Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлениюадминистрации Города Томска
от 11.11.2020 N 983
II. Общая характеристика муниципальной программы
Муниципальная система социальной поддержки населения на территории муниципального образования "Город Томск" реализуется в рамках стратегического направления развития Города Томска, обозначенного в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 N 224, а также в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за счет средств доходов местного бюджета.
На современном этапе развития проведение комплекса мер по повышению уровня жизни населения является одним из приоритетных направлений деятельности органов власти. Решением Думы Города Томска от 21.12.2010 N 55 "О новой редакции Положения "Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования "Город Томск" и постановлением администрации Города Томска от 02.02.2011 N 78 "О реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" определены категории граждан, в отношении которых направлены меры социальной поддержки, реализуемые на территории муниципального образования "Город Томск", а также порядок их предоставления.
Постоянно совершенствуются механизмы предоставления мер социальной поддержки гражданам в муниципальном образовании "Город Томск" в части усиления адресности.
В целях совершенствования работы по созданию условий доступности объектов социальной инфраструктуры, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики" обеспечено проведение паспортизации объектов.
С 2012 года на базе МАУ ЦПСА "Семья" осуществляет работу служба "Социальное такси" для инвалидов, имеющих медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации в виде кресел-колясок. Проезд осуществляется на низкопольном микроавтобусе, оборудованном специальным подъемником, к социально значимым объектам, в том числе в выходные и праздничные дни.
Ежегодно в рамках текущего финансирования проводятся мероприятия по адаптации объектов городской инфраструктуры, выполняются благоустроительные работы с учетом потребностей маломобильных групп инвалидов в зонах рекреации, внутриквартальных и дворовых территориях городской среды.
Проводится работа по адаптации муниципального общественного транспорта для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения. В настоящее время 48 единиц электротранспорта (низкопольные троллейбусы с выдвижным пандусом) и 25 единиц оборудованного автотранспорта осуществляют перевозку маломобильных граждан.
Ежегодно гражданам, достигшим возраста 60 (для мужчин) и 55 лет (для женщин), оказывается единовременная социальная (материальная) помощь в форме материальной помощи в трудной жизненной ситуации и на зубопротезирование.
Одиноко проживающим гражданам пенсионного возраста оказывается социальная (материальная) помощь на установку бытовых электрических, газовых плит и на ремонт жилья. При этом дополнительно, за счет межбюджетных трансфертов, удается увеличить количество отремонтированных квартир ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Помимо этого, для одиноко проживающих пенсионеров, не имеющих близких родственников и нуждающихся в улучшении уровня жизни, реализуется мера социальной поддержки в виде пожизненной ренты, позволяющая обеспечить правовой защитой одиноких пенсионеров.
Ежегодно мерами социальной (материальной) поддержки охватываются семьи с детьми.
Так, с целью снижения социальной напряженности, связанной с дефицитом мест дошкольного образования, на условии софинансирования с Администрацией Томской области, реализуется мера социальной поддержки "Денежная выплата родителям (законным представителям) детей, осваивающих образовательную программу дошкольного образования и получающих услуги по присмотру и уходу в организациях, осуществляющих обучение, частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, в целях возмещения затрат за присмотр и уход", введенная в 2013 году. Для этих же целей с 2012 года реализуется мера социальной поддержки "Компенсация родителям (законным представителям) части затрат за содержание детей в группах по присмотру и уходу за детьми".
В целях удовлетворения потребности многодетных семей в присмотре и уходе за детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, успешно реализуется мера социальной поддержки многодетным семьям при присвоении статуса "Семейная группа присмотра и ухода за детьми".
МАУ ЦПСА "Семья" предоставляются муниципальные услуги, направленные на обеспечение доступной и своевременной квалифицированной психологической, правовой и иной социальной помощи населению разных возрастных групп, в том числе подросткам. Специалисты центра проводят диагностику и коррекцию различных поведенческих отклонений, помогают преодолевать трудные жизненные ситуации.
Законом Томской области N 246-ОЗ от 15.12.2004 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления, в том числе муниципальное образование "Город Томск" наделены отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- ежемесячные выплаты денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей и обеспечение денежными средствами лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находившихся под опекой (попечительством), в приемной семье и продолжающих обучение в муниципальных образовательных учреждениях;
- ежемесячные выплаты денежных средств приемным семьям на содержание детей;
- ежемесячная выплата вознаграждения, причитающегося приемным родителям;
- единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Таким образом, реализуемые мероприятия способствуют концентрации социальных расходов бюджета на помощь наиболее нуждающимся группам населения:
- гражданам, достигшим возраста 60 (для мужчин) и 55 лет (для женщин);
- инвалидам;
- гражданам и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- многодетным семьям;
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Оценивая ситуацию в сфере реализации мер социальной поддержки на территории города, можно отметить определенную положительную динамику. Доля граждан, имеющих среднедушевой доход ниже установленного в городе прожиточного минимума, снизилась с 19% в 2007 году до 16,3% в 2012 году.
Анализ обращений граждан по итогам 3-х лет показывает, что большая часть населения обращается за помощью в крайне трудной жизненной ситуации, возникшей вследствие инвалидности, внезапной или длительной болезни, преклонного возраста, сиротства, отсутствия постоянной работы, непредвиденных и иных обстоятельств.
Меры социальной поддержки населения предоставляются как в денежном выражении, так и в натуральном виде.
Меры социальной поддержки населения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в денежном выражении |
12173 человека |
116115,6 тыс. руб. |
14761 человек |
146052,3 тыс. руб. |
15329 человек |
165038,5 тыс. руб. |
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в натуральном выражении |
43372 человек |
91376,1 тыс. руб. |
30098 человек |
98245,9 тыс. руб. |
31124 человек |
96170,2 тыс. руб. |
Устойчивой тенденцией для граждан старшего поколения является улучшение показателей, характеризующих уровень благосостояния, социальную востребованность, реализацию интеллектуальных и культурных потребностей.
В области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также наблюдается позитивная динамика: растет число детей-сирот, переданных на семейные формы жизнеустройства, увеличилось число детей, переданных на усыновление российским гражданам.
В то же время увеличение продолжительности жизни населения приводит к возрастанию доли граждан пожилого возраста, что требует усиленного внимания к проблеме социальной адаптации пожилых людей.
Несмотря на то, что в городе сформировался комплексный подход к решению проблемы доступности городской инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения, работа в данном направлении требует дальнейшего развития с учетом внедрения современных технологий.
Большого внимания требует проблема повышения качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов, неполных и многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Адресный подход к оказанию социальной помощи позволяет не только помочь семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, но и повысить эффективность расходования бюджетных средств, препятствует формированию иждивенчества.
Проблемы:
1. Значительный вес категориальных выплат в существующей системе мер социальной поддержки.
2. Недоступность объектов социально-культурного назначения инвалидам и маломобильным группам населения.
3. Неоднородность населения города, существенные различия групп населения по уровню доходов, стилю жизни, сохранение иждивенческих, потребительских настроений в сознании отдельных групп населения.
4. Рост социального сиротства.
5. Недостаточное развитие семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Недостаточное количество социально ответственных организаций и предприятий на территории муниципалитета.
Предусмотренные муниципальной программой меры позволят:
- поддержать уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности отдельных категорий граждан в дополнение к мерам, обеспеченным действующим федеральным и областным законодательством;
- полнее использовать преимущества системного подхода к решению проблем семей, находящихся в социально уязвимом положении, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- поддержать людей старшего поколения в реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, удовлетворении их интеллектуальных потребностей;
- продолжить работу по предоставлению адресной социальной помощи гражданам, имеющим ограниченные возможности для обеспечения своей жизнедеятельности, по созданию доступной среды для маломобильных граждан;
- предоставить социальную помощь конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных особенностей;
- привлечь большее внимание к проблемам малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения путем проведения социально значимых мероприятий.
Показатели цели, задач, мероприятий муниципальной программы указаны в приложении 1 к Программе.
Перечень мероприятий приведен в приложении 2 к Программе.
Система социальной поддержки граждан действует на территории муниципального образования "Город Томск" на протяжении ряда лет. Расчет показателей целей и задач Программы и подпрограмм рассчитывается в соответствии с фактическими показателями за предыдущий период. Также, исходя из фактических показателей за предыдущий период, рассчитывается необходимость планируемых средств на реализацию отдельных мероприятий.
Возможными рисками, препятствующими достижению поставленных целей и решению задач муниципальной программы, можно назвать:
- ухудшение экономической ситуации в стране и регионе, которое может повлечь изменение объемов финансирования подпрограммы и увеличение численности потребителей мер социальной поддержки и социальных услуг, что потребует пересмотра ряда мероприятий и показателей, запланированных в подпрограмме;
- изменение нормативно правовой базы, регламентирующей условия предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, критерии и показатели предоставления муниципальной поддержки.
Механизмом управления рисками реализации муниципальной программы являются:
- привлечение внебюджетных ресурсов;
- усиление контроля над ходом выполнения мероприятий муниципальной программы, подпрограмм и совершенствование механизма текущего управления реализацией муниципальной программы и подпрограмм;
- своевременная корректировка мероприятий муниципальной программы и подпрограмм.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 11 ноября 2020 г. N 983 "О внесении изменений в постановление Администрации Города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.