Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций Республики Башкортостан (далее - Концепция).
2. Министерству образования и науки Республики Башкортостан совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти:
обеспечить реализацию Концепции;
в двухмесячный срок внести в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан на утверждение план мероприятий по реализации Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Бадранова А.Ш.
Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан |
А.Г. Назаров |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 12 ноября 2020 г. N 701
Концепция
развития полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций Республики Башкортостан
I. Общие положения
Концепция развития полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций Республики Башкортостан (далее - Концепция) разработана на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года N 808-р об открытии полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций (далее - полилингвальные многопрофильные школы) в Республике Башкортостан.
Концепция разработана с учетом общегосударственных и этнокультурных потребностей народов Республики Башкортостан и Российской Федерации, лучших отечественных и зарубежных образовательных практик и особенностей функционирования системы образования в Республике Башкортостан.
Необходимость в полилингвальном многопрофильном образовании определяется тенденциями к интеграции в культурной, социальной, политической и экономической сферах. Полилингвальное многопрофильное образование обеспечивает обучающимся широкий доступ к информации в различных предметных сферах, получение новых знаний в соответствии с индивидуальными потребностями, широкие возможности непрерывного образования, что, в свою очередь, способствует повышению их конкурентоспособности на мировом рынке профессиональных и трудовых услуг. В связи с этим полилингвальность образования является одним из основных векторов развития международного образовательного пространства.
Полилингвальность образования способствует формированию гражданской идентичности обучающихся, опираясь на разнообразие языков и культур народов Республики Башкортостан и Российской Федерации, и развивается в широком общероссийском и мировом культурно-цивилизационном контексте по формуле "регион - страна - мир".
Основной вектор полилингвального образования - приобщение обучающихся к культурному богатству народов Республики Башкортостан, Российской Федерации и мира средствами нескольких языков (родного, русского, одного и (или) нескольких иностранных), знакомство обучающихся с достижениями мировой культуры, воспитание их в духе взаимоуважения и межнационального согласия.
Полилингвальное образование представляет собой целенаправленную социализацию обучающихся, обеспечивающую:
на познавательном уровне - освоение традиций родной, российской и мировой культур, культурно-исторического наследия и социального опыта человечества;
на ценностном уровне - формирование готовности к межкультурной коммуникации, созидательной и ответственной позиции по отношению к миру, уважения к другим людям, народам, культурам;
на оценочном уровне - формирование умения четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;
на деятельностном уровне - активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной идентичности, постоянное саморазвитие и самореализацию.
II. Система понятий, используемых в Концепции
Билингвальное образование - целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами двух языков (русского, родного или иностранного), когда изучаемые языки выступают в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;
индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа обучающегося, которая определяется его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования;
лингвокультурологические компетенции - это способность понимать культурно-национальную ментальность носителей языка, национальную специфику языковой картины мира, национально-культурный компонент значения языковых единиц;
лингвострановедческая компетенция - это знание национальных обычаев, традиций, реалий страны изучаемого языка, способность извлекать из единиц языка страноведческую информацию и пользоваться ею, добиваясь полноценной коммуникации;
международная сертификация знания башкирского языка - международная система оценки знания башкирского языка, позволяющая определить уровень и навыки владения языком у людей, для которых башкирский язык не является родным;
поликультурная личность - это личность, воспринимающая себя в качестве субъекта диалога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с людьми как представителями разных культурных групп, способная к успешному самоопределению;
поликультурное образование - часть современного общего образования, способствующая усвоению обучающимися знаний о других культурах, пониманию общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения к иным культурным системам и в целом формированию у взрослеющего человека готовности к успешной жизни и деятельности в многокультурном окружении;
полилингвальное образование - целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами нескольких языков (родного, русского, одного и (или) нескольких иностранных), когда изучаемые языки выступают в качестве способа постижения сферы специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;
полилингвальные многопрофильные школы - общеобразовательные организации, в которых образовательный процесс реализуется в нескольких направлениях профильной подготовки учащихся, включает изучение не менее чем трех языков и обучение на этих языках;
родной язык (первый язык) - это язык, который человек усваивает с раннего детства без специального обучения, находясь в соответствующей языковой среде;
субъектность - определенный набор качеств человека, которые характеризуют сферу его деятельностных способностей, его способность к творческой активности и другое;
траектория персонального обучения - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании, понятие, которое по смыслу шире индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы и включает в себя личностный выбор образовательного пути, умение планировать образовательную траекторию, знание рынка образования, знание трудоустройства и развития карьеры;
фандрайзинг - привлечение сторонних ресурсов для реализации социально значимых задач, культурных проектов или поддержания существования организации;
форсайт - (от англ. Foresight - взгляд в будущее, предвидение) - инновационный инструмент, технология моделирования будущего, долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного и взвешенного образа будущего;
школа полного дня - это образовательная организация, позволяющая наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности обучающегося в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство организации, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
этнокультурное образование - это образование, направленное на формирование этнокультурной идентичности личности путем приобщения к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности с одновременным освоением ценностей мировой культуры;
CustDev (Customer development) - тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях;
DesignThinking (дизайн-мышление) - методология решения задач, основывающаяся на творческом подходе;
ESOL Pitman Qualifications (English for Speakers of Other Languages) - экзамен на общее знание английского языка для носителей других языков, разработанный Институтом Pitman-Training, ориентированный на практическое применение языка в решении повседневных задач и призванный подтвердить соответствие знаний международным стандартам, повысить конкурентоспособность на мировом рынке труда;
FCE (В2 First Certificate in English)- один из самых популярных кембриджских экзаменов на оценку знания английского языка на уровне В2 (Upper-Intermediate - уровень выше среднего, уровень владения языком, предполагающий свободное общение практически во всех сферах жизни), который считают действительным многочисленные компании и учебные заведения по всему миру;
IELTS (International English Language Testing System) - международная система оценки знания британского варианта английского языка, позволяющая определить уровень и навыки владения английским языком у людей, для которых он не является родным (более 145 стран принимают сертификат IELTS);
IPMA (International Project Management Association) - Международная ассоциация управления проектами - некоммерческая профессиональная ассоциация, призванная объединить специалистов в области управления проектами из разных частей мира, главной целью деятельности которой является содействие развитию компетенций в управлении проектами среди специалистов, проектных команд и организаций во всех областях созидательной деятельности во всемирном масштабе;
Lean Management (бережливое производство) - концепция управления, которая основана на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь;
Lean Kanban - вероятностный подход к оценке проектов;
МООК (Massive Open Online Courses) - массовые открытые онлайн-курсы - обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет;
РМВОК (Project Management Body Of Knowledge) - сумма профессиональных знаний по управлению проектами;
SCRUM (SCRibing Unified Methodology) - наиболее действенная и популярная методология управления проектами при разработке информационных систем и программного обеспечения;
TOC (The theory of constraints) - теория ограничений - методология управления системами в различных видах деятельности, базирующаяся на поиске и управлении ключевым ограничением системы, которое предопределяет успех и эффективность всей системы в целом;
TOEFL (Test of English as a Foreign Language) - стандартизованный тест на знание американского варианта английского языка, результаты которого могут использоваться для подтверждения уровня владения английским языком абитуриентами из неанглоязычных стран для поступления в зарубежные вузы (более 130 стран принимают сертификат TOEFL).
III. Нормативная правовая база Концепции
Концепция основывается на следующих федеральных и республиканских нормативных правовых актах:
1) федеральные нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "О языках народов Российской Федерации";
Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации";
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 2018 года N 703);
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития" (с последующими изменениями);
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года N 637-р;
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 мая 2019 года N Р-60 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации";
Концепция преподавания родных языков народов Российской Федерации, утвержденная коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 1 октября 2019 года;
2) республиканские нормативные правовые акты:
Конституция Республики Башкортостан;
Закон Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан";
Закон Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан";
Указ Главы Республики Башкортостан от 14 сентября 2017 года N УГ-159 "О мерах по развитию государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан";
Указ Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года N УГ-310 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года" (с изменением, внесенным Указом Главы Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N УГ-468);
Указ Главы Республики Башкортостан от 4 января 2018 года N УГ-1 "Об учреждении грантов Главы Республики Башкортостан, направленных на сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2018 года N 271 "Об утверждении Порядка предоставления грантов Главы Республики Башкортостан, направленных на сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан" (с последующими изменениями);
государственная программа "Развитие образования в Республике Башкортостан", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 (с последующими изменениями);
государственная программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2016 года N 379 (с последующими изменениями);
государственная программа "Сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 августа 2018 года N 395 (с последующими изменениями);
Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан, утвержденная Указом Президента Республики Башкортостан от 31 декабря 2009 года N УП-730;
Концепция развития одаренных детей и молодежи в Республике Башкортостан, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2018 года N 587;
распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года N 808-р (с последующими изменениями) об открытии полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций в Республике Башкортостан.
IV. Основные положения создания и развития полилингвальных многопрофильных школ в Республике Башкортостан
Цель Концепции - регулирование развития сети полилингвальных многопрофильных школ Республики Башкортостан как опорных узлов образовательной экосистемы для развития поликультурной личности, владеющей несколькими языками, способной на профессиональное самоопределение, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Образовательная экосистема - интегрированная среда, в которой участники образовательных отношений взаимодействуют друг с другом, а также с инновационными продуктами, технологиями, методиками обучения и воспитания, другими элементами образовательной экосистемы.
Образовательная экосистема развивает у обучающихся умение учиться и переучиваться, адаптироваться к разным ситуациям посредством различных образовательных форматов: постоянно развивающихся глобальных онлайн-платформ, дающих представление о картине мира (общие и базовые ценности, профессиональные знания); сообществ практиков, где обучающиеся взаимодействуют с признанными профессионалами, реализуют проекты, работают в командах, занимаются любимым хобби (кружки, группы, форумы, конференции, профессиональные объединения); траекторий персонального обучения.
Ключевой задачей деятельности сети полилингвальных многопрофильных школ является обеспечение возможностей базовых уровней субъектности:
личностного уровня - инфраструктуры формирования самоопределения и устойчивого целеполагания, экосистемы возможностей, реализующей персональные запросы обучающихся, среды раскрытия потенциала каждого обучающегося;
социального уровня - среды развития культуры внимания и уважения участников образовательных отношений друг к другу, центра межкультурной коммуникации;
глобального уровня - среды формирования навыков работы со сложностью и неопределенностью, таких, как смелость, умение воспринимать неопределенность как возможность, предпринимательское мышление, гибкость, эмоциональная устойчивость, самореализация.
Сеть полилингвальных многопрофильных школ строится и развивается на основе следующих принципов:
функциональной языковой грамотности, предполагающей функциональное многоязычие, изучение языков и культур как инструментов познания мира;
поликультурности, то есть языковой компетенции, обеспечивающей формирование личности, владеющей несколькими языками и открытой внешнему миру. Многонациональная, поликультурная, полилингвальная среда выступает как источник обогащения национальной идентичности, языка и культуры обучающегося;
персонализации, когда содержание и формы образования учитывают потребности, интересы и способности каждого обучающегося, когда сами обучающиеся выступают авторами индивидуальных и коллективных образовательных маршрутов и способны самоорганизовываться в сообщества, формировать образовательный опыт;
сотрудничества, при котором образование рассматривается как желаемая модель социальных отношений с горизонтальной коммуникацией и новыми ролями участников образовательных отношений, а также как партнерская модель управления образовательным процессом, вовлечения семей и других заинтересованных участников образовательных отношений в формирование политики и стратегии развития организации, детского самоуправления;
активности, предполагающей самостоятельный выбор обучающимися образовательных моделей, ожидаемых результатов образования, образовательного контента и моделей оценки образовательных результатов;
вариативности, при которой образование направлено на саморазвитие и самоопределение, строится вокруг потребностей и способностей обучающихся и предоставляет возможность выбора содержания и форм образовательной деятельности;
интеграции общего и дополнительного образования, образовательных и социальных технологий, при которой в образовательный процесс активно вовлекаются семьи, партнеры из разных областей жизни;
деятельностного подхода, при котором образование построено как познание через поиск, исследование, продуктивное действие, рефлексию, при этом компетенции должны быть сформированы не извне, а через собственную деятельность обучающихся;
стратегического планирования, то есть формирования форсайтного мышления как базовой грамотности, позволяющей принимать вызовы реальной жизни и работать над их решением, а также выстраивать образовательный процесс как коллективное стратегирование будущего;
ответственного финансового менеджмента, предполагающего финансовую устойчивость и независимость образовательной организации за счет привлечения различных источников дохода, в том числе активного фандрайзинга и ее внебюджетной и опытно-производственной деятельности.
В реализации полилингвального образования в Республике Башкортостан участвуют:
обучающиеся - лица (из Республики Башкортостан и субъектов Российской Федерации), осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы, разработанные с учетом коллективного и персонального запросов на образование обучающихся и их родителей (законных представителей);
родители (законные представители) обучающихся как созаказчики образования детей, обеспечивающие трансляцию культурных норм, ценностей и традиций детям;
педагоги - лица, осуществляющие образовательную деятельность, способствующие развитию обучающихся, сотворцы и исследователи образовательных практик, моделей и содержания образования;
руководители образовательных организаций, несущие ответственность за руководство образовательной, воспитательной, научной, методической работой и организационно-хозяйственной деятельностью, а также за реализацию программы формирования и развития полилингвальной многопрофильной школы;
управленцы как основные кураторы создания и развития полилингвальных многопрофильных школ, модераторы разработки и реализации стратегии развития данных организаций;
органы государственной власти как прогрессивный регулятор, обеспечивающий сетевое взаимодействие заинтересованных участников образовательного процесса и ресурсов;
бизнес-сообщество как созаказчик, участник образовательной экосистемы в части обеспечения практики образовательного процесса, проектных заданий для мониторинга трендов, предоставления экспертов;
экспертное сообщество как куратор проектов и научный руководитель исследований, консультант в области стратегии развития полилингвальных многопрофильных школ включает в себя также представителей образовательных организаций высшего образования.
Полилингвальные многопрофильные школы являются:
учебно-исследовательской лабораторией - площадкой для моделирования и конструирования персональной и коллективной траектории развития обучающихся, формирования образовательных запросов и их реализации;
центром взаимодействия участников образовательной экосистемы, развивающим компетенции обучающихся посредством различных комбинаций непрерывного образования, инноваций и созидательной деятельности;
поликультурной языковой средой - средой, в которой происходит формирование глобального понимания сосуществования и взаимодействия разнообразных, равноправных и равноценных культур и их представителей;
сообществом кооперации - инициативными группами участников образовательных отношений (сообществами, сформированными по запросу для решения конкретных задач), руководствующимися принципами коллективного стратегирования, коллегиального принятия решений, кооперативной их реализации и коллективной ответственности;
средой возможностей - средой, предоставляющей возможность самоопределения, выбора вида деятельности и его реализации в соответствии с интересами, склонностями и уровнем активности обучающихся.
Система организации и управления полилингвальными многопрофильными школами основывается на принципах единоначалия и коллегиальности. Организация и управление полилингвальными многопрофильными школами и образовательным процессом в них осуществляются функциональными коллективными органами управления (сообществами):
1) попечительским сообществом (советом), обеспечивающим деятельность и развитие полилингвальных многопрофильных школ путем создания фонда развития и управления им, представления интересов организаций в социуме, участия в образовательном процессе, привлечения партнеров и заинтересованных лиц, иного содействия развитию организаций;
2) управляющим сообществом (советом), определяющим стратегию деятельности полилингвальных многопрофильных школ, принимающим ключевые стратегические и особые управленческие решения, разбирающим сложные случаи в деятельности организаций;
3) экспертным сообществом (советом), определяющим методологию деятельности и развития полилингвальных многопрофильных школ, оказывающим консультации участникам образовательных отношений по реализации Концепции, программы развития и методологическому сопровождению образовательного процесса, актуализации и разработке образовательных программ, моделей и практик, проектных и исследовательских задач, системы оценки результатов;
4) школьным самоуправлением, принимающим полноправное участие в формировании образовательной стратегии и политики развития полилингвальных многопрофильных школ, участвующим в создании и управлении фондом развития через "школьные фирмы", а также в работе с выпускниками;
5) сообществом развития полилингвальной многопрофильной школы, занимающимся мониторингом процесса образования, разработкой персональных образовательных маршрутов, коллективных образовательных стратегий обучающихся, содействующим их самоопределению и профессиональной ориентации, координирующим наставничество, стажировки и стратегические исследования обучающихся и педагогов, планы развития педагогического коллектива;
6) руководителями полилингвальных многопрофильных школ:
а) директором, который отвечает за решение административных вопросов, взаимодействие с учредителем и контрольно-надзорными органами, управление финансово-хозяйственной деятельностью организации, развитие материально-технического обеспечения, привлечение средств и ресурсов, участвует в формировании кадровой политики и управлении кадрами, а также в организации мероприятий;
б) отдельным заместителем директора, который курирует полилингвальное многопрофильное направление и отвечает:
совместно с экспертным советом - за разработку образовательных программ, моделей и подбор контента;
совместно с попечительским советом - за привлечение партнеров, организацию практики и стажировок, мероприятий, управление проектной и исследовательской деятельностью организации, ее публикационной активностью, принимает участие в осуществлении кадровой политики и работе с выпускниками.
V. Система полилингвального образования в полилингвальных многопрофильных школах Республики Башкортостан
Цели полилингвального образования - подготовка высокообразованной, творчески развитой, конкурентоспособной, функционально грамотной личности и создание благоприятных условий для развития и самореализации обучающихся в открытом поликультурном мире.
Внедрение полилингвального образования направлено на решение следующих образовательных задач:
овладение родным, русским и иностранными языками, изучение литературы, истории и культуры народов Республики Башкортостан, Российской Федерации и мира;
ознакомление с учебным материалом, отражающим этнокультурные особенности Республики Башкортостан, интегрированным в содержание учебных предметов обязательной части учебного плана;
воспитание обучающихся на национальных традициях, познание этнических особенностей народов республики, страны и мира;
формирование коммуникативной, языковой, лингвокультурологической и лингвострановедческой компетенций обучающихся.
Реализация полилингвального образования осуществляется через:
интегрированное преподавание учебных предметов на билингвальной и полилингвальной основах;
включение в содержание общеобразовательных программ дополнительных материалов, отражающих национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан;
введение в образовательный процесс специальных курсов (модулей) по изучению истории, культуры, литературы, языков народов Республики Башкортостан, Российской Федерации и мира;
организацию воспитательной работы на государственных языках Российской Федерации и Республики Башкортостан, родных языках из числа языков народов Российской Федерации и иностранных языках;
интеграцию общего и дополнительного образования, "школу полного дня", взаимодействие с организациями дополнительного образования.
Знание родного, русского и иностранных языков - инструмент для восприятия и усвоения национальной культуры, понимания ее места в глобальной картине мира, ключ к пониманию культур других народов и основа формирования полноценной личности, способной к активной созидательной политической, экономической и социальной жизнедеятельности в многонациональном и поликультурном мире.
Создание полилингвальной образовательной среды будет способствовать эффективному межэтническому взаимодействию обучающихся, их умению жить в мире и согласии с представителями различных стран и народов, пониманию культуры народов, проживающих в республике и стране.
Создание полилингвальной образовательной среды также предполагает расширение образовательно-воспитательных функций родных языков народов Республики Башкортостан и Российской Федерации, усиление роли русского языка как активного посредника и катализатора диалога культур, при этом владение иностранными языками позволит транслировать культуру народов Республики Башкортостан в мировое сообщество.
Обучение родному, русскому и иностранным языкам в Республике Башкортостан основывается на двух моделях полилингвального образования.
Первая модель предполагает обучение на русском языке, углубленное изучение родных и иностранных языков. Обучающиеся свободно владеют русским языком, изучают родной язык из числа языков народов Российской Федерации, башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан в лингвокультурологическом аспекте, иностранные языки (английский, другие иностранные языки по выбору). Ряд учебных предметов преподается на билингвальной и полилингвальной основах с опорой на этнокультурный компонент образовательного процесса. Данная модель больше подходит для обучающихся образовательных организаций с многонациональным составом обучающихся.
Вторая модель предполагает обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе на башкирском, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации и Республики Башкортостан и углубленное изучение иностранных языков. Обучающиеся до поступления в образовательную организацию свободно владеют родным языком. Образовательный процесс на родном языке строится более углубленно на уровне начального общего образования. На уровне основного общего образования обучение на родном языке ведется по учебным предметам, перечень которых определяет образовательная организация с учетом запросов родителей (законных представителей) обучающихся и кадровых, учебно-методических условий для их преподавания.
Обучающиеся более углубленно изучают русский язык как государственный язык Российской Федерации и Республики Башкортостан, родной язык из числа языков народов Российской Федерации, иностранные языки (английский, другие иностранные языки по выбору). Методика преподавания иностранного языка опирается на родной язык обучающихся. Данная модель подходит для образовательных организаций с преобладающим контингентом обучающихся одной национальности.
Модель полилингвального образования нацелена на качественную реализацию языкового образования. Языковое образование осуществляется в несколько этапов:
первый этап - организация ранней дошкольной и предшкольной языковой подготовки по башкирскому и русскому языкам как государственным языкам Республики Башкортостан, по английскому как иностранному языку, в том числе в дошкольных образовательных организациях;
второй этап - углубленное изучение языков (родного языка из числа языков народов Российской Федерации, башкирского и русского языков как государственных языков Республики Башкортостан, английского языка как иностранного языка) начиная с 1-го класса в рамках урочной и внеурочной деятельности, изучение второго иностранного языка (по выбору) начиная с 5 класса (возможно и на уровне начального общего образования);
третий этап - преподавание ряда учебных предметов на билингвальной и полилингвальной основах. Таким образом, каждый из изучаемых языков на паритетных условиях выступает не просто предметом обучения, но и сам становится средством познания. Функциональное двуязычие (билингвизм), а также многоязычие (полилингвизм) имеют место, когда преподавание на одном и том же образовательном этапе одной части предметов на родном языке и (или) иностранном языке, второй части - на русском языке дополняется различным соотношением языков обучения и (или) изучения на разных уровнях образования. Такое соотношение языков обучения создает условия для гармоничного самоопределения личности в национально-культурном, гражданском и общецивилизационном аспектах, задаваемых социокультурными ориентирами российского образования;
четвертый этап - полный переход на обучение на родном и иностранных языках, при котором ряд учебных предметов и (или) курсов (модулей) преподается на русском, а также на родном и (или) иностранном языках. Язык преподавания учебного предмета определяется в соответствии с Программой развития полилингвальной многопрофильной школы с учетом мнения (запросов) участников образовательных отношений.
Таким образом, полилингвальное образование реализуется в урочной, внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования. Языковое образование также предполагает участие обучающихся в муниципальных, республиканских и всероссийских (межрегиональных) олимпиадах по русскому, родному, башкирскому, иностранным языкам, организацию и проведение полилингвальной олимпиады на выявление полиглотов, подготовку к международным экзаменам по английскому языку (ESOL Pitman Qualifications, IELTS, TOEFL, FCE), организацию и участие в профильных лингвистических сменах и языковых лагерях.
Дополнительное образование может быть представлено следующими направлениями, учитывающими этнокультурные и национальные особенности Республики Башкортостан: изобразительное искусство; народные промыслы; народные танцы и песни; национальные музыкальные инструменты; сценическое искусство; национальные виды спорта; этнотуризм; этнодизайн; дни национальных культур; фестивали народных искусств; дни русского, башкирского, родных и иностранных языков; теле- и радиожурналистика; творческие клубы по интересам обучающихся; фотостудия и другие.
Дополнительное образование в области информационно-технологического компонента включает в себя: организацию IT-подготовки, изучение лего-конструирования, робототехники, программирования, 3D моделирования; расширенное и углубленное изучение математики, информатики и ИКТ; широкое внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (оснащение кабинетов физики, химии и биологии современными цифровыми лабораториями, внедрение системы облачных вычислений).
В полилингвальных многопрофильных школах реализуется образовательный проект "Взлетай!", направленный на развитие функциональных способностей обучающегося по образовательным программам среднего общего образования за счет использования ресурсов дополнительного образования.
В образовательном процессе полилингвальных многопрофильных школ в рамках реализации проекта "Путь к успеху" принимают участие руководители органов исполнительной власти Республики Башкортостан, деятели науки и искусства, крупные предприниматели и бизнесмены, представители культуры и спорта.
VI. Образовательная модель профилизации полилингвальных многопрофильных школ Республики Башкортостан
Модель профилизации полилингвальных многопрофильных школ строится на основе системно-деятельностного подхода, концепции личностно ориентированного образования, развивающего образования, концептуальных положений о педагогической поддержке.
Ориентиры многопрофильной школы:
создание условий для вариативного выбора семьями большого спектра образовательных услуг;
возможность создания сильных педагогических коллективов, способных транслировать лучшие педагогические практики, развивать внутри образовательной организации педагогическое мастерство;
расширение возможности образовательного выбора у обучающихся при переходе на профильное обучение с дальнейшей ориентацией на выбор будущей профессии;
обеспечение экономической эффективности процессов, которая выражается в рациональном использовании финансовых средств, позволяющем рассматривать образование как непрерывную управляемую систему с оптимальным принятием экономических решений по вопросам формирования кадрового потенциала (полноценная нагрузка учителя, возможность профессионального сотрудничества), создания единой материально-технической базы.
Профилизация образования осуществляется через:
углубленное изучение профильных предметов в рамках основной образовательной программы полилингвальных многопрофильных школ;
освоение вариативных модульных дисциплин, учебных курсов по определенному направлению по выбору обучающегося (персональная траектория развития обучающегося) с привлечением экспертов из числа профессорско-преподавательского состава ведущих вузов;
проектную и исследовательскую деятельность, при которой обучающийся должен уметь выполнять проекты и исследования длительностью до полугода при экспертной поддержке производственных организаций, представителей бизнеса, высокотехнологичных компаний, а также приглашенных специалистов из числа преподавателей ведущих вузов и профильных организаций.
В полилингвальных многопрофильных школах профильное образование реализуется начиная с 5 класса.
Период ранней профилизации является подготовительным в профильном обучении. Он позволяет сформировать теоретический тип мышления, личностные качества, такие, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, ответственность за полученные результаты.
Главная задача ранней профилизации в полилингвальных многопрофильных школах - формирование общеучебных (метапредметных) интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения, самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии, а также гибкости критического мышления и других интеллектуальных качеств, заинтересованности детей в развитии своих способностей и мотивации дальнейшего творческого роста.
В полилингвальных многопрофильных школах возможно введение следующих профилей: естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный, технологический, медицинский и другие. Названные профили не исчерпывают всего перечня возможных вариантов, определяются исходя из социального заказа родителей, индивидуальных интересов (запросов) обучающихся.
Образовательный процесс в сети полилингвальных многопрофильных школ строится на проектном обучении, использовании индивидуальных образовательных маршрутов, метапредметности, продуктивной коммуникации со всеми участниками образовательного процесса и комплексном оценивании образовательных результатов обучающегося. Основу образовательного процесса составляет продуктивная учебная деятельность обучающегося в сотрудничестве с другими обучающимися (индивидуальные образовательные маршруты, дополненные элементами сотрудничества с использованием горизонтальных коммуникаций).
Продуктивное образование - это инновационное направление в развитии школы, предполагающее перенос акцента с обучающей деятельности учителя на самостоятельную продуктивную учебную работу обучающегося, переход от школы как средства передачи знаний к школе для самоопределения и саморазвития обучающегося. Продуктивное образование реализуется через взаимодействие обучающихся с социокультурными объектами: конструирование объектов, поиск и структурирование проблем, проектирование новой деятельности, самоопределение по отношению к объекту и деятельности.
Продуктивное образование находит отражение на каждом уровне образования (начальное общее, основное общее и среднее общее образование), при этом приоритет отдается не типовым задачам, а задачам, приближенным к жизненным ситуациям. Продуктивное образование будет целиком представлено на каждом уровне образования, но в разном масштабе и с разной степенью сложности. Оно тесно связано с воспитанием, которое является основным фоновым процессом, реализуемым на всех уровнях образования.
Образовательная среда в полилингвальных многопрофильных школах должна быть мотивирующей, интерактивной, трансформируемой, обеспечивающей возможность баланса работы и отдыха, в том числе включающей зоны релаксации.
Логистика персональных образовательных маршрутов, мобильное обучение, использование образовательного контента, поддержка навигационной, проектной и исследовательской деятельности в полилингвальных многопрофильных школах обеспечиваются цифровой образовательной средой. Цифровая среда является отражением реальной жизни и деятельности полилингвальных многопрофильных школ и позволяет сохранять полную включенность обучающегося во все процессы во время его физического отсутствия в школе.
Основным подходом, позволяющим реализовывать положения Концепции, является вовлечение обучающихся в процесс развития образования в полилингвальной многопрофильной школе. Одной из технологий включения обучающихся в процессы развития деятельности является проектная деятельность. Выделяются три фазы проектной деятельности: проектирование (замысливание), управление реализацией проекта и его внедрение (поддержка). При этом фаза проектирования ориентируется на "идеалы", ценности, строится с опорой на методологические средства; фаза управления реализацией проекта опирается на международные и отечественные стандарты проектного менеджмента (РМВОК, IPMA, Scrum и другие), фаза внедрения проекта - на предпринимательские и процессные практики (DesignThinking, CustDev, Lean, LeanKanban, TOC и другие).
Для любой фазы проектной деятельности принципиальными являются следующие положения:
руководитель проекта - обучающийся;
итог реализации проекта - образовательный результат (присвоенные обучающимся в рефлексии новые знания и способы деятельности) и продукт (результат), пригодный к использованию в другой деятельности.
VII. Научно-методическое обеспечение деятельности полилингвальных многопрофильных школ
Научно-методическое обеспечение деятельности полилингвальных многопрофильных школ Республики Башкортостан осуществляется государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан, федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий", федеральными государственными бюджетными образовательными учреждениями высшего образования "Башкирский государственный педагогический университет имени М.Акмуллы" и "Башкирский государственный университет".
Научно-методическое обеспечение деятельности полилингвальных многопрофильных школ предполагает оказание научной, информационной, психологической, методической поддержки педагогам и обучающимся как субъектам образовательного процесса.
В структуру научно-методического обеспечения полилингвальных многопрофильных школ входят следующие компоненты:
специальная теоретическая, методологическая и психологическая подготовка учителей к преподаванию;
развитие опыта взаимодействия учащихся и педагогов в новых условиях;
апробация новых методов и методик, решение проблемных педагогических ситуаций в образовательном процессе;
внесение изменений в систему управления педагогическим процессом, направленным на адаптацию обучающихся к новым социально-культурным реалиям;
разработка критериев и норм оценки личностных, метапредметных и предметных результатов изучения языков.
Научно-методическое сопровождение деятельности полилингвальных многопрофильных школ с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортостан будет осуществляться через:
создание на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы" ресурсного центра цифрового полилингвального образования для разработки электронных учебно-методических пособий, онлайн-курсов, МООК, электронных пособий для внеклассных мероприятий, учебных пособий и методических рекомендаций (словарей классного обихода на русском, башкирском и английском, немецком, французском языках для учителей и обучающихся; составление глоссария и формулировок заданий на русском, башкирском и иностранных языках по учебным предметам школьного курса обучения в печатном виде и в электронной версии с аудиосопровождением);
адаптирование учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам с разработкой интерактивных приложений и уровневых учебных программ по предметам, преподаваемым на башкирском, родных и иностранных языках, проведением экспертизы и апробации учебно-методических материалов по полилингвальному образованию;
проведение коворкинг-семинаров для педагогов и обучающихся в формате симуляционных студий, проектных мастерских, игровых мастерских, онлайн-лекториев, вебинаров, клубов исторической реконструкции, проектных сессий;
организацию постоянно действующих дискуссионных, литературно-поэтических и разговорных клубов, переводческих мастерских на башкирском, русском, родных и иностранных языках с привлечением представителей иноязычной культуры на основе использования цифровых технологий современной коммуникации для развития речевой компетенции педагогов-предметников;
создание летней языковой профильной школы по изучению башкирского, русского, родных и иностранных языков, а также культуры народов республики, страны и мира для обучающихся полилингвальных многопрофильных школ с привлечением специалистов Республики Башкортостан и Российской Федерации и носителей языка;
разработку инструментария для международной сертификации знания башкирского языка для различных категорий граждан, уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся и профессиональных компетенций учителей;
обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, включающее в себя внедрение новых моделей профессионального развития, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий, расширение и совершенствование форм методической работы в общеобразовательных организациях, языковую подготовку педагогов по башкирскому, родным и иностранным языкам, определение требований к языковым компетенциям учителей в полилингвальной школе;
разработку лингводидактических материалов для определения уровня готовности ребенка к обучению в полилингвальной многопрофильной школе;
разработку методических рекомендаций для преподавания учебных предметов на билингвальной и полилингвальной основах, подготовку учебных пособий по учебным предметам с национальным, региональным и этнокультурным содержанием;
разработку критериев и процедуры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета (изучения языка) учащимися;
изучение передового опыта работы образовательных организаций субъектов Российской Федерации, зарубежных стран по полилингвальному образованию;
распространение передового педагогического опыта полилингвальных многопрофильных школ на основе цифровых технологий;
комплексное сопровождение внедрения инновационных технологий и программ полилингвального образования, в том числе по отдельным предметам, в полилингвальных многопрофильных школах;
организацию тренингов по отработке эффективных методик билингвального и полилингвального обучения;
содействие участию обучающихся и учителей полилингвальных многопрофильных школ в международных проектах, направленных на изучение культурного многообразия мира, и установлению онлайн-общения с носителями языка по совершенствованию речевых навыков;
организацию международного и межрегионального обмена учителями и учениками, предоставляющего возможности для приобретения новых знаний и опыта коммуникации на иностранном языке;
мониторинг деятельности полилингвальных многопрофильных школ, изучение языковой ситуации в Республике Башкортостан и Российской Федерации в целях совершенствования языковой подготовки учащихся и дальнейшего развития практики полилингвального образования в регионе;
индивидуальные языковые онлайн-консультации.
VIII. Кадровое обеспечение полилингвальных многопрофильных школ
Кадровая политика полилингвальных многопрофильных школ ориентируется на поддержку новаторства, саморазвития, взаимообучения, сетевых лабораторий и коммуникаций, а также трансляцию в общеобразовательные организации Республики Башкортостан, Российской Федерации и мира авторских разработок, созданных в сообществах полилингвальных многопрофильных школ.
Основные направления работы по кадровому обеспечению полилингвальных многопрофильных школ:
целевая подготовка педагогических кадров по основным профессиональным образовательным программам двухпрофильного бакалавриата ("Башкирский язык и литература, дошкольное образование", "Башкирский язык и литература, начальное образование", "Башкирский язык и литература, история") и магистратуры ("Цифровые технологии обучения филологическим дисциплинам в полилингвальном образовании", "Методическое сопровождение организации культурно-просветительской деятельности в полилингвальной среде"), в том числе за счет средств Республики Башкортостан;
развитие системы комплексной подготовки студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 "Педагогическое образование", для работы в полилингвальных многопрофильных школах: прохождение практики и организация методических дней в данных учреждениях, организация студентами научно-исследовательской деятельности обучающихся, образовательные и культурно-просветительские экспедиции волонтеров по сохранению и развитию государственных языков и языков народов Республики Башкортостан, волонтеров международной программы "Послы русского языка в мире", привлечение студентов к проведению предметных и компетентностных олимпиад, кубка "Юные лидеры Республики Башкортостан" в целях формирования педагогов новой формации, способных работать в цифровой полилингвальной среде;
создание стажировочных площадок для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, а также школы наставничества для студентов педагогического вуза, молодых учителей и профессиональное сопровождение педагогов полилингвальных многопрофильных школ в системе "Школа - вуз - школа";
разработка и реализация интегрированных персонифицированных дополнительных образовательных программ с реализацией по модулям, использованием инновационных технологий в условиях цифровизации образования и поэтапной подготовкой учителей-предметников по башкирскому, родным и иностранным языкам;
комплектование полилингвальных многопрофильных школ руководящими и педагогическими кадрами на конкурсной основе, обладающими высокой профессиональной подготовкой, квалификацией и мотивацией;
привлечение преподавателей образовательных организаций высшего образования для работы с обучающимися;
привлечение преподавателей - носителей языка;
внедрение стандартной системы оплаты труда и дополнительной 15-процентной надбавки педагогам из бюджета Республики Башкортостан, обеспечение стимулирующих выплат из местных бюджетов органами местного самоуправления Республики Башкортостан;
системное прохождение педагогами курсов повышения квалификации, а также соответствующих курсов и стажировок в Российской Федерации и за ее пределами;
совершенствование профессиональных компетенций педагогов, ориентированных на создание мотивирующей интерактивной образовательной среды с применением инновационных технологий, таких, как персонифицированное, игровое, тренинговое, ролевое обучение и другое; подготовка управленческих и педагогических команд полилингвальных многопрофильных школ через реализацию программ дополнительного профессионального образования, таких, как стажировки, проектные сессии, кейсы, интеракториумы;
непрерывное межкурсовое сопровождение педагогов, создающее благоприятные условия для обмена ценным опытом педагогической и управленческой деятельности полилингвальных многопрофильных школ.
IX. Материально-техническое обеспечение полилингвальных многопрофильных школ
Материально-техническое обеспечение полилингвальных многопрофильных школ должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, строительным нормам и правилам, противопожарным нормам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, государственных стандартов и техническим регламентам.
Полилингвальные многопрофильные школы, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, должны иметь:
комплекс оснащения общих и административных помещений;
комплекс оснащения помещений для учебной, исследовательской и проектной деятельности, досуга, самостоятельной и групповой работы в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой.
X. Механизмы реализации Концепции
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года N 808-р муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Полилингвальная многопрофильная школа N 44" городского округа город Уфа Республики Башкортостан определена базовой площадкой для сети полилингвальных многопрофильных школ Республики Башкортостан.
Согласно плану мероприятий ("дорожной карте") по открытию полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций в Республике Башкортостан, утвержденному распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года N 808-р, запланировано создание Ассоциации полилингвальных многопрофильных школ Республики Башкортостан.
Концепция предусматривает выстраивание системы нормативно-правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, материально-технического, научно-методического, информационного, кадрового обеспечения создания и развития полилингвальных многопрофильных школ в Республике Башкортостан.
В реализации Концепции будут задействованы Правительство Республики Башкортостан, республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, бизнес-сообщества, научные и общественные организации, национально-культурные объединения, образовательные организации высшего образования, находящиеся в Республике Башкортостан, муниципальные и государственные дошкольные образовательные, общеобразовательные организации, образовательные организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, педагогические и родительские сообщества.
Концепция будет реализована через мероприятия и проекты, предусмотренные:
Указом Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года N УГ-310 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года" (с изменением, внесенным Указом Главы Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N УГ-468);
планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Концепции;
государственной программой "Развитие образования в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 (с последующими изменениями);
государственной программой "Сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 августа 2018 года N 395 (с последующими изменениями);
грантами Главы Республики Башкортостан, направленными на сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан;
соглашениями между Правительством Республики Башкортостан и правительствами субъектов Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве;
соглашениями о сотрудничестве между полилингвальными многопрофильными школами Республики Башкортостан и образовательными организациями высшего образования, общеобразовательными организациями Республики Башкортостан, субъектов Российской Федерации и зарубежных стран.
XI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит:
содействовать инновационному развитию Республики Башкортостан;
эффективно осуществлять развитие региональной системы образования, учитывающей национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан;
формировать поликультурную личность, способную на социальное и профессиональное самоопределение, владеющую несколькими языками, знающую историю, культуру и традиции своего народа, народов, проживающих в Республике Башкортостан, Российской Федерации и мире; готовую к саморазвитию, самообразованию, владеющую цифровыми технологиями, умеющую рефлексировать, оценивать себя и других, делать прогнозы и ставить цели, находить ресурсы для саморазвития на протяжении всей жизни, даже в условиях неопределенности и нестабильности;
реализовать в образовательном процессе национальные, региональные и этнокультурные особенности федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования;
реализовать социальный заказ родителей и общественности на получение обучающимися этнокультурного и полилингвального образования;
совершенствовать систему подготовки и переподготовки педагогических кадров для общеобразовательных организаций, ведущих образовательный процесс на билингвальной и полилингвальной основах;
учитывать в образовательном процессе этнографические, историко-культурные, экономические, социально-экологические, демографические и другие особенности Республики Башкортостан;
активизировать создание учебно-методических комплексов, учитывающих национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан;
решать задачи подготовки молодежи к жизни в полиэтнической среде, ориентированной на поликультурную компетентность, гармонизацию межличностных, межнациональных отношений в детском и взрослом коллективах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 г. N 701 "Об утверждении Концепции развития полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций Республики Башкортостан"
Вступает в силу с 12 ноября 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 13 ноября 2020 г., N 202011130016, в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 1 от 11 января 2021 г., ст. 28