Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
муниципального образования
"Черняховский городской округ"
от 17 ноября 2020 года N 2500
Муниципальная программа
Черняховского городского округа "Развитие сельского хозяйства"
Паспорт
муниципальной программы Черняховского городского округа "Развитие сельского хозяйства"
Ответственный исполнитель муниципальной программы Черняховского городского округа "Развитие сельского хозяйства" (далее - Программа) |
Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" (далее - Управление сельского хозяйства) |
Соисполнители Программы |
Администрация муниципального образования "Черняховский городской округ" (далее - Администрация) |
Участники Программы |
1) Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования "Черняховский городской округ"; 2) Сельхозтоваропроизводители; 3) Граждане. |
Перечень подпрограмм Программы и отдельных мероприятий, не включенных в подпрограммы |
Отсутствует |
Цели Программы |
Создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации агропромышленного комплекса и обеспечение стабильного социально-экономического развития сельских территорий Черняховского городского округа |
Задачи Программы |
В области развития растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства: - увеличение производства продукции растениеводства; - повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения; - повышение плодородия почв и сохранение рационального использования сельскохозяйственных угодий; - рост объемов поставок растениеводческой продукции и продуктов ее переработки на агропромышленный рынок Калининградской области. В области развития животноводства, переработки и реализации продукции животноводства: - увеличение производства продукции животноводства; - повышение уровня инвестиционной привлекательности и структурно-технологическая модернизация животноводства; - рост объемов поставок животноводческой продукции и продуктов ее переработки на агропромышленный рынок Калининградской области. В области поддержки малых форм хозяйствования: - увеличение количества субъектов малого предпринимательства в сельской местности; - внедрение современных технологических решений, проведение модернизации и технического перевооружения производственной базы малых форм хозяйствования; - повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения субъектами малого предпринимательства; - повышение уровня доходов сельского населения. В области развития сельских территорий: - строительство (реконструкция) локальных водопроводов в сельских населенных пунктах; - привлечение для работы в сельские поселения молодых специалистов (молодых семей), закрепление постоянно проживающего населения в сельской местности; - улучшение условий быта в сельских поселениях; - повышение уровня занятости сельского населения; В области совершенствования кадрового потенциала: - повышение уровня профессиональной подготовки; - поднятие престижа аграрных профессий. |
Целевые показатели и индикаторы Программы |
1) Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году; 2) Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), %; 3) Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям), рублей; 4) Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году); 5) Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий, тыс. гектаров; 6) Внесение минеральных удобрений, тыс. тонн действующего вещества; 7) Уменьшение степени кислотности почв путем проведения известкования, тыс. гектаров; 8) Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, тыс. гектаров; 9) Рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве, тыс. гектаров; 10) Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн: 11) зерновых и зернобобовых; 12) рапса; 13) картофеля; 14) овощей; 15) Площадь закладки многолетних насаждений, гектаров; 16) Производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них, тыс. тонн; 17) Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году; 18) Производство молока в хозяйствах всех категорий (тонн); 19) Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) (тонн); 20) Маточное поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий, тыс. гол; 21) Количество введенного (приобретенного) жилья в сельской местности - квартир (жилых домов), единиц; 22) Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, всего, тыс. кв. м; Сведения о показателях и индикаторах Программы представлены в приложении к Соглашению Министерства сельского хозяйства области и администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" N 13/2013 от 04.04.2013 года. |
Этапы и сроки реализации Программы |
Без деления на этапы. |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы составляет 964,005 млн. рублей, в том числе по годам реализации: 2017 год - 154,32 млн. рублей; 2018 год - 63,775 млн. рублей; 2019 год - 75,998 млн. рублей; 2020 год - 91,45 млн. рублей; 2021 год - 219,831 млн. рублей; 2022 год - 240,311 млн. рублей 2023 год - 118,32 млн. рублей в том числе по уровням бюджетов: местный бюджет - 11,37 млн. рублей, по годам реализации: на 2017 год - 0,030 млн. рублей; на 2018 год - 0,15 млн. рублей; на 2019 год - 0,0,725 млн. рублей; на 2020 год - 1,455 млн. рублей; на 2021 год - 3,071 млн. рублей. на 2022 год - 3,569 млн. рублей. на 2023 год - 2,37 млн. рублей областной бюджет - 374,885 млн. рублей; федеральный бюджет - 456,905 млн. рублей; внебюджетные источники - 120,845 млн. рублей. Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Информация о финансовом обеспечении Программы представлена в приложении N 2. |
Ожидаемые результаты Программы |
Достижение к 2023 году относительно уровня 2016 года показателей: - увеличить рентабельность сельскохозяйственных организаций до 17% (с учетом субсидий); - увеличить среднемесячную заработную плату работников в сельском хозяйстве до 20100 рублей; - предотвратить выбытие из сельскохозяйственного оборота сельхозугодий за период на площади не менее 20,6 тыс. гектаров; - вносить минеральных удобрений в год не менее 1,96 тыс. тонн действующего вещества; - уменьшить степень кислотности почв путем проведения известкования на площади не менее 0,86 тыс. гектаров сельхозугодий; - ввести в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых длительное время сельхозугодий на площади не менее 13 тыс. гектаров сельхозугодий; - увеличить рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве на 32,2% по сравнению с 2016 годом; - осуществить производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в год: зерновых и зернобобовых до 30,7 тыс. тонн, рапса до 10 тыс. тонн, картофеля до 4,0 тыс. тонн; овощей до 5,0 тыс. тонн; - осуществить производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них до 10 тыс. тонн в год; - увеличить производство молока в хозяйствах всех категорий до 5680 тонн в год; - увеличить производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) до 1260 тонн в год; - увеличить маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей к 2023 году до 1000 голов; - ввести (приобрести) жилье в сельской местности для граждан, работающих в сельской местности, с привлечением бюджетных средств 16 семьям, на площади не менее 0,9 тыс. кв. м, в том числе для молодых семей и молодых специалистов на площади не менее 0,3 тыс. кв. м. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости разработки Программы
Основу муниципального агропромышленного комплекса (далее - АПК) составляет сельское хозяйство, в составе которого функционируют 12 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, около 40 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей и более 300 личных подсобных хозяйств, 3 сельскохозяйственных производственных перерабатывающих кооператива.
Стоимость произведенной продукции всеми сельхозпроизводителями за 2019 год составила 1905,8 млн. рублей, тогда как за 2018 год она составляла 1549,2 млн. рублей (в ценах 2018 года), или 122,9% к уровню 2018 года. В 2020 году производство валовой продукции в хозяйствах Черняховского городского округа значительно выше прошлогоднего.
Это говорит о значительном возрастании темпов производства сельско-хозяйственной продукции по сравнению с уровнем 2018 года. И не случайно удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в 2018 году составлял 75%, а в 2019 году - 80%, в 2020 году ожидается на уровне 83%. Доходность сельхозпредприятий в 2020 году значительно возросла, что скажется на увеличении их рентабельности.
Основным средством производства в сельском хозяйстве являются земельные ресурсы. Площадь земель сельскохозяйственного назначения в Черняховском городском округе по состоянию на 1 января 2020 года составляет 73,532 тыс. га, из них 65,462 тыс. га сельско-хозяйственные угодья, в том числе в том числе: пашни - 32,02 тыс. га, сенокосов - 11,285 тыс. га, пастбищ - 22,0 тыс. га, многолетних насаждений - 0,115 тыс. га.
Главной задачей развития агропромышленного комплекса является повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. В 2019 году сельскохозяйственные угодья использовались по назначению на площади 42,5 тыс. га. Пашня использовалась на площади 22,147 тыс. га, в том числе: посевами было занято 14,9 тыс. га, кормовыми угодьями - 7,3 тыс. га. Коэффициент использования пашни в 2019-2020 годах составил 69,3% (в 2014 году - 51%).
Общая посевная площадь под урожай 2020 года по району составляла 22,2 тыс. га, что выше уровня предшествующего года. Зерновыми и зернобобовыми культурами в этом году было занято 10,33 тыс. га, техническими культурами - 3,174 тыс. га, картофелем - 0,7 тыс. га, овощами - 0,2 тыс. га, кормовыми культурами - 6,3 тыс. га.
Реализация задачи по усилению муниципального земельного контроля, по вовлечению в оборот залежных и неиспользуемых земель позволит увеличить посевные площади сельскохозяйственных. Коэффициент использования пашни при этом стремится к 2025 году - 100%.
В целях увеличения доли использования земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования "Черняховский городской округ" сельхозтоваропроизводителями ежегодно вводятся в оборот длительно неиспользуемые земли. В течение 2011-2014 годов в оборот было введено 11198 га длительно неиспользуемых земель. В период 2015-2020 годов было введено в оборот 11237 га земель сельскохозяйственного назначения. План района по введению в оборот сельскохозяйственных угодий ежегодно выполняется.
Доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий должна ежегодно возрастать и к 2025 году составлять не менее 100%.
Одной из причин нестабильного развития сельскохозяйственного производства в муниципальном образовании наряду с неблагоприятными погодными условиями является низкое плодородие почв, их мелиоративная неустроенность. От уровня технического состояния мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, уровня их эксплуатации и содержания зависят водно-воздушный режим почв, уровень их плодородия. Естественный уровень плодородия сельскохозяйственных угодий в Черняховском городском округе обеспечивает формирование невысокого урожая зерновых единиц с гектара.
Эффективность же использования земель сельскохозяйственного назначения напрямую зависит от их мелиоративного состояния. За период с 2015 по 2020 годы очищены мелиоративные каналы протяжённостью 725,14 км. На эти цели было израсходовано более 217,5 млн. рублей из всех уровней бюджетов и собственных средств землепользователей.
В рамках целевой программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства" в текущем году очищены мелиоративные каналы, проведена очистка закрытого дренажа сельхозтоваропроизводителями: КФХ "Калина", ИП Минич В.А., ООО "Фурмановское ", ООО "КМК".
В связи с особенностями почвообразующих факторов и длительной историей освоения ландшафтов Калининградской области реальная структура почвенного покрова отличается чрезвычайной пестротой и представлена в основном дерново-подзолистыми суглинками, которые обладают большой влагоёмкостью и слабой водопроницаемостью, что приводит к избыточному увлажнению и заболачиванию. Более 86% сельскохозяйственных угодий муниципального образования (56,3 тыс. га) осушены с помощью открытого и закрытого дренажа.
Почвы Черняховского городского округа имеют повышенную кислотность, которая негативно влияет на рост и развитие растений, формирование урожая и качество растениеводческой продукции. На кислых почвах эффективность вносимых минеральных удобрений снижается до 40%. Снижение объемов известкования, несбалансированное применение удобрений привело к росту площадей кислых почв. За последние 20 лет площадь кислых почв увеличилась с 27% до 35% и в настоящее время составляет 22,9 тыс. гектаров.
Анализ современного состояния сельскохозяйственного производства подтверждает необходимость проведения комплекса мероприятий по стабилизации и восстановлению сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. В целях повышения плодородия почв и снижения их кислотности сельскохозяйственные товаропроизводители приобретают и используют известковые материалы. Ежегодно сельхозпроизводителями закупается до 4000 тонн доломитовой муки, которая вносится на площади с повышенной кислотностью.
В отрасли растениеводства особое внимание уделяется производству зерна, производству масло-семян рапса, картофеля и овощей, а также внедрению новейших технологий выращивания сельскохозяйственных культур, получению высокой урожайности и качеству производимой продукции, обновлению машинотракторного парка.
В 2020 году производство зерна всеми категориями хозяйств в объёме 47,4 тыс. тонн, рапса - 7,4 тыс. тонн, картофеля - 15,7 тыс. тонн, овощей - 5,5 тыс. тонн.
Производство зерна планируется довести в 2025 году довести до 50,0 тыс. тонн. в 2021 году - до 40,0 тыс. тонн, в 2022 году - до 45 тыс. тонн. Производство рапса к 2023 году должно составить 8,0 тыс. тонн. Предусматривается также увеличение производства картофеля и овощей, улучшение качества производимой продукции наряду с внедрением современных технологий выращивания сельскохозяйственных культур.
В 2020 году в хозяйствах Черняховского городского округа произведена уборка зерновых и зернобобовых культур на площади 10329 га, собрано 47,3 тыс. тонн зерна, что больше уровня прошлого года на 7,0 тыс. тонн. Технические культуры на площади 3174 га, намолочено 7,4 тыс. тонн маслосемян рапса, 585 тонн сои, 466 тонн эфиромасличных культур. Собрано 5,017 тонн картофеля и 2,2 тонны овощей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей. В связи с тем, что 2020 год был благоприятным годом по погодным условиям практически для всех выращиваемых культур, сельхозтоваропроизводители достигли хороших показателей по производству продукции растениеводства за счет высоких урожайностей. С учетом того, что сельское хозяйство имеет цикличность в погодных условия, то урожайность культур по годам может колебаться, поэтому наращивание объемов производства продукции растениеводства неизбежно связано также и с увеличением посевных площадей и другими факторами, влияющими на урожайность.
Средняя урожайность зерновых и зернобобовых культур в этом году в среднем по району составляет - 48,8 ц/га, при этом предприятия малого бизнеса достигли показателей в 54,3 ц/га
На 2020 год программой предусмотрено внесение минеральных удобрений под сельскохозяйственные культуры в объёме 1960 тонн действующего вещества.
Развитие отрасли растениеводства предусматривает внедрение ресурсосберегающих технологий производства. В отрасли растениеводства предусматривается увеличение площадей, занятых востребованными на рынке сельскохозяйственными культурами (рапс, бобы, соя, продовольственная пшеница, тмин, гречиха), а также увеличения площадей сельскохозяйственных культур, засеваемых элитными семенами;
В мае 2019 года на территории округа состоялось торжественное открытие первого в области промышленного плодопитомника. Предприятием ООО "Калининградский плодопитомник" (руководитель Василевская Р.А.) заложен плодово-ягодный питомник на площади 48,41 га в пос. Калиновка. Всего планируется закладка 78 га.
Обстановка в отрасли животноводства района остается сложной. Молочным животноводством в Черняховском городском округе занимаются только две сельскохозяйственные организации и основная доля производства молока приходится на малые формы хозяйствования и частный сектор. Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях на 01 января 2020 года составило 1126 голов, в том числе коров - 482 головы, что составляет 92% к уровню прошлого года.
В 2019 году хозяйствами района было произведено 1852 тонны молока, из них в сельскохозяйственных предприятиях - 1514,6 тонн, что составило 82% от общего объёма. Средний удой молока от коровы составил 3383 кг.
Основным результатом кризиса в молочном скотоводстве Черняховского городского округа явилось сокращение поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) во всех категориях хозяйств от уровня 2011 года. Кормовая база в хозяйствах района находится в плохом состоянии. Так же необходимо уделить внимание племенной работе, вводить 100% искусственное осеменение.
В структуре посевных площадей 28,2% (около 6,271 тыс. га) занимают кормовые культуры. Из них 95% (около 5,96 тыс. га) приходится на многолетние травы, 5% естественный сенокос.
Сложившаяся структура производимых кормов способствует эффективному развитию животноводства. Однако качество кормов остается неудовлетворительным, так как до 30% заготовленных кормов теряют свою кормовую ценность из-за нарушений в технологии заготовки, хранения и скармливания животным. Это отрицательно сказывается на эффективности производства и увеличивает кормоёмкость продукции.
Поскольку кормопроизводство представляет собой определенную ресурсную основу развития животноводства; его качественные и количественные показатели предопределяют возможности эффективного ведения отрасли.
В хозяйствах Черняховского городского округа продуктивность скота в 2-3 раза ниже генетических возможностей и аналогичных показателей передовых хозяйств, что связано с неудовлетворительным качеством кормов и снижением эффективности их использования. Анализ обеспеченности кормами показывает, что в настоящее время коэффициент устойчивости кормовой базы составляет 0,60-0,67, а в передовых хозяйствах - 1,15-1,25.
Для развития отрасли животноводства и увеличения производства молока и мяса планируется продолжать работу по привлечению в район инвесторов, желающих заниматься строительством животноводческих комплексов. Кроме того, особое внимание планируется уделить наращиванию поголовья скота в фермерских и личных подсобных хозяйствах, а также работе с кормовыми угодьями.
Всеми категориями хозяйств в 2019 году реализовано скота и птицы на убой в живом весе - 1622,86 тонны, что значительно выше уровня 2018 года на 1506 тонн.
Одной из значимых отраслей животноводства является свиноводство, которое в районе представлено ООО "Прибалтийская мясная компания три". Построен комплекс-маточник на 18 тысяч единовременного содержания, планируется строительство комплекса по откорму свиней. На территории муниципального района разведение свиней в частном секторе и КФХ ограничено в связи с АЧС.
ООО "Калининградская мясная компания" продолжает освоение 8,847 тыс. га сельхозугодий на территории "Черняховского городского округа" и планирует строительство фермы на 11 тыс. голов КРС в районе п. Междуречье Специализация фермы - доращивание бычков мясной породы "Абердин-Ангусская" до необходимого веса для отправки на откорм.
СППК "Шангал" - грантополучатель 2017 и 2019 гг., открыл в мае 2019 года завод по производству сыра с ростом мощностей переработки молока до 5 тонн в сутки. Продукция реализуется на территории области и за ее пределами.
Несмотря на некоторую положительную тенденцию развития агропромышленного комплекса, сохраняется ряд проблем. В их числе необходимо выделить:
1) недостаточные темпы обновления основных производственных фондов;
2) низкие объемы воспроизводства природно-экологического потенциала;
3) финансовая неустойчивость отрасли сельскохозяйственного производства, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием сельскохозяйственного страхования;
4) медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи.
Основными причинами относительно медленного развития сельского хозяйства остаются вопросы изменения структуры сельскохозяйственного производства, перепрофилирования производства в сторону более рентабельных видов деятельности, эффективного использования земельных ресурсов, слабого развития малого предпринимательства.
Для решения поставленных задач необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Вместе с тем для решения задачи повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса Калининградской области необходимо создать условия для скорейшего перевода АПК Черняховского городского округа на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности, что будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования мероприятий Программы.
Глава 1. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель Программы: создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации агропромышленного комплекса и обеспечение стабильного социально-экономического развития сельских территорий муниципального образования.
На достижение стратегической цели в рамках Программы определены следующие приоритетные направления развития:
Направление 1. Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Повышение плодородия почвы на основе сохранения и рационального использования сельскохозяйственных угодий;
2) Увеличение производства растениеводческой продукции.
3) Повышение уровня инвестиционной привлекательности, техническая и технологическая модернизация растениеводства и производств по переработке растениеводческой продукции.
4) Рост объемов поставок растениеводческой продукции и продуктов ее переработки на агропродовольственный рынок Калининградской области.
Направление 2. Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Повышение уровня инвестиционной привлекательности и структурно-технологическая модернизация животноводства и производств по переработке животноводческой продукции.
2) Увеличение производства продукции животноводства.
3) Рост объемов поставок продукции животноводства и продуктов переработки на агропродовольственный рынок Калининградской области.
Направление 3. Поддержка малых форм хозяйствования. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Увеличение количества субъектов малого предпринимательства в сельской местности, создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
2) Внедрение современных технологических решений, проведение модернизации и технического перевооружения производственной базы малых форм хозяйствования.
3) Повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения субъектами малого сельского предпринимательства.
4) Повышение уровня доходов сельского населения.
Направление 4. Развитие сельских территорий. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Современный облик сельских территорий";
2) "Благоустройство сельских территорий";
3) Привлечение для работы в сельской местности граждан, в том числе молодых специалистов (молодых семей), закрепление постоянно проживающего населения в сельской местности. Доступность приобретения жилья;
4) Развитие транспортной инфраструктуры.
Направление 5. Совершенствование кадрового потенциала. В рамках данного направления определены следующие задачи:
1) Повышение уровня профессиональной подготовки.
2) Поднятие престижа аграрных профессий.
Приоритетные направления реализации Программы
Направление 1. Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства
Развитие сельского хозяйства муниципального образования невозможно без интенсивного развития растениеводства, так как задачами отрасли являются не только полное обеспечение населения и перерабатывающей промышленности растениеводческой продукцией и сырьем собственного производства, но и максимальное увеличение продуктивности кормовых угодий, от которых зависит уровень развития животноводства.
Данное направление охватывает производство зерна, рапса, кормопроизводство, картофелеводство, овощеводство открытого и защищенного грунта, промышленное садоводство, перерабатывающая промышленность.
Основными проблемами производства, переработки и реализации растениеводческой продукции являются:
1) высокий износ мелиоративных систем;
2) снижение уровня плодородия почв;
3) низкий уровень использования земель сельскохозяйственного назначения;
4) изношенность материально-технической базы производства и перерабатывающих производств, низкие темпы обновления основных производственных фондов;
5) низкий уровень развития системы семеноводства;
6) упрощение севооборотов и снижение их роли в повышении плодородия почв, ухудшение фитосанитарной обстановки в связи с высоким насыщением севооборотов зерновыми культурами и рапсом;
7) недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры и системы сбыта растениеводческой продукции.
В целях обеспечения роста производства, переработки и реализации продукции растениеводства, повышения конкурентоспособности и экономической эффективности отрасли мероприятия будут направлены на:
1) проведение работ по мелиоративному обустройству земель сельскохозяйственного назначения, включая работы по химической мелиорации;
2) вовлечение ранее неиспользуемых земель в сельскохозяйственное производство;
3) внедрение современных технологических средств возделывания зерновых и технических культур, картофеля и овощей, заготовки кормов;
4) комплексную модернизацию материально-технической базы производства продукции растениеводства и переработки продукции растениеводства;
5) увеличение доли использования элитного и высокопродукционного семенного материала;
6) создание и развитие перерабатывающих производств по товарной доработке и переработке растениеводческой продукции;
7) увеличение экспортного потенциала за счет строительства, реконструкции и модернизации мощностей по подработке, хранению и перевалке растениеводческой продукции, сырья и продовольствия;
8) развитие систем страхования и кредитования подотрасли растениеводства, способствующих ее устойчивому развитию и снижению рисков;
9) повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства.
Мерами государственной поддержки в сфере реализации государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства" являются:
1) субсидирование отдельных отраслей растениеводства и оказание поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в расчете на 1 га посевов;
2) субсидирование части затрат на приобретение элитных семян;
3) субсидирование части затрат при проведении агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий;
4) субсидирование части затрат при определении посевных и сортовых качеств семян;
5) субсидирование части затрат при приобретении биологических средств защиты растений, произведённых на территории Калининградской области.
6) субсидирование части процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры;
7) субсидирование части затрат на приобретение машин и оборудования, используемых в растениеводстве;
8) субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования;
9) субсидирование части затрат на строительство и оснащение тепличных комплексов (включая объекты инфраструктуры);
10) субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на проведение мелиоративных и агрохимических мероприятий.
Порядок предоставления государственной поддержки устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Направление 2. Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства
Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства предусматривает решение важнейшей социально-экономической задачи по сохранению здоровья населения, как Черняховского городского округа, так и Калининградской области, обеспечению его продуктами питания высокого качества, достижению продовольственной независимости области от импорта продукции, содействие развитию энергосберегающих технологий производства и переработки продукции животноводства.
Основными проблемами производства, переработки и реализации животноводческой продукции являются:
1) сокращение поголовья КРС молочного направления, в том числе коров;
2) высокая изношенность материально-технической базы животноводства и перерабатывающих производств, низкие темпы структурно-технологической модернизации;
3) неудовлетворительное качество кормов;
4) недостаточный уровень ведения селекционно-племенной работы и отсутствие целенаправленной селекции;
5) недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры и системы сбыта животноводческой продукции;
6) дефицит высококвалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также кадров рабочих профессий в сельскохозяйственных организациях.
В целях обеспечения роста производства, переработки и реализации продукции животноводства, повышения конкурентоспособности и экономической эффективности отрасли мероприятия программы направлены на:
1) повышение уровня инвестиционной привлекательности и структурно-технологическая модернизация животноводства и производств по переработке продукции животноводства;
2) внедрение современных технологических средств в производство продукции животноводства;
3) совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных, развитие племенной базы;
4) восстановление и увеличение численности поголовья;
5) развитие системы страхования и кредитования подотрасли животноводства, способствующих ее устойчивому развитию и снижению рисков;
6) создание и развитие перерабатывающих производств по доработке и переработке продукции животноводства;
7) развитие институтов агропродовольственного рынка, способствующих развитию конкуренции, обеспечивающей сглаживание колебаний цен на продукцию животноводства, сырье и продовольствие, инвестиционную привлекательность их производства;
8) обеспечение равных условий конкуренции для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также содействие в продвижении продукции на внешние рынки;
9) повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства.
Мерами государственной поддержки в сфере реализации государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области 27 января 2014 года N 28, данного направления являются:
1) субсидии на поддержку племенного животноводства;
2) субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока высшего и (или) первого сорта и (или) козьего молока;
3) субсидии на увеличение цены при закупке молока у граждан - владельцев коров и (или) ведущих личное подсобное хозяйство;
4) субсидирование на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов и ферм на базе современных технологических решений и на приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства;
6) субсидирование на возмещение части затрат на содержание коров молочного направления в товарных хозяйствах;
7) субсидирование на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию птицеводческих комплексов;
8) субсидирование на поддержку мясного скотоводства;
9) субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства и переработки;
10) субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства.
Порядок предоставления государственной поддержки устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Направление 3. Поддержка малых форм хозяйствования
Основной целью развития данного направления является диверсификация аграрного производства, создание новых рабочих мест, увеличение дохода сельского населения.
Малые формы хозяйствования (крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством (далее - К(Ф)Х), и личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) являются неотъемлемой частью аграрного сектора муниципального образования составляет порядка 300 шт. Их совокупное производство достигает более 60% общего объема валовой продукции сельского хозяйства. Однако в последние годы наблюдается тенденция по сокращению числа всех малых форм хозяйствования.
В тоже время уровень безработицы на селе остается высоким, проблема оттока кадров во многих хозяйствах так и не решена, а специалисты, получившие сельскохозяйственное образование в городах, не возвращаются в отрасль и не работают по полученной специальности. Социальная среда постепенно приходят в упадок. В селах растет доля населения пенсионного возраста. Сельскохозяйственная отрасль испытывает кадровый дефицит. Имеются факты прекращения производства и вывода земель из сельскохозяйственного производства.
Предпринимательская инициатива на селе ограничена не только производственной материально-технической базой, но и разрушением инфраструктуры сельских населенных пунктов. В течение десятилетий доходы жителей на селе остаются самыми низкими по сравнению с другими отраслями экономики района.
Проблемы развития субъектов малого сельского предпринимательства и ЛПХ:
1) фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики;
2) слабая доступность для малого бизнеса рынка коммерческого кредита;
3) недостаточное развитие сельской кредитной и потребительской кооперации;
4) не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания К(Ф)Х и ЛПХ;
5) в большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда, недостаточно внедряются новые технологий и научные разработки.
В целях увеличения, поддержания и дальнейшего развития сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности мероприятия программы направлены на:
1) создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства в сельской местности;
2) создание условий для внедрения современных технологических решений, проведение модернизации и технического перевооружения производственной базы малых форм хозяйствования;
3) повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
4) создание новых рабочих мест и повышение уровня доходов сельского населения;
5) создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Мерами государственной поддержки в сфере реализации данного направления являются:
1) реализация мероприятия "Поддержка начинающих фермеров" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства";
2) реализация мероприятия "Развитие семейных животноводческих ферм" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства";
3) реализация мероприятия "Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы" государственной программы Калининградской области "Развитие сельского хозяйства";
4) возмещение части затрат по увеличению цены при закупке молока у граждан - владельцев коров и (или) ведущих личное подсобное хозяйство;
Порядок предоставления государственной поддержки устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Направление 4. Развитие сельских территорий
С 1 января 2020 года на территории Калининградской области действует Государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий". Основными направлениями данной программы являются мероприятия:
1) Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём сельского населения
2) Развитие рынка труда на сельских территориях
3) Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях
Стратегическими целями данной Программы являются
Создание информационной системы о сельских территориях, сельских поселениях, сельских населенных пунктов, рабочих поселков, входящих в состав городских округов, городских поселений и внутригородских муниципальных образований.
Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, удовлетворение потребности в благоустроенном жилье, повышение уровня комплексного обустройства населённых пунктов.
Создание условий увеличения рынка труда, в области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения в сельской местности, снижение уровня безработицы благодаря созданию дополнительных рабочих мест.
Ожидаемые результаты Программы на 2020-2025 годы, без деления на этапы
1) Увеличение доли сельского населения в общей численности населения, процент;
2) Увеличение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств, процент;
3) Увеличение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах, процент
В рамках реализации данной программы администрация муниципального образования "Черняховский городской округ" приняло участие в конкурсном отборе проектов комплексного развития сельских территорий или агломераций для субсидирования в рамках государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" с развитием сельской агломерации "Краснополянское - Междуречье" с проектами капитального ремонта сельского дома культуры посёлка Краснополянское и реконструкцией школы посёлка Междуречье. Общие вложения в данный проект поэтапно 2021 год - 129,984 млн.рублей и 2022 год - 122,011 млн.рублей.
В 2021 году в рамках программы рамках государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" благоустройство сельских территорий будут установлены в поселках Междуречье, Заовражное и Доваторовка современные детские площадки и по две площадки сбора твёрдых мусорных отходов.
Реализация направлений данной Программы обусловлена необходимостью устойчивого социально-экономического развития сельских поселений района, эффективного функционирования агропромышленного производства, развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности.
Сложное финансовое положение в агропромышленном комплексе негативно отразилось не только на производственном потенциале сельского хозяйства, но и на социальной сфере села. Ежегодно растёт износ основных фондов коммунального хозяйства в сельских поселениях района, снижается надёжность и устойчивость инженерных систем жизнеобеспечения населения.
В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения в сельской местности, снижение уровня безработицы благодаря созданию дополнительных рабочих мест.
Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, социально-экономическое развитие сельской местности строятся на ряде факторов, в том числе на возможности проживания на селе. В настоящее время в Черняховском городском округе нет достаточного количества строительных организаций и квалифицированных рабочих, способных осуществлять строительство жилья в сельской местности, а самое главное, нет свободных денежных средств ни у сельхозпроизводителей, ни у администраций муниципальных образований, на которые возложены функции обеспечения жизнедеятельности сельского населения. В связи с этим они не в состоянии заниматься вопросами сохранения имеющегося жилья. Жилые дома в большинстве случаев разрушаются, не ремонтируются и выбывают из эксплуатации.
В связи с этим, основными целями данной Программы по направлению "Строительство (приобретение) жилья для граждан и молодых специалистов, проживающих в сельской местности" являются:
- улучшение жилищных условий сельского населения;
- создание более привлекательных условий жизни в сельской местности;
- снижение оттока из села трудоспособного населения и молодёжи;
- обеспечение основных жизненных потребностей населения;
- формирование условий для дальнейшего развития аграрного производства.
Это направление Программы, учитывая низкий уровень доходов основной массы сельского населения, предусматривает создание организационных и финансовых механизмов строительства (приобретения), как для молодых специалистов и их семей, так и для граждан постоянно проживающих и работающих в сельской местности.
Организационные мероприятия включают в себя:
- оценку состояния и потребности в жилье;
- наличие проектных и строительных организаций;
- наличие и состояние недостроенного жилья в сельской местности.
Финансовые механизмы реализации данного направления Программы включают в себя:
- оценку источников финансирования, в том числе разработку механизмов, способствующих привлечению внебюджетных (собственных) средств в жилищное строительство;
- внедрение и расширение ипотечного кредитования граждан;
- привлечение собственных и заёмных средств граждан, молодых специалистов (или их семей), а также работодателей.
Реализация мероприятий Программы по направлению "Строительство (приобретение) жилья для граждан и молодых специалистов, проживающих в сельской местности" позволит ежегодно строить новое жильё и приобретать его с использованием бюджетных средств с участием финансирования граждан.
Всё это в целом обеспечит улучшение социально-экономического климата и привлекательности сельской местности.
Направление 5. Совершенствование кадрового потенциала
Основной совершенствования кадрового потенциала АПК округа является создание системы кадрового обеспечения АПК, позволяющей адаптировать структуру подготовки кадров к новым экономическим и другим хозяйственным условиям, сформировать кадровый потенциал, способный эффективно реализовать программу развития агропромышленного комплекса.
В целях совершенствования кадрового потенциала государственная политика направлена на:
1) повышение уровня профессиональной подготовки;
2) поднятие престижа аграрных профессий.
Мерами государственной поддержки в сфере реализации данного направления являются:
1) организация стажировок работников сельскохозяйственных организаций, студентов, учреждений профессионального образования;
2) проведение конкурсов профессионального мастерства;
3) проведение мероприятий по подведению итогов в сельскохозяйственном производстве.
Обучающие семинары проводятся с целью обмена опытом по производству зерновых культур, картофеля и овощей, внедрения в производство новейших технологий производства сельскохозяйственных культур, а также для обмена мнениями по эффективности работы с новыми средствами защиты растений против вредителей, болезней и сорняков на различных сельскохозяйственных культурах. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей организуются обучающие семинары на базе передовых хозяйств района, конкурсы по повышению мастерства операторов машинного доения коров, осеменаторов по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и др. с выездом в хозяйства района и осмотром производственных посевов.
По итогам каждого сельскохозяйственного года подводятся его итоги, намечаются планы на будущее. Уже стало традицией отмечать передовиков производства, награждать почётными грамотами, дипломами от имени главы администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район", вручать ценные подарки.
С этой целью организуется и проводится ежегодная научно-практическая конференция, посвящённая профессиональному празднику - "Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности".
Проводится ежегодная сельскохозяйственная выставка "День Балтийского поля" с представлением достижения в производстве сельскохозяйственной продукции и переработки в муниципальном образовании.
Для проведения этих мероприятий потребуется из местного бюджета денежных средств в сумме: 1,350 млн. рублей, в том числе:
в 2017 году - 0,030 млн. рублей;
в 2018 году - 0,100 млн. рублей;
в 2019 году - 0,12 млн. рублей;
в 2020 году - 0,250 млн. рублей;
в 2021 году - 0,15 млн. рублей;
в 2022 году - 0,35 млн. рублей;
в 2023 году - 0,35 млн. рублей;
Направление 6. Обеспечение выполнения органом местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере сельского хозяйства
В соответствии с законом Калининградской области от 25.04.2013 N 226 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Калининградской области по поддержке сельского хозяйства" а также соглашением, заключенным между Правительством Калининградской области и Администрацией, для осуществления организации по предоставлению субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям постановлением Администрации уполномочено Управление сельского хозяйства. Для обеспечения выполнения Управлением сельского хозяйства государственных полномочий в сфере сельского хозяйства Программы за 2017-2023 годы необходимо финансирование в объеме - 22,575 млн.рублей, в том числе:
из средств областного бюджета - 22,575 млн.рублей.
Глава 2. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - без деления на этапы.
Глава 3. Финансовое обеспечение Программы
Для реализации основных мероприятий Программы предусматривается привлечение средств федерального, областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников.
Общий объём финансирования мероприятий Программы по муниципальному образованию составит 964,005 млн. рублей, в том числе:
- из средств местного бюджета - 11,37 млн. рублей,
- из областного бюджета - 374,885 млн. рублей;
- из федерального бюджета - 456,905 млн. рублей;
- из внебюджетных источников - 120,845 млн. рублей.
Привлечение внебюджетных источников финансирования будет обеспечиваться за счёт использования:
1) собственных средств сельскохозяйственных организаций;
2) кредитных ресурсов.
Общий объем финансирования Программы за счет средств местного бюджета составляет 11,37 млн. рублей, в том числе по годам реализации:
на 2017 год - 0,030 млн. рублей;
на 2018 год - 0,15 млн. рублей;
на 2019 год - 0,0,725 млн. рублей;
на 2020 год - 1,455 млн. рублей;
на 2021 год - 3,071 млн. рублей;
на 2022 год - 3,569 млн. рублей;
на 2023 год - 2,37 млн. рублей
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Информация о финансовом обеспечении Программы - в приложении N 2.
Глава 4. Ожидаемые результаты Программы
Оценка результатов реализации Программы осуществляется на основании показателей (далее - целевые индикаторы), позволяющих определить качество мероприятий, степень решения задач и достижения целей, которые отображены в приложении N 1.
Решение задач, определенных Программой, является стратегическим направлением деятельности, соответствует среднесрочным приоритетам развития Калининградской области в целом, определенных Стратегией социально-экономического развития Калининградской области до 2030 года, и предполагает улучшение состояния дел в муниципальном АПК.
Динамика развития сельского хозяйства на период до 2023 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости сельскохозяйственного производства, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
Реализация мероприятий Программы рассчитана:
1) увеличить долю использования сельскохозяйственных угодий до 75%;
2) обеспечить вовлечение в сельскохозяйственный оборот не менее 13 тыс. га сельскохозяйственных угодий;
3) увеличить объем производства и переработки продукции растениеводства:
зерновых и зернобобовых - до 30,7 тыс. тонн;
рапса - до 8 тыс. тонн;
картофеля - до 4,0 тыс. тонн;
овощей - до 5,0 тыс. тонн;
4) увеличить объём производства и переработки продукции животноводства:
скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) - до 2260 тонн в год;
молока в сельскохозяйственных организациях, КФХ и ИП - до 2200 тонн в год;
5) обеспечить участие начинающих фермеров, осуществивших проекты по созданию и развитию своих хозяйств с помощью государственной поддержки, а также фермеров, развивающих семейные животноводческие фермы;
6) реализовать более 2 (двух) инновационных проектов, обеспечить ежегодный прирост инвестиций в агропромышленный комплекс Калининградской области;
7) улучшить жилищные условия, проживающих в сельской местности;
8) увеличить среднемесячную заработную плату в сельском хозяйстве до 20,1 тыс. рублей;
9) увеличить уровень рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 17% (с учетом субсидий);
10) создать не менее 200 дополнительных рабочих мест в сельской местности.
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для совершенствования материально-технической базы и повышение уровня инвестиционной деятельности, позволяющей перевести агропромышленный сектор на интенсивный путь развития, суть которого заключается в максимальном производстве продукции при наименьших трудовых и материальных затратах. Это направление основано на достижениях научно-технического прогресса и использовании системного подхода к производству высококачественной продукции, все большего применения перспективных, высокоэффективных технологий производства.
Глава 5. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
Перечень основных мероприятий Программы и сведения о финансовом обеспечении изложены в приложении N 2.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" Калининградской области от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.