Определение Уставного Суда Калининградской области от 16 ноября 2020 г. N 81-О
"О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 4 ноября 2016 года N 101 "Об утверждении Положения о порядке увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в окружном Совете депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ", в связи с утратой доверия"
город Калининград
16 ноября 2020 года
Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - заместителя председателя В.М.Ф., судьи А.В.К., рассмотрев в судебном заседании результаты предварительного изучения обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф., заслушав доклад судьи А.В.К., проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" предварительное изучение обращения заявителя, исследовав представленные документы и иные материалы, установил:
1. В Уставный Суд Калининградской области 18 сентября 2020 года поступило обращение в форме запроса депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф. (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 4 ноября 2016 года N 101 "Об утверждении Положения о порядке увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в окружном Совете депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ", в связи с утратой доверия" (далее - Решение N 101).
Пунктом 1 Решения N 101 утверждено Положение о порядке увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в окружном Совете депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ", в связи с утратой доверия.
Решением N 101 также установлено: опубликовать Решение в газете "Волна" и разместить на официальном сайте муниципального образования "Зеленоградский городской округ", вступление в силу со дня его официального опубликования (пункты 2, 3).
Заявитель указывает, что Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) среди субъектов местного самоуправления предусмотрено лицо, замещающее муниципальную должность, к которым относятся, в том числе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления в целях реализации важнейшего конституционного права (статья 32 Конституции Российской Федерации) на участие в управлении делами государства, чем также является право на осуществление местного самоуправления.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статьей 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрены случаи, в которых лица, замещающие муниципальные должности, подлежат увольнению в связи с утратой доверия, а также определено, что увольнение в таких случаях осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.
Заявитель поясняет, что согласно действующему законодательству форма урегулирования того или иного вопроса является одновременно гарантией законности содержания данного вопроса - поэтому в отдельных случаях законодатель предписывает, правовым актом какого вида (формы, уровня) следует урегулировать соответствующий вопрос, в зависимости от его общественной значимости. Федеральный закон N 131-ФЗ содержит отдельную главу 7, в которой перечислены виды муниципальных правовых актов. При этом статья 44 содержит перечень вопросов, которые должны быть урегулированы в уставе муниципального образования, согласно части 8 которой уставом муниципального образования должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Увольнение является мерой ответственности за коррупционные правонарушения лиц, замещающих муниципальные должности, и порядок ее применения должен регулироваться уставом муниципального образования, как нормативным правовым актом высшей юридической силы, обладающим наибольшей правовой стабильностью (ввиду установленной процедуры его принятия и изменения) в связи с особым значением вопросов статуса (в том числе ответственности) указанных лиц, как представителей населения, являющихся механизмом реализации права на осуществление местного самоуправления.
Таким образом, заявитель считает, что с учетом вышеприведенных положений федерального законодательства Решение N 101 противоречит пункту 8 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ и не соответствует пункту 2 статьи 56, пункту 3 статьи 59, пункту 1 статьи 62 Устава (Основного Закона) Калининградской области по форме нормативного правового акта.
2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
Согласно пункту 1 статьи 85 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд проверяет соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов, в том числе по форме нормативного правового акта.
При разрешении вопроса о том, является ли положение правового акта нормативным, судебная практика руководствуется разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Согласно пункту 2 указанного Постановления признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 17 Устава муниципального образования "Зеленоградский городской округ", принятого Решением Зеленоградского районного Совета депутатов от 30 сентября 2015 года N 283 "О принятии Устава муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области" (далее - Устав), в структуру органов местного самоуправления Зеленоградского городского округа входят, в том числе окружной Совет депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области, глава муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области.
Пункт 2 части 3 статьи 27 Устава в систему муниципальных правовых актов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области относит нормативные и иные правовые акты окружного Совета депутатов.
Согласно частям 1, 3 статьи 24 Устава окружной Совет депутатов по вопросам своего ведения принимает решения - муниципальные правовые акты нормативного и иного характера, которые направляются для подписания и обнародования главе Зеленоградского городского округа.
Окружной Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Калининградской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, решение об удалении главы городского округа в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности окружного Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Калининградской области, настоящим Уставом (часть 6 статьи 27 Устава).
Глава Зеленоградского городского округа подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые окружным Советом депутатов (пункт 2 части 4 статьи 22 Устава).
Решение N 101 принято окружным Советом депутатов и подписано главой муниципального образования "Зеленоградский городской округ" С.В.К. 4 ноября 2016 года, опубликовано 23 ноября 2016 года в газете "Волна" N 92, вступило в силу со дня его официального опубликования, действует в первоначальной редакции.
Таким образом, Решение N 101 было принято окружным Советом депутатов в рамках реализации предоставленных ему полномочий, является нормативным правовым актом органа местного самоуправления и его проверка по форме нормативного правового акта подведомственна Уставному Суду.
3. Статья 83 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" определяет, что депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Ф.П.Н., обратившийся с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва, что подтверждается соответствующим удостоверением от 6 октября 2016 года N 35.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение исходит от управомоченного лица.
Согласно статье 84 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" обращение заявителя отвечает критериям допустимости для данной категории дел.
Обращение отвечает общим требованиям статей 37, 38 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", оплачено государственной пошлиной.
Таким образом, Уставный Суд считает, что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение заявителя, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Решение N 101 по форме нормативного правового акта Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьями 83, 84 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области определил:
1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 4 ноября 2016 года N 101 "Об утверждении Положения о порядке увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в окружном Совете депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ", в связи с утратой доверия".
2. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда А.В.К. судьей - докладчиком по указанному делу.
3. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.
Уставный Суд
Калининградской области
N 81-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Калининградской области от 16 ноября 2020 г. N 81-О "О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н.Ф. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 4 ноября 2016 года N 101 "Об утверждении Положения о порядке увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность в окружном Совете депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ", в связи с утратой доверия"
Текст определения опубликован не был