Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13 ноября 2020 г. N 727-р
"Об утверждении Долговой политики Кемеровской области Кузбасса на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
25 февраля 2021 г.
Распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 7 октября 2021 г. N 565-р настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г.
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях эффективного управления государственным долгом Кемеровской области - Кузбасса:
1. Утвердить прилагаемую Долговую политику Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17.10.2019 N 643-р "Об утверждении Долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
3. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса - министра финансов Кузбасса Малахова И.Ю.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01.01.2021.
И.о. Губернатора Кемеровской области - Кузбасса |
В.Н. Телегин |
Утверждена
распоряжением
Правительства Кемеровской
области - Кузбасса
от 13 ноября 2020 г. N 727-р
Долговая политика
Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
25 февраля 2021 г.
Долговая политика Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Долговая политика) неразрывно связана с налоговой и бюджетной политикой, ее разработка и реализация направлены на решение задач по обеспечению потребностей в источниках заемного финансирования дефицита областного бюджета в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов, своевременное и полное исполнение принятых долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание государственного долга, поддержание объема и структуры долговых обязательств на уровне, исключающем их неисполнение в экономических условиях, складывающихся на фоне распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Основные направления Долговой политики устанавливают факторы, определяющие характер, цели, задачи и инструменты ее реализации, анализ рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом Кемеровской области - Кузбасса (далее - государственный долг), а также иные положения, установленные в соответствии с правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения в регионе.
1. Итоги реализации Долговой политики за 2019 год и истекший период 2020 года
В 2019 году государственный долг сократился на 139,1 млн. рублей и составил на 01.01.2020 33 238,34 млн. рублей, или 26,3 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В течение 2019 года было погашено 814,1 млн. рублей по бюджетным кредитам и 325,0 млн. рублей по иным долговым обязательствам.
В сентябре 2019 года была предоставлена государственная гарантия Кемеровской области на сумму 1 000,0 млн. рублей Некоммерческой организации "Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области"в целях ведения строительства на территории Кемеровской области.
В связи с ожидаемым сокращением поступлений налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, обусловленным затяжным кризисом в угольной отрасли и замедлением экономической активности в несырьевых отраслях экономики, вызванным введением ограничительных мер в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции, начиная с сентября 2020 года наблюдается рост государственного долга. Объем государственного долга по итогам 2020 года ожидается порядка 57 492,2 млн. рублей. Рост произойдет за счет привлечения кредитов кредитных организаций и переносом сроков погашения бюджетных кредитов, предоставленных Кузбассу из федерального бюджета.
Весомые изменения в структуре государственного долга в 2020 году произошли в связи изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязательства субъекта Российской Федерации в иностранной валюте независимо от сроков их возникновения признаны государственным внешним долгом.
Таким образом, на 01.10.2020 структура государственного долга выглядит следующим образом:
государственный долг - 39 238,3 млн. рублей:
внутренний государственный долг - 32 190,5 млн. рублей, в т.ч.:
государственные ценные бумаги - 9 000 млн. рублей,
бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 16 190,5 млн. рублей,
кредиты, привлеченные от кредитных организаций - 6 000 млн. рублей,
государственные гарантии - 1 000 млн. рублей;
внешний государственный долг - 7 047,8 млн. рублей (или 236 947,04 долл. США по фиксированному курсу 33,62 рубля).
Структура
государственного долга за 2019-2020 годы, млн. рублей
В 2020 году в целях снижения долговой нагрузки регион принял участие в реструктуризации обязательств перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета в 2015-2017 годах. В Правила проведения реструктуризации бюджетных кредитов были внесены изменения, предусматривающие продление в 2020 году периода погашения ранее реструктурированных обязательств со следующим порядком погашения задолженности:
в 2020 году освобождение от погашения задолженности;
в 2021-2024 годах в размере 5 процентов суммы задолженности ежегодно (814, 12 млн. рублей);
в 2025-2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности с возможностью ее досрочного погашения (2 279, 53 млн. рублей).
Проценты за пользование бюджетными кредитами составляют 0,1 процента годовых.
В течение 2019-2020 годов органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в целях создания условий для результативного управления государственными финансами Кемеровской области - Кузбасса, эффективного использования бюджетных средств, обеспечения сбалансированности бюджета Кемеровской области - Кузбасса и снижения уровня государственного долга на постоянной основе реализуются комплексные меры по росту доходов, повышению эффективности расходов областного бюджета и совершенствованию Долговой политики региона в рамках Программы финансового оздоровления Кемеровской области - Кузбасса на 2019-2024 годы, утвержденной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2018 N 429-р.
Репутацию Кемеровской области - Кузбасса как надежного заемщика 14.07.2020 подтвердило Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА). Кредитный рейтинг Кемеровской области - Кузбасса установлен на уровне А-(RU), прогноз "Стабильный", и кредитный рейтинг облигаций региона - на уровне А-(RU).
В рейтинге среди субъектов России по объему государственного долга за первые 7 месяцев текущего года Кузбасс улучшил показатель по отношению объема государственного долга к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, несмотря на то, что в абсолютном выражении государственного долга ситуация немного ухудшилась.
Место Кузбасса среди субъектов Российской Федерации представлено ниже.
Рейтинг
Кемеровской области - Кузбасса по объему государственного долга
Показатели |
2019 год |
2020 год (на 01.08.2020) |
Рейтинг Кемеровской области - Кузбасса в абсолютном выражении государственного долга |
18 |
21 |
Рейтинг Кемеровской области - Кузбасса по долговой нагрузке |
61 |
55 |
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации все субъекты Российской Федерации делятся на группы заемщиков по уровням долговой устойчивости начиная с 2020 года.
Оценка значений показателей долговой устойчивости Кемеровской области - Кузбасса проводилась Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2020 N 227 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации". В соответствии с классификацией субъектов Российской Федерации по группам долговой устойчивости в 2020 году, опубликованной на сайте Министерства финансов Российской Федерации, Кузбасс отнесен к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Динамика
основных показателей, характеризующих государственный долг в 2019-2020 годах
Показатели |
2019 год |
2020 год (ожидаемое исполнение) |
Объем государственного долга на конец года, млн. рублей |
33 238,3 |
57 492,2 |
Прирост государственного долга, млн. рублей |
-139,2 |
24 253,9 |
Темп роста государственного долга к предыдущему периоду, процентов |
99,6 |
173,0 |
Отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов |
26,3 |
57,0 |
Отношение объема "рыночного"долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов |
7,1 |
33,4 |
Расходы на обслуживание государственного долга, млн. рублей |
826,4 |
1 060,7 |
Темп роста расходов на обслуживание государственного долга к предыдущему периоду, процентов |
72,3 |
128,4 |
2. Основные факторы, определяющие характер и направления Долговой политики на 2021-2023 годы
Основными факторами, определяющими характер Долговой политики области в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов, являются:
ухудшение экономической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, замедление темпов экономического роста и, как следствие, резкое снижение доходной базы областного бюджета;
необходимость в финансировании крупных инвестиционных проектов;
необходимость финансового обеспечения расходных обязательств Кемеровской области - Кузбасса, принимаемых с учетом политики расходования бюджетных средств, направленной на достижение национальных целей и стратегических задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и согласно Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года, утвержденной Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 122-ОЗ;
замедление экономической активности в несырьевых отраслях экономики, вызванное введением ограничительных мер в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции;
необходимость сохранения позиции в группе субъектов Российской Федерации с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего в соответствии с системой оценки Министерства финансов Российской Федерации;
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
нестабильность конъюнктуры рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями;
реализация плана основных мероприятий по развитию экономики и социальной сферы Кемеровской области в рамках подготовки к празднованию в 2021 году 300-летия образования Кузбасса, плана праздничных мероприятий, посвященных 300-летию образования Кузбасса, в области культуры, спорта и туризма, плана информационных мероприятий, посвященных 300-летию образования Кузбасса, согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.08.2018 N 499 "О праздновании 300-летия образования Кузбасса" и распоряжению Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2018 N 482-р "О подготовке к празднованию в 2021 году 300-летия образования Кузбасса".
В связи с этим основными направлениями Долговой политики являются:
управление государственным долгом, направленное на оптимизацию его структуры (посредством систематического отбора форм заимствований) и объема, позволяющих Кузбассу относиться к группе заемщиков с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего;
управление государственным долгом, направленное на снижение стоимости заимствований с целью сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств;
формирование структуры государственного долга с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований.
3. Цели и задачи Долговой политики
Целями Долговой политики являются проведение взвешенной политики в области государственных заимствований и формирование оптимальной структуры государственного долга, а также:
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам;
обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Кемеровской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;
обеспечение привлечения в областной бюджет рыночных заимствований по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
поддержание параметров государственного долга в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Основными задачами Долговой политики являются:
1) поддержание экономически обоснованного объема государственного долга для сохранения позиции области в группе субъектов Российской Федерации с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего;
2) обеспечение своевременного исполнения и обслуживания долговых обязательств Кемеровской области - Кузбасса;
3) осуществление учета долговых обязательств области своевременно и в полном объеме в Государственной долговой книге Кемеровской области - Кузбасса;
4) обеспечение раскрытия информации о государственном долге области;
5) управление рисками, связанными с осуществлением заимствований;
6) поддержание репутации Кемеровской области - Кузбасса в качестве надежного заемщика.
Раздел 4 изменен с 25 февраля 2021 г. - Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 25 февраля 2021 г. N 109-р
4. Инструменты реализации Долговой политики
В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости областного бюджета Кемеровской области - Кузбасса в 2021-2023 годах будет продолжена реализация плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию Долговой политики.
В 2021-2023 годах основным источником финансирования дефицита областного бюджета останутся государственные заимствования. Учитывая то, что предоставление бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации не предусмотрено в законе о федеральном бюджете, главными инструментами заимствований будут являться кредиты кредитных организаций и государственные ценные бумаги.
Привлечение кредитов кредитных организаций будет осуществляться на конкурсной основе по итогам проведения электронных аукционов в соответствии с действующим законодательством.
Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалось своевременное финансирование первоочередных расходов, а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
Основными мероприятиями Долговой политики являются:
планирование государственных заимствований исходя из графиков погашения существующих долговых обязательств и исполнения кассового плана;
мониторинг соответствия размера дефицита областного бюджета и показателей долговой устойчивости Кемеровской области - Кузбасса ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет, связанной с ежегодным погашением долговых обязательств;
проведение ежегодного анализа объема и состава задолженности, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, влияния на общую платежеспособность;
выполнение Программы финансового оздоровления Кемеровской области - Кузбасса на 2019-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.12.2019 N 789-р;
эффективное управление временно свободными средствами областного бюджета Кемеровской области - Кузбасса;
использование бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;
объявление моратория на предоставление государственных гарантий Кемеровской области - Кузбасса до 01.01.2024;
привлечение среднесрочных заемных средств (от одного года до пяти лет) преимущественно в виде кредитов кредитных организаций на рефинансирование имеющегося долга и финансирование дефицита областного бюджета;
привлечение долгосрочных заемных средств (более пяти лет) преимущественно в виде эмиссии государственных ценных бумаг на рефинансирование имеющегося долга и финансирование дефицита областного бюджета.
5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом
Основными рисками при управлении государственным долгом являются:
риск ликвидности - риск неисполнения долговых обязательств. Основным источником риска ликвидности является нарушение баланса финансовых активов и финансовых обязательств бюджета Кемеровской области - Кузбасса и (или) возникновение непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения финансовых обязательств;
риск пролонгации (риск рефинансирования) - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования;
рыночный риск (риск процентной ставки) - риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
операционный риск - риск потерь (убытков) в результате технических ошибок, несоблюдения бюджетного законодательства, сбоев учетно-расчетных, информационных и иных систем;
риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета - недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;
риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были обеспечены государственной гарантией Кемеровской области - Кузбасса;
риск невыполнения условий реструктуризации задолженности Кемеровской области - Кузбасса перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным в 2015-2017 годах.
Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией Долговой политики, являются:
достоверное прогнозирование доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;
планирование государственных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;
принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств;
мониторинг финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии;
утверждение квалификационных требований государственных гражданских служащих, ответственных за управление государственным долгом, использование четких положений, регламентов их деятельности, правил контроля за осуществляемыми операциями, повышение квалификации с целью снижения операционных рисков;
учет финансовых, макроэкономических и бюджетных прогнозов при планировании графиков предстоящих платежей по погашению и обслуживанию государственного долга;
минимизация использования краткосрочных инструментов заимствований;
постоянный мониторинг рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок при планировании расходов бюджета.
Раздел 6 изменен с 25 февраля 2021 г. - Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 25 февраля 2021 г. N 109-р
6. Сведения о показателях (индикаторах) реализации мероприятий Долговой политики
Основные мероприятия Долговой политики направлены на реализацию поставленных целей и задач Долговой политики в целом и позволят обеспечить достижение показателей (индикаторов), приведенных в таблице.
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Отношение общего объема долговых обязательств к сумме доходов бюджета Кемеровской области - Кузбасса без учета безвозмездных поступлений |
100% |
100% |
100% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Отношение объема долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам к сумме доходов бюджета Кемеровской области - Кузбасса без учета безвозмездных поступлений |
50% |
70% |
80% |
3 |
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга к общему объему расходов бюджета Кемеровской области - Кузбасса, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
Не более 4,0% |
Не более 4,5% |
Не более 5,0% |
4 |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Кемеровской области - Кузбасса, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
18% |
18% |
18% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13 ноября 2020 г. N 727-р "Об утверждении Долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Вступает в силу с 1 января 2021 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области" 13 ноября 2020 г.
Распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 7 октября 2021 г. N 565-р настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 25 февраля 2021 г. N 109-р
Изменения вступают в силу с 25 февраля 2021 г.