Письмо Минфина России от 6 ноября 2020 г. N 02-02-08/96582
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу осуществления внутреннего финансового аудита и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство не уполномочено давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, в том числе практики применения приказов Министерства, а также разъяснений по нарушениям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных ситуаций, в том числе, связанных с изданием правовых актов.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в письме вопросу.
Пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
По мнению Департамента, все обязательные для осуществления внутреннего финансового аудита правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (далее - правовые нормы), содержатся в Бюджетном кодексе Российской Федерации и федеральных стандартах внутреннего финансового аудита, установленных Минфином России.
При этом ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств могут содержать положения, необходимые для реализации главным администратором (администратором) бюджетных средств федеральных стандартов внутреннего финансового аудита и (или) определяющие особенности их применения.
Таким образом, по мнению Департамента, ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств не должны содержать каких-либо правовых норм и (или) положений, не соответствующих правовым нормам федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
В соответствии с пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Вместе с тем проведение правовой экспертизы на предмет необходимости государственной регистрации ведомственного (внутреннего) акта органа государственной власти, обеспечивающего осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, является функцией юридической службы органа государственной власти и Минюста России.
В соответствии с пунктом 10 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 23 апреля 2020 N 105 (далее - Разъяснения), в случае возникновения сомнений относительно необходимости государственной регистрации конкретного акта, такой акт также подлежит направлению на государственную регистрацию в Минюст России. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации акта принимает Минюст России после проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.
Принимая во внимание, что Департамент не вправе проводить правовую экспертизу ведомственных (внутренних) актов органов государственной власти на предмет наличия или отсутствия в них правовых норм, рекомендуем руководствоваться пунктом 10 Разъяснений.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств не должны противоречить федеральным стандартам внутреннего финансового аудита.
Относительно необходимости госрегистрации ведомственного (внутреннего) акта по внутреннему финансовому аудиту Минфин разъяснил, что при возникновении сомнений окончательное решение вопроса о регистрации принимает Минюст.
Письмо Минфина России от 6 ноября 2020 г. N 02-02-08/96582
Текст письма опубликован не был