Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Алтайского края
от 11.07.2019 г. N 297
Государственная программа
Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами"
30 сентября 2019 г.
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами"
Ответственный исполнитель программы |
Минстрой Алтайского края |
Соисполнители программы |
отсутствуют |
Участники программы |
управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов; органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края (далее - "муниципальные образования") (по согласованию) |
Подпрограммы программы |
подпрограмма 1 "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Алтайском крае"; подпрограмма 2 "Модернизация и обеспечение стабильного функционирования объектов теплоснабжения"; подпрограмма 3 "Газификация Алтайского края" |
Программно-целевые инструменты программы |
отсутствуют |
Цель программы |
повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Алтайского края |
Задачи программы |
повышение качества водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в результате модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; повышение уровня надежности системы теплоснабжения Алтайского края; повышение доступности и качества услуг по снабжению потребителей природным газом |
Индикаторы и показатели программы |
темп роста (снижения) числа аварий на системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в текущем периоде к уровню 2018 года; прирост потребления природного газа |
Срок и этапы реализации программы |
2019-2024 годы без деления на этапы |
Объемы финансирования программы |
общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами" (далее - "государственная программа") за счет всех источников финансирования составит - 11764384,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 3402965,6 тыс. рублей; 2020 год - 1819829,0 тыс. рублей; 2021 год - 1551755,3 тыс. рублей; 2022 год - 1694257,0 тыс. рублей; 2023 год - 1726476,6 тыс. рублей; 2024 год - 1569100,6 тыс. рублей. За счет средств федерального бюджета - 1492947,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 49389,8 тыс. рублей; 2020 год - 115599,0 тыс. рублей; 2021 год - 245436,3 тыс. рублей; 2022 год - 371846,7 тыс. рублей; 2023 год - 432641,1 тыс. рублей; 2024 год - 278034,1 тыс. рублей. За счет средств краевого бюджета - 7640875,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 2602418,6 тыс. рублей; 2020 год - 969226,9 тыс. рублей; 2021 год - 1037265,3 тыс. рублей; 2022 год - 1037830,4 тыс. рублей; 2023 год - 997848,0 тыс. рублей; 2024 год - 996286,4 тыс. рублей. За счет средств местных бюджетов - 304217,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 91192,2 тыс. рублей; 2020 год - 49474,2 тыс. рублей; 2021 год - 43203,7 тыс. рублей; 2022 год - 39579,9 тыс. рублей; 2023 год - 40987,5 тыс. рублей; 2024 год - 39780,1 тыс. рублей. Капитальные вложения в общем объеме финансирования программы составят 4207114,9 тыс. рублей, из них: 2019 год - 366644,4 тыс. рублей; 2020 год - 523564,8 тыс. рублей; 2021 год - 743170,0 тыс. рублей; 2022 год - 851521,7 тыс. рублей; 2023 год - 938848,7 тыс. рублей; 2024 год - 783365,3 тыс. рублей. За счет внебюджетных источников - 2326343,9 тыс. рублей, из них: 2019 году - 659965,0 тыс. рублей; 2020 году - 685528,9 тыс. рублей; 2021 году - 225850,0 тыс. рублей; 2022 году - 245000,0 тыс. рублей; 2023 году - 255000,0 тыс. рублей; 2024 году - 255000,0 тыс. рублей. Объемы финансирования государственной программы за счет средств федерального и краевого бюджетов подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период. Объемы финансирования государственной программы за счет средств местных бюджетов подлежат ежегодному уточнению в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации программы |
снижение числа аварий на системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2024 году по сравнению с 2018 годом до 73,4%; увеличение объема потребления природного газа к 2024 году до 825,0 млн. куб. м в год. |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Алтайского края характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, высоким уровнем износа, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Данная ситуация в коммунальном хозяйстве порождена неудовлетворительным финансовым положением организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентной среды.
Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на коммунальные услуги с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.
Во многих муниципальных образованиях отмечается несоответствие требуемого и фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем уступил место аварийно-восстановительным работам.
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.
Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России и Алтайского края.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе отнесены совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.
Существующие очистные сооружения сточных вод на территории Алтайского края в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, морально устарели и физически изношены. Некоторые очистные сооружения не обеспечивают нормативной очистки сточных вод из-за неполного состава сооружений.
К основным проблемам водоснабжения и водоотведения населения края относятся:
дефицит доброкачественной воды, обусловленный недостаточной мощностью отдельных водопроводов, нерациональным ее использованием в летний период года на полив приусадебных участков, значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки;
использование водоисточников, в том числе без очистки и обеззараживания, и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим требованиям;
отсутствие ограждений I пояса зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения;
отсутствие установленных зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения;
невостребованность большинства разведанных участков месторождений подземных вод из-за удаленности их от потребителей и необходимости прокладки магистральных водоводов;
неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных и канализационных сооружений и сетей;
ухудшение качества воды поверхностных и подземных водных объектов, в ряде случаев до уровня, делающего их непригодными для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Сектор водоснабжения и водоотведения является наиболее капиталоемким из всех секторов коммунального хозяйства. Многие инвестиционные проекты имеют значительный срок окупаемости, что делает их непривлекательными для частных инвесторов. Возможности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций ограничены. Организации коммунального комплекса также не в состоянии реализовывать затратные проекты в секторе водоснабжения и водоотведения.
Для обеспечения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на развитие теплоснабжения, решить проблемы повышения эффективности и надежности ее работы путем масштабной модернизации при обеспечении доступности тепловых ресурсов, создать условия для инвестирования в данную сферу.
Через Алтайский край с севера на юго-восток проходит магистральный газопровод "Новосибирск - Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск с отводом на г. Белокуриха" проектной пропускной способностью 1,5 млрд. куб. м в год.
По состоянию на 01.01.2019 в Алтайском крае действует 20 газораспределительных станций. Сеть распределительных газопроводов состоит из 4934,0 км, природным газом газифицировано 128670 квартир и 1569 потребителей (объекты энергетики, промпредприятия и отопительные котельные). Потребление природного газа в крае за 2018 год составило 765,2 млн. куб. м (в том числе населением - 221,5 млн. куб. м). Структура потребления природного газа в Алтайском крае выглядит следующим образом:
предприятия энергетики - 1%;
предприятия агропромышленного комплекса - 25,0%;
коммунально-бытовые предприятия - 20,6%;
население - 28,9%;
прочие - 24,5%.
В настоящее время в жилищном фонде Алтайского края числится около 580000 квартир и жилых домов, подлежащих газификации. Газифицировано природным газом 128670 домовладений в 81 населенном пункте Алтайского края, в том числе 4 города (Барнаул, Белокуриха, Бийск, Новоалтайск), 1 рабочий поселок (Тальменка), 76 сельских населенных пунктов в 12 муниципальных районах (Алтайском, Бийском, Зональном, Калманском, Косихинском, Красногорском, Павловском, Первомайском, Смоленском, Советском, Тальменском, Троицком). Уровень газификации жилищного фонда, подлежащего газификации, в Алтайском крае по состоянию на 01.01.2019 составил 17,2%.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
Целью государственной программы является повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Алтайского края.
Указанная цель соответствует:
целевым ориентирам, определенным Указом Президента Российской Федерации 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
региональному проекту Алтайского края "Чистая вода", утвержденному решением Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 N 2;
стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС.
К числу задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
удовлетворение потребности населения Алтайского края в питьевой воде, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами;
повышение уровня надежности системы теплоснабжения Алтайского края;
дальнейшее развитие газораспределительной системы на территории муниципальных образований Алтайского края.
Предполагаемые результаты реализации государственной программы:
снижение числа аварий на системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2024 году по сравнению с 2018 годом до 73,4%;
увеличение объема потребления природного газа к 2024 году до 825,0 млн. куб. м в год.
Целевые показатели государственной программы приведены в приложении 4 к государственной программе.
3. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Подпрограммы государственной программы предусматривают основные мероприятия, реализуемые в рамках наиболее актуальных и перспективных направлений государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.
В рамках государственной программы предполагается реализовать 3 подпрограммы:
подпрограмма 1 "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Алтайском крае";
подпрограмма 2 "Модернизация и обеспечение стабильного функционирования объектов теплоснабжения";
подпрограмма 3 "Газификация Алтайского края".
Перечень мероприятий государственной программы представлен в приложении 5 к государственной программе.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Финансирование государственной программы осуществляется за счет средств:
федерального бюджета - в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
краевого бюджета - в соответствии с законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
местных бюджетов - в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления о местном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период; внебюджетных источников.
Общий объем финансирования государственной программы составляет - 11764384,1 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 1492947,0 тыс. рублей, из них:
в 2019 году - 49389,8 тыс. рублей;
в 2020 году - 115599,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 245436,3 тыс. рублей;
в 2022 году - 371846,7 тыс. рублей;
в 2023 году - 432641,1 тыс. рублей;
в 2024 году - 278034,1 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета - 7640875,6 тыс. рублей, из них:
2019 год - 2602418,6 тыс. рублей;
2020 год - 969226,9 тыс. рублей;
2021 год - 1037265,3 тыс. рублей;
2022 год - 1037830,4 тыс. рублей;
2023 год - 997848,0 тыс. рублей;
2024 год - 996286,4 тыс. рублей;
за счет средств местных бюджетов - 304217,6 тыс. рублей, из них:
2019 год - 91192,2 тыс. рублей;
2020 год - 49474,2 тыс. рублей;
2021 год - 43203,7 тыс. рублей;
2022 год - 39579,9 тыс. рублей;
2023 год - 40987,5 тыс. рублей;
2024 год - 39780,1 тыс. рублей;
за счет внебюджетных источников - 2326343,9 тыс. рублей, из них:
в 2019 году - 659965,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 685528,9 тыс. рублей;
в 2021 году - 225850,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 245000,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 255000,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 255000,0 тыс. рублей.
Объем финансирования подлежит ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах, решениями представительных органов местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, представлен в приложении 6 к государственной программе.
5. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
При реализации настоящей государственной программы и для достижения поставленных в ней целей необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы являются: минимизация вышеуказанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей государственной программы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации государственной программы существенными являются следующие риски:
нормативно-правовые, организационные и управленческие риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных правовых актов, влияющих на мероприятия государственной программы, недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках государственной программы, недостаточная подготовка управленческих кадров, неадекватность системы мониторинга реализации государственной программы, отставание от сроков реализации программных мероприятий.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации государственной программы, обеспечением мониторинга ее осуществления и оперативного внесения необходимых изменений;
макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Реализация данных рисков может вызвать необоснованный рост стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, снизить их доступность и сократить объем инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство;
финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования из средств краевого бюджета, секвестированием бюджетных расходов на установленные сферы деятельности, а также отсутствием стабильного источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, участвующих в осуществлении государственной программы.
Вероятность реализации финансовых рисков в значительной степени связана с возможностью реализации макроэкономических рисков. Однако, учитывая практику программного бюджетирования, охватывающего среднесрочную перспективу, данные риски можно оценить как умеренные.
Наиболее отрицательное влияние на выполнение государственной программы может оказать реализация макроэкономических рисков и связанных с ними финансовых рисков. В рамках государственной программы отсутствует возможность управления этими рисками. Вероятен лишь оперативный учет последствий их проявления.
Минимизация финансовых рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий государственной программы;
разработки дополнительных мер государственной поддержки сферы жилищно-коммунального хозяйства;
своевременной корректировки перечня мероприятий и показателей государственной программы;
обеспечения эффективной координации деятельности иных организаций, участвующих в реализации программных мероприятий; совершенствования межведомственного взаимодействия.
6. Методика оценки эффективности государственной программы
Оценка эффективности государственной программы осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с ее реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, целесообразности и адресности использования средств краевого бюджета их целевому назначению.
Комплексная оценка эффективности реализации государственной программы осуществляется согласно приложению 2 к порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края, утвержденному постановлением Администрации края от 23.09.2013 N 502.
Приложение 3
к государственной программе Алтайского края
"Обеспечение населения Алтайского края
жилищно-коммунальными услугами"
Подпрограмма 3
"Газификация Алтайского края"
Паспорт
подпрограммы 3 "Газификация Алтайского края"
Соисполнитель государственной программы |
Минстрой Алтайского края |
Участники подпрограммы |
органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края (далее - "муниципальные образования"); газораспределительные, теплоснабжающие, энергосбытовые организации, осуществляющие свою деятельность на территории Алтайского края |
Цель подпрограммы |
дальнейшее развитие газораспределительной системы на территории муниципальных образований Алтайского края; |
Задача подпрограммы |
повышение доступности и качества услуг по снабжению потребителей природным газом |
Перечень мероприятий подпрограммы |
проектно-изыскательские работы; строительство межпоселковых газопроводов; строительство распределительных газовых сетей и сооружений на них, приобретение газовых котельных; капитальный ремонт эксплуатируемых газовых котельных; газификация домовладений, квартир |
Показатели подпрограммы |
объем потребления природного газа; количество населенных пунктов, газифицированных природным газом (частично или полностью); уровень газификации природным газом (прирост); протяженность (строительство) межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов природного газа, введенных в эксплуатацию; газификация квартир (домовладений) природным газом, подлежащих газификации; уровень газификации сжиженным газом (снижение) |
Сроки и этапы реализации мероприятий подпрограммы |
2019-2024 годы без деления на этапы |
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы за счет всех источников финансирования составит 3415930,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 534773,0 тыс. рублей; 2020 год - 572586,6 тыс. рублей; 2021 год - 554974,1 тыс. рублей; 2022 год - 569721,3 тыс. рублей; 2023 год - 592500,0 тыс. рублей; 2024 год -591375,0 тыс. рублей. За счет средств краевого бюджета - 1732635,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 256150,0 тыс. рублей; 2020 год - 298581,2 тыс. рублей; 2021 год-289308,1 тыс. рублей; 2022 год - 288596,3 тыс. рублей; 2023 год - 300000,0 тыс. рублей; 2024 год - 300000,0 тыс. рублей. За счет средств местных бюджетов - 240594,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 44623,0 тыс. рублей; 2020 год - 46155,4 тыс. рублей; 2021 год - 39816,0 тыс. рублей; 2022 год - 36125,0 тыс. рублей; 2023 год - 37500,0 тыс. рублей; 2024 год - 36375,0 тыс. рублей. За счет внебюджетных источников - 1442700,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 234000,0 тыс. рублей; 2020 год - 227850,0 тыс. рублей; 2021 год - 225850,0 тыс. рублей; 2022 год - 245000,0 тыс. рублей; 2023 год - 255000,0 тыс. рублей; 2024 год - 255000,0 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период и решениями представительных органов местного самоуправления о местном бюджете |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
увеличение количества населенных пунктов, газифицированных природным газом (полностью или частично) на 68 единиц, в том числе по годам: 2019 год - 12 единиц; 2020 год - 12 единиц; 2021 год - 11 единиц; 2022 год - 10 единиц; 2023 год - 11 единиц; 2024 год - 12 единиц; увеличение протяженности межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов природного газа на 710,0 км, в том числе по годам: 2019 год - 120,0 км; 2020 год - 120,0 км; 2021 год - 110,0 км; 2022 год - 115,0 км; 2023 год - 120,0 км; 2024 год - 125,0 км; увеличение количества газифицированных домовладений, квартир на 21900 единиц, в том числе по годам: 2019 год - 3400 единиц; 2020 год - 3500 единиц; 2021 год - 3600 единиц; 2022 год - 3700 единиц; 2023 год - 3800 единиц; 2024 год - 3900 единиц. |
1. Характеристика текущего состояния газоснабжения и газификации Алтайского края
Газификация Алтайского края осуществляется с 1995 года по магистральному газопроводу "Новосибирск - Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск с отводом на г. Белокуриха" протяженностью 265,5 км.
Поставка природного газа потребителям осуществляется по 4,8 тыс. км газопроводов.
По состоянию на 01.01.2019 на территории Алтайского края газифицирован 81 населенный пункт, из них: 4 городских округа, 1 рабочий поселок, 76 сельских населенных пунктов на территории 12 муниципальных районов.
В Алтайском крае действует 20 газораспределительных станций.
Население края составляет 2341,4 тыс. человек.
Общее количество газифицированных квартир (домовладений) - 128670 единиц, из них в городской местности - 89122 единицы, в сельской местности - 39548 единиц.
Уровень газификации жилищного фонда, подлежащего газификации, в Алтайском крае составляет 17,2%, в городской местности - 71,1%, в сельской местности - 6,3%.
Протяженность наружных газопроводов составляет 4822,7 км (1991,7 км в городской и 2831,0 км в сельской местности). Протяженность распределительных газопроводов составляет 4689,4 км, из них: межпоселковых газопроводов 553,3 км, газопроводов-вводов - 133,3 км.
Количество газифицированных коммунально-бытовых объектов составляет 1744 шт. Количество газифицированных промышленных объектов составляет 104 шт. Количество газифицированных сельскохозяйственных объектов составляет 22 шт.
Схема газоснабжения Алтайского края приведена в приложении 2 к подпрограмме 3.
Важнейшим условием для устойчивого социально-экономического развития Алтайского края является обеспечение экономики и населения топливно-энергетическими ресурсами, в том числе котельно-печным топливом, необходимым как для производства электро- и теплоэнергии, так и в качестве топлива непосредственного использования в различных технологических процессах. Важнейшим компонентом в структуре котельно-печного топлива является природный газ. Ежегодный объем потребленного и протранспортированного газа в Алтайском крае в среднем составляет 700 млн. куб. м.
За счет средств ПАО "Газпром" на территории Алтайского края построено 27 объектов газоснабжения. В целях загрузки построенных ПАО "Газпром" газопроводов за счет бюджетных источников финансирования построены внутрипоселковые газопроводы общей протяженностью 449 км, от которых газифицировано более 16 тыс. домовладений и 120 котельных на территориях Тальменского, Павловского, Зонального, Первомайского, Калманского, Троицкого районов, городов Барнаула и Новоалтайска.
В 2016 году Губернатором Алтайского края и Председателем Правления ПАО "Газпром" подписана "Программа развития газоснабжения и газификации Алтайского края на период с 2016 по 2020 годы", в соответствии с которой Общество инвестирует в строительство 13 объектов газоснабжения региона 4,4 млрд. рублей. От данных газопроводов протяженностью 410 км планируется газифицировать 4,6 тыс. домовладений и 45 котельных в 27 населенных пунктах Алтайского, Бийского, Косихинского, Ребрихинского, Смоленского, Советского и Троицкого районов.
Дальнейшая газификация Алтайского края развивается в западном и юго-западном направлениях до городов Рубцовска и Славгорода.
На первом этапе планируется строительство объекта газоснабжения "Газопровод - отвод и ГРС с. Ребриха Алтайского края", к которому будут подключены магистральные газопроводы до вышеуказанных городов.
В строительство данного объекта газоснабжения ПАО "Газпром" инвестирует 2 млрд. рублей. В дальнейшем от газораспределительной станции "Ребрихинская" будут газифицированы Ребрихинский, Топчихинский, Мамонтовский и Тюменцевский районы.
2. Анализ рисков реализации подпрограммы 3 и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
При реализации настоящей подпрограммы и для достижения поставленных в ней целей необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации подпрограммы являются: минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и индикаторов подпрограммы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации подпрограммы существенными являются следующие риски:
нормативно-правовые, организационные и управленческие риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия подпрограммы, недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках подпрограммы, недостаточная подготовка управленческих кадров, неадекватность системы мониторинга реализации подпрограммы, отставание от сроков реализации программных мероприятий.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации подпрограммы, обеспечением мониторинга ее осуществления и оперативного внесения необходимых изменений;
макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Реализация данных рисков может вызвать необоснованный рост стоимости выполняемых работ;
финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования из средств краевого бюджета, секвестированием бюджетных расходов на реализацию мероприятий по газификации;
отсутствие проектов реализации мероприятий подпрограммы.
Вероятность реализации финансовых рисков в значительной степени связана с возможностью реализации макроэкономических рисков. Однако, учитывая практику программного бюджетирования, охватывающего среднесрочную перспективу, данные риски можно оценить как умеренные.
Наиболее отрицательное влияние на выполнение подпрограммы может оказать реализация макроэкономических рисков и связанных с ними финансовых рисков. В рамках подпрограммы отсутствует возможность управления этими рисками. Вероятен лишь оперативный учет последствий их проявления.
Минимизация финансовых рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий подпрограммы;
своевременной корректировки перечня мероприятий и индикаторов подпрограммы;
обеспечения эффективной координации деятельности иных организаций, участвующих в реализации программных мероприятий;
совершенствования межведомственного взаимодействия.
Выполнение подпрограммы напрямую зависит от выполнения обязательств предприятий группы ПАО "Газпром" в части строительства газопроводов-отводов, газораспределительных станций и межпоселковых газопроводов к газифицируемым населенным пунктам. Без строительства межпоселковых газопроводов, предусмотренных программой развития газоснабжения и газификации Алтайского края ПАО "Газпром", газификация данных населенных пунктов не может быть выполнена. Строительство газопроводов требует синхронного исполнения обязательств группы компаний ПАО "Газпром" и Правительства Алтайского края.
В ходе реализации подпрограммы газификации необходимо обеспечить своевременное проведение процедуры торгов в соответствии с федеральным законодательством, своевременное финансирование необходимых мероприятий. Длительность периода проведения торгов по отбору подрядных организаций, осуществляющих выполнение мероприятий подпрограммы, несоблюдение установленных сроков выполнения данных мероприятий, а также отсутствие необходимых объемов финансирования может привести к увеличению периода реализации подпрограммы. В целях минимизации рисков реализации подпрограммы, а также предотвращения неэффективного использования инвестиций при реализации мероприятий подпрограммы необходима синхронизация работы ПАО "Газпром" и Правительства Алтайского края в части уточнения сроков выполнения мероприятий и целевых показателей программы.
Для минимизации рисков реализации подпрограммы органам исполнительной власти Алтайского края, муниципальным образованиям Алтайского края и участникам реализации подпрограммы необходимо проводить разъяснительную работу с населением о преимуществах газификации в части повышения уровня предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также информационную работу о порядке, последовательности, стоимости газификации.
3. Ожидаемый эффект от реализации подпрограммы 3
План мероприятий подпрограммы позволит создать условия для свободного подключения потребителей к вновь построенным сетям газораспределения и обеспечения дополнительной мощности существующим предприятиям и организациям коммунально-бытового сектора на территории Алтайского края при условии сохранения надежности и бесперебойного функционирования системы газоснабжения, обеспечения недискриминационного доступа к сетям газоснабжения, создания предельно простого и прозрачного механизма подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
План мероприятий подпрограммы направлен на достижение следующих результатов:
а) социальный эффект, а именно:
увеличение количества газифицированных квартир;
уменьшение расходов граждан на оплату коммунальных услуг, улучшение условий их жизни;
снижение загрязнения окружающей среды;
б) экономический эффект, а именно:
создание возможности газоснабжения новых производств в зонах инвестиционной активности;
увеличение объема поставки и транспортировки природного газа;
развитие выработки тепловой и электрической энергии с использованием природного газа;
рост объема выпуска продукции, снижение ее себестоимости; дополнительные налоговые поступления в бюджеты различных уровней.
4. Объем финансирования подпрограммы 3
Финансирование мероприятий подпрограммы 3 осуществляется за счет средств краевого и местных бюджетов, средств организаций и граждан.
Общий объем финансирования подпрограммы 3 в 2019-2024 годах составляет - 3415930,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2019 году - 534773,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 572586,6 тыс. рублей;
в 2021 году - 554974,1 тыс. рублей;
в 2022 году - 569721,3 тыс. рублей;
в 2023 году - 592500,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 591375,0 тыс. рублей; из них:
средства краевого бюджета - 1732635,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2019 году - 256150,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 298581,2 тыс. рублей;
в 2021 году - 289308,1 тыс. рублей;
в 2022 году - 288596,3 тыс. рублей;
в 2023 году - 300000,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 300000,0 тыс. рублей;
средства муниципальных образований - 240594,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2019 году - 44623,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 46155,4 тыс. рублей;
в 2021 году - 39816,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 36125,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 37500,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 36375,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства (организаций и граждан) - 1442700,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2019 году - 234000,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 227850,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 225850,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 245000,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 255000,0 тыс. рублей;
в 2024 году - 255000,0 тыс. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований подлежат ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год.
Ассигнования из краевого бюджета будут выделяться в пределах объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период.
Сводные финансовые затраты на реализацию подпрограммы с распределением по годам и источникам финансирования приведены в приложении 6 к государственной программе.
Распределение средств краевого бюджета на проектирование, строительство объектов газификации, приобретение газовых котельных и капитальный ремонт эксплуатируемых газовых котельных, планируемых к реализации в рамках мероприятий подпрограммы, утверждается правовыми актами Правительства Алтайского края пообъектно.
Правила предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию мероприятий по строительству объектов газификации и капитальному ремонту эксплуатируемых газовых котельных приведены в приложении 1 к подпрограмме 3.
5. Сведения о порядке расчета целевых показателей подпрограммы 3
Номер строки |
Целевой показатель |
Методика расчета |
1 |
Объем потребления природного газа в год |
определяется на основе данных, представляемых газораспределительными организациями на территории Алтайского края (далее - ГРО), рассчитывается по формуле:
,
где: - объем (прирост) потребления природного газа в год; , - объем (прирост) потребления природного газа в год в различных зонах обслуживания ГРО |
2 |
Количество населенных пунктов, газифицированных природным газом |
определяется на основе мониторинга, осуществляемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края |
3 |
Уровень газификации природным газом (прирост) |
определяется на основе мониторинга, осуществляемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, рассчитывается по следующей формуле:
,
где: - уровень газификации природным газом; - количество газифицированных природным газом квартир (домовладений); - общее количество квартир (домовладений) на территории Алтайского края |
4 |
Протяженность (строительство) межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов природного газа, введенных в эксплуатацию |
определяется на основе мониторинга, осуществляемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (учитывает все источники финансирования), рассчитывается по формуле:
,
где: - прирост протяженности межпоселковых газопроводов (ежегодный); , - ежегодный прирост протяженности межпоселковых газопроводов за счет средств каждого источника финансирования |
5 |
Газификация природным газом квартир (домовладений), подлежащих газификации |
определяется на основе данных, представляемых ГРО, рассчитывается по формуле:
,
где: - прирост количества газифицированных природным газом квартир (домовладений) (ежегодный); , - ежегодный прирост количества газифицированных природным газом квартир (домовладений) в различных зонах обслуживания ГРО |
6 |
Уровень газификации сжиженным углеводородным газом (СУГ) (снижение) |
определяется на основе мониторинга, осуществляемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, рассчитывается по следующей формуле:
,
где: - уровень газификации СУГ; - количество квартир (домовладений), газифицированных СУГ; - общее количество квартир (домовладений) на территории Алтайского края |
6. Сведения о потребителях, на которых направлено действие подпрограммы 3
Потребителями услуг газификации, на которых направлено действие подпрограммы 3, являются: население, организации социальной сферы, промышленные потребители и организации сферы услуг, расположенные на территории Алтайского края.
7. Механизм реализации подпрограммы 3
Ответственный исполнитель и участники обеспечивают выполнение мероприятий подпрограммы, подготовку предложений по ее корректировке, формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий, представляют отчет о ходе их реализации.
Мониторинг реализации подпрограммы осуществляется ежеквартально. Объектом мониторинга является выполнение мероприятий подпрограммы в установленные сроки, сведения о финансировании программы на отчетную дату, степень достижения плановых значений индикаторов подпрограммы.
Минстрой Алтайского края:
организует реализацию подпрограммы, принимает решение о внесении изменений в подпрограмму в соответствии с установленными порядком и требованиями;
контролирует выполнение подпрограммных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению;
запрашивает у участников подпрограммы информацию, необходимую для проведения мониторинга и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности программы;
рекомендует участникам подпрограммы осуществлять разработку отдельных мероприятий, планов их реализации;
подготавливает ежеквартальные и годовой отчеты о ходе реализации подпрограммы.
Участники подпрограммы:
осуществляют реализацию мероприятий подпрограммы, в отношении которых они являются исполнителями или в реализации которых предполагается их участие;
обеспечивают формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий подпрограммы, подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации подпрограммы;
вносят ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в подпрограмму;
обеспечивают эффективное и целевое расходование средств, выделяемых на реализацию подпрограммы;
обеспечивают методическое сопровождение мероприятий подпрограммы, непрерывный мониторинг и оценку эффективности реализации подпрограммы;
разрабатывают нормативные правовые акты, касающиеся реализации мероприятий подпрограммы.
Приложение 1
к подпрограмме 3
"Газификация Алтайского края"
Правила
предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию мероприятий по строительству объектов газификации и капитальному ремонту эксплуатируемых газовых котельных
1. Общие положения о предоставлении субсидий
1.1. Настоящие правила определяют цель, порядок и условия предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов Алтайского края (далее - "муниципальные образования") на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий подпрограммы 3 "Газификация Алтайского края" по строительству, реконструкции объектов газификации и капитальному ремонту эксплуатируемых газовых котельных (далее - "субсидии").
1.2. Главным распорядителем направляемых на предоставление субсидий средств (далее - "Главный распорядитель") является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (Минстрой Алтайского края).
1.3. Субсидии муниципальным образованиям предоставляются Минстроем Алтайского края в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период на мероприятия подпрограммы 3 "Газификация Алтайского края" по строительству, реконструкции объектов газификации и капитальному ремонту эксплуатируемых газовых котельных.
2. Условия предоставления субсидий
2.1. Для рассмотрения возможности предоставления субсидии администрацией муниципального образования Главному распорядителю предоставляется заявка с обоснованием необходимости и целесообразности реализации мероприятий с привлечением субсидий.
2.2. Условиями предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований края являются:
наличие в муниципальном правовом акте о местном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансированию мероприятий подпрограммы 3 "Газификация Алтайского края" по строительству, реконструкции объектов газификации и капитальному ремонту эксплуатируемых газовых котельных;
гарантия муниципального образования обеспечить достижение (выполнение) значений показателей результативности использования субсидии при заключении соглашения о предоставлении субсидии;
обеспечение выполнения обязательств Правительства Алтайского края при реализации программы развития газоснабжения и газификации Алтайского края (инвестиции ПАО "Газпром");
предотвращение аварийного состояния объекта теплоснабжения, представляющего угрозу жизни населения.
2.3. Предоставление субсидий осуществляется с учетом следующих критериев:
необходимость завершения реализации инвестиционного проекта;
наличие объектов с высокой степенью готовности к вводу в эксплуатацию, а также объектов, готовых в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и Алтайского края, к началу строительства;
достижение муниципальным образованием ранее принятых обязательств в полном объеме;
создание возможности газоснабжения новых производств в зонах инвестиционной активности;
увеличение объема поставки и транспортировки природного газа.
2.4. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Минстроем Алтайского края и администрацией муниципального образования в соответствии с Типовой формой соглашения, утвержденной приказом Министерством финансов Алтайского края (далее - "соглашение").
2.5. Размер субсидии определяется исходя из стоимости запланированных (выполненных) в рамках реализации мероприятия работ (услуг) по следующей формуле:
,
где:
- размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на реализацию мероприятия;
- стоимость запланированных (выполненных) работ (услуг) при реализации мероприятия на соответствующий финансовый год;
- доля софинансирования работ (услуг) из бюджета муниципального образования при реализации мероприятия в размере не менее пяти процентов от стоимости работ.
2.6. Перечисление субсидий в бюджеты муниципальных образований осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органом Федерального казначейства для учета операций со средствами бюджетов муниципальных образований.
2.7. Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждается правовыми актами Правительства Алтайского края пообъектно.
2.8. Объем бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на финансовое обеспечение расходного обязательства утверждается решением о бюджете представительного органа муниципального образования (определяется сводной бюджетной росписью местного бюджета).
2.9. В случае внесения в закон Алтайского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период и (или) правовой акт Правительства Алтайского края изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, в целях софинансирования реализации которых предоставляется субсидия, в соглашение вносятся соответствующие изменения.
Основанием для внесения изменений в соглашение также является изменение сметной стоимости реализации мероприятий, на софинансирование которых предоставляется субсидия, по результатам проверки достоверности сметной стоимости объектов и (или) уменьшение цены муниципального контракта по результатам проведения конкурентной процедуры на право его заключения.
Внесение изменений в соглашение о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований из краевого бюджета, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов государственных программ, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.
2.10. Оценка эффективности использования субсидии в отчетном финансовом году осуществляется путем сравнения плановых и фактически достигнутых показателей результативности использования субсидии муниципальным образованием, установленных соглашением:
а) уровень технической готовности объекта, достигнутый в результате использования субсидии (процентов);
б) объем денежных средств субсидии, освоенный на отчетную дату (тыс. рублей).
2.11. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств в части достижения значений показателей результативности использования субсидии, предусмотренных соглашением в текущем году, и в срок до первой даты представления отчетности, следующей за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, возврат средств из бюджета муниципального образования в краевой бюджет осуществляется в сроки и порядке, установленные постановлением Правительства Алтайского края об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края.
2.12. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления, в том числе невозврата муниципальным образованием средств в краевой бюджет, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решения о приостановлении перечисления субсидии бюджету муниципального образования либо о сокращении ее объема не принимаются в случае, если условия предоставления Субсидии были не выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы.
3. Контроль соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий
3.1. Остаток не использованной на 1 января очередного финансового года субсидии подлежит возврату в краевой бюджет в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
3.2. Муниципальное образование ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет Главному распорядителю отчет о целевом использовании субсидии и выполнении исполнителями графиков выполнения работ согласно заключенным муниципальным контрактам (договорам).
3.3. Главный распорядитель и муниципальное образование в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, а также за своевременное представление отчетности об использовании субсидии.
3.4. В случае выявления фактов существенных нарушений муниципальным образованием целей, условий и порядка предоставления субсидий, установленных настоящими Правилами, Главный распорядитель со дня выявления таковых направляет муниципальному образованию требование о возврате субсидии в краевой бюджет в соответствии с условиями соглашения. Ее возврат производится не позднее 30 календарных дней со дня получения требования от Главного распорядителя по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.