Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев предложения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, направленные письмом от 21.09.2020 N 36к/0052, о внесении изменений в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), предусматривающих возможность осуществления конкурентной закупки, предметом которой могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, сообщает, что ранее по указанному вопросу письмом от 07.10.2020 N МЕ/86974-ПР/20 согласована позиция с Минфином России о нецелесообразности указанных изменений.
По мнению ФАС России, являющегося органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по контролю за соблюдением законодательства в сфере закупок, антимонопольного законодательства, объединение работ по строительству объектов "под ключ" в рамках одной закупочной процедуры, может повлечь необоснованное ограничение конкуренции по следующим основаниям.
При организации закупок строительных работ в соответствии с Законом N 223-ФЗ и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" существуют различия в регулировании таких закупок, например:
- Закон N 223-ФЗ не содержит обязанности заказчиков обосновывать начальную (максимальную) цену договора;
- отсутствует казначейское сопровождение при заключении договоров в соответствии с Законом N 223-ФЗ;
- отсутствует контроль со стороны Счетной палаты Российской Федерации.
ФАС России ранее даны разъяснения (письма от 24.04.2020 N ИА/35236/20, от 01.06.2020 N ИА/35236/20) о порядке проведения закупок по организации строительства объектов "под ключ".
ФАС России обращает внимание, что при размещении закупочной процедуры на выполнение работ по строительству объекта без утвержденной проектно-сметной документации у подрядчика отсутствует заинтересованность в качестве строительства объекта (использование низкокачественных материалов, неприменение современных архитектурных и строительных решений и другое). У подрядчика появляется прямая заинтересованность в занижении стоимости объекта.
При этом проведение заказчиком закупок на заключение договоров, предметом которых является одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, не является нарушением Закона N 223-ФЗ, при условии использования заказчиком при формировании объекта закупки экономически эффективной проектной документации повторного использования (утвержденных типовых проектов).
Во избежание негативных последствий проведения закупки "под ключ", в случае если заказчиком не может быть применена экономически эффективная проектная документация повторного использования, а также с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (наличие членства в саморегулируемой организации по каждому из видов работ) заказчик может формировать объект закупки двумя отдельными лотами:
1. Выполнение инженерных изысканий и (или) подготовка проектной документации;
2. Выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту.
Таким образом, ФАС России не поддерживает изменения в Закон N 223-ФЗ, представленные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.
|
М.Я. Евраев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если заказчик не может применить экономически эффективную проектную документацию повторного использования, а также с учетом членства в СРО по каждому из видов работ, то заказчик может формировать объект закупки двумя отдельными лотами:
- инженерные изыскания и (или) подготовка проектной документации;
- выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капремонту.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27 октября 2020 г. N МЕ/93442/20 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был