводный индекс потребительских цен (индекс инфляции): в Российской Федерации *(3) |
% |
104,5 |
103,2 |
103,6 |
103,9 |
104,0 |
в Удмуртской Республике *(4) |
% |
103,5 |
103,0 |
103,5-103,2 |
104,1-103,7 |
104,1-103,9 |
Численность постоянного населения на начало года |
тыс.чел. |
648,9 |
648,1 *(5) |
647,1 |
646,7 |
646,3 |
Рождаемость |
тыс.чел. |
6,466 |
6,300 |
6,200 |
6,100 |
6,000 |
Смертность |
тыс.чел. |
6,941 |
7,450 |
7,000 |
6,920 |
6,840 |
Естественный прирост (убыль) населения |
тыс.чел. |
-0,475 |
-1,150 |
-0,800 |
-0,820 |
-0,840 |
Миграционный прирост (убыль) населения |
тыс.чел. |
-0,323 |
0,170 |
0,380 |
0,390 |
0,410 |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец года *(6) |
тыс. чел. |
2,6 |
12,0 |
7,0 |
5,0 |
3,7 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец года *(6) |
% |
0,74 |
3,40 |
2,01 |
1,40 |
1,06 |
*(1) - уточненные данные Удмуртстата;
*(2) - в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.05.2020 г. N 224 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17.08.2015 года N 408 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике"";
*(3) - по данным среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 - 2023 годы, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации (базовый вариант);
*(4) - по прогнозу социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
*(5) - факт;
*(6) - информация Республиканского ЦЗН
3. Промышленное производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по полному кругу организаций производителей города Ижевска за 2019 год увеличился в действующих ценах по сравнению с АППГ на 6,8% и составил 385,5 млрд. руб.
По оперативным данным Удмуртстата за 9 месяцев 2020 года объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по крупным и средним промышленным предприятиям города Ижевска в действующих ценах снизился на 33,5% к АППГ и составил 146,0 млрд. руб. (по Удмуртской Республике данный показатель снизился на 23,4%). Из них:
76,1 млрд. руб. - объём отгруженных товаров предприятий обрабатывающих производств, что меньше, чем за АППГ на 38,6% в действующих ценах;
47,9 млрд. руб. - объем отгруженных товаров предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, что меньше, чем за АППГ на 32,9% в действующих ценах;
19,4 млрд. руб. - объем отгруженных товаров предприятий, занимающихся обеспечением электроэнергией, газом и паром, кондиционированием воздуха, что меньше, чем за АППГ на 9,0% в действующих ценах;
2,6 млрд. руб. - объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг предприятий, занимающихся водоснабжением, водоотведением, организацией сбора и утилизацией отходов, деятельностью по ликвидации загрязнений, что меньше, чем за АППГ на 9,2% в действующих ценах.
Динамика объёмов отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по крупным и средним промышленным предприятиям города Ижевска за 9 месяцев 2019 - 2020 гг. представлена на рис.1.
Наибольшую долю в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг по крупным и средним предприятиям города Ижевска за 9 месяцев 2020 года занимали предприятия обрабатывающих производств - 52,1%.
Рис. 1. Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по крупным и средним промышленным предприятиям города Ижевска
Наибольшую долю (40,8 процента) в объёме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами занимали предприятия: ПАО "Ижсталь", АО Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг", ФЛ "УДМУРТСКИЙ" ПАО "Т ПЛЮС", АО "Концерн Калашников", ООО "ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод", Филиал Удмуртэнерго ОАО "МРСК Центра и Приволжья", АО "Ижевский радиозавод", АО "Ижевский механический завод", ТОСП ОАО "Милком", ООО "Удмуртские коммунальные системы".
По итогам 2020 года по информации предприятий, в том числе и указанных выше, ожидается, что объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг на промышленных предприятиях города Ижевска к уровню 2019 года снизится на 30,7% и составит 267,0 млрд. рублей. Снижение объемов вызвано условиями и графиком отгрузки продукции государственного оборонного заказа. Кроме того, ООО "ЛАДА Ижевский Автомобильный завод" с 1 января 2020 года перешел на сборку автомобилей по давальческой схеме в части покупных комплектующих, в результате чего из стоимости выполненных работ исключены комплектующие, собственность которых АВТОВАЗа, что отразилось на показателях 2020 года. Кроме того, к снижению объемов отгрузки в 2020 году привела ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории РФ и оказавшая негативное влияние на основные показатели деятельности ряда промышленных предприятий: произошло снижение спроса на гражданскую продукцию, реализуемую на рынке РФ (закрытие магазинов из-за COVID-19) и на экспорт (закрытие границ из-за COVID-19). В целом ситуация в промышленности города до конца года будет определяться санитарно-эпидемиологической обстановкой и скоростью восстановления экономики.
В прогнозном периоде 2021 - 2023 годов в целом по городу ожидается рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг. Темп роста на фоне резкого снижения объемов отгрузки по итогам 2020 года в 2021 году прогнозируется на уровне 123,7%, в 2022 году - 104,5%, в 2023 году - 105,5% в действующих ценах (рис.2). Данный прогноз сформирован на основе информации 27 промышленных предприятий города Ижевска, в том числе таких, динамика которых зависит от условий заключенных государственных оборонных заказов.
Рис.2. Динамика объемов промышленного производства по полному кругу организаций производителей
4. Инвестиции
В 2019 году объем инвестиций по полному кругу организаций увеличился на 14,5% к АППГ и составил 66,8 млрд. руб., по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составил 42 млрд. руб. Значительную долю в общем объеме инвестиций организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, занимали собственные средства - 74,3% (31,2 млрд. рублей), доля привлеченных средств составила 25,7% (10,8 млрд. рублей).
Наибольший удельный вес инвестиционных вложений в основной капитал отмечен на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых (33,1%), обрабатывающим производством (14,2%), транспортировкой и хранением (13,3%).
В 2021 году прогнозируется, что объемы инвестиций увеличатся, и темп роста в действующих ценах составит 105,0% (темп роста в 2020 году ожидается на уровне 100,9%), в том числе за счет реализации следующих проектов:
- АО "ИЭМЗ "Купол": расширение номенклатуры выпускаемых изделий для атомных электростанций;
- АО "ИОМЗ": расширение номенклатуры выпускаемых труб и корпусов УЭЦН;
- МУП г. Ижевска "Ижводоканал": строительство цеха по производству, хранению и дозированию низкоконцентрированного гипохлорита натрия, вырабатываемого методом электролиза;
- Организация производства автоматизированной системы контроля монтажно-коммутационных изделий в модульном исполнении ООО "ТЭС".
В 2021 - 2023 годах на территории города Ижевска к реализации планируются следующие проекты:
- Организация участка штанги насосной с муфтой штанговой и штока устьевого (АО "Ижевский опытно-механический завод");
- Организация серийного производства лифтов ООО "ТЭС";
- Освоение новых видов продукции с применением торцовой раскатки (АО "ИЭМЗ "Купол" совместно с дочерней компанией ЗАО "НПО "Имекс");
- Организация производства двухкомпонентных растворов для перитонеального диализа на ЗАО "Рестер" (совместно с АО "ИЭМЗ "Купол").
Кроме того, в рамках муниципально-частного партнерства реализуется инвестиционный проект "Проектирование, строительство, эксплуатация автоматических автозаправочных станций (ААЗС) по отпуску населению нефтепродуктов и электрозарядке транспортных средств с электродвигателями".
С учетом реализуемых на территории города инвестиционных проектов общая сумма инвестиций в основной капитал в 2021 - 2023 годах увеличится на 5-8,3%. Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году составит 70,8 млрд. руб., в 2022 году - 75,9 млрд. руб., в 2023 году - 82,2 млрд. руб. (рис.3).
Рис.3 Объем инвестиций в основной капитал по городу Ижевску
Наиболее значительные объемы инвестиционных вложений в основной капитал планируются на АО "ИЭМЗ "Купол" (2021-2023 гг.), АО "Концерн "Калашников" (2021-2023.), ФГУП "ГВСУ N 8" (2021-2023 гг.), АО "Ижевский опытно-механический завод" (2021-2023 гг.), Филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс" (2021-2023 гг.), ПАО "МРСК Центра и Приволжья" Филиал "Удмуртэнерго"(2021-2023 гг.)
Темп роста прибыли прибыльных организаций города Ижевска к АППГ по итогам 2019 года составил 91,0%.
Основную долю в объеме прибыли по городу Ижевску занимают организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых - 78,4% по итогам за 2019 год, головные предприятия которых находятся в городе Ижевске.
Учитывая прогноз предприятий города Ижевска, а также принимая во внимание прогноз Министерства экономики Удмуртской Республики, в 2020 году ожидается сокращение прибыли прибыльных организаций (в связи с эпидемиологической обстановкой) на 31,4%, а в среднесрочном периоде прогнозируется рост прибыли на 4,2-5,2% (рис.4).
Рис.4 Прибыль прибыльных организаций города Ижевска
5. Строительство
В 2019 году в городе введено 417,2 тыс. кв. м. общей площади жилых домов. Это самый высокий показатель за последние 11 лет.
Задание по вводу жилья для города Ижевска на 2020 год в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 18.03.2020 г. N 294-р "Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике в 2020 году" и постановлением Администрации города Ижевска от 23.04.2020 г. N 627 "Об утверждении планового задания по вводу жилых домов в городе Ижевске в 2020 году" - 450,0 тыс. кв. м. Планируется, что данный показатель к концу 2020 года будет достигнут, темпы строительства жилья по городу Ижевску не сократятся. В числе лидеров по вводу многоквартирного жилья в 1 полугодии 2020 года: ООО СК "УралДомСтрой", ООО СК "КОМОС-строй", ООО "Новый город", ООО "Восточный квартал" и др.
Плановые значения показателя по вводу жилья на 2021 год - 431 220 кв. м., на 2022 год - 477 598 кв. м., на 2023 год - 514 039 кв. м. (рис.5.) предусмотрены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.05.2020 г. N 224 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17.08.2015 года N 408 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике"". Достигнуть данных значений планируется за счет строительства многоквартирных домов, в том числе участвующих в реализации проектов "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках ФЦП "Жилище" и Государственной программы субсидирования ипотечных ставок, направленных на стимулирование строительной отрасли и создание благоприятных условий для молодых семей при решении жилищной проблемы, а также за счет застройщиков индивидуального жилья.
Снижение объемов ввода жилья в 2021 году обусловлено увеличением инвестиционных затрат застройщиков, а также недостаточным платежеспособным спросом населения на приобретение жилья. Кроме того, темпы строительства сдерживаются недостаточным обеспечением инженерной инфраструктурой перспективных для застройки земельных участков и высоким уровнем износа действующих объектов коммунальной инфраструктуры и, как следствие, ограничением возможности присоединения к ним вновь строящихся жилых домов и объектов социальной сферы.
Рис.5. Динамика общей площади вводимого жилья в городе Ижевске
Наращиваются объемы по строительству и капитальному ремонту объектов социальной сферы.
МКУ Служба городского строительства ведет работы по капитальному ремонту кровель в 66 учреждениях города Ижевска и по замене оконных блоков в 63 образовательных учреждениях города Ижевска. На выполнение указанных мероприятий выделено более 0,5 млрд. руб.
С привлечением средств из вышестоящих бюджетов ведется строительство 8 объектов: 2 школ - по ул. Архитектора Берша и мкр. А-10, 2 детских садов - в мкр. Сельхозвыставка и мкр.7 жилого района "Восточный", 2 спортивных межшкольных стадионов школ N 17 и 35, физкультурно-оздоровительного комплекса на ул. Ухтомского, выполняется благоустройство Центральной площади. За счет средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" начато строительство детского сада в мкр. 8 жилого района "Восточный".
В области социальной сферы в первом полугодии велось проектирование капитального ремонта фасадов трех школ NN24, 27, 55.
Начата процедура торгов по определению подрядной организации на строительство детского сада в гор. Машиностроителей г.Ижевска, на выполнение проектной документации по строительству школы в мкр. Столичный, школы N 65 по ул. Щедрина,1.
Завершено проектирование капитального ремонта памятника И.Д. Пастухову.
В части инженерных коммуникаций выполнена разработка проекта по завершению строительства коллектора N 26 и ГКНС N 3, завершены работы по проектированию строительства газопровода в мкр. Орловское. Выполнены предпроектные работы по строительству системы водоснабжения в мкр. Люлли.
Завершено строительство двух межшкольных стадионов школ N 17,35.
В 2020 году будет завершено строительство следующих объектов:
- школа в мкр. А-10 (825 мест);
- детский сад в мкр. Сельхозвыставка и в мкр.7 жилого района "Восточный";
- физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа у школы N 42;
- газопровод в мкр. Орловское;
- завершение работ по благоустройству Центральной площади на участке от ул. В.Сивкова до ул. М.Горького.
В 2021 году планируется:
- закончить строительство школы по ул. Архитектора П.П. Берша, детского сада в мкр. 8 жилого района "Восточный", выполнить строительство стадионов школ N 76, 16.
- завершить строительство спортивного комплекса по ул. Ухтомского.
- разработать проектную документацию на капитальный ремонт здания МБУК ДНТ "Спартак", школы искусств N 3 в мкр. Столичный, автомобильной дороги от проезда Колосковый до Славянское шоссе в мкр. Орловское, строительство приюта для безнадзорных животных.
- разработать проектно-сметную документацию на строительство детских садов по ул. Ворошилова и ул. Ильфата Закирова в мкр. А-11 г. Ижевска; по 2-ум школам: по ул. Клубная (со сносом здания школы N 61) и по ул. Щедрина (со сносом школы N 65).
- начать работы по завершению строительства зданий и сооружений ГКНС N 3 и коллектора N 26 с перемычкой по ул. Мельничной г. Ижевска; строительству системы водоснабжения в мкр. Люлли г. Ижевска.
- продолжить работы по благоустройству Центральной площади на участке от ул. К.Маркса до ул. М.Горького.
- построить детский сад в гор. Машиностроителей, 35 и общеобразовательную школу на 825 мест учащихся в мкр.N2 Столичного района в Индустриальном районе г. Ижевска.
- выполнить капитальный ремонт здания МАУ ОО ДО "Детская школа искусств N 2 им. П.И.Чайковского".
Строительство и ремонт объектов муниципальной собственности будет проходить в рамках муниципальной программы "Территориальное развитие" на 2020 - 2025 годы.
На сегодняшний день основной проблемой в сфере строительства является низкий уровень капитальных вложений в объекты капитального строительства. В условиях дефицита бюджетных средств складывается устойчивая тенденция к изменению планов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов муниципальной собственности, переносу сроков выполнения работ на более поздние, возникновению дополнительных расходов на оплату судебных издержек, расходов на консервацию и содержание незавершенных строительством объектов и др.
Для привлечения дополнительных источников финансирования в объекты муниципальной собственности регулярно направляются заявки, оформленные в соответствии с типовой формой, письма и обращения в отраслевые министерства Удмуртской Республики с целью участия муниципального образования "Город Ижевск" в национальных проектах, государственных программах.
В бюджете муниципального образования "Город Ижевск" предусмотрены средства на разработку проектной документации по созданию новых объектов социальной сферы. Наличие готовой документации позволит Администрации города Ижевска участвовать в отборе проектов на получение субсидий из вышестоящих бюджетов в рамках национальных проектов, государственных программ.
В целях уменьшения расходов бюджета города Ижевска ведется работа по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства, по своевременной передаче объектов на баланс эксплуатирующих организаций либо в состав имущества имущественной казны города Ижевска. Заключены соглашения о добровольных пожертвованиях, по условиям которых организации - застройщики жертвуют денежные средства на строительство социальных объектов, что снижает нагрузку на бюджет. Применяется типовая проектная документация, что значительно удешевляет стоимость проектов.
6. Потребительский рынок
В 2019 году общий объем розничного товарооборота в городе Ижевске по сравнению с АППГ увеличился в действующих ценах на 4,6% и составил 149,7 млрд. руб., в том числе:
- оборот розничной торговли увеличился на 4,5% и составил 141,7 млрд. руб. (101,3% в сопоставимых ценах к 2018 году),
- оборот общественного питания увеличился на 5,6% и составил 8,0 млрд. руб. (102,5% в сопоставимых ценах к 2018 году).
Начиная с 2019 года, в соответствии с Производственным планом работ Росстата квартальное статистическое наблюдение по розничному товарообороту, обороту общественного питания по городским округам и муниципальным районам Удмуртской Республики не проводится. В связи с чем, данные сведения по городу Ижевску Удмуртстат разрабатывает только по итогам года.
В целом по Удмуртской Республике в 2020 году отмечается, как снижение объемов потребления товаров, так и значительное снижение объемов потребления услуг общественного питания.
Если по итогам 2019 года оборот розничной торговли в сопоставимых ценах в Удмуртской Республике составлял 100,9%, то за 9 месяцев 2020 года - 94,3%. Оборот общественного питания по итогам 2019 года в сопоставимых ценах в Удмуртской Республике составлял 102,1%, за 9 месяцев 2020 года - 74,5%.
Основным сдерживающим фактором по объему товарооборота стало введение ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, в том числе введение режима самоизоляции, а для сектора общественного питания - приостановление работы предприятий данного вида деятельности в период с 28 марта по 15 июня текущего года.
Вследствие глубокого падения продаж во втором квартале по прогнозной оценке в 2020 году в городе Ижевске темп роста общего объема розничного товарооборота в действующих ценах сложится на уровне 97,6%.
В прогнозируемом периоде потребительский спрос будет находиться в стадии восстановительного роста, определяемого динамикой реальных располагаемых доходов населения. В 2021 году прогнозируется, что темп роста общего объема розничного товарооборота в действующих ценах в городе Ижевске составит 107,5%, в 2021 году - 106,4%, в 2022 году - 106,4% (рис.6).
Рис. 6 Розничный товарооборот в городе Ижевске
7. Демография
Демографическая ситуация в городе Ижевске, как и в целом в Российской Федерации, характеризуется старением населения, вызванным выбытием из средней возрастной группы (15 - 64 года) многочисленного послевоенного поколения и притоком малочисленного поколения людей, рожденных в нестабильные 1990-е годы. В результате численность женщин, находящихся в возрасте 20-39 лет, обеспечивающих рождаемость более 95% всех новорожденных, в г.Ижевске ежегодно снижается (рис.7).
Рис.7 Численность женщин в возрасте 20-39 лет
Снижение показателя рождаемости также обусловлено тенденцией к откладыванию рождения как первых, так и вторых детей на более поздний период. По данным Управления ЗАГС Администрации города Ижевска число семей, в которых появился первый ребенок, за 9 месяцев 2020 года уменьшилось по сравнению с АППГ на 4,1%; число семей, в которых появился второй ребенок, уменьшилось на 3,1%; число семей, в которых появился третий ребенок, увеличилось на 5,5%; число семей родивших четвертого и более детей относительно АППГ снизилось на 2,1% (рис.8).
Рис. 8 Количество семей по очередности рождения детей в городе Ижевске
По данным Удмуртстата за 9 месяцев 2020 года темп роста рождаемости составил 96,4% по сравнению с АППГ. По итогам 2020 года рождаемость по оценке составит 6300 чел. (в 2019 году - 6 466 чел.), а в среднесрочном периоде прогнозируется дальнейшее ее сокращение (рис.9).
С 2015 года в Ижевске отмечалось снижение смертности населения. Однако, в 2020 году, начиная с июля, наблюдается увеличение смертности населения по сравнению с АППГ. Учитывая эпидемиологическую обстановку в 2020 году прогнозируется рост смертности на 7,3%, а в последующие годы - снижение.
Отрицательной тенденцией, наблюдаемой впервые за последнее десятилетие, является естественная убыль населения (-475 чел. по итогам 2019 года), ожидается, что в прогнозируемом периоде она сохранится.
Рис.9 Естественное движение населения в городе Ижевске
Государственная политика в сфере демографии в среднесрочной перспективе будет направлена на стабилизацию и дальнейший рост численности населения Российской Федерации, в том числе на обеспечение устойчивого естественного прироста численности населения, увеличение числа родившихся и уменьшение смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте, а также повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении и продолжительности здоровой жизни.
Важнейшим направлением демографической политики по обеспечению естественного роста населения Российской Федерации в долгосрочной перспективе будут являться меры, направленные на повышение рождаемости.
Росту рождаемости в прогнозируемый период будет способствовать оказание финансовой поддержки семьям при рождении детей, предусматривающей дифференцированную поддержку при рождении первых, вторых, третьих и последующих детей, повышение доступности жилья семьям с детьми (субсидирование процентной ставки 6% по ипотечным кредитам, выданным семьям с двумя или тремя детьми на приобретение жилых помещений, выплаты из федерального бюджета суммы в размере 450 тыс. рублей в счет погашения кредита в случае рождения в семье третьего или последующего ребенка), а также предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего и последующего ребенка.
Сохранит свою актуальность такое направление демографической политики, направленной на повышение рождаемости, как обеспечение возможности женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями, в том числе за счет сохранения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
Снижение смертности населения в долгосрочной перспективе продолжит оставаться одним из важнейших факторов улучшения и стабилизации демографической ситуации, оказывающим существенное влияние на обеспечение естественного роста численности населения.
Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни будет реализовано через мероприятия, направленные на сокращение возрастных коэффициентов смертности, а также смертности от конкретных причин - болезней системы кровообращения, новообразований, в том числе злокачественных, младенческой смертности, смертности от внешних причин, например, в результате дорожно-транспортных происшествий.
Одним из источников увеличения населения Российской Федерации в среднесрочной перспективе останется миграционный прирост населения.
Государственная миграционная политика в среднесрочной перспективе будет направлена на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, при этом в первую очередь привлекаться на постоянное место жительства в Россию будут соотечественники, проживающие за рубежом, иностранные специалисты высокой квалификации и перспективная молодежь (за счет расширения экспорта образования). Будет продолжена работа по совершенствованию миграционной политики, направленной на создание условий для адаптации иностранных граждан к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации.
В среднесрочном периоде прогнозируется миграционный прирост населения, который не скомпенсирует начавшуюся с 2019 года естественную убыль населения. Стоит отметить, что в 2019 году наблюдалась миграционная убыль населения (-323 чел), связанная с оттоком населения в МО Завьяловский район ввиду более низкой стоимости жилищного строительства. По официальным данным Удмуртстата за 2019 год в Завьяловском районе введено 100 330 кв. м. жилья, что составляет 104,8% к АППГ, средняя стоимость строительства 1 кв. м. общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений (без учёта ИЖС) составила 34 814 руб. (на 11% ниже, чем по г.Ижевску).
В результате прогнозируемых изменений в 2021 - 2023 г.г. будет отмечаться снижение численности населения города Ижевска (рис. 10).
Рис.10 Численность населения в городе Ижевске на начало года
8. Занятость населения
За последние годы численность занятых в организациях города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, ежегодно снижалась. В 2019 году в организациях города, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, работало 177,5 тыс. человек. В 2020 году по оценке численность занятых в данной группе организаций составит 176,8 тыс.чел.
Снижение среднесписочной численности работников в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, города Ижевска обусловлено:
- кризисными событиями в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
- сокращением численности населения города Ижевска в трудоспособном возрасте за счет старения населения (рис.11), которая в некоторой степени может быть скомпенсирована появлением на рынке труда граждан, возраст назначения пенсии которым увеличен;
Рис.11 Возрастная структура населения города Ижевска на начало года, %.
- сохранением низкой востребованности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, граждан старше 50-55 лет, инвалидов, беженцев и др.), обусловленной ужесточением требований работодателей;
- миграционной убылью населения в трудоспособном возрасте - в 2019 году убыль населения в городе Ижевске в основном наблюдалась в возрасте 19-23 года и начиная с 37 лет;
- несоответствием профессионального уровня части потенциальных работников требованиям работодателей, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на рынке труда, выходом на рынок труда низкоквалифицированной рабочей силы в результате создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.;
- нестабильной ситуацией на ряде предприятий города Ижевска, повлекшей проведение сокращений, введение режима неполной занятости, простоев по вине работодателя и отпусков без сохранения заработной платы. На 27.10.2020 г. по поступившим от организаций в Республиканский ЦЗН сведениям в городе Ижевске в режиме неполной занятости работает 1239 человек на 11 предприятиях города, в режиме простоя работает 1201 человек на 10 предприятиях. С начала 2020 года 193 организации сообщили в Республиканский ЦЗН о предстоящем высвобождении 1711 работников, проживающих в городе Ижевске.
- переходом работников в сферу малого бизнеса в результате проводимой политики по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства (таблица 2).
Таблица 2
Прогноз числа субъектов малого и среднего предпринимательства и среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий города Ижевска
Показатели |
2019 год |
2020 год оценка |
2021 год прогноз |
2022 год прогноз |
2023 год прогноз |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. |
35 193 |
33 800 |
34 821 |
35 169 |
35 520 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий, чел. |
117 992 |
118 977 |
120 772 |
123 378 |
125 405 |
Исходя из данных Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике в 2018 году по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ижевска вели деятельность 29 393 субъектов малого и среднего бизнеса, в 2019 году - 35 193 ед., По состоянию на 01.10.2020 года - 33 796 ед. (62,3% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике), в том числе: 17 471 ед. юридических лиц и 16 325 ед. индивидуальных предпринимателей.
Структура малых и средних предприятий (с учетом ИП и микропредприятий) по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее предпочтительной для малого бизнеса.
Одним из факторов, стимулирующих положительную динамику роста количества предпринимателей, является ежегодное финансирование сферы малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в 2020 году у субъектов МСП появилось довольно много источников сокращения расходов и получения финансовых инструментов на льготных условиях в рамках государственной поддержки, связанной с нестабильной эпидемиологической ситуацией.
Кроме того, в числе факторов, оказывающих негативное влияние на развитие рынка труда - наличие теневой занятости. И как следствие в 2020 году основной рост на регистрируемом рынке труда города Ижевска за счет граждан, ранее не работавших, ищущих работу впервые (рис. 12). Так, за 9 месяцев 2020 года из числа обратившихся в Республиканский ЦЗН за содействием в поиске подходящей работы:
- численность граждан, уволившихся по собственному желанию, увеличилась по сравнению с АППГ в 2,7 раза и составила 9368 чел.;
- численность граждан, уволенных с предприятий по соглашению сторон, увеличилась в 3,0 раза и составила 3439 чел.;
- численность граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, увеличилась в 3,0 раза и составила 2994 чел.;
- численность граждан, ранее не работавших, ищущих работу впервые (незанятое население), увеличилась в 18,3 раза и составила 6874 чел.
Рис. 12 Структура населения города Ижевска, обратившегося в Республиканский ЦЗН за содействием в поиске подходящей работы
В течение 2021 - 2023 годов, при условии благоприятной эпидемиологической обстановки, эффективной реализации мер Правительства Российской Федерации, направленных на восстановление экономики страны, реализации национальных проектов и долгосрочных планов, возможно постепенное снижение числа обращений граждан в службу занятости.
Реализация в 2020 году дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 г. N 980 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", реализация региональной составляющей федеральных проектов "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет", "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в части организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период декретного отпуска, лиц предпенсионного возраста позволит стабилизировать уровень регистрируемой безработицы на социально приемлемом уровне.
Предполагается, что часть населения, попавшего на рынок труда, будет самостоятельно искать работу, а другая воспользуется услугами службы занятости населения.
При содействии службы занятости в 2021 - 2023 годах будет трудоустроено не менее 37,2 тыс. человек. Уровень трудоустройства граждан, зарегистрированных в качестве ищущих работу в течение года, планируется около 62%.
Для безработных граждан, длительно состоящих на учете, предусмотрены программы социальной адаптации, переобучение. Для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, выпускников, имеющих среднее профессиональное образование и др. - программы активной политики занятости, а также квотирование и резервирование рабочих мест. Для желающих - содействие самозанятости, предпринимательской деятельности, другие мероприятия, способствующие их трудоустройству.
По информации Республиканского ЦЗН ожидается, что в 2023 году уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,06% трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
В среднесрочной перспективе наибольшую поддержку рынку труда окажет расширение границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста.
В результате, начиная с 2021 года, прогнозируется рост числа занятых в организациях города Ижевска,, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (рис. 13).
Рис. 13 Среднесписочная численность работников организаций города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства
9. Заработная плата
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2019 году по сравнению с АППГ увеличилась на 7,1% и составила 41 265 руб.
В 2020 году в Ижевске так же, как и в Удмуртской Республике и в Российской Федерации в целом, отмечается замедление темпов роста заработной платы из-за снижения деловой и экономической активности во 2 квартале. В связи с чем, а также учитывая информацию, представленную организациями города, ожидается, что по итогам 2020 года среднемесячная заработная плата увеличится на 2,5% и достигнет 42 303 руб.
При этом сохранится межотраслевая дифференциация заработной платы (Таблица 3).
Таблица 3
Среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в городе Ижевске в разрезе видов экономической деятельности
Вид экономической деятельности |
8 месяцев 2020 года, руб. |
Темп роста в % к уровню АППГ |
Всего |
42 620,0 |
105,5 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
34 502,2 |
107,2 |
Добыча полезных ископаемых |
74 599,0 |
100,7 |
Обрабатывающие производства |
43 372,5 |
102,1 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
45 858,8 |
106,3 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
33 934,7 |
106,4 |
Строительство |
42 259,3 |
113,9 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов |
40 318,4 |
111,0 |
Транспортировка и хранение |
37 742,1 |
105,4 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
25 595,8 |
101,6 |
Деятельность в области информации и связи |
49 285,5 |
110,0 |
Деятельность финансовая и страховая |
60 271,3 |
98,8 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
39 247,6 |
110,4 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
53 723,4 |
103,2 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
28 501,3 |
104,4 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
47 778,8 |
108,2 |
Образование |
31 773,9 |
105,6 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
41 747,6 |
109,9 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
31 947,0 |
104,3 |
Предоставление прочих видов услуг |
37 186,1 |
103,1 |
Соотношение размера оплаты труда работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по отдельным видам деятельности составит 2,9 раза. Самая высокая оплата труда по-прежнему отмечается в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых, самая низкая - в организациях, предоставляющих услуги гостиниц и общественного питания.
Учитывая прогноз организаций города Ижевска, являющихся основными плательщиками налога на доходы физических лиц, ожидается, что в 2021 году рост среднемесячной заработной платы в Ижевске составит 102,8%, в 2022 году - 103,7%, в 2023 году - 104,1%. Заработная плата работников организаций города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, увеличится с 41265 руб. в 2019 году до 46 949 руб. в 2023 году (рис.14).
Рис.14. Начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций города Ижевска, не относящихся к субъектам малого предпринимательства
Среди 36 предприятий, представивших информацию по прогнозу их деятельности, рост заработной платы в 2021 - 2023 гг. выше прогнозируемых темпов роста планируется на ЗАО "Ижевский опытно-механический завод", ГЖД Ижевское территориальное правление, ООО "Директум", АО "ИПОПАТ", ООО "Пастарель".
Кроме того, рост оплаты труда выше прогнозируемых значений запланирован следующими предприятиями:
в 2021 году: ПАО "Ижнефтемаш", ОАО "Милком", ЗАО "Сактон", ООО "Брокер, АО "Газпром газораспределение Ижевск", АО "ФПК Горьковский филиал", ОАО "НИТИ Прогресс", ООО "Кольцо", ООО УК "ВЭЛКОМ ГРУП";
в 2022 году: АО "ИЭМЗ "Купол", ОАО "Милком", ЗАО "Сактон", филиал "Удмуртский" ПАО "Т Плюс", ООО "УКС", АО "ФПК Горьковский филиал", ООО "Буровые системы", ОАО "НИТИ Прогресс", ООО "Кольцо";
в 2023 году: АО "ИЭМЗ "Купол", ООО "Буровые системы",
На рост заработной платы окажет устанавливаемый ежегодно с 1 января соответствующего года федеральным законом МРОТ в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года. Планируется, что с 1 января 2021 года размер МРОТ будет повышен с 12130 руб. до 12392 руб. (без учета уральского коэффициента), что составит 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за II квартал 2020 года. Данный законопроект проходит общественное обсуждение.
В части оплаты труда в бюджетном секторе в среднесрочной перспективе для отдельных категорий работников (врачи, средний медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры и социальные работники) предполагается сохранение достигнутых соотношений их средней заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе или иное, закрепленное в указах Президента Российской Федерации.
Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы по данным Министерства экономического развития Российской Федерации предполагает проведение ежегодной индексации с 1 октября в соответствии с уровнем инфляции.
Прогноз среднемесячной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений города Ижевска в отраслях социальной сферы на 2021 - 2023 годы представлен в таблице 4.
Таблица 4
Среднемесячная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений города Ижевска в отраслях социальной сферы *
Показатель |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Прогноз |
|||
2019 год (отчет) |
2020 год (оценка) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||
В сфере образования | ||||||
всего |
руб. |
28 809,16 |
29 884,24 |
31 063,75 |
32 303,42 |
33 580,23 |
в том числе по категориям работников: |
|
|
|
|
|
|
административный персонал |
руб. |
50 513,30 |
52 533,83 |
54 635,18 |
56 820,59 |
59 093,41 |
педагогический персонал: |
руб. |
31 097,31 |
32 341,20 |
33 634,85 |
34 980,24 |
36 379,45 |
в том числе учителя |
руб. |
32 909,34 |
34 225,72 |
35 594,75 |
37 018,53 |
38 499,28 |
прочий персонал |
руб. |
18 450,10 |
19 188,11 |
19 955,63 |
20 753,86 |
21 584,01 |
В сфере дошкольного образования | ||||||
всего |
руб. |
23 257,21 |
24 230,07 |
25 191,35 |
26 194,99 |
27 238,70 |
в том числе по категориям работников: |
|
|
|
|
|
|
административный персонал |
руб. |
38 443,69 |
39 981,44 |
41 580,70 |
43 243,92 |
44 973,68 |
педагогический персонал |
руб. |
29 144,27 |
30 310,04 |
31 522,44 |
32 783,34 |
34 094,67 |
в том числе воспитатели |
руб. |
29 144,27 |
30 310,04 |
31 522,44 |
32 783,34 |
34 094,67 |
прочий персонал |
руб. |
17 239,33 |
17 928,90 |
18 646,06 |
19 391,90 |
20 167,57 |
В сфере культуры и туризма | ||||||
всего |
руб. |
35 788,89 |
34 310,87 |
33 318,82 |
35 372,09 |
37 555,78 |
в том числе по категориям работников: |
|
|
|
|
|
|
педагогические работники |
руб. |
36 226,36 |
37 728,07 |
32 185,00 |
34 374,00 |
36 711,00 |
работники культуры |
руб. |
31 170,51 |
31 957,50 |
32 185,00 |
34 374,00 |
36 711,00 |
административно-хозяйственный персонал |
руб. |
36 887,70 |
33 507,35 |
37 830,09 |
39 343,29 |
40 917,02 |
В сфере физической культуры и спорта | ||||||
всего |
руб. |
23 333,33 |
22 702,85 |
23 609,65 |
24 550,44 |
25 532,89 |
в том числе по категориям работников: |
|
|
|
|
|
|
административный персонал |
руб. |
42 796,29 |
41 907,41 |
43 574,07 |
45 259,26 |
47 055,56 |
тренеры |
руб. |
25 940,55 |
25 170,56 |
26 176,90 |
27 224,66 |
28 313,84 |
прочий персонал |
руб. |
18 596,96 |
18 123,32 |
18 847,18 |
19 600,09 |
20 386,51 |
В сфере молодежной политики | ||||||
всего |
руб. |
20 636,48 |
22 257,22 |
22 734,99 |
23 133,16 |
24 362,49 |
в том числе по категориям работников: |
|
|
|
|
|
|
административный персонал |
руб. |
36 488,10 |
35 000,00 |
36 398,81 |
24 702,38 |
25 892,86 |
педагогический персонал |
руб. |
29 824,22 |
31 256,51 |
31 576,92 |
34 371,79 |
36 711,54 |
прочий персонал |
руб. |
13 437,04 |
15 551,85 |
15 925,93 |
16 444,44 |
17 037,04 |
* - по данным отраслевых (функциональных) органов - структурных подразделений Администрации города Ижевска
В 2019 году фонд заработной платы по организациям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, увеличился на 4,7% и составил 87,9 млрд. руб.
В 2020 году фонд оплаты труда оценочно составит 89,8 млрд. рублей и увеличится к АППГ на 2,1%.
С учетом прогнозируемого увеличения номинальной заработной платы и динамики численности работников темп роста фонда заработной платы составит в 2021 году - 102,9%, в 2022 году - 104,1%, в 2023 году - 104,5%.
В основу данного прогноза легла информации 42-х организаций города Ижевска, являющихся основными плательщиками налогов в бюджет муниципального образования "Город Ижевск". При этом 12 организаций из 42-х планируют снижение фонда заработной платы в 2020 году и 3 организации из 34-х - в 2021 году.
Раздел 10 изменен. - Постановление Администрации г. Ижевска от 15 марта 2021 г. N 357/1
10. Бюджет муниципального образования "Город Ижевск"
Доходы бюджета города Ижевска за январь-сентябрь 2020 года снизились на 5,9% к АППГ и составили 10 021,0 млн. руб. (Таблица 5), в том числе собственные доходы за январь-сентябрь 2020 года уменьшились на 27,5% к АППГ и составили 3 177,6 млн. руб.
Таблица 5
Структура доходов бюджета муниципального образования "Город Ижевск"
|
Фактические поступления за 9 месяцев 2019 года |
Сумма бюджетных назначений 2020 г., тыс. руб.* |
Фактические поступления за 9 месяцев 2020 года |
Исполнение бюджета за 9 месяцев 2020 г., % |
||||
Сумма, тыс. руб. |
Доля в общем объеме доходов, % |
темп роста к АППГ, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля в общем объеме доходов, % |
темп роста к АППГ, % |
|||
ДОХОДЫ, ВСЕГО |
10 648 983,8 |
100,0 |
110,1 |
15 571 294,3 |
10 021 040,6 |
100,0 |
94,1 |
64,4 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
4 384 384,8 |
41,2 |
127,6 |
5 453 354,1 |
3 177 629,1 |
31,7 |
72,5 |
58,3 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
2 663 914,4 |
25,0 |
102,4 |
4 591 614,0 |
2 621 590,8 |
26,2 |
98,4 |
57,1 |
Налог на доходы физических лиц |
1 834 482,0 |
17,2 |
100,1 |
2 923 451,0 |
1 911 049,5 |
19,1 |
104,2 |
65,4 |
Акцизы |
31 617,9 |
0,3 |
116,3 |
39 679,0 |
29 110, 2 |
0,3 |
92,1 |
73,4 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
270 316,5 |
2,5 |
109,2 |
371 271,0 |
201 057,3 |
2,0 |
74,4 |
54,1 |
Единый сельскохозяйственный налог |
1 239,4 |
0 |
199,4 |
1 100,0 |
-273,2 |
0,0 |
- |
- |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
28 952,6 |
0,3 |
100,0 |
57 300,0 |
39 083,3 |
0,4 |
135,0 |
68,2 |
Налог на имущество физических лиц |
73 137,9 |
0,7 |
155,8 |
363 538,0 |
43 366,7 |
0,4 |
59,3 |
11,9 |
Земельный налог |
339 340,1 |
3,2 |
101,7 |
716 020,0 |
313 222,58 |
3,1 |
92,3 |
43,7 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
192,7 |
0,0 |
- |
- |
-363,40 |
0,0 |
- |
- |
Государственная пошлина |
84 632,7 |
0,8 |
101,3 |
119 255,0 |
85 335,3 |
0,9 |
100,8 |
71,6 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
2,6 |
0,0 |
- |
- |
2,5 |
0,0 |
- |
- |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
1 720 470,4 |
16,2 |
205,8 |
861 740, 1 |
556 038,3 |
5,5 |
32,3 |
64,5 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1 355 525,0 |
12,7 |
234,9 |
467 700,0 |
275 627,0 |
2,7 |
20,3 |
58,9 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
4 862,6 |
0,1 |
142,4 |
6 230,0 |
3391,3 |
0,0 |
69,7 |
54,4 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
20 566,8 |
0,2 |
201,3 |
11 900,0 |
11273,8 |
0,1 |
54,8 |
94,7 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
192 596,5 |
1,8 |
156,9 |
259 500,0 |
119238,7 |
1,2 |
61,9 |
46,0 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
128 239,7 |
1,2 |
112,6 |
94 297,0 |
117 492,4 |
1,2 |
91,6 |
124,6 |
Прочие неналоговые доходы |
18 679,8 |
0,2 |
216,5 |
22 113,1 |
29 015,1 |
0,3 |
155,3 |
131,2 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
6 264 599,0 |
58,8 |
100,4 |
10 117 940,2 |
6 843 411,5 |
68,3 |
109,2 |
67,6 |
* - утвержденные бюджетные назначения на 01.10.2020 г.
В структуре доходов бюджета города Ижевска за 9 месяцев 2020 года доля собственных доходов бюджета города снизилась на 9,5 процентных пункта относительно АППГ и составила 31,7%, в том числе доля налоговых доходов выросла с 25,0% за АППГ до 26,2%, доля неналоговых доходов снизилась с 16,2% за АППГ до 5,5% в общем объеме доходов бюджета города.
Основными источниками налоговых доходов бюджета города Ижевска являются налог на доходы физических лиц, земельный налог и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по 31 декабря 2020 года включительно).
Норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" с 01.01.2014 года в соответствии с Законом УР от 21.11.2006 г. N 52-РЗ "О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике" составляет 19%.
За 9 месяцев 2020 года темп роста поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" по сравнению с АППГ составил 104,2% (за 9 месяцев 2019 года - 100,1%). При этом в январе и с апреля по июль 2020 года отмечалось поступление НДФЛ ниже уровня прошлого года (рис.15).
Рис.15. Темпы роста фонда оплаты труда по организациям города Ижевска, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, и поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет города Ижевска, %
По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике основными плательщиками налога на доходы физических лиц в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" являются:
N п/п |
Наименование плательщика |
Доля поступлений НДФЛ от предприятий в общей сумме поступлений НДФЛ в бюджет г.Ижевска |
9 месяцев 2020 года | ||
1 |
АО "ИЭМЗ "Купол" |
25,6% |
2 |
АО "Концерн "Калашников" |
|
3 |
ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике |
|
4 |
АО "Ижевский радиозавод" |
|
5 |
АО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" |
|
6 |
ООО "Лада Ижевск" |
|
7 |
АО "Ижевский механический завод" |
|
8 |
ПАО "Ижсталь" |
|
9 |
ООО "КОМОС ГРУПП" Управляющая компания |
|
10 |
МВД по Удмуртской Республике |
По земельному налогу с 2017 года установлены максимальные ставки для всех категорий налогоплательщиков. За 9 месяцев 2020 года темп роста поступлений по земельному налогу в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" по сравнению с АППГ составил 92,3% (за 9 месяцев 2019 года - 101,7%).
По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике основными плательщиками земельного налога в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" являются:
N п/п |
Наименование плательщика |
Доля поступлений земельного налога от предприятий в общей сумме поступлений земельного налога в бюджет г.Ижевска |
9 месяцев 2020 года | ||
1. |
ПАО "Ижсталь" |
25,6% |
2. |
Ленинский РОСП г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике |
|
3. |
ООО "Лада Ижевск" |
|
4. |
ФГУП "Главное военно-строительное управление N 8" |
|
5. |
АУ УР "Республиканский стрелково-спортивный комплекс имени генерал-майора Демидова А.М." |
|
6. |
ФГБОУ ВО "ИЖГТУ имени М.Т. Калашникова" |
|
7. |
АО "Ижевский механический завод" |
|
8. |
ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" |
|
9. |
АО "ИЭМЗ "Купол" |
|
10. |
ООО "ИНВЕСТИЦИИ" |
По налогу на имущество физических лиц темп роста за 9 месяцев 2020 года по сравнению с АППГ составил 59,3% (за 9 месяцев 2019 года - 155,8%).
С целью увеличения доходного потенциала города Ижевска принято решение Городской думы г.Ижевска от 15.11.2018 г. N 608 "О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 20 ноября 2014 г. N 658 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Ижевск", предусматривающее с 1 января 2019 года увеличение ставки налога с 0,1% до 0,11% (с ростом 10%) в отношении следующих объектов налогообложения:
- жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
- единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
- объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
- гаражей, машино-мест;
- хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Первое начисление налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Ижевск" по ставке 0,11% будет производиться в 2020 году при расчете налога за 2019 год. Дополнительные доходы бюджета города Ижевска в 2020 году по предварительным расчетам могут составить около 13 млн. руб.
С 1 января 2020 года ставки налога на вышеуказанные объекты налогообложения решением Городской думы г.Ижевска от 27.06.2019 г. N 733 "О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 20.11.2014 г. N 658" увеличены с 0,11% до 0,12% (с ростом 10%). Согласно принятому решению начисление налога на имущество физических лиц по ставке 0,12% будет производиться в 2021 году при расчете налога за 2020 год. По предварительным расчетам дополнительные доходы бюджета города Ижевска могут составить около 15 млн. руб.
Решением Городской думы г.Ижевска от 29.10.2020 г. N 24 "О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 20.11.2014 г. N 658" увеличены ставки налога с 0,12% до 0,13% (с ростом 10%). Согласно принятому решению начисление налога на имущество физических лиц по ставке 0,13% будет производиться в 2022 году при расчете налога за 2021 год. По предварительным расчетам дополнительные доходы бюджета города Ижевска могут составить около 18 млн. руб.
Кроме того, установлены дифференцированные ставки налога на имущество физических лиц аналогично Закону УР от 27.11.2003 г. N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике", в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства УР от 29.11.2018 г. N 507. Согласно принятому решению начисление налога на имущество физических лиц для указанной категории налогоплательщиков за 2019 год будет производиться по дифференцированным ставкам налога в 2020 году. По предварительным расчетам дополнительные доходы бюджета города Ижевска могут составить около 171 млн. руб.
Темп роста поступлений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" за январь-сентябрь 2020 года составил 74,4% к АППГ (за 9 месяцев 2019 года - 109,2%).
На снижение поступлений в 2020 году повлияло падение уровня деловой активности и отмена платежей за 2 квартал 2020 года пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции отраслям.
С целью увеличения налоговых поступлений по ЕНВД в соответствии с решением Городской думы города Ижевска от 15.11.2018 г. N 612 "О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года N 338 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории города Ижевска" пониженная ставка ЕНВД в размере 7,5% для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после 1 января 2019 года, государственная регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей которых ранее не проводилась, в отношении 9 из 13 видов предпринимательской деятельности, действовала до 31 декабря 2019 года. Кроме того, данным решением Городской думы города Ижевска было увеличено значение А1 для всех видов предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории города Ижевска может применяться система налогообложения в виде ЕНВД на 4,2%.
В 2020 году в связи с уточнением в Налоговом кодексе Российской Федерации понятия "розничная торговля" принято решение Городской думы города Ижевска от 23.06.2020 г. N 915 "О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года N 338 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории города Ижевска", в котором данное понятие приведено в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В условиях недостаточности собственного доходного потенциала определены основные направления работы по укреплению и развитию доходной части бюджета, включающие ряд первоочередных задач, в том числе: повышение качества администрирования доходов бюджета города Ижевска, повышение эффективности работы с муниципальным имуществом, стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращение задолженности по налоговым и неналоговым доходам бюджета.
Одновременно осуществляется эффективное управление муниципальным долгом, направленное на достижение экономически безопасного уровня, в том числе за счет реализации мероприятий Долговой политики муниципального образования "Город Ижевск".
С целью приоритетного обеспечения принятых расходных обязательств с учетом концентрации бюджетных ресурсов в направлении стимулирования развития человеческого капитала и социальной поддержки граждан, сохранения сбалансированности бюджета муниципального образования "Город Ижевск" отдельные расходные обязательства сокращены и приняты в пределах возможностей доходной базы, исходя из обоснованности социальной и бюджетной эффективности их реализации и при условии сокращения бюджетных ассигнований по другим направлениям расходов бюджета.
К реализации основных задач бюджетной политики в части повышения эффективности управления бюджетными ресурсами, применяется системный подход, включающий в себя:
- расширение применения проектных принципов управления;
- оптимизацию деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений путем повышения эффективности использования финансовых, кадровых и информационно-коммуникационных ресурсов;
- реализацию планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию управления расходами бюджета муниципального образования "Город Ижевск";
- оперативное освоение средств бюджета Удмуртской Республики, в том числе поступивших в рамках реализации национальных проектов;
- актуализацию расходов бюджетной сферы за счет интенсификации деятельности муниципальных учреждений в соответствии с показателями повышения эффективности оказания муниципальных услуг (работ);
- совершенствование системы финансового обеспечения выполнения муниципальных работ (услуг), формирования муниципальных заданий муниципальным учреждениям муниципального образования "Город Ижевск" в соответствии с общероссийскими и региональным перечнями услуг и работ;
- централизацию закупок муниципального образования "Город Ижевск" в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- создание вертикально-интегрированной системы бухгалтерского и кадрового учета;
- обеспечение открытости бюджетного процесса и расширение практики общественного участия в управлении муниципальными финансами, внедрение принципов инициативного бюджетирования.
В соответствии с распоряжением Главы Удмуртской Республики от 11 декабря 2019 года N 314-РГ "Об утверждении программы оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики на период до 2024 года" в целях повышения эффективности использования бюджетных средств города Администрацией города Ижевска реализуется План мероприятий по росту доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению муниципального долга в целях оздоровления муниципальных финансов муниципального образования "Город Ижевск".
Утвержденные муниципальные программы призваны обеспечить повышение результативности и эффективности расходов бюджета, противодействие бюджетным рискам посредством применения механизма ограничения роста расходов бюджета при безусловном исполнении действующих расходных обязательств.
В связи с чем, с конца 2017 года Администрацией города Ижевска велась работа по разработке муниципальных программ в новой редакции. При формировании муниципальных программ в новом формате одним из ключевых требований, предъявляемых к конструкции муниципальных программ, являлось наличие четкой взаимосвязи: проблемы отрасли - цель программы - задачи - мероприятия - результат. Итог каждого мероприятия муниципальной программы в обязательном порядке должен характеризоваться ожидаемым непосредственным результатом, решение задач - целевыми показателями, итог реализации муниципальной программы - конечным результатом. Все результаты должны быть оцифрованы и иметь динамику. Кроме того, муниципальные программы должны учитывать изменение структуры Администрации города Ижевска.
В результате данной работы в 2018 году в новом формате принята 1 муниципальная программа, в 2019 году принято 16 муниципальных программ со сроком реализации до 2025 года. Количество муниципальных программ сократилось с 21 до 17, количество подпрограмм в структуре муниципальных программ уменьшилось с 56 до 35. На 2020 год бюджет был сформирован в структуре 17 муниципальных программ. Работа по совершенствованию муниципальных программ, внедрению современных методов их формирования и оценки эффективности их реализации будет продолжена.
Об изменении параметров прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2021 - 2023 годы
Сопоставление основных параметров прогноза социально-экономического развития с ранее утвержденными параметрами, указание причин и факторов прогнозируемых изменений предусмотрено ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Прогноз социально-экономического развития города Ижевска на 2020 - 2022 годы (постановление Администрации города Ижевска от 13.11.2019 г. N 2233) разрабатывался на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант); исходных условий для формирования вариантов развития экономики на период до 2024 года, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации; прогноза показателей инфляции и системы цен до 2024 года; дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2024 года, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации; оперативных данных за 1 полугодие 2019 года, предоставленных Удмуртстатом; оценки и прогноза основных показателей деятельности 26-ти предприятий города Ижевска, являющихся основными плательщиками налогов в бюджет города, в том числе 23-х промышленных предприятий, доля которых в объеме отгруженной продукции промышленного производства за 2018 год составила 55,5%; прогнозных материалов Республиканского ЦЗН; прогнозных материалов отраслевых (функциональных) органов - структурных подразделений Администрации города Ижевска.
На изменение значений показателей прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2020 - 2022 годы повлияло:
сложная эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году, которая привела к приостановлению (ограничению) деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, росту численности официально зарегистрированных безработных, самоизоляции населения;
расширение границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста;
изменение Министерством экономического развития Российской Федерации показателей прогноза по сравнению с ранее представленным прогнозом;
изменение оценки и прогноза основных показателей деятельности предприятиями города Ижевска, являющимися основными плательщиками налогов в бюджет города;
уточнение значений показателей социально-экономического развития города Ижевска Удмуртстатом за 2019 год.
Уточнение параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также информация о предварительных итогах социально-экономического развития города Ижевска за истекший период 2020 года, оценка и прогноз организаций города привели к уточнению ожидаемых итогов социально-экономического развития города Ижевска за 2020 год и показателей прогноза социально-экономического развития города Ижевска на 2021 - 2022 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.